Главная страница
Навигация по странице:

  • «Российская таможенная академия»

  • 1.1.Понятие общество в социологической науке

  • СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

  • Социалогия(сдал). Контрольная работа по дисциплине Социология


    Скачать 38.87 Kb.
    НазваниеКонтрольная работа по дисциплине Социология
    Дата28.02.2019
    Размер38.87 Kb.
    Формат файлаdocx
    Имя файлаСоциалогия(сдал).docx
    ТипКонтрольная работа
    #69133

    Государственное казенное образовательное учреждение

    высшего образования

    «Российская таможенная академия»

    Кафедра гуманитарных дисциплин

    КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

    по дисциплине «Социология»
    Вариант 20

    Тема: «Общество как система. Понятие, признаки и структура общества»

    Выполнил: Тагыев С.Т., студент 2-го курса заочной формы обучения

    факультета таможенного дела, группа

    тс-02/1623

    Руководитель:__________________________________________________________________

    Оценка _______________________________

    Подпись ______________________________

    « » __________________________ 2018 г.
    Люберцы

    2018

    ОГЛАВЛЕНИЕ



    ВВЕДЕНИЕ 3

    1. ОБЩЕСТВО КАК СОЦИАЛЬНАЯ СИСТЕМА 3

    1.2 СОЦИАЛЬНАЯ СТРУКТУРА ОБЩЕСТВА 6

    2. ОСНОВНЫЕ ТИПЫ ОБЩЕСТВА 7

    3.ПРИЗНАКИ ОБЩЕСТВА 11

    ЗАКЛЮЧЕНИЕ 13



    ВВЕДЕНИЕ


    На протяжении всей истории социологии одной из важнейших ее проблем была проблема: что представляет собой общество? Социологи всех времен и народов пытались ответить на вопросы: как возможно существование общества? Каковы механизмы социальной интеграции, обеспечивающие социальный порядок, вопреки огромному многообразию интересов индивидов и социальных групп?

    В социологии существуют различные трактовки понятия общество. Основатель французской социологической школы Эмиль Дюркгейм рассматривал общество как надындивидуальную реальность, основанную на коллективных представлениях. Выдающийся немецкий социолог Макс Вебер считал, что общество это взаимодействие людей, являющееся продуктом социальных, то есть ориентированных на других людей действий. Крупный американский социолог Толкотт Парсонс определял общество как систему отношений между людьми, связующим началом которой являются нормы и ценности. С точки зрения Карла Маркса общество это исторически развивающаяся совокупность отношений между людьми, складывающихся в процессе их совместной деятельности.

    Во всех этих определениях в той или иной степени выражен подход к обществу, как к системе элементов, находящихся в состоянии тесной взаимосвязи. Такой подход к обществу называется системным.

    Общество как социокультурная система состоит из множества подсистем с различными системообразующими интегральными качествами. Одним из важнейших типов таких подсистем являются социальные общности.

    Цель работы является рассмотреть основные принципы системного подхода к обществу и понятие, признаки и структура общества.

    1. ОБЩЕСТВО КАК СОЦИАЛЬНАЯ СИСТЕМА



    Социология изучает различные социальные системы и структуры, взаимодействия, взаимоотношения, взаимообусловленности, которые возникают в этих системах. Социология раскрывает роль отдельных личностей в обществе и в отдельных социальных системах, анализирует процессы функционирования различных структур и систем, определяет роль сознания и сознательной деятельности личности.
    1.1.Понятие общество в социологической науке

    Общество является одним из самых масштабных и сложных объектов социологии. Как возможно существование и развитие общества, обеспечение его устойчивости, организованности и социального порядка при наличии множества индивидов и групп, преследующих самые разные, в том числе противоположные, цели и интересы, придерживающиеся подчас диаметрально противоположных взглядов и убеждений? Несмотря на то, что «общество» – одно из важнейших понятий социологии, его применение связано с целым рядом трудностей и разногласий. Общее для большинства научных школ в социологии – признание системной природы общества, состоящего из множества подсистем. Если общество – это сложным образом организованная сверх система, то из каких элементов она состоит, каковы механизмы взаимосвязи между ними? Если фундаментальным элементом общества являются индивиды, то любая их совокупность образует общественную систему, или же речь идет об определенном социальном образовании? С древнейших времен размышляет человечество над феноменом общества, его природой, структурой и элементами. Гераклит, Платон и Аристотель рассматривали общество как специфическим образом устроенную реальность, подверженную постоянным изменениям, оказывающую огромное влияние на социальное поведение и общение, отношения и деятельность индивидов и социальных групп. Согласно Г. Гегелю, народ и общество – «это общность всех единиц, и над каждой из них всегда господствует общее». 96 Основатель классической социологии О. Конт при анализе та- кой социальной реальности как общество применил новые термины: «социальный организм», «социальная система», «социальное существование». Он выявил и обосновал двойственную природу общества: с одной стороны, оно является продолжением животного мира, с другой стороны, обладает принципиально новым качеством – «социальностью». Социальность, по Конту, – это естественное состояние человека, приобретаемое им в процессе воспитания и образования. Общество доминирует над индивидами, определяя законы их деятельности, в свою очередь они могут лишь видоизменять, усиливать или ослаблять уже существующие социальные явления и тенденции. Более убедительное раскрытие природы общества как объективной социальной реальности осуществил Э. Дюркгейм. Согласно его концепции, общество – это надындивидуальная реальность, образованная из «социальных фактов». Социальные факты – это духовные и материальные элементы общества, основанные на коллективных представлениях и выраженные в таких формах, как законодательные акты, нравственные нормы, правила поведения, религиозные убеждения, обычаи и традиции. Цель Э. Дюркгейма состояла в доказательстве того, что социальные факты в значительной мере внешни по отношению к индивидуумам и поэтому могут изучаться объективно, в качестве внешних «социальных событий», например, коэффициентов самоубийства в обществах.

    1.2 СОЦИАЛЬНАЯ СТРУКТУРА ОБЩЕСТВА



    Социология рассматривает общество как целостную систему, включающую в себя подсистемы более низкого порядка. Общество, как система сложная, многомерная, динамично изменяющаяся во времени и пространстве, имеет сложную многомерную структуру, включающую элементы разной степени сложности, которые объединены разного рода связями, взаимодействиями и коммуникациями, функционирующие в тесном единстве. Основатели социологии - О. Конт, Э. Дюркгейм, Г. Спенсер, К. Маркс, М. Вебер, Г. Зиммель рассматривали общество как целостную функционально связанную систему, элементы которой теснейшим образом взаимосвязаны и часто взаимообусловлены.

    Также общество может быть рассмотрено как совокупность разного рода групп людей, которые формируются на основе общих интересов, целей, взаимодействий, общения, взаимопомощи и далее. Целостность этой системе придают взаимодействия и взаимоотношения, которые объединяют элементы системы в некое единство. Отсюда следует, что общество является целостной системой и предметом взаимодействия людей.

    Элементами общества как системы являются:

    - социальные институты;

    - социальные общности;

    - социальные группы, классы, слои;

    - организации;

    - человеческие индивиды.

    Соответственно в обществе выстраиваются различные отношения: экономические, юридические, правовые, управленческие, религиозные, личные, групповые, семейные. При рассмотрении и изучении общества часто используется сферный принцип - экономическую сферу жизни общества составляют экономические, материальные, производственные отношения между людьми и их объединениями, политическая сфера деятельности политических институтов и организаций, органов власти, правоохранительных органов, социальных и политических движений, политических лидеров разного уровня.

    2. ОСНОВНЫЕ ТИПЫ ОБЩЕСТВА



    Духовная сфера жизни это образование, наука, общественное сознание, религия, культура, искусство.

    Социальная сфера - это взаимодействующие общности разного рода людей - классы, этносы, социальные слои, группы, организации.

    Все сферы жизни общества функционируют в теснейшей взаимосвязи, вместе с этим, все сферы выполняют определенные функции в обществе и являются сложными общественными подсистемами. В современном мире существуют различные типы обществ, различающихся между собой по многим параметрам, как явным (язык общения, культура, географическое положение, размер и т. п.), так и скрытым (степень социальной интеграции, уровень стабильности и др.).

    Научная классификация предполагает выделение наиболее существенных, типичных признаков, отличающих одни группы обществ от других и объединяющих общества одной и той же группы. Сложность социальных систем, именуемых обществами, обусловливает как многообразие их конкретных проявлений, так и отсутствие единого универсального критерия, на основе которого их можно было бы классифицировать. В середине XIX вв. К. Маркс предложил типологию обществ, в основание которой были положены способ производства материальных благ и производственные отношения - прежде всего отношения собственности.

    Он разделил все общества на пять основных типов (по типу общественно-экономических формаций): первобытнообщинные, рабовладельческие, феодальные, капиталистические и коммунистические (начальная фаза - социалистическое общество).

    Другая типология делит все общества на простые и сложные. Критерием выступает число уровней управления и степень социальной дифференциации (расслоения).

    Простое общество - это общество, в котором составные части однородны, в нем нет богатых и бедных, руководителей и подчиненных, структура и функции здесь слабо дифференцированы и могут легко взаимно заменяться. Таковы первобытные племена, кое-где сохранившиеся до сих пор. Сложное общество - общество с сильно дифференцированными структурами и функциями, взаимосвязанными и взаимозависимыми друг от друга, что обусловливает необходимость их координации.

    К.Поппер различает два типа обществ: закрытые и открытые. В основе различий между ними лежит ряд факторов, и прежде всего отношение социального контроля и свободы индивида. Для закрытого общества характерна статичная социальная структура, ограниченная мобильность, невосприимчивость к нововведениям, традиционализм, догматичная авторитарная идеология, коллективизм. К такому типу обществ К. Поппер относил Спарту, Пруссию, царскую Россию, нацистскую Германию, Советский Союз сталинской эпохи. Открытое общество характеризуется динамичной социальной структурой, высокой мобильностью, способностью к инновациям, критицизмом, индивидуализмом и демократической плюралистической идеологией. Образцами открытых обществ К. Поппер считал древние Афины и современные западные демократии. Устойчивым и распространенным является деление обществ на традиционные, индустриальные и постиндустриальные, предложенное американским социологом Д. Беллом на основании изменения технологического базиса - совершенствования средств производства и знания.

    Традиционное (до индустриальное) общество - общество с аграрным укладом, с преобладанием натурального хозяйства, сословной иерархией, малоподвижными структурами и основанным на традиции способом социокультурной регуляции. Для него характерны ручной труд, крайне низкие темпы развития производства, которое может удовлетворять потребности людей лишь на минимальном уровне. Оно крайне инерционно, поэтому мало восприимчиво к нововведениям. Поведение индивидов в таком обществе регламентируется обычаями, нормами, социальными институтами. Обычаи, нормы, институты, освященные традициями, считаются незыблемыми, не допускающими даже мысли об их изменении. Выполняя свою интегративную функцию, культура и социальные институты подавляют любое проявление свободы личности, которая является необходимым условием постепенного обновления общества.

    Термин индустриальное общество ввел А. Сен-Симон, подчеркивая его новый технической базис. Индустриальное общество (в современном звучании) - это сложное общество, с основанным на промышленности способом хозяйствования, с гибкими, динамичными и модифицирующимися структурами, способом социокультурной регуляции, основанном на сочетании свободы личности и интересов общества. Для этих обществ характерно развитое разделение труда, массовое производство товаров, машинизация и автоматизация производства, развитие средств массовой коммуникации, урбанизация и т. д.

    Постиндустриальное общество (иногда его называют информационным) - общество, развитое на информационной основе: добыча (в традиционных обществах) и переработка (в индустриальных обществах) продуктов природы сменяются приобретением и переработкой информации, а также преимущественным развитием (вместо сельского хозяйства в традиционных обществах и промышленности в индустриальных) сферы услуг. В результате меняется структура занятости, соотношение различных профессионально-квалификационных групп.

    По прогнозам, уже в начале XXI в., в передовых странах половина рабочей силы будет занята в сфере информации, четверть - в сфере материального производства и четверть - в производстве услуг, в том числе и информационных. человеческий общество социум

    Изменение технологического базиса сказывается и на организации всей системы социальных связей и отношений. Если в индустриальном обществе массовый класс составляли рабочие, то в постиндустриальном - служащие, управленцы. При этом значение классовой дифференциации ослабевает, вместо статусной (“зернистой”) социальной структуры формируется функциональная (“готовая”). Вместо руководства принципом управления становится согласование, а на смену представительной демократии идет непосредственная демократия и самоуправление. В результате вместо иерархии структур создается новый тип сетевой организации, ориентированной на быстрое изменение в зависимости от ситуации.

    Правда, при этом некоторые социологи обращают внимание на противоречивые возможности, с одной стороны, обеспечения в информационном обществе более высокого уровня свободы личности, а с другой, - на появление новых, более скрытых и потому более опасных форм социального контроля над ней.

    В заключение отметим, что, помимо рассмотренных, в современной социологии существуют и другие классификации обществ. Все зависит от того, какой критерий будет положен в основу данной классификации.

    3.ПРИЗНАКИ ОБЩЕСТВА


    Это устойчивые черты, характеристики, которые позволяют отличать общество как целостное социальное образование от всех других (соц. отношений, институтов, ценностей, культур).

    1. территория, на которой происходит консолидация соц. связей

    2. универсальность, т.е. ᴇᴦο всеобъемлющий, разносторонний характер. 
      Общество включает все разнообразие соц. связей отношений, соц. институты, общности, сложившиеся в рамках определенного территориального пространства может создавать необходимые условия для удовлетворения потребностей.

    3. автономность (самодостаточность), т.е. способность существовать самостоятельно, что достигается за счет высокого уровня саморегуляции

    4. интегративность – общество обладает внутренними механизмами поддержания ранее сложившихся структур, а также включения в сложившуюся ткань взаимосвязей новых социальных образований, создаваемых людьми в своей практической деятельности.

    5. целостность

    6. структурность


    ЗАКЛЮЧЕНИЕ



    Все социальные явления и процессы в социологии рассматриваются как системы. Если социальная система представляет собой совокупность индивидов, в основе взаимодействия которых лежат те или иные общие жизненные обстоятельства, то речь идет о социальной общности (группе). Поскольку социальная общность (массовая или групповая) - это реальное, а не искусственное объединение людей, то другие социальные системы - организации, социальные институты и др. - складываются на ее базе.

    Социальные общности, особенно группы, направляют действия своих членов на достижение групповых целей. Общность обеспечивает координацию этих действий, что ведет к повышению ее внутренней сплоченности. Последняя возможна благодаря образцам поведения и нормам, определяющим отношения внутри группы, а также социально-психологическим механизмам, направляющим поведение ее членов. Среди многих видов социальных общностей особое значение с точки зрения влияния на поведение имеют такие, как семья, трудовой коллектив, группы совместного проведения досуга, а также различные территориальные общности (поселок, небольшой город, крупные города, регион и т. п.). Социальные процессы (демографический, миграционный, урбанизации) в качестве нежелательного результата могут оказать деструктивное, дезорганизационное воздействие на социальные общности. Явления дезорганизации отражаются как на внешней (формальной) структуре общностей, так и на внутренней, функциональной их характеристике. Дезорганизация функций общностей проявляется в расшатывании ценностей, нарастании противоречивости стандартов и образцов поведения, ослаблении нормативной структуры общности, что в свою очередь ведет к отклонениям в поведении ее членов.

    К числу социальных причин, дезорганизующих личность, можно отнести ее участие либо в нескольких социальных группах, навязывающих ей противоречащие социальные ценности и образцы поведения, либо в таких, для которых характерна неопределенность социальных ролей, т. е., требований, предъявляемых к индивиду, отсутствие социального контроля, неясность критериев оценок поведения.

    Высокая степень единства людей в социальных общностях, их сплоченность, сходность их позиций, способствуют снижению количества отклонений в поведении членов таких общностей.

    СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

    1. Кравченко С.А.   Социология в 2-х тт. Т.1. Классические теории через призму социологического воображения. Учебник для академического бакалавриата. Издание 1. М.: Юрайт, 2014. — 584 с.

    2. Тощенко Ж.Т., Цветкова Г.А. Социология труда. Учебник для вузов. – М.: Центр социального прогнозирования и маркетинга, 2012. – 464 с.

    3. Волков Ю.Г. Социология. - Ростов на/Д: Феникс, 2014. - 672 с.

    4. Лавриненко В.Н. Социология. - М.: Проспект, 2015. - 328 с.

    5. Акалелова Т.А. Социальное пространство современного города // Теория и практика общественного развития. - 2014. - № 9. - С. 23 - 25.


    написать администратору сайта