Родная Литература 1 курс. Родная Литература. Занятие 2 Обучающийся Горбенко Ангелина Игоревна Преподаватель Черненко Наталья Михайловна
Скачать 5.99 Mb.
|
Автономная некоммерческая профессиональная образовательная организация "Национальный социально-педагогический колледж" Программа среднего профессионального образования 44.02.03 Педагогика дополнительного образования Дисциплина: Родная литература Практическое занятие №2 Выполнил: Обучающийся Горбенко Ангелина Игоревна Преподаватель: Черненко Наталья Михайловна Задание 1.Раскройте способы изображения человека и особенности жанрового канона (одно произведение на выбор студента): Житии и хождение Даниила, игумена Русской земли; Житии Сергия Радонежского; Житии Александра Невского. Определите композицию и сюжет произведений, выделив традиционные мотивы и новаторство. ОТВЕТ: «Житие Александра Невского» в первоначальной редакции было написано в Рождественском монастыре во Владимире, где был погребен князь (ум. в 1263 г.), вероятнее всего, до 1280 г., года смерти митрополита Кирилла, так как целый ряд данных говорит о его участии в создании этого жития. «Житие Александра Невского» должно было показать, что и после Батыева нашествия, после разгрома русских княжеств на Руси все же остались сильные и грозные князья, которые могут постоять за русские земли в борьбе с врагом и воинская доблесть которых внушает страх и уважение окружающим Русь народам. Задание 2.Максимальное количество баллов – 4. Проанализируйте одну эпиграмму (на выбор студента) из предложенных по плану: Какие чувства выражает поэт в эпиграммах? Определите тему и идею. Опишите цель создания эпиграммы. Поясните актуальность этого жанра в современной поэзии. Свой ответ аргументируйте. Попробуйте сочинить эпиграмму, по одной из предложенных тем: О книге, самостоятельно мной прочитанной. О новом фильме. О взаимоотношениях наших одноклассников. Об отношениях между моими братьями и сёстрами. Перечень эпиграмм для анализа по установленному плану В. К. Тредиаковского «На человека, который, вышел в честь, так начал бы гордится, что прежних своих равных другов пренебрегал бы». П. Сумарокова «Коль мыслишь, я любовь свою к тебе скончала...» И. Ф. Богдановича «Вкус возраста» В. В. Капниста «Ты под ручной заклад...» И. И. Дмитриева «Он врал — теперь не врет» ОТВЕТ Анализ эпиграммы П. Сумарокова «Коль мыслишь, я любовь свою к тебе скончала...» по предложенному плану. Эта эпиграмма под авторством Сумарокова об отношениях мужчины и женщины. Ситуация в эпиграмме описана от лица девушки. Если перевести её на обывательский язык, то звучать это будет так: «Если думаешь, что я тебя перестала любить, то стоит тебе знать, что я и не начинала». Сумароков в своей лирике часто описывал любовные чувства молодых людей. У автора не было потребности отмечать мотивировку, его привлекало изображение самого чувства, причины же возникновения различных состояний души он опускал. Моделью часто служили любовные отношения пастухов и пастушек. Актуальность жанра эпиграммы в современной поэзии мы можем проследить творчестве рэп исполнителей. Например, творчество группы «Каста», остро и метко высмеивает и выносит напоказ пороки современного общества, власти, отдельных людей. Очень вызывающе звучат их строчки из песни «Выходи гулять», описывающие митинги и демонстрации в нашей стране в настоящее время. Да и весь альбом «Об изъяне понятно» состоит будто бы из эпиграмм о современной власти и обществе. Говоря о эпиграммах и современности нельзя не упомянуть о таком исполнителе как Иван Алексеев, более известный под сценическим псевдонимом Noize MС. Его громогласный трибьют Егора Летова «Всё как у людей» вызвал бурю в СМИ. В этом треке также есть всё, и о политике, и об обществе, и о свободном слове в творчестве. Эпиграмма о новом фильме: В Тюмень приехал режиссёр, позвал людей на площадь. Сказал: «Снимаем сцену мы, вы будете массовкой. Себя узреть смогёте вы в киношке на экранах». Забыл сказать тот фильмодел, что это всё реклама. Задание 3.Проанализируйте одну главу из предложенного перечня произведений (на выбор студента) по следующему плану: 1. Укажите жанровое определение повести. Обоснуйте свой ответ. 2. Определите датировку произведения и «приметы времени» в нём. 3. Опишите содержание и проблематику, особенности изображения традиционных для отечественной словесности тем (тема воспитания, тема «отцов и детей», тема любви и др.). 4. Раскройте специфику композиционной структуры произведения. 5. Определите ключевые (главные) эпизоды. 6. Охарактеризуйте образ главного героя. 7. Место произведения в истории русской литературы. 8. Опишите чем выражена авторская позиция (мнение автора, его отношение к описываемой ситуации, поднятой проблеме). 9. Поясните, чем определено видение автора в решении поставленных в произведении проблем. Перечень произведений для анализа: - Ф. В. Булгарин «Димитрий Самозванец»; - М. Н. Загоскин «Рославлёв, или Русские в 1812 году»; - И. И. Лажечников «Последний Новик или Завоевание Лифляндии». ОТВЕТ: «Последний Новик или Завоевание Лифляндии», автор Лажечников, первая глава. Жанровое определение: исторический роман. К признакам данного жанра можно отнести исторический сюжет, то что историческая правда в нём сочетается с художественной, исторический факт — с художественным вымыслом, настоящие исторические лица — с лицами вымышленными, вымысел помещён в пределы изображаемой эпохи. Всё повествование ведётся на фоне исторических событий. Впервые издан в четырёх частях, в течение 1831—1833 годов. В самом же романе повествование идет о 18 веке. Доказательством этому служит упоминание конфликтов Карла XII и Петра I. В романе несколько сюжетных линий, которые с разных сторон показывают любовь к родине и слава очень идеализированного царя Петра I. В первой главе автор коротко затрагивает тему «отцов и детей», упоминая, что вспомнили об обидах и несправедливости к Лифляндии лишь те, кто их застал, а молодежь шла под знамёнами Карла XII и готова была дальше за него сражаться не смотря ни на что. Композиция первой главы весьма специфична. Сначала идет традиционное вступление, в которой нам дают описание места действия повествования и недавних событий, которые запустили сюжет произведения. А в конце главы идет лирическое отступление автора, который решает нам поведать, почему его занимает именно это место и время, а не какое-то иное, более яркое и живописное. В главе описывается три эпизода: 1) как Карл XI «разграбил» Лифляндию и забрал множество собственности в государеву казну; 2) как Рейнгольд Паткуль пытался вернуть дворянам их имущество и укрылся от власти Швеции под крылом Петра I ; 3) как постепенно полководцы Шереметьевы захватывали земли Лифляндии. В первой главе главного героя как такого нет, он появится позже. Само произведение сразу после своего первого издания в полном виде роман имел успех как у читателей, так и у критиков. В частности, В. Г. Белинский оценил «Последний Новик» как «произведение необыкновенное, ознаменованное печатию высокого таланта», не лишенное некоторых недостатков, не удивительных, впрочем, для первого произведения в своём роде. На волне успеха, Лажечников через министра народного просвещения преподнёс экземпляр романа императору Николаю I и его супруге, которые также оценили произведение и пожаловали автору бриллиантовый перстень. Авторская позиция четко сформулирована самим автором: «На случай вопроса, почему избрал я сценой для русского исторического романа Лифляндию, которой одно имя звучит уже иноземным, скажу, что ни одна страна в России не представляет народному романисту приятнейшего и выгоднейшего места действия.». Автор хочет пробудить любовь к отчизне у читателя, даже если он, читатель, не на Родине находится. По мнению автора, где бы вы ни были, имя отчизны торжествует и чувствуется даже сильнее. Задание 4Максимальное количество баллов – 3. Напишите эссе на тему «Мой любимый автор-земляк» на примере произведений X – XXI вв. Эссе необходимо подготовить для проверки в следующем формате: объём печатного текста составляет не более 3 000 знаков с пробелами, формат листа А4, шрифт Times New Roman, 14 кегль, интервал 1,5 пункта, выравнивание текста по ширине листа. Работа должна быть авторская, проверяется преподавателем на оригинальность текста. Известный цыганский поэт, драматург, член Союза Писателей (с 1979г.) Николай Саткевич (1917-1991) - ровесник Великого Октября, участник Великой Отечественной войны, выпускник Цыганского Педагогического техникума, в прошлом учитель и культработник, и по совместительству - мой прадед. Мой прадедушка родился в кочевой цыганской семье. Однажды, не поладив с отцом, Николай ушёл из табора. Сначала он попал в Трубчевский (Брянская обл.) детский дом, прожил в нем полгода, но, боясь, что его найдёт отец, сбежал с товарищем в Брянск. В судьбе моего прадеда принял участие цыганский просветитель, инструктор Отдела Национальной ВЦИК Иван Петрович Токмаков. Именно он направил Николая во вновь открывшийся в Москве цыганский педагогическо-индустриальный техникум, который подготавливал учителей для цыганских школ. В годы Великой Отечественной Войны Николай находился в рядах Красной Армии. Его мать и сестра во время оккупации в Брянске были убиты фашистами. Братья Николая погибли на фронте. После войны мой прадед переехал к единственной оставшейся в живых сестре в Иркутск, где прожил 22 года. Тут он открывает первую послевоенную цыганскую школу, создает молодежный самодеятельный ансамбль песни и танца. Переехав в Тулу, он организует цыганский класс при Косовогорской средней школе. Николай Саткевич начал писать стихи в 1933 году , а в 1934 году они были впервые опубликованы на цыганском языке в сборнике «Альманахо романо» под редакцией А. В. Германа. После войны стихотворения Николая Саткевича, посвященные цыганской жизни, выходили исключительно в русских переводах. В последние годы жизни мой прадедушка занимался составлением русско-цыганского словаря, переводил Евангелие от Иоанна на севернорусский цыганский диалект. Кроме того, он является составителем также не опубликованного двухтомного библиографического издания о цыганах за период с 1624 по 1966 (рукопись хранится в Российской государственной библиотеке). С творчеством моего прадедушки я познакомилась в 9-ом классе. Я просто зачитываюсь его произведениями. Мои самые любимые произведения: «Россия» - Стихотворение. «Цыганское солнце» - Стихотворение. «Седая рябина» - Поэма. «Риста и Зага» - Поэма. Я ценю творчество своего прадеда за душевность, свободу в слове, искренность, красоту и патриотизм. Вот, почему я рекомендую своим друзьям прочитать стихи моего прадеда. Он - гордость нашей семьи. И его сборник, подаренный моему отцу « Цыганское солнце» , как реликвия хранится в нашей семье и передаётся по наследству. ЗАДАНИЕ 5 Максимальное количество баллов – 3. Прочитайте фрагмент произведения А. Г. Битова «Пушкинский дом»: «Мы склонны в этой повести, под сводами Пушкинского дома, следовать освященным, музейным традициям, не опасаясь перекличек и повторений, — наоборот, всячески приветствуя их, как бы даже радуясь нашей внутренней несамостоятельности. Ибо и она, так сказать, «в ключе» и может быть истолкована в смысле тех явлений, что и послужили для нас здесь темой и материалом, — а именно: явлений, окончательно не существующих в реальности. Так что необходимость воспользоваться даже тарой, созданной до нас и не нами, тоже, как бы ужалив самое себя, служит нашей цели. Итак, мы воссоздаем современное несуществование героя, этот неуловимый эфир, который почти соответствует ныне самой тайне материи, тайне, в которую уперлось современное естествознание: когда материя, дробясь, членясь и сводясь ко все более элементарным частицам, вдруг и вовсе перестает существовать от попытки разделить ее дальше: частица, волна, квант, — и то, и другое, и третье, и ничто из них, и не все три вместе… и выплывает бабушкино милое слово «эфир», чуть ли не напоминая нам о том, что и до нас такая тайна была известна, с той лишь разницей, что никто в нее не упирался с тупым удивлением тех, кто считает мир постижимым, а — просто знали, что тут тайна, и полагали ее таковой. И мы разливаем этот несуществующий эфир в несохранившиеся бабушкины склянки, удивляясь, что тогда каждому уксусу соответствовала своя непраздная форма; мы с удовольствием отмываем слово «флакон» в тепловатой воде, любуясь идеей грани, пока из нее не сверкнет, мыльно и хрустально, луч детства и не осветит радужно желтоватую скатерку, связанную в чьём-то далёком и немыслимом рукодельном детстве, анисовые капли и градусник со старинным цветом ртути, не изменившимся до сих пор лишь в силу преданности таблице элементов и химической верности… И этот радужный луч осветит чью-то тонкую замотанную шею, мамин поцелуй в темя и великий роман «Три мушкетера». И как удивляемся мы внезапной, такой непривычной неспешности и любовности собственных движений, подсказанной всего лишь формой и гранью этих склянок, таинственно прорывающей и останавливающей нашу суету…» Вопросы: 1. Поясните смысл этих размышлений героя. 2. Опишите взаимосвязь размышлений героя и философской темы (существование человека) в произведении «Пушкинский дом». ОТВЕТ: Перед нами необычная сцена создания героя. Автор размышляет о том, что своего героя он создает в привычных рамках ушедшей эпохи. Склянки, о которых пишет автор, это форма героя, а эфир, содержание, это характер, которым он наделит своего героя. «Тара» — это некий шаблон героя для литературного произведения. В основе размышлений неизменность бытия и повторение всего, что было до нас. Таким образом автор дает нам понять, что наша жизнь лишь «существование», а не жизнь как таковая. Задание 6. Максимальное количество баллов – 4. В 2003 году на экраны вышел художественный фильм «Прощание в июне» по одноименной пьесе А. В. Вампилова, режиссёр С. Ломкин. Представьте, что вы режиссёр, который снимает ремейк к кинофильму «Прощание в июне». Укажите основной актёрский состав, опишите характер двух главных героев. Ваш ответ представьте в виде таблицы 1. Таблица 1. – Актёрский состав к фильму «Прощание в июне».
Задание 7.Максимальное количество баллов – 4. Литературная премия — поощрение достижений в области литературного творчества, которое регулярно и по определенным правилам, сформулированным в уставе премии, назначает круг экспертов, выбирая одного или нескольких призёров из списка кандидатов. Представьте, что вы учредитель литературной премии «Брависсимо!». Лауреатами премии в разных номинациях стали: - Б. А. Ахмадулина - И. А. Бродский - А. А. Вознесенский - В. С. Высоцкий - Е. А. Евтушенко - Н. А. Заболоцкий - Б. Ш. Окуджава - Н. М. Рубцов - А. А. Галич Вопросы: 1. Опишите литературные достижения, за которые присуждается данная литературная премия. 2. Составьте текст одной номинации (название номинации указать самостоятельно). Объём печатного текста составляет не более 2 000 знаков с пробелами, формат листа А4, шрифт Times New Roman, 14 кегль, интервал 1,5 пункта, выравнивание текста по ширине листа. Сразу стоит прописать несколько условий при которых описывается эта премия: премия присуждена посмертно, а не при жизни автора; премия присуждается за общий вклад в литературу, а не за конкретное произведение. Эта премия возникла на перепутье литературы и музыки. Её лауреатами стали авторы популярнейших стихов, положенных на музыку. Строчки поэтов до сих пор на устах многих граждан нашей огромной страны и не теряют своей актуальности. Это стихи вне времени. Номинация «Новая рифма» За новаторство в поэзии, неожиданные обороты, не повторяющиеся рифмы, почти не встречающиеся у других поэтов. Думаю именно такая премия могла бы достаться Белле Ахмадулиной. Пермь - 2022 |