Главная страница
Навигация по странице:

  • Цель и задачи исследования

  • 3. Методика проведения исследования

  • Показатели уровня сформированности читательских умений младших школьников

  • Аналитические умения Высокий уровень Средний уровень

  • Материал для проведения исследования

  • Результаты исследования сформированности читательских умений у учащихся 2 класса

  • Аналитические умения Высокий уровень Средний уровень

  • Таблицы по изобразительно-выразительным средствам языка, анализ прозы и стиха. Пушкина «Зимнее утро»

  • Название Значение В тексе

  • Проза М.Ю. Лермонтов «Утёс» Название

  • воспитание. восприятие 1. 1. Актуальность и краткое обоснование исследования


    Скачать 31.19 Kb.
    Название1. Актуальность и краткое обоснование исследования
    Анкорвоспитание
    Дата02.07.2021
    Размер31.19 Kb.
    Формат файлаdocx
    Имя файлавосприятие 1.docx
    ТипДокументы
    #223007

    1.Актуальность и краткое обоснование исследования

    Литературное чтение является базовым гуманитарным предметом в начальной школе, с помощью которого можно решать не только узкопредметные задачи, но и общие для всех предметов задачи гуманитарного развития младшего школьника.

    Путь к воспитанию квалифицированного читателя, по мнению Рыбниковой, проходит через анализ произведения, оттачивающий остроту познающей мысли, и через собственное творчество учащихся. Чтобы научить детей полноценному восприятию произведений, необходимо сформировать специальные читательские умения.

            Чтобы вести работу по формированию читательской компетентности, необходимо выявить актуальный уровень  сформированности читательских умений.  Трудность в определении уровня восприятия художественных произведений обусловливается как их своеобразием и неповторимостью, возможностью их разной трактовки, так и сложностью процесса восприятия, необходимостью учета разных его сторон, и прежде всего эмоций, воображения и мышления. Наиболее традиционные способы проверки сформированности читательских умений - постановка вопросов к тексту и ответы на вопросы, заданные учителем. Для второклассников, имеющих небольшой опыт анализа литературных произведений, пока еще сложно самим формулировать вопросы к произведению. Поэтому в моем исследовании будут использованы ответы на вопросы, заданные учителем.

    1. Цель  и задачи исследования

    Цель: выявить начальный уровень сформированности аналитических читательских умений младших школьников

    Задачи:

      - провести диагностическое исследование уровня сформированности читательских умений младших школьников;

      - полученные результаты обработать и представить в табличном варианте;

       - выявить  трудности («проблемные точки»), с которыми сталкиваются младшие школьники в процессе анализа литературного произведения

    3. Методика проведения исследования

    Испытуемыми явились учащиеся 2а класса, в количестве 15 человек. Исследовательская работа проводилась в течение недели.

    Задания для выполнения предъявлялись испытуемым индивидуально. Для анализа был использован текст рассказа А.П. Гайдара «Совесть». Для определения уровня развития читательских умений младших школьников в качестве параметров оценивания были выбраны шесть аналитических умений:

    1) умение воспринимать изобразительно-выразительные средства языка в соответствии с их функцией в художественном произведении;

    2) умение воссоздать в воображении картины жизни, созданные писателем;

    3) умение устанавливать причинно-следственные связи;

    4) умение воспринимать и оценивать образ-персонаж;

    5) умение видеть авторскую позицию;

    6) умение осознавать идею произведения.

    На первом этапе эксперимента каждому испытуемому индивидуально давался текст А.П.Гайдара «Совесть». Задание: прочитай текст рассказа вслух, а затем еще раз про себя.

    На втором этапе эксперимента была применена специально разработанная методика тестовых заданий. Ее суть состоит в том, что каждый ребенок должен был проанализировать данный текст, ответив как можно полно на шесть вопросов (по одному вопросу на проверку одного читательского умения).

    Вопросы для анализа текста:

    1. Найди в тексте образные слова и выражения, объясни их значение – проверка умения воспринимать изобразительно-выразительные средства языка в соответствии с их функцией в художественном произведении.

    2. Опиши героев рассказа; место и время, где происходит действие рассказа.          (Проверка умения воссоздать в воображении картины жизни, созданные писателем)

    3. Кратко перескажи последовательность событий рассказа.  (Проверка умения устанавливать причинно-следственные связи)

    4. Объясни поступки Нины и вырази к ним свое отношение – проверка умения воспринимать и оценивать образ-персонаж.

    5. Определи авторское отношение к главной героине рассказа . (Проверка умения видеть авторскую позицию)

    6. Сформулируй идею (основную мысль) рассказа. (Проверка умения осознавать идею произведения)

    Ответы на эти вопросы каждого испытуемого заносились в протокол обследования. Ответы на каждый вопрос тестового задания в зависимости от правильности и полноты оценивались по трехбалльной шкале, и в зависимости от набранных баллов определялся уровень сформированности каждого читательского (аналитического) умения:

    • высокий уровень – 3 балла;

    • средний уровень – 2 балла;

    • низкий уровень – 1 балл.

    Критерии для присвоения за ответ испытуемого одного, двух или трех баллов были специально разработаны. Параметры, по которым оцениваются ответы испытуемых и им присваивается определенное количество баллов, представлены в таблице.

    По результатам диагностирования каждого из шести читательских (аналитических) умений была составлена сводная таблица. На основе ее данных установлен общий уровень развития читательских умений младших школьников.

    Показатели уровня сформированности

    читательских умений младших школьников

    Аналитические умения

    Высокий уровень

    Средний уровень

    Низкий уровень

    Умение воспринимать изобразительные средства языка в соответствии с их функцией.

    Находит в тексте образные слова и выражения, объясняет их значение; выделяет эпитеты, сравнения, олицетворения, звукопись, повтор и др.

    Находит в тексте образные слова и выражения, но не понимает их роли.

    Видит отдельные средства языка в тексте с помощью учителя.

    Умение воссоздать в воображении картины жизни, созданные писателем.

    Воссоздает в воображении картины на основе прочитанного (описание героя, картины природы, ситуации) и рассказывает об этом.

    Находит описание героя (внешний вид, речь) и окружающей его обстановки (интерьер), описание картин природы.

    При словесном рисовании картины по воображению упускает существенные детали. Воссоздание образа подменяет подробным перечислением отдельных деталей.

    Умение устанавливать причинно-следственные связи.

    Устанавливает последовательность и причинность событий; объясняет причину поступка героя и дает ему свою оценку

    Понимает предметное содержание прочитанного, но не осознает причинность событий.

    Не понимает предметное содержание прочитанного и не осознает причинность событий.

    Умение воспринимать образ – персонаж.

    Выражает свое личное отношение к героям, событиям, мотивируя ответ.

    Дает оценку поступка без указания личного отношения к нему; определяет чувства, состояние героя.

    Не обращает внимание на чувства, переживания героев.

    Умение видеть авторскую позицию.

    Определяет отношение к герою писателя (по метким словам, прямому и косвенному высказыванию); определяет авторскую позицию.

    Определяет отношение писателя к героям и их поступкам, но не мотивирует ответ.

     

    Нуждается в помощи учителя при осмыслении аналитических вопросов, выполнении практических заданий.

    Умение осознать идею произведения.

    Самостоятельно определяет основную мысль произведения.

    Способен самостоятельно уяснить идею произведения, если композиция его не осложнена и ранее обсуждалось произведение похожей структуры.

    При определении основной мысли требуется помощь учителя.

    1. Материал для проведения исследования

    А. П. Гайдар.

    СОВЕСТЬ

    Нина Карнаухова не приготовила урока по алгебре и решила не идти в школу. Но, чтобы знакомые случайно не увидели, как она во время рабочего дня болтается с книгами по городу, Нина украдкой прошла в рощу.

    Положив пакет с завтраком и связку книг под куст, она побежала догонять красивую бабочку и наткнулась на малыша, который смотрел на неё добрыми, доверчивыми глазами. А так как в руке он сжимал букварь с заложенной в него тетрадкой, то Нина смекнула, в чём дело, и решила над ним подшутить.

    - Несчастный прогульщик! – строго сказала она. – И это с таких юных лет ты уже обманываешь родителей и школу?

    - Нет! – удивлённо ответил малыш. – Я просто шёл на урок. Но тут в лесу ходит большая собака. Она залаяла, и я заблудился.

    Нина нахмурилась. Но этот малыш был такой смешной и добродушный, что ей пришлось взять его за руку и повести через рощу. А связка Нининых книг и завтрак так и остались лежать под кустом, потому что поднять их перед малышом теперь было бы стыдно.

    Вышмыгнула из-за ветвей собака, книг не тронула, а завтрак съела.

    Вернулась Нина, села и заплакала. Нет! Не жалко ей было украденного завтрака. Но слишком хорошо пели над её головой весёлые птицы. И очень тяжело было на её сердце, которое грызла беспощадная совесть.

    1. Результаты исследования

    сформированности читательских умений у учащихся 2 класса

    Аналитические умения

     

    Высокий уровень

    Средний уровень

    Низкий уровень

    Умение воспринимать изобразительные средства языка в соответствии с их функцией.

    Лежукова Полина

    Лампель Арина

    Иставлетова Аделя

    Каплун Кирилл

    Иванова Ксения

    Руднева Ксения

    Утегалиева Анися

    Маясова Саша

    Морозова Алиса

    Муждабаева Ксения

    Скиданов Алексей

    Афанасьев Максим

    Кривошеев Влад

    Чаплагин Сергей

    Иванова Виктория

    Умение воссоздать в воображении картины жизни, созданные писателем.

    Лежукова Полина

    Иставлетова Аделя

    Каплун Кирилл

    Иванова Ксения

    Лампель Арина

    Руднева Ксения

    Иванова Виктория

    Кривошеев Влад

    Афанасьев Максим

    Морозова Алиса

    Муждабаева Ксения

    Скиданов Алексей

    Утегалиева Анися

    Маясова Саша

    Чаплагин Сергей

    Умение устанавливать причинно-следственные связи.

    Лежукова Полина

    Иставлетова Аделя

    Руднева Ксения

    Морозова Алиса

    Утегалиева Анися

    Иванова Виктория

    Каплун Кирилл

    Афанасьев Максим

    Иванова Ксения

    Чаплагин Сергей

    Муждабаева Ксения

    Скиданов Алексей

    Кривошеев Влад

    Маясова Саша

    Лампель Арина













    Умение воспринимать образ – персонаж.

    Лежукова Полина

    Иванова Ксения

    Иванова Виктория

    Иставлетова Аделя

    Утегалиева Анися

    Руднева Ксения

    Лампель Арина

    Морозова Алиса

    Каплун Кирилл

    Кривошеев Влад

    Маясова Саша

    Муждабаева Ксения

    Скиданов Алексей

    Афанасьев Максим

    Чаплагин Сергей

    Умение видеть авторскую позицию.

    Лежукова Полина

    Лампель Арина

    Руднева Ксения

    Морозова Алиса

    Каплун Кирилл

    Кривошеев Влад

    Маясова Саша

    Чаплагин Сергей

    Иванова Виктория

    Иванова Ксения

    Муждабаева Ксения

    Скиданов Алексей

    Афанасьев Максим

    Утегалиева Анися

    Умение осознать идею произведения.




    Лежукова Полина

    Иванова Ксения

    Иванова Виктория

    Иставлетова Аделя

    Лампель Арина

    Каплун Кирилл

    Муждабаева Ксения

    Скиданов Алексей

    Утегалиева Анися

    Маясова Саша

    Чаплагин Сергей

    Афанасьев Максим

    Кривошеев Влад

    Руднева Ксения

    Морозова Алиса

    Вывод:

    Результаты исследования показали, что высокий уровень литературного развития имеют 3 человека (набрали 14 – 17 баллов), которые воспринимают художественное произведение на уровне «героя»: Лежукова Полина, Иставлетова Аделя, Иванова Ксения.

    С тенденцией к переходу на уровень «героя» (13 баллов) оказались 2 человека: Лампель Арина, Каплун Кирилл.

    6 учащихся имеют констатирующий уровень восприятия (от 9 до 12 баллов): Руднева Ксения, Морозова Алиса,  Иванова Виктория, Утегалиева Анися, Кривошеев Влад,  Маясова  Саша

    Низкий уровень литературного развития имеют 4 человека, воспринимающие произведение на фрагментарном уровне (6 – 8 баллов): Муждабаева Ксения, Скиданов Алексей, Чаплагин Сергей, Афанасьев Максим.

    Основные проблемы, с которыми столкнулись младшие школьники при анализе данного художественного произведения:

    - затруднились в формулировании основной мысли произведения (большая часть участвовавших в исследовании второклассников ответили на этот вопрос фразой «что не надо пропускать уроки»);

    - не смогли мотивировать ответ на вопрос об отношении автора к героям произведения, а некоторые даже не смогли определить это отношение;

    - затруднились в поиске и объяснении образных выражений «тяжело на сердце», «грызла беспощадная совесть».

    Можно предположить, что  при самостоятельном прочтении других произведений у младших школьников возникнут аналогичные трудности.  Только систематический анализ произведений на уроках, целенаправленная работа по формированию читательских умений помогут повысить их уровень.

    2. Таблицы по изобразительно-выразительным средствам языка, анализ прозы и стиха.

     Пушкина «Зимнее утро»

    Название

    Значение

    В тексе

    1. Метафоры

    слово или выражение, употребляемое в переносном значении, в основе которого лежит сравнение неназванного предмета или явления с каким-либо другим на основании их общего признака.

    • навстречу северной Авроры — навстречу зимнему утру

    • звездою севера — так автор называет свою подругу самой прекрасной девушкой

    • снег лежит коврами — снег все покрыл

    • берег милый для меня — любимое место




    2. Метонимия

    средство, в основе которого лежит замена одного слова другим на основе смежности

    • звездою севера — самой прекрасной девушкой (звездой) этих мест

    • лес чернеет — темнеют деревья леса вдалеке

    • речка блестит — блестит лед на реке, а не сама река

    • трещит затопленная печь — трещат дрова в печи, а не сама печь

    • скользя по снегу — скользя не буквально, а в санях по заснеженной дороге




    3. Эпитеты

    слово, определяющее предмет или явление и подчеркивающее какие-либо его свойства, качества, признаки

    • чудесный день

    • прелестный друг

    • северной Авроры

    • на мутном небе

    • тучи мрачные

    • ты печальная

    • голубыми небесами

    • великолепными коврами

    • прозрачный лес

    • янтарным блеском

    • веселым треском

    • утреннему снегу

    • нетерпеливого коня

    • поля пустые

    • леса густые

    • берег милый




    4. Гипербола

    троп, основанный на чрезмерном преувеличении размера, силы, значения изображаемого явления

    • звездою севера — он называет «красавицу», своего «друга» звездой, превозносит ее красоту относительно всего остального пейзажа.




    5. Олицетворения

    одушевление явлений природы, предметов
    - олицетворение отличается от метафоры тем, что представляет собой более развернутый образ

    • вьюга злилась,

    • мгла носилась.




    6. Сравнения

    оборот с союзами КАК, БУДТО, КАК БУДТО, СЛОВНО или словами ПОДОБНЫЙ, ПОХОЖИЙ;

    существительное в творительном падеже; прилагательное либо наречие в сравнительной степени

    - суть заключается в уподоблении.

    • звездою севера — автор сравнивает свою возлюбленную со звездой, то есть самой яркой и красивой из всех.

    • луна, как бледное пятно




    Проза М.Ю. Лермонтов «Утёс»

    Название

    Значение

    В тексе

    1. Метафоры

    слово или выражение, употребляемое в переносном значении, в основе которого лежит сравнение неназванного предмета или явления с каким-либо другим на основании их общего признака.

    • ”утёс-великан”, “грудь утёса”, “по лазури весело играя”, “морщина утёса”

    2. Эпитеты

    слово, определяющее предмет или явление и подчеркивающее какие-либо его свойства, качества, признаки

    • “тучка золотая”, “влажный след”, “старый утёс”, “весело играя”, “тихонько плачет”.

    3. Олицитворение

    одушевление явлений природы, предметов
    - олицетворение отличается от метафоры тем, что представляет собой более развернутый образ

    • “ночевала тучка”, “тучка умчалась”, “утёс задумался и плачет”


    написать администратору сайта