Спасова Е.А. - Тема 1 (2). 1 (2 часа). Современные концептуальные подходы к управлению персоналом нефтегазовых предприятий
Скачать 76 Kb.
|
Министерство образования и науки Российской Федерации Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Уфимский государственный нефтяной технический университет» Институт нефтегазового бизнеса Кафедра «Социальные и политические коммуникации» Практическое занятие №1 Социальные роли и социальный статус личности по дисциплине «Технологии делового взаимодействия» Студент гр. БПО-20-01 Спасова Е.А. (подпись, дата) Доцент Гайсина Л.М. (подпись, дата) Уфа 2020 Тема 1 (2 часа).Современные концептуальные подходы к управлению персоналом нефтегазовых предприятий План семинарского занятия 1. Основные факторы развития личности. 1.1. Биологическая наследственность, физическое окружение, культура. 1.2. Групповой опыт, уникальный индивидуальный опыт. 2. Ценностное ядро личности. 3. Психосоциологические теории развития личности 3.1. Теории Ч. Кули и Дж. Мида. 3.2. Теория Л. Колберга. 4. Многообразие социальных ролей. 5. Социальный статус личности. 1. Основные факторы развития личности. 1.1. Биологическая наследственность, физическое окружение, культура. На формирование личности определенное влияние оказывают биологические факторы, а также факторы физического окружения и общие культурные образы поведения в отдельной социальной группе. Биологическая наследственность. Биологическое наследие каждого человека поставляет сырые материалы, которые затем формируются разными способами в человеческую особь, индивида, личность. Ребенок рождается совершенно беспомощным и остается таким первые годы своей жизни. Подобные биологические факты закладывают основу социальной жизни людей. Черты биологического наследия дополняются врожденными потребностями человеческого существа, которые включают потребности в воздухе, пище, воде, активности, сне, безопасности и отсутствие боли. Биологическая наследственность во многом объясняет индивидуальность личности, ее изначальное отличие от других членов общества. Вместе с тем групповые различия уже нельзя объяснить биологической наследственностью. Следовательно, биологическая наследственность не может полностью создать личность, так как ни культура, ни социальный опыт не передаются с генами. Однако биологический фактор необходимо учитывать, так как он, во-первых, создает ограничения для социальных общностей (беспомощность ребенка, невозможность долго находится под водой, наличие биологических потребностей и т.д.), а во-вторых, благодаря биологическому фактору создается бесконечное разнообразие темпераментов, характеров, способностей, которые делают из каждой человеческой личности индивидуальность, т.е. неповторимое, уникальное создание. Физическое окружение. Некоторые исследователи придавали физическому окружению решающее значение в развитии личности. Теории, разработанные философом Г.В.Плехановым и историком Л.Н.Гумилевым, являются хорошей основой для оправдания этноцентристского, националистического создания, однако не могут оправдать решающего влияния физического фактора на развитие личности. Действительно, в сходных физических и географических условиях формируются различные типы личностей, и наоборот, очень часто бывает так, что схожие групповые признаки личностей развиваются в разных условиях окружающей среды. Следовательно, физическое окружение может влиять на культурные особенности социальной группы, но его влияние на формирование отдельной личности незначительно и несравнимо с влиянием на личность культурной группы, группового или индивидуального опыта. Культура. Определенный культурный опыт является общим для всего человечества и не зависит от того, на какой ступени развития находится то или иное общество. Вместе с тем каждое общество дает практически всем своим членам некоторый особенный опыт, особенные культурные образы, которые другие общества предложить не могут. Из социального опыта, единого для всех членов данного общества, возникает характерная личностная конфигурация, типичная для многих членов данного общества. Каждое общество развивает один или несколько базисных личностных типов, которые соответствуют культуре этого общества. Такие личностные образы усваиваются, как правило, с детства. Однако в сложных обществах очень трудно найти общепринятый тип личности из-за наличия в них большого числа субкультур. Для изучения личностных типов различных субкультур следует изучать каждую структурную единицу отдельно, а затем учитывать влияние личностных образов доминирующей культуры. 1.2. Групповой опыт, уникальный индивидуальный опыт. Главными факторами, определяющими процесс формирования личности, безусловно являются групповой опыт и субъективный, уникальный личностный опыт. Эти факторы в полной мере проявляются в процессе социализации личности. Групповой опыт. Обособление личности сначала от физического мира, а затем от социального - довольно сложный процесс, который продолжается всю жизнь. Ребенок учится устанавливать различия между другими людьми по имени. Он осознает, что мужчина — это папа, женщина — это мама. Так постепенно его сознание движется от имен, которые характеризуют статусы, к специфичным именам, обозначающим отдельных индивидов, включая его самого. В возрасте около полутора лет ребенок начинает использовать понятие «Я», осознавая при этом, что он становится отдельным человеческим существом. Продолжая накапливать социальный опыт, ребенок формирует образы различных личностей и в том числе образ собственного «Я». Все дальнейшее формирование человека как личности — это построение собственного «Я» на основе постоянного сопоставления себя с другими личностями. Таким образом осуществляется постепенное создание личности с уникальными внутренними качествами и одновременно с воспринятыми общими для ее социального окружения качествами, которые постигаются через групповое общение, групповой опыт. То, что личность развивается не просто путем автоматического развертывания природных задатков, доказывает опыт социальной изоляции человеческого индивида. Уникальный индивидуальный опыт. Каждый личностный опыт уникален потому, что никому в точности не удается повторить его. Можно отметить, что картина индивидуального опыта усложняется тем, что личность не просто суммирует этот опыт, а интегрирует его. Каждый человек не только складывает инциденты и события, происшедшие с ним, но их значения он преломляет через свой прошлый опыт, через опыт своих родителей, близких, знакомых. Определенные инциденты, происшедшие в ходе личностного опыта, могут быть критическими, так как они придают определенную окраску всем последующим реакциям человека на окружающую среду. Таким образом, если групповой опыт может быть сходен или даже одинаков у различных личностей, то индивидуальный опыт всегда уникален. Именно поэтому не может быть совершенно одинаковых личностей. 2. Ценностное ядро личности. Ядро человеческой личности образуют: - шкала ценностей; - свобода выбора; - самореализация; - воля. Шкала ценностей человека - стержень его личности. Мы характеризуем человека как личность (а не просто индивида) в зависимости от того, на какие ценности он ориентирован и совпадают ли его ценности с теми, которые общество признает в числе наиважнейших. Прежде всего, это этические и религиозные ценности: патриотизм, справедливость, альтруизм, ненасилие и т. п. Они занимают верхнюю часть шкалы общественных ценностей. Человека, у которого на шкале индивидуальных ценностей верхнюю часть занимают те же самые ценности, мы с полным правом называем личностью. Итак, личность — это индивид, у которого субъективная и объективная шкалы ценностей совпадают. Ценностей нет у животных, отсутствуют у младенца, они биологически не наследуемы. Они приобретаются в обществе - в ходе социализации. Растет человек, формируется его система ценностей. Развитая система ценностей - результат правильной социализации, а не ее предпосылка. Когда мы увязывали ценности с потребностями, мы выявили лишь один аспект проблемы. На самом деле они гораздо глубже. Ценности отражают не просто дефицит, нужду человека в чем-либо, но и процесс социального сравнения (удовлетворенность зарплатой не зависит от среднего дохода, но от того, сколько получают другие "такие же работники"). Это открывает нам новую грань сознания - ценностно ориентированную. Люди не просто ощущают свои потребности, но и осознают их, а осознавая, сравнивают себя с другими. Оценка себя в сравнении с другими - прежде всего стоящими на той же социальной ступени - выражает стремление к самореализации и самоутверждению. Последние, рассмотренные в качестве мотивов (осознанных намерений), суть также стремление к достижению и успеху. Мы вновь сталкиваемся с высшими потребностями Маслоу в самореализации, а они раскрывают специфику личности. Если две системы ценностей - индивидуальная и общественная - в зрелой личности совпадают, то ценности сами по себе можно рассматривать как открытые окна, через которые в наш внутренний мир проникает внешний мир культуры. Ценности - не только механизм, но и результат социального сравнения, способ упорядочивания элементов культуры. Человеческая культура базируется на том, что идеи, нормы, обычаи, правила и даже материальные памятники не навалены хаотическим образом, а строго упорядочены. Одни из них предпочитаются другим, упорядочиваются по степени важности, ранжируются. Предпочтение — это субъективный процесс расставления по приоритетности социальных благ. Если бы человек подобно муравью, был запрограммирован природой, у него не появились бы ценности. Но если бы он был запрограммирован только обществом, то у него сформировалась бы одномерная система ценностей. Общество все спланировало и расставило по местам, иначе говоря, провело процесс оценивания вместо него: приоритетными оказались бы коллективные ценности, неприоритетными - индивидуальные. Поведение человека в такой ситуации легко прогнозируется. Он не колеблется в своем выборе и своих действиях потому, что свободы выбора его как раз лишили. В нормальном обществе шкала индивидуальных ценностей жестко не закреплена. Это значит, что ценности постоянно переходят с одного уровня на другой, что на одном уровне может находиться сразу несколько альтернативных ценностей. Это многомерная шкала индивидуальных ценностей, соответствующих свободе выбора, предоставляемой открытым, демократическим обществом. 3. Психосоциологические теории развития личности Все теории развития личности можно разделить на 3 группы, критерием выступает ведущий фактор развития. 1. Биогенные теории развития (биологический фактор) 2. Социогенные теории развития (социальный фактор) 3. Комбинированные теории (биологический и социальный факторы) 3.1. Теории Ч. Кули и Дж. Мида. Чарлз Хортон Кули считал, что личность формируется на основе множества взаимодействий людей с окружающим миром. В процессе этого люди создают свое «зеркальное Я». «Зеркальное Я» состоит из трех элементов: 1) того, как, по нашему мнению, нас воспринимают другие («Я уверена, что люди обращают внимание на мою новую прическу»); 2) того, как, по нашему мнению, они реагируют на то, что видят («Я уверена, что им нравится моя новая прическа»); 3) того, как мы отвечаем на воспринятую нами реакцию других («Видимо, я буду всегда так причесываться»). Американский психолог Джордж Герберт Мид пошел дальше в своем анализе процесса развития нашего «Я». Как и Кули, он считал, что «Я» — продукт социальный, формирующийся на основе взаимоотношений с другими людьми. В начале, будучи маленькими детьми, мы не способны объяснять себе мотивы поведения других. Научившись осмысливать свое поведение, дети делают тем самым первый шаг в жизнь. Научившись думать о себе, они могут думать и о других; ребенок начинает приобретать чувство своего «Я». Процесс формирования личности включает три стадии: 1. имитация (копирование поведения взрослых) 2. игровая стадия, когда дети понимают поведение как исполнение определенных ролей: врача, пожарного, автогонщика и т. д.; в процессе игры они воспроизводят эти роли. Переход от одной роли к другой развивает у детей способность придавать своим мыслям и действиям такой смысл, какой придают им другие члены общества, — это важный шаг в процессе создания своего «Я». 3. стадия коллективных игр (дети учатся осознавать ожидания не только одного человека, но и всей группы). По мнению Мида, человеческое «Я» состоит из 2х частей: «Я — сам» и «Я — меня». «Я — сам» — это реакция личности на воздействие других людей и общества в целом. «Я — меня» — это осознание человеком себя с т.з. других значимых для него людей (родственников, друзей). «Я — сам» реагирует на воздействие «Я — меня» так же, как и на воздействие других людей. 3.2. Теория Л. Колберга. Лоренс Колберг выделил шесть стадий нравственного развития личности, которые сменяют одна другую в строгой последовательности. Переход от одной стадии к другой происходит в результате совершенствования когнитивных навыков и способности к сопереживанию. Колберг не связывает периоды нравственного развития личности с определенным возрастом. 1 стадия. Мотивация (стремление избежать наказания) 2 стадия. Поощрения 3 стадия. Осознание мнений других (и стремятся действовать так, чтобы завоевать их одобрение) 4 стадия. Осознание интересов общества и правил поведения в нем (формируется нравственное сознание). 5 стадия. Осмысление возможных противоречий между различными нравственными убеждениями (способны делать обобщения, представлять себе, что произойдет, если все будут поступать определенным образом) 6.Формирование универсальных и последовательных нравственных принципов, собственное этическое чувство (предъявляют к себе такие же требования, как и к любому другому человеку). 4. Многообразие социальных ролей. Социальная роль — это модель поведения, ориентированная на определённый статус. Социальная роль — это образец поведения, признанный целесообразным для людей данного статуса в данном обществе. Роли определяются ожиданиями людей (например, в общественном сознании укоренилось представление о том, что родители должны заботиться о своих детях, что работник должен добросовестно осуществлять порученную ему работу). Но каждый человек в зависимости от конкретных обстоятельств, накопленного жизненного опыта и других факторов по-своему выполняет социальную роль. Претендуя на данный статус, человек должен выполнять все ролевые требования, закреплённые за этой социальной позицией. Каждый человек обладает не одной, а целым набором социальных ролей, которые он играет в обществе. Совокупность всех ролей человека в обществе называется ролевой системой или ролевым набором. Ролевой набор — совокупность ролей (ролевой комплекс), ассоциируемых с одним статусом. Каждая роль в ролевом наборе требует особой манеры поведения и общения с людьми и является, таким образом, совокупностью непохожих на другие отношений. В ролевом наборе можно выделить основные (типичные) и ситуационные социальные роли. Примеры основных социальных ролей: 1) труженик; 2) собственник; 3) потребитель; 4) гражданин; 5) член семьи (муж, жена, сын, дочь). Социальные роли могут быть институционализированными и конвенциональными. Институционализированные роли: институт брака, семьи (социальные роли матери, дочери, жены). Конвенциональные роли принимаются по соглашению (человек может отказаться принять их). Социальные роли связаны с социальным статусом, профессией или видом деятельности (учитель, ученик, студент, продавец). Мужчина и женщина — это тоже социальные роли, биологически предопределённые и предполагающие специфические способы поведения, закреплённые общественными нормами или обычаями. Межличностные роли связаны с межличностными отношениями, которые регулируются на эмоциональном уровне (лидер, обиженный, кумир семьи, любимый и т. д.). 5. Социальный статус личности. Социальный статус (от лат. status — положение, состояние) личности — это положение человека в обществе, которое он занимает в соответствии со своим возрастом, полом, происхождением, профессией, семейным положением. Социальный статус — это определённая позиция в социальной структуре группы или общества, связанная с другими позициями через систему прав и обязанностей. Социологи выделяют несколько разновидностей социальных статусов: 1) Статусы, определяемые положением индивида в группе, — личный и социальный. Личным статусом называется то положение человека, которое он занимает в так называемой малой, или первичной, группе, в зависимости от того, как в ней оцениваются его индивидуальные качества. С другой стороны, в процессе взаимодействия с другими индивидами каждый человек выполняет определённые социальные функции, которые определяют его социальный статус. 2) Статусы, определяемые временными рамками, влиянием на жизнь индивида в целом, — основной и неосновной (эпизодический). Основной статус определяет главное в жизни человека (чаще всего это статус, связанный с основным местом работы и семьей, например — хороший семьянин и незаменимый работник). Эпизодические (неосновные) социальные статусы влияют на детали поведения человека (например — пешеход, пассажир, прохожий, пациент, участник демонстрации или забастовки, читатель, слушатель, телезритель и т. д.). 3) Статусы, приобретаемые или не приобретаемые в результате свободного выбора. Предписанный (приписанный) статус — социальная позиция, которая заранее предписана индивиду обществом независимо от заслуг личности (например — национальность, место рождения, социальное происхождение и т. п.). Смешанный статус обладает чертами предписанного и достигаемого статусов (человек, ставший инвалидом, звание академика, олимпийского чемпиона и др.). Достигаемый (приобретённый) приобретается в результате свободного выбора, личных усилий и находится под контролем человека (образование, профессия, материальный достаток, деловые связи и т. п.). В любом обществе существует некоторая иерархия статусов, которая представляет собой основу его стратификации. Определённые статусы являются престижными, другие — наоборот. Эта иерархия формируется под влиянием двух факторов: а) реальной полезности тех социальных функций, которые выполняет человек; б) системы ценностей, характерной для данного общества. Если престиж каких-либо статусов является необоснованно завышенным или, наоборот, заниженным, обычно говорят, что имеет место утрата равновесия статусов. Общество, в котором наблюдается подобная тенденция к утрате этого равновесия, неспособно обеспечить свое нормальное функционирование. |