ПР 2. 5 Бондаренко А.А.. Занятие для обучающихся 57 классов по теме мы одна страна! Слайд 1 (рассказывает ученик)
Скачать 24.35 Kb.
|
Практическая работа к разделу 2.5 «Общество: согласие» ВНЕУРОЧНОЕ ЗАНЯТИЕ для обучающихся 5-7 классов по теме «МЫ – ОДНА СТРАНА!» Слайд 1 (рассказывает ученик) Наталья Майданик ДЕНЬ НАРОДНОГО ЕДИНСТВА С историей не спорят, С историей живут, Она объединяет На подвиг и на труд Едино государство, Когда един народ, Когда великой силой Он движется вперед. Врага он побеждает, Объединившись в бой, И Русь освобождает, И жертвует собой. Во славу тех героев Живем одной судьбой, Сегодня День единства Мы празднуем с тобой! Учитель: 4 ноября в России отмечают праздник, который имеет красивое название «День народного единства» Этот праздник достаточно новый, отмечается с 2005 года, т.е. ему всего 15 лет. Однако у него очень древняя история. Перенесемся на 400 лет назад, в начало 17 века. Слайд 2 Учитель: День народного единства связан с событием 1612 года. Именно 4 ноября народное ополчение под предводительством земского старосты Кузьмы Минина и новгородского князя Дмитрия Пожарского выдворило из российской столицы польских интервентов. Более 10 тысяч людей из всех сословий России объединились и дали отпор врагу. Как поляки оказались в Москве? После смерти в 1598 году последнего царя из династии Рюриковичей Федора Иоанновича, который не оставил наследника и его младшего брата Дмитрия трон занял боярин Борис Годунов Слайд 3 Учитель: Однако для знати его права на высшую власть являлись незаконными. Этим воспользовались самозванцы, выдававшие себя за погибшего царевича Дмитрия. В стране начался политический кризис, получивший название Смутного времени. В 1609 году польский король Сигизмунд III начал против России военную интервенцию. Значительная часть страны оказалась под контролем польско-литовских отрядов. Власть перешла к совету бояр (Семибоярщина), который присягнул на верность польскому королевичу, сыну Сигизмунда. А Москва оказалась оккупирована польскими войсками. Слайд 4 Учитель: В 1612 году народное ополчение, созданное в Нижнем Новгороде для освобождения русских земель от иноземных захватчиков, взяло штурмом Китай-город и изгнало польские войска. Это событие имеет большое значение для страны. Во-первых, с изгнанием поляков завершилось Смутное время. Это было время разбоев, грабежей, голода, на троне один за другим сменялись самозванцы, которые выдавали себя за сына Ивана Грозного. Во-вторых, в стране избрали нового царя – Михаила Федоровича из династии Романовых. Как вы понимаете, что такое Смута? (Борьба между боярами и царской властью, тяжёлое экономическое положение государства, глубокий социальный разлад в стране.) Что нужно для того, чтоб в государстве был порядок? (Правительство, армия, законы) Ничего этого не было, не было царя, не соблюдались законы. Этим воспользовались враги (поляки), захотели захватить нашу страну, сделать ее частью своего государства. Слайд 5 Учитель: Перед вами портреты Кузьмы Минина и Дмитрия Пожарского. Давайте познакомимся подробнее с героями этих событий. Кузьма Минин (полное имя – Кузьма Минич Захарьев-Сухорукий) Минин был гражданином Нижнего Новгорода. Он был честным и добропорядочным торговцем, старостой города. Минин убеждал народ «стать за веру, за Отечество». В Нижнем Новгороде начались постоянные сходки: рассуждали о том, как подняться, откуда взять людей и средства. С такими вопросами обращались, прежде всего, к Минину. Нижегородцы увлеклись предложениями Минина и решили образовать ополчение, созывать служилых людей и собирать на них деньги. По совету Минина давали «третью деньгу», т.е. третью часть имущества; по его же совету выбрали вождем князя Дмитрия Пожарского. К нижегородцам скоро примкнули и другие города. В начале апреля 1612 г. в Ярославле стояло уже громадное ополчение с князем Дмитрием Пожарским и Кузьмой Мининым во главе, а в октябре была Москва очищена от поляков. Пожарский Дмитрий Михайлович (1578–1614 гг.) – князь. Пожарский происходил из князей суздальской земли, и принадлежал к, так называемым, «захудалым» княжеским родам, т.е. не игравшим важной роли в государственных делах. В предыдущих сражениях Пожарский был ранен и лечил ранения в своей вотчине недалеко от Нижнего Новгорода, куда и прибыли посадские люди приглашать его сделаться начальником ополчения, которое затевалось в Нижнем Новгороде. Он согласился. Слайд 6 Учитель: Вся Русская земля встала против захватчиков и предателей. Начались бои за Москву. Князь Пожарский оказался талантливым полководцем. А Кузьма Минин, не жалея жизни, сражался под стенами столицы, как простой ратник. И вот наступил славный день: вражеское войско сдалось на милость победителей! Когда настали мирные времена, новый царь щедро наградил Минина и Пожарского. Но лучшей наградой стала память народная. Недаром памятник им стоит на Красной площади – на самом сердце России. Слайд 7 Учитель: Главное, в этом событие, что впервые не государство само себя защищало, не власть, а сам народ. Люди, которые возглавили это ополчение, не собирались становиться царями, ни занимать какие-то государственные посты. Люди просто восстановили государственную власть, избрали царя и передали ему власть. В этом, наверное, уникальная особенность данного праздника. 4 ноября совпадает с одним из православных праздников. Праздник иконы Казанской Божьей матери Слайд 8 Учитель: Казанская икона Божьей Матери особо почитается русским православным народом. Праздник в честь нее – один из самых старых в России, он отмечался как общенародный с 17 века. Совпадение этих двух праздников знаменательно. Икона Казанской Божьей матери не раз помогала русскому воинству. В ополчение, которое возглавлял князь Пожарский, был прислан из Казани чудотворный образ Пресвятой Богородицы. Весь народ и ополчение наложили на себя трехдневный пост и с молитвой обратились к Господу. И молитва была услышана. Эта икона помогла народному единству, победе, преодолению Смуты. Позже в честь иконы Казанской Божьей матери и в память обо всех погибших в период смутного времени Дмитрий Пожарский на свои средства выстроил Казанский собор на Красной площади. Слайд 9 Учитель: Как вы думаете, что защищали Минин и Пожарский с ополчением? (Родину) Как называется наша Родина? Россия – многонациональная страна, в ней живут разные народности (рассказывает ученик) Живут в России разные Народы с давних пор. Одним тайга по нраву, Другим - степной простор. У каждого народа Язык свой и наряд. Один черкеску носит, Другой надел халат. Один - рыбак с рожденья, Другой - оленевод, Один кумыс готовит, Другой готовит мед. Одним милее осень, Другим милей весна. А Родина Россия, У нас у всех одна. Действительно, народов и народностей в нашей стране очень много. Во-первых, в России живет много представителей народов из других государств. В основном из тех, которые ранее входили в состав Советского Союза. Это и украинцы, и белорусы, и армяне, и грузины, и многие другие. Всего же в настоящее время на территории нашей страны проживают более 100 народов. Поэтому её по праву называют многонациональной страной. Учитель: Чем отличается один народ от другого? (Языком, историей, культурой и др.) Учитель: А что общего у всех народов населяющих нашу страну? (Общая Родина — Россия) Всем народам нужно относиться друг к другу с уважением, чтобы жить как одна семья. Нужно ценить их обычаи, жить дружно и в мире, в то же время гордиться традициями своего народа и сохранять их. Слайд 10. Учитель: Для многих из нас «малая» Родина начинается с родного села, с родного города, с улицы нашего детства, со школьной скамьи. На просторах нашего края безмолвными свидетелями минувших веков сохранились курганы, городища. Люди возделывали землю, занимались ремеслом, торговлей. Начало отсчёта истории Белгорода является спорной датой. Некоторые источники называют первыми поселения, появившиеся во времена Киевской Руси конца X века на Северском Донце, другие говорят, что город был основан лишь 11 сентября 1596 года. Белгород возник на месте Северского городища (Роменская культура), расположенного в X веке на меловой горе, вблизи впадения реки Везелица в Северский Донец. Северское городище — селение восточных славян (северян), которые пришли сюда не позже VIII века . Господство нахлынувших в эти места с юга племен аланов сменилось властью воинственных кочевников-хазаров и печенегов. Поселение вероятно было разрушено в начале X века кочевниками печенегами. В. Ф. Зуев в своей книге «Путешественные записки Василия Зуева от С.-Петербурга до Херсона в 1781—82 году» сообщает: Вторым местом [где была расположена Белгородская крепость] почитают жители то, что на меловой горе по правую сторону Донца и которого явственные следы историки почитают остатками козарского города Саркеля. Нужды нет, которому бы городу сельбище сие ни принадлежало; я опишу его как видел и чем он заслуживает внимание путешествующего. Место, во-первых, выбрано по естественному виду с трех сторон неприступное, потому что мыс горы наибольшею частью кончится крутым яром, с четвёртой же, где подошло чистое поле, там проведены от простирающихся далее по пересохшей речке и вверх по Донцу яров два окружные рва с валами. Сверх оных валов внутри на самом крутояре имелась каменная четвероугольная крепость с четырью главными воротами, башнями и рвом до половины крепости окружавшим. Стена толщиною была аршина в полтора, ныне срыты до основания, и даже если ещё где целые кирпичи попадутся, то жители Белгорода не уступят ими воспользоваться. Полуденная стена длиною в 280 шагов, боковые немного поменьше, а северная в 310 шагов. Первый же ров, окружающий крепость, расстоянием от стены на 170, а от оного второй на 210 шагов. Внутри как валов, так и крепости ничего достопамятного не видно, кроме множества ям больших и малых, из коих две к полуденной стене и одна к северной по причине величины и глубины своей наипаче отменны; сверх того, к северо-западному в крепости углу находилась так же нарочитая яма, окруженная небольшим четвероугольным ровиком <…> С 1072 года на меловой горе были архиереи Никита, Лука, Феодор; после сего Белгород был разорен от нагаев и епархии не было чрез 620 лет даже до времен царя Алексея Михайловича; при оном государе поставлен первый митрополит Феодосии и епархия начала писаться Белгородскою. — Крупенков, А.Н. «Старый Белгород», — Белгород, 1992 г. В 884 году кочевников оттеснила дружина киевского князя Олега. В 965 году земли в верховьях Северского Донца были окончательно присоединены к Переяславльскому княжеству, по ним прошла его восточная граница. На основании археологических исследований, проведенных в 1951 году в Белгороде, академик Б. А. Рыбаков сделал заключение, что городище, на котором стоит современный Белгород, возникло в X веке. Годом основания Белгорода считается 995 год Слайд 11. Учитель: На территории Белгородской области находится Прохоровское поле. Место — имеющее огромное историческое значение не только для нашей области, но и для страны в целом. Именно наше русское поле стало одним из главных символов победы советских войск над фашистами. 12 июля 1943 года на Прохоровском поле в беспощадной смертельной мясорубке сошлись две грозные танковые армады. Это была невероятно ожесточённая битва. От копоти горящих орудий не было видно солнца. Кровопролитное сражение завершилось нашей долгожданной и стратегически важной победой, приблизившей май 1945 года. Мы низко склоняем головы перед безграничным мужеством и несгибаемой стойкостью советских солдат, наших земляков, стоявших насмерть в огненном аду, проливавших кровь за каждую пядь родной земли. Память об их бессмертном подвиге мы обязаны свято беречь, передавая из поколения в поколение. С 2020 года день 12 июля считается официально праздничным днем в Белгородской области. Слайд 12. Учитель: Город первого салюта— неофициальное название городов Орла и Белгорода, которые 5 августа 1943года в ходе Курской битвы были освобождены от немецко-фашистских захватчиков войсками Западного, Центрального, Воронежского, Брянского и Степного фронтов. По приказу И. В. Сталина № 2 от 5 августа 1943 года, в этот день в Москве был дан артиллерийский салют войскам, освободившим Орёл и Белгород. Этот салют был первым за время Великой Отечественной войны, поэтому за Белгородом и Орлом закрепилось название «город первого салюта». В том же приказе Верховный Главнокомандующий впервые присвоил особо отличившимся в боях частям и соединениям почётные наименования«Белгородских» и «Орловских». А указом Президента Российской Федерации В.В.Путина от 27 апреля 2007 года № 558 городу Белгороду было присвоено почётное звание - Город Воинской Славы, что соответствует званию - Город-Герой. Слайд 13. Учитель: У каждого народа своя история, свои традиции, свои промыслы. По данным земских статистических сборников XVIII – начала XIX веков в Белгородском крае целые поселения занимались отдельными ремёслами. Крупными ремесленными центрами были Грайворонский, Борисовский, Старооскольский, Корочанский и Новооскольский уезды. Одним из самых древних ремёсел нашего края считается гончарное. Археологи выяснили, что горшки из глины использовались на территории Белгородчины еще в новокаменном веке, 5000-2000 лет до нашей эры. Осколки древней посуды можно увидеть на экспозициях в краеведческих музеях Белгорода и области. В XVIII веке гончарное ремесло стало самым распространенным. Больше всего мастеров было в слободе Борисовка. Некоторые семьи даже оставляли занятие земледелием и зарабатывали на жизнь только продажей керамики. Секреты мастерства гончары передавали от сына к отцу. В день мастер мог изготовить на гончарном круге до 40 простых изделий – тарелок, горшков, кувшинов. Борисовская фабрика художественной керамики работает и в настоящее время, открывая свои двери всем желающим узнать об истории гончарного ремесла и увидеть в реальности работу гончара в процессе создания очередного изделия. Слайд 14 Учитель:Также Борисовская земля славится своими иконописцами. Когда в Борисовке начала развиваться иконопись, точно неизвестно. Случилось это примерно в то время, когда Борис Шереметев, тогдашний владелец слободы, основал в начале XVIII века Богородице-Тихвинский женский монастырь. Расписывать стены он пригласил мастеров из Санкт-Петербурга, постепенно местные умельцы переняли навыки и ремесло закрепилось в слободе. В середине XVIII века многие мастера здесь уже зарабатывали только росписью, не занимаясь земледелием или скотоводством. Борисовские иконы пользовались большим спросом далеко за пределами края, их увозили на Кавказ, в Сербию и Болгарию. Постепенно из-за большого спроса на них появились низкоквалифицированные мастера – «личкуны». Они прописывали на своих иконах только лики и руки святых, а все остальное покрывали фольгой или украшениями. На такое изделие уходило немного времени, но и качество у него было ниже. Настоящие мастера-красочники расписывали все изображение полностью – лики, руки, одежды и фон. Краски для икон замешивали в основном на яичном желтке, разбавляли его водой или хлебным квасом. А в качестве консерванта добавляли поваренную соль. Уже в начале XIX века стали появляться школы, в которых учили писать иконы. В них брали мальчиков 11-12 лет, знающих грамоту. Личкуны обучали мастерству 2-3 года, а красочники на два года дольше. Обучение было бесплатное, но первые два года ученики жили за свой счет, а последние – на школьном обеспечении. Закупали иконы в основном местные торговцы и Тихвинский монастырь. Благодаря иконописи стало развиваться новое направление столярного ремесла – изготовление дощечек и киотов для икон. И возникновению нового промысла – отделке икон. Первыми стали украшать иконы монахини, а потом уже и крестьянки. Отделка «красочной» иконы и «личкунки» отличалась друг от друга. Первую декорировали у краев киота фигурно обработанной фольгой и искусственными цветами, вторую покрывалась фольгой полностью, прорезали отверстия для лица и рук, а контуры фигуры, нимб и складки на одежде просто выдавливались. Само ремесло иконописи после революции 1917 года исчезло. Спустя почти сто лет борисовская иконопись стала возрождаться. При Тихвинском женском монастыре учат традиционному ремеслу создания и обрамления икон. Слайд 15. Учитель: Послушайте стихи о сегодняшнем празднике. (рассказывает ученик) Наталья Майданик ПРИЗЫВНАЯ В День единства будем рядом, Будем вместе навсегда, Все народности России В дальних селах, городах! Вместе жить, работать, строить, Сеять хлеб, растить детей, Созидать, любить и спорить, Охранять покой людей, Предков чтить, дела их помнить, Войн, конфликтов избегать, Чтобы счастьем жизнь наполнить, Чтоб под мирным небом спать! День освобождения Москвы от захватчиков празднуют как День народного единства. Это не только праздник изгнания интервентов, несущих чуждые нам ценности, это праздник дружбы и объединения, праздник любви и согласия, веры. |