Главная страница
Навигация по странице:

  • Дисциплина: Литература Практическое занятие №6 Выполнил: Обучающийся Комарова Виктория Олеговна Преподаватель

  • Андреева Надежда Анатольевна Практическое занятие №6 Цель занятия

  • План анализа.

  • литература практическая работа. литерат практ 6. Занятие 6 Обучающийся Комарова Виктория Олеговна Преподаватель Андреева Надежда Анатольевна


    Скачать 147.99 Kb.
    НазваниеЗанятие 6 Обучающийся Комарова Виктория Олеговна Преподаватель Андреева Надежда Анатольевна
    Анкорлитература практическая работа
    Дата06.02.2022
    Размер147.99 Kb.
    Формат файлаrtf
    Имя файлалитерат практ 6.rtf
    ТипЗанятие
    #353488

    Автономная некоммерческая профессиональная образовательная организация "Национальный социально-педагогический колледж"


    Программа среднего профессионального образования

    44.02.03 Педагогика дополнительного образования

    Дисциплина: Литература

    Практическое занятие №6


    Выполнил:

    Обучающийся Комарова Виктория Олеговна

    Преподаватель:

    Андреева Надежда Анатольевна


    1. Практическое занятие №6

    Цель занятия: закрепление знаний в сфере изучения творчества Л. Н. Толстого, формирование умения применять их для решения практических задач по анализу художественных произведений

    Задание 1. Выпишите из романа Л. Н. Толстого «Война и мир» цитаты (по 3 цитаты о каждом выбранном Вами персонаже), характеризующие выбранных Вами основных персонажей произведения (заполните таблицу):

    № п/п

    Персонаж произведения

    Цитаты, характеризующие персонажа (по 3 цитаты для характеристики каждого персонажа)

    1

     Андрей Болконский

    1. "...Все кажется хорошим, что было прежде..."

    2. "...Ежели бы все воевали только по своим убеждениям, войны бы не было..."

    3. "...То, что справедливо и несправедливо – не дано судить людям. Люди вечно заблуждались и будут заблуждаться, и ни в чем больше, как в том, что они считают справедливым и несправедливым..."

    2

     Пьер Безухов


    1. "...я заметил, что быть интересным человеком очень покойно (я теперь интересный человек); меня зовут и мне рассказывают..."

    2. "...Да, есть ли семья без своего горя?.."

    3. "...Когда два человека ссорятся – всегда оба виноваты. И своя вина делается вдруг страшно тяжела перед человеком, которого уже нет больше..."

    3

     Наполеон


    1. "...Легко ошибиться в пылу огня..."

    2. "...что такое военное искусство? Искусство быть сильнее неприятеля в известный момент. Вот и все..."

    3. "...Наше тело есть машина для жизни. Оно для этого устроено. Оставьте в нем жизнь в покое, пускай она сама защищается, она больше сделает одна, чем когда вы ей будете мешать лекарствами. Наше тело подобно часам, которые должны идти известное время; часовщик не может открыть их, и только ощупью и с завязанными глазами может управлять ими. Наше тело есть машина для жизни. Вот и все..."

    4

    Кутузов


    1. "...Взять крепость не трудно, трудно кампанию выиграть. А для этого не нужно штурмовать и атаковать, а нужно терпение и время..."

    2. "...нет сильнее тех двух воинов, терпение и время; те всё сделают..."

    3. "...нет сильнее тех двух воинов, терпение и время; те всё сделают..."

     

    Задание 2. Выпишите из учебника (Красовский, В. Е. Литература: учебное пособие для среднего профессионального образования / В. Е. Красовский, А. В. Леденев; под общей редакцией В. Е. Красовского. — Москва: Издательство Юрайт, 2019. — 650 с. - глава «Лев Николаевич Толстой», с. 298-343) цитаты о художественном своеобразии романа-эпопеи «Война и мир» (заполните таблицу):

    № п/п

    Художественная особенность романа-эпопеи «Война и мир»

    Цитата, раскрывающая указанную художественную особенность

    1

     Концепция истории

     В многочисленных авторских отступлениях Толстой размышляет о том, что такое история, какие силы оказывают решающее влияние на исторический процесс, каковы причины исторических событий. Полемизируя с историками, считавшими события прошлого результатом воли исторических деятелей, вознесенных над «толпой», Толстой утверждает, что жизнь человечества не зависит от воли и намерений отдельных людей, даже если они обладают огромной властью. Историк не имеет права на вымысел, для исторического романиста вымысел в освещении фактов истории – почва, на которой вырастают художественные обобщения.

    2

    Мастерство композиции. 

     Повествование распадается на множество сюжетных линий, в которых действуют не только вымышленные персонажи, но и реально существовавшие, исторические лица. Легко прослеживается романическая жанровая тенденция: Толстой изображает судьбы героев в процессе их становления и развития. Однако от традиционного европейского романа «Война и мир» отличается отсутствием центрального героя и огромным количеством персонажей. Отметим, что на жанровую структуру «Войны и мира» повлияли несколько разновидностей романа: роман исторический, семейно-бытовой, психологический и «роман воспитания».

    3

     Психологический анализ.

     Проявляется в передаче внутренних монологов героев, в «подслушивании мыслей». Сказывается психологизм и в снах как форме воспроизведения душевных переживаний, подсознательных процессов, помогли писателю раскрывать многообразие эмоциональных состояний персонажей. Такое внимание к малейшим оттенкам движения человеческой души стало настоящим открытием Л.Н. Толстого и получило название метод раскрытия «диалектики души».

    4

     Портреты героев.

     Антитеза Кутузов – Наполеон – основная нравственная антитеза романа. Если Кутузова можно назвать «положительным» героем истории, то Наполеон в изображении Толстого – ее главный «антигерой». Подробно изображены два французских маршала – Мюрат и Даву.

     

    Задание 3. Прочитайте фрагмент из романа-эпопеи Л. Н. Толстого «Война и мир», выполните анализ фрагмента по предложенному плану. 

    Князь Андрей, думавший, что ему было все равно, возьмут или не возьмут Москву так, как взяли Смоленск, внезапно остановился в своей речи от неожиданной судороги, схватившей его за горло. Он прошелся несколько раз молча, но глаза его лихорадочно блестели, и губа дрожала, когда он опять начал говорить:

    – Ежели бы не было великодушничанья на войне, то мы шли бы только тогда, когда стóит того идти на верную гибель, как теперь. Тогда не было бы войны за то, что Павел Иваныч обидел Михаила Иваныча. А ежели война как теперь, так война. И тогда бы интенсивность войск была бы не та, как теперь. Тогда бы все эти вестфальцы и гессенцы, которых ведет Наполеон, не пошли бы за ним в Россию, и мы бы не ходили драться в Австрию и в Пруссию, сами не зная зачем. Война не любезность, а самое гадкое дело в жизни, и надо понимать это и не играть в войну. Надо понимать строго и серьезно эту страшную необходимость. Все в этом: откинуть ложь, и война так война, а не игрушка. А то война – это любимая забава праздных и легкомысленных людей… Военное сословие самое почетное. А что такое война, что нужно для успеха в военном деле, какие нравы военного общества? Цель войны – убийство, орудия войны – шпионство, измена и поощрение ее, разорение жителей, ограбление их или воровство для продовольствия армии; обман и ложь, называемые военными хитростями; нравы военного сословия – отсутствие свободы, то есть дисциплина, праздность, невежество, жестокость, разврат, пьянство. И несмотря на то – это высшее сословие, почитаемое всеми. Все цари, кроме китайского, носят военный мундир, и тому, кто больше убил народа, дают бóльшую награду… Сойдутся, как завтра, на убийство друг друга, перебьют, покалечат десятки тысяч людей, а потом будут служить благодарственные молебны за то, что побили много людей (которых число еще прибавляют), и провозглашают победу, полагая, что чем больше побито людей, тем больше заслуга. Как бог оттуда смотрит и слушает их! – тонким, писклявым голосом прокричал князь Андрей. – Ах, душа моя, последнее время мне стало тяжело жить. Я вижу, что стал понимать слишком много. А не годится человеку вкушать от древа познания добра и зла… Ну, да и ненадолго! – прибавил он. – Однако ты спишь, да и мне пора, поезжай в Горки, – вдруг сказал князь Андрей.

    – О нет! – отвечал Пьер, испуганно-соболезнующими глазами глядя на князя Андрея.

    – Поезжай, поезжай: перед сраженьем нужно выспаться, – повторил князь Андрей. Он быстро подошел к Пьеру, обнял его и поцеловал. – Прощай, ступай, – прокричал он. – Увидимся ли, нет… – И он, поспешно повернувшись, ушел в сарай.

    Было уже темно, и Пьер не мог разобрать того выражения, которое было на лице князя Андрея, было ли оно злобно или нежно.

    Пьер постоял несколько времени молча, раздумывая, пойти ли за ним или ехать домой. «Нет, ему не нужно! – решил сам собой Пьер, – и я знаю, что это наше последнее свидание». Он тяжело вздохнул и поехал назад в Горки.

    (Л.Н. Толстой, «Война и мир») 

    План анализа.

    1. Назовите сражение, накануне которого происходит разговор между князем Андреем и Пьером.

    Разговор двух любимых героев писателя — Пьера Безухова и Андрея Болконского — предваряет Бородинское сражение и расставляет некоторые акценты в освещении темы войны, насилия, вопроса победы или поражения в романе. Князь Андрей вечером 24 августа, за день до Бородинской битвы, встречает Безухова в расположении своего полка.

    1. Укажите жанр, к которому принадлежит «Война и мир».

    Произведение Л.Н. Толстого «Война и мир» можно по праву считать романом-эпопеей. В романе несколько сюжетных линий, они создают необыкновенно реалистичное полотно событий той эпохи, отражают быт, нравы. Но произведение не сводится к простому описанию частных историй героев, а охватывает несколько исторических эпох: эпоху русско-австрийской войны, напряженной борьбы русского народа в Отечественной войне 1812 года, эпоху подготовки восстания декабристов. Это и позволяет считать роман Л.Н. Толстого эпопеей.

    1. Как воплотилась в этом эпизоде мысль Л.Н. Толстого об антигуманном характере войны?

    Данный эпизод романа-эпопеи "Война и мир" посвящён последней встрече двух её главных героев, состоявшейся накануне Бородинского сражения – одного из главных в Отечественной войне 1812. Война бесчеловечна, по мнению князя Андрея, произносящего важный для понимания авторской мысли монолог. Он называет войну "самое гадкое дело в жизни", говорит о её истинной цели – убийстве, о том, что она несёт зло. Война безнравственна, бесчеловечна, она разрушает свободу, способствует развитию пороков, таких, как разврат и пьянство, ложь и лицемерие. Только одна война имеет право на существование – народная, направленная на защиту своей Родины, своего народа, своей семьи. Однако "надо понимать строго и серьезно эту страшную необходимость", не играть в войну по правилам.


    Пермь - 2021


    написать администратору сайта