Главная страница
Навигация по странице:

  • Андрей Владимирович Клименко Вероника Викторовна Румынина : Обществознание 113

  • Андрей Владимирович Клименко Вероника Викторовна Румынина : Обществознание 114

  • Андрей Владимирович Клименко Вероника Викторовна Румынина : Обществознание 116

  • Легальное (или рационально-легальное) господство

  • Харизматическое господство

  • Андрей Владимирович Клименко Вероника Викторовна Румынина : Обществознание 117

  • 1 Андрей Владимирович Клименко Вероника Викторовна Румынина Обществознание А. В. Клименко, В. В. Румынина


    Скачать 1.85 Mb.
    Название1 Андрей Владимирович Клименко Вероника Викторовна Румынина Обществознание А. В. Клименко, В. В. Румынина
    Дата27.12.2022
    Размер1.85 Mb.
    Формат файлаpdf
    Имя файла3898522cdbfd419b91a8df27b8b5aa5b.pdf
    ТипДокументы
    #865869
    страница16 из 33
    1   ...   12   13   14   15   16   17   18   19   ...   33
    Раздел VII
    ПОЛИТИКА
    Примерные вопросы
    1. Политика, ее роль в жизни общества. Структура политической сферы. Политическая система общества.
    2. Власть, ее происхождение и виды.
    3. Происхождение государства. Теории происхождения государства.
    4. Государство, его признаки и функции.
    5. Форма государства. Форма правления.
    6. Форма государственного устройства.
    7. Политико-правовой режим.
    8. Демократия и ее формы.
    9. Институты прямой демократии. Выборы и референдумы.
    10. Государственный аппарат.
    11. Гражданское общество и правовое государство.
    12. Политическая идеология и ее структура.
    13. Политическая культура и ее типы.
    1.
    Политика, ее роль в жизни общества. Структура политической сферы.
    Политическая система общества
    Слово «политика» произошло от греческого слова Politika, что означает в переводе
    «государственные дела», «искусство управления государством».
    Политическая надстройка существовала не всегда. Среди причин ее возникновения — поляризация общества, ведущая к появлению социальных противоречий и конфликтов, нуждающихся в разрешении, а также возросший уровень сложности и значимости управления обществом, потребовавший формирования особых, отделенных от народа органон власти. Важнейшей предпосылкой политики стало появление политической и государственной власти. Первобытные же общества были неполитическими.
    Современная наука предлагает различные определения политики. Среди них следующие:
    1. Политика — это отношения между государства-ми, классами, социальными группами, нациями, возникающие но поводу захвата, осуществления и удержания политической власти в обществе, а также отношения между государствами на международной арене.
    2. Политика — это деятельность государственных органов, политических партий, общественных объединений в сфере отношений между социальными группами (классы, нации), государствами, направленная на интеграцию их усилий с целью упрочения политической власти или ее завоевания.
    3. Политика — это сфера деятельности групп, партий, индивидуумов, государства, связанная с реализацией общезначимых интересов с помощью политической власти.

    Андрей Владимирович Клименко Вероника Викторовна Румынина : Обществознание
    113
    Под политической системой общества понимают совокупность различных политических институтов, социально-политических общностей, форм взаимодействий и взаимоотношений между ними, в которых реализуется политическая власть.
    Функции политической системы общества разнообразны:
    1) определение целей, задач, путей развитии общества;
    2) организация деятельности общества по достижению поставленных целей;
    3) распределение материальных и духовных ресурсов;
    4) согласование разнообразных интересов субъектов политического процесса;
    5) разработка и внедрение в общество различных норм поведения;
    6) обеспечение стабильности и безопасности общества;
    7) политическая социализация личности, приобщение людей к политической жизни;
    8) контроль за выполнением политических и иных норм поведения, пресечение попыток их нарушения.
    Основанием классификации политических систем выступает, как правило, политический режим, характер и способ взаимодействия власти, личности и общества. По этому критерию все политические системы могут быть разделены на тоталитарные, авторитарные и демократические.
    Политическая наука выделяет четыре основных элемента политической системы, называемых также подсистемами:
    1) институциональную;
    2) коммуникативную;
    3) нормативную;
    4) культурно-идеологическую.
    К институциональной подсистеме относятся политические организации (институты), среди которых особое место занимает государство. Из негосударстненных организаций большую роль в политической жизни общества играют политические партии и общественно- политические движения.
    Все политические институты можно условно разделить на три группы. К первой группе
    — собственно-политическим — относятся организации, непосредственной целью существования которых является осуществление власти или воздействие на нее
    (государство, политические партии и общественно-политические движения).
    Ко второй группе — несобственно-политическим — относятся организации, осуществляющие свою деятельность в экономической, социальной, культурной сферах жизни общества (профсоюзы, религиозные и кооперативные организации и т. п.). Они не ставят перед собой самостоятельных политических задач, не участвуют в борьбе за власть.
    Но их цели не могут быть достигнуты вне политической системы, поэтому подобные организации должны участвовать в политической жизни общества, отстаивая свои корпоративные интересы, добиваясь их учета и реализации в политике.
    Наконец, к третьей группе относятся организации, имеющие в своей деятельности лишь незначительный политический аспект. Они возникают и функционируют для реализации личных интересов и склонностей какого-либо слоя людей (клубы по интересам, спортивные общества). Политический оттенок они приобретают как объекты воздействия со стороны государства и других собственно-политических институтов. Сами же они не являются активными субъектами политических отношений.
    Основным институтом политической системы общества является государство. Его особое место в политической системе предопределено следующими факторами:
    1) государство имеет самую широкую социальную основу, выражает интересы основной части населения;
    2) государство является единственной политической организацией, обладающей специальным аппаратом управления и принуждения, распространяющим свою власть на всех членов общества;
    3) государство располагает широким набором средств воздействия на своих граждан, в

    Андрей Владимирович Клименко Вероника Викторовна Румынина : Обществознание
    114
    то время как возможности политических партий и иных организаций ограничены;
    4) государство устанавливает правовые основы функционирования всей политической системы, принимает законы, определяющие порядок создания и деятельности других политических организаций, устанавливает прямые запреты на работу тех или иных общественных организаций;
    5) государство располагает огромными материальными ресурсами, позволяющими обеспечить реализацию своей политики;
    6) государство выполняет интегрирующую (объединяющую) роль в рамках политической системы, являясь «стержнем» всей политической жизни общества, поскольку именно вокруг государственной власти разворачивается политическая борьба.
    Коммуникативная подсистема политической-системы общества — это совокупность
    отношений и форм взаимодействия, складывающихся между классами, социальными
    группами, нациями, индивидуумами по поводу их участия в осуществлении власти,
    выработке и осуществлении политики. Политические отношения являются результатом многочисленных и разнообразных связей субъектов политики в процессе политической деятельности. Вступать в них людей и политические институты побуждают их собственные политические интересы и потребности.
    Выделяют первичные и вторичные (производные) политические отношения. К первым относятся различные формы взаимодействия между социальными группами (классами, нациями, сословиями и др.), а также внутри них, ко вторым — отношения между государствами, партиями, другими политическими институтами, отражающими в своей деятельности интересы определенных социальных слоев или всего общества.
    Политические отношения строятся на основе определенных правил (норм).
    Политические нормы и традиции, определяющие и регулирующие политическую жизнь общества, составляют нормативную подсистему политической системы общества. Наиболее важную роль играют в ней правовые нормы (конституции, законы, другие нормативно- правовые акты).
    Деятельность партий и других общественных организаций регламентируется их уставными и программными нормами. Во многих странах (особенно в
    Англии и ее бывших колониях) наряду с писаными политическими нормами большое значение имеют неписаные обычаи и традиции.
    Еще одну группу политических норм представляют этико-моральные нормы, в которых закреплены представления всего общества или его отдельных слоев о добре и зле, правде, справедливости. Современное общество приблизилось к осознанию необходимости возврата в политику таких нравственных ориентиров, как честь, совесть, благородство.
    Культурно-идеологическая подсистема политической системы представляет собой совокупность различных по своему содержанию политических идей, взглядов, представлений, чувств участников политической жизни. Политическое сознание субъектов политического процесса функционирует на двух уровнях — теоретическом (политическая идеология) и эмпирическом (политическая психология). К формам проявления политической идеологии относятся взгляды, лозунги, идеи, концепции, теории, а к политической психологии — чувства, эмоции, настроения, предрассудки, традиции. В политической жизни общества они равноправны.
    В идеологической подсистеме особое место занимает политическая культура, понимаемая как комплекс типичных для данного общества, укоренившихся образцов
    (стереотипов) поведения, ценностных ориентаций, политических представлений.
    Политическая культура — это передаваемый из поколения в поколение опыт политической
    деятельности, в котором соединены знания, убеждения и модели поведения человека и
    социальных групп.
    2.
    Власть, ее происхождение и виды
    Властью называется способность и возможность осуществлять свою волю,

    Андрей Владимирович Клименко Вероника Викторовна Румынина : Обществознание
    115
    оказывать определяющее воздействие на деятельность и поведение людей с помощью
    каких-либо средств.
    Существенными признаками отношений власти можно считать:
    1) наличие не менее двух партнеров;
    2) приказ, который является выражением воли отдающего его по отношению к тому, кем этот приказ должен быть выполнен, с угрозой санкции за неповиновение;
    3) общественные нормы, устанавливающие, что отдающий приказ имеет право это делать, а тот, к кому относится приказ, должен его исполнить;
    4) подчинение воле, выраженной в приказе.
    С одной стороны, власть в обществе представляет собой механизм, предназначенный для сглаживания и урегулирования социальных конфликтов (конфликтный аспект власти), с другой — организацию для достижения общих целей (целевой аспект власти). Всякое общество нуждается во власти, которая является необходимым условием его функционирования как социальной системы, и поэтому возникает вместе с ним.
    В первобытном обществе власть носила непосредственно общественный характер, поскольку все основные вопросы решались на родовых собраниях. Специального же аппарата, который бы занимался только управлением общественными делами, в родовой организации не было. Однако созывались родовые собрания крайне редко. Их ход, как правило, регулировался и направлялся советом старейшин, который разрешал споры, согласовывал действия членов рода при проведении сельскохозяйственных работ и т. д.
    Постепенно первобытное общество отходит от принципа равенства всех своих членов как в работе, так и в быту. Власть сосредоточивается в руках вождей, которыми становились мужчины имевшие высокий общественный статус и признание. Они выделялись среди своих сородичей даже внешне — носили отличающую их от других людей одежду. В родовом обществе вожди в основном занимались организацией военных походов и распределением добытого как на войне, так и в процессе хозяйственной деятельности рода, а также осуществляли контроль за обменом и торговлей. В выполнении этих функций им помогал особый штат помощников.
    Вождество представляло собой особый тип власти, сложившийся в первобытном обществе на позднем этапе его развития, и являлось одной из разновидностей политической власти. Политической называется такая власть, которая основана на принуждении одной
    группы людей в отношении другой. Политическая власть начинается там, где способность влиять становится не межличностной (в семье), не узкогрупповой (в отдельной группе, коллективе), а распространяется на отдельные общественные группы и общество в целом.
    Для осуществления политической власти необходимо:
    1) общественное разделение между группой, осуществляющей власть, и группами, в отношении которых эта власть осуществляется;
    2) организованное принуждение в общественном масштабе.
    Политическая власть обладает свойствами обязательности и принудительности для всех членов общества, правом узаконенного применения силы по отношению к ним.
    Политическая власть подразделяется на государственную и общественную. Государственной называется политическая власть, осуществляемая посредством специального аппарата
    (государства). Общественная власть формируется партийными структурами, общественными организациями, средствами массовой информации, общественным мнением и т. д.
    Источники (или ресурсы) власти — реальные и потенциальные средства, которые используются для укрепления власти. Широко распространена классификация ресурсов власти на экономические, социальные, культурно-информационные и силовые К экономическим ресурсам относят материальные ценности в самом широком смысле, к социальным — систему различных привилегий и льгот, престижные и высокооплачиваемые должности и т. д., к культурно-информационным — знания и информацию, к силовым — институты физического принуждения (армия, полиция и т. п.). Однако эффективность власти во многом зависит и от ее легитимности (от лат. legitimus — законный). Власть признается

    Андрей Владимирович Клименко Вероника Викторовна Румынина : Обществознание
    116
    легитимной, если она не навязывается силой, а принимается массами и опирается на их добровольное согласие подчиняться ее велениям. Легитимная власть воспринимается населением как правомерная и справедливая. Термин «легитимность» был введен в научный оборот известным немецким социологом М. Вебером применительно к господству. Сам
    Вебер выступал против отождествления понятий «власть» и «господство». Последнее, по его мнению, предполагает, что одна из взаимодействующих сторон требует повиновения, а другая добровольно повинуется. В зависимости от мотивов добровольного подчинения
    Вебер выделял три типа легитимного господства.
    Традиционное господство обусловлено традициями, обычаями, привычкой. Этот тип легитимности опирается на веру не только в законность, но и в святость издревле существующих порядков. Традиционные нормы имеют обязывающую силу по отношению как к населению, так и к правящей элите.
    Легальное (или рационально-легальное) господство основывается на признании добровольно установленных юридических норм, регулирующих отношения власти. При таком типе легитимности законам подчиняются не только управляемые, но управляющие.
    Проводником основных принципов рационально-легального господства является бюрократия. В наиболее полном виде легальное господство воплощено в правовом государстве.
    Харизматическое господство (от греч. charisma — божественный дар) опирается на авторитет лидера, которому приписываются исключительные черты.
    Харизма рассматривается как качество и способность, дарованные Богом, природой, судьбой.
    Харизматический лидер руководствуется в своей деятельности не действующими юридическими нормами, а собственным вдохновением. Неудачи такой власти могут привести к исчезновению веры в необыкновенные качества вождя и разрушению основ харизматического господства. Харизматические лидеры приходят к власти, как правило, в условиях социально-политического кризиса. Поэтому харизматическая легитимность политической власти не дает оснований для прогноза ее длительного существования. После общественной стабилизации харизматическое господство трансформируется в традиционное или легальное. Традиционный и рационально-легальный типы легитимности более долговременны.
    Описанные выше типы политического господства редко встречаются в чистом виде: в реальной политической практике они переплетаются и взаимно дополняют друг друга.
    Легитимность может быть как обретена властью, так и утрачена. Поэтому предметом постоянной заботы правящих групп является легитимизация власти, т.е. обеспечение ее признания и одобрения со стороны управляемых. О степени легитимности власти можно судить по уровню принуждения, необходимого власти для проведения собственной политики, по силе проявления гражданского неповиновения (как в активных, так и в пассивных формах), по результатам выборов и т. д.
    Легитимность следует отличать от легальности (законности), которая понимается как формальное, правовое закрепление власти в соответствующих государственных актах.
    Получить юридическую законность (легальность) для тех, кто взял в свои руки власть, несложно. Легальность может быть присуща и нелегитимной власти.
    3.
    Происхождение государства. Теории происхождения государства
    И в прошлом, и в настоящем ученые пытались объяснить причины возникновения такого важнейшего института человеческого общества, как государство.
    Из всех существующих сегодня теорий происхождения государства самой старой является теологическая, или религиозная теория. Наиболее авторитетным ее представителем считается средневековый мыслитель Фома Аквинский. Суть теологической теории сводится к тому, что государство, как и все земное, имеет божественное происхождение. По Фоме
    Аквинскому, процедура возникновения государства аналогична процессу сотворения мира

    Андрей Владимирович Клименко Вероника Викторовна Румынина : Обществознание
    117
    Богом. Прежде чем приступить к руководству миром, Бог решил придать ему стройность и организованность, для чего и учредил государство. С помощью государства Бог управляет миром. Его активность на Земле оличетворяют монархи, поскольку их власть от Бога.
    Монархи наделяются Богом правом повелевать людьми, но сами являются лишь слугами церкви.
    Теологичеекая теория утвердилась и в юридической науке мно-гих мусульманских стран, где понятие государства неразрывно связано с идеей халифата — идеальной формы организации мусульманской общины. Согласно исламским догмам, идея о создании такого государства была внушена пророку Мухаммеду самим Аллахом.
    Теологическая теория весьма уязвима в научном отношении. Но в то же время ее особенность именно в том и состоит, что приверженцы такой версии происхождения государства апеллируют не к знаниям, не к доказательствам, а к вере. Они утверждают, что люди все равно не способны постичь всей глубины божественного замысла и поэтому должны просто верить, что все на Земле создано Богом — в том числе и государство.
    Родоначальником патриархальной теории возникновения государства является греческий философ Аристотель. В XVII в. основные положения этой теории развивал в своих трудах англичанин Филь-мер, а в конце XIX в. схожие идеи высказывал русский социолог и общественный деятель Н. К. Михайловский. Суть патриархальной теории состоит в том, что, по мнению ее авторов, государство является продуктом естественного развития семьи, в процессе которого семья разрастается в род, род — в племя, а племя эволюционирует в государство. Соответственно власть главы семьи — отца (патриарха) — превращается во власть главы государства, власть монархическую, которой следует подчиняться как отеческой.
    Патриархальная теория отражала одну из особенностей развития общества в эпоху родового строя — концентрацию власти в руках старейшин и вождей. Однако и она имеет ряд существенных недостатков. Так, историками установлено, что патриархальная семья появляется в результате разложения родового строя, а не наоборот. К тому же государство и семья выполняют в обществе различные функции: если главными функциями семьи является воспроизвод-ство рода и организация совместного потребления, то государственная власть призвана решать иные зада-чи (обеспечивать безопасность населения сглажи" вать возникающие в обществе конфликты и др )
    Авторами договорной теории происхождения го сударства принято считать голландского филосо фа Г. Гроция, английских мыслителей Т. Гоббса и Д. Локка, французских ученых Ж.-Ж. Руссо и П. Гольбаха. В России ее основные положения разделял
    А. Н. Радищев. Согласно их взглядам, государство возникло в результате общественного договора, в соответствии с которым люди, находившиеся до этого в естественном, первобытном состоянии, отказались от части своих прав и свобод в обмен на гарантии личной безопасности. Но это был не договор-сделка с монархом, а основополагающее соглашение, создавшее гражданское общество и государство. Общественный договор представлял собой не конкретный документ, а определенное состояние общества. В случае нарушения его условий одной из сторон другая имела право на ответные действия: монарх
    — на наказание виновного, а народ — на восстание против деспота.
    Таким образом, договорная теория рассматривала государство исключительно как искусственный продукт сознательной деятельности людей, не принимая во внимание объективные процессы, приводящие к его образованию. Представляется сомнительным тот факт, что различные группы людей со специфически-ми интересами могли договориться в условиях отсут-ствия государственно-властных структур. К тому же, не имея опыта государственно-правовой жизни, люди вряд ли могли создать такой сложный механизм, как государство. Однако теория общественного договора во многом способствовала борьбе поднимающейся буржуазии с абсолютизмом.
    Теория насилия утверждает, что государство —это результат завоевания. Немецкий марксист К. Каутскнй и австрийский ученый Л. Гумплович утверждали, что государство

    1   ...   12   13   14   15   16   17   18   19   ...   33


    написать администратору сайта