Контрольная работа по истории. КР история. 03. 12. 2022 Назовите положительные итоги рыночных преобразований 1990х годов
Скачать 49.37 Kb.
|
Литература современная интуитивно нащупывает новые пути, отвечает на вопросы, которые ставит перед человечеством жизнь. Среди этих проблем — экология, разрушение прежде четких границ между условно говоря «высокой» и «массовой» культурой, развитие электронных средств коммуникации и медиа-технологий. Само возникновение этих проблем рождало и новые художественные формы для их отражения. Уже в 60-е годы в литературу пришла экологическая проблематика, писатели все активнее стремятся создавать «многослойные» произведения, интересные и рядовому читателю, лишенному глубокой гуманитарной подготовки, и «высоколобому» эстету. Наконец, книга перестала ассоциироваться исключительно с «бумажными носителями», перейдя в электронный формат, став «виртуальной», что существенно расширило ее возможности. Да к тому же все больше не только специалистам становится ясно, что именно появление письменности позволило человечеству всего за несколько тысячелетий сделать такой прыжок от варварства к современной цивилизации. Ничто так не развивает мыслительные способности человека, ничто так духовно не обогащает и не облагораживает его, как хорошая книга. Способность различать буквы и складывать их с слова, из слов составлять тексты, из текста извлекать смыслы и подтексты, получая высшее, эстетическое и духовно-нравственное наслаждение от него, — уникальный вид деятельности человека. Потому все разговоры о смерти литературы, о ненужности чтения лишены всякого смысла. Литература вместе с нами входит в новый век, вместе с нами обживает его. И здесь мы друг другу оказываемся очень нужны: читатели — автору, автор с его особым, острым взглядом и метким словом - читателям. 8. Какие особенности характерны архитектуре в послевоенные годы и чем это обусловлено? Архитектура послевоенного периода. Одной из первоочередных задач этого периода было жилищное и культурно-бытовое строительство, которое проводилось не разбросанно, по всему городу, а крупными массивами по серийным типовым проектам. С начала 50-х годов все большее распространение получает крупноблочное и крупнопанельное домостроение. Тем не менее еще много зданий продолжали строить из малоиндустриальных конструкций с навесными декоративными украшениями, заимствованными преимущественно из дворцовой архитектуры Ренессанса. Стремление к парадности сказалось в планировке кварталов и строительстве высотных зданий в Москве. Идеи триумфальности, украшательство проникли в архитектуру промышленных, энергетических и транспортных сооружений. Перелом в развитии архитектуры произошел после Всесоюзного совещания по строительству в декабре 1954 г. Партия призвала архитекторов отказаться от украшательства и учитывать требования индустриального строительства. 9. Определите особенности ведущих течений в изобразительном искусстве послевоенного периода. Послевоенное европейское искусство — это уникальный пласт целого ряда разнообразных стилей и течений, возникших по окончании величайшей военной катастрофы в истории человечества. Послевоенное европейское искусство — это результат полученной западной цивилизацией глубокой эмоциональной травмы и совокупность множества попыток художественного переосмысления поставленных под сомнение традиционных ценностей. Послевоенное европейское искусство. Гюнтер Уэккер. «Белое поле», 1964 Послевоенное европейское искусство — это итог творческих поисков огромного количества художников из разных стран. Все они искали пути выхода из непростой ситуации, когда в ходе страшной войны были разрушены базовые гуманистические принципы. Многие живописцы и скульпторы не могли просто забыть пережитые кошмары и вернуться к обычной жизни. Им казалось, что человечество изменилось навсегда и традиционное академическое искусство должно уступить дорогу новой культуре. Послевоенное европейское искусство. Габриэле Мукки. Картина. «Бомбардировка Горлы», 1951 Послевоенное европейское искусство: важные события, повлиявшие на художников Послевоенное европейское искусство охватывает большой временной промежуток с 1945 по 1968 годы. В этот период произошло множество знаковых событий в истории человечества, которые не могли остаться незамеченными для деятелей искусства. В первую очередь, это: Атомная бомбардировка американцами японских городов Хиросимы и Нагасаки. Начало «холодной войны» и формирование железного занавеса между Западной и Восточной Европой. Начало космической эры и острое соперничество между СССР и США в сфере полетов на околоземную орбиту. Значительное улучшение материального благосостояния людей и бум потребительства в начале 1960-х годов. Бурный рост революционных настроений в молодежной среде, многочисленные акции протеста и студенческие волнения в странах Западной Европы в конце 1960-х. Послевоенное европейское искусство. Жан Тэнгли. Инсталляция. «Мета-Матик №6», 1959 Грандиозные события, произошедшие в послевоенные годы, проявились в изобразительном искусстве возникновением различных новых стилей и течений. Все они оставили свой уникальный след в мировой культуре и оказали влияние на мировоззрение миллионов людей. 10. Охарактеризуйте основные направления и стили в музыкальной культуре второй половины ХХ века. Экспрессионизм.Направление в европейском искусстве и литературе, утвердившееся в 1-й четверти 20 века (от латинского слова expressio - выражение). Отражение трагического мироощущения европейской интеллигенции в преддверье 1-й мировой войны и послевоенные годы. Истоки в Германии рубежа веков. Одно из наиболее противоречивых явлений современного искусства. Предельная контрастность мировоззренческих оценок и эмоционального восприятия мира (идея конца света, гибели мира – идея обновления, рождения нового мира, нервная взвинченность – инфантильность, чувство одиночества, беззащитности – вера во всеобщее братство). Творческие группировки «Мост» (1905 Дрезден), «Новая ассоциация художников» и альманах «Синий всадник» (1911, Мюнхен). Журнал «Штурм» (Берлин) - позиции эстетства, создания искусства, свободного от политических, моральных, общественных идей времени, сотрудничество с группой «Синий всадник», Г. Аполлинером, М. Шагалом, О. Кокошкой. Журнал «Акцион» (Берлин) - антимилитаристская, социально-критическая направленность, связь с революционным движением, статьи К. Либкнехта, К. Цеткин, Р. Люксембург. Эрнст Людвиг Кирхнер «Улица» (1908-1919). Отто Дикс серия офортов «Война» (1923), Оскар Кокошка «Женщина в голубом» (1919), Кете Кельвиц цикл гравюр «Крестьянская война» (1903-1908), Эдвард Мунк «Крик» (1893). Скульптура – Эрнест Барлах «Памятник павшим» (1927). Мотивы болезненного отчуждения, мистический субъективизм. Тема человеческих страданий, социального неблагополучия, трагедия «маленького» человека, выявление пороков мира. Характерно: выражение протеста, бунта против абсурдности современного мира, отсутствие позитивного разрешения противоречий, оппозиционное отношение к идеалам классического и романтического искусства как иллюзорным, несостоятельным перед лицом реального социального зла. В центре внимания художника - человек, состояние его души, порожденное страхом перед действительностью, болезненное, иррациональное. «Человек в центре» (Л. Рубинер, драматург, теоретик экспрессионизма) - философско-художественный тезис экспрессионизма. Генетические связи с мировоззрением романтизма, новые акценты в интерпретации «человеческого» - разрушение представлений об идеальном, прекрасном, гармоничном внутри и вне субъекта искусства, господство стихии подсознательного, абстрагированный от реального бытия герой. Социально-обличительная направленность экспрессионизма, неприятие современного мира находят выражение в крайне деформированных, уродливых формах воплощения художественных образов. Социально-критический пафос, обостренное самовыражение, субъективная передача духовного мира человека. Отдельные черты экспрессионизма в позднеромантической музыке (Г. Малер, Р. Штраус), творчестве Б.Бартока. Полное и законченное выражение экспрессионизм в музыке нашел в творчестве композиторов нововенской школы - А. Шенберга, А. Берга. Новизна образного содержания вызвала необходимость радикального обновления выразительных средств. Отказ от ладотональной организации музыки, введение метода додекафонии, новый стиль вокального интонирования, предельная диссонантность гармонии, крайняя заостренность образно - эмоциональных контрастов. Неоклассицизм.Направление, утвердившееся в музыке 20-30-х гг. 20 века. Сложилось как одно из проявлений антиромантического движения начала 20 века и близких ему импрессионизму, экспрессионизму, веризму. Источник неоклассицизма в стремлении к объективизации творчества (об «отрезвляющей» роли неоклассицизма говорил Ф. Бузони в открытом письме «Новый классицизм», 1920 год). Сходные с неоклассицизмом черты свойственны многим композиторам второй половины - конца 19 века (Брамс, Регер, Франк, Танеев и другие). Характерно: обращение к принципам музыкального мышления и жанрам эпохи барокко (реже классицизма, раннего романтизма) как авторитетным художественным системам и стилевым моделям. Преобладание интереса к жанрам непрограммной музыки, предшествующим симфонии, переживающей кризис (сюита, кончерто гроссо, полифонический цикл). Возрастание роли полифонии, полифонических принципов развития, контрапунктических форм. Многообразие нерегламентированных инструментальных ансамблевых составов. Возрождение национальных классических традиций. Общие черты: культ объективности, интеллекта, порядка, подчеркнутая сдержанность выражения чувств, ясность, устойчивость форм в сочетании с современными языковыми средствами, индивидуальным почерком композитора. Наиболее законченное выражение неоклассицизм получил в творчестве И.Стравинского, П.Хиндемита, А.Казеллы, О.Респиги. Свойственное неоклассицизму свободное использование старинных стилей, жанров и форм стало одной из существенных черт музыки 2-й половины 20 века. Неофольклоризм. Направление в европейской музыке, утвердившееся в 1-й трети 20 века. Неофольклоризм развивается в рамках общей тенденции отказа от традиций романтической музыки в пользу большей объективности. Параллели с неоклассицизмом, сходство и различия. Суть этого направления заключается в опоре на фольклор преимущественно древнейших его пластов и обрядовых жанров, расширение географии фольклорных исследований, обновление средств музыкального языка, принципов организации музыкального материала на основе фольклора, который не подчиняется мажоро - минору и другим принципам европейской профессиональной музыки (голосоведения, фактуры, инструментализма). Приставка «Нео» определяет качественно новый подход к фольклорному материалу, отличный от предшествующей романтической эпохи: не цитирование, прямое заимствование, а новый тип композиторского мышления, созвучный народному. Сочетание почвенных национальных корней с самыми смелыми новациями современной композиторской техники. Для музыки неофольклоризма характерна концентрация отдельных признаков интонационного, ритмического, ладового содержания фольклорного материала. Метрическая нерегулярность, активное начало ритмики, ладовое своеобразие, принципы формообразования, основанные на многоуровневой вариантности, свойственной народной музыке. Придание обрядовому действу, культу непреходящий и актуальный смысл, наделение архаических попевок и наигрышей динамикой современности. Характерные темы и образы в музыке неофольклоризма: народно-бытовые зарисовки, обобщенное воплощение народного характера, языка, мышления, этики. Неофольклоризм как одно из центральных направлений в развитии музыкального искусства 20 века нашел наиболее последовательное выражение в творчестве Бартока, Стравинского, Лютославского, Воан-Уильямса, Фальи, Владигерова, Яначека. Авангардизм. Модернизм. Авангардизм – понятие, обозначающее совокупность пестрых и многообразных новаторских, бунтарских движений и направлений в искусстве ХХ века. Авангард (от фр.авант-передовой и гард-отряд).Авангардные явления как характеристика переходных этапов в развитии художественной культуры. Авангард как реакция художественно-эстетического сознания на глобальный, ранее не встречавшийся в истории человечества перелом в культурно-цивилизационных процессах, вызванных научно-техническим прогрессом, как метод художественного мышления. Модернизм (от лат. modernus - новый, современный). По существу, этими терминами обозначаются художественные тенденции, течения, школы и деятельность отдельных мастеров начала ХХ века, провозгласивших свободу выражения основой своего творческого метода. Авангардные феномены характеризуются: 1) экспериментальным характером; 2) революционно-разрушительным пафосом относительно сложившихся художественных традиций и ценностей новоевропейской культуры; 3) демонстративным отказом от утвердившегося в 19 веке реалистически-натуралистического изображения действительности; 4) безудержным стремлением к созданию принципиально нового во всем, прежде всего, в формах, приемах и средствах художественного выражения; 5) часто декларативно-манифестарным, эпатажно-социальным характером презентации. Утверждение и абсолютизация, доведение до логического завершения (часто предельно абсурдного с позиций традиционной культуры) того или иного элемента или совокупности элементов художественных языков, изобразительно-выразительных приемов традиционных искусств. Понятие «музыкального авангарда», утвердившееся в 20-е годы ХХ века в музыкальной журналистике, не обладает достаточной определенностью. Объединяет творческие течения, школы, направления, эстетические системы, основанные на радикальном новаторстве, оппозиции к исторически сложившимся нормам музыкального языка, сознательном стремлении к максимальному обновлению композиторских средств. Эксперименты в области художественного языка и формы нередко превращались в самоцель, уводя от содержательности произведений искусства. Авангард был подготовлен некоторыми явлениями в музыкальном искусстве начала 20 века, особенно в области ладогармонической системы средств. Первая волна авангарда связана с отказом от тонального принципа организации музыки и введением серийной техники композиции (А.Шенберг и его последователи). Серийная техника, серийность – метод высотной организации музыки ХХ века, при котором весь музыкальный материал выводится из заданного последования звуков согласно определенным нормам. Серия – последовательность 12 (или менее) неповторяющихся звуков, на различных воспроизведениях которой строится музыкальная форма в высотном аспекте. Ряд – серия в конкретном проявлении (в определенной форме и высотной позиции). Возможное число звуков в серии от 12 до 3-4 (микросерия). Серия существует в 4-х формах: первоначальная (O – originalis, или P - prima), инверсия (I - inversus), ракоход (R - retroversus), ракоходная инверсия (RI - retroversusinversus). Каждая из 4-х форм серии возможна во всех 12-ти высотных позициях, соответственно каждая серия потенциально существует в виде 48-ми рядов. При обозначении указывается буква формы ряда и его первый и последний звуки. Возможно использование полисерийности – метода организации музыкальной ткани на основе 2-х и более серий. Техника композиции на основе серии в виде того или иного ряда: 1) до окончания ряда звуки не должны повторяться за исключением «репетиции», трелевидных фигур; 2) звуки серии регистрово свободны и могут появляться в любой октаве; 3) звуки серии могут излагаться последовательно и одновременно; 4) возможно одновременное сочетание двух половин или более мелких сегментов серии; 5) очередное проведение серии может вступить с наложением от 1-го до 3-х звуков. 11. Прочтите текст и, пользуясь дополнительным материалом из Интернета, ответьте на вопрос: Как вы думаете, с какими предпосылками связано появление в середине XX века молодежных движений (субкультур)? Молодежные субкультуры в их современном виде возникли в середине ХХ века, вскоре после окончания Второй Мировой войны. Их появление было обусловлено развитием западной цивилизации, в частности увеличением длительности социализации перед вступлением во взрослую жизнь (что привело к появлению у молодых свободного времени) и ростом благосостояния (что привело к появлению у них же денег, которые можно тратить на себя). 12. Пользуясь дополнительным материалом из Интернета (Википедия – W), заполните сетку таблицы. Культура молодежного бунта. Развитие массовой культуры стало важнейшим фактором, определяющим духовную жизнь ведущих стран мира. С точки зрения большинства деятелей культуры, продукция, предназначенная для массового потребления («мыльные оперы» — телесериалы, мелодрамы, триллеры — фильмы ужасов, детективы, фантастика и так далее), за небольшими исключениями, имеет невысокую художественную ценность. Парадокс, однако, заключается в том, что обратить на себя внимание, не используя средства массовой культуры, в современных условиях невозможно. С этой точки зрения, протест против ее господства нередко принимает формы эпатажа публики, который также становится частью массовой культуры. Парадокс молодежных движений — сперва битников, затем хиппи, рокеров и других, заключался в том, что если первоначально они несли вызов господствующей культуре «общества потребления», то очень скоро они становились частью этой культуры, модой, приносящей немалые прибыли бизнесменам массовой культуры, шоу-бизнеса. Тема молодежного бунта занимала большое место у многих писателей, представителей критического реализма — в частности, Д. Сэлинджера, роман которого «Над пропастью во ржи» вошел в сокровищницу мировой литературы; английского драматурга Д. Осборна, члена группы писателей, называвших себя «злая молодежь». Проблемы неустроенности человека в комфортабельном мире высоких технологий, протеста против попыток манипулирования сознанием, нередко в гротескной форме, поднимались многими писателями-фантастами, в частности Р. Брэдбери в романе «451° по Фаренгейту», К. Воннегутом в антивоенной сатире «Крестовый поход детей». Культура молодежного бунта
|