Главная страница

Историческая_поэтика_и_литературоведение_XX_в. Историческая поэтика общая характеристика глава ii


Скачать 181.5 Kb.
Название Историческая поэтика общая характеристика глава ii
Дата21.12.2022
Размер181.5 Kb.
Формат файлаdoc
Имя файлаИсторическая_поэтика_и_литературоведение_XX_в.doc
ТипЛитература
#857333
страница3 из 3
1   2   3
поэтики художественной модальности – со второй половины XVIII – начала XIX в. до сегодняшнего дня – от предыдущих этапов: открытие личности во всей ее самоценности и неповторимости. Личность в ее уникальности, «единственной единственности» (М.М.Бахтин) обусловили установку «на оригинальность художественности решения»1. Личность – это автономный самотождественный субъект.

Принцип художественной модальности, открытый в сентиментализме, можно определить через категорию «образа», который «сохраняет в себе разошедшиеся полюса автономных миров и сам оказывается полем, напряженно живущим между этими полюсами»2.

Поэтика художественной модальности – неканоническая стадия, т.к. на смену канону приходит «внутренняя мера», которая определяется «концепцией неготового мира», представлением о том, что «ничего окончательного о мире еще не сказано, мир открыт и свободен, еще все впереди и всегда будет впереди»3.

В субъектной сфере: появляется возможность создания «образа я в форме другого или другого в форме я»4.

Различаются первичный автор и субъекты авторского плана: рассказчик (лицо, которое замещает автора в качестве носителя повествования, но является и изображающим, и изображенным), образ автора (субъект речи, который наделен биографическими чертами своего создателя), повествователь (избранная первичным автором точка зрения на героя и события).

Герой предстает как «принципиально необъективируемая, внутренне бесконечная и свободная личность»5. В поэтике художественной модальности возникает проблема поиска авторской позиции, которая завершила бы героя и в то же время сохранила взгляд на него изнутри, видела его как субъекта. В романтизме это образ-личность. Романтический автор «видит героя как личность, но осознает его в категориях собственного «я», а не как другую личность»1, в результате автор «завладевает» героем. На уровне раннего реализма возникает неосинкретизм образа автора и героя, ставших его творческими ипостасями: здесь «образ автора и персонажи неслиянны, как „я“ и „другой“»2. В аналитическом реализме разрабатываются формы объективного изображения героя как полностью отделенного от автора, развивающегося по своим внутренним законам самочинного субъекта.

Достижением эпохи в области субъектной сферы – открытие М.М.Бахтиным диалогизма: из отношений субъекта и объекта отношения автора и героя переросли в отношения между субъектами. Особенности субъектной сферы приводят к возникновению «нетрадиционных, неклассических отношений между автором и героем»3. В лирике определяются представления о носителе высказывания: лирическое я, разновидность которого именуется лирическим героем. В прозе –«многосубъектный повествователь», тенденциями которого является поток сознания и преодоление представления об авторе как о самотождественном субъекте, который пребывает равным самому себе во временном потоке повествования и «задан» с самого начала как готовый.

Обращаясь к словесному образу эпохи художественной модальности, С.Н.Бройтман признает центральной идею диалогизма: наряду с риторическим, т.е. одноголосым голосом, утверждается «двуголосое слово, ориентированное на чужое (другое) слово»4. Слово двуголосно и стилистические трехмерно, т.е. включает предмет; его отражение; отражение этого отражения, или образ образа. Итак, поэтическая модальность понимается как «специфически художественное отношение слова к действительности, при котором слово не может быть сведено ни к эмпирически-бытовому, ни к условно-поэтическому, ни к субстанциально-мифологическому смыслам, а выступает как их принципиально вероятностная, но эстетически реализованная мера»1.

В поэтике художественной модальности происходит дальнейшее развитие сюжета становления и связанное с этим «возрождение и переосмысление архаических событийных структур, создавшее возможность взаимоосвещения разных исторических «языков» сюжета»2.

На место модели «потеря – поиск – обретение» приходит другая: «ситуация – становление – открытый финал». Так, ситуация шире и многовариантнее архаической «потери», индивидуальная, конкретно-исторична. художественная модель ситуации вбирает жизненные события в себя и по-своему его разыгрывает. Становлению присуща внешняя и внутренняя процессуальность: «в него входит «конкретная» конструктивность вместе с историческим временем, благодаря чему и персонаж, и событие стали переменными величинами, а герой е его изменения приобрели сюжетное значение»3. Открытый финал по своей природе вероятностно множествен и в качестве своих исторических предшественников имеет принцип сюжетной неопределенности и символический сюжет.

Поэтика художественной модальности характеризуется преобразованием жанровой системы и самой сущности жанра, происходит деканонизация жанров. Это связано с новым пониманием жанров: жанр уступает место ведущей категории поэтики – автору. В основе жанра лежит теперь «лично-родовой принцип»:

  1. автор пишет именно произведение, а мы читаем автора. Жанровое самоопределение художественного сознания для автора становится итогом творчества;

  2. произведение становится целым, а жанр – его вариацией.

Неканонический жанр обретает новый облик, его чертами становятся: 1. жанровая модальность; 2. стилистическая трехмерность; 3. внутренняя мера вместо жанрового канона.

Ведущим и первым жанром рассматриваемой поэтики оказывается роман. Принципы неканонических жанров реализуются в балладе и поэме, последняя имеет несколько разновидностей: лироэпическая поэму, лирическая поэму и лирический эпос. В каждой из них варьируются меры эпического и лирического начал, они отходят от родовой чистоты и неосинкретической тенденции
Заключение

Историческая поэтика, основы которой были заложены А.Н.Веселовским, получили продолжение в трудах В.М.Жирмунского, О.М.Фрейденберг, Д.С.Лихачева и С.Н.Бройтмана. Рассмотрев основные идеи исследователей, мы выявили сущность исторической поэтики, ее специфические черты, категории. Можно заключить, что принцип историзма, зародившись в рамках сравнительно-исторического литературоведения, стал ведущим в отечественном литературоведении XX в.

Список литературы

  1. Бахтин М.М.Эстетика словесного творчества. М., 1979.

  2. Бойко Н.В. Описание как проблема исторической поэтики //Вестник Харьковского университета. 1986. № 284. С. 77 – 82.

  3. Веселовский А.Н. Историческая поэтика. М, 1989.

  4. Гей Н.К. Историческая поэтика и история литературы //Историческая поэтика: итоги и перспективы изучения /Под ред. Храпченко М.Б. и др. М., 1986. С. 117 – 127.

  5. Горский И.К. Историческая поэтика в ее соотношении с другими литературоведческими дисциплинами //Историческая поэтика: итоги и перспективы изучения /Под ред. Храпченко М.Б. и др. М., 1986. С. 128 – 152.

  6. Гринцер П.А. Сравнительное литературоведение и историческая поэтика //Известия АН СССР. Серия литературы и языка. Т.49. № 2. 1990. С. 99 – 107.

  7. Жирмунский В.М. Теория литературы. Поэтика. Стилистика. Л., 1977.

  8. Жирмунский В.М. Введение в литературоведение. СПб., 1996.

  9. Захаров В.Н. Историческая поэтика и ее категории //Проблемы исторической поэтики. Выпуск 2. Художественные и научные категории: Сборник научных трудов. Петрозаводск, 1992. С. 3 – 9.

  10. Иванюк Б.П. Историческая поэтика и целостность литерного процесса //Творчество писателя и литерный процесс. Слово в художественной литературе, стиль, дискурс: Межвузовский сборник научных трудов. Иваново, 1999. С. 134 – 144.

  11. Лихачев Д.С. Поэтика древнерусской литературы. М., 1979.

  12. Михайлов А.В. Обратный перевод. М., 2000.

  13. Подгаецкая И.Ю. Перевод в системе исторической поэтики // Контекст -1987. Литературно-теоретические исследования. М., 1988. С. 207 – 239

  14. Соколянский М. Судьбы эпоса и романа //Вопросы литературы. 1987. № 10. С. 252 – 259.

  15. Теория литературы: Учебное пособие для студентов филологического факультета высших учебных заведений: В 2 т. /Под ред. Н.Д.Тамарченко. Т.2. Бройтман С.Н. Историческая поэтика. М., 2004.

  16. Фрейденберг О.М. Поэтика сюжета и жанра. М., 1997.

  17. Хализев В.Е. Историческая поэтика: теоретико-методологический аспект //Вестник Московского университета. Серия 9. Филология. 1990. № 3. С. 10 – 18.

  18. Храпченко М.Б. Историческая поэтика: основные направления исследования //Историческая поэтика: итоги и перспективы изучения /Под ред. Храпченко М.Б. и др. М., 1986. С. 10 – 24.

  19. Чернец Л.В. О поэтике исторической и теоретической (А.Н.Веселовский и А.А.Потебня) //Диалог. Карнавал. Хронотоп. Витебск – Москва, 1998. № 4. С. 45 – 52.

  20. Шульц С.А. Историческая поэтика и герменевтика (Из истории русской науки о литературе) //Диалог. Карнавал. Хронотоп. М., 2000. № 3 – 4. Тематический выпуск. М.М.Бахтин в контексте русской культуры XX в. С. 59 – 70.



1 Бахтин М.М. Ответ на вопрос редакции «Нового мира» //Бахтин М.М. Эстетика словесного творчества. М., 1979. С.331.

2 Щульц С.А. Историческая поэтика и герменевтика //Диалог. Карнавал. Хронотоп. Тематический выпуск. М.М.Бахтин в контексте русской культуры XX в. М. 2000. № 3– 4. С. 59.

3 Хализев В.Е. Историческая поэтика: теоретико-методологические аспекты //Вестник Московского университета. Серия 9. Филология. 1990. № 3. С. 11.

1 Храпченко М.Б. Историческая поэтика: основные направления исследований //Историческая поэтика: итоги и перспективы изучения /Ред.-кол. Храпченко М.Б. и др. М., 1986. С. 10.

2 Там же.

3 Там же. С. 13.

1 Храпченко М.Б. Указ. соч. С. 13.

2 Там же. С. 15.

3 Гей Н.К. Историческая поэтика и история литературы //Историческая поэтика: Итоги и перспективы изучения. С. 118.

4 Там же. С. 121

5 Там же.

1 Гей Н.К. Указ. соч. С. 123.

2 Там же. С. 124.

3 Бойко Н.В. . Описание как проблема исторической поэтики //Вестник Харьковского университета. 1986. № 284. С. 78.

4 Там же.

5 Бойко Н.В. Указ. соч. С. 79.

1 Хализев В.Е. Указ. соч. С. 11.

2 Там же. С. 14.

3 Захаров В.Н. Историческая поэтика и ее категории //Проблемы исторической поэтики. Выпуск 2. Художественные и научные категории: Сборник научных трудов. Петрозаводск, 1992. С. 3.

4 Там же.

5 Гей Н.К. Историческая поэтика и история литературы //Историческая поэтика: итоги и перспективы изучения /Под ред. Храпченко М.Б. и др. М., 1986. С. 119.

1 Шульц С.А. Указ. соч. С. 60.

2 Веселовский А.Н. Историческая поэтика. М., 1989. С. 300.

3 Горский И.К. Историческая поэтика в ее соотношении с другими литературоведческими дисциплинами //Историческая поэтика: итоги и перспективы изучения /Ред.-кол. Храпченко М.Б. и др. М., 1986. С. 133.

4 Жирмунский В.М. Введение в литературоведение. СПб., 1996. С. 239.

5 Там же.

1 Жирмунский В.М. Указ. соч. С. 238.

2 Там же. С. 240.

1 Фрейденберг О.М. Поэтика сюжета и жанра. М., 1997. С. 8.

2 Там же. С. 11.

3 Там же.

4 Фрейденберг О.М. Указ. соч. С. 14.

1 Там же. С. 48.

2 Там же. С. 50.

1 Фрейденберг О.М. Указ. соч. С. 109.

2 Лихачев Д.С. Поэтика древнерусской литературы. М., 1979. С. 356.

1 Там же. С. 5.

2 Там же. С. 352.

3 Там же. С. 357.

4 Бахтин М.М. Указ. соч. С. 330.

1 Лихачев Д.С. Указ. соч. С. 16.

2 Там же. С. 55.

3 Там же. С. 81.

4 Лихачев Д.С. Указ. соч. С. 86.

1 Там же. С. 89.

2 Там же.

3 Там же. С. 248.

1 Бройтман С.Н. Теория литературы: В 2 т. /Под ред. Н.Д.Тамарченко. – Т. 2: Бройтман С.Н. Историческая поэтика. М., 2004. С. 5.

1 Там же. С. 6.

2 Там же. С. 7.

3 Бройтман С.Н. Указ. соч. С. 14.

4 Там же. С. 15.

1 Там же. С. 27.

1 Бройтман С.Н.Указ. соч. С. 51.

2 Там же. С. 53.

3 Там же. С. 60 – 62.

4 Бройтман С.Н. Указ. соч. С. 71.

1 Бройтман С.Н. Указ. соч. С. 100.

2 Бройтман С.Н. Указ. соч. С. 102.

1 Там же. С. 127.

2 Бройтман С.Н. Указ. соч. С. 131.

1 Там же. С. 142.

1 Бройтман С.Н. Указ. соч. С. 186.

2 Там же. С. 190.

1 Бройтман С.Н. Указ. соч. С. 222.

2 Там же. С. 226.

3 Бройтман С.Н. Указ. соч. С. 230.

4 Там же. С. 235.

5 Там же. С. 237.

1 Там же. С. 238.

2 Там же. С. 243.

3 Бройтман С.Н. Указ. соч. С. 255.

4 Там же. С. 267.

1 Там же. С. 274.

2 Там же. С. 287.

3 Бройтман С.Н. Указ. соч. С. 292.



1   2   3


написать администратору сайта