Главная страница
Навигация по странице:

  • Возникновение и Развитие философии в Др. Китае

  • Миле́тская школа

  • Сократ - 469-399 гг.

  • Как человеку дать знания

  • ответы на билеты по философии. Вопросы, касающиеся понятия бытия


    Скачать 0.59 Mb.
    Название Вопросы, касающиеся понятия бытия
    Анкорответы на билеты по философии.doc
    Дата06.05.2017
    Размер0.59 Mb.
    Формат файлаdoc
    Имя файлаответы на билеты по философии.doc
    ТипДокументы
    #7171
    КатегорияФилософия. Логика. Этика. Религия
    страница2 из 10
    1   2   3   4   5   6   7   8   9   10

    Буддизм


    Первая сотереологическая религия, т.е. она имеет идею о спасении.

    В тоже время возникла еще одна сотереологическая религия.

    Зороастризм

    По имени Заратусты, но она не получила распространения.

    Буддизм получил широкое распространение, потому что ничего не обязывал делать и не пресекал других религий.

    Хинаяна - узкая колесница спасения - спасутся отшельники но если все станут отшельниками то все сдохнут с голоду.

    Трансформация Буддизма:

    Махаяна - широкая колесница - спасутся все а не только отшельники - там есть Бодхисатвы (люди которые святые, но в нирвану не уходят, у них появляется избыток спасения и они делятся своим спасением с другими - обряды, жречество и т.д.

    Тантризм - следующая ступень развития буддизма.

    Сутры - книги - учения - к ним дописывали комментарии.

    Чарвака


    Текстов до нас не дошло, только тексты их противников.

    Положения:

    1. Единственный источник знания - восприятие.

    2. Нет ни богов ни ада ни рая ничего подобного, есть материя и мы ее познаем.

    3. Следствие, нужно жить этим миром, первая и последняя жизнь

    Следствие, нужно получить как можно больше наслаждений и стараться получить меньше страданий.

    Индия 23вв-16вв до н.э. классовое общество, далее до 9 в до н.э. первобытное общество (произошла деградация), потом мы уже рассмотрели.

    Возникновение и Развитие философии в Др. Китае

    Китай в 15 в до н.э.

    Классовое общество возникло.

    Цивилизация называлась Инь (Шан)

    Но в легендах есть более ранняя цивилизация Ся (22-16вв до н.э.)

    Инь(Шан) до 11в до н.э. потом пала подд ударами варваров.

    И возникла новая цивилизация Чжоу

    Сначала Западное Чжоу

    С 8вв стало Восточное Чжоу.

    8-6вв Чюньую

    6-3вв Чжаьго- время борющихся царств (вся философия в основном в это время).

    221 г Объединенное государство Цинь.

    Потом империя Хань

    В Чжаьго возникает монета

    Борьба в обществе = нужна идеология и т.д. = возникновение философии школ

    Философия возникла как религиозная как толкование религиозных книг и т.д.

    Что было источником: Ицзин - Книга перемен

    К тому времени она кроме самой себя содержала 10 комментариев.

    Гадательная практика, руководство для гадания.

    Инь и Ян (северный и южный склоны горы, изначально)

    Потом свет и тьма

    Холодное и теплое

    Мужское и женское

    Еще одна книга Шуцзин (книга преданий)

    И еще одна Шицзин (книга песен, фольклер)

    Первый Китайский философ:

    Кун Фуцзы=Конфуцый (551-479гг)

    Ему припысывают 10 косентариев к Ицзин

    Единственная достоверная книга Конфуция - Линьюй (точнее эта книга написана учениками) дословно означает Изречения.

    Эта книга бессистемна.

    Создано Религиозное учение

    Оно учило как действовать.

    Представление о небе (Тян)

    Небо=владыка=всемогущий бог.

    Так же культ предков, а также вера во множество духов и демонов. Обряды.

    Конфуций возрождал религию и понимал, сто ее нужно как-нибудь усовершенствовать.

    В его философии тоже есть небо но оно уже менее проанализировано.

    Обряды оставил но кроме жертвоприношений, нужно вести праведный образ жизни.

    Понятие Жэнь образ жизни. Но это доступно только благородным.

    Это что-то типа нирваны (не муз. группа).

    Почтение к старшим и предкам.

    Император и почтение к нему.

    Учение Конфуция не философское учение, скорее это религиозно - это честное учение.

    Было время когда Конфуцианство преследовалось Легистами (законниками) Фацзя

    Потом Конфуцианство стало государственной религией.

    В Китае можно стать чиновником сдав любой простолюдин (формально)

    Даосизм- Другое учение (6-2)вв возникновение

    Даоцзэцзин -книга основы Даосизма в этой буке

    Лао Цзы - мыслитель(6в-начало -5в) (2ой великий Китайский мыслитель)

    Ему приписывают авторство Дзаоцзэцзин

    Но скорее всего он ни какого отношения к этой книге не имел.

    Основано понятие Дао.

    Но уже другой смысл в этом учении

    Это общее присущее всем вещам. Все Вещи из Дао и потом превращаются в Дао.

    Дао неподвижно и вечно.

    Но Дао в отличии от Бытия (Милетцы) может что-то творит.

    Дао доступно только уму.

    Моизм - третье течение в Китае (Основатель Мо Цзи (Мо ди) (479-381))

    Трактат «Люцзин»

    Суть: темная связь с религией

    Учение о небе - руководящая сила.

    Критика существующих порядков, Войны не допустимы

    Нужно любить ближнего=>люди равны => их ценить по личным заслугам.

    Все должны физически трудится. Принцип равенства. Роскошь не допустима.

    Истина - это то, что полезно.

    Есть чуть-чуть логики но не формализованной, философии - мало. Больше этики. Нет проблемы познания.

    Ян Чжун (395-335гг) в царстве Вей жил.

    Материалист, его произведения не дошли до нас.

    В центре внимания проблема человека. Нет ни бога ни духов. Есть только человек => обряды бесполезны. Существует естественная необходимость.

    Идеи Детерминизма. Понятие Судьбы, но Судьба это только совокупность необходимость.

    Отдает все это фатализмом перед смертью все равны смерть неизбежна=> надо наслаждаться жизнью, а обряды не нужны, но наслаждениям нужно знать меру.


    1. Милетская школа. Гераклит.

    Миле́тская школа (ионийская школа натурфилософии) — философская школа, основанная Фалесом в Милете, греческой колонии в Малой Азии (1-я пол. VI в. до н. э.). Философы Милетской школы стояли у истоков греческой науки: астрономии, географии, математики, метеорологии, физики. Представления о космогонии, космологии, теологии и физике, прежде в абстрактно-символическом виде распространённые по мифологии и традиции, милетцы перевели в плоскость научного интереса, сформировав группу неотвлечённых образов. Ввели первую научную терминологию, впервые стали писать свои сочинения прозой. Исходя из принципа сохранения «ничто не возникает из ничего», милетцы полагали Единое — вечное, бесконечное, «божественное», материальное первоначало видимого многообразия вещей, источник жизни и существования космоса. Т.о. за многообразием явлений они усмотрели некую отличную от этих явлений их сущность («первоначало»); для Фалеса это — вода, для Анаксимандра — апейрон (неопределенное и беспредельное первовещество), для Анаксимена — воздух. («Воду» Фалеса и «воздух» Анаксимена следует, конечно, понимать условно-аллегорически, как символ комплекса абстрактных свойств такого первовещества.) Милетская школа рассматривала мир как живое целое; не делала принципиального различия между живым и мёртвым, психическим и физическим; признавала за неодушевлёнными предметами только меньшую степень одушевлённости (жизни). Сама одушевлённость («душа») рассматривалась как «тонкий» и подвижный вид первовещества. С утратой Милетом (нач. V в. до н. э.) политической самостоятельности, отнятой персами, прекращается цветущий период жизни Милета и замирает развитие здесь философии. Однако в других городах Греции учения милетцев не только продолжали оказывать действие, но нашли продолжателей. Таковы были Гиппон из Самоса, примыкавший к учению Фалеса, а также прославившийся Диоген из Аполлонии, выводивший вслед за Анаксименом всё из воздуха и развивший идею множественности самих изменений. Милетская школа оказала большое влияние на дальнейшее развитие материалистической мысли Древней Греции.Достоверных сведений о жизни Гераклита сохранилось немного. Биографы подчёркивают, что Гераклит не был ничьим слушателем. Непосредственных учеников у него также, скорее всего, не было, однако его интеллектуальное влияние на последующие поколения античных мыслителей значительно. С сочинением Гераклита были знакомы Сократ, Платон и Аристотель, его последователь Кратил становится героем платоновского диалога. Мрачные и противоречивые легенды об обстоятельствах смерти Гераклита (велел обмазать себя навозом и, лёжа так, умер…, сделался добычей собак…) некоторые исследователи интерпретируют как свидетельства о том, что философ был погребён по зороастрийским обычаям. Следы зороастрийского влияния обнаруживаются и в некоторых фрагментах Гераклита. Согласно его учению, все произошло из огня и пребывает в состоянии постоянного изменения. Огонь — наиболее динамичная, изменчивая из всех стихий. Поэтому для Гераклита огонь стал первоначалом мира, в то время как вода — лишь одно из его состояний. Огонь сгущается в воздух, воздух превращается в воду, вода — в землю («путь вниз», который сменяется «путём вверх»). Сама Земля, на которой мы живём, была некогда раскалённой частью всеобщего огня, но затем — остыла. Логос имеет функцию управления (вещами, процессами, космосом). Единственное сочинение Гераклита не сохранилось до наших дней. Однако у более поздних авторов (от Аристотеля и Плутарха до Климента Александрийского и Ипполита Римского) мы встречаем многочисленные (всего около 100) цитаты и перифразы из его труда. Опыты сбора и систематизации этих осколков предпринимались с начала XIX в., их вершиной стал классический труд Германа Дильса (Die Fragmente der Vorsokratiker, первое издание — в 1903 г.). В течение XX в. собрание гераклитовских фрагментов неоднократно дополнялось, делались также попытки реконструировать их оригинальный порядок, воссоздать структуру и содержание исходного текста (Маркович, Муравьёв). Уже Сократ у Платона, характеризуя стиль сочинения Гераклита, говорит, что для его понимания нужен делосский ныряльщик. Имеется в виду нарочитая загадочность и парадоксальность его выражений, преднамеренная многозначность терминов и синтаксиса, сложная игра слов. В классической античности за Гераклитом укрепилось прозвище «тёмный». Тем более сложные задачи ставит гераклитовский текст перед сегодняшним исследователем. Диоген Лаэртский приводит несколько заглавий сочинения Гераклита: «Музы», «О природе», «Правило негрешимое уставу жить» и ещё ряд вариантов; скорее всего, все они не принадлежат автору. Он же пишет о том, что «поэма» Гераклита разделяется на три рассуждения: обо всём, о государстве и о божестве. По его словам, Гераклит поместил свою книгу в святилище Артемиды, позаботившись написать её как можно темнее, чтобы доступ к ней имели лишь способные.

    1. Эллейская и Пифагорейская школы. Древний атомизм.

    Эллейская школа. Основатель: Ксенофан(570-490) Ещё члены: Параменид, Зенон-элейский( эти жили в Элее) Мелисс (на острове Самос) Ксенофан: Родился в г. Колофон Был рапсодом(странствующий певец) Потом поселился в Элее. Писал стихами. Была большая поэма «о природе». В своих работах высмеивал мифы легенды о богах, что не боги создали людей, а наоборот. Все позорное люди приписали богам. Обряды не нужны, это выдумка людей, которые получают от этого пользу. Учение: есть нечто вечное, неподвижное, единое. В форме шара и это он назвал богом. Идея пантеизма - Все Бог, но где оно, откуда мы не знаем, этот Бог доступен только разуму. Парменид: Акме - 500 год до н.э. Поэма «О природе», понятие «Бытие». Три решения проблемы бытия: 1) Только бытие существует, а небытие не существует (Парменид). 2) Есть бытие и есть небытие (Пифагор). 3) Бытие и небытие тождественно (Гераклит). Парменид отвергал вторую и третью точки зрения.«Из ничего ничего не возникает» - Парменид. => бытие не могло возникнуть из небытия, так как бытия нет => бытие было всегда. Бытие безгранично в пространстве, вечно, едино, однородно, неизменно. Бытие постигается только при помощи разума, оно только умозримо, оно единственно. Наш мир - чувственный мир - он многообразен. Открыли две ступени человеческого познания: 1) Чувственная. 2) Умозрительная. Проблема сущности явлений - многообразие - чувственное, единственная сущность - умозрительное. Тождество мышления и бытия. Парменид, противореча себе, пытался создать картину мира. Зенон Элейский: Акме - 460 г. до н.э. - житель Элеи. Проблемы логики были разработаны. Наши чувства не достоверны, достоверен только разум, зерно - мешок зерна. На самом деле движения в мире нет. Система апорий - это доказывала. Летящая стрела покоится - одна из апорий. Проблема прерывности и непрерывности времени и пространства. «Ахилл и Черепаха».Мелисс Самосский: о. Самос. Бытие бесконечно в пространстве (не только во времени).

    Пифагорейская школа не совсем школа. Пифагорейцы образовывали тайную политическую организацию. Полное подчинение Пифагору. Первые 30-40лет Пифагор жил на острове Самос. Поликрат был тираном на острове Самос. 20-30 леи совпали с процветанием острова. Пифагор - 571-497. Покинул Самос531и поселился в г. Кретоне (великая Греция= южная Италия) В то время в вел. Греции в городах стали возникать филиалы Пифагорейской школы. Пифагорейцы стали активно участвовать в политической жизни и боролись с демократией. г. Сибарис (жители - сибариты) в нем первом установилась демократия. В г. Кротон решили уничтожить демократию в Сибарисе и разгромили и подавили. Потом демократия порулила и всех пифагорейцев погнали. Пифагор уехал и далее о нем мало что известно Пифагорейцы еще занимались наукой в основном математикой также были подняты проблемы познания. В центре внимания философии - числа. Количественное восприятие мира. Основы акустики (струна и тон) Пытались рассчитать движение небесных тел. Обосновали систему доказательств, разработанную Фалесом. Понятие пропорции, средних величин. Числа (основа мира, т.к. мы что-то рассчитали и это подчиняется числам => числа основа мира)- объект умозримый Первая система идеалистического мировоззрения. Существование противоречий: 1. предел и беспредельное 2. четное и нечетное 3. единое и множественное 4. правое и левое 5. мужское и женское 6. покоящееся и движущееся 7. прямое и кривое 8. свет и дурное 9. четырехугольное и разностороннее. Это попытка создать систему категорий.

    Древнегреческий атомизм.

    Левкипп, Демокрит (470-400 гг.) - родоначальники атомизма, неделимых частиц.

    Левкипп - учитель Демокрита.

    2 работы - «Великий микрокосмос», «Аргуме», атомистический идеализм.

    Демокрит(470-400 гг.): Получил большое наследство и все истратил на путешествия. Решили проблему, которую поставили Элиаты.

    Элиаты: бытие есть, небытия нет.

    Демокрит: бытие есть и небытие есть. Небытие - пустота, в этой пустоте существуют атомы. Атомы движутся потому что им присуще движение, они соединяются и разделяются. Есть вещи - они - комбинация атомов. Бесконечное количество миров, абсолютный детерминизм. Все предопределено, нет случайностей.



    1. Софисты и Сократ.

    Софисты - 2я половина 5 в. до н.э. - 1я половина 4 в. до н.э. (расцвет демократии).

    От греческого мудрость - мудрецы. Учителя мудрости за плату.

    Риторика, логика - теория доказательств.

    Старшие и младшие софисты (т.е. до Пелопонесской войны и во время ее - старшие, а младшие - после войны).

    Старшие софисты: Протогор, Горгий, Антисфен, Гиппий.

    Протогор - 570-480 гг., г. Дер.

    В центре внимания - гносеология, а строением мира они не занимались. Протогор в строении мира был близок к Гераклиту. Нет абсолютной грани между истиной и не истиной.

    «Человек - мера вещей».

    Истина - то знание, которое приносит пользу. Не истина - приносит вред.

    Нет граней между добром и злом, истиной и заблуждением.

    Горгий: о. Сицилия (Великая Греция), г. Леонтины.

    «О природе или о небытии».

    Основоположник скептицизма, выдвинул три суждения:

    1. Ничего не существует.

    2. Если что-нибудь и существует, то это непознаваемо.

    3. Если что-нибудь и познаваемо, то это невозможно выразить.

    Огромное значение Горгий уделял слову.

    Слово строит мир, оно убеждает, внушает и т.д.

    Антисфен: ученик Протогора.

    Обратился к природе человека. Люди все биологически одинаковы => люди все равны.

    Гиппий: “законы - изобретение людей => с ними можно не считаться, их можно менять”.

    Младшие софисты: Критий, Ликофрон, Фразамах, Камикл.

    Критий: аристократ, афинянин, дядя Платона.

    Эристика - искусство спора.

    Софизмы: «Рогатый», «Собака», «Лысый», «Куча», песчинки - куча песка.

    Закон перехода количества в качество.

    Парадоксы: «Критянин», Критянин сказал: “все критяне лгуны”; «Брадобрей - должен брить всех кто сам не бреется. Должен ли он брить сам себя?

    Ликофрон, Фразимах - идея общественного договора.

    Камикл - персонаж одного из диалогов Платона.

    Закон джунглей, сила - право, право основано на силе.

    Сократ - 469-399 гг.

    Был хорошим воином. Ничего не писал. Вел беседы. Были ученики: Критий, Алкивиад, Ксенофонд, Платон, ученики в основном аристократы.

    Был противником софистов. Интересовался природой человека, проблемой сущности человека. Противопоставил тело и душу.

    Душа - управитель тела, тело - инструмент. Сущность человека не в теле, а в душе.

    Причина порока - в невежестве. Знание - моральный облик.

    Свобода человека это способность человека управлять телесными желаниями с помощью разума. Если человек не способен на это то он раб своего тела. Чтобы стать совершеннее нужно подавлять желания, воздерживаться.

    Автраксия - отречение от страстей.

    Идеал - это Бог (у Сократа был свой учение о Боге). Бог ничего не желает. Настоящий мудрец должен походить на Бога.


    Как человеку дать знания?

    Метод Сократа (диалектика):

    1. Опровержение - первая часть

    2. Майевтика (акушерство) - вторая часть.

    Сократ стремился дать знания в диалоге, знания можно получить только в диалоге.

    «Я знаю что я ничего не знаю».

    Сократ ничего не знает, а собеседник что то знает и пытается научить Сократа. А Сократ задает вопросы и вопросами доводит человека до понимания того, что он на самом деле ничего не знает - это была стадия опровержения. Майевтика - это помощь родить знание. «Душа человека беременна истиной». Сократ снова задает вопросы, человек продолжает отвечать и в конце концов начинает что то понимать => в его душе родились знания.

    Сократ знал логику, в своих суждениях он использовал дедуктивную и индуктивную логику, но он не формализировал логику.

    Сократ не писал работ. Все что мы о нем знаем - из работ учеников.

    «Теория познания» - началась у Сократа.



    1. Философия Платона.

    Платон - 427-347 гг. (настоящее имя - Аристокл), о.Эльбея, отец - гражданин Афин.

    Платон стал афинянином. Вначале он учился у Кратила (ученик Гераклита). Потом стал учеником Сократа. После казни Сократа Платон покидает Афины и поселяется в г. Мегары. Там была школа Сократа, школа мегариков, основанная учеником Эвклида.

    Потом Платон отправился путешествовать. Платон рассказал об Атлантиде (ему рассказали в Египте). Потом он оказался в г. Сиракузы. Он знал знания пифагорейцев и элиатов.

    Дионисий Старший - тиран Сиракуз. Платон был при дворе, а потом его выдали афинскому послу, его продали в рабство, потом выкупили. В 386 году вернулся в Афины.

    Он организовал школу в саду древнего героя Академа, и назвал ее Академия Платона. Преподавал там около 20 лет.

    Потом он опять отправился в Сиракузы, там был тиран Дионисий Младший, и снова хотел сделать там реформы, потом вернулся к преподаванию.

    Учение Платона: проблема природы понятий перерастает в проблему общего и частного. Понятия немыслимы без слов, у слов есть значения = понятия. Собака - собака - вообще. Существует ли собака вообще без нас объективно. Существует ли общее независимо от нашего разума? Из ответа на этот вопрос возникли два направления: номинализм и реализм, средние века.

    Номинализм: общее - это имя, общего на самом деле нет, в мире только отдельные вещи.

    Реализм: общее существует на самом деле.

    Общее образует отдельный мир. Есть мир вещей и есть мир общих идей.

    У Платона мир идей назывался Эйдосом. Вечный, непреходящий мир.

    Понятие эссэнциализм, от слова эссенция - сущность.

    Объективный идеализм.

    «Мир - единство отдельного и общего». «Наука вскрывает общее в отдельном».

    Как Платон решил эту проблему: основоположник объективного реализма. Есть 2 мира: мир общего и мир частного (гиперурания и обычный мир). Пример с пещерой: тени - отображение вещей.

    Проблема души.

    Формы государства:

    1. Правление одного: царская власть, тирания.

    2. Власть не многих: олигархия, аристократия.

    3. Демократия - Платон был противником.

    Написал утопию «Мудрецы. Стражи. Умельцы».



    1. Философия Аристотеля.

    Г. Стогир во Франции в 384 г.

    «Стогирит» - Аристотель

    Потом отправляется в Афины и учится в академии Платона 20 лет. После смерти Платона он вступил в конфликт с его последователями.

    Школа в саду Аполона Ликейского => лицей.

    Перипатетики = ученики.

    1. Работы по логике.

    2. Работы по первой философии (метафизика).

    3. Естественно физические работы.

    4. Работы по устройству общества.

    Цель Философии - Истина.

    Учение о бытии.

    10 категорий:

    • Сущность

    • Качество

    • Количество

    • Отношение

    • Место (пространство)

    • Время

    • Положение (движение)

    • Обладание (движение)

    • Действие (движение)

    3 группы категорий:

    • Сущность 1

    • Состояние 2,3

    • Отношение 3..10

    Сущность - 1я (конкретная вещь) и 2я (виды, понятия).

    Движение.

    Душа.

    Энергия.

    Энтелехия - предвосхищение вещи а потом ее появление.

    Формы существования материи (движения): возникновение, уничтожение, рост, уменьшение, смены места в пространстве.

    Форма Форм - Бог - перводвигатель.

    Учение Аристотеля о душе.

    3 вида души:

    1. Растительная - все (еда и т.д.), живой человек.

    2. Чувствующая (психика) - только живой человек.

    3. Разумная (способность познавать и думать) - только человек.

    Душа управляет телом.

    Ощущения, представление (запомнить чувство), память, воображение - чувственное познание - оно дает мнение.

    Истинное знание дает мышление.

    Научное знание должно быть всегда верным.

    Природа понятий.

    Проблема перехода от чувственного познания к мышлению. Как появляется общее. Как возникают понятия.

    Аристотель - создатель формальной логики.

    Дедуктивный метод - силлогизмы.

    Коснулся индукции но эта проблема остро не стояла.

    Учение о природе - органическая и неорганическая.

    Физика Аристотеля.

    Явления пытался объяснить целесообразностью.

    Описывает живую природу, виды.

    Учение о космосе.

    Земля - шар - центр Вселенной, вокруг неё сферы (56 штук): Сфера Звезд, сфера планет, сфера Солнца, сфера Луны, и тэ. дэ.

    5 элементов - вода, огонь, земля, воздух, эфир.

    Работа «Политика».

    Человек может существовать только в обществе. Общество не только группа индивидов, оно само реально со своими законами.

    Рабство неизбежно. Некоторые люди по определению рабы.

    Формы государственного устройства:

    • Правильные: мнархия, аристократия, полития (умеренная демократия).

    • Неправильная: тирания, олигархия, демократия (крайняя), оклократия = власть черных.

    Зачатия учения о классах и классовой борьбе и т.д.

    Знать и чернь, богатые и бедные.

    Не любил ни бедных, ни богатых. Все симпатии были на стороне среднего класса. От исхода борьбы классов зависит какой строй будет в государстве.

    Учение о нравственности и этике.

    Проблемы искусства, наука о Эстетике.

    Создатель политической экономии, понятие товара денег.



    1. Эллинистически-римская философия, ее своеобразие (эпикуреизм, стоицизм, неоплатонизм).

    Эллинистическая философия - последний период развития философии Древней Греции, последовавший за Аристотелем. К основным чертам эллинистической философии относят этическую направленность и адаптацию восточных религиозных моментов.

    Эпикуреи́зм — учение и образ жизни, исходящие из идей Эпикура и его последователей. Эпикурейцами называют тех, кто, не задумываясь, отдаёт предпочтение материальным радостям жизни, хотя это весьма неточно характеризует их философию, так как сам Эпикур первенство отводил удовольствиям духовным — как менее всего зависящим от внешних условий и, следовательно, наиболее надёжно приводящих человека к состоянию спокойствия и невозмутимости. Чувственный мир - главное для эпикурейцев. Эпикуреец не имеет господина, он свободоволен. "Пока мы существуем, нет смерти; когда смерть есть, нас более нет". Жизнь - вот главное наслаждение(умирая, Эпикур принимал ванну и просил принести ему вина). Людей же, стремящихся только к материальным удовольствиям, правильнее называть гедонистами.

    Главные моменты эпикуреизма:

    Все состоит из атомов, которые могут самопроизвольно отклоняться от прямолинейных траекторий.

    Человек состоит из атомов, что обеспечивает ему богатство чувств и удовольствие.

    Боги безразличны к человеческим делам.

    Мир чувств не иллюзорен, он - главное содержание человеческого, все остальное, в том числе идеально-мыслительное, "замыкается" на чувственную жизнь.

    Эпикурейцы считали, что для счастливой жизни человеку необходимо:

    1)Отсутствие телесного страдания;

    2)Невозмутимость души;

    3)Дружба;

    Крупнейшим представителем греческого эллинистического эпикуреизма является в первую очередь сам Эпикур. Римский эпикуреизм представляли Лукреций и Каций; это направление повлияло также на римский эклектизм.

    Стоици́зм — философская школа, возникшая во времена раннего эллинизма и сохранившая влияние вплоть до конца античного мира. Своё имя школа получила по названию портика Стоя Пекиле (греч. στοά ποικίλη, букв. «расписной портик»), где основатель стоицизма Зенон Китийский впервые выступил в качестве самостоятельного учителя. Стоики считают частями философии логику, физику и этику. Известно их сравнение философии с фруктовым садом: логика соответствует ограде, которая его защищает, этика является растущим деревом, а физика - плодами. Также свою систему классификации, стоики сравнивали и с животным, и с яйцом. В первом случае: кости - логика, мясо - этика, душа животного - физика; во втором: скорлупа - логика, белок - этика, а желток яйца - физика.

    Периодизация стоицизма:

    Древняя стоя: III—II века до нашей эры. Основатель школы - Зенон Китийский (ок. 336-264 гг. до н. э.), его ученик Клеанф (?- ок. 232 г. до н. э.), придавший классической системе законченный вид.

    Средняя стоя (стоический платонизм): II—I века до нашей эры. Представители: Панетий Родосский (ок. 180-110 гг. до н. э.) и Посидоний (ок. 135-51 гг. до н. э.). Они перенесли стоический идеи в Рим, смягчив присущий им этический ригоризм.

    Поздняя стоя (римский стоицизм): I—II векн. э. Прежде всего это Сенека (4 г. до н. э. - 65 г. н. э.), Эпиктет (50-138 гг. до н. э.) и Марк Аврелий (121-180 гг. до н. э.). В центре их интересов - независимость от условий жизни и вопросы морали. К этому времени к стое начинают уже относиться как к своего рода популярной философии.

    Знаменитые стоики: Зенон из Китиона, Клеанф, Хрисипп, Панетий Родосский, Посидоний, Эпиктет, Сенека, Марк Аврелий, Секст Эмпирик, Диоген Лаэртский, Арриан, Антонин.

    Неоплатонизм - идеалистическое направление античной философии III—VI вв., соединяющее и систематизирующее элементы философии Платона, Аристотеля и восточных учений. Парадигма неоплатонизма сводится:

    к диалектике платоновской триады Единое-Ум-Душа;

    к концепции ступенчатого удаления-перехода от высшего «единого и всеобщего» к разобщенной материи;

    к мистически-интуитивному познанию высшего;

    к освобождению души человека от мате́рийной обремененности, к достижению чистой духовности с помощью аскезы и/или экстаза.

    Т.о. неоплатонизм — учение об иерархически устроенном мире, порождаемом от запредельного ему первоначала; учение о «восхождении» души к своему истоку; разработка теургии (практических способов единения с Божеством).

    Неоплатонизм подразделяется на три периода:

    1. Александрийская школа (III—IV вв.). Научный период, самый характерный и имевший наибольшее значение. Главные представители: Аммоний Саккас, Плотин, Амелий, Порфирий. Школу основывает Аммоний Саккас, который письменного изложения своего учения не оставил. С 244 ученик Аммония, продолжатель и первый систематизатор неоплатонизма Плотин продолжает деятельность в Риме. Период отличается спекулятивно-теоретическим характером, преимущественно реконструированием основной триады Платона. С 270 дальнейшую разработку неоплатонизма продолжает ученик Плотина Порфирий.

    2. Сирийская школа (IV—V вв.). Богословский период, попытка объединить все существующие древние культы и обосновать умозрительное богословие политеизма. Главные представители: Ямвлих, Максим Эфесский, император Юлиан, Саллюстий, Теодор Азинский, Сопатр, Дексипп. Школу основывает Ямвлих, ученик Порфирия; он впервые вводит в неоплатонизм практику теургии. Сирийская школа систематизирует античную мифологию, большее внимание обращая на религиозно-магическую практику; изъясняет сущность и методы пророчества, чудотворения, ведовства, оракулов, мистерий, астрологии, экстатического восхождения в сверхчувственный мир.

    3. Афинская школа (V—VI вв.). Схоластический период, попытка реставрации и систематизации учений древней философии. Главные представители: Плутарх Афинский, Сириан Александрийский, Дамаский, Симпликий, Прокл Диадох, Марин, Исидор. Школу основывает Плутарх Афинский; продолжает и завершает Прокл Диадох. Прокл подводит итог развитию неоплатонизма. После его смерти во главе афинской школы становятся Марин и Исидор, ставившие озарение выше теоретических исследований.

    Концепция

    Неоплатонизм представляет собой синтез:

    идей Платона,

    логики и толкований Аристотеля, не противоречащих Платону,

    пифагореизма и орфизма,

    идей халдейских оракулов и египетской религии,

    идей индуистской философии (напр. эманации духа в материю и его возвращение и слияние с Богом-Абсолютом).

    «Стержень» неоплатонизма составляет разработка диалектики триады Платона: Единое-Ум-Душа. Неоплатонизм устанавливает иерархию Бытия по нисходящим ступеням: над всем существует неизреченное, сверхсущее Единое (Благо). Оно эманирует в Ум (νόος), где происходит его дифференциация на равносущее множество идей. Ум эманирует в Душу (ψῡχή), где появляется чувственное начало и образуются иерархии существ демонических, человеческих, астральных, животных; образуются умственный и чувственный Космос.

    Первая онтологическая субстанция этой триады, Единое — непознаваема; вторая, Ум — познаваема. Отсюда в неоплатонизме вводится дополнительное учение о числах, возникшее из переработки старого пифагореизма. Посредством этого учения трактуется и определяется необходимость эманации Единого в Ум — как первое докачественное расчленение Единого, исходящее из его природы.

    Ум, представленный у Платона в виде распределенных намеков, разрабатывается неоплатониками на основе учения Аристотеля о чистом космическом уме-перводвигателе и о его самосозерцании. Самосозерцающий Ум выступает одновременно и объектом, и субъектом своего мышления (мыслит самого себя в себе самом) и т.о. содержит в себе свою собственную умну́ю материю.

    Третья онтологическая субстанция этой триады, Душа, разрабатывается на основе платоновского диалога «Тимей» и доводится до учения о космических сферах (также под влиянием как Аристотеля, так и древнего пифагореизма). Это учение дает картину действия «мировой души» во всем Космосе.

    Таким образом, как идеалистическая философская система неоплатонизм сводится к общему учению об иерархическом строении Бытия. Неоплатонизм — универсальная логическая система, объясняющая строение Сущего и любого явления в Сущем. Конструкцию Сущего и явлений в Сущем неоплатонизм определяет постепенным «ослаблением» первой и высшей ступени в следующем нисходящем порядке: Единое, Ум, Душа, Космос, материя. Каждая из ступеней причастна «соседней» высшей и т.о. обще-причастна Единому (Благу); эта причастность исходит из природы самого Единого (Блага).

    Мир эманирует из Единого (Блага); вся совокупность вещей — ряд ступеней последовательно убывающего совершенства, исходящего из единой, все созидающей [божественной] первоначальной силы; мировая жизнь — возвращение созданий по тем же ступеням к Единому (Благу).

    Одно из положений неоплатонизма — идея универсального Блага, т.е. элиминация из идеи Божества всех антропоморфических элементов. Бог — единое, сверхмировое, сверхра́зумное, непознаваемое, неизреченное начало. Но, будучи непознаваем, Бог сам может открыться человеку в мистическом откровении. В состоянии такого экстаза душа непосредственно созерцает абсолютное и сливается о ним в одно целое. Средством к достижению такого экстаза является теургия и аскетизм.

    Для учения о внутрикосмических телах неоплатонизм привлекает теории Аристотеля о субстанции и качестве, об эйдосах (сущностях вещей) и энтелехиях (действенно развивающихся принципах вещей), о потенции и энергии.

    На неоплатонизм оказал существенное влияние стоицизм с его учением о тождестве мирового первоначала (огня) с внутренним я человека. Однако неоплатонизм мог возникнуть только из решительного преодоления стоического материализма, натуралистического пантеизма в стоической интерпретации наследия Платона.

    1. Философия средневековья: общая характеристика христианской философии.

    Средневеко́вая филосо́фия, филосо́фия средневеко́вья — западная философия в период с V по XVI века. Средневековье — это господство религиозного миросозерцания, выраженного в богословии. Философия становится служанкой теологии. Её основная функция — истолкование Священного Писания, формулировка догматов Церкви и доказательство бытия Бога. Попутно развитие получила логика, осуществлялась разработка понятия личности (спор о различии ипостаси и сущности) и спор о приоритете единичного или общего (реалисты и номиналисты).



    1. Патристика: основные преподаватели (Ориген, Третуллиан, Августин) и идеи.

    Патристика (от лат. Pater - отец): 2-10 вв. н.э.

    Ориген (ок. 185 – 254 г. н.э.):

    Субординация ипостасей: Бог-Сын-Дух

    Апокатастасис: равны – неравны – равны

    Теория реинкарнации

    3 смысла Священного Писания: соматический – психический – пневматический.

    Тертуллиан (160-220):

    Несовместимость веры и знания: Credo quia absurdum (верю, ибо абсурдно)

    Сердечность и простодушие в отношении к истинам веры.

    Аврелий Августин (354-430):

    Идея личности (христианский персонализм): единство тела, души и духа в человеке

    Воля, мысль и чувство как атрибуты духа

    Второе рождение в духе

    Дух как любовь

    Единство веры и разума (док-во бытия Бога)

    История как превращение града Земного (государства) в град Божий (церковь)

    «Исповедь» - первое произведение автобиографического жанра.



    1. Схоластика: основные преподаватели и идеи. Полемика номиналистов и реалистов. Доказательства бытия Бога.

    Схоластика (от лат. schola - школа): 11-14 вв. н.э.

    Патристика: Знать, чтобы Верить

    Схоластика: Верить, чтобы Знать

    Методы схоластики:

    Желание рационально обосновать истины веры

    Основной метод: толкование Священного Писания

    Развитие наук о языке: риторики, грамматики, логики.

    Переоткрытие Аристотеля:

    Потеря многих текстов Аристотеля на Западе. Их сохранение в арабских переводах

    Крестовые походы и знакомство с арабскими переводами Аристотеля в 12-13 вв.

    Нарушение равновесия между ХФ и учением Аристотеля

    Восстановление равновесия Фомой Аквинским.

    Религиозные ордена:

    Орден доминиканцев: основан святым Домиником, больше рационализма и детерминизма (отрицание свободы)

    Орден францисканцев: основан святым Франциском Ассизским, больше иррационализма и индетерминизма (утверждение свободы).

    Виды богословия: Апофатическое («путь вверх»): «негативное» богословие – понимание Бога как невыразимого, не обладающего никакими определениями («Ареопагитики» (Дионисия Арепагита?)). Бог не добр и не зол, не умен и не глуп, не силен и не слаб…Катафатическое («путь вниз»): «позитивное» богословие – понимание Бога как обладающего всеми совершенствами. Бог как всеблагой и всемогущий…

    Онтологическое доказательство Ансельма Кентерберийского:

    1. Определение Бога. Бог есть максимум всех совершенств

    2. Теорема. Бог существует

    Доказательство.

    (1) Бытие – одно из совершенств

    (2) Максимум совершенств включает в себя все совершенства

    (3) Максимум совершенств включает в себя бытие.

    Бытие как совершенство: Почему бытие – одно из совершенств? Если, например, рассмотреть два рубля, которые совершенно одинаковы, кроме того, что один рубль – реальный рубль, лежащий в кармане, а другой рубль – воображаемый, на самом деле не существующий. В этом случае ясно, что более совершенным будет реальный рубль. Таким образом, бытие увеличивает совершенство, что может быть только в том случае, если само бытие есть совершенство.

    Часто упоминают еще два доказательства бытия Бога – телеологическое и космологическое. Они близки друг к другу по логической структуре. В их основе лежит идея перехода от неполной степени некоторого начала к его максимальной степени. Эта максимальная степень связывается с одним из проявлений Бога. Например, в телеологическом доказательстве утверждается, что у всего есть своя цель, а значит и у каждой цели - своя более высокая цель. Так мы доходим до Высшей Цели, которая и есть Бог. Аналогично, в космологическом доказательстве утверждается, что у каждого начала есть своя причина, в том числе у каждой причины – своя более глубокая причина. Так возникает цепь все более глубоких причин, в начале которой лежит Причина Причин, которая и есть Бог.

    Таким образом, мы видим, что структура подобных доказательств во многом связана с идеями онтологического доказательства. И там, и там мы встречаем некоторые принципы («совершенства»), которые обладают количественными градациями, и для которых существуют максимумы. Все эти максимумы являются разными сторонами одного Высшего Максимума – Бога. Только в Онтологическом доказательстве идея Высшего Максимума предполагается с самого начала, а в остальных видах доказательств к ней постепенно восходят.

    Через всю историю средневековой философии проходят споры так называемых реалистов и номиналистов. Главным предметом их споров были универсалии – сущности, выражаемые общими понятиями, например, понятиями «человек», «животное», «дерево» и т.д. Проблема состоит в том, как именно существуют общие понятия.

    Иоанн Скот Эриугена (810-877) Признавал верховенство разума над Откровением – каждая истина веры должна прежде подвергаться критическому рассмотрению со стороны разума. Основное произведение Эриугены – «О разделении природы», где под «природой» следует понимать бытие вообще. . Эриугена выделяет, с одной стороны, бытие 1) несотворенное и 2) сотворенное, с другой стороны, - бытие 3) творящее и 4) нетворящее. В итоге возникает 4 основных сложных вида бытия: 1) бытие несотворенное и творящее – Бог в момент сотворения и на протяжении существования мира, 2) бытие сотворенное и творящее – это Божественный Логос в лице небожественных творческих сил сотворенного мира, продолжающих Божественное творчество, 3) бытие сотворенное и нетворящее – материальный мир, природа, 4) бытие несотворенное и нетворящее – Бог в конце мирового развития как Высшая Цель мира. Философия Эриугены близка неоплатонизму, в рамках которого деления бытия выступают одновременно как эманации Бога-Единого. В решении проблемы универсалий философ придерживался позиции реализма.

    Абеляр уделял большое внимание логическому анализу языка в интерпретации христианской догматики. В решении проблемы универсалий был сторонником более равновесной позиции концептуализма. В истории европейской культуры Абеляр известен своей трагической любовью к Элоизе, о которой читатель может узнать из автобиографического произведения Абеляра «История моих бедствий».

    Фома Аквинский: Крупнейший христианский философ, создатель томизма – версии христианской философии, принятой в качестве официальной основы католицизма. Основные произведения Аквинского – «Сумма против язычников» (критика ересей) и «Сумма теологии» (система томизма). В трудах Фомы Аквинского был достигнут, по-видимому, наиболее полный синтез христианства и античной философии (в лице философии Аристотеля). Понятия Аристотеля «форма» и «материя» Аквинский дополняет категориями «сущность» (essentia) и «существование» (existentia). Сущность есть тот принцип, который делает всякое начало именно таким, каково оно есть. Например, сущность человека – то, что делает человека человеком, а не деревом, не зайцем или кристаллом. Существование есть принцип реализации сущности, воплощения ее в тех или иных конкретных способах бытия. Форма есть надматериальный принцип всякого начала, который может нуждаться или нет в материальном воплощении. Бог есть бытие, в котором сущность совпадает с существованием, т.е. в само понятие Бога с необходимостью входит существование. Поэтому Богу не нужно еще специально осуществлять себя, Он не может не быть. Наоборот, все сотворенное бытие характеризуется несовпадением сущности и существования. То, что сотворено, могло бы не быть. И потому, чтобы все-таки быть, ему нужно дополнительно осуществить свою сущность, добавить к сущности нечто внешнее - существование. Творение делится на два больших вида – духовное (ангелы) и материальное (человек, природа). Духовное творение не нуждается в материи, и потому представляет из себя чистую форму вне материи. Потому разница отдельных индивидов (ангелов) в этом бытии есть всегда разница по форме. Что же касается материальных форм, то здесь формы не способны к самостоятельному бытию, они нуждаются в материи для своего существования. Потому природа индивидов в материальном мире смешанная – идеально-материальная, в связи с чем, считал Фома Аквинский, материальные индивиды могут различаться не только по форме, но и по материи, продолжая обладать одной и той же формой. Таковы, например, живые существа одного биологического вида, например, коровы или лошади. Чисто материальное различие не вполне настоящее, так как материя – начало непостоянное и вторичное. Отсюда склонность философа одновременно к номинализму (материально-зависимые формы не существуют вне материи) и рационализму (подлинным в материальных вещах являются формы, которые общи для больших классов вещей).

    Дунс Скот: В отличие от Фомы Аквинского, который принадлежал ордену доминиканцев, Дунс Скот был францисканцем. Различие философских позиций этих мыслителей во многом выразило и определило различие философских подходов двух религиозных орденов. Хотя Дунс Скот, как и Аквинский, в большей степени склоняется к номинализму, но одновременно он признает примат индивидуального над общим, воли и интуиции – над разумом. Главное отличие Скота от Аквинского касается понимания индивидуальности материальных объектов. Если Фома Аквинский склонялся к тому, что в основе индивидуальных различий многих материальных вещей может лежать различие материи при одинаковости формы, то Дунс Скот настаивал на том, что различие любых материальных объектов – это всегда различие и по форме. По Скоту, индивидуальность материальных объектов обеспечена более сильно – она проникает в надматериальную форму и даже в сущность объекта. Уже в сущности каждого начала заложена индивидуальность этого начала, которую Дунс Скот называл «этовостью» вещи. Таким образом, дух францисканцев более индивидуалистичен и иррационален, в то время как доминиканцы более рациональны и склонны к проведению единых для всех правил.

    Вильям Оккам: Представитель поздней схоластики, сторонник крайнего номинализма. Известен своим знаменитым принципом, получившим название «бритва (лезвие) Оккама»: «Не следует использовать большее там, где можно обойтись меньшими средствами». Согласно этому принципу, нужно избавляться от всего лишнего в мышлении (как бы «обрезать» бритвой это лишнее). Например, если то же множество теорем можно вывести из меньшего числа аксиом, то следует отбросить избыточные аксиомы как «лишние сущности». Оккам был сторонником активного использования логики в философских рассуждениях, и видел в логике конкретное воплощение своего «лезвия», которое должно помочь мыслителю избавиться от излишнего мудрствования. По-видимому, такая позиция была вполне уместна во времена поздней схоластики, когда христианская философия все более догматизировалась и становилась тормозом на пути подлинного познания. Даже сам термин «схоластика» стал символом хотя и хитроумного по форме, но пустого и бесплодного по существу рассуждения. Оккам уже гораздо больше симпатизирует новому методу познания, в котором должны соединиться очищенная от теологии логика и эмпирическое исследование природы.


    1. Философия эпохи Возрождения, ее специфика.

    Возрожде́ние, или Ренесса́нс (фр. Renaissance, итал. Rinascimento) — эпоха в истории культуры Европы, пришедшая на смену культуре Средних веков и предшествующая культуре нового времени. Примерные хронологические рамки эпохи — XIV—XVI века.

    Отличительная черта эпохи возрождения — светский характер культуры и её антропоцентризм (то есть интерес, в первую очередь, к человеку и его деятельности). Появляется интерес к античной культуре, происходит как бы её «возрождение» — так и появился термин.

    Термин Возрождение встречается уже у итальянских гуманистов, например, у Джорджо Вазари. В современном значении термин был введён в обиход французским историком XIX века Жюлем Мишле. В настоящее время термин Возрождение превратился в метафору культурного расцвета: например, Каролингское Возрождение IX века.

    В XV веке (1459) во Флоренции возрождается Платоновская академия в Кареджи.

    Философы эпохи Возрождения:

    * Лоренцо Валла

    * Манетти

    * Монтень

    * Томас Мор

    * Эразм Роттердамский
    1   2   3   4   5   6   7   8   9   10


    написать администратору сайта