Философия СРО. “ Проблема человека в философии Абая Кунанбаева”. " Проблема человека в философии Абая Кунанбаева"
Скачать 41.75 Kb.
|
Атырауский университет нефти и газа имени С.Утебаева РЕФЕРАТ По дисциплине: Философия На тему: “ Проблема человека в философии Абая Кунанбаева” Выполнил: Ержан Азат Проверила: Марфуга Уалихановна Атырау, 2022 План Становление казахской философской мысли Проблема человека в философии Абая Кунанбаева Использованная литература Становление казахской философской мысли Философия казахского народа начинается с возникновения у древнего народа протоказахов этнических задатков. Племена в своем историческом развитии дошли до общественного распределения труда (зародилось скотоводство), следствием которого стал кочевой образ жизни, казахи стали властителями бескрайних степных просторов. Передвигаясь на лошадях и кибитках в поисках сочных пастбищ для скота, кочевники научились особой житейской мудрости, умиротворенному спокойствию (чем-то похожему на состояние транса). Постепенно они пристрастились к естественной красоте природы. Любовь к жизни, сакрализация природы, патриотизм, вера в светлое будущее, открытость, естественность, необычное мировосприятие, некая евро-азиатская мировоззренческая направленность характеризуют казахский менталитет. Эти сущностные черты мобильных племен станут основой для будущего становления казахской философии. Восточная принадлежность кочевников наложила положительный отпечаток на этническую самобытность, сделав ее культурным стержнем уважение к обычаям, морально-этическим нормам, нравственности одинаково значимыми для всех слоев общества. Восточная исламская традиция сделала особенностью казахской духовности значимость межличностных отношений. Благоговение человека перед вселенскими мифическими законами, ощущения временного пространства сформировали национальный образ. Влияние древнегреческой философии на казахскую этническую культуру способствовало развитию в ней космоцентризма. Натурфилософское отношение к природе (космосу) привело к появлению тенгризма. Тенгри выступал образным божественным олицетворением, духовной обителью, прототипом Аллаха. Он этико-мифологическим мировосприятием послужил основой для казахской самобытности. Особо почитаемым у шаманов был культ огня и солнца, которые покровительствовали кочевникам. Если сделать вывод из вышесказанного, то сочетание тенгризма с кочевничеством обусловило специфику протоказахской философии. Проблема человека в философии Абая Кунанбаева Абай Кунанбаев - выдающийся казахский просветитель и демократ, поэт и мыслитель, основоположник казахской письменной литературы. Родился в 1845 г.в Чингисских горах Семипалатинской области в богатой семье старшины рода тобыкты – Кунанбая. Акыны и сказатели воспитали в нем искрению любовь к родному народу, его истории и богатому культурному наследию, от матери он унаследовал доброе сердце , в котором с каждым днем росло возмущения против насилия и зла, чинимого баями. Абай рано начал свою творческую деятельность. По данным Ауэзова, уже в неполных 12 лет он стал сочинять стихи,рассказы и распространять их среди народа от имени своих друзей. Начиная с 1886 г., Абай стал распространять и печатать свои произведения под собственным именем. Им написано достаточное количество содержательных произведений, затрагивающих самые жгучие проблемы казахской общественной мысли. Первый сборник его стихов был опубликован лишь после его смерти в 1909 г. в Петербурге. Но вместо с тем творчество Абая остается оригинальным, самобытным, он глубоко национальный поэт и философ. Предметом его поэтических описаний и философских рассуждений была жизнь казахского народа. Мы видим в нем художника, глубоко, правдиво и ярко рисующего быт, нравы и характер казахов.Признавая объективную реальность мира, А. К. писал, что люди не выводят из себя познания, а знают о вещах, лишь увидев их глазами и познав умом. «Видя глазами, слушая ушами, держа руками, пробуя на язык, нюхая носом, человек познает мир. Эти ощущения укрепляются в сознании человека в виде положительных и отрицательных понятий». Человеческий разум А. К. считал «мерилом оценки» истины.Он утверждал, что непрерывно развивая науку, человек может стать всемогущим. Он ратовал за развитие земледелия и ремесленного производства.Приветствуя новшества в быту, А. К. показал реакционность патриархально-феодальных этических норм. «Сплетню, обман, коварство, леность, расточительство» он считал пятью врагами человечества и возвеличивал такие качества людей, как «упорство, труд, глубокое размышление, умеренность, доброту» .По его мнению, человеческое счастье — «это лишь неразлучные разум и труд». Указывая на различия в положении бедных и богатых, А. К. утверждал, что каждый человек должен иметь свое призвание, должен приносить пользу народу. От поэзии он требовал правдивого изображени жизни.Рассматривая литературу как важнейшее средство просвещения и воспитания народа, он призывал поэтов писать стихи, в которых сочетаются «мастерство и правда». Проблема истины является стержневой и для всего творчества П.А. Флоренского, религиозного философа Всеединства. Поиск Истины был началом и конечной целью его интеллектуальных и духовных устремлений «Без истины жить нельзя… Я задыхаюсь за неимением Истины». Его мысль созвучна Абаю в том, что науке недоступна цельность мироздания, через нее не постигается абсолютная истина, она лишь дает относительные знания.Для Н. Бердяева, также как и для Абая, внутреннее есть основа человека, и именно оно должно определить поведение «внешнего человека». Н. Бердяев ставит человека не только выше любой вещи в мире, но и выше самого мира. Человек для него не как индивид, а как личность. «Весь мир ничто по сравнению с человеческой личностью». Абай, как и Н. Бердяев наряду с человеком выделяет Аллаха (Бога), который есть «альфа и омега» этого мира, есть Истина. Он пишет: «Правда именуется еще истиной, а истина – это Аллах». Для Н. Бердяева – истина и конечное назначение человека – это его возвращение к Богу (Аллаху).Таким образом, у обоих философов конечное назначение человека и смысл жизни – Аллах (Бог). Можно констатировать: великие смотрят на суть духовности, а не на догмы определенной религии. А духовность – одно целое, неделимое свойство выражающее суть человека независимо от нации и религии. Поэтому по своей духовной наполненности Абай не может принадлежать к какой-то определенной религии. Его духовность- это выражение Вселенского мироздания Души.И чтобы постигнуть ее, нам еще очень много надо работать над собой. Возможно множество параллелей между казахской и русской философией. И это понятно, так как и Россия и Казахстан являются представителями евразийской мысли. Здесь стираются границы Востока и Запада, рождая своеобразную культуру и философскую мысль.И мы можем сказать – великие – созвучны, они духовные братья. Они часто говорят об общем, всечеловеческом, перекликаясь через века и расстояния. Абай считал, что первое достоинство философа – мудрость, которая и завтра будет озарять, греть своими лучами людей.Центральным вопросом в философии Абая были нравственно – этические проблемы. Основное свое философское произведение «Книга слов» он написал в форме афоризмов . Также великое произведение-«Основные положения философии будущего». Как сын своего народа, Абай взял лучшее от многовековой культуры казахского народа и обогатил эти сокровища благотворным влиянием русской культуры. Философская направленность поэта, прежде всего, проявляется в его поэтическом творчестве. Он поэт-сатирик, обличитель. Его стихи носят просветительский характер: есть стихи-притчи, стихи-назидания . Но во всех произведениях звучит основная мысль: любовь к человеку и природе – это ключ к философии Абая. Исходя из своего философского мироощущения, ему близки такие русские поэты и писатели, как А.С. Пушкин, М.Ю. Лермонтов, И.А. Крылов, И. Бунин, Л. Толстой, Салтыков-Щедрин. Именно поэтому он переводит их произведения на казахский язык. Особенно с огромной любовью Абай переводил стихи М. Лермонтова. Об этом можно судить по количеству переведенных стихов, их 29. Можно сказать, что с Лермонтовым его роднит гражданская позиция по отношению к своему народу. Не менее оригинальны и его переводы басен Крылова. В своих переводах он использует популярные казахские пословицы. С творчеством Салтыкова-Щедрина его объединяет сатирическая меткость осмеивающая баев, управителей, чиновников. Если все это сформулировать краткой мыслью, то можно сказать, что всех их объединяет философские искания смысла «народ-поэт».С философией Льва Толстого его роднит направленность их педагогических воззрений – мысли о народе, идея его просвещения и воспитания. И Абай и Толстой свои этические мысли обрамляют в художественные формы: будь то поэзия или проза. Основная философская мысль обоих гениев в том, что человек не от природы нравственен или безнравственен, он становится тем или другим в процессе воспитания. Абай говорил: «Если бы в моих руках была бы власть, я отрезал бы язык всякому, кто говорит, что человек неисправим.» Но человек, может исправиться только через знание, а «целью познания является достижение истины». Цель знания по Абаю – очеловечивание человека. «Не раскрыв для себя видимых и невидимых тайн вселенной, не объяснив всего себе, человеку не стать человеком».Он призывает людей не расстрачивать себя попусту,заниматься делом,овладевать нужными профессиями. Список литературы 1. Сегизбаев О.А. История казахской философии. Алматы: «Еылым», 2001г., 408 стр. Сегизбаев О.А. История казахской философии. Almaty: «Fylym», 200lg., 408 p. 2. Касабек А.К. Личностное познание, Талдыкорган: «Офсет», 2010 г, 288 стр. Kasabek A.K. Lichnostnoe poznanie, Taldykorgan: «Ofset», 2010 g, 288 p. 3. Аликенова К.Н. Вестернизация и феномен казахской культуры . Талдыкорган: ЖК «Дизайн-От», 2014 г, 172 стр |