Главная страница
Навигация по странице:

  • Каковы же характерные черты, или признаки, научного знания

  • Что же такое идеология

  • Что отличает искусство от других форм познавательной деятельности

  • практика. ПР 1. Философия наука Первые философские учения возникли более 2500 лет назад в Индии, Китае, Египте


    Скачать 28.09 Kb.
    Название Философия наука Первые философские учения возникли более 2500 лет назад в Индии, Китае, Египте
    Анкорпрактика
    Дата11.04.2023
    Размер28.09 Kb.
    Формат файлаdocx
    Имя файлаПР 1.docx
    ТипДокументы
    #1055458

    § 1. Философия - наука
    Первые философские учения возникли более 2500 лет назад в Индии, Китае, Египте,

    достигнув своей классической формы в Древней Греции.
    Философия формировалась на основе противоречия между мифологическим

    мировоззрением и зачатками научного знания, требовавшими для своего объяснения

    не очередных мифов, но обращения к природным, причинным связям. Осмысление

    принципиально новой ориентации субъектов познания вело к возникновению в

    структуре мировоззрения познавательных субъектно-объектных отношений, а рост

    естественнонаучной информации о природе приводил к вызреванию всеобщих научных

    идей о мире, постепенно вытеснявших мифологическую картину мира. Со временем

    основной вопрос мировоззрения (вопрос о мире в целом и об отношении человека к

    миру) и ответ на него, как и на множество с ним связанных вопросов, обрел

    научную форму, а новое по содержанию мировоззрение оказалось относительно

    самостоятельным, отъединенным и от мифологического, и от религиозного

    мировоззрения.
    История развития философии, если познакомиться с ней в плане отношения всеобщего

    и частнонаучного знания о природе (см. главу III), также свидетельствует о

    неразрывной связи философии и науки. История показывает, что философия, по

    крайней мере с онтологической и гносеологической своей стороны развивалась

    путем, аналогичным пути естественных наук.
    Итак, в двух моментах своего генезиса: на стадии зарождения, а затем на

    протяжении истории своего развития философское знание оказывалось содержательно

    переплетенным с естественнонаучным знанием.
    Генетический аспект научности философии дополняется структурным аспектом.

    Философия постоянно получает и обрабатывает информацию, имеющуюся в разных

    областях познания, в том числе, и в науках о природе; эта информация поступает к

    ней по многим каналам связи: концептуальной, мезотеоретической, операциональной

    и др. На этой базе формируется и изменяется, совершенствуется универсальная

    картина мира, разрабатываются философские представления о системности бытия, о

    пространстве, детерминизме, о познавательных субъектно-объектных отношениях, о

    всеобщих принципах, методах познания и т.д. В содержание философского знания

    входят отдельные фундаментальные понятия естественных наук ("атом", "вещество" и

    т.п.), некоторые наиболее общие законы и принципы естествознания (пример -

    "закон сохранения и превращения энергии"). Кстати, наличие целого слоя таких

    естественнонаучных представлений в философии нередко дает повод вообще отрицать

    ее специфику и считать, будто она есть не что иное, как совокупность наиболее

    значимых результатов естественных наук. Но так или иначе, а присутствие в ее

    составе и функционирование в ней естественнонаучных данных есть один из

    признаков ее научности.
    В структурном плане, со стороны собственно философских понятий и средств

    познания, философия тоже имеет немало моментов, говорящих о ее научности и

    вхождении, по крайней мере, в некоторых отношениях, в сферу научного знания.

    Каковы же характерные черты, или признаки, научного знания?
    Познание обычно сравнивается с практической и ценностно-оценочной деятельностью.

    Познание - это деятельность по получению, хранению, переработке и систематизации

    осознанных конкретно-чувственных и понятийных образов действительности

    (несколько иное определение: это деятельность по получению, хранению,

    переработке и систематизации информации об объектах). Знание же - это результат

    познания.
    Та или иная система знания считается научной, или относящейся к сфере науки,

    если она отвечает определенным критериям.
    Для мифологического и религиозного знания характерна вера в сверхъестественное,

    сверхприродное. Такая вера отсутствует в науке.
    § 2. Философия - идеология
    Когда мы имеем дело с обществоведческой стороной философии, то уже здесь

    неизбежно касаемся вопроса о ее вненаучном характере - ее связи с идеологией.

    Все общественные науки идеологичны, хотя и в разной степени, философия не

    исключение. И абсолютизация такого аспекта философии, попытки свести к нему

    другие стороны философии выдает желание тех, кто это делает, подменить философию

    идеологией.

    Что же такое идеология?
    Идеология определяется как отражение общественного бытия сквозь призму

    социально-групповых или классовых интересов. Назначение идеологии, как

    отмечается в литературе - в выработке систем ценностей, в обосновании того, что

    должно быть и чего не должно быть в социальном мире. Иногда расширяют

    определение, включая в объект идеологии не только социальную реальность, но и

    природу. В таком случае идеология понимается как отражение бытия, преломленное

    через социально-групповые интересы. "Преломление" же, и в этом специфика

    идеологии, не столько отражает, сколько искажает ("вроде бы отражает, на самом

    же деле искажает"). Идеология всегда выражает интересы части общества, ее

    главный принцип - не принцип объективности, как в естественных науках, а принцип

    партийности. В содержание идеологии входит система политических идей и программа

    практических действий.
    Только что приведенное, первое определение понятия "идеология" требует своего

    дополнения вторым, что, разумеется, не приуменьшает значимости первого как

    базисного. Представление о мире в целом служит эффективным средством соединения

    парциальных политических интересов с "всеобщими", "родовыми" интересами

    человечества. Заинтересованность одной социальной группы в общей картине мира

    перекрещивается в ряде моментов с подобной же заинтересованностью других слоев

    общества. Этого совпадения оказывается достаточно, чтобы часть выдать за целое,

    иллюзию - за реальность. Материальные и информационные условия жизни людей, в

    особенности идеологическая пропаганда делают весьма вероятным усвоение

    индивидами взгляда на мир и социальную реальность, свойственного той или иной

    идеологии. Как отмечают исследователи идеологии, сама идеология есть тип

    познания, характеризующийся разрушением "всеобщего" в ситуациях, когда оно не

    является таковым, а именно, в обществе, расколотом на противоположные классы и

    социальные группы.
    Идеология, в отличие от науки, "заземлена" не столько на объекте познания,

    сколько на интересах "субъекта", взятого на социально-групповом его уровне. Если

    ценность научного знания тем больше, чем полнее и глубже субъект познает

    объективные предметы, то ценность идеологии тем выше, чем полнее и глубже

    выражает она интересы отдельных социальных групп.
    Партийность, о чем только что говорилось, - это определенность социальной

    позиции субъекта. Из этого следует, между прочим, что партийность отнюдь не есть

    формальное членство в той или иной партии.
    Понятие "партийность" в одном отношении уже понятия "идеология", в другом -

    шире. Оно шире, поскольку касается любого индивида, даже не разделяющего

    идеологию той или иной социальной группы. Возможна "партийность", сливающаяся с

    объективностью, с интересами субъекта познания и в этом отношении совпадающая с

    интересами "родового" субъекта.
    Философия как обществоведческое знание и как система идей о мире (в целом)

    вовлечена в классовом обществе в идеологический диалог и в политические

    столкновения.
    § 3. Философия - гуманитарное знание
    В содержании философского знания можно вычленить также части, или стороны,

    относящиеся к гуманитарным наукам. Если обратиться к конкретным философским

    системам, то в числе наиболее ярких в этом отношении будут, вероятно, концепции

    Б.Паскаля, С. Кьеркегора, Л. И. Шестова.
    Объектом гуманитарных наук является индивид, точнее, его духовный, внутренний

    мир, и связанные с ним мир человеческих взаимоотношений и мир духовной культуры

    общества. К гуманитарным наукам относятся психология (психология личности,

    психология эмоций, социальная психология), гражданская история (здесь

    гуманитарное знание сочетается с обществоведческим), литературоведение,

    лингвистика и др. Они изучают духовный мир человека через текст. М. М. Бахтин

    писал: "Гуманитарные науки - науки о человеке в его специфике, а не о безгласной

    вещи и естественном явлении. Человек в его человеческой специфике всегда

    выражает себя (говорит), то есть создает текст (хотя бы и потенциальный). Там,

    где человек изучается вне текста и независимо от него, это уже не гуманитарные

    науки (анатомия и физиология человека и др.) ("Проблема текста в лингвистике,

    филологии и других гуманитарных науках. Опыт философского анализа* //

    "Литературно-критические статьи". М., 1986. С. 478). Дух (и свой, и чужой) не

    может быть дан как вещь, а только в знаковом выражении, реализации в текстах и

    для себя самого и для другого. Потенциальным текстом является и человеческий

    поступок.
    В гуманитарном познании ученый сталкивается с живым человеческим духом. Жизнь

    человека наполнена мыслями и переживаниями, ее определяют проекты, планы,

    ожидания, и надежды, успехи и неудачи в их осуществлении. Жизнь личности,

    отмечает В. В. Мантатов, совершается как бы в точке несовпадения человека с

    самим собой, на грани, которая отделяет то, что он есть, от того, чем он хочет

    быть, и которая постоянно преодолевается личностью. Человеческое бытие (как

    объект гуманитарного познания) никогда не совпадает с самим собой, оно

    одновременно существует "в категориях еще-небытия, в категориях цели и смысла".

    Специфическим для гуманитарных наук способом исследования человека, позволяющим

    проникнуть в его внутренний духовный мир, является понимание. Понимание связано

    с погружением в "мир смыслов" другого индивида, с постижением и истолкованием

    его мыслей и переживаний. На этот процесс неминуемо влияют ценностно-

    мировоззренческие установки исследователя. Иначе говоря, в понимании

    познавательное отношение неотделимо от ценностного. Текст и его понимание -

    специфическая особенность гуманитарного знания" (см.: "Гуманитарное познание" //

    "Диалектика познания". Л., 1988. С. 203 - 204). Гуманитарное знание неотрывно от

    герменевтики как искусства истолкования текстов, как искусства постижения чужой

    индивидуальности. С этим связана диалогичность гуманитарного познания.
    § 4. Философия - искусство
    Философии как виду знания присущи также черты, характерные еще для одного вида

    познавательной деятельности - для художественного освоения действительности,

    т.е. для искусства.

    Что отличает искусство от других форм познавательной деятельности?
    Прежде всего, личностный характер познания, настолько глубокий, что личностно-

    эмоциональный компонент входит составным элементом в "объект отражения". Если в

    естественных науках такой компонент вообще элиминируется, а в идеологии и

    гуманитарном знании он проявляется в некоторой степени, уступая дорогу

    рационализму, то в художественном творчестве он выдвигается на первый план. Для

    художника как субъекта мыслительной деятельности (Мх) объектом (Омх) будет не

    вне его находящееся вещественно-субстратное образование или психика, движения

    души другого человека (Ов - объект, находящийся вне, или за границей Лх -

    личности художника), но и его эмоциональное отношение к этим явлениям, его

    чувства и переживания, связанные с ними (Эх - эмоции художника). Эмоции,

    конечно, в самом художнике (Лх), но они становятся объектом (как обычные

    восприятия и чувственные представления), когда на них направляется активность

    мышления этого художника. Именно такой объект (Ов +* Эх) осваивается мышлением

    (Мх), затем художник посредством творческой деятельности формирует

    художественный образ и транслирует его реципиенту с целью определенного

    воздействия на психику последнего. Схематично такой процесс можно представить

    следующим образом:
    Если в таком объекте абсолютизировать Ов и недооценить Эх, то получится

    фактографизм ("реализм"), лишенный эстетическо-эмоци-онального начала; если же,

    наоборот, свести на-нет роль Ов (даже в форме пускового фактора) и

    абсолютизировать значение эмоций, переживаний художника, то можно придти к

    сугубо индивидуалистическому абстракционизму.
    Природа искусства отражательно-выражательная.
    Имеются и другие особенности искусства, если сравнивать его, допустим, с наукой.

    Искусство - образное освоение действительности, здесь превалирует

    индивидуальное, единичное; естествознание - понятийная форма отражения, в нем

    преобладают обобщения разных уровней генерализации знания, в том числе в виде

    законов. Искусство тоже отражает общее, но это общее (типичное) представляется в

    конкретных, живых образах.
    Искусство направлено на постижение эстетического в самой действительности.
    В искусстве велико значение синтетического начала. Если в естественных науках до

    сих пор преобладал элементаристский подход и лишь в последние десятилетия

    системный подход стал играть все большую роль, не претендуя, однако, на полное

    вытеснение первого, то в искусстве целостность постижения объектов -

    сознательная, неизменная установка художников. В силу особенностей восприятия

    мира художников, у которых преобладает синтетическое начало, оно от природы

    оказывается целостным; результатом их творчества оказываются синтетичные,

    целостные и, в идеале, гармоничные, эстетически ценные произведения.
    § 5. Философия - трансцендирующее постижение объекта
    Еще одна сторона, или ипостась, философского познания - его трансцендирующий

    характер.
    "Трансцендентный" (от латинского transcendere - переступать) - понимается как

    выходящий за границы возможного (не только индивидуально и в настоящее время)

    опыта, лежащий за пределами этого опыта, выходящий за пределы человеческого

    сознания. Этому понятию противоположно "имманентное". В "Философском

    энциклопедическом словаре" данное слово поясняется так: "Трансцендентный -

    термин, возникший в схоластической философии и характеризующий все то, что

    выходит за пределы чувственного опыта, эмпирического познания мира; предмет

    религиозного и метафизического познания. Схоластика различала имманентные и

    трансцендентные причины и действия; первые имеют место в самих объектах, вторые

    - находятся за пределами их наличного бытия... Кант пытался закрепить различие

    между понятиями трансцендентальный и трансцендентный, понимая под последним

    также и то, что недоступно познанию, но является предметом веры (Бог, душа,

    бессмертие)" (М., 1989. С. 665). Как видно из этого объяснения трансцендентного,

    оно входит в религиозное познание и в философию ("метафизика" ** "философия").

    Здесь признается то обстоятельство, что философия есть род трансцендируюшего

    познания.
    Для лучшего уяснения того, что такое "трансцендентное", обратимся к его

    трактовке русским философом С. Л. Франком. Он выделяет в трансцендировании два

    момента: трансцендирование "во-вне" и транс-цендирование "во-внутрь", которые

    оказываются взаимодополняемыми. Пример тому - любовь в человеческой жизни.

    Любовь, отмечает он, есть осознание подлинной реальности чужой души, ее

    бесконечной, неисчерпаемой бытийственной глубины. В ней любящий, отдаваясь

    самозабвенно и самоотверженно любимому, переносит - не переставая быть самим

    собой - средоточие своего бытия в любимого, пребывает в любимом, как и любимый -

    в любящем; я теряю себя в ты и именно тем обретаю себя, обогащенный

    привступившим ко мне дарованным мне ты. Дающий и расточающий именно в силу этого

    становится обретающим. В каждом подлинном отношении любви любимое "ты"

    представляется нам бесконечно ценным. Мое замкнутое самобытие исчезает из моего

    взора и заменяется моим бытием для другого и в другом. Но бытие в другом, в "ты"

    все же остается вместе с тем бытием в форме "я есмь", бытием "я" и даже

    представляется мне каким-то впервые обретенным истинным бытием "я" - именно

    бытием, обогащенным через обладание "ты". Я "обогащаюсь", "углубляюсь", впервые

    начинаю вообще подлинно "быть" в смысле опытно осознанного внутреннего бытия. В

    этом и заключается чудо ли таинство любви, которое, при всей его непостижимости

    для "разума" (т.е. трансрациональности), все же самоочевидно непосредственному

    живому опыту. При разрыве отношений с любимым или смерти близкого человека, мы

    сознаем радикальное изменение нашего собственного внутреннего бытия

    ("Непостижимое" // Франк С. Л. "Сочинения". М., 1990).
    § 6. Философия - любовь к мудрости
    Философия внутренне связана с неспециализированным, обыденным знанием.

    Проявляется эта связь, прежде всего, в языке философии. Он богат словами,

    фиксирующими жизненный опыт индивидов; их назначение - обеспечивать повседневную

    практику людей, непосредственные контакты с окружающей действительностью, в том

    числе с социумом. Анализ языка философии в его сопоставлении с обыденным языком

    показывает, что "язык философии в целом ближе к живому естественному языку, чем

    язык специальных наук... Философские категории формируются в развитии культуры и

    воплощаются в структурах обыденного языка. Философия эксплицирует,

    систематизирует, углубляет смысл своих понятий, но не устраняет их и общий,

    обыденный смысл" (Пукшанский Б. Я. "Обыденное знание. Опыт философского

    осмысления". Л., 1987. С. 78).
    Содержание философского знания включает в себя установку здравого смысла с его

    ориентацией на познание ближайших причин явлений, их познание и использование в

    повседневной практике.
    Именно в обыденном знании, в его глубинах происходит кристаллизация того

    драгоценного феномена соборной человеческой жизни, проявляющегося не столь уж

    редко, который называется "мудросты. Специализированному знанию о природе этот

    феномен не свойственен: говоря "знающий специалист", мы никогда не скажем

    "мудрый человек". Если к тем или иным ученым все же применяют данное понятие, то

    оно касается не предмета их изучения и результатов его познания, но их общего

    отношения к жизни. В. И. Вернадский говорил: "Можно быть философом, и хорошим

    философом, без всякой ученой подготовки, надо только глубоко и самостоятельно

    размышлять обо всем окружающем, сознательно жить в своих собственных рамках. В

    истории философии мы видим постоянно людей, образно говоря, "от сохи", которые

    без всякой другой подготовки оказываются философами. В самом деле, в размышлении

    над своим Я, в углублении в себя - даже вне событий внешнего [для] личности мира

    - человек может совершать глубочайшую философскую работу, подходить к огромным

    философским достижениям" ("Размышления натуралиста. Научная мысль как планетное

    явление". Кн. 2. М, 1977. С. 73). Философские размышления, свойственные

    индивидам, не являющимся профессионалами-философами, и формируют то, что принято

    называть мудростью. С другой стороны, специалисты-философы, размышляя над

    проблемами своей области знания, способны (конечно, далеко не все философы)

    достигать такого уровня отношения к бытию, который соотносится с понятием

    "мудрость".


    написать администратору сайта