Тема Европейская цивилизация в средние века Понятия средние века
Скачать 375.73 Kb.
|
Тема 5. Европейская цивилизация в средние века 1. Понятия «средние века» и феодализм, их содержание. Складывание основ европейской цивилизации 2. Власть и общество в средние века. Сословно-представительные монархии и их формы. Начало складывания централизованных государств 3. Духовный мир средневековья: религия и церковь 4. Эпоха Возрождения и Реформации 5. Культура западноевропейского средневековья и эпохи Возрождения Краткая аннотация: В лекции по теме «Европейская цивилизация в средние века» рассматривается специфика формирования и развития феодализма и феодального общества в средневековье, своеобразие средневекового традиционного сознания, особенности возникновения и развития буржуазного сознания и образа жизни, связи экономики, политики и культуры. 1. Понятия «средние века» и феодализм, их содержание. Складывание основ европейской цивилизации В 495 г. Рим пал, античная цивилизация прекратила существование и наступила эпоха средневековья - особая историческая эпоха, отличающаяся как от античности, так и от внеевропейских цивилизаций того времени. Название «средние века» появилось в эпоху Возрождения. Для гуманистов Возрождения античная цивилизация и культура представлялись величайшим этапом в развитии цивилизации, тогда как название «средние века» заключало в себе негативную оценку данного периода, когда варвары не только не создали ничего выдающегося, но и не смогли сохранить достижения античной цивилизации. Своей задачей они считали возрождение античной культуры. А «средние века» - это нечто посередине между величайшими эпохами. Вопрос о хронологических рамках средних веков остается дискуссионным. Не вызывает сомнения начало этого периода – V век. Но нет единого мнения, когда средние века заканчиваются, относится ли эпоха Возрождения к позднему средневековью или же это уже начало Нового времени. Общепринятой считается следующая периодизация: Раннее средневековье (V—XI вв.) — это период, когда феодальное общество еще только формировалось основы феодального общества, период, названный французским историком Ле Гоффом «детством средневековой цивилизации». Расцвет средневековья (XII—XV вв.) — это период расцвета феодальных отношений, когда уже сложились иерархическая система, сложился союз городов и монархов в борьбе против феодального иммунитета, образовались централизованные государства, формировались сословно-представительные монархии. Позднее средневековье (XVI — начало XVII в.) — это период распада средневекового общества и зарождения новых, капиталистических отношений. <…> С падением Западной Римской империи было разрушено не только государство, но и рабовладельческое общество в Европе. На значительной части континента установились варварские порядки. Они во многом определялись уровнем общественного и культурного развития древних германцев, которые находились еще на стадии полу-первобытности и потому не знали рабства. Неудивительно и то, что античной культуре был нанесен серьезный ущерб, а ее развитие приостановилось почти на тысячу лет. Лишь в XIV—XVI вв. началось постепенное возрождение античных традиций в духовной жизни европейцев. Деятели культуры того времени придавали этому процессу настолько важное значение, что стали называть открывающуюся эпоху «новой». Однако время между древней и новой историей не имело четкого определения. Его назвали средними веками. Первоначально термин средневековье понимали как синоним длительного упадка античной культуры. В дальнейшем это определение приобрело более широкий и глубокий смысл. Оно стало включать в себя проблемы социально- экономического, политического и духовного развития средневекового общества как феодального. Это слово произошло от давнего европейского понятия феод. В те времена «феод» являлся одной из форм владения землей — главным средством производства. Владелец «феода» получил название феодал. А общество, в котором «феодалы» были собственниками земли, стали называть феодальным. Отсюда следует, что история средних веков есть область исторической науки, которая изучает закономерности общественного развития в эпоху феодализма. Феодализм — явление прежде всего европейское. Он складывался на основе синтеза двух процессов. С одной стороны, шел распад первобытного общества у варваров. А с другой — происходило разложение античного рабства. Взаимодействие этих процессов и породило европейский феодализм. Его становление и развитие, по своему глубинному типу, не отличались от эволюции античного Средиземноморья. Суть та же — приоритет частнособственнических отношений. Германские варвары продолжили магистральный путь древних греков и римлян, но уже в иных формах и в собственной интерпретации. Применять термин «феодализм» для восточных цивилизаций было бы не совсем верно. Определенное сходство с Европой, конечно, существовало, но, главным образом, внешнее. Например, элементы рабства на Востоке со временем также исчезли. Однако причина была совсем другая — постепенное исчезновение зоны первобытности как главного источника пополнения рабов. Можно увидеть и еще ряд внешне схожих явлений. Но у восточных народов все они опирались на традиции собственной древности, принципиально отличной от древности европейской. Поэтому средневековье для Востока, Африки и Америки зачастую имеет совсем иной смысл, чем для Европы. Формы феодальной собственности на землю.Главной отраслью средневековой экономики было сельское хозяйство. А это значит, что земля оставалась наиболее важным средством производства. От бывших рабовладельцев она перешла в руки феодалов. Формы их собственности на землю в Европе сложились раньше (V—X вв.), чем централизованные государства (XV в.). Следовательно, процесс распределения земли происходил во многом стихийно и привел к возникновению частного феодального землевладения. Наибольшее распространение получили три формы собственности на землю. Типичной начальной формой землевладения стал аллод. Он сложился в V— VII вв. Это полная земельная собственность, когда владелец аллода имел право распоряжаться землей по своему усмотрению — продать, подарить, передать по наследству. Бенефиций (подарок), в отличие от аллода, являлся условной земельной собственностью. Он давался вассалам в пожизненное пользование за службу у сеньора. Его нельзя было продать, подарить или передать по наследству. В Европе бенефиций можно было получить от более крупного владельца землей и служить ему, как правило, в качестве профессионального воина — рыцаря. Эта форма землевладения сложилась в VIII—IX вв. Землевладельцы, получившие служебный бенефиций, стремились закрепить его в наследственное частное владение. Многим это удавалось. В результате к X в. бенефиций превратился в феод — наиболее развитую и завершенную форму феодальной собственности на землю. 2. Власть и общество в средние века. Сословно-представительные монархии и их формы. Начало складывания централизованных государств Вассальные отношения между феодалами.В средние века разные формы и размеры земельной собственности во многом определяли положение в обществе ее владельцев — крупных, средних и мелких феодалов. Они имели соответствующие титулы, которые закрепляли их социальный статус. Крупные феодалы носили звание герцога или графа, средние — барона, а мелкие — рыцаря. Титулы присваивал монарх, которого в Европе именовали королем. В отношениях между феодалами сложились традиции личной зависимости. Крупный феодал считался сеньором для среднего, а средний феодал являлся сеньором для мелкого. Главным сеньором был король. И наоборот, мелкий феодал считал себя вассалом среднего, а средний феодал являлся вассалом крупного. Сеньор в то время воспринимался как «старший», господин. А вассал — это «младший», зависимый, подчиненный. Такие отношения внутри класса феодалов называются вассальными отношениями, или феодальной иерархией. Она предполагала определенные обязанности вассалов перед сеньорами. Эти обязанности основаны на поземельной зависимости и составляют суть вассалитета. Крестьяне, которые своей земли не имели, могли быть только вассалами и не могли быть сеньорами. В период политической децентрализации, когда монархи еще слабо контролировали ситуацию в стране, бытовала поговорка: «Вассал моего вассала не есть мой вассал». Но когда сложились централизованные государства, поговорка изменилась и стала отражать сильную власть короля: «Вассал моего вассала — это мой вассал». Крепостное право. Феодальная рента и ее формы.Феодалы получали от вышестоящего сеньора не просто землю, но землю вместе с крестьянами. Поэтому крестьяне, которые в средневековом обществе составляли большинство населения, жили и работали на земле феодала. Следовательно, они лично зависели от него. Наиболее тяжелой формой личной зависимости было крепостное право. Оно включало в себя две главные и заимосвязанные составляющие. Во-первых, крепостное право — это личная, юридически оформленная зависимость крестьянина от феодала, когда крестьянин по закону не мог уйти от землевладельца. Формально он был прикреплен к земле «своего» феодала. Такой лично-зависимый крестьянин называется крепостным. Следовательно, крепостное право — это «законное» право феодала на личность крестьянина, которого он мог продать, купить, подарить. Оно обычно дополнялось физическим принуждением, поскольку феодалы, особенно крупные, имели вооруженные силы вплоть до собственных армий. Во-вторых, крепостное право включало в себя еще и бесплатные обязанности крестьян в пользу феодала. Совокупность таких обязанностей называется феодальной рентой. Она имела три основные формы: отработочную, натуральную и денежную. Свое земельное владение феодал делил обычно на две части. Первую он оставлял себе, а вторую небольшими участками раздавал крестьянам для ведения ими личного хозяйства. Крестьянин должен был несколько дней в неделю бесплатно отработать на земле феодала. При этом все продукты, которые он там производил, присваивались землевладельцем. Крестьяне должны были также заниматься строительством, ремеслом и другими бесплатными работами в пользу феодала. В этом состояла суть отработочной ренты (в истории России — барщина). Отработочная рента была распространена весь период средневековья. Многие феодалы раздавали в пользование крестьянам всю землю. А в обязанности крестьян входило отдавать феодалам большую часть продуктов, которые они производили на земле, полученной от сеньора. Это была натуральная рента (в истории России ее называют оброком). Натуральная рента также характерна для всей эпохи средневековья. С XI в. оживились экономические связи между городом и деревней, разными городами и государствами. Роль денег стала возрастать. Поэтому феодалы начали требовать от крестьян еще и деньги для покупки предметов роскоши и редких вещей. Такая обязанность крестьян называется денежной рентой. С XVI в. она становится основной в связи с началом кризиса феодализма и возникновением капиталистических отношений. Крепостное право и феодальная рента отражали экономические и социальные отношения между двумя основными классами средневекового общества Европы — феодалами-землевладельцами и лично-зависимыми крестьянами-земледельцами. Феодалы выступали в качестве эксплуататоров. Основой эксплуатации являлось их право на землю и личность крестьянина, на его бесплатный труд. Крестьяне составляли эксплуатируемый класс. Их положение было очень тяжелым. И все же крестьянин, в отличие от раба, оставлял себе часть продуктов своего труда. Следовательно, он был заинтересован работать лучше. Поэтому феодальный способ производства оказался более прогрессивным, чем рабовладельческий. Натуральное хозяйство. Феодальная раздробленность. Почти все материальные ценности, необходимые для обитателей феодального владения, производились крестьянами. Они обеспечивали своего господина и себя продуктами питания, одеждой, обувью, сами изготовляли орудия труда и строили жилье. Покупки делались редко: крестьяне покупали соль да спички, их господа — оружие и предметы роскоши. В начале средневековья экономические связи между феодальными владениями практически отсутствовали, так как землевладельцы были обеспечены всем необходимым и не нуждались друг в друге. Такое изолированное, обособленное хозяйство называется натуральным. Для средневековья оно являлось типичным. Феодальное натуральное хозяйство сложилось в V—X вв. В XVI — середине XVII в. оно уступило место товарно-денежным отношениям. Экономическая независимость крупных феодалов обусловила их политический сепаратизм и нежелание быть вассалами короля. Наиболее могущественные феодалы — герцоги — добивались иммунитета от королевской власти. Они создавали собственные вооруженные силы и часто выступали против своих монархов. В результате крупные феодальные владения приобретали многие признаки государства, а их сеньоры сами стремились к верховной власти. Такая самостоятельность крупных феодалов приводила к ослаблению власти короля и политической децентрализации государства, т.е. к феодальной раздробленности. Ее социально- экономической основой были крупная частная собственность на землю и натуральное хозяйство, а последствием являлись бесконечные войны и конфликты между сеньорами, известные как феодальные междоусобицы. Возникновение средневековых городов как экономических центров.В начале средневековья главным экономическим центром являлась деревня с ее натуральным хозяйством. Многие европейские города, созданные еще в древности, в IV—VI вв. были разрушены варварами, а те, что остались, выполняли функцию политических, административных, религиозных или военных центров. К XI в. в старых и вновь возникавших городах началось оживление ремесла и торговли. Оно стало следствием развития сельскохозяйственного и ремесленного производств, что привело к повышению общественного разделения труда. Деревня по-прежнему оставалась центром сельскохозяйственного производства, а город становился промышленным центром, в котором концентрировались ремесло и торговля. Между городом и деревней возникли обмен и товарно-денежные отношения. Основную массу городского населения составляли ремесленники. Городской слой ремесленников формировался из крестьян. Они убегали или уходили из деревни, выкупая разрешение феодала на поселение в городе. Ремесленник являлся мастером по изготовлению разных промышленных изделий. Он имел собственные инструменты и помещение для работы — мастерскую. Ему помогали несколько подмастерьев и учеников, которые обучались мастерству и трудились бесплатно, чтобы в будущем стать самостоятельными специалистами-мастерами. Ремесленники средневекового города объединялись в цехи. Цех — это организация (союз) мастеров одинаковой профессии одного города. В городах возникало много цехов: портных, шивших одежду; сапожников, изготовлявших обувь; кузнецов по обработке металлов, строителей и других. Производство оставалось индивидуальным, но многие общие социально- экономические проблемы решал цех. Он приобретал у администрации города монопольное право на изготовление товара, например, оружия. Это значило, что его могли производить только члены цеха оружейников. Цех решал, кого следует принимать в свою профессиональную организацию, сколько товаров должен производить каждый мастер, где и кому он будет их продавать, по какой цене и многое другое. Такая регламентация ремесленного производства содержалась в Уставе цеха, который должен был выполняться всеми мастерами. Этим способом цехи стремились защитить ремесленников от внутренней и внешней конкуренции. Цехи помогали развитию и укреплению городского ремесла. Поэтому вначале они играли позитивную роль. Однако в дальнейшем монополия на производство товаров и его детальная регламентация все больше станут мешать развитию экономики. Рост средневековой городской промышленности повышал значение людей, занимавшихся торговлей — купцов. Расширение торговли, в свою очередь, приводило к увеличению объема денежных операций. Их выполняли менялы и ростовщики, которые обменивали разные валюты, давали кредит под проценты и т.д. Как и ремесленники, купцы создавали свои союзы — гильдии, а ростовщики объединялись в банки. Таким образом, в первой половине второго тысячелетия среди горожан стали преобладать экономически активные группы населения — ремесленники, купцы, ростовщики, а затем и банкиры. Значение средневековых городов как центров ремесла, торговли и банковского дела повысилось настолько, что их стали даже называть «новые города». А их дальнейшее усиление вызвало большие общественно-политические изменения. Роль городов в образовании централизованных государств.Средневековый город, как и деревня, находился на земле феодала. Поэтому горожане, как и крестьяне, зависели от феодального сеньора. Зависимость выражалась в том, что все горожане платили сеньору города большие налоги — ренту и жили по его правилам. Уйдя из деревни, ремесленники продолжали оставаться крепостными людьми сеньора. Интересы городских жителей, как и деревенских, входили во все большее противоречие с властью феодалов. Но разница состояла в том, что горожане объективно всегда более организованы, чем крестьяне. Поэтому локальные восстания крестьян феодалы подавляли силой. Но сохранить власть над городами и горожанами в большинстве стран Западной Европы феодалам не удалось. В XI—XIII вв. шла упорная борьба городов за освобождение от власти сеньоров, в ходе которой горожане хотели освободиться от крепостного права. Она проходила в разных формах. Иногда удавалось выкупить свои права за деньги. Нередко жители города объединялись в городские коммуны и пользовались методами вооруженной борьбы. К XIII в. многие города добились самоуправления и перестали подчиняться феодальным сеньорам. Горожане освободились от крепостного права. Это подрывало крепостничество и всевластие феодалов. В народе сложилась пословица: «Городской воздух делает человека свободным». Но обретение личной свободы горожанами не ликвидировало противоречий между разными социальными группами внутри города. Городские власти обложили высокими налогами ремесленников. Мастера начали открыто эксплуатировать труд учеников и подмастерьев. В городе сложилась своя социальная иерархия. Ее элиту составлял патрициат из ростовщиков, менял, торговцев, богатых мастеров. Далее шла основная масса ремесленников, а внизу городского общества оказались подмастерья и бедняки. Социальная борьба в средневековом городе принимала порой острые формы, включая народные восстания. Однако при всей конфликтности городского общества горожане выдвигали и общеполитические задачи. Их, занимавшихся торгово-экономической деятельностью, не устраивала феодальная раздробленность страны и междоусобные войны между феодалами. Поэтому города выступали за объединение государства и усиление центральной власти. В этом вопросе они нашли союзника в лице монархов. Интересы королей, желавших укрепить свою власть над непокорными вассалами, совпадали с устремлениями горожан. На этой основе сложился их союз. Монархи стали опираться на города, которые поддерживали королей деньгами, оружием и войском. Совместными усилиями королей и городов к середине второго тысячелетия в Европе удалось сломить сепаратизм крупных феодалов. Но процесс образования централизованных государств происходил длительно и в разных странах не одновременно. Он начался в конце X в. и в основном завершился к концу XV в. К этому времени феодальную раздробленность преодолели Англия, Франция, Испания, Португалия, Дания, Швеция, Норвегия, Польша, Чехия. А в то же время в Германии и Италии политическая децентрализация продолжалась вплоть до XIX в. Сословная монархия и начало парламента.В Англии и Франции, которые первыми в Европе вступили на путь создания централизованных государств, все население делилось на три социальные группы. Их называют сословиями. К первому сословию, с учетом важного значения религии, относились церковные иерархи, или духовенство. Второе сословие составляли светские феодалы, или иначе — дворянство. Все остальные слои населения принадлежали к третьему сословию. Это прежде всего крестьяне, а также ремесленники, купцы, ростовщики — в общей сложности до 99% населения. Первое и второе сословия были привилегированными. Их привилегии заключались в том, что они не платили государству налоги и имели политическую власть. Третье сословие, наоборот, не являлось привилегированным, было податным. Это значит, что оно платило много разных налогов и не допускалось к управлению государством. Однако со временем общественное влияние третьего сословия, особенно горожан, становилось все больше. Народные массы хотели знать, как и на какие цели расходуются деньги, которые они отдавали государству в виде налогов. Появились требования контроля со стороны общества за финансовой политикой королевских властей. Эти требования быстро нарастали, и, когда игнорировать их стало невозможно, английский король в 1265 г. впервые созвал собрание, где участвовали представители всех трех сословий. Называлось такое сословное собрание парламентом. Несколько позже, в 1302 г., парламент собрался во Франции, хотя и носил там другое название — Генеральные штаты. Теперь монархи Англии и Франции могли вводить новые налоги только с согласия своих парламентов. Не всегда это правило впоследствии выполнялось, однако зародилась традиция, согласно которой общество через своих представителей в парламенте начинает оказывать влияние пока лишь на одну, но очень важную сторону деятельности государства — его финансовую политику. Парламент, который состоял из представителей всех трех средневековых сословий, называется сословным парламентом. Его участников от духовенства и дворянства назначали монархи. Третье же сословие само выбирало своих парламентариев, чаще всего из богатых горожан. Политическая система, когда страной руководит монарх при участии сословного парламента, называется сословной монархией. Первоначальное накопление и его методы.Развитие сельского хозяйства, рост городов, ремесел, торговли, формирование местных рынков и международных экономических связей — все это привело к зарождению капиталистических отношений. По сравнению с мелким индивидуальным хозяйством крестьян и ремесленников, капиталистическое производство является крупным. Для его организации потребовалось объединить средства производства и живой труд мелких производителей. Этому предшествовало создание двух главных предпосылок (условий). Во- первых, экспроприация мелких собственников, в ходе которой большинство крестьян и ремесленников лишились средств к существованию и стали наемными рабочими. Во-вторых, накопление денег в руках небольшой группы лиц для организации и развития крупного капиталистического производства. Деньги были нужны на приобретение средств производства и оплату труда работников. Их накопление шло у купцов, ростовщиков, богатых мастеров, части феодалов, которые встали на путь предпринимательства. Они являлись социальной основой формирования класса буржуазии. Таким образом, экспроприация мелких собственников и превращение их в наемных рабочих, а также накопление денег у отдельных лиц были главными предпосылками и обязательными условиями для начала капиталистического производства. Создание этих предпосылок и условий шло в процессе так называемого первоначального накопления. В Западной Европе оно происходило в XVI—XVII вв. В ходе первоначального накопления использовались разные методы. Среди них — денежная феодальная рента, введение новых налогов, система кредита, эксплуатация наемных рабочих, которые получали заработную плату меньше, чем стоили действительные результаты их труда. Это внутренние источники первоначального накопления. В разное время в той или иной степени к ним прибегали во многих странах. Однако для европейских государств важную роль играли также внешние источники и методы первоначального накопления. Наиболее важные из них — эксплуатация колоний и международная работорговля. Колонии возникли как результат подчинения европейцами территорий и народов, о которых они узнали в ходе великих географических открытий середины XV — середины XVII вв. Из Нового Света в Европу привозили много золота, серебра, где они превращались в капитал. Одновременно колонии служили источниками сырья и рынками сбыта готовых товаров, что также являлось условием развития капиталистического производства. Колонизация Америки дала европейцам обширные земли. Для их освоения требовалось большое количество работников. Поэтому в качестве дешевой рабочей силы туда стали привозить из Африки рабов, торговля которыми приносила колоссальные деньги. Развитие форм капиталистического производства. В период «первоначального накопления» феодальная форма промышленности — цехи — сохранялась. Но вместе с тем возникали формы капиталистического промышленного производства. Исторически они развивались от простого к более сложному. Первая из таких форм — простая кооперация — существовала до середины XVI в. Это более крупное предприятие, чем феодальный цех. Его владелец — предприниматель — являлся организатором производства, в котором пока еще не было разделения труда между наемными рабочими. Они трудились в одном помещении, но каждый изготовлял товар самостоятельно от начала до конца при помощи ручных инструментов. На смену простой кооперации во второй половине XVI в. пришла мануфактура. В ней по-прежнему еще не было машин, но применялись новые ручные механизмы. Кроме того, стало практиковаться техническое разделение труда, при котором каждый рабочий выполнял строго определенную операцию. Это позволило увеличить количество и улучшить качество продукции. Мануфактуры создавались в текстильной промышленности, строительстве, металлургии и других отраслях. … В деревне происходило разрушение натурального хозяйства и отмена крепостного права. Они заменялись капиталистической арендой земли. Многие феодалы освобождали крестьян от личной зависимости и переводили их на денежную ренту. Чтобы ее заплатить, земледельцы переводили свое хозяйство на производство товаров для рынка. А некоторые сеньоры, особенно в Англии, шли еще дальше: они насильственно лишали крестьян земли с целью превратить их в наемных рабочих. Между феодальными и капиталистическими формами производства в XVI— XVII вв. возникли противоречия. Их дальнейшее углубление привело к серьезным социально-политическим изменениям в обществе[1, с. 65 - 78]. 3. Духовный мир средневековья: религия и церковь Велика роль христианства в развитии средневековья. Религия безраздельно господствовала в политике, в науке, в искусстве. Христианство явилось духовным стержнем развития общества, оно сформировало мировоззрение человека этой эпохи, его представление о мире и своем месте в нем. Если идеалом античности был талантливый, всесторонне развитый человек, то в эпоху средневековья им стал монах, святой. Церковь, выполняя роль посредника между человеком и Богом, занимала ключевые позиции, что позволило ей претендовать не только на духовную, но и на светскую власть. Стремление утвердить верховенство духовной власти объективно тормозило процесс образования европейских государств. Влияние христианства на жизнь средневековья было не только всеобъемлющим, но и противоречивым. Разрушая идеалы античности, веру человека в свои силы, христианство в то же время упорядочивало окружающий мир, поскольку организовывало общество вокруг Бога, а значит "вечных истин". В то же время трудно переоценить вклад церкви в развитие средневековой культуры. Церковь стала собирательницей и хранительницей знаний, превратила латынь в международный язык, тем самым оказав влияние на становление национальных языков. Церковь играла роль посредника в межгосударственных отношениях. Она внесла большой вклад в оформление социальной структуры общества, положила начало становлению системы образования. Именно монастыри стали центрами духовной культуры раннего средневековья. Церковь, являясь основным заказчиком, в значительной мере сформировала средневековое искусство. 4. Эпоха Возрождения и Реформации Большое место в жизни церкви занимала борьба с ересями, т.е. проповедью религиозных взглядов, не отвечающих установленным церковью догмам. <…> Рост средневековых городов, развитие ремесел, торговли, капиталистических отношений — все это порождало иные духовные ценности. Буржуазия нуждалась в научно-техническом прогрессе, что требовало рациональных знаний. Купцы и банкиры для достижения успеха предпочитали надеяться не столько на Бога, сколько на силу человеческого разума. Формировалось новое понимание мира, для которого характерна вера прежде всего в человека. От его латинского написания, Human, такая идеология получила название гуманизм. Раньше всего идеи гуманизма проявили себя в области культуры. Уже в XIV в. в городах Италии, прежде всего во Флоренции, появились писатели, поэты, художники, скульпторы, в произведениях которых главным героем становился человек и преобладала тема светской жизни. Новое направление в искусстве, по сути своей, не являлось копией работ древнегреческих или древнеримских мастеров. Вместе с тем оно воспроизводило многие формы античной культуры, которая тысячу лет спустя как бы рождалась заново. Этот процесс восстановления в искусстве некогда прерванной традиции получил название Возрождения, или Ренессанса. Другим проявлением гуманистической идеологии в XVI в. стало широкое общественное движение за религиозную реформу. Оно имело противоречивый характер, поскольку включало в себя представителей разных социальных групп. Однако главным содержанием движения и его целью являлась ликвидация католической церкви и замена ее другой религиозной организацией, более удобной для капиталистического развития. Само движение и его результаты в европейской истории известны как Реформация. По отношению к католической церкви оно являлось протестом. Поэтому его участников стали называть протестантами. Среди протестантов было несколько идейных течений, но все они сходились в главном: между человеком и Богом должна осуществляться прямая духовная связь безо всяких посредников. Это делало католическое духовенство лишним, а его церковную организацию ненужной. Новая церковь должна быть простой, удобной, дешевой и независимой от римского папы. Наиболее известными протестантскими идеологами были Мартин Лютер и Томас Мюнцер в Германии, а также Жан Кальвин в Швейцарии. Католические иерархи понимали, что в случае победы протестантов они потеряют земли, богатство, политический вес и духовное влияние в обществе. Речь шла о самосохранении, что толкало их к решительным противодействиям. Наиболее фанатичные католики объединились в орден иезуитов, который действо вал по принципу «цель оправдывает средства». Ради сохранения католицизма иезуиты широко практиковали интриги, подкуп, ложь, заговоры и убийства своих противников. Борьба между протестантами и католиками принимала различные формы. В Германии ее апогеем стала антифеодальная крестьянская война 1524—1525 гг. Во Франции, где протестантов называли гугенотами, более 30 лет (1562— 1594 гг.) продолжались кровавые «гугенотские войны». В конечном же итоге Реформация утвердилась в Германии, Швейцарии, Нидерландах, Англии, Швеции, Норвегии, Дании. Новая церковь в этих странах получила общее название протестантской. Для нее характерны независимость от римского папы, а также упрощенная организация, догматика и ритуал. Но имеются и определенные различия, поэтому протестантскую церковь в Германии называют лютеранской, в Швейцарии — кальвинистской, а в Великобритании — англиканской. В целом же, в XVI в. произошло оформление протестантизма как еще одного, наряду с католицизмом и православием, крупного направления в христианской религии. Реформация существенно ослабила позиции не только католической церкви, но и феодализма. Тем не менее католицизм сохранился во всех государствах Старого Света, а через их колонии распространился и среди народов других континентов. Общие итоги Реформации отражали соотношение сил между феодализмом и тенденцией капиталистического развития того времени. А взятые вместе, Возрождение и Реформация создали в Европе важные духовные предпосылки для предстоящего захвата политической власти буржуазией [1, с. 113 - 118]. 5. Культура западноевропейского средневековья и эпохи Возрождения На развитие средневековой культуры оказали влияние: 1. античная культура; 2. культура варварских племен; 3. христианизация европейских племен, явившаяся основой для создания единой европейской цивилизации. На этапе раннего средневековья особенностью развития культуры явилось противоречие между тенденцией распространения европейских народов и стремлением к их локализации, дроблению. В период высокого средневековья началось формирование наций и централизация европейских государств, вырабатывалось государственное законодательство, происходило политическое оформление общества. Для средневековой культуры в целом были характерны следующие черты: 1. Синкретизм. Выражался в отсутствии четкой грани между наукой, мифологией, религией, искусством и т.д. 2. Теоцентризм. Все сферы духовной деятельности были призваны служить постижению божественной сущности. 3. Догматизм. Проявился в установлении канона в искусстве. 4. Символизм. Выражался в замене естественной связи вещей связью идеальной, стремлением в художественном творчестве отразить символ, идею, божественное откровение. 5. Типизация. Означала отход от реальной действительности и индивидуальности личности. Однотипное изображение земного и небесного мира. 6. Консервативность, авторитарность ее системы ценностей. 7. Противоборство официальной церковной культуры и народной, карнавальной, смеховой. Для варварских племен было характерно постоянное переселение. Поэтому период Предсредневековья представлен в основном оружием, ювелирными изделиями, утварью. Однако с возникновением в V - VIII вв. на территории бывшей Западной Римской империи государства германских племен и с принятием этими племенами христианства началось строительство храмов, появились изображения святых и христианская символика. Церкви строили по типу римских базилик из массивных камней с деревянным перекрытием. Часто они украшались колоннами античных храмов. г В XI - XII вв., достигнув вершины своего могущества, церковь насаждала новый этический и эстетический идеал, противоположный античности. Господство церкви, являвшейся основным заказчиком произведений искусства, привело к появлению первого общеевропейского стиля - ро- манского. Термин "романский стиль" появился в начале XIX в. и обозначал европейское искусство X - XII вв. По мнению ученых, архитектура в тот период находилась под сильным влиянием так называемого "романского" зодчества (от лат. romanus - римский). Позже эта точка зрения претерпела изменения, но название сохранилось. Становление романского искусства в различных странах и областях Европы происходило неравномерно. Если на северо-востоке Франции этот период завершился в конце XII в., то в Германии и Италии - XIII в. Ведущим видом искусства в средние века была архитектура. Основной архитектурной задачей было создание каменного храма, отвечающего требованиям церковной службы. В основе храма романского стиля чаще всего раннехристианская базилика. В плане здание представляет собой латинский крест. Наружный вид храмов суров и прост. Для них характерны мощные стены, узкие оконные и дверные проемы. В очертаниях форм преобладают простые вертикальные или горизонтальные формы, а также полуциркульные арки. Развитие культовой архитектуры способствовало распространению монументальной скульптуры. Большое внимание церковь уделяла изобразительному искусству. В средневековой Европе, где большая часть населения не умела читать, да и сама Библия была только на латыни, церковная роспись превратилась в своеобразную "Библию для неграмотных". В XII в. на смену романскому стилю пришел готический. Своей вершины он достиг в ХIII в. (высокая готика), а период угасания (пламенеющая готика) приходится на XIV - XV вв. Готические соборы резко отличались от церквей романского стиля. Для них характерны вместительность, нарядность, легкость. Высота собора символизировала устремление души к небу. Готику отличает от романского искусства повышенная одухотворенность, нарастающий интерес к человеку и его чувствам, к красоте реального мира. Существовала тесная взаимосвязь между появлением готического стиля и развитием городов и городского самоуправления. Строительство готических соборов осуществлялось не только церковью, но и городской общиной. Готический собор стал не только местом проведения службы, а превратился в один из центров городской жизни. В соборах читались университетские лекции, ставились театральные представления, заключались торговые договоры. Начавшись с архитектуры, готика распространилась на скульптуру и живопись. Характерные черты готической скульптуры: 1) место абстракции занимают явления реального мира; 2) по-прежнему господствует религиозная тематика, но ее образы меняются, становятся более человечными; 3) усиливается роль светских сюжетов; 4) рельеф постепенно вытесняет круглая пластика. В готических соборах, как и в романских, устанавливались многочисленные статуи. Например, в Шартрском соборе их около 10 тысяч. Большое место занимали изображения чудовищ и фантастических существ, так называемых химер. Для живописи этой поры характерна любовь к ярким краскам. Примером тому являются витражи. Готический собор представлял собой бурлящий, многолюдный, цветущий город. Развитие городов и городской культуры послужило толчком для развития литературы. Широкое распространение в период средневековья получили героический эпос, рыцарский роман и лирическая поэзия (трубадуры, ваганты и миннезингеры). Развитие науки сдерживалось господством церкви. По мнению видных церковных деятелей средневековья, любое знание должно быть направлено на постижение Бога, а процесс познания есть обнаружение связи между вещью и стоящей за ней высшей реальностью, а не между вещами самими по себе[2, с. 207].Большие споры вызвал и вопрос о разграничении разума и веры. Основные позиции: 1. Аврелий Августин: "Верую, чтобы понимать"; 2. Пьер Абеляр: "Понимаю, чтобы верить"; 3. Сигер Брабантский: идея "двух истин”. В ходе эволюции средневековой науки наметился ее отход от схоластического изучения мира, расширились экспериментальные методы. Большую роль в развитии науки сыграла алхимия. Античная система в эпоху средневековья была отвергнута. Это привело к тому, что большая часть общества, включая верхи и духовенство, было неграмотным. Становление системы образования на новой основе осуществлялось церковью. При монастырях открывались школы, где могли обучаться и дети мирян. В основном учили чтению молитв и церковному пению. Большая часть населения школы не посещало. В конце XI - начале XII в. появились первые университеты (Италия, Франция, Англия). Средневековые университеты имели 4 факультета: богословский, медицинский, юридический и факультет искусств. Последний являлся подготовительным, где изучали "семь свободных искусств" (грамматику, риторику, диалектику, арифметику, геометрию, астрономию, музыку). Основным факультетом являлся богословский. Наследие античности, несмотря на позицию церкви, оказывало влияние на культуру средневековья. Примером этого является "каролингское возрождение", центром которого стала так называемая "академия" - ученый кружок при дворе Карла Великого, созданный в 794 г. по образцу античной школы. Возрождение античной культуры началось в Италии, здесь же оно получило свои наиболее завершенные, классические черты. Хронологические рамки отдельных этапов культуры Возрождения отличаются от итальянских. В XV в. оформляется Северное Возрождение, с конца XV в. идеи Возрождения распространяются в Англии и Франции и лишь затем – в Испании. Развитие Возрождения в этих странах происходило уже в значительной степени под влиянием достижений итальянской гуманистической культуры. Термин "Возрождение" появился в "Жизнеописаниях" итальянского художника и историка искусств Джорджо Вазари и утвердился в науке с XVII в. Несмотря на отрицание средневековой культуры, эпоха Возрождения была подготовлена развитием средневековой городской культуры. В ней появились многие тенденции, получившие дальнейшее развитие в период Ренессанса. В эпоху средневековья также имели место периоды подъема искусства и науки, проявлялся интерес к античности, появились элементы гуманистической этики, реализма в искусстве. В числе наиболее отличительных черт культуры Возрождения ее светский характер, гуманистическое мировоззрение, обращение к античному культурному наследию, ориентация на материалистическое истолкование законов природы, рациональное познание окружающего мира и самого себя. Возрождение открыло принципиально новую культурную эпоху, знаменуя собой начало борьбы буржуазии за господство в обществе. Гуманисты выступили против контроля церковью деятельности человека, подвергли пересмотру христианские догмы. Центром мироздания был объявлен человек, понимаемый как наиболее совершенное творение природы. Человек и его переживания стали главными темами литературы. Как известно, итальянское Возрождение включает следующие этапы. Проторенессанс (XIII - XIV вв.), Раннее Возрождение (XIV - XV вв.), Высокое Возрождение (конец XV - XVI вв.), Позднее Возрождение (XVI в.). Итальянское Возрождение - это не единое общеитальянское движение, а ряд последовательных, либо одновременных движений в разных центрах Европы. Наиболее ярко Возрождение проявилось во Флоренции и Риме. На рубеже XIII и XIV веков итальянская культура переживала подъем. Достигает расцвета национальная литература, в изобразительном искусстве на место безличного цехового мастерства приходит индивидуальное творчество. Культура периода проторенессанса носила противоречивый характер. С одной стороны, она была связана со средневековой культурой. С другой стороны, в ней появились новые черты. Ведущая роль в выработке новых тенденций в искусстве принадлежала живописи и скульптуре. Архитектура этого периода характеризуется распространением готики, хотя и имеющей ряд особенностей. В середине XIV в. Италия переживала кризис. Экономические трудности, чума, разразившиеся стихийные бедствия были восприняты как божья кара за вольномыслие и тягу к земным радостям. Возросла роль церкви, которая вела активную борьбу против "язычества" и ересей. Как следствие этого, для итальянского искусства второй половины XIV в. характерны усиление религиозных мотивов, умаление значения человеческой личности, получила распространение тема смерти. В начале XV в. в искусстве Италии произошел решительный перелом. Центром развития художественной культуры стала Флоренция. Искусство Раннего Возрождения связано с именами Донателло, Мазаччо, чье творчество проникнуто идеалами гуманизма. В центре внимания художников - индивидуальные характеры, человеческие чувства. Этому периоду еще не были присущи героический пафос и монументальность Высокого Возрождения, однако уже определились реалистическая направленность искусства и его светский характер. Наметилось сближение науки и искусства. Стремление к познанию мира толкало художников на путь его изучения. Брунеллески, Донателло и другие художники в своих работах стали использовать линейную перспективу. В конце XIV – начале XV вв. оформляется стиль ренессанса в архитектуре, на который в равной мере оказали влияние античная архитектура, готика и византийское зодчество. Для архитектуры этого периода характерен переход от изменения внешних декоративных частей к переработке основных архитектурных форм. В конце XV - начале XVI вв. итальянское искусство вступило в период высокого Возрождения, на который приходится высочайший взлет в развитии культуры. Именно к этому периоду относится творчество Леонардо да Винчи, Рафаэля, Микеланджело, Джорджоне, Тициана и др. Этот период протекал в условиях начавшегося кризиса, вызванного упадком промышленности и торговли, усилившейся угрозы иноземного вторжения. На повестку дня стал вопрос о необходимости национального объединения. В начале XVI в. центр художественной жизни Италии переместился в Рим, что привело к усилению интереса к античной истории и культуре. Увлечение античной историей и культурой, вера в неограниченные возможности человека, в разумное устройство мира – характерные черты искусства этого периода. В начале XVI в. достигается гармоническое единство живописи, скульптуры и архитектуры. Освобождение живописи и скульптуры от строгого подчинения зодчеству привело также к их обособлению и к развитию новых жанров искусства – портрета, пейзажа, исторической живописи. Новый этап в развитии Италии в XVI в. был связан с захватом и разграб- лением Рима испанскими войсками (1527 г.) и падением республики во Флоренции (1530 г.). Из городов-республик независимость сохранила только Венеция. Усилилась реакционная роль церкви. Тридентский собор (1545 – 1563 гг.) положил начало организованному наступлению на гуманизм и культуру Возрождения. Вторая половина XVI в. – период угасания культуры Возрождения. Искусство его позднего периода было драматичным и противоречивым. Идеи о гармонии мира и всемогуществе разума потерпели поражение. В творчестве художников с новой силой зазвучала тема героической борьбы со злом. В то же время появилось новое поколение мастеров, для которых разочарование реальной действительностью, подменилось ее эффектной и виртуозной игрой форм. Это направление, распространившееся во второй половине XVI в. во многих странах Европы, получило название "маньеризм". В это же время возникли многочисленные художественные академии, претендовавшие на руководство художественной жизнью. Конец XVI – начало XVII вв. – период кризиса гуманистических идеалов Возрождения. Он проявился в росте индивидуализма, несостоятельности учений деятелей Возрождения применительно к реальной действительности, разгуле инквизиции и расколе католической церкви. Но в недрах Ренессанса зародилась культура нового времени. Эстетика итальянского Возрождения оказала влияние на развитие мирового искусства последующих эпох. Вопросы для самопроверки: 1. Раскройте понятия «средние века», феодализм, традиционное общество и установите связь между ними. 2. Раскройте содержание термина феодальное хозяйство, его типы, формы и методы. 3. Раскройте содержание понятий: раннефеодальное государство, феодальная раздробленность и сословно-представительная монархия, абсолютизм. Установите связи между ними. 4. Какую роль играли в средневековом обществе религия и церковь? Как изменялась роль и влияние церкви в процессе развития средневекового общества? 5. Почему культура Возрождения и Реформации являются раннебуржуазной идеологией? 6. Роль городов и коммун в развитии европейского общества эпохи средневековья. 7. Назовите характерные черты культуры западноевропейского средневековья и эпохи Возрождения. 1. Никитин В.Н. Всеобщая история: Краткое иллюстрированное пособие. – М.: Изд-во РУДН, 2004. – 202 с ил. 2. Культурология. Учебное пособие для студентов вузов / Под ред. проф. Г.В. Драча. – Ростов-на-Дону: издательство "Феникс", – 1996. – 572 с. |