Презентация Архитектурные особенности и убранство средневековой мечети. Текст презентации. 1 3 слайд
Скачать 19.5 Kb.
|
1 -3 слайд Быстрое становление государственности Арабского халифата и, связанный с этим, рост городов, на всей его территории, порождали необходимость в создании новой, отвечающей изменившимся потребностям жизни, архитектуры. В VII веке на огромной территории от Испании до Индии возникло мощное государство – Арабский халифат Повсеместно начинается строительство дворцов правителей, рынков (базаров), мусульманских учебных заведений – медресе, бань (хаммам), больниц, библиотек, мавзолеев-усыпальниц и т.д. Однако архитектура арабо-мусульманских стран, прежде всего, представлена мечетями. Исламская религия нуждалась в местах, где собирались бы верующие для молитв и так появились мечети. 4 слайд Изначально, для того чтобы совершить молитву, арабу было достаточно спешиться с коня или верблюда, очертить на песке квадрат, обратиться лицом в сторону Мекки – священного города мусульман и исполнить положенный обряд. 5 слайд Слово «мечеть» происходит от арабского слова «место поклонения» в корне этого слова лежит слово «земной поклон» Первая мечеть была построена пророком Мухаммедом в Медине и представляла собой просто огороженное место для молитвы. 6 слайд Большинство средневековых мечетей были купольными постройками. Купол давал возможность перекрыть достаточно большое пространство прямоугольного здания, где собираются верующие. Наряду с практической функцией он нёс важное смысловое значение, поскольку являлся символом небесного свода, накрывающего собою землю. 7 – 9 слайд Несмотря на то, что архитектура мечети может быть разной, в ней есть два обязательных элемента: михраб (ниша, направленная на Мекку) В каждой мечети у задней стены находится михраб - ниша, всегда ориентированная в сторону Мекки. Она указывает верующим сторону, к которой надо обращаться лицом во время молитвы. В больших мечетях таких ниш несколько. Как правило, сам михраб и пространство вокруг него являются самой украшенной и богатой частью интерьера. и минарет (высокая башня, с которой муэдзин призывает верующих на молитву). Минареты или башни (первоначально они были предназначены для фонарей охранников, наблюдавших с башни) 10 слайд Отличительной и самой яркой особенностью внутреннего убранства мечетей является полное отсутствие меблировки и изображений Аллаха, ангелов, пророков (мир им). «Мне не было приказано украшать мечети», - говорил Пророк. Внутреннее убранство мечетей на первый взгляд очень простое: в ней нет ни мебели, ни дорогой утвари, ни музыкальных инструментов. Но на самом деле все богатство и красота мечети – в ее декоративной отделке: богатые огромные ковры, мозаика, резьба по камню, изразцы. Использованные в декорировании стен арабески так же выглядят очень богато. 12 слайд Главный фасад мечети оформлялся айваном – арочным порталом больших размеро. 13 слайд Ну и напоследок, я хочу рассказать о легенде самой известной Голубой мечети в Стамбуле, как появилось 6 минаретов. Традиционно во времена Османской империи мечети строили на средства, которые были добыты в результате победоносных кампаний. Во времена правления султана Ахмеда не велись войны, поэтому, чтобы увековечить своё имя, повелитель приказал возвести Голубую мечеть на деньги из казны. Легенда утверждает, что первоначально султан повелел построить в Голубой мечети четыре золотых минарета. Но произошла путаница, или архитектор не расслышал слово: по-турецки «алтын» означает золото, а «алты» — цифру шесть. Так у Голубой мечети появилось шесть минаретов. Элементы мечети Исламскую архитектуру определяют следующие элементы: Минареты или башни (первоначально они были предназначены для фонарей охранников, наблюдавших с башни) Планировка с 4 айванами, с тремя залами и одним главным, который выходит на Мекку Михраб или молельная ниша, на внутренней стене которой — указатель направления на Мекку Купола Айваны для соединения различных павильонов Использование геометрических форм и повторяющиеся рисунки (арабески) Использование мукарн для декорации куполов, минаретов и порталов. Использование каллиграфии вместо рисунков, которые были запрещены в архитектуре мечетей. В светской архитектуре изображения человека и животных разрешены. Фонтаны для омовений Использование ярких красок, если это в персидском или могольском стиле; бледный песчаник и серый камень — в арабской архитектуре. По большей части в строительстве арабы применяли обожженный кирпич, несколько меньше использовался песчаник и известняк. В отделке использовались разнообразные материалы: дерево, фаянс, гипс, майолика, тростник. Для поддерживающих своды небольших колонн применяли мрамор. Примеры таких архитектурных сооружений можно найти в африканских и западных районах арабо-мусульманских территорий. Людей арабы старались не изображать. В их архитектуре весьма популярен орнамент с многозначными символами, имеющими глубокий смысл. Они формируют особое понимание мира, которое словно является сообщением потомкам, выраженным в архитектурных изысках древнего Востока. |