Главная страница
Навигация по странице:

  • Дисциплина: Основы философии Практическое занятие №5 Выполнил: Обучающийся Абдурахимова Оксана Юрьевна Преподаватель

  • Романенкова Наталья Дмитриевна Задание 1.

  • Личность

  • Духовность

  • Этика

  • Культур и мораль.

  • Эстетика.

  • Совесть.

  • Вера.

  • Долг.

  • Ответ

  • Концепция Автор Суть

  • Недостатки не особо существенны, но ни имеют место быть. И к ним можно отнести

  • Человеком

  • философия. Практическая работа 5. практическая 5 философия Абдурахимова. Занятие 5 Обучающийся Абдурахимова Оксана Юрьевна Преподаватель Романенкова Наталья Дмитриевна


    Скачать 188.44 Kb.
    НазваниеЗанятие 5 Обучающийся Абдурахимова Оксана Юрьевна Преподаватель Романенкова Наталья Дмитриевна
    Анкорфилософия. Практическая работа 5
    Дата22.11.2022
    Размер188.44 Kb.
    Формат файлаrtf
    Имя файлапрактическая 5 философия Абдурахимова.rtf
    ТипЗанятие
    #804914

    Автономная некоммерческая профессиональная образовательная организация "Национальный социально-педагогический колледж"


    Программа среднего профессионального образования

    44.02.01 Дошкольное образование

    Дисциплина: Основы философии

    Практическое занятие №5


    Выполнил:

    Обучающийся Абдурахимова Оксана Юрьевна

    Преподаватель:

    Романенкова Наталья Дмитриевна


    Задание 1. Заполните пропуски, указав необходимый термин:                

    1. Человек в многообразии качеств своей индивидуальности, развитых и приобретенных в социальной среде – Личность.

    2. Способ существования общества, организации и развития человеческой жизнедеятельности – Жизнедеятельность.

    3. Специфически человеческая форма активности людей, обусловленная их потребностями, интересами, целями – Деятельность.

    4. Состояние общества и личности, для которых материальные потребности, будучи первичными по происхождению, выступают вторичными по значимости – Духовность.

    5. Императив это – Закон, требование, безусловное повеление.

    6. Система ценностей и императивов, ориентирующая людей на духовно возвышенный идеал человеческого единения, выражающийся в солидарности и братстве – Мораль.

    7. Философская наука, изучающая мораль и различные этические системы ее обоснования, имеющая систему понятий, описывающих моральные феномены, коллизии и ситуации – Этика.

    8. Вовлеченная в сферу человеческих интересов и отношений положительная значимость какого-либо явления (материального или духовного) – Ценность.

    9. Две центральные системы этических ценностей – Культур и мораль.

    10. Образец, нечто совершенное; высшая цель стремлений – Идеал, эталон.

    11. Философская дисциплина, изучающая сферу эстетического как специфического проявления целостного отношения человека к миру – Эстетика.

    12. К этическим категориям относятся – Справедливость, благо, совесть, добро и зло, долг, ответственность, достоинство и честь.

    13. К эстетическим категориям относятся – Соразмерность, гармония, мера, катарсис.

    14. Специфическое состояние личности или социума, характеризующееся ценностно-нормативным вакуумом – Аномия.

    15. Внутреннее убеждение о том, что является добром и злом, сознание нравственной ответственности за свое поведение – Совесть.

    16. Особый переходный период, когда старые социальные ценности и нормы перестают действовать, а новые еще не установились – Аномия(ощущения отсутствия норм.

    17. Состояние души, когда что-либо принимается без сомнений и доказательств – Вера.

    18. Свою нравственную философию В. С. Соловьев изложил в труде – Оправдание добра.

    19. Внутреннее побуждение, обязывающее поступать в соответствии с ценностями и другими общественными требованиями – Долг.

    20. Аксиология есть философское учение о Ценностях.

    Задание 2. В начале ХХ века Френсис Гальтон высказал опасение, что общее улучшение условий жизни, мощное влияние медицины на жизнь людей позволяют выживать людям, отягощенным наследственными пороками, что приводит к вырождению человечества.

    Ваше отношение к точке зрения Гальтона? 

    Ответ: Начать свой ответ хочется, пожалуй, с определения «а что же такое вырождение человечества?!»

    Теория вырождения (дегенерации) – выдвинутая в XIX веке и быстро ставшая популярной теория, согласно которой различные патологии усиливаются от поколения к поколению, что ведёт к «вырождению» отдельных семей, а, в конечном итоге, и всего общества (этноса).

    Я считаю, что опасение Гальтона имеет место быть и дело совсем не в том, что уровень медицины повысится, большее количество людей смогут быть спасены, и не в том, что произойдет улучшение условий жизни, люди станут жить более комфортабельно и т.д. Это наоборот, прогресс, к этому и нужно стремиться, для того, что бы человечеству жилось лучше. И совсем не в этом было опасение Гальтона, он переживал за то, что при повышении уровня жизни, лучшем развитии и мощнейшем влиянии медицины на людей, смогут выжить те, кто отягощены наследственными пороками, и, в последствии, уже все это приведет к вырождению человечества. Все таки, как было зарождено в природе, изначально, должен присутствовать процесс естественного отбора, благодаря которому человечество живет по настоящий момент.
    Задание 3. Заполните таблицу

    Проблема антропогенеза в философии

    Концепция

    Автор

    Суть

    Ваша оценка достоинств и недостатков

    Эволюционная

    Жан Батист Ламарк, Чарлз Дарвин

    все виды живых организмов никогда не были кем-то созданы, а возникли естественным путем;
    - процесс развития живых организмов идет от низших форм к высшим и носит ступенчатый характер (принцип градации -ступенчатого повышения организации);

    с течением времени органические формы медленно и постепенно эволюционируют – преобразуются и совершенствуются в соответствии с окружающими условиями;
    -  движущие силы эволюции — борьба за существование и естественный отбор (они приводят к образованию новых видов);

    -  результаты эволюции: приспособленность организмов к условиям их обитания, рост многообразия видов, постепенное усложнение и повышение организации живых организмов.

    Главный результат эволюции – это совершенствование их организации.

    К достоинствам можно отнести то, что в результате действия естественного отбора сохраняются особи с полезными для их процветания признаками. К недостаткам можно отнести:

    1. многие изменения (густота шерсти, жирность молока и др.) нельзя объяснить упражнением или неупражнением органов;

    2. опыт показывает, что не все изменения, возникающие у организмов под влиянием окружающей среды, наследуются;




    Трудовая

    Льюис Морган,

    Бенджамин Франклин,

    Фридрих Энгельс.

    переход наших предков от приспособления к преобразованию среды – это основа происхождения человека.

    Сюда можно отнести:

    труд,

    общение,

    речь.

    к достоинствам можно отнести:

    1 - Проблемы антропогенеза с  точки зрения социологии;

    2 - Актуальность с небольшими оговорками — очерк не противопоставляет а, дополняет и суть идей Ч. Дарвина, Ж.Б. Ламарка, Т. Шванна и др. Концепции этих учёных сегодня считаются классикой биологической системы.

    Недостатки не особо существенны, но ни имеют место быть. И к ним можно отнести:

    1 - Половой отбор, в книге сводится к мысли, что он осуществлялся по признаку «самый трудолюбивый - самый привлекательный». Но это не всегда соответствует действительности;

    2 - Концепция от облика примата к облику человека не рассматривает прочих факторов: климатические особенности проживания обезьяноподобных предков человека, особенностей рациона питания, хищников, борьбы за ресурсы.

    Космическая

    Махатма Ганди,

    Николай Рерих

    Елена Блаватская,


    По их мнению, Человек является результатом эволюции жизни, которая была занесена на Землю из космоса

    По настоящий момент метеориты падают на нашу планету, и также они могли падать и несколько миллиардов лет назад, а вместе с ними и микроорганизмы, которые поспособствовали зарождению жизни.

    Есть предположение, что прародителями человека были инопланетные существа, данная теория решает вопрос с пробелами в теории эволюции.

    То есть, можно предположить, что не было спорного большого скачка эволюции, а людей просто перенесли на планету.

    Но, у этой концептуальной теории есть много недостатков:
    Данная концепция не имеет точной доказательной базы, а все исследования основаны на ненадежных предположениях и догадках. Поэтому у нее нет должной поддержки среди научного сообщества.

    Так же нет предположений о том, где и когда происходило зарождение жизни. Какая часть космического пространства оказалась колыбелью всего живого?

    Религиозная

    Августин Блаженный, Фома Аквинский.

    Человек – создание Божье

    Данная концепция объясняет довольно просто все мироустройство, центральной фигурой которого выступает человек.

    Весь процесс человека, связанный с искусством, научной работой или духовным объясняется волей Творца.

    Сторонники концепции оспаривают все научные теории и новые открытия.

    К ним относятся:

    1. Проверяя теории, все процессы, протекающие в условиях земли и космоса носят характер сохранения, дающий Вселенной выполнять свое предназначение;

    2. Отрицание возможности другой жизни, в любой ее форме на других планетах

    И многое другое.

    Культурно- символическая

    Эрнст Кассирер.

    Сущность особенности человека является не разум или политическая активность, как утверждалось в европейской философии, а способность к символизации – наделению окружающих предметов и явлений значением и смыслом.


    Кассирер считает, что человек находится в состоянии постоянного диалога с собой, и из него рождается символический мир, который исполняет роль посредника между человеком и окружающей реальностью.

    Мир символов – это ценности, которые не существуют в повседневной жизни, они нечто «значат для нас». Люди, в отличие от животных связаны с символической реальностью.

    Культуру в качестве системы ценностей, считает Кассирер, невозможно объяснить, ее следует определять в терминах свободы.

    Культуру и историю можно понять, только принять во внимание свободную человеческую деятельность – индивидуальную мотивацию, истолкование ценности, выбор, поступок.


    Экзотерическая

    Эрнст Мулдашев

    По этой теории не признается происхождение человека от обезьяны.

    В ней человек появился путем уплотнения духа.

    Теория Э. Мулдашева родилась не на пустом месте. Также есть наскальные рисунки, письменные предания, легенды, мифы.

    Предположением длительных изысканий на почве названой гипотезы явились призывы к добру и милосердию.

    И как дополнение: огромный интерес к технологиям древних цивилизаций.
    Самым главным аргументом против доктрины, является то, что её как научной гипотезы просто-напросто не существует.

    Получается, что надо это просто принять на веру и не пытаться выяснять и разбираться.

    С учётом накопленных человечеством средств самоуничтожения, плюс экологическая обстановка, данная идея хорошо срабатывает.

     

    Задание 4. Некоторые современные западные философы вслед за Г. Спенсером и 3. Фрейдом считают, что человеческое общество развивается по биологическим законам, поскольку сам человек — высшее звено биологической эволюции.

    4.1. В чем ошибочность подобных рассуждений?

    4.2. Можно ли полностью исключить биологические факторы из общественной жизни?

    Ответ: На мой взгляд, суждение о человеке, с биологической точки зрения не верно. Так как человек – это не только биологическое существо, он ни есть пассивный элемент природы, каким был с самого начала. Человек на протяжении огромного количества времени накапливал опыт, всевозможные знания, которые передавались и по сей день передаются по наследству, и именно благодаря опыту и знаниям человечество не стоит на месте, развивается духовно, научно, постигает новые грани и делает все новые и новые открытия.

    Но и исключать в полной мере биологические факторы тоже не стоит. Ведь это было у самих истоков. И об этом забывать нельзя. На сегодняшний день мы находимся на пороге раскрытия следующего уровня бытия в полной мере, а не только доступного определенным людям. Когда этот момент настанет – наступит новое время, будет существовать новое пространство, измерение и человек ощутит себя над всем этим.

    Вместе с тем, социальные условия людей все больше находят их развитие и развитие общества. Человек является как единый биологический организм, с психической и социальной степенью формирования: природной и социальной, приобретенной и наследственной.

    Задание 5. 

    5.1 Поясните философско-гносеологический смысл учения Ф. Достоевского (1821—1881) о человеке. 

    5.2 Прокомментируйте его тезис: «Человек … образуется всею исторической жизнью страны. Сделаться человеком нельзя разом, а надо выделаться в человека.».

    Ответ: Начну свой ответ с того, что Фёдор Михайлович Достоевский (1821 - 1881) будущее России видел не в капитализме и не в социализме, а в опоре на русскую "нацио­нальную почву" – обычаи, традиции.

    Особую роль в философских взглядах Достоевскогозанимает проблема человека. Достоевским было выделено два варианта жизненного пути, по которому может идти человек:

    1. путь человека-божества (путь абсолютной свободы человека. Человек отвергает всякие авторитеты, в том числе Бога, считает свои возможности безграничными, а себя - вправе делать все, он сам пытается стать Богом, вместо Бога. По Достоевскому, данный путь губителен и опасен как для окружающих, так и для самого человека. Идущий по нему потерпит крах);

    2. путь богочеловека (путь следования Богу, стремление к нему во всех своих привычках и поступках. Такой путь Достоевский считал наиболее верным, праведным и спасительным для человека).

    В философско-гносеологическом смысле учения Достоевского в основе России лежат ее традиции и обычаи, в судьбе как человека, так и всего государства, в целом, важнейшую роль играет религия, имен в ней кроется человечность русской души.

    По поводу второго вопроса, на ум сразу приходит короткая, но емкая фраза которая принадлежит Клоду Гельвецию французскому литератору и философу восемнадцатого века – Человеком не рождаютсячеловеком становятся.

    Человеком мало родиться, человеком необходимо стать. А стать человеком можно, собрав в себе достаточное количество опыта, знаний, умений, понятий, выработав уважение, понимание и самое главное – это человечность. Человек должен пройти через личное воспитание, для того что бы носить гордое звание ЧЕЛОВЕК!

    Задание 6. 

    6.1. Как понимает отношения личности и общества А. Адлер (1870—1937)? 

    6.2. Правомерно ли его утверждение об извечном антагонизме между индивидом и «контекстом социальных отношений»? 

    6.3. Приведите доказательства субъективно-идеалистической позиции автора этой концепции.

    Ответ: Альфред Адлер (1870–1937) был сторонником психоаналитического движения. Основой его теории стало положение о том, что человек не может быть отделен от социума. В своих работах он особенно подчеркивал социальные детерминанты личности, а также утверждал, что каждый человек сам творит свою судьбу. Адлер полагал, что основная цель теории личности – служить маяком, ориентиром для любого человека в его стремлении к психологически здоровому поведению.

    Согласно учению Адлера (названному «индивидуальной психологией»), индивид из-за дефектов в развитии его телесных органов испытывает «чувство неполноценности». Стремясь преодолеть это чувство и самоутвердиться среди других (здесь и выступает социальный фактор), он актуализирует свои творческие возможности.

    Хотя Адлер и настаивал на том, что индивид не может рассматриваться независимо от общества, представление о социально-исторической природе человеческой личности было ему так же чуждо, как и Фрейду. Он видел в личности продукт ее собственного индивидуального творчества, стимулируемого ее незащищенностью перед враждебным миром, неполноценностью, стремлением укрепиться путем превосходства над другими.

    Само по себе утверждение Адлера о том, что личность существует только в «социальном контексте», не способно пролить свет на реальные движущие силы человеческого поведения, пока остается нераскрытой природа этих отношений и механизм их воздействия на личность. Ведь и у Фрейда в роли источников конфликтов выступала динамика мотивов ребенка как существа не изолированного, а непрестанно сталкивающегося с запретами ближайшего социального окружения.

    Основной мыслью адлерианского подхода является то, что человека можно понять, если рассматривать его целиком, холистически. Человека следует рассматривать как неделимое целое, утверждал Адлер, начиная с его рождения, воспитания и развития, наряду с условиями и обстоятельствами его жизни — семейными, социальными и культурными.

    Самое важное это то, что человека можно понять, он как одно целое, вместе с обстоятельствами его жизни, так говорил А. Адлер.

    В своих работaх Адлер писал, что личность стремиться к превосходству, так как она формируется достижениями его жизненных целей. Все ощущения и мысли, носят характер и действия человека, тем сaмым отображая его уникальность. Чтобы понять поведение человека, достаточно знaть его жизненные установки и изучить идею о несостоятельности ее преодоления.

    Относительной стороной теории А. Адлера является социальный интерес. Этот термин передает, что индивидуум признает себя частью общества, и соотносит себя к социуму и стaрается стремиться к лучшему. Чувствует себя значимым, приравнивает к другим.

    С точки зрения А. Адлера по мере процесса, вырaжается социальный интерес к социуму, через взаимное уважение, а люди у которых нет таких интересов, чувствуют упадок сил и бесполезность в жизни и обществе.

    Счастье и успех, в какой то мере, непрерывно связаны с социумом в психологии личности, каждый человек имeет право на счастье, хочет чувствовать себя частью семьи и частью общества. Человек придает большое значение мнению общества, поэтому зависит от него и боится быть непринятым, он хочет чувствовать себя особо вaжным и ценным для данного обществa. Если человек не имеет самостоятельную ценность, то он ощущает тревогу и беспокойство, тем самым он не удовлетворен своей жизнью.

    Нужно учиться принимать участие в общeнии с другими людьми. В работе и прочей деятельности, поэтому очень важно чувствовать, что человeк вносит ценный вклад в общество и тем самым становится незамeнимым и нужным. Отношение к себе, тем самым позволит сформировать взаимоотношeния с окружающим обществом.

    Список литературы

    1. Алексеев, П. В. История философии. Учебник / П.В. Алексеев. — М.: Проспект, 2017. — 240 c.

    2. Герцен. А. И. Избранные философские произведения. Т. 2. М., 1948. С. 314.

    3. Замалеев, А. Ф. Летопись русской философии. 862-2002 / А.Ф. Замалеев, А.В. Малинов, Т.В. Орлова. — М.: Летний сад, 2017. — 348 c.

    4. Западная философия XIX века. Учебник. — М.: Проспект, 2015. — 504 c.
      Зотов, А. Ф. Современная западная философия / А.Ф. Зотов. — М.: Проспект, 2017. — 608 c.

    5. Иванов, О. Е. История философии. Курс лекций. Учебное пособие / О.Е. Иванов. — М.: Издательство Русской Христианской гуманитарной академии, 2016. — 608 c.

    6. Иконникова, Г. И. История философии XIX — начала ХХI века / Г.И. Иконникова, Н.И. Иконникова. — М.: Вузовский учебник, Инфра-М, 2018. — 304 c.

    7. История русской философии. — М.: ИНФРА-М, 2016. — 640 c.

    Самыгин, С. И. История философии / С.И. Самыгин, А.М. Старостин, И.В. Тумайкин. — М.: Феникс, 2017. — 192 c.

    1. Свергузов, А. Т. Философия. Учебное пособие / А.Т. Свергузов. — М.: Альфа-М, Инфра-М, 2015. — 192 c.

    2. https://proza.ru/2014/04/12/1685;

    3. https://studme.org/87439/menedzhment/individualnaya_teoriya_lichnosti_adlera;

    4. https://moyzhurnal.com/kosmicheskoe-proishozhdenie-cheloveka;

    5. https://ru.wikipedia.org/wiki/Теория_вырождения.



    Пермь - 2020


    написать администратору сайта