Главная страница
Навигация по странице:

  • Формы музыкотерапии, которые способствуют сохранению и укреплению здоровья детей.

  • Музыкальные произведения для моделирования настроения и психологической разгрузки

  • Правила для эффективности музыкотерапии

  • Пение песен успокаивающего и воодушев­ляющего характера.

  • Пение вокализов, нацеленных на форми­рование навыков концентрации внимания и со­средоточения на своем внутреннем мире.

  • Рисование как способ снятия стрессовых состояний, избавления от бессонницы, напря­жения, агрессии.

  • Двигательные и ритмические упражнения

  • Пластическое интонирование, театрализа­ция

  • Влияние музыки на здоровье. Здоровье это не только отсутствие болезней и физических дефектов, но и состояние полного физического, духовного и социального благополучия


    Скачать 56.48 Kb.
    НазваниеЗдоровье это не только отсутствие болезней и физических дефектов, но и состояние полного физического, духовного и социального благополучия
    Дата23.11.2022
    Размер56.48 Kb.
    Формат файлаdocx
    Имя файлаВлияние музыки на здоровье.docx
    ТипДокументы
    #808668

    «Здоровье – это не только отсутствие болезней и физических дефектов, но и состояние полного физического, духовного и социального благополучия»
    ВВЕДЕНИЕ
    Положительное влияние музыки на здоровье человека известно еще с древних времен. Авиценна лечил музыкой нервных и психических больных. Аристотель считал музыку не только средством лечения, но и очищения души (катарсис). В Европе к этому методу обращаются только в начале XIX века. Французский психиатр Эскироль вводил музыку в психиатрических учреждениях. Музыкальная терапия стала широко вводиться в ХХ веке в Англии, Германии, Голландии, Франции, Бельгии, Италии, США и других странах. В России музыкотерапия стала официальным методом здравоохранения с 8 апреля 2003 г. В 2009 г. в РФ была создана Национальная Ассоциация музыкальных терапевтов.

    Музыкальная терапия – направление восстановительной медицины, в основе которой лежит использование различных методов воздействия музыкой или пением с лечебно-прафилактической целью. Грамотно, специально подобранная музыка – с определенным характером, настроением, образом, с желаемым типом мелодии, ритма, гармонии, а также исполнением музыки – может оказывать влияние на улучшение самочувствия человека.

    Музыка может успокоить или взбодрить, сообщить настроение радости или печали, внушить уверенность или внести сомнение, утвердить в своих силах или спровоцировать состояние отчаяния или депрессии. Музыка может заставить наслаждаться, любоваться красотой мира.

    Влияние музыки на состояние детей первым стал изучать психоневролог В.М.Бехтерев в начале ХХ века. Уже тогда был сделан вывод, что детям полезно слушать классическую музыку и народную.

    Ученые Института педиатрии РАМН научно обосновали метод музыкотерапии. Музыкой лечили новорожденных. Этот эксперимент показал, что музыка влияет на качество крови, артериального давления, пульс, ритм, дыхание. Было также доказано, что с помощью музыки организм лучше приспосабливается к окружающей среде.

    Научно-исследовательский Центр Музыкальной терапии и Восстановительных Технологий развивает музыкальную терапию как науку и занимается практическими разработками в различных аспектах воздействия музыки на организм человека. Научным фундаментом музыкальной терапии является работа С.В.Шушарджана «Методы музыкальной терапии» (2005 г.)

    Состояние здоровья подрастающего поколения – важнейший показатель благополучия общества и государства, отражающий не только настоящую ситуацию, но и дающий точный прогноз на будущее. Трудовые ресурсы страны, ее безопасность, политическая стабильность, экономическое благополучие и морально – нравственный уровень населения непосредственно зависят от состояния здоровья детей, подростков, молодежи. В настоящее время состояние Российского государства, высочайшие темпы его развития предъявляют все более высокие требования к человеку и его здоровью. Особенно актуальным становится вопрос о состоянии здоровья детей.

    Результаты многочисленных исследований Института возрастной физиологии РАО и НИИ гигиены и охраны здоровья детей и подростков НЦЗД/РАМН констатируют в настоящее время следующее: 90% современных детей школьного возраста имеют те или иные отклонения в состоянии здоровья. Из них 50% приходится на функциональные изменения по органам и системам, т.е. те, которые появляются при возникновении неблагоприятных факторов, и по мере их устранения они исчезают. И около 40% - на хронические заболевания, те, которые наследуются, либо возникают в раннем детстве, либо из функциональных переходят в хронические.

    Проблема сохранения и укрепления здоровья школьников существует уже достаточно давно. Здоровье ребенка, его физическое и психическое развитие, социально-психологическая адаптация в значительной степени определяются условиями его жизни и, прежде всего, условиями жизни в школе. Здоровьесберегающие технологии в образовании – способ организации и последовательных действий в ходе учебно–воспитательного процесса, реализации образовательных программ на основе всестороннего учета индивидуального здоровья обучающихся, особенностей их возрастного, психофизического, духовно – нравственного состояния и развития, сохранение и укрепление здоровья. Может ли учитель музыки с помощью здоровьесберегающих технологий сохранять и укреплять здоровье учащихся? В Концепции содержания образовательной области «Искусство» определена одна из основных задач уроков музыки: снимать нервно-психические перегрузки, восстанавливать положительный эмоционально - энергетический тонус учащихся.

    Бесспорно, что успешность обучения в школе определяется уровнем состояния здоровья, с которым ребенок поступил в школу. В дальнейшем сохранение и укрепление здоровья школьников будет зависеть от правильной организации учебного процесса. Поэтому актуальна задача, как организовать этот учебный процесс, чтобы совершенно разные по уровню обученности и обучаемости, темпераменту, физическому здоровью дети овладели едиными стандартами образования и при этом сохранили, а в лучшем случае укрепили физическое и психическое здоровье.

    Над данной темой работа начата с 2007 года, в связи с открытием на базе образовательного учреждения экспериментальной площадки «Создание здоровьесберегающей среды в ОУ».

    Цель работы: формирование у учащихся культуры сохранения и совершенствования собственного здоровья через применение здоровьсберегающих технологий на уроках музыки.

    Задачи:

    1. Создать условия для формирования у учащихся потребности в сохранении и

    укреплении собственного здоровья.

    2. Учить детей управлять своим эмоциональным состоянием при помощи

    музыки.

    3. Способствовать воспитанию нравственно здоровой личности.

    ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ
    Слово «звук» имеет два понятия: первое - звук как физическое явление; второе - звук как ощущение. Музыка - это гармонические, то есть, имеющие определенную частоту вибрации воздуха. У человеческого тела тоже есть свои вибрации, и учёные установили, что клетки организма по-разному отзываются на звучание.

    Как же человек воспринимает звук? Звуковые колебания воспринимаются либо через органы слуха, передающие полученную информацию в особые участки мозга, либо колебания определённой частоты напрямую воздействуют на функционирование отдельных органов и организм в целом.

    Известно, что только около 20% произво­димого человеком звука направлено во внешнее пространство, остальная часть вибраций охва­тывает пространство внутреннее, вызывая резо­нирование органов, тканей и более тонких струк­тур человеческого организма.

    Сегодня общепризнанна точка зрения, согласно которой организм человека - система, в которой каждый орган имеет собственный ритм. Сокращения сердца, сменяющие друг друга вдохи и выдохи, циклы сна и бодрствования - это только несколько наиболее заметных и привычных для каждого из нас ритмов, поддержание которых чрезвычайно важно для слаженной работы всего организма.

    Физиологическое воздействие музыки на человека основано на том, что нервная система, а вместе с ней и мускулатура, обладают способностью «усвоения ритма». Музыка как ритмический раздражитель стимулирует физиологические процессы организма, происходящие как в двигательной, так и в вегетативной сфере. Используя музыку как ритмический раздражитель можно повысить ритмические процессы организма. От ритма и темпа музыкального произведения зависит и его воздействие на человека. Музыка с ритмом, превышающим нормальный ритм человеческого сердца в спокойном состоянии (72 такта в минуту) оказывает бодрящее, мобилизующее действие.

    Наряду с ритмом сильное воздействие оказывает музыкальная интонация. В качестве основы музыка использует первичные голосовые реакции (плач, смех, крик), а также развившиеся на их основе условные интонации, в которых больше социального, обобщенного значения.

    Мелодия – неотъемлемая часть музыки. Комбинация ритмов, тонов и ударений рождают каждый раз неповторимую мелодию. Она воздействует на слушателя особенно интенсивно и многообразно. Мелодия пробуждает не только эмоции, но и ощущения, образы и убеждения, сильно влияет практически на все жизненные функции, в особенности на нервную систему, дыхание и кровообращение.

    Мелодия образуется последовательностью звуков. Гармония же производится одновременным звучанием нескольких звуков, гармонирующих друг с другом, которые формируют аккорды. Благодаря различным вибрациям, излучающимся этими аккордами, в душе слушателей возникает либо чувство гармонии, либо диссонанса, что в любом случае оказывает определенное физиологическое и психологическое воздействие. Преобладание диссонансов в современной музыке является выражением разлада, конфликтов, кризисов, которые приносят страдания современному человеку.

    Формы музыкотерапии, которые способствуют сохранению и укреплению здоровья детей.
    Овладение эстетической культурой, чему спо­собствуют в школе предметы гуманитарного цикла, невозможно без освоения учащимися навыков культуры психической, необходимых для жизни в современном обществе. Рост школь­ных неврозов, характеризующихся потерей ин­тереса к учебе, общей апатией или раздражи­тельностью и агрессивностью, повышенной тя­гой к алкоголю, табакокурению и наркомании, заставляет искать возможные пути преодоления негативных последствий стрессогенных факто­ров общественной жизни. Одним из таких пу­тей является арт-терапия (лечение искусством), представляющая собой целый комплекс мето­дов и приемов вовлечения, учащихся в различ­ные виды деятельности, благодаря которым удается заблокировать, погасить, переключить зоны отрицательных переживаний мозга и наполнить сознание положительно окрашенными чувства­ми и мыслями.

    Различают пассивную и активную формы музыкотерапии.

    Проведенные учеными наблюдения над людьми с различ­ной музыкальной подготовкой показали, что сильное физио­логическое воздействие на организм производят только хоро­шо известные классические и народные мелодии. Поэтому, используя музыку в качестве лечебного средства, нужно учитывать вкусы обучающихся. Мной были проведены прослушивания музыкальных примеров с целью определения предпочтений школьников. Впоследствии именно эти музыкальные фрагменты были использованы в работе.

    При отборе музыкальных произведений необходимо так­же учитывать тот факт, что мелодичные произведения, особенно те, что обладают четким, строго выдержанным рит­мом, вызывают немедленную ответную реакцию практиче­ски у всех слушателей. Если же в музыкальном произведении нет единого четко выдержанного ритма, т.е. оно отличается сложной архитектоникой, то ответная реакция на прослушивание такой музы­ки появляется не сразу, примерно через 1—4 минуты после начала прослушивания. Кроме того, при подборе музыкальных произведений необхо­димо учитывать психологические свойства лиц, подвергающих­ся воздействию музыки. В одном из исследований А.А. Коротаев (1973) показал, что в спокойной ситуации изменения в дея­тельности лиц с «сильной» и «слабой» нервной системой под влиянием приятной и неприятной музыки — одинаковы: при­ятная — улучшает деятельность, а неприятная — ухудшает. В напряженной ситуации изменения в деятельности лиц с «сильной» и «слабой» нервной системой под влиянием прият­ной и неприятной музыки оказались противоположными. Приятная музыка улучшает деятельность «сильных», причем в той же степени, что и в спокойной ситуации. У «слабых» же, наоборот, спустя 13—15 минут под влиянием приятной музыки обнаружилась тенденция к ухудшению деятельности, т.е. к дальнейшему усилению нервно-психического напряжения. Также отмечается отри­цательное влияние неприятной музыки в напряженной ситуации на «сильных», а «слабые» не обращают на нее вни­мания, как бы отключаются.

    Типовую, применимую в любом учреждении программу по музыкотерапии разработал И.А. Гольдцварг (1988) ( Приложение 1)

    При пассивной (рецептивной) музыкотерапии я предлагаю детям прослушивать различные музыкальные произведения, соответствующие состоянию их психологического здоровья. Здесь мной учитываются особенности обучающихся в классах коррекции. Целью в данном случае является определенное эмоциональное, в том числе эстетическое переживание, которое должно способствовать коррекции тех или иных проблем и достижению новых, гармоничных результатов и смыслов, т.е. лечебное воздействие.

    Школьное утро характеризуется пониженной работоспособностью, поэтому мы встречаем учащихся музыкальной программой, стимулирующей функционирование нервно-моторных центров организма, формирующее их эмоциональное состояние, настра­ивающее познавательные процессы и двигательный аппарат на рабочий ритм.

    В зависимости от особенностей не­рвной системы учащихся, мы в школе ограничиваем музыкальное воз­действие, в спокойной ситуации 20—30 минутами (пе­рерыв, окончание деятельности), а в условиях напряжен­ной работы — 10—15 минутами.

    В начале смены музыка может быть темпо­вой, громкой. В школе введены музыкальные перемены. На перемене транслируется спокойная, менее громкая музыка. К концу учебной смены, когда накапливается утомление, музыка становится бодрящей, темповой. Во время перемен, в группе продленного дня музыкальное звучание должно быть бодрым, веселым. Это предупреждает развитие утомления и способствует росту эффективности и производи­тельности учебной деятельности.

    Следует отметить, что в начале недели (понедельник, втор­ник) музыка должна звучать несколько громче, чем перед дня­ми отдыха. В целом музыка создает фон, пре­вышая обычный шум в данном помещении на 3—4 децибела.

    Трансляция музыки с текстом может отвлечь, рассеять внимание, поэтому предпочтительным является материал на незнакомом языке. Такие произведения воспринимаются аналогично инструментальной музыке. В психопрофилактических целях не следует брать объемные произведения. Лучше проводить тщательный целена­правленный подбор музыкальных отрывков или произведений малых форм.

    Для моделирования настроения и психологической разгрузки мной введен ряд музыкальных произведений.

    Музыкальные произведения для моделирования настроения и психологической разгрузки:

        • при переутомлении и нервном истощении — «Утро» Э. Грига, «Полонез» М.К. Огинского;

        • при угнетенном меланхолическом настроении — «К ра­дости» Л. Бетховена, «Аве Мария» Ф. Шуберта;

        • при выраженной раздражительности — «Хор пилигри­мов» Р. Вагнера, «Сентиментальный вальс» П.И. Чайков­ского;

        • при снижении сосредоточенности, внимания — «Вре­мена года» П.И. Чайковского, «Лунный свет» К. Дебюсси, «Грезы» Р. Шумана.

        • Расслабляющее воздействие оказывают: «Баркаролла» П.И. Чайковского, «Пастораль» Ж. Визе, Соната до мажор (часть 3) Ж.М. Леклера, «Лебедь» К. Сен-Санса, «Сентиментальный вальс» П.И. Чайковского, романс из к/ф «Овод» Д.Д. Шоста­ковича, «Старинная песенка» Ж. Визе, «История любви» Ф. Лея, «Вчера» Дж. Леннона, «Элегия» Г. Форе и др.

        • Программа тонизирующего воздействия реализуется с помо­щью «Аделиты» Г. Перселла, «Шербургских зонтиков» М. Лег­рана и др.

        • Росту умственных способностей у детей способствует музыка Моцарта.

    Мобилизующий вариант тренировки

    Упражнение

    Музыкальный фон

    Время

    Вводная часть. Установка на со­стояние покоя и отдыха

    Бах. Прелюдия № 1

    2 мин

    Расслабление мимических мышц

    Бах. Прелюдия №8

    4 мин 30 с

    Расслабление мышц рук

    Бах. Хор

    3 мин 20 с

    Расслабление мышц туловища

    Шопен. . Прелю­дия № 4

    2 мин 5 с

    Расслабление мышц ног

    Шопен. Прелю­дия № 13

    4 мин 35 с

    Мобилизация физического и пси­хического тонуса

    Глюк «Мело­дия»

    4 мин 5 с

    Формирование состояния уверен­ности и репродукция предстоящей деятельности

    Таривердиев. «Мгновение»; Бизе — Щедрин. Тема «Тореадор»

    1 мин 45 с;

    45 с

    Успокаивающий вариант тренировки

    Упражнение

    Музыкальный фон

    Время

    Вводная часть. Установка на со­стояние покоя и отдыха

    Бах. Прелюдия № 1

    2 мин

    Расслабление мимических мышц

    Бах. Прелюдия №8

    4 мин 30 с

    Расслабление мышц туловища

    Шопен. Прелю­дия № 4

    2 мин 5 с

    Расслабление мышц ног

    Шопен. Прелю­дия № 13

    4 мин 35 с

    Регуляция ритма дыхания

    Шопен. Прелю­дия № 15

    1 мин 10 с

    Регуляция ритма сердечных сокращений

    Шопен. Прелю­дия № 15

    1 мин 10 с

    Выход из состояния расслаблен­ности

    Глюк «Мело­дия»

    4 мин 5 с

    Общая активизация

    Шопен. Прелю­дия № 17

    3 мин 45 с


    Для эффективности музыкальной терапии мной применяются определенные правила, которые основаны на психофизиологических принципах более, чем на эстетических и художественных. Предлагаю самые важные из них:

    Правила для эффективности музыкотерапии:

    • Перед началом исполнения учащиеся должны получить информацию об исполняемом произведении. Необходимо знать его суть и структуру. Полезно узнать заранее текст исполняемого произведения, или иметь его перед глазами при исполнении, чтобы не мешали напряженные попытки уловить слова, которые не всегда четко произносятся или заглушаются оркестром.

    • Настроить детей на расслабленное состояние - это поможет "открыть двери бессознательного" и принять в полной мере действие музыки. При этом не важно, направлено слушание на успокаивающее действие или же стимулирующее и поднимающее настроение.

    • Важно чтобы учащиеся сели достаточно удобно. Лечение музыкой должно быть достаточно коротким, чтобы не вызвать усталости и возможных защитных реакций.

    • Силу или громкость музыки нужно осторожно регулировать. Малую громкость следует выбирать не только для успокаивающей, но также и для стимулирующей музыки. Большая громкость утомляет и потрясает нервную систему.

    • После прослушивания лечебной музыки дать детям некоторое время отдохнуть. Это благоприятствует ее полному, не нарушающему душевное равновесие, действию на бессознательное.

    • Известно, что бессознательное наиболее активно во время сна, при этом оно также восприимчиво и к внешним импульсам. Поэтому музыкальную терапию можно применять во время сна.
      Терапевтическое использование музыки во время сна особенно рекомендуется для детей, в психиатрии и вообще для людей беспокойных и возбужденных.

    • Выбор музыкальных произведений должен быть хорошо продуман. Он гораздо сложнее, чем может показаться на первый взгляд.


    К пассивной музыкотерапии относится так же просмотр различных по тематике слайдов, которые обогащают зрительные представления, активизируют эстетические переживания сред­ствами изобразительного искусства, фотографии и так далее.

    Благодаря современным и компьютерным технологиям, стало возможным использовать не только слайды, но и сочетаний видеофона, расслабляющей музыки и звуков природы. Просмотры таких фильмов имеют успокаивающее действие и приводят учащихся в состояние эмоционального и психологического комфорта, позволяют снять напряжение и гиперактивное состояние. Этот метод я с успехом применяю на уроках.
    При активной музыкотерапии учащиеся сами участвуют в исполнении музыкальных произведений (в хоре или музыкальном оркестре), применяя при этом как обычные музыкальные инструменты, так и необычные, например, собственное тело (хлопки, постукивания и пр.).
    Основной целью в данном случае, помимо лечебного воздействия, происходит интеграция индивида в социальные группы, т.к. в музыкальном сотворчестве хорошо отрабатываются различные коммуникативные навыки, устраняется повышенная застенчивость (ложное стеснение), некоторые комплексы, кроме того, формируется выдержка и самоконтроль.

    На уроках и во внеклассной деятельности я использую методы и приемы ис­кусствотерапии, способствующие выведению де­тей из зоны отрицательных эмоций:
    Пение песен успокаивающего и воодушев­ляющего характера.

    Пение – самое безопасное профилактическое средство. Оно не вызывает побочных явлений и негативных последствий. Оно показано всем без исключения и детям и взрослым. Это средство, которое доступно каждому и никогда не принесет вреда. Петь в любом случае полезно, даже если нет ни слуха, ни голоса. Научившись выражать свое состояние голосом, человек получает эффективнейшее средство для снятия внутреннего напряжения и для самовыражения.

    Есть один тип музыки, который можно безопасно использовать с блестящими результатами во всех случаях, независимо от трудностей и возраста пациента. Это детская и народная музыка. Она как бы вызывает из глубин памяти комплекс матери-ребенка и таким образом предлагает временную безопасность и неприкосновенность убежища.

    От неврозов и раздражительности избавляет бодрящая музыка Шаинского, Пахмутовой, Таривердиева. Поэтому, в соответствии с возрастом учащихся, возможно разучивание песен советских композиторов. Присутствующий в них ритм марша вызывает приподнятое настроение, снимает напряжение – Таривердиев «Мгновения», Пахмутова «Погоня», «Главное ребята…», Дунаевский «Веселый ветер», Шаинский «Антошка», «Вместе весело шагать». Так же благотворно влияют песни о дружбе и мире, такие как «Большой хоровод», «Настоящий друг», «Если с другом вышел в путь». Творческий импульс стимулируют "Марш" из кинофильма "Цирк" Дунаевского.

    Спокойные, протяжные песни способны так же вызвать отклик детей и способствовать успокоению, умиротворению, состоянию покоя – Пахмутова «Надежда», «Беловежская пуща», Крылатов «Крылатые качели», «Колыбельная медведицы», Таривердиев «Маленький принц».

    Поднимают настроение, избавляют от депрессий, разряжают накал чувств джаз, блюз, соул и регги, берущие свое начало от темпераментной африканской музыки.
    Пение вокализов, нацеленных на форми­рование навыков концентрации внимания и со­средоточения на своем внутреннем мире.

    Всё - кости, мышцы, кровь - всё до последней клетки вступает во взаимодействие, когда чело­век говорит, кричит, поет. Звуки соответству­ют определенным вибрациям. Звуковая волна, которая идет от больного че­ловека, достигает больного органа как с внешней стороны (снаружи) - конкретно, так и с внутрен­ней - через образное представление. Такая глубинная связь вибрации звука и образа изгоняет болезнь. Следовательно, от характера и эмоциональной окрашенности звука будет зависеть, что мы дарим самим себе - хвори или здоровье, стра­хи или радость, напряжение или свободу полета.

    Метод «физвокализ» улучшает работу сердца. Исчезает одышка, перестает болеть горло. С по­мощью определенных движений и звуков «у-о-а-ф-с» можно помочь вылечиться от бронхиаль­ной астмы, бронхита, болезней легких. Правиль­ное использование звука «з» активизирует мозг, нормализует функции почек, глаз, носа, ушей. (Приложение 2)

    Известно так же, что, если гласные выпевать раздельно, то окажется, что каждая гласная входит в резонанс только с определенной частью тела. (Приложение 3)

    Заниматься обертонным пением рекомендуется один раз в день, минимум 10 минут. Время выпевания каждой гласной должно быть таким, чтобы под действием обертонов соответствующая часть тела начала вибрировать или ощущать вибрации. Во время пения нужно внимательно следить за физическим, эмоциональным и психическим состоянием. Все эти упражнения можно использовать не только на уроках музыки, чтения и русского языка, но и на занятиях по другим предметам эстетического цикла, а также в домашних ус­ловиях в качестве оздоровительной зарядки. Для улучшения функционирования конкретных частей тела поются мелодии на соответствующих нотах, прослушиваются звуки и музыка, основанная на этих нотах. (Приложение. Таблица№1)
    Разучивание и исполнение формул музы­кального самовнушения, нацеленных на формирование у учащихся уверенности в своих си­лах, высокой самооценки, внутреннего спокой­ствия и невозмутимости в трудных ситуациях, гуманистического отношения к окружающим и оптимизма.

    Упражнения, которые можно использовать при вокально-хоровой работе, позволяют наблюдать результаты коррекции. Например, «разведение звука» - достижение максимума и минимума громкости, длительности, высоты нагнетает и снимает физическое и психическое напряжение. Обозначение максимума и минимума звука позволяет осознать и конкретизировать пространство поиска оптимального, что сказывается не только на освоении песенного материала, овладении резервами собственного голоса и организма в целом, но и на поиске своего места в жизни.

    Большую роль в позитивной ориентации личности во время пения играет манера звукоизвлечения: звук посылается в пространство, губы растягиваются в улыбке, придвигая его к зубам, заставляя использовать передний резонатор, то есть переднюю половину ротовой полости. Звук извлекается на улыбке, следовательно, он становится светлым, чистым и свободным. В результате постоянной тренировки улыбки, качества звука переходят и на личность ребенка. Вскоре улыбка внешняя становится улыбкой внутренней, и дети уже с улыбкой смотрят на мир и на людей.

    Формулы музыкального самовнушения направлены на формирование позитивного отношения к окружающей жизни, укрепление душевного здоровья и психологической устойчивости. (Приложение 4)
    Рисование как способ снятия стрессовых состояний, избавления от бессонницы, напря­жения, агрессии.

    Рисование участвует в согласовании межполушарных взаимодействий, поскольку в процессе творчества координируется конкретно-образное мышление, связанное в основном с работой правого полушария, и абстрактно-логическое, за которое отвечает левое полушарие, то есть особенно важной оказалась связь рисования с мышлением и речью. Цвет так же важен в профилактике и лечении различных заболеваний. Известно, что яркие краски действуют возбуждающе, а нежные чистые тона – успокаивающе. При использовании данного способа музыка является фоном, поэтому она не должна быть навязчивой. Так же учитывается, что музыкальные звуки имеют свою окраску, свой цвет. У композиторов существовало свое видение звуков, и многие произведения выверены не только с точки зрения гармонии и мелодии, но и звуковой палитры. Уместной будет музыка Н.А.Римского-Корсакова, В.А.Моцарта, Л.Бетховена, Ф.Шуберта, И.С.Баха.
    Двигательные и ритмические упражнения, среди которых особое внимание уделяется осво­ению навыков брюшного (диафрагменного) и межреберного дыхания как наиболее эффективных при снятии отрицательных эмоциональных состояний, дыхательная гимнастика.

    Прежде чем научиться правильно дышать, необходимо осознать роль дыхания в жизни человека. Ученикам младших классов можно предложить ответить на ряд вопросов: сколько человек может прожить без пищи? без воды? без воздуха (кислорода)? Дети сами приходят к выводу, что дыхание - первооснова жизни. А правильное дыхание выполняет еще и профилактическую (дыхательная зарядка) и терапевтическую (коррекционную) задачи, не говоря уже о роли правильного дыхания в вокально-хоровой деятельности.

    Умение управлять дыханием способствует умению управлять собой. Правильное дыхание стимулирует работу сердца, головного мозга и нервной системы, избавляет человека от многих болезней, улучшает пищеварение. Медленный выдох помогает расслабиться, успокоиться, справиться с волнением и раздражительностью. Как дышать? Через нос. Существует утверждение, что дети, которые дышат через рот, отстают в умственном развитии.

    Дыхательные упражнения можно разделить на две группы: полное дыхание и специальные дыхательные упражнения. Ко второй группе относятся попеременное или раздельное дыхание, очистительное дыхание, «рубка дров», звукодвигательные упражнения с выдохом звуков «с-з-ж». Например, для снятия напряжения рекомендуется выполнять дыхательное упражнение, удлиняя выдох с помощью звука «ху». Сложить губы, как при произношении звука «у». Сделать энергичный выдох. Повторить 6-7 раз.

    Мысленное представление тока дыхания развивает сосредоточенность. Нелегко представить образ дыхания. Предложить детям постараться увидеть его в виде голубого ручейка. Направляя этот ручеек во время выдоха на напряженные мышцы, мы помогаем им расслабиться и снять неприятные ощущения.

    Самое правильное и полезное дыхание - это полное дыхание. Оно вентилирует легкие, увеличивает приток кислорода в кровь; воздействуя на диафрагму, стимулирует работу сердца, печени, желудка и других органов, поддерживает нормальное кровообращение, пищеварение, помогает выводу шлаков из организма.

    Для овладения полным дыханием необходимо освоить три типа дыхания: нижнее, то есть диафрагмальное, или брюшное; среднее, или грудное, и верхнее, или ключичное. Школьникам младшего возраста тяжело освоить полное дыхание, поэтому лучше постараться восстановить диафрагмальное - способность дышать животом. (Приложение 5)

    Звук способствует удлинению выдоха, что в свою очередь помогает снять напряжение и раздражительность.

    На уроках я предлагаю обучающимся различные виды дыхательной гимнастики, в том числе гимнастику Стрельниковой.
    Пластическое интонирование, театрализа­ция помогают распрямить искривленное созна­ние и закрепить правильные реакции на трав­мирующие психику ситуации.

    В силу экологических и психологических условий дети быстро устают и порой с трудом воспринимают учителя. А неправильная поза, слабые мышцы спины приводят к искривлению позвоночника, сутулости и другим нарушениям осанки. Все это – признаки усталости, которые влекут за собой снижение работоспособности. Что бы этого не случилось, необходимо чередовать умственную работу с физической, проводить оздоровительные паузы во время уроков и на переменах. (Приложение 6)

    Пластическое интонирование это один из способов, одна из возможностей “проживания” образов, когда любой жест, движение становятся формой эмоционального выражения содержания. Жест, движение, пластика обладает особенным свойством обобщать эмоциональное состояние.
    Пластическое интонирование - это любое движение человеческого тела, вызванное музыкой и выражающее ее образ. Оно связано со всеми видами исполнительского искусства - движения музыканта подчас “договаривают” тайный смысл музыки, который слышит только этот музыкант. Иногда пластическое интонирование возникает спонтанно (от “переизбытка” чувств), но, зная неразрывность музыкальной и пластической выразительности, учитель должен побуждать ребят воспринимать музыку не только слухом, но и с помощью музыкально-ритмического движения.
    Прием исполнения музыки движением, жестом - “пластическое интонирование”. Это помогает ребятам ощутить протяженность фразы или несимметричность фразировки, почувствовать в пульсации характер того или иного произведения, показать особенности развития, развертывания музыки, а также проявить себя в творческом поиске.
    Неотъемлемой частью этого метода являются так же дирижирование и инсценирование песен. Можно привести в пример дирижера - человека, который, не играя сам на инструменте, в то же время “играет” таким колоссальным инструментом, как оркестр. Движение - это зримая музыка, не случайно сейчас на сцене появились пластические трактовки многих инструментальных и вокальных произведений. Исполнение музыки движением дает учителю увидеть, как слышит музыку каждый ученик. В то же время исполнение музыки движением раскрепощает ребят и заставляет их слушать произведение от начала до конца, не “выключаясь”. Когда меняется характер музыки, моментально видно, насколько чутко уловили эти изменения дети, а значит, насколько они были внимательны.
    Инструментальное музицирование - это творческий процесс восприятия музыки через игру на доступных ребенку музыкальных инструментах. Хочу еще раз подчеркнуть мысль о взаимопроникновении всех видов музыкальной деятельности в процессе активного восприятия музыки. Так, инструментальное музицирование самым тесным образом связано со слушанием музыки, вокально-хоровым исполнением, импровизацией.
    Приобщая детей к музыке через инструментальное музицирование, содействовать их творчеству, необходимо помнить следующее:
    -ученик действует так, как ему подсказывает его музыкальная интуиция;
    -учитель помогает выбрать музыкальный инструмент, соответствующий стилю и музыкальному образу произведения;
    -учитель помогает ученику найти прием исполнения.

    Первый этап пластического интонирования – этап накопления жестов. (Приложение 7)

    Второй этап пластического интонирования - создание собственных «зеркал». (Приложение 8)

    Результат подобных включений в урок дают о себе знать очень скоро. Уже через несколько занятий заметно, как непроизвольно во время слушания ребята будут пытаться «читать» музыку жестом, реагируя на малейшие изменения музыкальной речи.

    Музыка становится ближе и осязаемее, что дает возможность обучающимся чувствовать себя свободнее, раскрепощённее. Как следствие – снимается усталость и напряжение, накопленное в процессе работы на других уроках.

    ЗАКЛЮЧЕНИЕ

    Климатические условия нашего региона, экологическая обстановка требуют более внимательного отношения к здоровью и психологическому состоянию детей. Использование данных методов в работе с учащимися 3-5 классов дало следующие результаты:

    1. Полярная ночь снижает работоспособность, повышается утомляемость, что влияет и на психофизическое состояние людей. Выход из полярной ночи так же характеризуется выраженной депрессией. Регулярное прослушивание мобилизующих произведений, пение бодрящих песен, дыхательная гимнастика (особенно в начальных классах) активизировало учащихся, поднимало настроение, снижало усталость, что позволяло продолжить занятия в достаточно активном ритме и повысить продуктивность.

    2. Сегодня у многих детей наблюдается метеомобильность, то есть повышенная чувствительность на перепады температур и атмосферного давления. Учащиеся становятся гиперактивны, легко возбудимы, достаточно агрессивны. Вначале урока эффективным оказался просмотр слайдов, прослушивание медитативной музыки с видеофоном. В классе возникла особая атмосфера, благодаря чему удалось настроить ребят на рабочий лад и уравновесить их эмоциональность.

    3. Так же одной из особенностей современных детей, особенно поростков, является вспыльчивость, проявление агрессии. Правильная подготовка учащихся к прослушиванию лечебной музыки, к исполнению песен и каких либо музыкальных формул дало положительный результат. Важно систематическое воздействие, которое постепенно подводит подростков к восприятию более серьезной музыки. Пробуждение интереса формирует их музыкальную культуру как часть всей духовной культуры "личности".

    4. В работе учителя найти контакт с учениками является признаком профессионализма. Не всегда удается индивидуально подойти к ребенку, и музыка здесь может оказаться незаменимой. Выявление музыкальных интересов (опрос, анкетирование) позволяет духовно сблизиться с ребятами, найти точки соприкосновения. Совместное прослушивание, обсуждение, исполнение дает возможность учителю к лучшему пониманию психологических и эмоциональных проблем учащихся, а, следовательно, подобрать более действенную методику воздействия искусством.

    Можно отнести к результатам так же улучшение психологического климата в классах, желание учащихся участвовать в музыкальных конкурсах, праздниках, выступать на сцене.

    Выводы.  

    Таким образом, музыка формирует у обучающихся углубленное и целостное представление об окружающей действительности и гармонично развивает их эмоциональную сферу.

    Использование музыкотерапии показало позитивное влияние этой методики на школьников, ее эффективность и безопасность.

    Разные возрастные группы детей одинаково хорошо реагируют на музыкальное воздействие.

    Психологическими механизмами этого положительного эффекта являются снижение уровней депрессии и тревоги.

    Прослеживается повышение работоспособности, внимания, повышение жизненного тонуса и иммунитета.

    Отсутствие побочных эффектов и осложнений в сочетании с высокой эффективностью и стойким положительным результатом, а также возможность применения этого метода не только на уроках музыки, но и на других предметах выводит музыкотерапию на одно из лидирующих мест здоровье сберегающих технологий.

    Список литературы


    1. Алиев Ю. Б. Пение на уроках музыки. — М.: Изд-во ВЛАДОС-ПРЕСС, 2005. — 431с.

    2. Вайкль Бернд. О пении и прочем умении. – М.: «Аграф», 2002. – 224с.

    3. Ефимова В.А. «Я пою тебе…» // Помоги себе сам. – 2001 - №1 стр.4-8

    4. Петрушин В.И. Музыкальная психотерапия. — М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1999. —176с.

    5. Петрушин В.И. Музыкальная психотерапия. - М.: Владос, 2000 г .

    6. Рязанцев С.В. В мире запахов и звуков. – М.: ТЕРРА, 1997. – 432 с.

    7. Ковалько В.И. Здоровьесберегающие технологии. – Москва,«ВАКО»,2004г.

    8. Лихолет Н.. к.п.н. Искусство тоже лечит!- Воронеж, - 2007 г.

    9. Садыкова Р.Ш., Шепаева С.А. – Возможности музыкального искусства в реализации здоровьесберегающих технологий. – ЮКГУ, Шимкент, 2006 г.


    написать администратору сайта