Главная страница
Навигация по странице:

  • Задание 2. Раскрыть определение философии

  • Задание 3. Дать определения понятиям: «формальная логика», и «диалектическая логика». Формальная логика

  • Задание 4. Сделать сравнительный анализ философии Древнего Китая и Древней Индии. Сходство и различия философского мышления древней Индии и древнего Китая.Сходство

  • Особенности индийской философии

  • Особенности китайской философии

  • Задание 5. Философия Древней Греции. Философские школы. Гераклит, Демокрит, Сократ. Платон. Аристотель. Дайте их сравнительный анализ.

  • Задание 6. Перечислить общественно-экономические формации.

  • Задание 7. Дайте определение классов.

  • Ответы. ПЗ.Философия 1 ответы. Задания Задание Дать объяснения основным понятиям философии а материализм б идеализм


    Скачать 43.52 Kb.
    НазваниеЗадания Задание Дать объяснения основным понятиям философии а материализм б идеализм
    АнкорОтветы
    Дата30.01.2022
    Размер43.52 Kb.
    Формат файлаdocx
    Имя файлаПЗ.Философия 1 ответы.docx
    ТипДокументы
    #346216


    Задания

    Задание 1. Дать объяснения основным понятиям философии:

    а) материализм; б) идеализм;

    Материализм – философское направление, утверждающее первичность материи и вторичность сознания. Идеализм – философское направление, утверждающее обратное материализму.

    Материализм говорит о том, что материя ниоткуда не взялась и никуда не может деться, потому что она существует вечно, является первоначалом мира, самим миром.

    Материя существует на различных уровнях сложности. Самой сложной и совершенной формой материи является человеческий мозг, который порождает сознание или мышление. Любая мысль является нематериальной. Ведь ее нельзя воспринять органами чувств, и она не обладает никакими физическими свойствами (ее нельзя увидеть, потрогать, измерить, нагреть и т.д. )

    С точки зрения материализма материя бесконечна не только в пространстве и времени, но также – в своих свойствах или качествах, а значит бесконечно наше познание окружающего мира, и полных знаний о нем, окончательной истины мы не достигнем никогда.

    Выдающимися представителями материализма были французские философы XVIII века Жюльен Ламетри, Клод Гельвеций, Поль Гольбах, а также немецкий философ XIX века Людвиг Фейербах, который утверждал, что основным предметом философии должна быть природа и человек как самое совершенное ее создание. Материализм также представлен идеями Карла Маркса и Фридриха Энгельса – немецких философов XIX века, рассматривавших материю как единственную реальность – бесконечную во времени и пространстве, существующую в безграничном количестве форм и видов, проявлений и состояний, способную к самоэволюции или саморазвитию.

    Идеализм

    Противоположным материализму философским воззрением является идеализм. Как мы уже знаем, идеальное в философии – это все то, что не воспринимается нашими органами чувств и не имеет физических качеств. Здесь может возникнуть вопрос – если идеальное является невоспринимаемым вообще, то откуда же тогда мы о нем можем что-либо знать? Дело в том, что помимо органов чувств у нас есть еще одно орудие познания –разум, и недоступное для чувств вполне может быть доступным для разума: то что нельзя увидеть, потрогать, услышать и т.д., можно воспринять мыслью, усмотреть умом.

    Главным утверждением идеализма является мысль о том, что Сознание вечно, несотворимо и неуничтожимо. Оно есть всё (точно так же, как и материя в материализме). Оно – первоначало мира, которое порождает, создает или творит все материальное, физическое, телесное, чувственное. Таким образом, с идеалистической точки зрения Сознание первично, а материя вторична, она существует только на базе Сознания, благодаря ему и после него.

    Значительными представителями идеализма были древний греческий философ Платон и немецкий философ Георг Гегель. Так Платон говорил, что все видимые нами вещи физического мира – это всего лишь отражения или тени бестелесных идей, находящихся в высшей и невидимой сфере, а Гегель утверждал, что материальная или чувственная природа – это в иной форме существующий Мировой Разум и называл ее «застывшей мыслью».

    Задание 2. Раскрыть определение философии

    Философия – это наука о всеобщем, она – свободная и универсальная область человеческого знания, постоянный поиск нового.

    Философию можно определить как учение об общих принципах познания, бытия и отношений человека и мира.

    Цель философии – увлечь человека высшими идеалами, вывести его из сферы обыденности, придать его жизни истинный смысл, открыть путь к самым совершенным ценностям.

    Философия как система делится: на теорию познания; метафизику (онтологию, философскую антропологию, космологию, теологию, философию существования);логику (математику, логистику); этику; философию права; эстетику и философию искусства;натурфилософию; философию истории и культуры; социальную и экономическую философию; религиозную философию; психологию.

    Философия включает в себя:

    — учение об общих принципах бытия мироздания (онтология или метафизика);

    — о сущности и развитии человеческого общества (социальная философия и философия истории);

    — учение о человеке и его бытии в мире (философская антропология);

    — теорию познания;

    — проблемы теории познания и творчества;

    — этику;

    — эстетику;

    — теорию культуры;

    — свою собственную историю, т. е. историю философии. История философии являет собой существенную составляющую предмета философии: она есть часть содержания самой философии.

    Предмет философии – все сущее во всей полноте своего смысла и содержания. Философия нацелена не на то, чтобы определить внешние взаимодействия и точные границы между частями и частицами мира, а на то, чтобы понять их внутреннюю связь и единство.

    Основные усилия осознавшей себя философской мысли направляются к тому, чтобы найти высшее начало и смысл бытия.

    Фундаментальные проблемы (или разделы) философской науки, ее предметное самоопределение – это уникальность и смысл бытия человека в мире, отношение человека к Богу, идеи познания, проблемы нравственности и эстетики, проблемы сознания, идея души, ее смерть и бессмертие, социальная философия и философия истории, а также история самой философии.

    Функции философии:

    — мировоззренческая функция (связана с понятийным объяснением мира);

    — методологическая функция (заключается в том, что философия выступает как общее учение о методе и как совокупность наиболее общих методов познания и освоения действительности человеком);

    — прогностическая функция (формулирует гипотезы об общих тенденциях развития материи и сознания, человека и мира);

    — критическая функция (распространяется не только на другие дисциплины, но и на саму философию, принцип «подвергай все сомнению» свидетельствует о важности критического подхода к существующему знанию и социокультурным ценностям);

    — аксиологическая функция (от греч. axios – ценный; любая философская система содержит в себе момент оценки исследуемого объекта с точки зрения самих различных ценностей: нравственных, социальных, эстетических и т. п.);

    — социальная функция (опираясь на нее, философия призвана выполнять двуединую задачу – объяснять социальное бытие и способствовать его материальному и духовному изменению).

    Задание 3. Дать определения понятиям: «формальная логика», и «диалектическая логика».

    Формальная логика – это наука о формах мышления, о формально-логических законах и других связях между мыслями по их логическим формам. Формальная логика является наукой о правильном мышлении, исследует и систематизирует также типичные ошибки, совершаемые в процессе мышления, то есть типичные алогизмы.

    Диалектическая логика – наука об общих законах и формах движения мышления, о путях познания мыслью объективной реальности, наука, исследующая взаимосвязь философских категорий. Д. л. возникла вместе с диалектикой, она сформировалась в результате длительного развития научной мысли.

    Задание 4. Сделать сравнительный анализ философии Древнего Китая и Древней Индии.

    Сходство и различия философского мышления древней Индии и древнего Китая.

    Сходство:

    1) борьба двух тенденций – консервативной и прогрессивной;

    2) мотив угрозы с севера – кочевые народы;

    3) попытки сформулировать естественный закон;

    4) равнозначность объектов: боги, природа, народ;

    5) числовая символика;

    6) цикличное движение времени;

    7) поэзия и музыка – средства обретения духовной мудрости;

    8) осуждение всех форм религиозного фанатизма;

    9) возраст философии – более 2,5 тысяч лет.

    Различия:

    1) в древнем Китае не было выраженного кастового деления общества;

    2) отсутствие в Китае богатой мифологической основы, подобной Индии;

    3) обращенность китайской философии к практической жизни, настоящему; древнеиндийская философия направлена на раскрытие духовного мира человека;

    4) иероглифический характер китайской письменности – «пластичность» идей;

    5) культ предков в Китае развит сильнее, чем в Индии;

    6) в Китае на основе стабильности философского мышления сформировалось представление о превосходстве по отношению к другим философским взглядам.

    Особенности индийской философии:

    1) интерес как к человеку, так и к целостности мира;

    2) «Атман есть Брахман» (Атман – это всепроникающее духовное начало, Я, душа. Брахман – безличный духовный абсолют, из которого происходит все остальное. Атман и Брахман совпадают. Весь мир одушевлен одним и тем же духом, одним и тем же Богом. Совпадение Я-Атмана с безличным Брахманом открывает человеку путь к высшему блаженству. Для этого человеку следует преодолеть иллюзию земного. Достижение вечного Я - мокша;

    3) представление об абсолютном бытии создается путем сведения всех вещей к единому целому. Абсолютное бытие можно постигнуть интуицией (погружение во всеобщее сознание и сопряжение со всем существующим, в результате человек совпадает с Богом, с абсолютным бытием);

    4) мистичность;

    5) сосредоточенность - одно из необходимых достоинств человека;

    6) практика медитаций (сосредоточенных размышлений) ведет к состоянию нирваны, к избавлению от земных желаний и привязанностей. Йогами разработан специальный комплекс приемов и упражнений для достижения состояния нирваны.

    Индусы всегда относились к своим философам с почтением (одним из первых президентов независимой Индии стал философ С. Радхакришнан).

    Веданта – философская основа индуизма, влиятельная система древнеиндийской философии. Черты: 1) Вера в авторитет Вед; 2) Элитарность брахманов; 3) Идея переселения душ. Направления: Адвайта – веданта. Основатель – Шанкара (8-9 вв.); Вишишта – адвайта. Основатель – Раманунджа (11-12 вв.). Оба направления утверждают тождество Я и Бога; Двайта – веданта. Основатель – Мадхва (12-13 вв). Признают различия: Бога и души, Бога и материи, души и материи, части души, части материи.

    Особенности китайской философии. К основным философским течениям древнего Китая относятся:

    1. конфуцианство (VΙ-V в. до н.э.), этико - политическое учение.

    Принципы:

    • взаимность,

    • человеколюбие (культ предков, почитания родителей),

    • сдержанность и осторожность в поступках, 4. идея «мягкой» власти: осуждение экстремизма;

    2) даосизм (основатель Лао-цзы). Источник – трактаты «Даодэцзин». Принципы «Дао» (путь, универсальный мировой закон; первоначало мира) и «Дэ» (благодать свыше). Основные идеи:

    • все взаимосвязано

    • материя едина

    • четыре начала: вода, земля, воздух, огонь

    • круговорот материи через противоречие

    • законы природы объективны

    3) легизм (ΙV-ΙΙΙ в. до н.э.).

    Главный интерес – отношения между обществом и человеком, правителем и его подчиненными. Первое место в размышлениях занимает этика. Пристальное внимание уделено единству мира. Введены представления тянь (небо) и дао (закон изменения вещей). Тянь – безличная, сознательная, высшая сила. Дао – закон изменения вещей, вызываемого этой силой. Состояние всеобщего благоденствия требует подчинения дао, следования его универсальным правилам, подчинения ритмам природы. Человек должен избавиться от личных стремлений, почувствовать дао. Соблюдать дао – это означает, по Конфуцию, быть совершенным мужем, для которого характерны пять добродетелей: жэнь – человечность, чжи – мудрость, интеллект; и – следование этике справедливости, долга, честности. Особенно это касается отношений в семье и на службе; ли – послушание, деликатность, учтивость, уравновешенность; сяо – покорность воле родителей.Конфуций видел осуществление своей программы в умело организованном процессе образования и воспитания молодых. Он оказал большое влияние на китайскую историю.

    Задание 5. Философия Древней Греции. Философские школы. Гераклит, Демокрит, Сократ. Платон. Аристотель. Дайте их сравнительный анализ.

    Древнегреческая философия – совокупность философских учений, развивавшихся в древнегреческом рабовладельческом обществе с конца VII в. до н. э. до VI в. н. э. Для древнегреческой философии характерно:

    1. Единое, своеобразное, хотя отнюдь неизолированное явление в развитии философского сознания человечества.

    2. Связь с учениями о природе, потом это будут самостоятельные науки: астрономия, физика, биология.

    3. Нерасчлененность единства первоначальных философских понятий и понятий научных.

    4. Представляет единство двух линий развития: материализм и идеализм.

    5. Начало формирования двух методов познания: диалектики и метафизики.

    Первые греческие философы – диалектики.

    Милетская школа (VII–VI вв. до н. э.) – Фалес, Анаксимен, Анаксимандр.

    1. Пытаются заменить мифологическое мировоззрение рациональным объяснением.

    2. Оперируют понятием «природа». Природа – совокупность самых разнообразных материальных явлений, которые возникают, функционируют и уходят в небытие.

    3. Природа – совокупность переходящих друг в друга свойств, качеств, состояний (холод и тепло, влажное и сухое и пр.).

    4. Хотят найти первоматерию («первопричину»).

    Гераклит (VI–V вв. до н. э.) считал, что в мире нет ничего неподвижного, неизменного. В процессе изменений происходит переход явления в свою противоположность, идет борьба противоположностей. Первоосновой всего является огонь как некая подвижная субстанция. Гераклит является зачинателем диалектики в античной философии.

    Школа эллиатов (V в. до н. э.) – Парменид, Зенон. Выступали против учения Гераклита. Парменид считал, что абсолютное бытие существует. Если бы его не было, не было бы самой природы. Мы можем выразить то, что существует; что не существует, мы словами выразить не можем. Считал, что небытия нет. Гераклит – это линия материализма, Парменид – идеализма.

    Для Парменида вещь и мысли об этой вещи – одно и то же. Эту идею в последующем примет Гегель. Зенон прославился апориями – затруднительными положениями, в которые попадает разум при анализе явления. Например, движение противоречиво, ибо состоит из неподвижных моментов (летящая стрела – покоится).

    Сократ (V–IV вв. до н. э.), в противоположность Демокриту, считал ненужным и даже вредным изучение природы. «Богам не угождает человек, который допытывается того, чего они не пожелали открыть людям. Да мы и не способны управлять природными явлениями».Сократ ставит вопрос: «В чем природа, сущность человека?» По его мнению, – это душа как «сознающее Я». А если сущность человека – его душа, то в особой заботе нуждается не столько тело, сколько душа; и высшая задача воспитателя – научить людей взращиванию души.

    Сократ изменяет отношение к системе ценностей. Истинные ценности не те, что связаны с внешними ценностями (богатство, слава) и телесными факторами (жизнь, физическое здоровье, красота), а сокровища души. Отсюда следует высокая оценка мудрости.

    Платон (V–IV вв. до н. э.) – родоначальник объективного идеализма. Существует два мира: мир вещей и мир идей. Мир вещей – тот мир, с которым человек контактирует постоянно. Материальные предметы крайне несовершенны, они возникают и исчезают. Мир идей совершенен, любая вещь – слабая копия идеи. Идея абсолютна, неизменна, совершенна. Мир идей определяет мир вещей. Идея Платона – идеальное государство. Основа – труд рабов. В идеальной аристократической республике Платона правят философы, охраняют воины, материальные блага производят ремесленники. Единомыслие, общественное воспитание детей, жесткое разделение труда. Богатство и бедность презираются, так как ведут к порче людей и социальным возмущениям.

    В работах Аристотеля (IV в. до н. э.) философская мысль Древней Греции достигла наибольшей высоты. Его учение, энциклопедически вобравшее в себя достижения античной науки, являет собой грандиозную систему конкретно-научного и собственно философского знания в удивительной глубине, тонкости и масштабности. Исходя из признания объективного существования материи, Аристотель считал ее вечной, несотворимой и неуничтожимой. Материя не может возникнуть из ничего, не может также увеличиться или уменьшиться в своем количестве. Однако сама по себе материя, по Аристотелю, инертна, пассивна. Она содержит лишь возможность возникновения действительного многообразия вещей. Чтобы эту возможность превратить в действительность, надо придать материи соответствующую форму. Под формой Аристотель разумел активный творческий фактор, благодаря которому вещь становится действительной. Форма – это стимул и цель, причина становления многообразных вещей из однообразной материи: материя – своего рода глина. Для того чтобы из нее возникли разнообразные вещи, необходим гончар – бог (или ум – перводвигатель). Форма и материя неразрывно связаны между собой так, что каждая вещь в возможности уже содержится в материи и путем естественного развития получает свою форму. Весь мир представляет собой ряд форм, находящихся в связи друг с другом и расположенных в порядке все большего совершенства.

    Исходя из своего учения о четырех причинах (материальной, формальной, действующей и конечной, то есть целевой), Аристотель приходит к идее первой причины. Бог есть первая причина движения, начало всех начал.

    Познание у Аристотеля имеет своим предметом бытие. Основание опыта – в ощущениях, в памяти и привычке. Любое знание начинается с ощущений: оно есть то, что способно принимать форму чувственно воспринимаемых предметов без их материи.

    Разум же усматривает общее в единичном. Нельзя приобрести научное знание лишь с помощью ощущений и восприятий в силу преходящего и изменчивого характера всех вещей. Формами истинно научного знания являются понятия, постигающие сущность вещи. Детально и глубоко разработав теорию познания, Аристотель создал труд по логике, который сохраняет свое непреходящее значение и поныне. Он разработал теорию мышления и его форм: понятия, суждения, умозаключения и т. д. Аристотель является основоположником логики.

    Задание 6. Перечислить общественно-экономические формации.

    Истории известны пять общественно-экономических формаций:

    1. первобытно-общинная

    2. рабовладельческая

    3. феодальная

    4. капиталистическая

    5. коммунистическая

    Развитие каждой общественно-экономической формации подчиняется особым, специфическим законам, отличным от специфических законов других формаций.

    Кроме того, каждая общественно-экономическая формация подчиняется законам, общим для всех формации. Примером таких общих законов является закон обязательного соответствия производственных отношений характеру производительных сил.

    Задание 7. Дайте определение классов.

    Класс (лат. classis - разряд, сословие, порядок) – понятие, используемое для анализа социальной дифференциации людей.

    На разных этапах развития философско-социологического знания и сами классы, и причины деления общества на классы объяснялись по-разному.

    В античной философии исходили преимущественно из природных оснований в образовании классов. Считалось, что каждый человек рождается отличным от остальных по своей природе и поэтому предназначается для совершения определенной работы. Доказывалась вечность и неизбежность классового деления. Так, у Платона идеальное общество разделено на философов, или правителей, стражей, или воинов, земледельцев и ремесленников. Рабы, согласно Платону, не являлись общественным сословием (классом), ибо не принадлежали к свободным гражданам и считались «говорящими орудиями». Аристотель тоже исходит из природных оснований в разделении занятий людей и считает, что по своей природе одни люди свободны, другие – рабы. Однако в отличие от Платона он дифференцирует свободных граждан, исходя из их экономического состояния, а поэтому делит общество на группы: очень зажиточных, крайне неимущих и средних, т.е. таких граждан, которые стоят в середине между очень богатыми и очень бедными. Кроме того, он дает и нравственную характеристику каждого из этих классов.

    В Средневековье классовые различия людей всецело объяснялись волей Бога.

    Философы Нового времени, особенно философы-просветители, обосновывая естественное равенство всех людей, показывали, что сословное деление общества есть результат сложившихся условий социальной среды и воспитания людей. Некоторые мыслители в этот период полагают, что классы в основном отличаются друг от друга политически.

    Марксизм делает «класс» одним из важнейших понятий своей теории общества. При этом считается, что природа любого общественного явления может быть понята лишь на основе классового подхода. В отличие от предшествующих учений о классах, К. Маркс доказывает, что существование классов связано с определенными историческими фазами развития производства. Это значит, что класс – категория историческая, ибо каждой общественно-экономической формации соответствуют свои строго определенные классы. Это означает также, что классы возникают вместе с появлением общественного разделения труда и частной собственностью. Именно поэтому основные причины возникновения классов, согласно основоположникам марксизма, не могут быть сведены к обману, насилию и особым способностям людей (организационному таланту, уму, хитрости), хотя эти факторы отнюдь не отрицаются. Так, по мнению Ф. Энгельса, образование классов шло двумя путями: 1) выделение внутри общины эксплуататорской верхушки, состоящей из родовой знати; 2) обращение в рабство военнопленных, а затем и соплеменников-должников. Кроме того, Маркс и Энгельс всегда считали, что классы неизбежно исчезнут с установлением диктатуры пролетариата, которая будет знаменовать собой переход к обществу без классов. Принадлежность людей к тому или иному классу - их объективный общественный статус – определяется сложившимися в обществе социально-экономическими отношениями системы производства (отношением к собственности, распределению, обмену и потреблению). Развивая эти положения Маркса, В.И. Ленин дает определение класса, в котором выявляет его сущность в зависимости от места, занимаемого этой большой группой людей в исторически определенной системе общественного производства. С точки зрения Ленина, это место класса определяется, во-первых, отношением к средствам производства; во-вторых, ролью в общественной организации труда; и в-третьих, способом и размером распределения получаемого совокупного продукта общества.

    Современная теория класса (особенно в западной социологии) все в большей мере заменяется т.н. теорией стратификации (П.А. Сорокин, Р. Мертон и др.), где класс или, точнее, «страта» – общественный слой определяется не столько из социально- экономических оснований, сколько из политических, профессиональных и иных особенностей его жизнедеятельности в обществе. При этом подчеркивается, что классовое разделение проистекает не только из контроля (или его отсутствия) за средствами производства, но из политических, культурных и прочих различий, прямо не связанных с собственностью. В связи с этим выделяются такие базовые признаки класса, как статус, уровень доходов, партийная принадлежность, профессия, квалификация, уровень образования и т.п. Несомненно, данные признаки имеют важное значение в анализе социальной дифференциации людей.
    Тестовые задания


    1. Какие общие методы включают научные исследования:

    А) анализ; Б) синтез; В) аналогия; Г) гипотеза; Д) все перечисленное

    1. Первым трудом по обществознанию можно считать:

    А) «Политику» Аристотеля; Б) «Капитал» Маркса;

    В) «Государство» Платона; Г) «Государь» Макиавелли.

    1. Основоположником теории классов является:

    А) Ж.Ж. Руссо; Б) К. Маркс; В) И. Кант; Г) Ш. Монтескье Д) Ф. Гизо

    1. Основателем классической экономической теории считается:

    А) К. Маркс; Б) Г. Спенсер; В) Д. Милль; Г) А.Смит

    1. Выделите философов-идеалистов:

    А) Демокрит Б) Маркс

    В) Платон Г) Гегель

    1. Одним из фундаментальных институтов общества, придающим ему развитие

    А) армия; Б) класс; В) школа; Г) семья;

    1. Латинский термин «moralitas» (нравственный) является прямым аналогом греческого термина:

    А) эстетика; Б) философия; В) педагогика; Г) этика.

    1. Проявлениями духовной сферы общества выступают:

    А) культура; Б) мораль; В) искусство; Г) наука;

    Д) религия; Е) образование; Ж) все вместе.

    1. Выделите философов, которые развивали объективный идеализм:

    А) Маркс Б) Гегель В) Кант Г) Шеллинг Д) Платон

    1. Что относится к понятию общественно-экономической формации:

    А) капитализм Б) коммунизм; В) феодализм Д) формализм



    1. Что относится к смене общественно-экономических формаций:

    А) эволюция Б) революция



    1. Какая культура включает мифы, легенды, сказания, эпосы, сказки?

    А) массовая; Б) народная.

    1. В религиозном учении на первый план выступает:

    А) вера; Б) добро; В) красота; Г) зло.

    1. Назовите самых первых древнегреческих мыслителей, давших начало древнегреческой философии:

    А) Демокрит, Б) Аристотель В) Гераклит

    1. Как называется ранняя форма религии, связанная с поклонением какому-либо животному или растению и с верой в происхождение от них?

    А) тотемизм; Б) фетишизм; В) анимизм.

    1. В какой из древневосточных цивилизаций был кастовый строй?

    А) Китай; Б) Вавилон; В) Индия; Г) Ассирия.



    1. Назовите одну из мировых религий:

    А) синтоизм; Б) буддизм; В) адвентизм; Г) йога.



    1. Назовите мировые религии:

    А) иудаизм; Б) христианство; В) конфуцианство; Г) баптизм.

    1. Кто первым в истории европейской мысли выдвинул идею идеального утопического государства?

    А) Т. Мор; Б) Аристотель; В) И. Кант; Г) Платон.

    1. Какой древнегреческий полис стал эталоном древнегреческой демократии?

    А) Спарта; Б) Коринф; В) Афины; Г) Милет.



    1. Назовите одну из основных идей, положенных в основу утопического социализма:

    А) идея установления диктатуры пролетариата;

    Б) идея социалистической революции;

    В) идея равенства.

    1. Какая из мировых религий наиболее ранняя по своему происхождению?

    А) христианство; Б) ислам; В) буддизм.

    1. Что называют убеждениями, взглядами, основами мировоззрения?

    А) категорию; Б) закон; В) критерий; Г) кредо.

    1. Что означало слово «демократия» у древних греков?

    А) власть народа; Б) равные права; В) равные возможности.

    1. Кто ввел в научный оборот понятие «общественно-экономическая формация»?

    А) Л. Фейербах; Б) Г. Гегель; В) К. Маркс; Г) И. Кант. Д) Ф. Энгельс

    1. Назовите одну из мировых религий:

    А) зороастризм; Б) ислам; В) кришнаизм.



    1. Последняя эпоха каменного века, предшествующая железному:

    А) неолит; Б) палеолит; В) мезолит; Г) энеолит.

    1. Как называется наука о происхождении, эволюции человека?

    А) этнография; Б) антропология; В) археология; Г) палеонтология.

    1. Как называется первоначальная форма общности первобытных людей?

    А) род; Б) община; В) стадо; Г) орда.


    написать администратору сайта