Тренажерный зал. мспз 01.10. . Ж. Дукеев атындаы алматы энергетика жне байланыс университеті
Скачать 17.46 Kb.
|
«Ғ. Ж. ДӘУКЕЕВ атындағы АЛМАТЫ ЭНЕРГЕТИКА ЖӘНЕ БАЙЛАНЫС УНИВЕРСИТЕТІ» Коммерциялық емес акционерлік қоғам Автоматтандыру және басқару кафедрасы Пәні: «Модуль социально-политических знаний» Тақырыбы: Феномен религии Мамандығы: 5В070200 – «Автоматтандыру және басқару» Орындаған: Турмагамбетов Сункар Тобы: АУк-20-15 Қабылдаған: Бисенова А. ___________ ___________ «______» _______________2021ж. (бағасы) (қолы) Алматы 2021 Феноменология религии, методологический подход к изучению религии, который подчеркивает точку зрения верующего. Опираясь на философскую традицию феноменологии, особенно на примере Эдмунда Гуссерля (1859-1938), она стремится раскрыть сущность религии посредством исследований, свободных от искажающего влияния научных или традиционных ценностей и предрассудков. Методология Феноменология религии отличается от исторического, социологического, антропологического, философского и теологического подходов к изучению религии. В отличие от них, она рассматривает религию как явление, которое нельзя объяснить в терминах какого—либо конкретного аспекта человеческого общества, культуры или мышления — например, как продукт истории, как творение интеллектуальной элиты или как набор истинных утверждений о реальности или целях человеческой жизни - хотя она взаимодействует со всеми этими аспектами. С этой целью феноменология религии черпает идеи из гуссерлевского понятия эпохи, “заключения в скобки” или приостановки суждения. Как писал Герардус ван дер Леу в своем классическом тексте "Феноменология религии" (1933; Религия по сути и проявлению: Исследование в области феноменологии), феноменологи религии стремятся отказаться от своих убеждений о религиях, чтобы описать их в своих собственных терминах с точки зрения, которая “сопереживает” их соответствующим приверженцам. Феноменология религии также является сравнительной, выискивая аспекты религиозной жизни, которые, по мнению ее сторонников, являются универсальными или существенными, а не применимы только к конкретным традициям. Священное Большинство подходов с момента основания дисциплины определили сущность религии в человеческом опыте якобы универсального и трансцендентного — хотя и неопределенного — аспекта реальности. Вспоминая классификацию французского социолога Эмиля Дюркгейма религиозных явлений на “священные” и “профанные”, большинство феноменологов религии называют этот аспект священным, а те, кто этого не делает, по крайней мере, будут ссылаться на него в терминах, вызывающих ощущение встречи с возвышенным, сверхчеловеческим иным. В своей книге "Das Heilige" (1917; Идея святого) немецкий теолог Рудольф Отто писал, что все религии возникают из опыта сверхъестественного, который он охарактеризовал как mysterium tremendum et fascinans, трансцендентную тайну, которую люди находят одновременно ужасающей и неотразимой. Эта тайна, которую Отто называл скорее святой, чем священной, настолько глубока — Отто писал о “явном избытке смысла”, — что она вызывает не только уважение, но и благоговение, которое является источником религиозной мысли, поведения и культуры. И Отто, и Элиаде рассматривали священное как нечто не только экзистенциальное и эмпирическое, но также статичное и трансисторическое, не подверженное влиянию исторических изменений. Британский исследователь религии 20-го века Ниниан Смарт разработал феноменологическую модель, которая характеризовалась более динамичным видением священного, которое могло бы объяснить разнообразие религий, большую часть которого он приписывал историческим и культурным различиям. Смарт предположил, что священное проявляется в человеческой жизни в семи измерениях: (1) доктринальном или философском, (2) мифическом, (3) этическом, (4) эмпирическом, (5) ритуальном, (6) социальном и (7) материальном. Согласно концепции Смарт, каждая религиозная традиция в большей или меньшей степени имеет систему основных убеждений, повествование, которое объясняет и оправдывает их, моральный кодекс, которого она ожидает от своих последователей, эмоциональные инвестиции, которые она хочет, чтобы они сделали, набор практик, которые помогают им в этом, а также институциональную структуру и материальную культуру, которые создают арену, в которой они живут своей верой. Как бы это ни было задумано приверженцами определенной религии, священное присутствует в этих семи измерениях, опосредовано ими и выражается через них, согласно Смарту. Критика Наиболее распространенная и существенная критика феноменологии религии касается ее попытки найти и представить универсальные или существенные аспекты религиозной жизни. Критики обвиняют в том, что, следуя примеру Отто и Элиаде и утверждая священное как сущность религии, феноменологи необоснованно отдают предпочтение западной, и особенно христианской, концепции религии. Святое или священное может соответствовать определенным аспектам христианства, иудаизма или даже ислама, но может быть неподходящим для изучения некоторых форм буддизма или некоторых аспектов китайских народных религий. Измерения Smart, однако, представляют собой ответ на это возражение; они обеспечивают, казалось бы, мультикультурный и кросс-традиционный подход, который, тем не менее, рассматривает религию как имеющую различимую сущность. |