Главная страница
Навигация по странице:

  • Задание 2 Раскройте особенности рисования натюрморта

  • Задание 3 Представьте характеристику средствам гармонизации композиции

  • Задание 4 Опишите, каким образом освещение может быть использовано для корректировки цветовосприятия

  • Задание 5 Приведите и охарактеризуйте художественно-технические приёмы архитектурной графики

  • Наталия Панарина_КР. Задание 1 Охарактеризуйте восприятие формы на плоскости


    Скачать 27.36 Kb.
    НазваниеЗадание 1 Охарактеризуйте восприятие формы на плоскости
    Дата19.04.2021
    Размер27.36 Kb.
    Формат файлаdocx
    Имя файлаНаталия Панарина_КР.docx
    ТипОтчет
    #196223

    Задание 1

    Охарактеризуйте восприятие формы на плоскости
    Восприятие формы – одна из важнейших функций зрительного анализатора. Оно позволяет оценить разные геометрические особенности воспринимаемого объекта. Восприятие формы делят на два основных вида:

    • восприятие плоскостной формы;

    • восприятие объемной формы.

    Восприятие первого вида предполагает отчетливое различение очертаний предмета, его границ. Восприятие плоскостной формы зависит от четкости изображения, получающегося на сетчатке, т.е. от остроты зрения.

    Восприятие как плоскостной формы, так и объемной подразумевает, что сознание человека получает не «фотографию текущего момента», а довольно постоянный, характерный для данного объекта образ (состоящий из формы, цвета, и других характерных особенностей). Воспринимая, например, лежащий на столе транспортир, мы видим постоянную форму этого транспортира, вне зависимости от расстояния до него или угла наклона. Эта особенность восприятия называется константностью формы.

    Плоскость, которая является посредником между художником и зрителем, ощущается и воспринимается каждым человеком по- своему в силу индивидуальных особенностей, то есть субъективно. Но существует и объективное восприятие.

    Прежде чем создавать плоскостные композиции, необходимо познакомиться с закономерностями их восприятия.

    Так, например, если поставлена задача выбрать плоскость в наиболее гармоничных пропорциях, то в большинстве случаев эта плоскость будет соответствовать пропорциям «золотого сечения» или близким к ним. Это скорее всего связано с тем, что в основе построения человека, природы, Земли, космоса лежат те же пропорции. Если необходимо точкой обозначить центр плоскости, то она окажется несколько выше геометрической середины. Все это объясняется объективным ощущением плоскости.

    Восприятие плоскости у европейцев отличается от ее восприятия японцами и другими представителями восточной культуры, которые при письме располагают строчки вертикально. Мы же прочитываем плоскость слева направо и из верхнего угла в нижний. Поэтому точка, расположенная в верхнем левом углу, не вызывает никакого дополнительного вопроса, а воспринимается естественно. Однако перенесение ее в любое другое место привлекает более активное внимание зрителя. При решении композиции на плоскости необходимо учитывать и использовать оптические иллюзии восприятия самой плоскости, а также точки, линии или пятна на ней.

    Геометрически точный квадрат кажется ниже по высоте, а следовательно, оптический квадрат должен быть слегка вытянут в высоту. Глаз склонен к преувеличению всего горизонтального и более слабому восприятию вертикального.

    При геометрически точном разделении формы на две равные части нижняя часть кажется меньше, поэтому необходима оптическая корректировка членения. Глаз переоценивает верхнюю и недооценивает нижнюю часть плоскости, поэтому любую фигуру, для того чтобы она казалась расположенной в центре плоскости, следует немного сместить вверх.

    Горизонтальная линия кажется толще, чем такая же вертикальная.

    Геометрически точный круг кажется вытянутым в ширину.

    Один и тот же круг выглядит по-разному в зависимости от его расположения на плоскости. Вверху – легким, парящим; внизу – тяжелым, грузным. Причем на черном фоне это выражается активнее.

    Треугольник, обращенный вершиной вверх, выглядит устойчивым, а в перевернутом виде форма неустойчива.

    Прямоугольник, лежащий горизонтально, выглядит прочным и тяжелым, стоящий – более легким и подвижным.

    Равновеликие фигуры воспринимаются разными. Свечение белых фигур на черном фоне раздвигает зрительно их границы, и они кажутся заметно крупнее, чем точно такие же черные на белом фоне.

    Горизонтальные линии, образующие квадрат, зрительно удлиняют его в высоту, вертикальные – расширяют.

    Квадратное поле, ограниченное горизонтальными линиями, расширяется, а вертикальными – удлиняется.
    Задание 2

    Раскройте особенности рисования натюрморта
    При рисовании натюрморта придерживаются общих правил последовательного изображения рисунка - «от общего к частному» и «от частного к общему». натюрморт акварельный живопись

    Рисование натюрморта можно условно разделить на четыре этапа: схематизацию, типизацию, индивидуализацию и обобщение.

    На этапе схематизации предметы размещают на листе бумаги, рисуя их упрощенную схематическую форму.

    На этапе типизации выявляют форму предметов. На этапе индивидуализации стирают все вспомогательные линии и штрихи и переходят к индивидуальной проработке формы предметов, их светлоты, фактуры, освещенности.

    На этапе обобщения приводят весь рисунок к единому целому, работая

    «от частного к общему».

    I этап.

    Предполагает композиционное размещение изображения в листе бумаги.

    Вопросы композиции уже решались в процессе выполнения эскизов-вариантов. Найденную композицию необходимо сохранить и перенести ее в формат листа. Для этого определяется наибольшая ширина и наибольшая высота всей постановки. Ограничив, таким образом, поле, в котором будет находиться изображение основных частей натюрморта, можно несколькими легкими линиями наметить место каждого из предметов и плоскость, на которой они установлены. Когда определена точка зрения, границы натюрморта и форма листа (вертикаль или горизонталь), можно приступать к рисованию.

    Задача состоит в том, чтобы в процессе рисования не нарушать замысла, который у вас сложился. Поэтому нельзя рисовать, начиная с отдельного предмета, постепенно пририсовывая к нему остальную часть изображения. В этом случае неизбежно будут нарушены сравнительные размеры предметов, рисунок может не уложиться в лист или оказаться значительно меньше, чем нужно.

    Начинают с наброска всей группы - ее нужно закомпоновать в листе легкими беглыми линиями, очертить весь натюрморт, устанавливая на листе места, где располагаются предметы. В этой работе вы встретитесь с задачей установить правильные соотношения размеров предметов. Рассмотрим все по порядку. Чтобы нарисовать что-либо на листе бумаги вначале надо построить изображение. Этим закладывается своеобразный фундамент для всего рисунка. Когда натюрморт построен в основном, необходимо уточнить пропорции предметов, их расположение и связи в группе.

    II этап.

    Уточняется место каждого из предметов относительно друг друга, определяются их пропорциональные отношения, выявляется конструктивная основа формы. Решение этих вопросов требует серьезного, внимательного анализа натуры. Нужно учитывать в каком месте находится кувшин по отношению к бокалу и чайничку; на сколько ширина кувшина меньше его высоты; на каком расстоянии от переднего края драпировки стоит кувшин; на сколько кувшин больше, чем бокал; это позволит более внимательно анализировать натуру, а, следовательно, быстрее понять закономерности ее строения. Для облегчения процесса построения формы предметов рисовать их лучше как бы прозрачными. Это, во-первых, даст возможность почувствовать пространственность формы, во-вторых, правильно изобразить ее на листе бумаги.

    Все построение нужно выполнять легкими, без нажима линиями, тогда на последующих этапах их не потребуется стирать, они органично войдут в само изображение.

    Объемность, рельефность формы мы воспринимаем только при наличии светотени. Поэтому, работая над рисунком, уже на втором этапе нужно определять большой свет и большую тень, в тенях сделать легкую прокладку тоном.

    III этап.

    Идет дальнейшее уточнение формы предметов, продолжается работа тоном. Изучив закономерности распределения светотени на геометрических телах различной формы, легко можно разобраться в светотональных градациях и на бытовых предметах. Сложность здесь только в том, что бытовые предметы в сравнении с гипсовыми геометрическими телами имеют еще и свой индивидуальный цвет и тон. Все предметы, так или иначе, различны по материалу, из которого они сделаны. Передний план желательно прорисовывать более подробно, чем второй и третий, намечать конкретные складки, очень внимательно и детально лепить форму. Дальний план более мягок, обобщен, нет конкретных четких переходов. Этот прием создает ощущение глубины в рисунке.

    IV этап. Заключительный. Он предполагает процесс завершение рисунка.

    На этом этапе нужно еще раз провести мысленный анализ своей работы. В чем же он заключается? Он состоит прежде всего в следующем:

    1. Рисунок рассматривается с позиции: а) перспективного построения; б) объемности, рельефности форм; в) тонового решения; г) материальности.

    2. Обобщение рисунка. В том случае, когда изображаемая деталь, а возможно, и предмет разрушают цельное восприятие рисунка, то этот предмет «смягчается», если он слишком темный, и, наоборот, «уплотняется», если слишком светлый.

    3. Художественная выразительность, цельность рисунка.

    Рассмотренные четыре этапа работы над рисунком натюрморта вовсе не являются отдельными друг от друга, самостоятельными звеньями. Они составляют единый и неделимый процесс, каждый этап которого является логическим продолжением предыдущего. Без этапа компоновки например, трудно начинать построение формы - рисунок может получиться либо большим, либо очень маленьким. Без этапа конструктивного построение формы трудно переходить к ее проработке с помощью светотени поскольку форма в этом случае может получиться отличной от той, которая в натуре.
    Задание 3

    Представьте характеристику средствам гармонизации композиции
    Гармонизация формы объекта дизайна достигается путем преобразования исходных геометрических и физических свойств формы (пространства, объема, конфигурации, величины, зрительного впечатления массы, вида поверхностей, линий, точек, цвета, фактуры и текстуры) в соответствии с основными принципами композиции благодаря профессиональному выбору и умелому использованию средств и приемов композиции.

    Основными средствами гармонизации композиции являются:

    - ритм, метр;

    - контраст, нюанс, тождество;

    - пропорции;

    - масштаб;

    - симметрия, асимметрия;

    - динамика, статика.

    Ритм – закономерное чередование или изменение элементов, свойств, явлений во времени и пространстве. 

    В композициях ритм может быть явным и скрытым:

    - явный ритм очевиден, это как поместить элементы на полосатый фон;

    - скрытый ритм представляет собой сложное чередование акцентов, ино гда смысловых, направлений, технических приемов.

    Метр – частный случай ритма – представляет собой повторение через равный интервал одинаковых или сходных признаков. Элементы располагаются через равные интервалы. 

    Контраст – резкое различие элементов композиции, сочетание противоположных характеристик – высокого и низкого, линий и пятен, тёмного и светлого. 

    Контраст является мощным средством усиления выразительности, так как противоположные характеристики подчеркивают друг друга и оттеняют. Светлое рядом с темным кажется светлее, изящное рядом с грубым кажется еще утонченнее, и т. д.

    Нюанс – плавный переход характеристик, такое соотношение элементов композиции, при котором преобладает сходство, но имеются незначительные отличия. 

    Тождество – отношение полностью сходных объектов. Используется несколько реже контраста и нюанса, так как обладает меньшими выразительными возможностями.

    Пропорциональность – соразмерность частей и целого, которая прослеживается при переходе от одной части формы к другой и ко всей форме в целом.

    Масштаб, размер. Масштабность – соразмерность принятому эталону.

    Размер– величина изображения по отношению к формату.

    Существуют композиции, строящиеся на использовании мелкого масштаба – как на географических картах, и строящиеся на крупных планах – как например, фотографии макросъемки. Эффект создаваемой композиции зависит от того, как выбранный масштаб и размер изображения соответствуют цели автора: хотел ли автор вызвать ощущение огромного пространства, или тесноты, или присутствия.

    Статика – зрительное впечатление неподвижности.

    Статика используется для выражения следующих смыслов: уверенность, спокойствие, остановка, «классика».

    Динамика – зрительное впечатление движения, скорости.

    Динамика используется для выражения смыслов: движение, энергия,сила, дерзость, порыв, «альтернатива».

    Симметрия – определённый порядок, математическая закономерность, с которой располагаются повторяющиеся предметы относительно друг друга на плоскости или в пространстве. Типы симметрии: зеркальная (самый частый случай), центральная, осевая, симметрия поворота, симметрия переноса (принцип орнамента).

    Асимметрия – полное нарушение симметрии, повторяющиеся элементы отсутствуют или их нельзя совместить путём сдвигов или поворота.

    Диссимметрия – частичное нарушение симметрии. Диссимметрия хорошо воспринимается, так как, обладая структурными качествами симметрии, содержит больше свободы.

    Композиционная симметрия– принцип группировки элементов на плоскости или в пространстве, предполагающий наличие одной или нескольких осей, по отношению к которым ведется построение. В соответствии с принципами симметрии, композиции могут быть: симметричные, асимметричные, диссимметричные и флаговые.
    Задание 4

    Опишите, каким образом освещение может быть использовано для корректировки цветовосприятия
    Замечательной особенностью живописи является то, что она, дополняя рисунок цветом, обогащает форму. Живопись также как и рисунок, базируется на строго определенных закономерностях построения формы. Обучение живописи – это изучение способов, приемов и средств построения живописной формы цветом. Главная цель обучения – научиться правильно видеть и передавать цвет формы предмета на плоскости, в связи с окружающей средой.

    Что же такое цвет в понимании художника? Цвет вообще – это свойство предмета вызывать определенное зрительное ощущение в зависимости от световых волн солнечного спектра, которые этот предмет отражает. В природе все предметы имеют цветовую окраску (небо – голубое, трава – зеленая, снег – белый и т.д.). Присущий предмету природный цвет является его свойством. Такой цвет называют предметным или локальным.

    Однако в практической работе художник пользуется не предметным цветом, а цветом, который он воспринимает в определенной среде. Локальный цвет и цвет, воспринимаемый живописцем, не одинаковы. У начинающих художников, как правило, преобладает предметное видение цвета, что часто приводит живопись к раскраске. В живописном отношении грамотно изобразить форму предмета можно только в том случае, если передавать не предметный цвет, а цвет, измененный освещением и окружающей средой.

    В процессе работы необходимо учитывать влияние освещения на восприятие цвета. К факторам, влияющим на изменение цвета, относятся световоздушная среда, цветовое окружение и источники освещения. Воздействуя на воспринимаемый цвет, они придают ему оттенки, отличающиеся от предметного цвета. Цвет, воспринимаемый в среде, называется обусловленным цветом. Он более сложен и подвижен, нежели предметный. Изменение среды неизбежно влечет за собой изменение наблюдаемого нами цвета. Именно такой цвет является одним из основных изобразительных средств живописи.

    При работе с натуры, необходимо уметь видеть и распознавать причины, влияющие на организацию цветового изображения. Один из методов, позволяющий успешно создавать зрительный образ натуры – это метод отношений.  Сравнивая один предмет с другим,  выявляя разницу цветовых пятен в освещенных и теневых частях, устанавливая в изображении цветовые отношения, можно достичь передачи полного представления о натуре.

    Необходимым условием восприятия цвета является наличие света. Различные источники света отличаются по спектральному составу. В искусственных источниках света (электрическая лампа) преобладают теплые  цвета: красный, оранжевый, желтый. Синие присутствуют в небольшом количестве. Поэтому освещаемые этими источниками света объекты имеют желтый или оранжевый оттенок. Лампы дневного освещения имеют, напротив, холодный синий либо розовый оттенок. Освещение носит искусственный характер, поэтому часть теплых цветовых оттенков пропадает, а преобладают холодные цвета. Искусственное освещение не дает полной шкалы светотеневых отношений в наблюдаемой натуре. Поэтому учебные постановки надо выполнять при естественном дневном освещении.

    Солнечный свет дает белое освещение. Белый цвет можно рассматривать как оптическое смешение всех цветов спектра как результат почти полного отражения им всех частей спектра; черный цвет – как результат почти полного поглощения поверхностью тела всех частей спектра. Но это в теории, а на практике дело обстоит иначе. Смешение цветов на палитре, составляющих спектр, не дает белого  цвета (мы получим серую краску). Точно также мы почти не встречаем чистый черный цвет, так как абсолютно полного отражения или поглощения в природе нет. Практически белый и черный цвета имеют множество цветовых оттенков. Об этом следует помнить при работе над живописью натюрморта, так как именно в проработке белых и черных предметов учащиеся допускают больше всего ошибок, используя белила и черную краску в чистом виде.

    Под воздействием прямого или отраженного света указанные цвета приобретают различные оттенки, и задача начинающего художника состоит в том, чтобы верно воспринять и передать их в изображении.
    Задание 5

    Приведите и охарактеризуйте художественно-технические приёмы архитектурной графики
    Любое изображение конструируется с помощью средств графического изображения: точки, линии, тона и цвета. Для архитектурной графики точка менее важна, чем в других видах графики – иллюстративной, книжной и др.

    Линейная графика – формирование изображения (в том числе и светотени) с помощью только линий и точек и образованных ими моделей заполнения (штриховок). Не допускается сплошное покрытие (заливка) поверхностей, светотеневые соотношения показываются штриховками различной плотности.

    Линейная графика может выполняться в сухой (карандаш, уголь, сангина) и мокрой (тушь, гуашь) техниках.

    Тональная графика – использование тона; соотношение светлого-темного, контрастного-юансного. Характерно отсутствие ярко выраженных цветовых характеристик, изображение светотени, фактуры, текстуры.

    Тональная графика – монохромная с легкими оттенками. Она также предполагает использование сухой (пастель, цветные карандаши, полусухие фломастеры) и мокрой (акварель, гуашь, тушь и т.п.) техник.

    Цветная графика – обычно насыщенный цвет в архитектурных чертежах используется только фрагментарно. Требует высокого качества исполнения. Техника исполнения аналогична тональной графике, кроме того, используется аппликация и коллаж из различных материалов. В архитектурных чертежах предпочтительно использовать линейную и тональную графики.

    При выборе приемов архитектурной графики необходимо учитывать свойства как архитектурного объекта, так и его графического изображения.

    Свойства архитектурного объекта. Архитектурный объект неподвижен относительно земли и окружающего ландшафта. Связь объекта с рельефом земли, характер его природного и предметного окружения активно влияют на композицию, пластику сооружения, условия восприятия его человеком.

    Эти свойства требуют четкой ориентации, ясной изобразительной информации о характере окружения, «условиях обитания» объекта и взаимодействии со средой.

    Крупный размер – заставляет пользоваться масштабом, т.е. кратным соотношением величин на рисунке и в натуре.

    Масштабность – соразмерность архитектурного сооружения с его основным потребителем - человеком. Масштабность измеряется не в метрах, а в пропорциональном соответствии с фигурой человека. Для выявления масштабности служат изображения человеческой фигуры и соразмерных с ней деталей природной и предметной среды.

    Тектоника – совокупность приемов и средств, определяющих художественную выразительность конструкций архитектурного объекта. Это особый язык, отличающийся от других предметов искусственно созданных. Язык этот связан с таким понятием, как стиль.

    Стиль – с его помощью кодируется композиционная выразительность архитектурного объекта, это художественный Пб материал, в котором формируется эстетическая информация, конкретная образная форма. Архитектор не имеет дело непосредственно с объектом своей деятельности (как другие художники), а только лишь с моделью будущего объекта. Поэтому основа профессиональных навыков архитектора заключается в умении отразить качества проектируемого объекта средствами графики или приемами макетирования.

    Свойства графического изображения. Архитектурная графика в определенное время следует определенным правилам, конкретным стандартам, но не лишается при этом индивидуальности.

    Условность – подразумевает отображение самого главного, существенного, отбрасывание второстепенного.

    Лаконизм – особенность изображения, определяемая простотой изобразительных приемов, экономичным использованием средств изображения.


    написать администратору сайта