Главная страница
Навигация по странице:

  • PRIADKO O. V. FORMATION OF THE HISTORICAL MEMORY OF YOUNG PEOPLE AT THE PRESENT STAGE OF DEVELOPMENT OF SOCIETY

  • Youth world politic. 2016. 2. С. 78 83


    Скачать 337.02 Kb.
    НазваниеYouth world politic. 2016. 2. С. 78 83
    Дата02.02.2022
    Размер337.02 Kb.
    Формат файлаpdf
    Имя файлаll.pdf
    ТипДокументы
    #349920

    YOUTH WORLD POLITIC. – 2016. – №2. – С. 78 – 83.
    ПРЯДКО О.В ФОРМИРОВАНИЕ ИСТОРИЧЕСКОЙ ПАМЯТИ МОЛОДЕЖИ НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ РАЗВИТИЯ ОБЩЕСТВА В статье автор рассматривает понятие исторической памяти, её роль в сохранении в сознании членов общества событий прошлого, их оценок, и превращении в ценности, на которые следует опираться в будущем. Также рассмотрено современное состояние исторической памяти молодого поколения и подчеркнуто недостаточную разработанность данного вопроса. Были рассмотрены пути формирования и сохранения исторической памяти молодежи. Прежде всего, это объединение усилий образования, науки, культуры и органов власти, которые будут проводить работу по формированию и сохранению у молодежи исторической памяти, чувства причастности к истории своей страны, национальной самоидентификации, укреплять связи между поколениями, восстанавливать и поддерживать традиционные ценности. Также были даны некоторые рекомендации по поддержанию интереса молодого поколения к истории своей страны. Ключевые слова историческая память, историческое прошлое, молодежь, исторические события, общество, историческое образование, средства массовой информации.
    PRIADKO O. V.
    FORMATION OF THE HISTORICAL MEMORY OF YOUNG PEOPLE AT
    THE PRESENT STAGE OF DEVELOPMENT OF SOCIETY
    In this article the author examines the concept of historical memory, its role in preserving in the minds of members of the society events of the past, their assessments, and the transformation in the values that should be used in the future. It is also examined the current state of historical memory of the young generation and underlined the insufficient development of this issue. Were the ways of formation and preservation of the historical memory of the young. First of all, it is to unite the efforts of education, science, culture and government, which will work on the formation and preservation of historical memory among young people, a sense of involvement in their country's history and national identity, to strengthen the links between the generations, to restore and maintain traditional values. Some recommendations for keeping the interest of the young generation's in his country's history also were given.
    Keywords: historical memory, historical past, young people, historical events, society, historical education, the media.
    На современном этапе развития общества происходит раскол духовной жизни, связанный с изменением ценностно-смысловых ориентиров, общественных идеалов, переосмысления исторического прошлого в связи с современными событиями в политической и публичной сферах общества. В связи с этим важную роль приобретает историческая память, способная сохранять в сознании членов общества события прошлого, их оценки, и превращать в ценности, определяющие поступки и действия людей, ценности, на которые следует опираться в будущем. Важными в этом отношении являются слова Д.С. Лихачёва: Отношение к прошлому формирует собственный национальный облик. Ибо каждый человек – носитель прошлого и носитель национального характера. Человек – часть общества и часть его истории. Не сохраняя в себе самом память прошлого, он губит часть своей личности [1, с. 6]. Действительно, знания о прошлом обеспечивают передачу ценностей из поколения в поколение. В.В. Карлова отмечает значение исторической памяти в формировании и консолидации нации Историческая память – это те фундаментальные исторические ценности, которые являются консолидирующим фактором создания нации, <…> историческая память является тем своеобразным национально-генетическим кодом, который сохраняет знания нации об истории, этапах развития, условиях существования и духовном потенциале нации [2]. Трегуб О. считает историческую память тем генетическим кодом нации, расшифровка которого может указать на присущие нации склонности, ее слабые и сильные стороны, определить уместные и необходимые пути развития [3, с. 25]. Говоря о памяти,
    Г.Б. Могильницкий подчеркивает, что она меняет свое содержание на разных этапах развития исторической науки не только вследствие избирательного характера подхода к явлениям прошлого, но ив меньшей степени в силу их оценки Одни и те же явления прошлого нередко получают в разных системах исторических представлений диаметрально противоположную оценку, что определяет их неодинаковое звучание в памяти различных социальных классов [4, с. 156-157]. Проблема исторической памяти является междисциплинарной, её исследованием занимаются представители таких социально-гуманитарных наук, как история, социология, политология, философия. Ж.Т. Тощенко отмечает в своем исследовании что же касается исторической памяти, то это определенным образом сфокусированное сознание, которое отражает особую значимость и актуальность информации о прошлом в тесной связи с настоящими будущим. Историческая память по сути дела является выражением процесса организации, сохранения и воспроизводства прошлого опыта народа, страны, государства для возможного его использования в деятельности людей или для возвращения его влияния в сферу общественного сознания. Полное или частичное забвение исторического опыта, культуры своей страны и своего народа ведет к амнезии, что ставит под сомнение возможность существования данного народа в истории [5, с. 296-297]. Исследователи указывают на социальный характер исторической памяти. По мнению М. Хальбвакса, индивиды не могут сохранять и активизировать личные воспоминания, если
    они не сконструированы в определенных социальных границах (семьи, религии, нации) и не поддерживаются этими группами [6, с. 61]. Исследователей исторической памяти объединяет мысль о том, что в современных условиях манипулирование коллективной памятью стало способом манипуляции индивидуального и общественного сознания. По мнению польского ученого Е. Едлицкого, коллективная память может быть холодной или горячей холодная сохраняет или консервирует факты, горячая – продуцирует политически актуальную версию прошлого, а дальнейшее развитие событий будет зависеть от эмоционального напряжения в обществе [7, с. 94-95]. Исследователь называет два варианта использования исторической памяти, которые провоцируют напряжение и конфронтацию в обществе освящение некоторых исторических событий, которые превратили их во влиятельные символы и мифы напоминание о массовой несправедливости по вине другой группы или силы [7, с. 94-95]. Число научных исследований, посвященных проблеме исторической памяти, достаточно велико. Это работы А.Я. Гуревича, Л.О. Зашкильняк, Ю.О.
    Зерний, АН. Киридон, ОБ. Леонтьевой, Л.А. Нагорной, А.В. Полетаева, Л.П.
    Репиной, ИМ. Савельевой, Ж.Т. Тощенко, А.А. Удод, Н.Н. Яковенко. Также есть определенное количество работ, посвященных исследованию исторического сознания, среди которых можно назвать труды А.Л.
    Андреевой, МА. Барга, НИ. Дроздовой, АИ. Зимина, Ж.Т. Тощенко, МА. Чешкова, В.С.
    Шмаковой. Хотя проблема исторической памяти находится в центре внимания исследователей, ряде аспектов остается не до конца изученным. Одним из таких пробелов является изучение исторической памяти молодого поколения, а именное уровень на современном этапе развития общества и пути формирования в будущем. На данный момент в среде молодежи наблюдается снижение уровня гражданской ответственности, патриотизма, знания истории своей страны. Каждый член общества должен знать историю, прошлое своей страны для успешного проектирования будущего. Августин Аврелий отмечал значимость исторического сознания есть три времени – настоящее прошедшего, настоящее настоящего, настоящее будущего. Эти три времени существуют в нашей душе и нигде в другом месте я их не вижу настоящее прошедшего это память, настоящее настоящего – его непосредственное созерцание, настоящее будущего – его ожидание [8, с. 26]. Он подчеркивает, что без настоящего прошедшего не существует ни настоящее настоящего, ни настоящее будущего. Возникает вопрос, каким образом можно сохранить историческую память для будущих поколений, которые обеспечат эффективное развитие всех сфер жизни своей страны Следует объединить усилия таких сфер, как образование, наука, культура с деятельностью органов власти, которые будут проводить работу по формированию и сохранению у молодежи исторической памяти, чувства причастности к истории своей страны, национальной самоидентификации, укреплять связи между поколениями, восстанавливать и поддерживать традиционные ценности. Наибольшее влияние на формирование
    и сохранение исторической памяти подрастающего поколения оказывает семья. Именно семья формирует у молодых людей национальное самосознание, любовь к родной земле, к её прошлому посредством передачи традиций, обычаев, верований, обрядов. Вслед за влиянием семьи, следует отметить, конечно же, образовательные и культурные учреждения. Именно среднее и высшее образование на сегодняшний день являются мощными ретрансляторами знаний о прошлом и модераторами исторической памяти молодого поколения жителей страны. Важной функцией исторического образования является создание в сознании молодых людей целостного образа прошлого народа. Историческое образование должно помогать молодежи с помощью понимания исторических явлений с разных перспектив (индивидуальной, местной, региональной, национальной, мировой) формировать собственную идентичность. Доминирующим средством обучения и важным фактором формирования исторической памяти молодых людей является учебник по истории. Роль преподавателя истории состоит не только в формировании знаний, но ив помощи молодежи в понимании поведения людей в прошлом. Этому способствует рассмотрение с разных точек зрения щепетильных вопросов и событий прошлого, которые имеют несколько версий. Важными для изучения являются вопросы о трагедиях, насилии, которые происходили в прошлом, с целью завлечения молодых людей к размышлениям о мотивах людей и обстоятельствах, в которых происходили те или иные события. Такой анализ помогает установить связь между прошедшими историческими событиями и событиями современного мира. Изучение истории в школе должно не только прививать знания, но и формировать критически мыслящего индивида, патриота своей страны. Формирование исторической памяти должно продолжаться ив высших учебных заведениях, студенты должны совершенствовать свою способность осмысливать опыт предшествующих поколений и свой собственный. Эмпирический материал, собранный в процессе проведения социологических исследований также может и должен быть использован при разработке способов, мер, механизмов, направленных на формирование и поддержание исторической памяти молодого поколения. Особое место в формировании исторической памяти занимают музейные учреждения. Музей является не только местом хранения первичных источников культуры и истории, но и центром культуры, институтом, который осуществляет целенаправленное воздействие на индивида. Экспонаты музея, воссоздавая исторические события, вовлекают человека в мир истории и вызывают у него чувство сопричастности сданными событиями прошлого. Таким образом, музейные учреждения вырабатывают у их посетителей интерес к прошлому, к культурному наследию. Историческая память и музей имеют сходные основания и оказывают взаимное влияние. Знание, традиции, ценности, символы, образы, составляющие основу исторической памяти, являются системообразующими элементами музея и занимают важное место в его деятельности, в своем взаимодействии способствуя сохранению,
    актуализации и трансляции исторической памяти из поколения в поколение. Вопрос становления деятельности общественных организаций историко- культурного направления приобретает актуальность в связи с переосмыслением исторического прошлого как составляющей процесса формирования национальной идентичности. На данный момент в Украине действуют такие юношеские и молодежные организации исторического и мемориального направления, как Всеукраинская общественная молодежная организация Союз Украинской Молодежи в Украине, Украинское детско-юношеское общество
    «СІЧ», национальная скаутская организация Украины – Пласт, Всеукраинская молодежная организация Украина – ХХI», Всеукраинский союз общественных организаций Скауты Украины».
    Значительную работу по популяризации исторического наследия проводят организации краеведческого направления. По инициативе Национального союза краеведов Украины осуществляется издание Свода памяток истории и культуры Украины. В большинстве своем молодое поколение воспринимает события исторического прошлого посредством Интернета, телевидения, художественной литературы. Именно они, а ненаучные статьи являются мощным способом формирования исторической памяти молодежи. Только вот существует проблема в средствах массовой информации небольшое количество материалов, которые бы освещали прошлое нашей страны. Вместо этого мы можем наблюдать изобилие зарубежных фильмов, которые пропагандируют ценности других стран и освещают их героическое прошлое. Таким образом, мы можем сделать вывод о том, что недооценка уровня исторической памяти молодых людей приводит к снижению их патриотизма и гражданской ответственности. Наибольшее влияние на формирование исторической памяти молодого поколения оказывают семья, сферы образования и культуры, а также средства массовой информации. Для формирования и сохранения исторической памяти подрастающего поколения следует со стороны семьи передавать детям традиции, обычаи, рассказывать о прошлом и о родословной семьи, способствовать общению с более взрослыми членами семьи со стороны учителей способствовать изучению школьниками родословной своей семьи посредством проведения классных часов, факультативов, кружков по изучению семейного древа и семейных фотографий организовывать встречи с известными людьми своего населенного пункта, с ветеранами Великой отечественной войны проводить для школьников экскурсии с посещением памятных мест, исторических, краеведческих объектов организовывать посещения музеев и выставок с целью ознакомления с достижениями науки, культуры, образования своего региона и своей страны
    при участии молодых людей разрабатывать сценарии празднования знаменательных для страны дат способствовать участию студентов в общественных акциях патриотического содержания, а также в конференциях, посвященных знаменательным событиям страны способствовать распространению в средствах массовой информации фильмов, передач, статей, направленных на формирование уважения к своей стране, патриотизма, общечеловеческих ценностей. Литература
    1. Лихачев Д.С. Историческая поэтика русской литературы смех как мировоззрение и другие работы / Д.С. Лихачев. – СПб.: АЛЕТЕЙЯ, 1997. – 508 с.
    2. Карлова В. Особливості відновлення історичної пам’яті українського народу у контексті аналізу досвіду постсоціалістичних країн [Електронний ресурс / В.
    Карлова // Науковий вісник Львівського регіонального інституту державного управління Національної академії державного управління при Президентові
    України. – 2008. – Вип. 1. – Режим доступу http://www.nbuv.gov.ua/e- journals/DeVr/ 2008-01/V_Karlova.pdf
    3. Трегуб О. Історична память як засіб мобілізації національної свідомості
    [Електронний ресурс / Трегуб О. – К Магістеріум. Вип. 31, Політичні студії /
    Національний університет «Києво-Могилянська академія». – 2008. – С. 25-29. – Режим доступу http://elib.ukma.edu.ua/Mahisterium/MAG_ISSUE31_polityk/03_tregyb_o.PDF
    4. Могильницкий Б.Г. Введение в методологию истории / Б.Г. Могильницкий. – М Высшая школа, 1989. – 175 с.
    5. Парадоксальный человек монография / Ж.Т. Тощенко. е изд, перераб. и доп. – М ЮНИТИ-ДАНА, 2008. – 543 с.
    6. Halbwachs Maurice, The collective memory, trans.Francis J Ditter, Jr., and Vida
    Jazdi Ditter. – New York, 1980.
    7. Петровський В. Українсько-російські взаємини в сучасній західній науковій літературі (1991–2001) / В. Петровський. – Х Майдан, 2003. – 492 с.
    8. Августин Аврелий. Исповедь Электронный ресурс / Августин Аврелий. – М,
    1998. – Книга 11. – Режим доступа http://azbyka.ru/otechnik/Avrelij_Avgustin/ispoved/
    9. Божченко О.А. Музей в формировании исторической памяти автореф. дис. на соискание ученой степени канд. культурологии спец. 24.00.03 Музееведение, консервация и реставрация историко-культурных объектов Электронный ресурс / О.А. Божченко. – СПб., 2012. – Режим доступа http://cheloveknauka.com/muzey-v-formirovanii-istoricheskoy-pamyati
    Referenses
    1. Likhachev D.S. Istoricheskaya poetika russkoi literatury: smekh kak mirovozzrenie i drugie raboty. SPb.: ALETEIYa, 1997.

    2. Karlova V. і і іstorichnoї і ї narodu u і і і postsotsіalіstichnikh ї. Naukovii і і і і derzhavnogo і Natsіonal'noї akademії derzhavnogo і pri і ї. 2008. Vip. 1. URL: http://www.nbuv.gov.ua/e-journals/DeVr/ 2008-01/V_Karlova.pdf (Data obrashcheniya: 05.04.2016).
    3. Tregub O. І pam'yat' yak і mobіlіzatsії natsіonal'noї svіdomostі. Magіsterіum. і і є і. Vip. 31, Polіtichnі studії. 2008.
    4. Mogil'nitskii B.G. Vvedenie v metodologiyu istorii. M.: Vysshaya shkola,
    1989.
    5. Paradoksal'nyi chelovek: monografiya. 2-e izd., pererab. i dop. M.:
    YuNITI-DANA, 2008.
    6. Halbwachs Maurice, The collective memory, trans.Francis J Ditter, Jr., and Vida Jazdi Ditter. New York, 1980.
    7. Petrovs'kii V. Ukraїns'ko-rosіis'kі є v і zakhіdnіi і lіteraturі (1991–2001). Kh.: Maidan, 2003.
    8. Avgustin Avrelii. Ispoved'. M., 1998.
    9. Bozhchenko O.A. Muzei v formirovanii istoricheskoi pamyati: avtoref. dis… kand. kul'turologii. SPb., 2012.
    Прядко Оксана Владимировна – аспирант Луганский национальный университет имени Тараса Шевченко
    E-mail: sanochkavladimirovna@mail.ru
    Priadko Oksana Vladimirovna – postgraduate
    Lugansk Taras Shevchenko national university
    E-mail: sanochkavladimirovna@mail.ru


    написать администратору сайта