Главная страница
Навигация по странице:

  • Диалектика Гегеля

  • Законы диалектики Гегеля Первый Закон

  • Второй Закон

  • Третий Закон

  • Абсолютный идеализм Гегеля

  • Список литературы

  • Идеалистическая диалектика Гегеля. Значение идеалистической диалектики Гегеля для философии и науки


    Скачать 26.97 Kb.
    НазваниеЗначение идеалистической диалектики Гегеля для философии и науки
    АнкорИдеалистическая диалектика Гегеля
    Дата16.01.2021
    Размер26.97 Kb.
    Формат файлаdocx
    Имя файлаИдеалистическая диалектика Гегеля.docx
    ТипРеферат
    #168748

    Министерство здравоохранения «ЛУГАСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ МЕДИЦИНСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ ИМЕНИ СВЯТИТЕЛЯ ЛУКИ»

    Кафедра философии, правоведения, социальных и гуманитарных наук

    Реферат

    по дисциплине «Философия»

    на тему: «Значение идеалистической диалектики Гегеля для философии и науки»

    Луганск

    Содержание

    1. Введение…………. 3

    2. Диалектика Гегеля……4

    3. Законы диалектики Гегеля……6

    3.1. Первый закон……..6

    3.2. Второй закон……..7

    3.3. Третий закон………9

    1. Абсолютный идеализм Гегеля……..10

    2. Выводы…………11

    3. Список литературы………12

    Введение

    Гегель по праву считается одним из величайших немецких мыслителей, вознёсших немецкую философию на невиданную высоту. Многие исследователи считают, что именно Гегель довёл до ума, начатую Кантом идею.

    Его учение оказало огромное влияние на всех философов, живших в его время. И даже сейчас, выстроенная Гегелем философская система, сохраняет большое влияние. Часто можно услышать, что именно при нём, немецкая философия достигла пика в своём развитии. Определённо это будет преувеличением, однако влияние его на немецкую мысль действительно огромно.

    Философ пытался разрешить проблему равенства мышления и бытия. В процессе развития сознание человека проходит те же стадии, которые проходило все человечество за свою историю, таким образом, по мнению Гегеля, человек может оценить свою жизнь с точки зрения завершившийся истории или, как называет философ, "абсолютного духа". И, благодаря этому, достигается то самое равенство мышления и бытия.

    Диалектика Гегеля

    Самое элементарное объяснение диалектики Гегеля заключается в триаде «тезис – антитезис - синтез». Гегель считал, что мышление и бытие тождественны, а потому всё в мире развивается по единым законам. И в самой общей форме этот закон развития выглядит как триада «тезис-антитезис-синтез». Это триада означает, что любое явление в мире обязательно порождает свое противоречие. Если есть черное, то есть и белое. Если есть мужчина, то есть и женщина. Одно без другого не бывает. Эти два противоречия естественно вступают в отношения взаимодействия. Рано или поздно это взаимодействие порождает синтез – т.е. некое новое явление, которое вобрало в себя черты и тезиса, и антитезиса. Синтез сам становится новым тезисом и порождает новое противоречие и все начинается вновь и так до бесконечности… Пока Абсолютный Дух не познает сам себя через человека. Грубо говоря, взаимодействие мужчины и женщины как противоположностей порождает ребенка, который вбирает в себя черты и отца и матери. Таким образом, ребенок – это синтез. Таким же образом развивается и вся природа и общество. Ведь что есть эволюция? Развитие живых организмов через естественный отбор, наследственность и изменчивость. Эволюция природы постоянно происходит благодаря наличию противоречий между хищниками и травоядными, которые выступают как тезис и антитезис и т.д.

    Триаду Гегеля легко продемонстрировать и на примере истории. Киевская Русь – тезис. Монголы – антитезис. Борьба Руси и монголов порождает синтез – Золотую Орду – государство, в рамках которого сливаются две культуры: русская и монгольская. Золотая Орда становится тезисом и порождает новый антитезис – стремление Руси освободится от ее ига. В итоге Русь освобождается от монголов, но становится государством с чертами восточного деспотизма (Иван Грозный и т.п.) – это синтез.

    Любая революция легко поддается описанию в рамках гегелевской триады. Английская, французская – все они развивались как борьба антагонистических социально-экономических слоев, а в итоге оканчивались неким синтезом старых феодально-монархических и новых республиканско-капиталистических порядков.

    Законы диалектики Гегеля

    Первый Закон

    Главное содержание диалектики выявляют три основных закона, сформулированные Гегелем:

     Первый закон диалектики — закон борьбы и единства противоположностей вскрывает в развитии его внутренний источ­ник, импульс, побудительную силу. Основой всякого развития, с точ­ки зрения этого закона, является борьба противоположных сторон, тенденций того или иного процесса, явления. В рамках этого закона Гегель оперирует категориями: тождество, различие, противоположности, противоречия.

    Тождество — категория выражающая равенство объекта са­мому себе или нескольких объектов друг другу. Различие — это ка­тегория, выражающая отношение неравенства объекта самому себе или объектов друг другу. Противоположности — это категория, от­ражающая взаимоотношения таких сторон объекта или объектов друг с другом, которые коренным образом отличаются друг от друга. Противоречие — это процесс взаимопроникновения и взаимоотрицания противоположностей.

    Противоречия, согласно учению Гегеля, являются внутренней основой развития мира.

    Второй Закон

    Второй закон — закон перехода количественных изменений в качественные описывает механизм саморазвития. Качество — это внутренняя определенность предмета, явление, которое характеризует предмет или явление в целом. Качество любого предмета, явления, по Гегелю, определяется через его свойства. Свойства предмета — это способность его опре­деленным образом соотноситься, взаимодействовать с другими предметами. То есть свойства проявляются в отношении между предметами, явлениями и т. д. Сами по себе свойства не существуют. Качество выступает как внутреннее основание всех свойств, присущих данной вещи, но это внутреннее основание проявляется только при взаимодействии данного предмета с другими предмета­ми. Количество Гегель определял как внешнюю для бытия определенность, видел в нем нечто относительно безразличное для той или иной вещи. Непосредственное конкретное единство качества и количест­ва, качественно определенное количество Гегель выражал в катего­рии меры. Мера — это единство качествен­ной и количественной определенности предмета, показатель того, что одному и тому же качеству может соответствовать определен­ный диапазон количественных характеристик.

    Гегель показал, что переход от одной меры к другой, от одного качества к другому совершается всегда в результате перерыва постепенного количественного изменения, в результате скачка. Скачок — это всеобщая форма перехода от одного качественного состо­яния к другому. Гегель характеризует скачок как сложное диалек­тическое состояние. Скачок — это единство бытия и небытия, означающее, что старого качества уже нет, а нового качества еще нет, и одновременно, прежнее качество еще есть, а новое — уже есть. Скачок — это состояние борьбы нового со старым, отмирание преж­них качественных определенностей и замена их новыми качествен­ными состояниями. Не существует другого вида перехода от одного качественного состояния в другое помимо скачка.

    Третий Закон

    Третий закон диалектики — закон отрицания отрицания от­ражает, по Гегелю, общий результат и направленность процесса развития.

    Всяческое отрицание означает уничтожение старого качества новым, переход из одного качественного состояния в другое. Однако, отрицание, по Гегелю, не просто уничтожение старого новым. Оно об­ладает диалектической природой. Эта диалектическая природа проявляется в том, что отрицание представляет собой единство трех основных моментов: 1) преодоление старого; 2) преемственность в раз­витии; 3) утверждение нового.

    Отрицание отрицания в двойном виде включает в себя эти три этапа: утверждение или положение (тезис), отрицание или противоположение этого утверждения — (антитезис) и, нако­нец, отрицание отрицания, снятие противоположностей (синтез). Процесс от­рицание отрицания, как чисто логический процесс, складывается, по Гегелю, так, что мысль сначала полагается, затем противополагает­ся самой себе и, наконец, сменяется синтезирующей высшей мыс­лью, в которой борьба снятых ею предыдущих мыслей, как противо­положностей, является движущей силой дальнейшего развития логического процесса. На уровне природы действие этого закона Гегель иллюстрирует на примере роста растения. Берем, например, зер­нышко овса. Бросим его в землю. Из него прорастает стебель, отри­цающий это зернышко. Стебель через какое-то время начинает ко­лоситься и дает новое зерно, но уже в десятикратном и более разме­ре. Произошло отрицание отрицания.

    Абсолютный идеализм Гегеля

    По мнению Гегеля, в основе всего сущего лежит Абсолютная идея (Мировой дух), но она не может быть вечно тождественной самой себе, ибо абстрактного тождества не существует. Поэтому Абсолют «как абстракция есть неистинный Бог, а истинным Богом он является как живой процесс полагания своего бытия». Иными словами, Идея, чтобы явить себя, должна предстать через свое инобытие. Вот почему она «отпускает себя в качестве природы». Последняя, в свою очередь, рождает человека, который, будучи наделенным разумом, способным к постижению всеобщего, приходит к познанию Абсолюта.

    Такой процесс развития Идеи определяет структуру гегелевской философии, которая состоит из трех частей: 1) «Логики» - науки об Идее в себе и для себя; 2) «Философии природы» - науки об Идее в ее инобытии; 3) «Философии духа» - науки об Идее, возвращающейся в самое себя из своего инобытия.

    Исходя из того, что Абсолютная идея имманентно присутствует в мире, а человеческое мышление способно к постижению последнего (хотя это не однократный акт, но процесс), Гегель делает вывод, что Бытие, в основе которого лежит Абсолют, и человеческое познание, постигающее его, в принципе совпадают; отсюда вытекает принцип тождества бытия и мышления. А это значит, что объективная логика развития мира и субъективная логика человеческого мышления по большому счету совпадают. Таким образом, гегелевская «Наука логики» оказывается одновременно онтологией (учением о развитии  бытия), гносеологией (учением о процессе познания) и логикой в традиционном смысле слова (учением о законах и формах мышления). В силу этого созданная немецким мыслителем Логика имеет следующую структуру: бытие, сущность, понятие.

    Выводы

    Немецкая классическая философия конца XVIII - середины XIX столетия является вершиной мировой философской мысли, поскольку в ней философия  показала себя в ее высочайшем, «чистейшем»  виде: она, по словам Гегеля, «средствами  движения только  мировоззренческих  категорий показала нам мир и  наше место в этом мире».

    Немецкая классическая философия является не только высшим уровнем, но и завершением развития европейской философской мысли. Это вовсе не значит, что развитие философской мысли закончено немецкой классической философией. Как не может остановиться развитие содержание нашего воззрения на мир и наше место в этом мире, точно так же не может остановиться развитие философской мысли народами еще существующей европейской культуры.

    Немецкая классическая философия - одно из важнейших выражений духовной культуры XIX века.

    Творчество Гегеля считается вершиной классической немецкой философии. В нем нашли продолжение диалектические идеи, выдвинутые Кантом, Фихте, Шеллингом.

    Но Гегель пошел значительно дальше своих великих предшественников. Он первым представил весь естественный, исторический и духовный мир в беспрерывном развитии. Он открыл и обосновал с позиций объективного идеализма основные законы и категории диалектики. Классическая немецкая философия наложила заметный отпечаток на последующий ход развития мировой философской мысли. Она послужила теоретическим источником формирования философских взглядов Маркса и Энгельса, Герцена и Чернышевского.

    Список литературы

    1.Титов В.Ф., Смирнов И.Н. Философия: учебник для вузов. - М.: Высшая школа, 2003. – 318 с.

    2. Спиркин А.Г. Философия: учебник. - М.: Гардарики, 1999. - 816с.

    3. Врачев В.Г. Энциклопедия философских наук Г.В.Ф.Гегеля. Взгляд из XXI века.ХРОНОС. 2008.

    4. Философия: Учебник для вузов / Подред. проф. В.Н.Лавриненко, проф. В.П.Ратникова. –2001. – 677с

    5.  Попов В.Е. Философия. Учебное пособие для вузов. - М.: ЮНИТИ - ДАНА, 2006. - 255с.


    написать администратору сайта