Главная страница
Навигация по странице:

  • Эссе: «что такое духовность»

  • таблица и эссе. Заполните сравнительную таблицу Методология познания Ф. Бэкона и Р. Декарта. Сформулируйте обобщающий вывод, отражающий общие черты и различия подходов обоих мыслителей к проблеме познания


    Скачать 47 Kb.
    НазваниеЗаполните сравнительную таблицу Методология познания Ф. Бэкона и Р. Декарта. Сформулируйте обобщающий вывод, отражающий общие черты и различия подходов обоих мыслителей к проблеме познания
    Дата29.11.2022
    Размер47 Kb.
    Формат файлаdoc
    Имя файлатаблица и эссе.doc
    ТипДокументы
    #819918

    1. Заполните сравнительную таблицу «Методология познания Ф. Бэкона и Р. Декарта». Сформулируйте обобщающий вывод, отражающий общие черты и различия подходов обоих мыслителей к проблеме познания.

    1. Представление об идеале знания

    2. Отношение к схоластической традиции

    3. Метод познания мира

    4. Значение

    Методология познания Ф. Бэкона и Р. Декарта




    Ф.Бэкон

    Р.Декарт

    1.Представление об идеале знания

    Его идеал - «полное знание».

    Бэкон резко критикует созерцательный идеал знания. Знание — сила, а сила эта выражается, прежде всего, в стимулировании ею человека к действию.
    Знание замыкается на действие, а действие — на знание. Знания нет без науки, особенно фундаментальной, а действия, поскольку оно опирается на науку, нет без эксперимента
    Знание не является самоцелью, а выступает как средство достижения результатов.

    Согласно Бэкону, научное знание должно основываться на индукции и экспериментировании, а истинное знание вытекает из чувственного опыта. При этом эмпиризм подразумевает использование индуктивного метода, потому что он обязывает проводить эксперименты.

    Действительные основы знания, по его мнению, содержатся в названных принципах, которые должны быть непосредственными знаниями, и по своему характеру не вероятными, а безусловно истинными. Такие достоверные знания достаточны для доказательства многих вещей.
    Все знания должны проверяться с использованием «естественного света разума». Это подразумевало отказ от всех суждений о вере (например, обычаев, примеров как традиционных форм передачи знаний).
    Научному знанию нужна единая система, тогда как до сих пор (до него) это был только набор случайных истин. Незыблемой основой такой системы должно было быть наиболее очевидное и надежное утверждение.

    2.Отношение к схоластической традиции

    Выступил против схоластической философии и выдвинул доктрину естественной философии, основывающейся на опытном познании.
    Бэкон подверг суровой критике учение схоластов о сотворении мира богом из ничего, о перводвигателе. По его мнению, материя и движение органически взаимосвязаны между собой. Бэкон верит в познавательность природы и одновременно указывает, что пути на познания имеется множество препятствий (идолов, которые нужно преодолеть).
    Коренной порок схоластики Бэкон усматривал в ее абстрактности, выразившейся, по его мнению, в сосредоточенности! всей мыслительной деятельности на силлогизмах, на выведении и из общих положений соответствующих частных следствий.

    Декарт выступал против схоластической традиции в науке, считал, что к науке могут быть причастны все люди.
    Схоластическую науку называет бесплодной, она не способна дать или привести к созданию новых предметов.
    Основная претензия Декарта с схоластики — это существование разных школ (например, реализм против номинализма) и бесконечных дискуссий: диспут был неотъемлемой частью жизни схоластов.

    3.Метод познания мира

    Бэкон выдвинул главным методом познания индукцию.

    Этот метод философ разрабатывает в своем главном труде «Новый Органон».
    Под индукцией Бэкон понимал обобщение множества частных явлений и получение на основе обобщения общих выводов;
    Достоинство индукции Бэкона перед дедукцией Р. Декарта – в расширении возможностей, интенсификации процесса познания;
    Недостаток индукции Бэкона перед дедукцией Декарта – ее вероятностный характер;
    Путь преодоления главного недостатка индукции (её неполнота, вероятностный характер), по Бэкону, - в накоплении человечеством как можно большего опыта во всех областях знания;

    Научный метод Декарта – дедукция.

    При изучении проблемы познания особый акцент Декарт делает на научном методе.

    Суть его идеи в том, что научный метод, который применяется в физике, математике, иных науках, практически не имеет применения в процессе познания, можно значительно продвинуть вперед сам познавательный процесс (по Декарту: «превратить познание из кустарного промысла в промышленное производство»).
    Только используя дедукцию как метод, по мнению Декарта, разум может достичь достоверного знания во всех сферах познания. В качестве конечной цели познания философ видел господство человека над природой.

    4.Значение

    Учение Бэкона оказало огромное влияние на последующее развитие науки и философии, способствовало становлению материализма Т. Гоббса, сенсуализма Дж. Локка и его последователей. Логический метод Б. стал отправным пунктом развития индуктивной логики, особенно у Дж. С. Милля.

    Учение Декарта о непосредственной достоверности самосознания, о врождённых идеях, об интуитивном характере аксиом, о противоположности материального и идеального явились опорой для развития идеализма.
    С другой стороны, учение Декарта о природе и его всеобщий механистический метод делают философию Декарта одним из этапов материалистического мировоззрения нового времени.


    1. Эссе: «что такое духовность?»


    Проанализировав несколько определений духовности и решила, что под духовностью подразумевают совокупность четырех качеств: осознанности, веры, безусловной любви и душевного покоя.

    Мы привыкли думать, что интеллигентный, духовный человек – это человек, который интересуется искусством. Он читает книги, любит театр, ходит в кино. И благодаря этому его внутренний мир становится более развитым и более духовным. Но все не так.

    На самом деле, духовность – это личное стремление человека, который видит мир неискаженным, таким как есть. Духовный человек обретает душевный покой, веру в себя, любовь и сострадание к ближним. Он считает служение людям самым важным приоритетом. Это внутренняя потребность, исходящая из души, из детства, от окружения и родителей.

    Такой человек будет находить в искусстве и культуре поддержку и подтверждение своим идеалам. Соответственно, он будет выбирать искренние, «настоящие» произведения, которые повествуют добро.

    По – моему мнению, духовность тесно связана с честностью, искренностью, добротой, и трудолюбием. Есть порядочные и добрые люди, которые даже не думают о своем духовном развитии. Они живут в этом мире, довольствуясь тем, что имеют и ничего не требуют от судьбы.

    Я попыталась перечислить некоторые значимые признаки духовности:

    – духовность не характеризуется ни воспитанием, ни происхождением, ни образованием, ни внешней красотой, ни эпохой. Духовность кроется глубоко внутри.

    – внешний блеск прикрывает внутреннюю пустоту. Чем духовнее, тем проще.

    – преданность, простота, альтруизм, прирожденная мудрость – обязательные явления духовности.

    Духовность повышает качество жизни. Тот человек, который верит в себя, не волнуется по пустякам, живет осознанно и любит — чувствует себя гораздо лучше, чем издерганный, ненавидящий, убежденный в своих неудачах, живущий в другой реальности, в выдуманном мире, и убеждающий себя, что для него это самый лучший выбор. Наоборот, духовно развитый человек пытается познать истину своего существования, он стремится к знаниям, к труду.

    Таким образом, он находит и свою мудрость, и свое счастье. Духовность – это богатство души человека.



    написать администратору сайта