НМК. 1 1Фольклор народное творчество, народное искусство. В широком смысле фольклор это духовная культура того или иного народа
Скачать 23.67 Kb.
|
1БИЛЕТ : 1) 1Фолькло́р — народное творчество, народное искусство. В широком смысле фольклор — это духовная культура того или иного народа. Она существует в форме словесных текстов, музыки, танца, народного театра, декоративно-прикладного творчества. Ключевая единица фольклора — обряд — сочетает разные проявления народной культуры. К русскому народному творчеству относятся произведения дореволюционного фольклора: былины, ист. песни, обрядовые песни, причитания и произведения после революции: лирические городские песни, романсы, частушки, кадрили. Существует несколько признаков, определяющих народность произведения: идейное содержание русского фольклора, устность народного творчества… 2. Истоки многих музыкальных направлений, возникших в XX столетии, можно найти в фольклоре афроамериканцев - потомков рабов, некогда привезённых из Африки. Вместе с чёрными рабами в Америку попали африканские обряды и верования, песни и инструментальная музыка. Ранний афро-американский музыкальный фольклор можно разделить на две группы - светские и духовные песни. Жанры: Блюз - вид афроамериканской традиционной музыки. Зародился в конце XIX века в афроамериканском сообществе Юго-востока США, Ректайм- Регтайм, рэгтайм— жанр американской музыки, особенно популярный с 1900 по 1918 год. Это танцевальная форма, имеющая размер 2/4 или 4/4 . Джаз ДЖАЗ- род неакадемической музыки. Появился на юге США в кон. 19 – нач. 20 вв. в результате взаимодействия афроамериканской и европейской муз. традиций, со временем распространился в США и Зап. Европе, приобрёл массовую популярность благодаря бурному развитию грамзаписи и радиовещания. Билет: Фольклор не отделим от жизни народа. В становлении этноса выделяют основные стадии: родоплеменные союзы( вятичи, григовичи, фатьяновц. Меряне, мурома), образование государственности, ведущие к образованию народности(малоросы, белорусы, великоросы), которые при соответсвующих условиях превращается в нацию. Одна из важнейших особенностей русской этноистории- непрерывный процесс образования всё новых групп. Этот процесс не прекращался вплоть до 20 века. Вскоре сформировалось 2 крупнейших субэтнических массива: северный и южный. Особенности северного: преобладание эпических песенных жанров в сольной сказительной форме: былины, баллады, духовные стихи, небылицы, скоморошины. В южном преобладают песни с движением: хороводных, плясовых, свадебных, былины, частушки… 2.Баллады -это лиро-эпический жанр, повествовательная песня с драматическим конфликтом. Спецефические черты их текстов являются темами сюжета связаны с необыкновенный событиями происходящим с обыкновенным людьми. Баллада бывает семейно--бытового хар-ра, любовного, исторического, соц-бытового. Героем баллады становится человек переживающий, страдающий и погибающий в тяжелых жизненных ситуациях. В отличие от сказок в балладах побеждает зло, не имеют собственных муз. Форм и могут исполняться на обрядовые, хороводные, духовные и даже плясовые напевы. 3 Билет 1 У русских ключевые обрядовые комплексы приурочены к святочному, пасхальному, троицко-купальскому, которые включают в себя: встречу и проводы мифологических персонажей, запреты и предсказания, касающиеся поверья людей, календарные мотивы, воплощающие культ предков, прогностические, профуцирующие(обряд размножения) и антропические(защитные, обереговые0. Календарные песни, обряды годового круга составляют один из наиболее ранних слоёв муз. Фольклора. Запреты на пение свидетельствуют о том, что в русской народной культуре пение нарекается магическими функциями( запрет петь во время пахоты, на «голый» лес). Насыщенность обрядовым пением весенне-летнего периода гораздо больше, чем в осенне-зимний, поскольку зимой земля ещё «спит», замёрзла. Ритуальное пение используется в земледельческих сообщетсвах с целью получения урожая Имеет магические функции. 2 Русская лирическая протяжная песня зародилась не ранее 16 века их появление связано с возрастанием личностного начала в русской культуре. Лирическая песня открывает нам этот разнообразный мир чувствований русского крестьянина, передает нам прикровенный и сдержанный тон страдания, тоски, любовного ожидания, разочарования, терпения.Если в эпических жанрах чувство подчинено мысли, то в лирике наоборот мысль подчинена чувству. Чувства в лирической песне выражается не столько через слово, сколько через муз речевую интонацию, способную одновременно передать и мысли и чувства. 4 Билет: Масленица, как любой народный праздник богата на обрядовые и ритуальные действа. Именно в них и кроется тайна и красота праздника. Масленица – старинный русский языческий праздник, который проводил границу между зимой и началом весны праздник Отмечается на протяжении семи дней перед началом Великого поста Наиболее популярная традиция – выпекание блинов Важным ритуалом праздника считается сжигание чучела Масленицы Также у каждого дня своё название и назначение: Понедельник – «Встреча» Вторник – «Заигрыши» Среда – «Лакомка» Четверг – «Перелом Масленицы Пятница – «Тещины вечерки» Суббота – «Золовкины посиделки» Воскресенье – «Прощеное воскресенье Масленичные песни — песни, частушки, прибаутки и колядки, которые исполняются на Масленице и приурочены к тем или иным обрядам предвесеннего праздника. Основные темы масленичных песен: встреча и проводы масленицы, а также любовь, семья и плодородие. Былины-поэтическая композиция, основанная на соединении нескольких сюжетов про подвиги с подробным описанием, тексты былин иногда достигают сотни стихов упорядоченных повторением напева. Основные признаки: эпический характер, обязательное наличие сюжета, необыкновенные герои, чаще всего - богатыри, особая манера построения рассказа, описаний персонажей и так далее. Билет 5 1. ЕГО́РЬЕВСКИЕ ПЕ́СНИ — исполнялись в Егорьев день (23 апр. ст. ст.), считавшийся нач. весеннего тепла. В этот день совершался обязательный обряд первого выгона скота в поле (практически выгон мог происходить раньше или позже), при этом скотину ударяли вербными ветками, сохраненными от вербного воскресенья; совершалось ритуальное кормление скотины особым хлебом. Значительное место занимали обряды оберега скота от падежа и диких зверей. Спец. обряды были также обращены к пастухам, совершались магич. обходы стада. 2. Существует 4 основных жанра – свадебные, величальные, корильные песни и причитания. Величальные и корильные песни тесно связаны друг с другом. Корильные часто пародируют величальные. Музыкально-песенное сопровождение присутствовало на каждом этапе свадебной обрядности. Выделяются некоторые её виды: лирические не связаны с обрядом или действом, слагаются традиционным поэтическим языком и часто относятся к общерусскому репертуару. прощальные (причитания, причети) оформляли завершение добрачной жизни. величальные — короткие, повторяющиеся, легкомысленные песни в адрес гостей, исполнялись хором во время ритуальных застолий и служили для общинного закрепления новой структуры социума. корильные (дразнилки) — сатирические, гротескные, игровые или осуждающие песни, как противовес величальным песням. плясовые исполнялись иногда во время торжества. №6 1.Духовные стихи – это уникальный по своей художественной и образной ценности комплекс народно-песенных и церковно-певческих произведений, объединенных общностью христианского религиозного содержания. Они занимают важное место в отечественном культурном наследии, являются ценнейшим источником отечественной духовности. Основная идея духовных стихов: утверждение превосходства духовного над материальным, телесным, прославление подвижничества, мученичества за веру, обличение греховности, несоблюдения Божьих заповедей. 2. Волочебный обряд — обход домов в пасхальное воскресенье, сопровождаемый исполнением волочебных песен. Участники обряда — мужские группы, состоящие из 8—10 (иногда до 20) человек. В основном это мужчины средних лет и молодые парни. Лишь изредка к ним могли присоединиться старики и замужние женщины, а девушки и дети не участвовали вовсе. Волочебники начинали ходить по домам в пасхальное воскресенье после вечерни и продолжали обряд всю ночь. На рассвете хождение прекращалось, даже если за ночь не успевали обойти все дворы. В белорусских особых волочебных песнях в поэтической форме показывается весь земледельческий календарь крестьян, начинающийся Великоднём, который можно считать началом года, Новым годом. №7 1. Обряды этого периода по своему содержанию призваны в ритуальной форме продемонстрировать смену весеннего сезона на летний, провести чёткую границу между ними. Смена весеннего сезона летним оформляются в народной традиции через смерть ритуального персонажа – русалки или кукушки, Костромы или ведьмы. В целом обряды весеннее-летнего пограничья основаны на смещении двух культов – культа растений и культа заложных покойников. Среди растительной символики первостепенное место в восточнославянской мифологии отведено берёзке, поскольку она олицетворяет женское начало, а с другой – тесно связана с душами умерших. В троицко-купальский период могут исполняться: приуроченные лирические песни (во время полевых работ), частушки под балалайку или гармошку (на гулянии), плачи, нередко звучащие на «похоронах» мифологического персонажа, также в лесу, в поле, на болоте «по своих горях», инструментальные наигрыши пастухов. 2.Небылицы и скоморошины в северной и сибирской традициях по общественной функции своей служат необходимым дополнением к былинам и историческим песням. После завершения развернутого героического сказания необходима была комическая разрядка. И она происходила благодаря исполнению сказителем слов шуточного, юмористического содержания на строгий былинный напев. В такой манере исполнялись небылицы - набор коротких сюжетных мотивов, содержащих сообщение о небывалых, невероятных происшествиях. Несколько иной характер поэтического изложения имеют скоморошины. К тому же иногда они поются на особые, самостоятельные напевы, несколько отличные от былинных. Часть скоморошин представляет собой пародии на былины. №8 1.С 90-х годов XIX века и по 1917 год (начало организованного собирания русских народных песен в связи с появлением научных обществ, посвященных изучению народной музыки, а также широкого применения механической фонозаписи с помощью звукозаписывающих аппаратов). Первый период собирания народной песни. Начало собирания русских народных песен относится к восемнадцатому веку. 2. Хоровод – это синтетический жанр, объединяющий песню, танец и театрализованное действие. К середине 17 столетия особенно на протяжении 18-19 веков хороводы, игры и пляски стали любимым развлечением сельской молодёжи. Молодежь водила хороводы обычно в весенне-летний период. На юге России хороводы имели стойкую сезонную приуроченность. Каждому времени года, каждому традиционному земледельческому празднику соответсвуют свои особые хороводы, хороводные песни. На севере значительная роль принадлежала хороводам внутри помещеня. Так же игры с пением широко практиковались на молодёжных вечорках и на рождественских вечорках. Самый распространённый хоровод-движение по кругу. При исполнении многих хороводных песен движением шагом сменяется притопом, что тесно выражается в ритм песни. Игровые хороводы на первом месте выступают в моменте театральности, когда солист в центре круга изображает те или иные жизненные ситуации, о которых поётся в песне, а певцы подыгрывают своими движениями и пением участникам игровой песни. Русская пляска имеет свои особенности. Прежде всего в ней участвует ограниченное число танцоров. Пляска вообще может быть сольной, но чаще всего бывает парной при состязании танцоров и танце парня с девушкой.Важная черта пляски- импровизация, каждый участник стремится продемонстрировать свою изобретательность. Пляски подвижны, энергичны, стремительны и исполняются в сопровождении муз инструментов. №9 1. Колыбельная — это особый лирический жанр устного народного творчества. Один из самых древнейших жанров народного фольклора. Колыбельные в основном исполняются мамами при укачивании своего малыша. В разных местностях обладают несходными напевами из-за различных способов укачивания младенцев. Укачивание на руках преобретал трёхдольный размер. Потешка– это весёлая народная песенка. Слово потешка происходит от слова потешаться (беззлобно подсмеиваться; подшучивать над кем-либо, чем-либо). Потешки называют народными, потому что они созданы народом. Когда детей убаюкивали или веселили, чтобы они не плакали, им рассказывали или пели такие потешки. Они имели выразительные напевы, прививая ребёнку музыкальный худ вкус. Плач — выражают горе, связанное с печальными и трагическими событиями: с похоронами, свадебными, рекрутскими и другими обрядами, неурожаем, болезнью. Жанр бытовой народной поэзии, лирико-драматическая импровизация в стихах. Считается женским жанром, обычно исполняется сольно. Плакальщица привлекала внимание усопших предков к её личным и семейным невзгодам, чтобы получить помощь и поддержку. Причитания — жанр обрядового фольклора, состоящий из жалоб и плачей. Главная роль принадлежит стенаниям по усопшим. Погребальные плачи исполняются в различные моменты похоронного обряда. Похоронные причитания в северной и южной традиции звучат по-разному. На севере имели характер напряжённого ритмически организованного речитатива. На юге основаны на комбинировании попевок терцового диапазона. 2.Вьюнишник - славянский календарный обычай с чествованием и поздравлением молодоженов, вступивших в брак в течение последнего года. Обрядовый обход дворов с окликанием был приурочен к концу пасхальной недели и совершался или в субботу или в Фомино. Песни, сопровождавшие обряд, назывались вьюнцами. Обычно вьюнинами заканчивался годовой цикл послесвадебных гостеваний и праздников. Молодожёны становились полноправными членами общества семейных людей. Вьюнишные песни имеют традиционный для обходных песен зачин (обращение с просьбой разрешить окликать молодых, описание того, как окликальщики искали двор молодых, и т. п.), а завершаются типовой просьбой о вознаграждении. воскресенье. №10 1.Жанры русского фольклора возникли не одновременно. Наиболее старыми жанрам фольклористы считают обрядовые песни, заговоры, загадки, пословицы; несколько более поздним - сказка, былины; ещё более поздними - исторические песни, самый новый жанр - частушки. Сформировался богатейший солдатский песенный фольклор-солдатские сказки, рекрутская обрядность и причитания. Формирование в 17 веке церковно-приходской системы. Раскол Русской православной церкви определили многое в дальнейшей судьбе русского муз фольклора. Старообрядцы сохранили огромное число старых рукописных книг и в этой среде большое распространие получил жанр- Духовные стихи. Изгоняются из городов скоморохи и сжигаются скоморошьи инструменты, благодаря этому формируется слободской фольклор, который является связующим звеном между крестьянской и городской культурой. На этой основе появялется городская песня. Их особенности: чёткий ритм, стихосложение близко к литературному, рифма обязательна. Началось освоение русской гармошки(середина 19в), возник новый жанр- русская частушка. Слободская среда восприняла городские бальные танцы, которые вошли в фонд крестьянской хореографии. 2.Колядки или колядные песни — календарные обрядовые песни, исполняемые преимущественно в святочный период, во время ритуальных обходов по домам (колядовании). Новогодняя обрядность и обрядовая поэзия своими элементами имели: праздничные сборища и игры, песни, призывавшие благополучие в семью и урожай в поле (общеславянское наименование - «колядки», среднерусское - «овсень», «таусень», севернорусское — «виноградье»), гадания на Святки (подблюдные песни) и т. д. В дни празднования Нового года охотно гадали: считалось, что это время самое подходящее для того, чтобы узнать грядущую судьбу. Песни, которыми сопровождались эти календарные гадания, называли подблюдными', их действительно пели над блюдом - чашей. Подблюдная песня - это песня-символ, песня-иносказание. |