ммммм. Вотчина в Древней Руси. С начала древнерусской государственности
![]()
|
Вотчина в Древней Руси — это наследственная земельная, фактически, частная собственность. Ее еще называли «отчиной» или «дединой», поскольку она наследовалась от отца или деда. На Руси она начала складываться с самого начала, вопреки общепринятым представлениям. Многие вообще считают, что вотчина — это явление сугубо XV века и более позднего времени. На самом деле нет. Тоже самое, кстати, касается боярства. Княжеские вотчины стали формироваться буквально с начала древнерусской государственности. Да, князья о себе не забывали! Например, известно, что в 863 году Рюрик уже вовсю раздавал села и деревни своим дружинникам, как сообщает Устюжская летопись. А раз он раздавал, значит мог ими распоряжаться как своей собственностью Согласно Повести Временных лет, Олег убил Люта Свенальдича, который браконьерничал в угодьях князя. Княгиня Ольга, возможно вопреки образу, сложившемуся у Вас, также имела свои вотчины. Более того, она расширила княжеский домен за счет земель по рекам Днепр и Десна. Когда Ольга умирала, то распорядилась своим личным селом Будятиным, как повествует Повесть временных лет. ![]() Княжеская или боярская вотчина Более того, «Русская правда» ревниво защищала княжеские владения. Так, согласно 32 статье предусматривался суровый штраф за сожжение княжеских бортнических угодий, и за запашку княжеской земли. Впоследствии Псковская, Новгородская судная грамоты предполагали более детальные и серьезные санкции в отношении нарушителей прав земельной собственности. В частности, подвергались штрафам такие деяния как «наезд» на землю другого, нарушение межей (межевых границ), грабеж и пр. Наказание зависело от социального положения человека. Князь тем отличался от всех остальных землевладельцев (вотчинников), что, во-первых, был верховным собственником — то есть мог отобрать вотчину в наказание, как это было при Иване Третьем. А, во-вторых, имел право раздавать присоединенные, захваченные земли как вотчины. Сама княжеская вотчина состояла из трех составляющих: дворцовые, черные и боярские земли. Дворцовые — это такие, подати с которых поступали на содержание князя, его дворца. Такая земля возделывалась преимущественно холопами, страдниками. Страда — это работа на земле за то, чтобы поставлять князю натурой разные продукты. Черные земли никому не принадлежали — не входили ни в чьи вотчины. Они обычно сдавались в аренду разным общинам. Боярские вотчины обязаны были поставлять князю ратных людей: каждый боярин приводил с собой воинов, полностью вооруженных и укомплектованных. В Краткой Русской Правде упоминается огнищанин, то есть княжеский слуга, который следил за сохранностью имущества в доме своего господина (Кузьмин – боярин, ведущий княжеское хозяйство). Княжеский подъездный – сборщик причитающихся князю поступлений. Далее в Краткой Русской Правде следуют «княжъ тивоун» (дворецкий князя; княжеский тиун непосредственно управлял хозяйством вотчины) и «конюхъ старый» (старший конюх), которые по своей значимости не уступали огнищанину, так как за их убийство была установлена одинаковая плата, что и за огнищанина (вира, установленная за убийство, одинакова во всех случаях и равна 80 гривнам). Также упоминаются «княжеский сельский староста», который ведал сельским населением вотчины, и «ратаиный», который ведал вотчинной пашней (пахотными работами), если судить об их статусе по вире, установленной за их убийство, то она была значительно ниже, даже ниже, чем за свободного человека: «А въ сельскомъ старосте княжи и в ратаинемъ 12 гривне». «Рядовницы княже» - княжеский рядович – человек, отдавшийся в кабалу по договору. За убийство смерда или холопа штраф – 5 гривен Смерды – зависимые крестьяне-общинники, имевшие свое хозяйство и свою пашню. 25 статья указывает на то, что смерд имел хозяйство. «Смердий холоп» - это тот холоп, который занят в хозяйстве и выполняет работу смерда, то - есть, обрабатывает землю. Кормилица или кормилец – дядька, воспитатель Мечник - княжеский дружинник, судебный служитель (название происходит от меча), мечник - держатель меча, судебный исполнитель. Такое значительное количество должностей можно объяснить большими размерами и большим хозяйством вотчины, поэтому для хорошего управления требовались лица, которые будут следить за конкретной сферой, занимая определенные должности. Боярские вотчины В XI — XII веках началось сращивание старой родовой и военной аристократии. Первая была представлена местной родовой знатью, торговцами. Вторые — княжьими мужами, которым князь дал земли в вотчины. Кстати, в отличие от Западной Европы, дача князем вотчины дружиннику не означало теперь, что тот ему что-то должен. Более того, многие дружинники, ставшие боярами, легко могли «отъехать» из похода и все считали это вполне нормальным. Князь был среди них primus inter pares (лат. — первым среди равных). Он дорожил верными ему дружинниками, боярами и был благодарен им за службу. Дружинники могли получить вотчину несколькими путями. Путь первый: князь дал дружиннику землю, где живут люди, для «прокорма». И со временем такое пожалование могло стать наследственной земельной собственностью. Путь второй: князь просто дарил своему человеку землю в награду за доблесть и заслуги, верность и пр. В вотчине жили смерды — свободные люди, имеющие землю под пашню. Они платили дань, налог, в более раннее время — полюдье. В обозначенное выше время крупным земельным собственником становятся монастыри. На Руси с давним времен известны монастырские вотчины, которые составляли серьезное богатство и власть церкви. |