Главная страница
Навигация по странице:

  • Пример: И.А. Крылов «Мартышка и очки»

  • 1. Действие

  • 3. Процесс перехода одного события в другое называют оценкой

  • 4. Все наше бытие определяют обстоятельства

  • Исходное предлагаемое обстоятельство

  • Ведущее предлагаемое обстоятельство

  • Событийный ряд – событийная структура, событийное течение ( переход из одного события в другое). События определяются предлагаемыми обстоятельствами. Ø Исходное событие

  • Предшествующее событие

  • Кульминационное событие

  • Подтекст – скрытый смысл текста. Смысл, не выраженный явно.

  • отсюда и название.

  • Выразительное чтение. Выразительное чтение(Практичка 5). Занятие 5 План 1 Содержание понятия исполнительский, действенный анализ текста. 2 Подтекст, виды подтекста


    Скачать 24.67 Kb.
    НазваниеЗанятие 5 План 1 Содержание понятия исполнительский, действенный анализ текста. 2 Подтекст, виды подтекста
    АнкорВыразительное чтение
    Дата06.06.2022
    Размер24.67 Kb.
    Формат файлаdocx
    Имя файлаВыразительное чтение(Практичка 5).docx
    ТипЗанятие
    #572871

    Устич Дарья 1-ДО

    Практическое занятие № 5

    План

    1) Содержание понятия «исполнительский», «действенный» анализ

    текста.

    2) Подтекст, виды подтекста.

    3) Определение понятия «сверхзадача».

    Содержание понятия «исполнительский», «действенный» анализ текста .

    Исполнительский анализ текста используется при подготовке к выразительному чтению. Состоит из речевой партитуры, внутреннего видения содержания, погружения в предлагаемые обстоятельства, понимание эстетической цели автора.

    Главная цель – создание образов, оживление их в воображении слушателей.

    В исполнительском анализе необходимо подвести итог проделанной работе, мысленно отвечая себе на вопросы: с какой целью автор использует избранные им средства выразительности, каким образом выразительные средства раскрывают художественный замысел сочинения. Полученные данные помогут разработать подробный план интерпретации анализируемого произведения.

    Учитывая свои исполнительские намерения, чтец должен установить темп речи. Учитывая особенности жанра и формы сочинения, необходимо выявить специфические исполнительские трудности, наметить пути их преодоления. Формообразующие трудности сочинения часто связаны с осмыслением кульминаций и особенностями их подготовки. Кульминации готовятся ускорением или замедлением темпа, повышением или понижением тесситуры, изменением динамики, звуковедения. Правильно понятые общая и частные кульминации помогут выделить главное, значимое в содержании произведения и выстроить его форму.

    Важно конкретизировать детали.

    Пример:

    И.А. Крылов «Мартышка и очки»

    Чтец (от автора) образно и эмоционально рассказывает интересный, поучительный случай, из которого слушатели должны извлечь урок (мораль).

    В этой басне автор показал нам Мартышку глупой и невежественной. Так как она разозлилась на то, что не может применить очки и разбила их. Таких людей как Мартышка называют невеждами. Героем данной басни выступает животное (примат) со своими особенными чертами характера и поведения, присущие человеку. Автор показывает нам негативные стороны людей и высмеивает их, что бы читатель понимал, как правильно надо себя вести.

    Автор высмеивает в этой басне не самого героя, а всех невежд, которые так себя ведут.

    Мораль басни:

    Прежде чем приступить какому либо делу, сначала этому нужно поучиться. Не следует браться без подготовки за то, в чем ничего не понимаешь. А если взялся и у тебя ничего не получается, не нужно говорить, что это бесполезное занятие. Нельзя судить о том, в чем не разбираешься и не понимаешь.

    Сущность открытия К.С. Станиславского – метода действенного анализа – заключается в том, чтобы найти в пьесе точный событийный ряд. Необходимо разбить текст на ряд событий, начиная с наиболее крупных и докапываясь до мелких.

    Построив цепочку событий, надо обнаружить в них ту последовательную цепь конфликтов, на которых возникает уже вычерченное, точно построенное действие. Причем обнаружить точный конфликт, который изнутри раскрывает авторский текст, не так-то просто. Должен быть найден не конфликт вообще. А тот единственный конфликт, который в результате и создает логику, заложенную, в конечном счете, в авторском тексте…»[9]

    Жизнь – могучий зрелищный поток, в котором действуют люди. Театр – «увеличительное стекло» - удивительным образом позволяет приблизить к нам жизнь, всмотреться в нее, понять, открыть в ней для себя что-то важное.

    Жизнь зрелищна – для большинства людей 80% информации о мире поступает через зрение.

    В театре звучащего слова возникает зрелище особой природы, особо тонкой организации, волшебной природы. И зрелищ этих столько, сколько человек слушает чтеца, и еще одно: у самого чтеца. Волшебство состоит еще и в том, что зрелища эти и чем-то похожи, и очень разные у всех. И каждое из них создается двумя творцами: чтецом и слушателем. Правда, есть слушатели, не способные творить: если то, что звучит со сцены, не вызывает в них (по разным причинам) никаких ассоциаций, не задевает их.

    Мы воспринимаем жизнь событийно (рождение, война, примирение, праздник и т.д.) Жизнь, воспроизводимая в звучащем слове, воспринимается нами тоже событийно. Причем события эти особенные, обостренные, выбранные по какой-то важной причине из потока жизни, автором.

    Умение определить эти события в литературном материале, назвать, соединить в последовательность, которая и приводит нас к какому-то чудесному открытию в жизни, которое не дано никакой науке (!), донести смысл этой последовательности событий до слушателя и есть главное волшебство режиссера и чтеца.

    Но для этого нам необходимы инструменты.

    1. Действие – это единый психофизический процесс достижения цели в борьбе с предлагаемыми обстоятельствами, каким-то образом выраженный во времени и пространстве.

    2. Событие– есть выражение действенного процесса во времени и пространстве.

    В театре нашего воображения, которое «запускает» чтец, мы «видим» события и как в этих событиях действуют и борются люди. Событие, со-бытийность людей в жизни, со-действие. Нужно уметь видеть жизнь событийно, уметь задавать себе вопросы. Например, событие – это сборы на работу (не выспался, а именно сегодня нужно особенно хорошо выглядеть!), еду на работу (а автобусы не ходят!). Событие – это всегда конфликтный факт, всегда предполагает борьбу с обстоятельствами. Событие – неделимая единица, длительность его зависит от обстоятельств. Когда меняется действие, меняется и событие. Читая, следует задавать себе вопросы: что это? Встреча друзей? Ссора? Разлука? Обед? Подготовка к празднику?... Называть события следует «отглагольными» существительными – для выражения действенности процесса.

    3. Процесс перехода одного события в другое называют оценкой.

    Оценка – зона, где «умирает» одно событие и «рождается» другое, это процесс восприятия нового – ведущего – предлагаемого обстоятельства. Меняется объект внимания, происходит накопление признаков от низшего к высшему признаку, рождается новое отношение к возникшему обстоятельству и, наконец, рождается новая цель, новое действие. Важен процесс оценки. [10]

    4. Все наше бытие определяют обстоятельства.

    Они часто зависят от нас, а часто не зависят. Они являются мотивами нашего поведения. Дисгармоничные, «колющие» обстоятельства заставляют человека действовать (например, кнопка, «дружески» подложенная одноклассником на сиденье – школьная «шутка»).

    Любое предлагаемое обстоятельство требует установления к себе отношения. Это закон жизни. У человека со дня рождения устанавливаются связи с обстоятельствами, возникают психологические установки: мама – добрая, теплая; собака злая (если однажды укусила). Мы обучены этим обстоятельствам. У нас существует эмоциональный отклик на каждое – известное нам по опыту – обстоятельство. Это отношение создает преднастрой на определенное поведение. Так, красиво одетого человека мы воспринимаем как красивого человека. Это психологическая установка, наш опыт, наша привычка. Оценка же происходит только тогда, когда обстоятельство таково, что оно меняет действие. Если этого нет, то это просто отношение. [10]

    5. Таким образом, отношение – подсознательная акция, которая

    зависит от заложенного в нем подсознательного обстоятельства, от прошлого опыта, возбудимости, темперамента, от личностных качеств.

    Задача состоит в том, чтобы верно относиться к обстоятельствам. Если не ярко выражено обстоятельство, это не важно: важно, что оно есть.

    Итак, метод действенного анализа предлагает определение событийного ряда произведения:

    Ø Исходное предлагаемое обстоятельство – подготавливает, создает почву для возникновения конфликта, для порождения события. Оно находится в конфликте с ведущим предлагаемым обстоятельством, этот конфликт разрешается только в кульминации. Оно не описывается впрямую, открытым текстом, а подразумевается, обнаруживается через контекст.

    Ø Ведущее предлагаемое обстоятельство – главное предлагаемое обстоятельство, высекающее конфликт. Оно возникает здесь и сейчас, движет сюжет, развивает и обостряет конфликт.

     

    Событийный ряд – событийная структура, событийное течение ( переход из одного события в другое). События определяются предлагаемыми обстоятельствами.

    Ø Исходное событие – первый этап в цепи развития конфликта, причина порождающая конфликт. Лежит за пределами пьесы, произведения, отрывка( как правило, в обществе, так называемой, социальной среде).

    Ø Предшествующее событие – повод для обострения конфликта(лежит за пределами пьесы, произведения, отрывка).

    Ø Начальное событие – начало интриги. ( Кто первый?)

    Ø Главное событие – открытое столкновение конфликтующих сторон, лобовая атака враждующих сил, когда их слова, действия и поступки проявляются совершенно открыто и в подавляющем большинстве случаев без подтекста. Это полное и всестороннее проявление главного конфликта.

    Ø Кульминационное событие – разрешение противоречий, развязка. Последнее событие. «Пора закрывать занавес». [1]

    Каковы же задачи рассказчика в каждом куске – событии? Верно поставленная задача – путь реализации видения, внедрения мысли, возникновения верной, правдивой интонации.

    Действенная задача – это «приказ» действовать словом. Следует задавать себе вопрос: «Чего я хочу добиться от слушателя в этом куске – событии?»

    Задачи надо формулировать глаголами волевого действия:

    «Я хочу…удивить, убедить, вызвать негодование» и др.

    Подтекст и виды подтекста

    Подтекст – скрытый смысл текста. Смысл, не выраженный явно. Теория литературы определяет подтекст как мысль, которая подразумевается, но не говорится вслух. Та истина, та правда, то содержание, до которых должен догадаться читатель. Прочитать между строк, разглядеть «под текстом» —Внутренний подтекст – это отсылка к тому, что есть в содержании самого произведения и достаточно небольшого намёка, детальки, чтобы читатель понял, о чём речь. Например, необязательно повторно рассказывать о каком-то случае, можно устами героя сказать: «А помнишь тот случай с обвалившимся балконом?» И читатель тоже вспомнит этот случай. Если, конечно, читал внимательно. отсюда и название.

    Внешний подтекст или внетекстовые ассоциации связаны с опытом читателя, с его знаниями. Вот здесь сложнее. Так, если писатель упомянул, что на пальце у незнакомца был перстень с изображением циркуля, то уверен ли автор, что все его читатели поймут это, как из один масонских знаков?

    Сверхзадача

    Сверхзада́ча — термин, введённый К. С. Станиславским для обозначения той главной цели, ради которой создаётся пьеса, актёрский образ или ставится спектакль. Термин получил широкое распространение в театральной практике и со временем приобрёл иносказательное значение: высшая цель, которую необходимо достичь.

    Сверхзадача формулируется как толчок к конкретному персональному действию — сначала автора, а затем и каждого из зрителей. Главная ее задача — «заразить» зрителя энергией действия. Поэтому формулировки на уровне призывов и лозунгов бессмысленны. Как и в случае с «болевой точкой», зрителя может затронуть только то, что затронет чувства и эмоции самого автора.

    Формулируя сверхзадачу, не забывайте о трех главных принципах: глагольная (действенная) форма, отсутствие дидактики, направленность на позитив (формально — отсутствие частицы «не»).

    Путь от завязки конфликта к доказательству сверхзадачи называют «сквозным действием». Его линия должна быть непрерывна до конца сюжета. Так же как и линия противостоящего ему контрсквозного действия. Столкновение этих линий дает возможность выстроить непрерывность конфликта и направить весь процесс борьбы к доказательству сверхзадачи и авторской идеи. Поэтому формулировка сверхзадачи всегда должна лежать точно в русле авторского замысла, соответствуя ему и по направленности, и по уровню.

    Формулирование сверхзадачи — всегда дело сугубо личное, авторское. Освоив ее, вы получите мощнейший инструмент воздействия на зрителя. Но формальное использование может только навредить. Поэтому никогда не пользуйтесь ею только потому, что «так нужно». Просто помните, что отсутствие сверхзадачи исключает из вашего арсенала одно из самых мощных «орудий».

    Самастоятельная работа

    Произведение относится к детскому творчеству поэтессы, занимающему значительное место в поэзии автора, и является одной из составных частей цикла книг «Азбука».

    Основной тематикой стихотворения поэтесса представляет воспитание в маленьких читателях уважения к родным и близким людям, а также умения нести ответственность за совершенные поступки.

    Главной героиней произведения представляется маленькая девочка по имени Таня, один день из жизни которой является сюжетной линией стихотворения. В этот день девочка стремится в собственных глазах стать настоящей и главной помощницей для собственной семьи, оказывая, по ее мнению, необходимую для близких помощь в виде съеденных конфет для братишки, игры с мяукающим котенком, долгого чаепития и обеденного перерыва, а также пролитого клея и бессмысленных посиделок с мамой, а затем и бабушкой, доставляя им этим поступком одни хлопоты и отвлекая от домашних забот и дел. Вечером, уставшая от безделья Таня, нагружает маму просьбой о помощи в подготовке ко сну, прося ее раздеть, обещая на следующий день снова оказать непомерную помощь своей родной семье. 

    Использование в стихотворении литературного приема в виде ироничного изложения и тонкой насмешки позволяет поэтессе донести авторский замысел, заключающийся в высмеивании Таниной помощи по хозяйству, тем самым придавая названию произведения прямо противоположное значение.

    Стихотворная рифмовка, используемая автором, является простой и понятной, выражающаяся в одинаковом буквосочетании окончания строк, которые по композиционной структуре представляют три катрена, составляющих четверостишия.

    Смысл стихотворения передается поэтессой в виде поучительного и содержательного повествования, которое в краткой и незлобивой форме демонстрирует маленьким читателям истинное значение понятия помощи, раскрывает необходимость в осуществлении добрых и бескорыстных поступков, полезных дел, а также четкого и ответственного выполнения данных человеку обещаний.


    написать администратору сайта