Главная страница
Навигация по странице:

  • Структура и предмет философии

  • 2 (5). Софисты и сократ о человеке и его мире. Сократ

  • Философия софистов и Сократа: кратко Софисты в философии

  • Среди особенностей философии софистов выделяют: •Релятивизм

  • Среди особенностей философии Сократа выделяют: •Признание абсолютности добра и зла.

  • Определение истины, как не противоречащей самой себе.

  • Истину рождает сам человек

  • Бруно, Н. Макиавелли, Пико Дела Мирандола один мыслитель по выбору студента.) -----5 (13). Общая характеристика философии Нового времени.

  • 6 (15). Эмпиризм и индуктивный метод Фр. Бэкона.

  • 7 (16). Рационализм Р. Декарта.

  • 8 (20). Философия К. Марска (матириалистическое понимание истории)

  • 9 (23). Позитивизм и его исторические формы.

  • 10 (26). Основные идеи постмодернизма.

  • 3(22) Философия жизни Ф. Ницше.

  • 4.(40) Понятия метода научного познанаия.

  • Философия. 1 (1). Предмет философии и её структура. Философия


    Скачать 128.35 Kb.
    Название1 (1). Предмет философии и её структура. Философия
    Дата02.12.2019
    Размер128.35 Kb.
    Формат файлаpdf
    Имя файлаФилософия.pdf
    ТипДокументы
    #98143

    1 (1). Предмет философии и её структура.
    Философия — это теоретически разработанное мировоззрение, система общих категорий,
    теоретических взглядов на мир, место в нем человека, осознание различных форм отношения человека к миру, которое опирается на достижения наук о природе и обществе и владеет определенной мерой логической доказательности. Ценность философии — в пробуждении творческого, конструктивного осмысления человеком самого себя, мира, общественной практики и истоков общественного продвижения в будущее, в потрясении сознания.


    Потрясение — пролог к пробуждению движения, к самостоятельной духовной жизни личности,
    ее самосознания.
    Структура и предмет философии. Философия включает в себя учение об общих принципах бытия мироздания (онтология, или метафизика), о сущности и развитии Человеческого общества (социальная философия и философия истории), учение о человеке и его бытии в мире
    (философская антропология), теорию познания (гносеология), проблемы творчества, этику,
    эстетику, теорию культуры и, наконец, историю философии. Так исторически сложился предмет философии, т.е. круг ее специфических разделов и проблем, так теоретически и практически,
    т.е. организационно и педагогически, дифференцировались ее разделы.
    Предмет философии — не одна какая-нибудь сторона сущего, а все сущее во всей полноте
    своего содержания и смысла., т.е. мир в целом в своих наиболее общих закономерностях,
    рассматриваемый под углом зрения субъект -объектного отношения, иначе говоря, отношения человек — мир . Таким образом, философия исследует: 1) природу и сущность мира; 2)


    природу, сущность и назначение человека; 3) систему человек — мир в целом и состояние, в


    котором она находится.
    2 (5). Софисты и сократ о человеке и его мире.
    Сократ – это древнегреческий философ, чьи труды имели переломное влияние на формирование античной философской мысли.
    Софисты изначально были платными учителями, поэтому их мысль в прямом смысле ограничивалась – они давали лишь те знания, которые были нужны их ученикам. Так сказать,
    «по запросу, требованию».

    Сократ же отмечал, что его главная миссия – это научить человека мыслить, причем самостоятельно, что успешно выполнялась, благодаря озвученному методу (майевтики).
    Наводящие вопросы заставляли человека мыслить, а что такое философия, как не любовь к мудрости, риск быть умным, мыслить самостоятельно.
    Философия софистов и Сократа: кратко
    Софисты в философии использовали такой метод, как эвристика или искусство спора.
    Софисты учили доказывать свою правоту окружающим, пренебрегая поиском истины.
    Среди особенностей философии софистов выделяют:

    Релятивизм – относительность. Софисты утверждали, что нет абсолютного добра или зла –
    все относительно, поэтому добро можно трактовать как зло и наоборот. Горгий (софист) брался за похвалу или уничижение любой вещи, понятия вне зависимости от ее объективных качеств.

    Космополитизм – гражданин мира. В Древней Греции каждый город (полис) считался отдельным государством с законами и властью. Софисты путешествовали в поисках учеников,
    поэтому не считали себя патриотами одного города.

    Субъективизм. Протагор: человек есть мера всех вещей, существующих в том, что они существуют и не существующих в том, что они не существуют. Еще одно замысловатое вращение с оттенком релятивизма. Данная точка зрения ссылается на то, что именно человек –
    мера всех вещей и истина для явлений и понятий. Опять-таки отличный способ «уклониться» от объективности, сыграв в свою пользу.
    Философия Сократа была намечена на человека. С помощью майевтики и иронии, которые были введены в диалектику, мыслитель учил, что мы можем признавать и не признавать истину,
    но она существует независимо от нас.

    Среди особенностей философии Сократа выделяют:

    Признание абсолютности добра и зла. Знание, как считал Сократ, есть добродетель,
    поскольку знающий человек не творит зла.

    Форма диалога. Философские беседы у Сократа всегда были в форме диалога, который он начинал с признания своей некомпетентности, тем самым располагая человека.

    Определение истины, как не противоречащей самой себе. Проявлялось это в том же диалоге: оппонент часто начинал противоречить себе и исходным тезисам, что и подмечал
    Сократ.

    Истину рождает сам человек. Не интерпретирует, а доходит до нее путем рассуждений, что соотносится с идеалистической позицией Сократа.
    3 (9). Общая характеристика европейской среднеевропейской философии.
    ?-----
    4 (12). Антропоцентризм. Пантеизм и натурфилософия Возрождения ( Н. Кузанский, Дж.
    Бруно, Н. Макиавелли, Пико Дела Мирандола один мыслитель по выбору студента.)
    ??-----
    5 (13). Общая характеристика философии Нового времени.
    Это время характеризуется переходом от религиозной, идеалистической философии к философскому материализму и материализму естествоиспытателей, так как материализм соответствует интересам наук. И тот и другой начинают критику схоластики с постановки вопроса о познаваемости мира. Возникает два течения в гносеологии: сенсуализм и рационализм. Сенсуализм - это учение в гносеологии, признающее ощущения единственным источником познания. Сенсуализм неразрывно связан с эмпиризмом - все знания обосновываются в опыте и посредством опыта. Рационализм - учение, признающее разум единственным источником познания.
    Однако материализм Нового времени не смог отойти от метафизики. Это обусловлено тем,
    что под законами развития и движения мира понимаются только механические. Поэтому материализм этой эпохи является метафизическим и механистическим.
    Рационализм Нового времени характеризуется дуализмом. Признаются два первоначала мира:
    материя и мышление.
    Разрабатываются методы познания мира. Сенсуализм использует индукцию - движение мысли от частного к общему. Рационализм опирается на дедукцию - движение мысли от общего к частному.
    6 (15). Эмпиризм и индуктивный метод Фр. Бэкона.
    Родоначальником опытного знания и отцом эмпиризма считают Ф. Бэкона. Главной задачей философии Бэкон считал создание нового научного метода познания, а целью научного знания должно быть принесение пользы человечеству.
    Общей задачей всех наук, считал Бэкон, это не созерцание природы, как считалось ранее, а увеличение власти над природой.
    С Бэкона начался процесс прагматического отношения к науке. Его суть в том, что знание,
    не приносящее практических результатов, Бэкон считал лишним. Отсюда Бэкон ориентирует науку на поиск своих открытий не в теории, а в практике (эксперименте). Но для овладения природой необходимо разрабатывать новые методы исследования.
    Изучая историю науки, Бэкон пришел к выводу, что в ней проступают два пути, два метода исследования:

    Дедуктивный метод, дедукция – выведение, как движение мысли от общих положений к частным выводам.
    Индуктивный метод. Движение мысли от изучения единых фактов к общим положениям и обобщениям. Этот метод основан на умственной переработке материалов, доставляемых опытом. Этот метод Бэкон считал наиболее подходящим для развития естествознания.
    Главная заслуга Бэкона – это обращения взора к познанию природных явлений. По его мнению, Бог составляет предмет веры, а не знание, а разум должен быть обращен к мирской практической деятельности.
    7 (16). Рационализм Р. Декарта.
    стремясь дать более строгое обоснование новому естествознанию Декарт ставит вопрос о природе человеческого познания и вопреки Бэкону подчеркивает большое значение рационального познания, которое по его мнению является более важным средством получения достоверного знания.
    Для освобождения от субъективных заблуждений, мешающих познанию, Декарт использует критику, которая у него носит форму сомнения. Он придерживался формуле :
    «Все подвергать сомнению».
    Суть Декартовского сомнения: «Никогда не принимать за истину то, что я не познал с очевидностью. Включать в мои суждения только то, что не дает мне повода для сомнения».
    Декарт считал, что в научном познании метод сомнения не только уместен, но и является эффективным приемом в научных исследованиях.
    Важной заслугой Декарта является то, что в основу новой философии он положил ,
    впервые, разделение действительности на субъект и объект. Это дало четко определить не только источник познания(объект), но и превратить познание в самопознание.
    Центральным понятием рационалистической философии Декарта является понятие субстанция.
    8 (20). Философия К. Марска (матириалистическое понимание истории)
    Маркс приходит к выводу, что именно труд, материальное производство составляют основу человеческого бытия, истории людей.
    Так рождается наиболее важная,
    центральная идея марксисткой философии
    – материалистическое понимание истории. В сжатой форме сущность материалистического понимания истории излагается Марксом в работе «
    К критике политической экономии
    » (1859): «Совокупность производственных отношений составляет экономическую структуру общества, реальный базис, на котором возвышается юридическая и политическая надстройка и которому соответствуют определенные формы общественного сознания. Способ производства материальной жизни обусловливает социальный, политический и духовный процессы жизни вообще. Не сознание людей определяет их бытие, а, наоборот, их общественное бытие определяет их сознание».

    Основываясь на материалистическом понимании истории, Маркс устанавливает определенную повторяемость в истории различных стран, в организации их общественной жизни. Он выделяет несколько основных исторических форм организации общества (или формаций). В основе различий между формациями лежат различия в типе организации материального производства. В результате история человечества представляется в виде развития от первобытного строя
    , через рабовладельческую и феодальную к капиталистической, а от нее с необходимостью к коммунистической общественной формации.
    Здесь Маркс приходит ко второй важнейшей идее своей философии – пониманию истории как закономерного, естественноисторического процесса. Он приходит к выводу, что существуют не только объективные законы развития природы, но и общества. Опираясь на этот вывод, Маркс и его соратник
    Ф. Энгельс в «
    Манифесте Коммунистической партии
    »
    провозгласили неизбежность падения капитализма и перехода к коммунистическому обществу
    9 (23). Позитивизм и его исторические формы.
    Позитивизм– одно из основных направлений современной западной философии. Эта философия определила ориентацию на положительное (позитивное) знание, образцом которого является математическое естествознание, обладающее такими свойствами, как точность,
    последовательность. Позитивизм стремился придать и философии математическую строгость,
    пытаясь ограничить её язык только узко специальной терминологией, ссылкой на фактологическое знание и анализ текста наблюдения. Достигая при этом подходе некоторых успехов в решении частных вопросов в методологии научного познания, позитивизм существенно суживает содержание философии, исключая главную её задачу: исследовать не просто существование явлений мира, а выявить их социокультурный смысл. Более чем за 150
    лет своего развития позитивизм сменил четыре исторические формы.
    Первая историческая форма позитивизма существовала на протяжении 30-х – 90-х годов
    XIX века. Её основателем был О. Конт (1798 – 1857), французский учёный. Его достижением было обоснование самоценности конкретных наук
    Вторая историческая форма позитивизма -эмпириокритицизм - возникла в 70-х годах XIX ст. (Э.
    Мах, Р. Авенариус). Они сохраняют установку на положительное опытное знание. «Очищают»
    его от метафизических понятий (наслоений), сводя только к чувственному опыту, переводят трактовку процесса познания в психологическую плоскость. Они отказываются от построения всеобщей системы знаний (классификации наук) и ограничиваются разработкой теории научного познания.
    Третья форма – неопозитивизм - складывается в 20-е годы XX ст. в трёх философских центрах:
    Австрии, Англии, Польше. Основоположниками были М. Шлик, Р. Карнап, М. Витгенштейн.
    Они заметили, что язык не просто средство мышления, но явление, которое активно воздействует на способ и ход наших мыслей, может быть источником ошибочных представлений, даже бессмысленных, абсурдных высказываний. Неопозитивисты включали в состав научных положений только проверенные на осмысленность методом верификации (через подтверждение конкретным опытом).
    Четвёртая историческая форма получила название постпозитивизма. Её представители - К.
    Поппер, Т. Кун, И. Лакатос, П. Фейерабенд. Они подвергают критике неопозитивистский идеал научности, сведённый к простому описанию фактов, анализируют динамику научного знания,
    его исторический процесс эволюции, причём с учётом социальных (социокультурных) условий.
    Тем самым они реабилитируют значимость философско-мировоззренческих проблем. К. Попер разработал метод фальсификации как метод переоценки научных знаний. Т. Кун выявил
    особенность научного знания: оно развивается в рамках определённой научной парадигмы,
    которую формирует сообщество учёных как коллективный субъект познания со своим особым стилем мышления. Смена парадигм - закон развития научного знания.
    10 (26). Основные идеи постмодернизма.
    Важной составляющей философии постмодернизма являются конструктивизм и эпистемологический (познавательный) релятивизм. Это означает наличие в философии постмодернизма следующих ключевых «установок»:
    •Так называемый реальный мир по сути иллюзорен.
    •Истина не может быть познана и объяснена однозначно. Она многогранна.
    •Внешний мир не дан нам изначально. Мы сами конструируем его в той или иной степени.
    •Из предыдущего утверждения исходит также и тот вывод, что «конструкций» реальности может быть неограниченное количество и все они равноправны между собой, нет более реальной, более истинной, более объективной конструкции
    •А следовательно и человек не познает мир, а всего лишь интерпретирует его.
    Интересно отметить, что подобный нигилизм постмодернизма чем-то напоминает восточную философию, дзен-буддизм, например. На Востоке еще за 1000 лет до постмодернистов провозглашался подобный релятивизм и неоднозначность истины. Однако, если Запад оказался
    «разочарованным», то Восток наоборот – по истине наслаждается идеей многогранности и непостижимости истины в словах.
    * * *
    Постмодерн проявил себя во многих сферах, а не только в философии: в литературе, искусстве,
    кино и т.п. Сегодня постмодерн представляет собой особое мировоззрение, характеризующееся в общем виде недоверием к традиционным реалистическим концепциям.
    3(22) Философия жизни Ф. Ницше.
    Фридрих Ницше – один из наиболее блестящих европейских философов-современников. Его имя известно во всем мире, а его идеи полны жесткой критики и нигилизма.
    Ницше был многосторонним, его труды можно разделить на несколько идей:
    •1) Воля к власти.
    •2) Смерть бог.
    •3) Нигилизм.
    •4) Переоценка ценностей.
    •5) Сверхчеловек.
    Философия Ницше кратко упоминает теории, являющиеся почвой для его размышлений, таких как теория эволюции и естественного отбора Дарвина и метафизика Шопенгауэра. Не смотря на огромное влияние этих теорий на труды Ницше, в своих размышлениях он безжалостно критикует их. Тем не менее, естественный отбор и борьба за выживание, в которой выживают сильнейшие, привела к желанию философа создать некий идеал человека. Воля к власти
    Зрелую философию Ницше кратко можно изложить в его стремлении к власти и господству. Это было его главной жизненной целью, смыслом существования. Воля для философа являлась основой мира, который состоит из случайностей и наполненный хаосом и беспорядком. Воля к власти привела к мысли о создании «сверхчеловека».

    Философия жизни
    Философ считает, что жизнь является отдельной и уникальной для каждого человека реальностью. Он не отождествляет понятия разума и жизни и жестко критикует выражения и учения, касающиеся мыслей как показателя к существованию человека. Ницше представляет жизнь как постоянную борьбу, и поэтому главным качеством человека в ней выступает воля.
    Сверхчеловек
    Краткая философия Ницше основывается на неком подобии идеального человека. Его идеальный человек крушит все нормы и идеи и правила поставленный людям, ведь это всего лишь фикция, навязанная христианством. Само христианство философ рассматривает как инструмент насаждения людям качеств, которые делают из сильных личностей слабых, создают рабское мышление. При этом религия идеализирует слабых людей.
    Истинное бытие
    Философия Ницше кратко освещает проблемы бытия. Он считает, что нельзя противопоставить истинное и эмпирическое. Отрицание реальности мира способствует отрицанию реальности человеческой жизни и декадансу. Он утверждает, что абсолютного бытия нет, и не могло быть.
    Существует лишь круговорот жизни, постоянный повтор того, что уже когда-то было.
    Ницше яростно критикует абсолютно все: науку, религию, нравственность, разум. Он считает,
    что большая часть человечества жалкие, неразумные, неполноценные, люди, единственным способом управления которыми является война.
    4.(40) Понятия метода научного познанаия.
    Получение и обоснование объективно-истинного знания в науке происходит при помощи научных методов. Науучный меутод — совокупность основных способов получения новых знаний и методов решения задач в рамках любой науки. Метод включает в себя способы исследования феноменов, систематизацию, корректировку новых и полученных ранее знаний. Умозаключения и выводы делаются с помощью правил и принципов рассуждения на основе эмпирических
    (наблюдаемых и измеряемых) данных об объекте. Базой получения данных являются наблюдения и эксперименты. Для объяснения наблюдаемых фактов выдвигаются гипотезы и строятся теории, на основании которых формулируются выводы и предположения. Полученные прогнозы проверяются экспериментом или сбором новых фактов. Важной стороной научного метода, его неотъемлемой частью для любой науки, является требование объективности,
    исключающее субъективное толкование результатов.
    Методы научного познания включают в себя:
    1-общечеловеческие приемы мышления (анализ, синтез, сравнение, обобщение, индукцию,
    дедукцию...).
    2-способы эмпирического и теоретического исследования.
    3-для процессов построения теоретических систем знания особое значение имеет метод восхождения от абстрактного к конкретному.


    написать администратору сайта