Главная страница
Навигация по странице:

  • «Зрительные иллюзии»

  • ГЛАВА 1. ВИДЫ ЗРИТЕЛЬНЫХ ИЛЛЮЗИЙ Оптико-геометрические иллюзии

  • Иллюзии восприятия движения

  • Иллюзии переработки информации

  • Иллюзии цветового зрения

  • Иллюзии, связанные с особенностями строения глаза

  • Оптическое воздействие цвета

  • СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

  • кр общая психология. Зрительные иллюзии


    Скачать 46.95 Kb.
    НазваниеЗрительные иллюзии
    Анкоркр общая психология
    Дата21.12.2022
    Размер46.95 Kb.
    Формат файлаdocx
    Имя файлаkr_obschaya_psikhologia.docx
    ТипКурсовая
    #856217

    МИНОБРНАУКИ РОССИИ
    Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение
    высшего образования
    «Тульский государственный университет»


    Институт гуманитарных и социальных наук

    Кафедра психологии

    Курсовая работа

    по дисциплине «Общая психология»

    на тему «Зрительные иллюзии»

    Выполнила: студентка гр.820501
    Свиркина А.А.
    Проверила: к. психол. н, доц. каф. психологии
    Фомина Ю.И.

    Тула, 2022 г.

    Содержание


    ВВЕДЕНИЕ 3

    ГЛАВА 1. ВИДЫ ЗРИТЕЛЬНЫХ ИЛЛЮЗИЙ 4

    1.1 Оптико-геометрические иллюзии 4

    1.2. Иллюзии восприятия движения 7

    1.3. Иллюзии переработки информации 10

    1.4. Иллюзии цветового зрения …………………………........................................12

    1.5. Иллюзии, связанные с особенностями строения глаза ………………………15

    1.6. Оптическое воздействие цвета …………………………………………...…...18

    ЗАКЛЮЧЕНИЕ ………………………...…………………………………….….…20

    СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ …………………………………………………………21

    ВВЕДЕНИЕ

    Человек благодаря зрению воспринимает большую часть информации об окружающем мире, но мало кто задумывается о том, как именно это происходит. Мы видим мир и не сомневаемся в том, что он именно такой, но так ли это на самом деле?

    Чаще всего глаз считают похожим на фотоаппарат или телекамеру, проецирующую внешние объекты на сетчатку, которая является светочувствительной поверхностью. Мозг «смотрит» на эту картинку и «видит» все, что нас окружает, но на деле это не совсем так. Во-первых, изображение на сетчатке перевернуто. Во-вторых, из-за несовершенных оптических свойств глаза картинка на сетчатке расфокусирована или размазана. В-третьих, глаз совершает постоянные движения: скачки при рассматривании изображений и при зрительном поиске, мелкие непроизвольные колебания при фиксации на объекте, относительно медленные, плавные перемещения при слежении за движущимся объектом. Таким образом, изображение находится в постоянной динамике. В-четвертых, глаз моргает приблизительно 15 раз в минуту, а это значит, что изображение через каждые 5-6 секунд перестает проецироваться на сетчатку. Поскольку человек обладает бинокулярным зрением, то фактически он видит два размытых, дергающихся и периодически исчезающих изображения, а значит, возникает проблема совмещения информации, поступающей через правый и левый глаз.

    Иллюзии являются искаженным и неадекватным отображением свойств воспринимаемого объекта. В переводе с латыни «иллюзия» - ошибка, заблуждение. Еще с давних времен иллюзия трактуется как некий сбой в работе зрительной системы. Изучением данного вопроса, причинами возникновения иллюзий занимались многие исследователи – их волновал вопрос о том, как на основе двухмерного изображения на сетчатке воссоздается трехмерный видимый мир. До сих пор ведутся исследования в этой области, что делает эту проблему актуальной и в наше время.

    ГЛАВА 1. ВИДЫ ЗРИТЕЛЬНЫХ ИЛЛЮЗИЙ

      1. Оптико-геометрические иллюзии

    Есть вероятность, что зрительная система использует определенные признаки удаленности и глубины, это может быть принцип перспективы, который предполагает, что все параллельные линии сходятся на уровне горизонта, а размеры объекта по мере его удаления от наблюдателя пропорционально уменьшаются. Мы не можем осознать, насколько сильно изменяется проекция объекта на сетчатке по мере его удаления.

    Иллюзии часто приводят к неверной оценке реальных геометрических величин. Глазомерные оценки сильно зависят от характера фона изображения. Это применимо к длинам, радиусам кривизны, площадям, углам, формам и так далее.

    Иллюзия восприятия глубины неадекватно отражает воспринимаемый объект и его свойства. В настоящее время изучены иллюзорные эффекты, которые наблюдаются при зрительном восприятии двухмерных контурных изображений. Мозг бессознательно видит только одновыпуклые или одновогнутые рисунки. Восприятие будет зависеть от направления внешнего освещения. Отрицательная диспаратность создает условия для восприятия человеком иллюзии обратной перспективы. Когда человек смотрит на вогнутый или выпуклый предмет, например, через псевдоскоп, то в его поле зрения предмет будет выглядеть выпуклым или вогнутым соответственно. Эта иллюзия наблюдается при рассмотрении простых симметричных объектов.

    Еще один вид оптической иллюзии – перевертыши. В данном случае характер воспринимаемого объекта зависит от направления взгляда.

    Дефекты периодических структур создают иллюзию объема. За счет периодичности возможно ложное зрительное совмещение соседних повторяющихся элементов в один при нарушении нормальной координации между конвергенцией глаз и аккомодацией хрусталиков. В данном случае рисунок будет казаться ближе или дальше истинного расстояния, а намеренно добавленные дефекты будут восприниматься как объемные элементы.

    Эффект иллюзии наклонной башни был описан в 2007 году. Он гласит, что при рассмотрении двух идентичных изображений, находящихся рядом и искаженных перспективой, может возникнуть впечатление, что они сняты под разным углом.

    Одна из самых известных оптико-геометрических иллюзий – это иллюзия Мюллера-Лайера. Здесь представлен рисунок с двумя отрезками красного и синего цвета. Большинство наблюдателей утверждает, что левый отрезок синего цвета со стрелками наружу длиннее на 25-30% правого отрезка красного цвета со стрелками, направленными внутрь.

    Еще один пример оптико-геометрических иллюзий - иллюзия Понцо. Он также иллюстрирует искажения восприятия размера. Левый отрезок кажется намного больше правого. Были выдвинуты множественные теории, которые объясняли подобные искажения. Одна из наиболее интересных предполагает, что человек интерпретирует обе картинки как плоские изображения в перспективе. Стрелки на концах отрезков, а также схождение косых лучей в одной точке создают признаки перспективы, и человеку кажется, что отрезки расположены на разной глубине относительно наблюдателя. Учитывая эти признаки и одинаковую проекцию отрезков на сетчатке, зрительная система вынуждена сделать вывод, что они разного размера. Те фрагменты рисунка, которые кажутся более удаленными, воспринимаются большими по размеру. Косые линии, сходящиеся в одной точке, ассоциируются либо с длинным шоссе, либо с железнодорожным полотном, на котором лежат два предмета. Зрительные шаблоны, сформированные "прямоугольным" окружением, и заставляют нас ошибаться. При введении в рисунок элементов ландшафта иллюзия исчезает.

    В результате объяснений данных иллюзий можно сделать вывод, что, во-первых, все параметры зрительного образа взаимосвязаны, благодаря этому возникает целостное восприятие, воссоздается адекватная картина внешнего мира. Во-вторых, на восприятие влияют сформированные повседневным опытом стереотипы, например, представления о том, что мир трехмерен, начинающие работать, как только в картинку вносятся признаки, указывающие на перспективу. Примером того, как можно разрушить целостный образ объекта, служат так называемые "невозможные", противоречивые фигуры ("Невозможная" лестница Пенроуза и ее интерпретация в картине Эшера "Восхождение и спуск" хорошо это иллюстрирует).


      1. Иллюзии восприятия движения

    Это самые труднообъяснимые иллюзии. Ведущую роль здесь играет периферическое зрение. Движение – это изменение освещенности деталей объекта, которое улавливает периферийное зрение. Именно поэтому большинство иллюзий движения построены на регулярном повторе разных по яркости или цвету фрагментов. Изменение порядка чередования цветов задает разное направление движения. Остановить его можно только прищурив и зафиксировав взгляд на точке в центре круга и не моргать, но помогает это на небольшой отрезок времени.

    Эффект движущихся иллюзий усиливается при наклонах, вращениях, приближении и удалении головы. К таким иллюзиям относят: неподвижное изображение кажется подвижным; при рассматривании одинаковых движущихся мячей, можно увидеть, что они разного размера; одно и то же анимационное изображение может изображать вращающийся объект по часовой стрелке, против часовой стрелки или попеременно.

    Если предмет движется в пространстве, мы воспринимаем его вследствие того, что он выходит из области наилучшего видения, тем самым заставляя нас передвигать голову или глаза, чтобы вновь сфокусировать на нем свой взгляд. Смещение точки по отношению к положению нашего тела указывает нам на ее передвижение в объективном пространстве. Таким образом, определенную роль в восприятии движения играет движение глаз, но не может быть полностью им объяснено, т.к. впечатление движения может возникнуть при отсутствии движения реального (стробоскопический эффект).

    Когда человек сидит в вагоне поезда, он фиксирует взгляд на пейзаже за окном и ему кажется, что объекты, которые находятся ближе точки фиксации, движутся на него, причем настолько быстро, что ему порой не удается различить детали. А предметы, расположенные за точкой фиксации, движутся вместе с наблюдателем достаточно медленно. Это явление имеет название «двигательный параллакс».

    Существуют динамические иллюзии, которые возникают при использовании этого явления для плоских изображений. Примером может послужить иллюзия кружков разного размера. Если большие кружки будут быстро двигаться вправо, а маленькие медленно влево, то наблюдателю покажется, что плоская картинка превращается в объемную: большие кружки кажутся нам более близкими, чем маленькие.

    Еще одна динамическая иллюзия – это автокинетическое движение. Для проведения подобного эксперимента нужно зажечь сигарету и положить ее в пепельницу, находясь в темной комнате. Взгляд необходимо тщательно фиксировать на светящейся точке в течение нескольких минут. Через некоторое время огонек начнет перемещаться, совершая размашистые движения, резкие скачки, описывает круги по комнате. Амплитуда движений может быть большой. Гипотезы, которые объясняли этот феномен движениями глаз, были опровергнуты экспериментами, в которых одновременно регистрировались движения глаз и отчет наблюдателя о том, в каком направлении перемещается световое пятно. Сопоставление полученных данных показало, что соответствия между реальными движениями глаз и видимым движением объекта не существует.

    Еще одна зрительная иллюзия - это кино и телевидение. Мы смотрим телепередачи, фильмы благодаря стробоскопическому эффекту, основанному на одном из важнейших свойств зрительной системы - инерционности. Наблюдателю в течение нескольких секунд предъявляют статичную светящуюся точку в одном месте экрана, а через 60-80 мс показывают ее в другом месте. Человек видит не два разных объекта, вспыхнувших в разных местах, а перемещение объекта из одного положения в другое. Зрительная система интерпретирует последовательные и связанные между собой изменения как движение. Именно благодаря этому эффекту мы видим на экранах не ряд быстро сменяющих друг друга кадров, а единую движущуюся картину.

    Первые шаги кинематографа сопровождал один интересный эпизод: когда зрители увидели на экране приближающийся поезд, они вскочили и с криком убежали, так как им показалось, что он несется прямо на них. Этот феномен называется лупингом. Если человеку продемонстрировать световое пятно, которое вдруг начнет расширяться во все стороны, ему покажется, что оно движется прямо на него, а не увеличивает свой размер. Это мощнейшая иллюзия заставит невольно отстраниться от экрана, как от объекта, представляющего угрозу. Нечто похожее можно увидеть, наблюдая за любителями компьютерных игр: кто-то наклоняется в сторону, пытаясь спрятаться от летящих в него пуль, кто-то отшатывается от несущегося в него огненного шара.


      1. Иллюзии переработки информации

    Данный вид иллюзий связан с поиском нужной формы, цвета или другого отличительного качества объекта, представленного на изображении.

    С переработкой информации связаны иллюзии фигуры и фона. Сосредоточившись на каком-то одном объекте, человек выделяет его среди других, объект становится фигурой, а окружающие его объекты – фоном. Очень многие ошибочные зрительные впечатления обусловлены тем, что мы воспринимаем фигуры и их части не отдельно, а всегда в некотором соотношении с окружающими их другими фигурами, некоторым фоном или обстановкой.

    Самая известная иллюстрация фигуры и фона – это иллюзия Рубина. Человек, который впервые рассматривает рисунок видит на нем что-то одно: либо вазу, либо лица, и только после вопроса, есть ли еще какие-то изображения на рисунке, находит второе изображение. Спустя какое-то время внимание начинает постоянно перескакивать то на вазу, то на лица. Данная иллюзия может быть объяснена не только колебаниями внимания, но и теорией усталости – восстановления: в восприятии участвуют разные каналы зрительной системы с взаимоисключающими процессами. В результате человек каждый раз видит только одни из возможных вариантов, так как второй «отключен» по причине утомления. Человек иногда видит мир таким, каким хотел бы его увидеть, поддаваясь своим сформированным привычкам, потаенным мечтам или страстным желаниям. Он ищет нужную форму, цвет или другое отличительное качество объекта среди представленных во внешнем мире. Это свойство избирательности называется феноменом перцептивной готовности.

    Подобные иллюзии обуславливаются более высоким уровнем обработки информации, когда характер решаемой задачи определяет то, что воспринимает человек в окружающем мире.

    Сравнивая две фигуры, из которых одна действительна меньше другой, мы ошибочно воспринимаем все части меньшей фигуры меньшими, а все части большой - большими (“целое больше - больше и его части”). Это обуславливается психологическим аспектом восприятия.

    Встречаются и иллюзии в обратном направлении (от частей к целому). Также при восприятии фигур в целом и отдельных их частей (линии, углы, отдельные детали) зрительные иллюзии могут иметь место вследствие так называемого общепсихологического закона контраста, т.е. обстановки, окружения этих частей и их взаимосвязи с другими частями фигуры.

    Известны иллюзии, причина которых кроется в уподоблении (ассимиляции) одной части фигуры другой (например: иллюзия С.Томпсона).

    Последняя группа входящих в данный раздел иллюзий связана со зрительным восприятием целого и части, причина которых кроется в неспособности зрительного аппарата иногда выделить часть из целого из-за сложности обстановки (в беспорядке линий одного цвета, яркости и толщины не сразу можно выделить или распознать какую-то определенную фигуру).

    Интересны также и особенности избирательности восприятия. Если сказать человеку: в этой книге есть твоя фамилия, - то он сможет, очень быстро пролистав страницы, найти упоминание о себе. Причем ни о каком прочтении текста речи не идет. Такими навыками обладают корректоры, вычленяющие в тексте ошибки, которые незаметны обычному читателю. В данном случае речь идет о профессиональных навыках, которые были приобретены в процессе деятельности.

    Восприятие работает очень избирательно, когда дело доходит до значимых и важных для нас событий. Например, человеческое лицо воспринимается по-особому. Если геометрические объекты, в зависимости от теней могут казаться и выпуклыми, и вогнутыми, то человеческое лицо будет выпуклым всегда.

      1. Иллюзии цветового зрения

    Одним из важнейших свойств нашего глаза является его способность различать цвета. Такой способностью обладают специальные клетки – колбочки, которые содержатся в сетчатке глаза. Они чувствительны к длине световых волн от 370 до 710 нанометров – это диапазон видимого излучения. Ниже этих показателей находится инфракрасное излучение и радиоспектр, а выше – ультрафиолетовое, рентгеновское и гамма-излучение. Кроме колбочек, на поверхности сетчатки глаза расположены палочки, которые чувствительны к низкому уровню освещения, и благодаря которым мы можем различать объекты в сумерках или темноте. Палочки обеспечивают черно-белое видение и отвечают за восприятие волны сине-зеленой части спектра. Явление смещения максимума относительной видимости при переходе от дневного зрения к сумеречному является одним из свойств цветного зрения, открытое знаменитым чешским биологом Я. Пуркине. При сумеречном зрении понижается чувствительность глаза к восприятию цветов вообще, но и в этих условиях глаз обладает пониженной чувствительностью к цветам длинноволнового участка видимого спектра (красный, оранжевый) и повышенной чувствительностью к цветам коротковолновой части спектра (синий, фиолетовый).

    Существует несколько случаев, когда при рассматривании цветных объектов мы также встречаем иллюзии.

    В некоторых случаях мы ошибочно определяем насыщенность цвета объекта, делая вывод по яркости фона или по цвету других, окружающих его предметов. Также здесь действуют закономерности контраста яркостей: цвет светлеет на темном фоне и темнеет на светлом.

    Наши органы зрения наиболее приспособлены к восприятию белого солнечного света. С этим связана еще одна иллюзия: если долго и неподвижно смотреть на пятно красного цвета, а затем перевести взгляд на бумагу белого цвета, то человек увидит на ней зеленый цвет. При рассматривании желтого пятна – на бумаге будет видно синее пятно и т.д.

    Существует понятие собственно цветовых или хроматических контрастов, когда цвет наблюдаемого нами объекта изменяется в зависимости от того, на каком фоне мы его наблюдаем. Гете, например, пишет: "Трава, растущая во дворе, вымощенном серым известняком, кажется бесконечно прекрасного зеленого цвета, когда вечерние облака бросают красноватый, едва заметный отсвет на камни." Дополнительный цвет зари - зеленый; этот контрастный зеленый цвет, смешиваясь с зеленым цветом травы и дает "бесконечно прекрасный зеленый цвет".

    Гете также говорил о явлении "цветных теней". "Один из самых красивых случаев цветных теней можно наблюдать в полнолуние. Свет свечи и лунное сияние можно вполне уравнять по интенсивности. Обе тени могут быть сделаны одинаковой силы и ясности, так, что оба цвета будут вполне уравновешиваться. Ставят экран так, чтобы свет полной луны падал прямо на него, свечу же помещают несколько сбоку на надлежащем расстоянии; перед экраном держат какое-нибудь прозрачное тело. Тогда возникает двойная тень, причем та, которую отбрасывает луна и которую в то же время освещает свеча, кажется резко выраженного красновато-темного цвета, и, наоборот, та, которую отбрасывает свеча, но освещает луна - прекраснейшего голубого цвета. Там, где обе тени встречаются и соединяются в одну, получается тень черного цвета."

    Многие свойства глаза, которые вызывают появление иллюзий цветового зрения, оказываются весьма полезными для получения нами зрительных ощущений, более полно отражающих объективную реальность.

    Например, на вывесках и рекламах, собранных из светящихся газосветных трубок, слова, написанные трубками красного свечения, приближаются к наблюдателю и кажутся висящими в воздухе, а слова, написанные трубками зеленого или синего свечения, отступают. Но для некоторых людей иллюзия различной удаленности разных цветов носит обратный характер, т. е. более близкими кажутся цвета синие (у некоторых лиц иллюзия вообще не наблюдается). Это можно объяснить тем, что зрительная линия пересекает плоскость зрачка не в центре его, а несколько сбоку, т. е. хрусталик не строго центрирован по отношению к зрительной линии. Поэтому, когда глаз фиксирует какую-нибудь синюю точку, то изображение соседней с ней красной точки даст на сетчатке известный круг светорассеяния, причем этот круг будет не концентричен с изображением фиксируемой точки, но несколько смещен в сторону височной или носовой части сетчатки. Это смещение при бинокулярном зрении создает такое же впечатление, какое мы получим от одинаково удаленных от осей глаз раздраженных мест сетчаток, если красная точка фактически будет ближе или дальше, чем синяя.

    В настоящее время исследования цветового зрения проводятся с помощью специальных приборов или таблиц. В России наибольшую популярность получили таблицы Рабкина. Они позволяют за короткий промежуток времени определить различные формы и степени нарушения цветовосприятия. Человек должен увидеть определенные цифры или фигуры, констатирующие с общим фоновым изображением. При исследовании могут выявить дихромазию, цветослабость, полную цветовую слепоту. Цветослабость связана с затруднением восприятия определенных оттенков. При цветовой слепоте человек видит мир в черно-белых тонах, а при дихромазии не может воспринимать один из трех основных цветов.

      1. Иллюзии, связанные с особенностями строения глаза

    Слепое пятно. Наличие слепого пятна на сетчатой оболочке глаза впервые открыл в 1668 г. известный французский физик Э. Мариотт. Он описывает свой опыт следующим образом: "Я прикрепил на темном фоне, приблизительно на уровне глаз, маленький кружочек белой бумаги и в то же время просил другой кружочек удерживать сбоку от первого, вправо на расстоянии около двух футов), но несколько пониже так, чтобы изображение его упало на оптический нерв моего правого глаза, тогда как левый я зажмурю. Я стал против первого кружка и постепенно удалялся, не спуская с него правого глаза. Когда я был в расстоянии 9 футов, второй кружок, имевший величину около 4 дюймов, совсем исчез из поля зрения. Я не мог приписать это его боковому положению, ибо различал другие предметы, находящиеся еще более сбоку, чем он; я подумал бы, что его сняли, если бы не находил его вновь при малейшем передвижении глаз". Сетчатая оболочка глаза в том месте, где в глаз входит зрительный нерв, не имеет светочувствительных окончаний нервных волокон (палочек и колбочек). Следовательно, изображения предметов, приходящиеся на это место сетчатки, не передаются мозгу.

    Астигматизм. Это дефект, обусловленный обычно несферической (торической) формой роговой оболочки и иногда несферической формой поверхностей хрусталика. Астигматизм человеческого глаза был впервые обнаружен в 1801 г. английским физиком Т. Юнгом. При наличии данного дефекта не происходит точечного фокусирования лучей, параллельно падающих на глаз из-за различного преломления света роговицей в различных сечениях. Резко выраженный астигматизм исправляется очками с цилиндрическими стёклами, которые преломляют световые лучи только в направлении, перпендикулярном к оси цилиндра. Глаза, совершенно свободные от этого недостатка, у людей встречаются редко. Для проверки глаза на астигматизм врачи-окулисты часто применяют специальную таблицу, состоящую из двенадцати кружков, которые имеют штриховку равной толщины через одинаковые интервалы. Глаз, который обладает астигматизмом, увидит линии одного или нескольких кружков более черными. Направление этих более черных линий позволяет сделать вывод о характере астигматизма глаза. Если астигматизм обусловлен несферической формой поверхности хрусталика, то при переходе от ясного видения предметов горизонтальной протяженности к рассматриванию вертикальных предметов человек должен изменить аккомодацию глаз. Чаще всего расстояние ясного видения вертикальных предметов меньше, чем горизонтальных.

    Иррадиация. Явление иррадиации (в переводе с латыни — неправильное излучение) состоит в том, что светлые предметы на темном фоне кажутся более увеличенными по сравнению со своими настоящими размерами и захватывают часть темного фона. Когда мы рассматриваем светлую поверхность на темном фоне, эта поверхность кажется нам больше своих истинных геометрических размеров. Первоначальное объяснение явления иррадиации было дано Р. Декартом. Он утверждал, что увеличение размеров светлых предметов происходит вследствие распространения физиологического возбуждения на места, соседние с прямо раздраженным местом сетчатки.

    В настоящее время это объяснение сменило мнение Гельмгольца, согласно которому первопричиной иррадиации являются следующие обстоятельства: каждая светящаяся точка изображается на сетчатой оболочке глаза в виде маленького кружка рассеяния из-за несовершенства хрусталика (аберрация, от латинского - отклонение), неточной аккомодации и т.д. Когда мы рассматриваем светлую поверхность на темном фоне, вследствие аберрационного рассеяния как бы раздвигаются границы этой поверхности, и поверхность кажется нам больше своих истинных геометрических размеров; она как бы простирается через края окружающего ее темного фона. Эффект иррадиации сказывается тем резче, чем хуже глаз аккомодирован. В силу наличия кругов светорассеяния на сетчатке иллюзорному преувеличению могут при известных условиях (например, очень тонкие черные нити) подвергаться и темные предметы на светлом фоне - это так называемая негативная иррадиация.

    Явление иррадиации при астрономических наблюдениях мешает наблюдать тонкие черные линии на объектах наблюдения; в подобных случаях приходится диафрагмировать объектив телескопа. Физики из-за явления иррадиации не способны увидеть тонких периферических колец дифракционной картины. В темном платье люди кажутся тоньше, чем в светлом.

    Нужно отметить, что явление негативной иррадиации можно наблюдать в таких случаях, когда черная нить или слегка блестящая металлическая проволока на белом фоне кажутся толще, чем на черном или сером. Эти эффекты наблюдаются также в случаях, когда провода накладываются в поле зрения на четкий контур строения. Явление иррадиации связано не только с аберрационными свойствами хрусталика, но также и с рассеянием и преломлением света в средах глаза (слой жидкости между веком и роговой оболочкой, среды, заполняющие переднюю камеру и всю внутренность глаза).


      1. Оптическое воздействие цвета

    К этому воздействию относятся иллюзии или оптические явления, которые вызываются цветом и изменяют внешний вид предметов. Все цвета можно условно разделить на две группы: красные и синий, т.к. в основном цвета по своим оптическим свойствам будут тяготеть к какой-нибудь из этих групп. Исключение составляет зеленый цвет. Светлые цвета, например белый или желтый создают эффект иррадиации, они как бы распространяются на расположенные рядом с ними более темные цвета и уменьшают окрашенные в эти цвета поверхности. Например, если через щель дощатой стены проникает луч света, то щель кажется шире, чем в действительности. Когда солнце светит сквозь ветви деревьев, ветви эти кажутся более тонкими, чем обычно. С помощью цвета могут зрительно изменяться пропорции помещения. Например, параллельные вертикальные полосы из чередующихся темных и светлых линий, что делает пространство выше и уже. Горизонтальные полосы будут визуально расширять пространство.

    Данное явление играет большую роль при конструировании шрифтов. В то время, как, например, буквы E и F сохраняют свою полную высоту, высота таких букв как O и G, несколько уменьшаются, еще больше уменьшаются из-за острых окончаний буквы A и V. Эти буквы кажутся ниже общей высоты строки. Чтобы они казались одинаковой высоты с остальными буквами строки, их уже при разметке выносят несколько вверх или вниз за приделы строки. Эффектом иррадиации объясняется и различное впечатление от поверхностей, которые покрыты поперечными или продольными полосками. Поле с поперечными полосками кажется более низким, чем поле с продольными, так как белый цвет окружающий поля проникает наверху и внизу между полосками и визуально уменьшает высоту поля.

    Желтый цвет зрительно приподнимает поверхность. Красный цвет приближается, а голубой удаляется. Плоскости, которые окрашены в темно-синий, фиолетовый и черный цвета, зрительно уменьшаются и устремляются вниз.

    Зеленый цвет - наиболее спокойный из всех цветов. Так же нужно отметить центробежное движение желтого цвета и центростремительное синего.

    Также стоит отметить центробежное движение желтого и центростремительное движение синего цвета. Если нарисовать два круга равной величины и заполнить один желтым цветом, а другой синим цветом, то после короткой концентрации на них становится заметно, что желтый круг приобретает движение из центра и почти осязаемо приближается к человеку, а синий развивает центростремительное движение и удаляется от человека. Желтый круг колет глаза, а в синем глаз утопает.

    ЗАКЛЮЧЕНИЕ

    Восприятие – это весьма сложный, но единый процесс, направленный на познание того, что в данный момент воздействует на нас. Наше восприятие – это результат истолкования сигналов через рецепторы. Иллюзия является не просто «ошибкой», а опытом, который нельзя предсказать на основе простой регистрации стимула. Они многое говорят о способе нашего восприятия, в связи с активной ролью мозга в перцептивных процессах. Кроме того, иллюзии демонстрируют важную роль контекста в формировании восприятия.

    По сей день ведутся эксперименты, связанные с проблематикой зрительных иллюзий. Некоторые феномены уже объяснены, но многое еще остается неизвестным.

    Многообразие анизотропных отношений является той непосредственно-чувственной основой полуфункциональности процесса восприятия, которая обеспечивает возможность отражения человеком различных свойств и отношений объектов при разных условиях и задачах действия с ними.

    СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

    1. Немов Р.С. Психология: Учеб.пособие. – М.:Просвещение, 1990.-301с.

    2. Психология:Учебник/ Под. Ред. А.А. Крылова. – М.: Проект, 1999.-584 с.

    3. Андрияхина Н.В. Вы это видели?! Обман зрения и оптические иллюзии. – М.: Эксмо, 2012 – 200 с.

    4. Атжанов Р. Нас не увидят // В мире науки – 2012 - № 4 – с. 76-81

    5. Блум Ф., Лейзерон А., Хофстедтер Л. Мозг, разум и поведение. – М.: Мир, 1988 – 248 с.

    6. Рок И. Введение в зрительное восприятие. – М.: Педагогика, 1980. – 280с.

    7. Линдсей П., Норман Д. Переработка информации у человека. Теория распознавания образов. –М., 2004. – 552 с.

    8. Марр Д. Зрение. Информационный подход к изучению представлений и обработки зрительных образов. – М., 2010. – 387 с.

    9. Мильруд Р.П. зависимость зрительных иллюзий от уровня познавательного развития // Вопросы психологии – 1997 - № 1 – с.114-120

    10. Смирнов С.Д. Психология образа. Проблема активности психического отражения. – М., 2012. – 228 с.

    11. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. – СПБ.: Питер, 1999. – 781с.

    12. Артамонов И.Д. Иллюзии зрения. М., 1961. – 233 с.

    13. Психология ощущений и восприятия / Под ред. Ю.Б. Гиппенрейтер и др. М.: ЧеРо, 2002. – 610 с.

    14. Толанский С. Оптические иллюзии. – М.: Мир, 1967 - 143 с.

    15. Рожков С.Н., Овсянникова Н.А. Стереоскопия в кино, фото, видеотехнике / Семичастная В.И. – М.: Парадиз, 2003. – 136 с.


    написать администратору сайта