курсовая. 1.1 пр социология. 1. 1 Социология в понимании социального мира
Скачать 23.89 Kb.
|
1.1 Социология в понимании социального мира План: Индивид и общество. Функционирование общества возможно только как результат деятельности конкретных людей. Любой социальный институт, любая система ценностей и норм выполняет свою регулирующую роль, если материализуется в действиях, поступках индивидов. Столкновения интересов социальных групп, классов ведут к сдвигам в обществе, если приходят в движение реальные носители этих интересов. Вот почему проблема функционирования общества - это также и проблема взаимоотношения, взаимосвязи общества и индивида. Люди с их конкретными интересами, с одной стороны, составляют основу общества, делают возможным само его существование, а с другой - представляют для него большую угрозу, вносят дестабилизирующее начало. Каждый человек видит смысл жизни в реализации личных планов и целей, в самоутверждении, и, следовательно, стремится к большей свободе действий. Общество, напротив, может существовать как целое, единое образование только при условии осознания населением необходимости совместного существования и соответственно - принятия единых правил, норм и ценностей. Это противоречие между общими и частными интересами решается в обществах по-разному. Например, в тоталитарных государствах личный интерес низводится до второстепенного и подчиняется общественному. Общественный же интерес сам деформируется из-за неподконтрольности со стороны общественности и отождествляется с групповым интересом. В демократическом государстве личный и общий интересы получают наивысшее развитие благодаря разграничению гражданского права, защищающего свободу личности, и государственного права, отстаивающего единые национально-государственные интересы. Другим противоречием, определяющим жизнеспособность общества, является противоречие между подвижной, изменчивой природой личных потребностей и интересов и устойчивостью, стабильностью общества как необходимого условия его воспроизводства. Как же решается это противоречие? В одних странах просто закрывается доступ человека к новой информации, влияющей на мировосприятие. В других - эту информацию делают дозированной, пытаясь тем самым затормозить обновление духовного мира людей. С такой практикой целенаправленного воздействия на личность мы столкнулись в нашей стране, когда на десятилетия целые пласты мировой общественной мысли оказались закрытыми не только для широких масс, но и для специалистов. Отечественная общественная наука варилась в собственном соку, создавала идеологические подпорки политическому режиму и, конечно, оказалась неспособной дать ответы на коренные вопросы реформирования общества. Стабильность, достигаемая исключительно принуждением, неизбежно оборачивается консервацией, замедлением темпов развития и даже деградацией, если прекращается приток в массовое сознание новых идей, новой информации, если в рамках существующих социальных институтов оказывается невозможным удовлетворить новые потребности, реализовать новые цели. Социальная среда и социальное поведение. Социальное поведение — форма и способ проявления социальными акторами своих предпочтений и установок, возможностей и способностей в социальном действии или взаимодействии. Понятие «поведение» пришло в социологию из психологии. Смысл термина «поведение» иной, отличающийся от смысла таких традиционно философских понятий, как действие и деятельность. Если под действием понимается рационально обоснованный поступок, имеющий ясную цель, стратегию, выполняющийся с привлечением конкретных осознанных методов и средств, то поведение — это всего лишь реакция живого существа на внешние и внутренние изменения. Такая реакция может быть и осознанной, и неосознанной. Так, чисто эмоциональные реакции — смех, плач — также являются поведением. Социальное поведение - это совокупность человеческих поведенческих процессов, связанных с удовлетворением физических и социальных потребностей и возникающих как реакция на окружающую социальную среду. Субъектом социального поведения может быть индивид или группа. Если абстрагироваться от чисто психологических факторов и рассуждать на социальном уровне, то поведение индивида определяется прежде всего социализацией. Тот минимум врожденных инстинктов, которым обладает человек как биологическое существо, одинаков у всех людей. Поведенческие различия зависят от приобретенных в процессе социализации качеств и в какой-то степени — от врожденных и приобретенных психологических индивидуальных особенностей. Кроме того, социальное поведение индивидов регламентируется социальной структурой, в частности ролевой структурой общества. Социальная норма поведения — это такое поведение, которое полностью соответствует статусным ожиданиям. Благодаря существованию статусных ожиданий общество заранее с достаточной вероятностью может прогнозировать действия индивида, а сам индивид — координировать свое поведение с принятым обществом идеальным образцом, или моделью. Социальное поведение, соответствующее статусным ожиданиям, американский социолог Р. Линтон определяет, как социальную роль. Социальная среда - это прежде всего люди, объединённые в различные группы, с которыми каждый индивид находится в специфических отношениях, в сложной и разнообразной системе общения. Социальная среда, окружающая личность, обладает активностью, воздействует на человека, оказывает давление, регулирует, подчиняет социальному контролю, увлекает, «заражает соответствующими «моделями» поведения. Социальные отношения и социальные институты. Обычно наши действия, затрагивающие других людей или направленные на них, вызывают у них ответную реакцию. Например, выслушав наше мнение, собеседник высказывает свое отношение к обсуждаемому предмету. Обмен действиями означает, что происходит социальное взаимодействие. Формы такого взаимодействия весьма разнообразны. Выступая в этих взаимодействиях как представители или члены определенных социальных групп, общностей, люди ожидают от других того или иного поведения. Если контакты или взаимодействия повторяются, становятся устойчивыми, упорядоченными, то они приобретают характер социальных отношений. Именно такими являются отношения в семье, в производственном коллективе, в учебном заведении и т.д. Итак, социальными отношениями называются такие устойчивые отношения между людьми и общностями людей, которые являются осознанными, понятными их участникам и характеризуются их соответствующим поведением. Например, ученик, попадая в другую школу, довольно быстро осваивается в новой ситуации и начинает выполнять учебные задания, знакомится с одноклассниками и т.д. Мы с вами уже рассмотрели основные общности людей, входящие в социальную структуру общества. Это малые и средние социальные группы, а также большие социальные группы – классы, социальные слои, социально-этнические общности и т.д. Социальные отношения складываются между отдельными людьми как членами этих общностей, а также между данными общностями как носителями особых целостных качеств, характеристик. Порой социальные отношения порой приобретают конфликтный характер. Основная причина социальных конфликтов – это социальное неравенство в обществе, связанное с неодинаковым распределением ценностей как внутри каждой общности, так и между ними. Люди осуществляют социальные действия потому, что стремятся достичь ценимого ими результата, т.е. ради определенных ценностей. Понимание того, что является ценностью и как соотносятся между собой по степени важности разные ценности, неодинаково и у отдельных личностей, и у социальных общностей. Тем не менее каждая общность имеет свою шкалу ценностей, и люди, входящие в эту общность, знают данную шкалу и в основном придерживаются ее. Попробуйте, например, определить, что является ценностью с точки зрения школьного ученического коллектива? А теперь постарайтесь представить себе шкалу ценностей военнослужащего, ученого, предпринимателя, священнослужителя, художника или музыканта. Слово «институт» в переводе с латинского (institutum) означает установление, учреждение. Это означает, что институты не возникают сами собой, без участия людей. Наоборот, их создают или совершенствуют, руководствуясь более или менее ясной целью. Такой целью для социальных институтов в конечном итоге является удовлетворение определенных общественных потребностей. На удовлетворение потребностей направлена вся сознательная деятельность людей. В процессе деятельности люди вступают в общественные отношения. Эти отношения весьма разнообразны, и некоторые их разновидности нужно четко отрегулировать, упорядочить, потому что от этого зависит удовлетворение наиболее важных потребностей человека и общества. Упорядочение общественных отношений осуществляется с помощью социальных институтов. Исходя из того, что в современной общественной жизни выделяют четыре основные сферы – социальную, духовную, экономическую, политико-правовую, целесообразно разделить общественные институты в соответствии с их принадлежностью к той или иной сфере. В социальной сфере действуют институты семьи, медицины, социального обеспечения. Они обеспечивают решение вопросов, связанных с воспроизводством человеческого рода, сохранением здоровья людей, помощью больным и престарелым людям и т.д. С институтами социальной сферы тесно связаны институты духовной сферы общественной жизни – образование, наука, искусство, церковь. Эти институты обеспечивают создание, хранение и передачу новым поколениям ценностей духовной культуры, социализацию подрастающих поколений. В экономической сфере жизни общества действуют институты собственности, финансовые институты, институты производства и т.д. Их назначение состоит в том, чтобы обеспечить условия, благоприятствующие производству, распределению, обмену и потреблению жизненных благ. Наконец, политико-правовая сфера общественной жизни связана с функционированием институтов государства и права: законодательных и административных органов, армии, правоохранительных, контролирующих органов, политических партий и т.д. Общая задача этих институтов – поддержание порядка, осуществление власти, упрочение целостности общества. Все эти социальные институты во многом непохожи друг на друга. Но у них есть и некоторые важные общие черты. Связано это с тем, что люди в процессе своей совместной деятельности ищут наиболее приемлемые и результативные способы ее организации, своеобразные шаблоны, образцы и правила поведения. Удачные находки постепенно становятся привычными и общепризнанными, что и характеризует социальные институты. Итак, возникновение социальных институтов – это прежде всего процесс выработки и закрепления социальных норм, правил, а также определенных социальных ролей. Ведь если такие нормы и правила выработаны, то должны быть не только люди, которые их выполняют, но и те, кто следят за их выполнением, поощряют правильные действия и наказывают за нарушения правил. Социальный институт – это система связей между людьми и социальных норм, правил взаимоотношений и деятельности людей. Данная система выражает утвердившееся в обществе понимание определенных ценностей. Она закрепляет также процедуры, ведущие к удовлетворению соответствующих потребностей общества. Конкретные процедуры бывают очень разными. Например, правила оформления банковского кредита непохожи на правила голосования на выборах, процедура крещения новорожденного очень мало напоминает процедуру выпускных экзаменов в школе или защиты диссертации на соискание ученой степени. Но без четко фиксированных правил, процедур и распределения ролей или функций, выполняемых разными людьми, нет и социальных институтов. Социальные роли, предусмотренные действующими институтами, отличаются устойчивостью. В обществе осуществляется довольно жесткий контроль за правильностью исполнения этих ролей. Например, кассир в банке или в магазине должен очень четко различать свои собственные деньги и те деньги, которые вверены ему по службе, иначе его ждет весьма суровое наказание. Социализация и идентификация. Социализация личности – это процесс вхождения каждого индивида в социальную структуру, в результате которого происходят изменения с самой структуре общества и в структуре каждой личности. Это обусловлено социальной активностью каждого индивида. В результате данного процесса усваиваются все нормы каждой группы, проявляется уникальность каждой группы, индивид усваивает образцы поведения, ценности и социальные нормы. Все это крайне необходимо для успешного функционирования в любом обществе. Процесс социализации личности проходит в своем развитии три основные фазы. Первая фаза заключается в освоении социальных ценностей и норм, в результате чего личность учиться соответствовать всему обществу. Вторая фаза заключается в стремлении личности к собственной персонализации, самоактуализации и определенном воздействии на других членов общества. Третья фаза заключается в интеграции каждого человека в определенную социальную группу, где он раскрывает собственные свойства и возможности. В определении, которое дает Юнг, подчеркиваются три момента: 1) целью этого процесса является развитие целостной личности; 2) индивидуация не может осуществиться в состоянии изоляции, она предполагает и включает коллективные взаимоотношения; 3) индивидуация подразумевает определенный уровень оппозиции по отношению к социальным нормам, не имеющим абсолютной ценности. Юнг тщательно разводит понятия индивидуации, интеграции личности и сознательности Я; сущность этого процесса заключается в том, что Самость должна избавиться от всего ложного, что есть в Персоне, и преодолеть то, что насильно навязано архетипами. Процесс индивидуации может быть самопроизвольным или облегчаться посредством анализа, но некоторые высказывания Юнга производят неблагоприятное впечатление в том смысле, что индивидуация есть якобы нечто элитарное. Этот процесс сопряжен с некоторыми опасностями: интенсивная включенность во внутренний мир и его захватывающие образы могут привести к нарциссической поглощенности; такие проявления, как антисоциальная активность или психотический срыв, могут расцениваться в качестве закономерного результата процесса индивидуации. Нередко символизм индивидуации рассматривается через понимание того, как могут объединяться противоположности, чтобы продуцировать новый личностный синтез. Юнг утверждал, что мондалы (изображения геометрических фигур с более или менее регулярными делениями, число которых кратно четырем) выражают целостность психики примерно так, как это воспринимается и переживается при индивидуации. Хотя Юнг считал, что собственно индивидуация является прерогативой второй половины жизни, современная аналитическая психология расценивает этот процесс иначе, относя его ко всему жизненному пути. Нерешенным по сей день остается вопрос, должна ли интеграция обязательно предшествовать индивидуации; очевидно, однако, что лучше, чтобы благодаря интеграции я стало достаточно сильным и могло противостоять вторгающимся в сознание феноменам индивидуации. Идентифика́ция (лат. identificāre — отождествлять) — частично осознаваемый психический процесс уподобления себя другому человеку или группе людей. В ряде случаев может относиться к механизмампсихологическойзащиты. Как защитный механизм Защитнаяформа идентификации — это представление о ком-то, как о продолжении себя. Наиболее часто это встречается у родителей, воспринимающих таким образом своих детей. С одной стороны, идентифицируясь с ними, родитель как бы приписывает себе молодость и достижения ребёнка, а с другой стороны к этому обычно добавляется проекция на ребёнка собственных желаний, целей и потребностей. Подобное отношение к другим особенно характерно при выраженном нарциссизме. Кроме того, такой процесс как «идентификация с агрессором» хотя и является по сути скорее интроекцией агрессора[2], может быть частично осознан и тогда его правильнее относить к защитной форме идентификации. Идентификация лежит в основе нормальных попыток стать похожим на другого человека или группу людей, перенять значимые черты. В таком виде она присутствует с раннего детства и постепенно развивается от примитивного желания «вобрать в себя», до более сложных, эффективных и субъективно контролируемых форм. Идентификация способствует установлению глубокой эмоциональной связи с другим человеком или группой людей, ощущению причастности, единения с ними. Таким образом, могут быть переняты не только черты и особенности характера, но и нормы, ценности, образцы, что проявляется в форме конформизма. Социальная реальность и понимание социального мира. Социальная реальность - действительность социального мира: существующие в действительности социальные явления и процессы. В социальной философии и социологии понятие "С.Р." еще не получило четкой экопликации и употребляется в основном как синоним понятий "общественная жизнь", "общество", "социально-историческое бытие", "общественный процесс" и др. Впервые в социологии понятие "С.Р." стало применяться в понятийном аппарате феноменологической социологии. В настоящее время употребляют термин "С.Р." в двух смыслах: онтологическом, отражающим все объективно существующие социальные процессы и явления; и эпистомологическом, являющимся предметом конкретных социально-гуманитарных наук и теорий. В истории социологии понятие "С.Р." в онтологическом смысле рассматривалось двумя доминирующими теоретическими линиями, особенным образом объясняющими сущность и природу С.Р.: индивидуалистской (феноменологическая, экзистенциалистская, волюнтаристская (веберовская), конвенционалистская) и позитивистской (дюркгеймовская, марксова, структуралистская, фунционалистская, бихевиористская и др.). Согласно индивидуалистской позиции, С.Р. есть результат целенаправленного или осмысленного человеческого поведения. Феноменологическая социология определяет С.Р. как "общую сумму объектов и явлений социального мира, каким он представляется обыденному сознанию людей, живущих среди других людей и связанных с ними многообразными отношениями взаимодействия" (А. Шюц -). С.Р., следовательно, это повседневный мир, переживаемый и интерпретируемый действующими в нем людьми. Это мир значений, выступающих в виде типических представлений об объектах этого мира. Напротив, позитивистская трактовка С.Р., наиболее ярко выраженная Э. Дюркгеймом, предлагает рассматривать С.Р. в виде социальных фактов, исключающих сознание индивидов. Там, где люди вступили во взаимодействие, считал Дюркгейм, возникает новый уровень реальности, несводимый к сознанию индивидов, внешний по отношению к ним и осуществляющий контроль над их действием. Эта реальность включает в себя, согласно Дюркгейму, два рода явлений: во-первых, способы действия, мышления, чувствования, внешние по отношению к индивиду и обладающие силой принуждения, благодаря которой они контролируют индивида и управляют им. Они состоят из представлений и действий. Поскольку источник их вне индивида, их субстратом не может быть ничто иное, кроме общества, будь то политическое общество в целом или какая-либо из составляющих его групп: религиозные, политические, литературные и профессиональные ассоциации и т.д. (это уровень организации). Ко второй группе явлений относятся прочие факты, не обладающие устойчивой формой, но столь же объективные и так же господствующие над индивидом. Они называются "социальными течениями". |