Главная страница
Навигация по странице:

  • ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ «САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ МИНИСТЕРСТВА ВНУТРЕННИХ ДЕЛ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ» КАФЕДРА ИСТОРИИ ГОСУДАРСТВА И

  • ПРАВА ЗАРУБЕЖНЫХ СТРАН РЕФЕРАТ по дисциплине: «История государства и права зарубежных стран»

  • Возрождение древнеримского полисного государства

  • Реформы Серия Туллия

  • Список используемых источников

  • история. Зарождение древнеримского полисного государства. Реформы Сервия Тулия


    Скачать 44.55 Kb.
    НазваниеЗарождение древнеримского полисного государства. Реформы Сервия Тулия
    Анкористория
    Дата28.11.2021
    Размер44.55 Kb.
    Формат файлаdocx
    Имя файлаistoria_1.docx
    ТипРеферат
    #284928

    ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ КАЗЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

    ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

    «САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ МИНИСТЕРСТВА ВНУТРЕННИХ ДЕЛ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ»


    КАФЕДРА ИСТОРИИ ГОСУДАРСТВА И

    ПРАВА ЗАРУБЕЖНЫХ СТРАН
    РЕФЕРАТ

    по дисциплине: «История государства и права зарубежных стран»

    на тему: «Зарождение древнеримского полисного государства. Реформы Сервия Тулия

    Выполнил:

    курсант 611 учебного взвода

    факультета подготовки сотрудников полиции для подразделений по охране общественного порядка

    рядовой полиции

    Ураванов Матвей Алексеевич
    Руководитель:

    Доцент кафедры ИГП

    Кандидат юридических наук

    Бредихин Алексей Леонидович

    Оценка ___________________________
    ________________________________

    подпись руководителя


    Санкт-Петербург

    2021

    Содержание


    Введение 3

    1.Возрождение древнеримского полисного государства 3

    2.Реформы Серия Туллия 8

    Заключение 17

    Список используемых источников 19


    Введение


    Древний Рим — одна из самых могущественных древних цивилизаций, получившая название от её столицы — Рима. Сильное влияние на становление древнеримской цивилизации оказали культуры этрусков, латинов и древних греков. Могущество Древнего Рима усилилось во II веке н. э., когда под его властью оказались народы Северной Африки, Средиземноморья, Европы и Ближнего Востока.

    Древний Рим создал культурную почву для европейской цивилизации, оказав определяющее влияние на средневековую и последующую историю. Современному миру Древний Рим подарил римское право, некоторые архитектурные формы и решения (например, крестово-купольную систему) и множество других новшеств (например, водяная мельница). Христианство как вероучение родилось на территории Римской империи. Официальным языком древнеримского государства был латинский, религия в течение большей части периода существования была политеистична, неофициальным гербом империи был золотой орёл (aquila), а после принятия христианства появились лабарумы с хризмой.

    Цель – изучение зарождения древнеримского полисного государства. Реформы Сервия Туллия.

    Достижение поставленной цели предполагает решение следующих задач:

    – изучить зарождение древнеримского полисного государства;

    – проанализировать реформы Сервия Туллия;

    1
    1. Возрождение древнеримского полисного государства


    Римское государство крупнейшее политическое образование рабовладельческой эпохи. Оно появилось на политической карте древнего мира позднее восточных монархий и греческих полисов, но творчески восприняло их политикоправовую культуру.

    Большинство историков выделяют три периода развития Древнеримского государства.

    1. Царский период или военная демократия (VIII-VI вв. до н.э.) - время возникновения государства.

    2. Период республики (509-27 гг. до н.э.).

    3. Период империи (27 г. до н.э. - 476 г. н.э.).

    История Древнего Рима восходит к VIII в. до н.э. (754-753 гг.) и характеризуется процессами разложения первобытнообщинного строя у племен, обосновавшихся у реки Тибр. Объединение путем войн трех племен древних латин, сабин и этрусков привело к образованию в Риме общины (civitas). Члены старейших римских родов назывались патрициями. Римские семьи объединялись в роды. Общее число патрицианских родов составляло 300 человек. Каждые 10 родов составляли курию, а каждые 10 курий в трибу. Всего было 30 курий и 3 трибы.

    Роды, курии, а также племена собирались в определенные дни на собрания в которых рассматривали ряд вопросов таких как споры в наследстве, судебные споры, приговоры к смертной казни и т.д.

    В переход от первобытнообщинного строя к классовому обществу, в Риме появился следующие органы власти:

    • Народное собрание по куриям. К компетенции народного собрания относились важнейшие вопросы, касавшиеся всего римского народа: объявление войны, включение новых родов, избрание рекса (вождя). Каждая курия собиралась отдельно и решала по большинству голосов граждан поставленный вопрос. Решением народа считалось решение, за которое высказалось большинство курий.

    Римский царь охранял «традиции и нравы отцов», командовал войском, вершил правосудие и выполнял функции верховного жреца. Постановления рекса действовали лишь во время его жизни. Со смертью царя исполнение их было не обязательно. Власть рекса была пожизненной, но не наследственной. Согласно историческим свидетельствам, всего в Риме сменилось семь царей.

    • В качестве совещательного органа при рексе выступал Сенат (от лат. senex - старец, старейшина), первоначально включавший в свой состав всех родовых старейшин. Число сенаторов составляло 300. По мере ослабления роли родовых традиций члены Сената стали назначаться рексом из представителей патрицианского сословия без учета их конкретной родовой принадлежности. Право созыва Сената и председательствование на его заседаниях принадлежало рексу. Постановления Сената, касавшиеся наиболее важных вопросов общественного управления (объявления войны и заключения мира, предоставления гражданства, отправления религиозного культа и др.), обычно должны были приниматься рексом во внимание, но не имели для него императивного характера.

    В случае смерти рекса, когда возникал период междуцарствия (interregnum), сенат избирал из своей среды 10 человек, которые по очереди, в течение 5 дней каждый, управляли государством, пока не определялась кандидатура нового рекса. Намеченная кандидатура предварительно обсуждалась в сенате, а затем представлялась народному собранию. Решение народного собрания об избрании нового царя подлежало утверждению в сенате.

    • Рекс избирался народным собранием. Народные собрания (комиции) являлись формой участия взрослых (способных носить оружие) полноправных граждан в решении дел общественной важности. Древнейшими видами народных собраний были собрания по куриям.

    Созыв народного собрания осуществлялся по инициативе рекса, который и вносил туда свои предложения; помимо воли рекса народное собрание состояться не могло.

    Предложения рекса обсуждению в народных собраниях не подлежали - они либо принимались, либо отвергались путем открытой и устной подачи голосов.

    Решение народного собрания имело силу закона, действие которого не было ограничено временем - оно могло быть отменено лишь другим законом, принятым по той же процедуре.

    Около 500 г. до н.э. рекс был свергнут. Вместо рекса стали выбираться из числа патрициев два высших должностных лица «преторы», которые являлись военачальниками и ведали общественными делами. Один претор мог аннулировать решение другого и отсюда явилась необходимость для каждого из них принимать решения, лишь посоветовавшись с другим. Поэтому преторы получили новое название консулы (обсуждать, совещаться).

    Одновременно в связи с развитием производительных сил развивается рабство, но еще в своей патриархальной форме. Рабы находились главным образом в домах патрициев и зажиточных плебеев. С появлением рабства общество начинает делиться на классы рабовладельцев и рабов. Патрицианская верхушка, давно уже тяготившаяся первобытнообщинными отношениями, стремится закрепить свое исключительное положение в обществе, свое "право" на землю, рабов и политическую власть, осуществляемую в отношении рабов, плебеев и клиентов.

    Пришлые люди плебеи. Они стояли вне курий и являлись бесправными, находились в зависимости от патрициев. Плебеи могли иметь собственность, они занимались торговлей, ремеслами и несли ряд обязанностей: платили налоги, участвовали в вспомогательном войске. В силу этого возникает долго длившаяся борьба плебеев за равноправие.

    Древнеримское государство германская империя

    Борьба плебеев с патрициями ускоряет процесс уничтожения первобытнообщинного строя и переход к государству, придает этому закономерному процессу особую специфику.2

    Таким образом, возникновение государства в Древнем Риме было результатом общих процессов разложения первобытнообщинного строя, порожденных развитием частной собственности, имущественной и классовой дифференциации. Но эти процессы были ускорены борьбой плебеев за равноправие с членами римской общины, окончательно разрушившей основы родового строя Древнего Рима. На смену полису как политической общине приходит государство.

    Историческая традиция связывает закрепление победы плебеев и возникновение государства в Древнем Риме с реформами рекса Сервия Туллия, относимыми к VI в. до н.э., хотя, очевидно, эти реформы были результатом довольно длительных изменений в общественной жизни Рима, растянувшихся, может быть, на столетие.
    1. Реформы Серия Туллия


    Шестой римский царь Сервий Туллий (578-535 гг. до н.э.) был сыном Туллия из разрушенного Тарквинием Древним города Корникул и Окрезии (Окрисии). Его отец погиб, а беременная мать стала рабыней Танаквиль — жены царя. Сервий стал воспитанником Приска.

    О рождение Сервия Туллия излагают еще в виде легенд, которые звучат практически одинаково Дионисий Галикарнасский и Тит Ливий, но Дионисий (так же как и Овидий) приписывает Сервию другого отца — бога Вулкана. Цицерон же утверждает, что Окрезия зачала сына уже будучи рабыней, от гостя царя.

    Приход к власти

    По преданию, жена Луция, Танаквиль, как-то раз увидала огненное сияние вокруг головы мальчика и расшифровала это как знак его высокого положения в будущем. Женщина посоветовала мужу растить приемного ребенка, не отделяя его от собственных детей.

    Так Сервий стал зятем Тарквиния. После гибели мужа от рук сыновей Анка Марция, Танаквиль объявила, что Луций тяжело, но не смертельно ранен и просит, чтобы римский народ до его выздоровления возглавил Сервий Туллий.

    Так Сервий стал временным правителем (прекарием). Изгнав сыновей Анка Марция из города, и конфисковав их имущество, Сервий Туллий объявил о смерти царя Луция. Он созвал на собрание патрициев и сенат, и с их поддержки стал полноправным властителем.

    Альтернативная версия. Император Клавдий знал историю этрусков (и даже написал 20 томов на эту тему). Выступая в 48 году н. э. в сенате, он заявил, что история рождения Сервия Туллия от рабыни – миф, и что был он этрусским разбойником, которого звали Мастарна. Он проник в Рим для спасения своего плененного друга Целия Вибенны. Поселившись в царском доме Тарквиния, разбойник сменил имя и захватил власть без избрания сенатом. Однако по поводу этой легенды мнения антиковедов разделяются.

    Внешняя политика

    Дионисий Галикарнасский пишет в своих «Римских древностях», что из-за «рабского» происхождения, зависимые от Рима племена вейян, церейцев, тарквинийцев (а потом и вся Этрурия) взбунтовались и отказались подчиняться новому царю.

    Военные походы Сервия на этрусские города были успешны. Он принудил их признать верховную власть Рима. Теперь Рим стал городом на 7-ми холмах (к нему относились Эсквилийский, Витинальский, Квиринальский, Палатинский, Капитолийский, Целийский и Авентинский холмы).

    Активные завоевания и переселения в Рим множества людей привели к тому, что в городе образовалась огромная «каста» людей свободных, но не обладавших правами граждан Рима. Их называли плебеями.

    Плебс, или, плебеи – первоначально это жители Рима, не принадлежащие к семье родовой аристократии, «отцам». Позднее так называли представителей самых низших слоев. В средние века и позже – это широкие слои городской бедноты.

    Плебеи не могли участвовать в Народном собрании, занимать должности и не обладали политическими правами. Эта ситуация угрожала народным бунтом. Туллий включил плебеев в гражданскую общину, т.е. дал им политические права (возможность голосовать, а значит — управлять государством) и доступ к общинным землям. Однако воспользоваться этими благами могли только богатые плебеи.

    Вместе с правами граждан Рима плебеи приобрели и обязанности, которых до сих пор у них не было — уплачивать налоги и нести военную службу.

    Царь помог неимущим, запретил одевать оковы на должников. Он заплатил их долги и выделил кусочки земли (из государственной), чем вызвал возмущение патрициев.

    Все преобразования и реформы были заложены Сервием в основу так называемой Сервиевой конституции.

    Имущественная реформа

    Мужское население – и патрициев и плебеев — царь поделил на 5 разрядов (классов) по нескольким параметрам:

    Класс/разряд населения – Деление по размеру земельного участка, в югерах (югер – ¼ гектара) – Деление по размеру годового дохода в ассах (асс – медная монета в 327,5 гр.) – Деление по центуриям - сотням (1 центурия – 100 человек)

    I свыше 20-ти – 100000 и более 18 (всадники) и 80 (тяжеловооруженная пехота) – из них 50% -люди от 18 до 46 лет

    II от 15 до 20 – 75000 – 20 (пехотинцы)

    III от 10 до 15 – 50000 – 20 (пехотинцы)

    IV от 5 до 10 – 25000 – 20 (пехотинцы)

    V до 5-ти – не менее 12500 – 30 (легковооруженные пехотинцы)

    Граница между бедными и нищими в 11 тысяч либеральных ассов (по Титу Ливию), в описываемое время была достаточно немалой суммой. Поэтому предполагается, что пересчет стоимости имущества указан в ценах более позднего времени — времени Октавиана Августа.

    Так как набрать по 100 человек на 1 центурию не удавалось, по факту количество людей в центуриях часто было меньше сотни.

    Из созданных Сервием 193-х центурий одну составляли невооруженные пролетарии — совершенно неимущие люди (в их собственности были только их дети). Они остались за рамками классового разделения.

    Пролетарии – беднейшее, но юридически свободное сословие римских граждан. Они не платили налог за детей и за имущество, освобождались от военной службы.

    Четыре оставшихся центурии были особыми – они состояли из трубачей и горнистов, плотников, и оружейников.3

    На каждый класс возлагались военные обязанности, соответствующие их положению:

    Богатые люди (1-й разряд) должны были содержать коня и являться в полном тяжелом вооружении. Количество выставляемых воинов у них было самым большим, так как вооружаться надо было за свой счет (а они могли себе это позволить). Вооружение воинов первого разряда — это круглый щит и панцирь, бронзовый шлем и набедренник, меч и копье. В бою они стояли впереди фаланги.

    Всадники были привилегированной группой, они состояли из самых богатых и молодых людей. По Титу Ливию их было 12, а не 18 центурий. Расходы на приобретение и содержание коня частично компенсировало государство, а частично – специальный налог, взимаемый с незамужних женщин.

    Ни пехотинцы, ни всадники жалованья не получали!

    Для представителей 2-4-го класса – амуниция была облегченной.

    Второй разряд распадался (как и первый) на два возрастных сегмента. В вооружении они не имели панциря, а их щиты были вытянутыми и более легкими.

    Третий разряд также состоял из молодых и старых воинов (по 10 центурий). В их вооружении уже не было не только панциря, но и набедренника.

    Четвертый разряд (с возрастной градацией на 2 части) имели в наличии только щит, меч, копье и дротик.

    Самые бедные (пятый класс) были вооружены лишь пращами, иногда – копьями. Они сражались вне фаланги. В этот же класс входили музыканты и ремесленники, сопровождающие войско (по 2 центурии).

    Праща – холодное оружие (веревка или ремень с петлей на конце) для метания камней или снарядов.

    Территориальная реформа

    Далее шло разделение римлян на 4 городские трибы и 17 сельских (позже их стало 35-ть). После этого деления хлебный паек стал раздаваться в т.ч. плебсу.

    Трибы – деление римских граждан сначала по родовому признаку (рамны, тиции и люцеры), а затем – по территориальному.

    В трибах проводились собрания граждан – трибутные комиции, на которых определялось имущественное положение, проводилась перепись населения, сбор налогов, набор в войско.

    Тит Ливий сообщает, что первая перепись населения показала, что в Риме проживало 80 тысяч человек (не включая рабов).

    Кроме того, Сервий Туллий ввел:

    Цензорские списки – перечень проживающих в данном округе свободных граждан и их имущество.

    Новую форму Народных собраний – центуриатные комиции. В них голосование проводилось по центуриям. Каждая сотня имела только один голос. Так как в первом разряде было больше всего сотен, то и на народных собраниях этот разряд получил право подавать больше голосов, чем люди из небогатых разрядов. Следовательно, в руках 1-го разряда оказалась вся законодательная власть.

    Однако куриальные собрания патрициев, как и прежде решали вопросы войны и мира, избрания нового царя и т.д. Также за ними оставались должности сенаторов и патронов, судей и жрецов, только добавилась обязанность – согласовывать решения центуриальных комиций.

    Во времена Сервия были установлены праздники:

    Capitalei (Compitalia) — торжественные игры и шествия, посвященные добрым духам земли и ларам — покровителям дорог и перекрёстков. Так как служба рабов была «приятна ларам», в празднике участвовали и рабы.

    Paganalia и Feriae Sementivae – два сельских праздника, которые справляли вместе в январе: первый — в честь Теллус и Цереры с жертвоприношением в виде поросенка, второй — в честь посева (его назначал понтифик (жрец)).

    Теллус (Теллура) – богиня Матери-земли у древних римлян. Она призывалась в молитвах вкупе с Церерой и противопоставлялась богу неба — Юпитеру. В других культурах богиня упоминалась, как Гея, Деметра и Мать — Сыра Земля.

    Считалась, что Теллус создала все сущее, но в тоже время она была:

    • богиней смерти, так как являла собой могилу всего;

    • покровительницей браков;

    • устроительницей миропорядка;

    • упразднительницей землетрясений.

    Теллус были посвящены и другие праздники — Eordicidia (Hordicidia) – чтобы год был плодородным и Ludi Terentini — секулярные (Терентинские /Тарентинские /вековые /эпохальные) игры.

    Богиня Церера – ответственная за урожай и плодородие, могла сделать людей безумными; покровительница материнства. Ее особо почитали плебеи. Ее аналогом в эллинизме была Деметра.

    Реформы Сервия Туллия ослабляли патрициев и разрушали родовой строй древнеримского общества. Неравенство в правах между богатыми и бедными усилилось — у богатых стало их еще больше, но и траты богатых на налоги и римскую армию были больше.

    «Возрастные» реформы Сервия Туллия

    Интересен тот факт, что Сервий Туллий, как и любой царь римский мог провести реформу, только если для этого уже были предпосылки, то есть градация населения по группам уже существовала (просто официально ее никто не объявлял).

    Тарквиний Приск еще до Туллия пытался создать новые центурии всадников, но авгур Атт Навий запретил ему это делать, дав «добро» только на пополнение имеющихся.

    Сервию же удалось обойти сакральные нормы, формально их не нарушив. В основу его идеи легло деление народа по возрастам. Раньше возрастное деление было только внутри курии – сугубо мужского военного союза. Сервий Туллий распространил это деление по всему Риму, разбив город на трибы (участки).

    Триба, в отличие от курии не была сакральной или чисто мужской единицей. При этом она требовала искус­ст­вен­ной орга­ни­за­ции. В пять «классов», введенных царем, вошли граждане от 17 до 60 лет.

    Те, кто был старше этого возраста, назывались «пролетарии» (т.е. беднейшие люди, чьим имуществом были только дети). Однако в царскую эпоху Рима наличие потомства уже само по себе делало человека богатым. Поэтому тогда пролетарии были не беднейшим, а особым классом, который в силу своего возраста не мог выставлять боеспособные центурии. В своих семьях они были главами, но в обществе их авторитет падал. Из-за их немногочисленности в цензовые списки их вносили поименно.

    Интересно. Пожизненная должность царя, как военачальника при достижении 60 лет должна была прекращаться, но он мог передать ее военному заместителю.

    Система возрастных классов, которую предложил Сервий Туллий:

    Первый класс 17—24 года Класс был ключом всей системы и главным «голосом» сената. Он был самым многочисленным, и представлял собой войско молодых (17-24 года) и холостых мужчин. Их элитой считались целеры - «всадники».

    Второй класс 24—32 года Класс являлся фактически аналогом (продолжением) первого, но не имел «всадников».

    4

    Третий класс 32 — 40 лет — это наиболее зрелые воины, основа войска в серьезных сражениях. Среди них было много военных командиров – преторов и трибунов. Делились на возрастные группы - prin­ci­pes и tria­rii.

    Четвертый класс 40—48 лет

    Пятый класс 48—60 лет не несли военной службы, но в военное время часто занимали выс­шие воин­ские долж­но­сти.

    пролетарии старше 60 лет Особый класс, в военных действиях участия не принимал.

    Из деления Туллия видно, что «родственная» связь между воинами — это реальность – дробление на старших и младших воинов было равносильно дроблению на «отцов» и «детей».

    Сервий Туллий заменил 8-летний цикл возрастного деления, который действовал со времен Ромула, 5-лет­ним. Теперь активная военная служба римлян заканчивалась примерно к 50 годам, а стать главой курии (курионом) можно было лишь после 50 лет.

    Конец правления

    Родных сыновей предыдущего царя Тарквиния Приска (по Титу Ливию) или его внуков (по Дионисию Галикарнасскому) – надменного Луция и миролюбивого Арунса (Аррунта) — Сервий сделал членами семьи, отдав им в жены своих дочерей – Туллию Старшую и Туллию Младшую.

    Однако, не смотря родство, поддержку народа и бурную политическую деятельность Сервия, Луций Тарквиний не смог признать его власть. Он захотел свергнуть царя и сговорился с женой своего брата (дочерью Сервия) – Туллией, которая считала, что ее отцу не место во главе государства.

    Туллия и Луций жестоко расправились со своими супругами и затем поженились. Гонимые жаждой власти, они не остановились и перед убийством старого Сервия.

    Луций созвал сенаторов и народ на форум, где стал всячески поносить старого царя, а когда Сервий поднялся к Луцию и потребовал от него немедленно покинуть трон и форум, Луций приподнял его и со всей злостью, на которую был способен, швырнул старого правителя с лестницы. Так погиб Сервий Туллий.

    Царская дочь, охваченная восторгом от победы мужа, первая приветствовала его как царя. При этом, возвращаясь домой, она проехала по мертвому телу отца на колеснице, забрызгав кровью и себя, и лошадей. Дорогу эту позже прозвали Vicus sceleratus, что значит «Запятнанная преступлением» или «Проклятая».

    Луций не позволил похоронить убитого тестя, но Туллия все же похоронила отца, только сделала это неподобающим образом – ночью тело престарелого Сервия было просто зарыто в землю.

    Своими поступками Туллия осквернила и себя, и домашних богов, предопределив недолговечность и трагичность их царствования.

    Заключение


    Изучение раннего периода истории Древнего Рима выделяет факторы, несомненно повлиявшие на дальнейшее развитие древнеримского государства.

    К ним относятся: благоприятные для скотоводства и земледелия климатические условия, выгодное с точки зрения обмена и торговли географическое положение; объединение путем войн трех племен древних латин, сабин и этрусков, приведшее к образованию в Риме общины; развитие скотоводства и земледелия, повлекшее за собой появление частной собственности; возникновение рабства, источниками которого становятся войны, а вместе с тем и зачатков классового деления общества.

    Процесс зарождения государства, появления первых признаков государственности – процесс достаточно длительный и зависящий от множества социокультурных факторов.

    Первые признаки государственности проявляются в Царский период истории Древнего Рима.

    Царский период в Риме был не зрел, а ранние государство, в которых еще не существовало, а родовое подразделения, курии, продолжалии играть важную роль. Наряду с новыми центуриатными комициями, продолжали созываться старые куриатные, наряду с новым центуриатным войском, продолжали действовать старые родовые ополчения. В своем зрелом законченном виде римское государство сложилось гораздо позднее эпохи царей.

    Немало важном были реформы Сервия Туллия, такая как военная реформа, однако социальные последствия ее вышли далеко за пределы только военного дела, оказав решающее значение в образовании древнеримской государственности.

    Она заложила основы новой организации римского общества не по родовому, а по имущественному и территориальному признаку. Итогом сословной борьбы плебеев с патрициями явилось то, что родовой строй был подорван разделением на классы и заменен государственной организацией, а плебеи вышли из своего изолированного положения по отношению к римской общине.

    Для оформления и утверждения государства в Риме большое значение имело разделение населения согласно реформе Сервия Туллия по территориальным округам - трибам.

    Также реформа позволила создать мощную, обученную армию Древнего Рима, чтобы вести захватническую политику.

    Также Сервий Туллий заменил 8-летний цикл возрастного деления, который действовал со времен Ромула, 5-лет­ним. Теперь активная военная служба римлян заканчивалась примерно к 50 годам, а стать главой курии (курионом) можно было лишь после 50 лет.

    Сервий Туллий ввел новую форму Народных собраний – центуриатные комиции. В них голосование проводилось по центуриям. Каждая сотня имела только один голос.

    Список используемых источников


    1. Никишин, В.О. История Древнего мира. Древний Рим: учебное пособие для вузов / В.О. Никишин. — Москва: Издательство Юрайт, 2020. — 299 с. — (Высшее образование).

    2. Кравчук, А. Галерея римских императоров. Принципат / А. Кравчук. - М.: АСТ, 2011. - 657 c.

    3. Прудников, М.Н.История государства и права зарубежных стран в 2 ч. Часть 1. Государство и право в древности и Средние века: учебник и практикум для академического бакалавриата / М.Н. Прудников. — 9-е изд., перераб. и доп. — Москва: Издательство Юрайт, 2019. — 360с.

    4. Сергеев, В. С. Очерки по истории Древнего Рима. В 2 книгах (комплект) / В.С. Сергеев. - Москва: СИНТЕГ, 2005. - 832 c.

    5. Токмаков В. Н. Армия и государство в Риме: от эпохи царей до Пунических войн: учебное пособие / В. Н. Токмаков. — М.: КДУ, 2007. — 264 с.



    1 1.Сергеев, В. С. Очерки по истории Древнего Рима. В 2 книгах (комплект) / В.С. Сергеев. - Москва: СИНТЕГ, 2005. - 832 c.

    2 1.Никишин, В.О. История Древнего мира. Древний Рим: учебное пособие для вузов / В.О. Никишин. — Москва: Издательство Юрайт, 2020. — 299 с. — (Высшее образование).

    3 2.Кравчук, А. Галерея римских императоров. Принципат / А. Кравчук. - М.: АСТ, 2011. - 657 c.

    4 Токмаков В. Н. Армия и государство в Риме: от эпохи царей до Пунических войн: учебное пособие / В. Н. Токмаков. — М.: КДУ, 2007. — 264



    написать администратору сайта