практика по философии. Практика философия 2. Занятие 2 Обучающийся Михайлова Наталья Олеговна Преподаватель Хомутова Дарья Сергеевна
Скачать 39.73 Kb.
|
Автономная некоммерческая профессиональная образовательная организация "Национальный социально-педагогический колледж" Программа среднего профессионального образования 44.02.02 Преподавание в начальных классах Дисциплина: Основы философии Практическое занятие №2 Выполнил: Обучающийся Михайлова Наталья Олеговна Преподаватель: Хомутова Дарья Сергеевна Практическое занятие №2Цель занятия: формирование умения ориентироваться в наиболее общих философских проблемах бытия, ценностей, свободы и смысла жизни в основных философских концепциях современности как основах формирования культуры гражданина и будущего специалиста. Задание 1. Заполните таблицу Специфические черты западно-европейской и русской (идеалистической) философии конца XIX –нач. ХХвв.
Задание 2. Заполните таблицу Основные представители русской философии конца XIX – нач. ХХ вв.
Задание 3. «Не стоит она (высшая гармония) слезинки хотя бы только того замученного ребёнка, который бил себя кулачонком в грудь и молился в зловонной конуре своей неискупленными слезками своими к «Боженьке». (Ф.М.Достоевский. Роман «Братья Карамазовы»). Проведите анализ этого высказывания, дайте свою оценку. Из романа «Братья Карамазовы» (1880) Ф. М. Достоевского . Иван Карамазов, беседуя со своим братом Алешей, монахом-послушником, говорит о том, что он не приемлет Бога, который допускает в этом мире страдания невинных детей ради некой «высшей гармонии» . Он поясняет свою позицию так: «Понимаешь ли ты это, когда маленькое, существо, еще не умеющее даже осмыслить, что с ним делается, бьет себя в подлом месте, в темноте и в холоде, крошечным своим кулачком в надорванную грудку и плачет своими кровавыми, незлобивыми, кроткими слезками к «боженьке» , чтобы тот защитил его, — понимаешь ли ты эту ахинею, друг мой и брат мой, послушник ты мой божий и смиренный, понимаешь ли ты, для чего эта ахинея так нужна и создана! Без нее, говорят, и пробыть бы не мог, человек на земле, ибо не познал бы добра и зла. Для чего познавать это чертово добро и зло, когда это столько стоит? Да весь мир познания не стоит тогда этих слезок ребеночка к «боженьке».. . Пока еще время, спешу оградить себя, а потому от высшей гармонии совершенно отказываюсь. Не стоит она слезинки хотя бы одного только того замученного ребенка, который бил себя кулачонком в грудь и молился в зловонной конуре неискупленными слезами своими к «боженьке»! » Обычно образ «слезинка ребенка» употребляется, когда речь идет о проблеме соотношения цели и средств ее достижения, когда хотят сказать, что нельзя пытаться достичь каких бы то ни было высоких целей за счет страданий невинных людей. Задание 4. С точки зрения Толстого, нравственнее, человечнее простить врага, чем ответить ударом на удар. Но это предполагает, что и прощенный враг должен быть нравственно воспитан. Иначе он вас снова ударит, решит, что вы струсили. Как же быть? Ждать, когда все будут нравственно воспитанными или не ждать, а начать с себя – несмотря ни на что отказаться от насилия? Объясните, почему учение Л. Толстого (1828—1910) о смысле жизни, нравственном совершенствовании и ненасилии оказало существенное влияние на мировую культуру. В чем противоречивость и ограниченность толстовской модели общества будущего? Понятие прощать, вроде бы, предполагает свободную волю для прощающего, но на самом деле, в большинстве случаев это не так, прощающему, как правило, ничего больше не остается, кроме как простить обидчика, поскольку он слаб и не имеет сил чтобы дать отпор. Творчество Толстого оказало существенное влияние на мировую культуру именно своей обращенностью к проблемам психологии души, религиозной нравственности и самосовершенствования. Вопрос о смысле жизни был для Толстого «главным», определяющим судьбу и духовный рост личности. Наиболее яркие произведения посвящены именно этой проблеме: «Исповедь», «В чем моя вера?», «Царство божие внутри вас» и др. он снова и снова ставил и пытался решить вопрос: «Для чего живет человек?». Он обращается к художественным образам, сказкам и притчам, к научному знанию и мудрецам всех эпох с одним единственным вопросом: Есть ли смысл жизни человеческой? А если есть, то в чем? И если нет, то почему люди живут? … И так до бесконечности. Его удручало, что люди заняты суетой и повседневностью (процессом жизни, как он говорит) и совсем не думают о главном – зачем они живут? Вопрос о смысле жизни был связан для Толстого с проблемой жизни и смерти, был заострен до предела. Свидетельством тому явилась повесть «смерть Ивана Ильича». Задание 5. Охарактеризуйте философские воззрения А. Герцена (1812—1870), ответив на вопросы: К какому философскому направлению принадлежит мыслитель? Александр Иванович Герцен - русский философ, принадлежал к западническому направлению. Как обосновывается им принцип материальности мира природы и истории, принцип их диалектического развития? Он считал, что философия может сыграть роль упорядочивающего и гармонизирующего начала жизни только в том случае, если будет опираться в своих обобщениях на естествознание. Но данные наук, лишенные мировоззренческого и методологического философского синтеза, рискуют оставаться мертвой совокупностью разрозненных фактов. Отвергая агностицизм, Герцен считал несостоятельным стремление установить границы познания. Придавая большое значение чувственно-эмпирическому познанию, он в то же время возражал против недооценки активности самого разума. Истинное познание, по Герцену, – это единство опыта и умозрения. Герцен постоянно говорит, что познание – не самоцель, а средство для изменения жизни, что человек не может отказаться от участия в «человеческом деянии» и должен действовать в своем месте, в своем времени. Каково отношение мыслителя к проблеме познаваемости мира, взаимоотношениям философии и естествознания? Об отношениях современной ему идеалистической диалектической философии и естествознания (естествоведения) Герцен писал так: «Одна прорицала тайны с какой-то недосягаемой высоты, другое смиренно покорялось опыту и не шло далее; друг к другу они питали ненависть 2 ; они выросли в взаимном недоверии; много предрассудков укоренилось с той и другой стороны; столько горьких слов пало, что при всем желании они не могут примириться до сих пор. «Между тем, — продолжает Герцен, — стало уясняться, что философия без естествоведения так же невозможна, как естествоведение без философии» Как Вы понимаете его высказывание: «Личность создается средой и событиями, но и события осуществляются личностями и носят на себе их печать; тут — взаимодействие» (А. Герцен). Его антропология рационалистична: человек вышел из «животного сна» именно благодаря разуму. И чем больше соответствие между разумом и деятельностью, тем больше он чувствует себя свободным. В вопросе о формировании личности он стоял на позиции ее взаимодействия с социальной средой. Задание 6. Объясните сущность онтологии, гносеологии, эстетики Н. Г. Чернышевского (1828—1889). В чем смысл такого утверждения о нем: «Чернышевский стал «крестным отцом» материализма в русском мировоззрении»? Используйте для этого собственные суждения мыслителя: Человек суть единая сущность, соединяющая в себе материальную и духовную стороны жизни. Проявления человеческого организма - частные случаи всеобщих законов природы. «... отвлеченной истины нет; истина конкретна». Для индивида конкретна только та истина, которая доказана/подтверждена/увидена/осязаема/окончательно сформирована для сознания ...Для других конкретная истина другого человека будет оставаться абстрактной до тех пор, пока он не почувствует ее всем своим существом и не пропустит через себя.. Только наше субъективное сознание.... И все, что выходит за пределы нашей «видимости», абстрактно и иллюзорно. - Практика - этот незыблемый пробный камень любой теории-должна быть нашим проводником и здесь». В идеологических устремлениях, в теоретическом творчестве необходимо, по Чернышевскому, строго отличать стремления, вытекающие из «действительных и законных потребностей человеческой природы, которые должны быть удовлетворены», от стремлений, представляющих собой лишь замаскированную форму ухода от «контакта с реальной жизнью» в «абстрактное царство грез». «…отвлеченной истины нет; истина конкретна». «Практика — этот непреложный пробный камень всякой теории — должна быть руководительницею нашей и здесь». Пермь - 2021 |