Главная страница
Навигация по странице:

  • 2.Механическая картина мира

  • КСЕ №2 Практика. 1. Античная картина мира


    Скачать 19.34 Kb.
    Название1. Античная картина мира
    Дата25.12.2021
    Размер19.34 Kb.
    Формат файлаdocx
    Имя файлаКСЕ №2 Практика.docx
    ТипДокументы
    #317744

    1. Античная картина мира

    Античная картина мира возникла в Древней Греции в VI в. до н. э. и существовала на протяжении двух тысячелетий, вплоть до XVII в. н. э. Целью науки в это время было познание ради истины, а не ради тех практических применений, которые могли из этого познания проистечь.

    В античной науке и в средние века считалось, что достоверно лишь такое знание, которое человек открывает с помощью своих органов чувств. Голова открывает сущность природных явлений, а наблюдения подтверждают. Наблюдения над изделиями рук человеческих не дают возможности познать сущность природных явлений. Эксперимент нарушает жизнь природы и искажает ее познание. Эксперимент в античной науке не стал главным источником информации

    Применение математики при исследовании природы считалось также недопустимым, поскольку: а) математика имеет дело с абстрактными, нематериальными понятиями, а природа конкретна; б) математика имеет дело с постоянными величинами и отношениями, а природа непрерывно изменяется.

    Пространство предполагалось анизотропным: когда Земля считалась плоским диском, выделенным было одно направление – перпендикулярно к плоскости диска; после открытия шарообразности Земли – направление к центру шара. В гипотезе, где центром мира было Солнце, выделенным было направление к Солнцу.

    Взгляды на строение мира были различные. Демокрит и его последователи предполагали, что тела состоят из неделимых атомов, двигающихся в пустоте. Материальны и атомы, различающиеся по форме, величине, весу, и пустота. Свойства тела зависят от рода атомов и их расположения. Аристотель и его последователи считали, что тело состоит из смеси частичек четырех стихий: земли, воды, воздуха и огня. Там, где не было тел, существовал эфир. Аристотель отвергал мысль о существовании пустоты.

    Были описаны только контактные воздействия. Прямолинейное равномерное движение тела считалось следствием воздействия других тел.

    Предполагалось, что небесные тела подчиняются одним законам, а земные – другим (в частности, небесным телам присущи лишь наиболее совершенные, круговые движения, вечно повторяющиеся).

    Некоторые ученые считали, что все события предопределены заранее, совершается только необходимое (Демокрит и др.). Другие же считали, что возможны случайные события. Например, атомы могли двигаться по пустоте хаотически (Эмпедокл, Лукреций Кар).

    За 500 лет до н. э. Анаксагор, высказывая предположение о сохранении материи, говорил, что ничто не может стать чем-нибудь иным и ничто не может быть уничтожено, а Эмпедокл был уверен, что только сумасшедшие могут полагать, что в мире может начаться нечто, чего никогда не было, ибо то, что есть, не может пройти или исчезнуть бесследно. Аристотель считал, что природа существует сама по себе вечно. Явления природы повторяются. Многие гениальные догадки древних нашли подтверждение в наши дни.

    2.Механическая картина мира

    Первые знания о природе человек получил еще в первобытном обществе. Это были знания, выявленные в результате систематического наблюдения одних и тех же явлений и одних и тех же свойств предметов или полученные в результате жизненного опыта (дерево не тонет, камень тонет, огонь горячий, лед холодный и т. п.). Знания древних людей были ненаучными, они никак не систематизировались и не имели никакой теоретической базы, а касались только повседневных наблюдений и повседневного опыта.

    Развитию науки способствовало особое устройство греческих городов-государств — с демократическими нормами жизни и изобилием общественных законов. Аналогичный способ организации был применен и в области знаний: если человеческое общество подчиняется законам, то и природа должна подчиняться своим законам. Особенности рабовладельческого способа производства дали в греческом обществе четыре приоритетных занятия — политика, война, искусство, философия; под философией и понималась зарождающаяся наука. Созерцательность и абстрактно-умозрительный взгляд на мир сформировали два основных принципа греческой науки: мышление понятиями и создание всеобъемлющих философских теорий.

    Научные изыскания греков не имели практического значения, это было движение чистой философской мысли: планиметрия Гиппарха, геометрия Евклида, апории элеатов, диогеновский поиск сущности человека. Целью научного пзнания было изучение процесса превращения первоначального Хаоса в Космос. Так появились труды Фалеса, Анаксимандра, Гераклита, Диогена. Единственным инструментом познания они признавали человеческий разум. Греки достигли больших успехов в математике (Пифагор, Евклид, Платон), в учении об атоме (Демокрит, Левкипп), в учении о неуничтожимости материи (Эмпедокл), но естествознание как научную программу создал Аристотель.

    Аристотель был автором многочисленных трудов о природе — «Физика», «О небе», «Метеорологика», «О происхождении животных» и др. Впервые в мире он обратил внимание на закономерности движения физических тел и тем самым дал начало разделу физики — механике. Движение Аристотель определял как изменение положения тела в пространстве, аристотелево пространство было заполнено прозрачной материей, аналогичной воздуху. Ему принадлежит высказывание «природа боится пустоты», то есть пространство заполнено подобием эфира. Движение создается без причины движения, самодвижущееся тело имеет в себе источник движения. Он различал движение естественное и насильственное, местное (для тяжелых тел) и огненное (для легких).

    В рассуждения Аристотель ввел понятие силы, к которому относятся три основных вида силы — тяга, давление и удар. Рассматривая сложное вращательное движение, он вывел определение момента силы, а для естественного падения тела вывел закон V = F / w, где V — скорость, F — сила стремления тела к своему естественному месту, w — сопротивление воздуха. Согласно закону Аристотеля скорость падения тела зависела от его массы. Эта точка зрения продержалась до времен Галилея. То есть тяжелые тела в силу своей массы устремляются к земле (естественному месту), а легкие тела из-за своей легкости устремляются к огненному эфиру, расположенному за слоем воздуха, высоко к небу, к огню.

    Небесные тела из «земных» принципов движения он исключал: они движутся по совершенной окружности и для движения силы им не требуется. Небесные тела подчиняются небесным законам (их движения вечны и неизменны, не имеют начала и конца), неприменимым к земным телам, несовершенным по своей природе. Несовершенные земные тела могут двигаться только с приложением внешней силы, источниками движения для них служат другие тела

    Аристотель считал, что движение существует вечно и что первое движение в мире породил перводвигатель, под которым он понимал бога. Физическое взаимодействие он понимал как применение силы движущего к движимому (то есть действие сугубо одностороннее).

    Представления Аристотеля о механике продержались до времени Галилея. Галилей создал новую механику, отвергающую принципы Аристотеля. Он установил физические законы для движения тел, ввел определения для силы, скорости, ускорения, равномерного движения, инерции, понятия средней скорости и среднего ускорения, впервые сопоставил понятие силы с математическим понятием вектора (при определении характера движения в зависимости от приложенной силы, он исходил из направления этой силы или взаимодействия сил), сформулировал четыре аксиомы механики (две о свободном падении, одна — по поводу инерции и одна по поводу относительности движения):

    1. Закон инерции. Свободное движение по горизонтальной плоскости происходит с постоянной по величине и направлению скоростью

    2. Свободно падающее тело движется с постоянным ускорением, и конечная скорость тела, падающего из состояния покоя, связана с высотой, которая пройдена к этому моменту.

    3. Свободное падение тел можно рассматривать как движение по наклонной плоскости, а горизонтальной плоскости соответствует закон инерции.

    4. Внутри равномерно движущейся (так называемой инерциальной) системы все механические процессы протекают так же, как и внутри покоящейся.

    Принцип относительности он вывел в 1632 г. при помощи мысленных экспериментов, путем абстракции. Принцип предполагает, что траектория падающего тела отклоняется от вертикали из-за сопротивления воздуха и в безвоздушном пространстве тело упадет точно над точкой, из которой началось падение.

    Физические законы для механической картины мира сформулировал Исаак Ньютон.

    I закон, или закон инерции, открытый еще Галилеем: всякое тело сохраняет состояние покоя или равномерного прямолинейного движения, пока оно не будет вынуждено изменить его под действием каких-то сил.

    II закон: изменение импульса тела в единицу времени равно действующей на него силе и происходит в направлении ее действия. F = mи·ā, где F — вынуждающая сила, ā — ускорение, mи — инерциальная масса.

    Второй закон Ньютона связывает изменение импульса тела (количества движения) с действующей на него силой и является ядром механики. Закон был революционным для своего времени, но неприменим в современной физике, так как Ньютон считал, что масса не зависит от скорости. Ньютон рассматривал массу как меру инертности, а ускорение и инерцию как равные по величине противодействия, направленные в противоположные стороны, то есть чем массивнее тело, тем меньшее ускорение можно ему придать.

    III закон: силы действия и противодействия равны по величине и противоположны по направлению.

    IV закон, сформулированный Ньютоном, — это закон всемирного тяготения: сила тяготения обратно пропорциональна квадрату расстояния:

    Fгр = γ · mгр· Mгр/r2, где γ — гравитационная постоянная.

    Закон он вывел из допущения, что на Луну, движущуюся по земной орбите, и на камень, падающий на Землю, действует одна и та же сила: Луна тяготеет к Земле и силой тяготения постоянно отклоняется от прямолинейного движения и удерживается на своей орбите. Из этого допущения он рассчитал постоянную величину силы тяготения или гравитационную постоянную. Согласно современным расчетам, гравитационная постоянная:

    G = (6,673 ± 0,003) ·10-11 нм2кг-2.

    Ньютон придерживался воззрений механистического материализма (то есть стремился объяснить законы физики, исходя из объективного существования материи, пространства и времени), хотя был человеком религиозным в духе своей эпохи и даже на склоне лет написал теологическое сочинение. Пытаясь определить точнее методы своего подхода к научным исследованиям, Ньютон вывел четыре основополагающих принципа:

    1. Не должно принимать в природе иных причин сверх тех, которые истинны и достаточны для объяснения явлений (повторив знаменитый принцип бритвы Оккама).

    2. Одинаковым явлениям следует приписывать одинаковые причины.

    3. Независимые и неизменные при экспериментах свойства тел, подвергнутых исследованию, надо принимать за общие свойства материальных тел.

    4. Законы, индуктивно выведенные из опыта, нужно считать верными, пока им не противоречат другие наблюдения.

    Этот метод называется сегодня гипотетико-дедукционным и используется в современной физике.

    Неизгладимый след оставил Ньютон не только в механике. Большое значение имели его исследования в области оптики, которые сразу же получили мировое признание и стали основополагающими на несколько столетий. Ньютон считал, что свет состоит из мельчайших частиц, которые он назвал корпускулами, так возникла корпускулярная теория света. Теория не объясняла некоторых явлений — например, интерференции и дифракции света, поскольку это волновые процессы.

    Ньютон понимал неполноту корпускулярной теории и собирался объединить ее с волновой, что, собственно, произошло только в XX в., когда пришедшая на смену корпускулярной волновая теория тоже не смогла объяснить всех явлений.

    Ньютон также сделал заявку на теорию возможности превращения тел в свет и света в тела, что было открыто учеными для сверхмалых частиц только в XX в., и теорию влияния тел на распространение света, что было экспериментально доказано Эйнштейном и легло в основу общей теории относительности. Большой заслугой последователей Ньютона было введение в физику методов интегрально-дифференциального исчисления и создание механической картины мира.

    В основе механической картины мира лежала материалистическая теория, основывавшаяся на классическом атомизме, родоначальником которого был Демокрит. Для своего времени это, несомненно, была передовая и научная картина мира. В ее основу легли труды Галилея и Ньютона. Царившая прежде натурфилософская картина мира опиралась на наблюдение как на единственный метод изучения мира.

    Механическая картина мира выдвинула на первый план эксперимент. Эксперименты стали сопровождаться математическим аппаратом, точными расчетами, а изобретение телескопа и микроскопа позволило заглянуть в миры, не соразмерные окружающему. Ньютон разработал законы классической механики для физики окружающего мира, Кеплер — законы небесной механики для Вселенной, Левенгук увел биологию к микроскопическим формам и т. п..


    написать администратору сайта