сохранение национальной культуры. referat_sohranenie nacional kulturi Макжанов Р В тмо 21у 1. Сохранение национальных культур
Скачать 35.26 Kb.
|
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ «НИЖЕГОРОДСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ им. Р.Е.АЛЕКСЕЕВА» ДЗЕРЖИНСКИЙ ПОЛИТЕХНИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ (филиал) Кафедра «Экономика и гуманитарные дисциплины» ДОКЛАД по дисциплине: «Философия» на тему: «Сохранение национальных культур» Проверил: Ст. преподаватель, К. ф.н. Закирова А. Ж. Выполнил: Студент гр. ТМО-21у-1 Макжанов Р.В Дзержинск 2023 Содержание Введение 3 1.Национальная культура и ее основные компоненты 4 2. Основные компоненты национальных структур…………………….5 3. Традиционные культуры и их различия ……………………………..7 4. Язык и нация……………………………... …………………………..10 5.Основыне компоненты национальной культуры……………………10 6.Способы сохранения национальной культуры……………………....11 7.Заключение……………………………………………………………..11 8.Библеографический список……….…………………………………..12 Введение КУЛЬТУРА (от лат. cultura - возделывание, воспитание, образование, развитие, почитание), исторически определенный уровень развития общества, творческих сил и способностей человека, выраженный в типах и формах организации жизни и деятельности людей, в их взаимоотношениях, а также в создаваемых ими материальных и духовных ценностях. Понятие "культура" употребляется для характеристики определенных исторических эпох (античная культура), конкретных обществ, народностей и наций (культура майя), а также специфических сфер деятельности или жизни (культура труда, политическая культура, художественная культура); в более узком смысле - сфера духовной жизни людей. Современное человечество насчитывает тысячи народов, почти 200 государств, более 5 млрд. землян. Среди всей массы людей нет двух одинаковых. Каждый имеет свои особенности. Кроме индивидуальных различий есть и групповые: семейные, половые, возрастные, профессиональные, национальные и т.д. Любая нация, социальная группа принимает из системы общекультурных человеческих ценностей только то, что соответствует духовному настрою их уровня развития, уровню развития возможностей. Региональные и национальные культуры становятся взаимосвязанными. Они влияют друг на друга, усиливается взаимосвязь различных стран и народов. Кроме того, появляется мощная тенденция к сохранению собственной идентичности национальной культуры. Слово НАЦИЯ (от лат . natio - племя, народ) обычно рассматривается, как историческая общность людей, складывающаяся в процессе формирования общности их территории, экономических связей, литературного языка, этнических особенностей культуры и характера. Складывается из различных племен и народностей. Ряд современных ученых связывают нацию с определенным народом, включает в число ее сущностных принципов общность самосознания и социальной структуры; другие рассматривают нацию как общность принадлежности к определенному государству. Говоря о национальной культуре применяют термин «цивилизация» .Этот термин часто употребляется как синоним культуры или как уровень, ступень общественного развития, материальной и духовной культуры (античная цивилизация, современная цивилизация). Большинство учёных определяют цивилизацию, «как социокультурную общность, обладающую качественной спецификой», «как целостное конкретно- историческое образование, отличающееся характером своего отношения к миру природы и внутренними особенностями самобытной культуры.» 1. НАЦИОНАЛЬНАЯ КУЛЬТУРА И ЕЁ ОСНОВНЫЕ КОМПОНЕНТЫ Типы национальных культур Существуют различные типы национальных культур. Среди них можно, например, выделить 1. Скандинавский (Швеция, Норвегия) В скандинавских странах с 19 в. (особенно в 40-60-х гг.) развился СКАНДИНАВИЗМ - буржуазное течение, культивирующее идеи государственного, политического, экономического и культурного объединения этих стран. Интересна для изучения СКАНДИНАВИСТИКА - комплекс наук, изучающих скандинавские языки, литературы, древнескандинавскую письменность, историю, экономику и культуру скандинавских народов. 2. Романский(Бельгия ,Франция) Область филологии РОМАНИСТИКА, изучает романские языки и литературу, фольклор и культуру романских народов. 3.Синтоистский (Япония), 4. Азиатский (Гонконг, Тайвань, Сингапур), 5.Англосакский (Канада, Австралия, Великобритания) АНГЛОСАКСЫ, общее название германских племен англов, саксов, ютов и фризов, завоевавших в 5-6 вв. Британию. В 7-10 вв. сложилась англосаксонская народность, впитавшая и кельтские элементы. Позднее англосаксы, смешавшись с датчанами, норвежцами и (после Нормандского завоевания Англии 1066) выходцами из Франции, положили начало английской народности. 2. Основные компоненты национальных культур 1. Историческое прошлое. Можно считать, что цивилизация включает в себя историческое развитие и культурные достижения конкретного народа (или группы народов) 2.Определенный уровень развития общества, выраженный в типах и формах организации жизни и деятельности людей, в их взаимоотношениях, а также в создаваемых ими материальных и духовных ценностях. 3.Специфические сферы деятельности или жизни (культура труда, политическая культура, художественная культура) 4.Предметные результаты деятельности людей (машины, сооружения, результаты познания, произведения искусства, нормы морали и права и т. д.) 5.Человеческие силы и способности, реализуемые в деятельности (знания, умения, навыки, уровень интеллекта, нравственного и эстетического развития, мировоззрение, способы и формы общения людей). 6. Национальный язык, язык нации, сложившийся в процессе ее развития; система нескольких форм существования языка: литературный язык (устная и письменная формы), народно-разговорные разновидности языка и диалекты. Применяя к истории культуры цивилизационный подход русский учёный Н.Я. Данилевский (1822-1885) считал, что «всякое племя или семейство народов, характеризуемое отдельным языком,…составляет самобытный культурно-историческй тип…», который находится в борьбе и связи с другими. 7. Социальные нормы, правила мышления и поведения. ТРАДИЦИЯ (от лат. traditio - передача), элементы социального и культурного наследия, передающиеся от поколения к поколению и сохраняющиеся в определенных обществах и социальных группах в течение длительного времени. В качестве традиции выступают определенные общественные установления, нормы поведения, ценности, идеи, обычаи, обряды и т. д. Те или иные традиции действуют в любом обществе и во всех областях общественной жизни. ОБЫЧАЙ, стереотипный способ поведения, который воспроизводится в определенном обществе или социальной группе и является привычным для их членов. Устаревшие обычаи сменяются в процессе исторического развития новыми. Каждая нация, каждый народ, даже каждая социальная группа имеет свои обычаи, которые складывались на протяжении многих столетий. Обычаи это неписаные законы, которыми руководствуются в ежедневных делах. Обычаи и язык – это наименьшие элементы, которые объединяют отдельных людей в один народ, в одну нацию. Обычай, как и язык формировался на протяжении всей жизни и развития каждого народа. У всех народов существует поверие, что тот, кто забыл обычаи своих отцов, карается людьми и Богом. РЕЛИГИЯ (от лат. religio - набожность, святыня, предмет культа), мировоззрение и мироощущение, а также соответствующее поведение и специфические действия (культ), основана на вере в бога или богов. Исторические формы развития религии: племенные, национально-государс венные (этнические), мировые (буддизм, христианство, ислам). Неотъемлемой частью социальной и духовной жизни человека является его отношение к религии. РАМАКРИШНА (наст. имя Гададхар Чаттерджи) (1836-86), индийский религиозный проповедник и общественный деятель считал, что для возрождения Индии и всего человечества необходима единая религия, проповедовал духовное родство всех религий. По Рамакришне, главное требование религиозной этики - не отречение от мира, а выполнение своих обязанностей. Его идеи оказали большое влияние на идеологию индийского национального движения. А.ТОЙНБИ считал, что прогресс человечества - в духовном совершенствовании, эволюции от примитивных анимистических верований через универсальные религии к единой религии будущего. Выход из противоречий и конфликтов общества видел в духовном обновлении. В 20 веке господствующей становится система общемировоззренчески установок, предлагаемых наукой, массовой культурой, но не религией. Распад традиционных религиозных ценностей способствует утверждению нигилизма -отрицание общепринятых ценностей: идеалов, моральных норм, культуры, форм общественной жизни. РИТУАЛ (от лат . ritualis - обрядовый), вид обряда, исторически сложившаяся форма сложного символического поведения, упорядоченная система действий (в т. ч. речевых); выражает определенные социальные и культурные взаимоотношения, ценности. Ритуал играет важную роль в истории общества как традиционно выработанный метод социального воспитания. 3. Традиционные культуры и их различия Традиционные общества и традиционные культуры, где под традицией понимается установившиеся на протяжении веков правила поведения, часто обозначают термином цивилизация. Английский историк и социолог А. Тойнби (1889-1975) насчитал 21 цивилизацию в истории человечества. Многие из них неповторимы, но все имеют общие черты и большинство из них связано с понятием Восток. Можно дать характеристики отдельных видов культуры и проследить их общие и индивидуальные черты. К таким видам можно отнести западноевропейскую культуру, североамериканскую, южно-азиатскую и т.д. Западноевропейская культура унаследовала 7 предыдущих цивилизационных достижений и культуру нескольких империй. Единого культурного пространства в Европе нет, она разделена на Западную и Восточную. В самой Западной Европе очень большое различие между культурами народов, например, Скандинавии и Средиземноморья. Машинная (техногенная) цивилизация Запада возникла как традиционный путь развития. Человек запада - властелин над природой. «Экологизация» современной модели техногенной цивилизации, основанной на идее господства человека над природой, ведёт к активному поиску «точек соприкосновения» с национальными культурами в различных регионах планеты. Но Европейская культура стремится преобразовать мир, а Китайская, например, считает мир как «лучший из возможных» и господствующей является идея приспособиться к нему. Именно наше время показало ограниченность европоцентристского взгляда на культуру, когда техногенная европейская культура объявлялась главенствующей, базисной по отношению ко всем другим, региональным и национальным. Современный опыт показал: восточные страны смогли адаптировать ценности западной культуры в своих системах производства и образования. Страны Тихоокеанского региона превратились в один из локомотивов научно- технического прогресса. При этом культурные основы их жизни оставались специфическими, особенными. Говоря о понятиях Восток и Запад, нельзя забывать, что, например, на самом Востоке японская и индийская культуры имеют свои принципы построения и свои специфические и уникальные достижения. В своё время немецкий учёный Макс Вебер (1864-1920) показал, как на основах протестантской культуры возникла в Западной Европе рыночная экономика. Современные исследования обнаруживают удивительную пластичность самобытных национальных культур в восприятии и адаптации рыночных механизмов. Интересно отметить, что такие образцовые в техногенном отношении страны, как Япония, основываются на национальных формах культурного развития. Техногенная цивилизация своеобразно прижилась в условиях особых культурных установок. Нетрадиционные взаимоотношения человека и природы, личности и общества, заложенные в ментальных установках японской культуры, оказали стимулирующее воздействие на развитие современной рыночной инновационной экономики. Поэтому в Японии возникли своеобразные организационные формы культуры. Национально-культур ые черты японского характера проявляются, например, в приверженности к коллективным формам организации труда. Россиянину и украинцу всегда в тягость рационализм французов. Французы склонны представлять картину света по схемам разума и намного меньше вдаются в коллективные воспоминания, чем немцы. Скандинавия далека от России из-за протестантского пуританизма. Пуританская этика с её прагматизмом не понятна славянам. Несмотря на то, что Европу и Америку объединяют некоторые общие проблемы, велика разница между их культурами. В США существует культ силы и успеха, там сильна потребность в учителе, наставнике. Характерной чертой североамериканской культуры есть культ вещей. Этот культ был создан переселенцами, которые начинали жизнь на пустом месте. Ещё одной чертой Американской культуры есть значение мастерства в любом деле. В основе «большой американской мечты» лежит надежда каждого американца на выигрыш миллиона, а каждого чистильщика обуви - стать президентом. В 70-ых-80 принципы индивидуализма, независимости и сверх самостоятельности были обязательным атрибутом успешной реализации «американской мечты». Способ действий и даже мыслей у американца не такой как у европейца. Для американца, как носителя англо- саксонской цивилизационной традиции, общими ценностями является свобода и демократия, плюрализм, собственность и рыночная экономика. Европейца волнует другой субъект истории - народ, нация, национальное меньшинство и т.д. Американец отдаёт большее предпочтение карьере, чем родственным отношениям. В понимании европейца в основе концепции нации лежит целостность этноса. Европейцам всё время надо чувствовать себя в истории- истории семьи, народа, нации. Американцам, как молодой нации не присуще чувство истории. Страны древнего востока: Междуречье, (Месопотамия), Индия, Китай, считаются колыбелью цивилизации. Ещё в 12 веке Европа знала, что вся власть и мудрость человека берут начало на Востоке. Традиционное или восточное общество может вести один и тот же способ жизни столетиями, и даже тысячелетиями. Но и на Востоке существует несколько культур. На пользу эффективности цивилизации Востока идёт необычайная стабильность его социальных условий. Прямой противоположностью ему есть цивилизация Запада. Характерной её чертой есть подвижность, разнообразие, изменчивость. Южно-азиатский вид культуры существует на густонаселённых территориях и городах. Здесь культивируется владение своим телом и волей, что объединяется с массовой склонностью к удовольствиям. Гибель одних восточных культур и возникновение других не меняет сам тип культуры. Виды деятельности, их способы и цели на Востоке консервативны. Их основной культурной идеей являются традиционные мифы, канонизированные стили мышления. Для человека Востока важно взаимопонимание человека и природы, равновесие между человеком и его землёй. Восточный человек считает себя частью природы и никогда не отделяет себя от неё. Западный и восточный тип цивилизации обменивается ценностями. Сегодня существуют 2 тенденции отношений между Востоком и Западом: 1- интеграция цивилизаций Востока и Запада, 2- проба сберечь цивилизации Востока и Зап. Разница культур Запада и Востока - одна из причин конфликта между ними. Зап. идеи и представления отличны от представлений Вост. цивилизаций. Конституционализм, либерализм, права человека, свобода, равенство, братство, власть закона, демократия не воспринимаются народами других культур света. Проба распространить эти идеи на Восток вызвало сопротивление. Молодёжь Востока поддерживает религиозный фундаментализм. Идеологи Востока хотят возродить значение местных ценностей. Идея «универсальной цивилизации» возникла на Западе. Она противоречит сосредоточению на самобытности каждого народа Востока. Сравнение более 100 исследований о ценностях в разных обществах привели к выводу, что ценности, кот наиболее важны на Западе, являются менее важными в общемировом масштабе. В Африке, избавившейся от колониальной зависимости, развернулась борьба по проблеме формирования культуры. Старые концепции культурного национализма сталкиваются с новыми. Новая национальная буржуазия восприняла весь набор ценностей как образование и религию. Следует особо подчеркнуть, что для современной эпохи характерна не замкнутость, не закрытость, а взаимодействие и взаимообогащение национальных культур. Так характерная для Востока ценность коллективизма оказалась в определённой степени приемлемой и для США- страны высокоразвитой индивидуалистическо культуры. Казалось, что преобладание ценностей, связанных с самостоятельностью, стремлением к принятиям единоличных решений, высокими бойцовскими и конкурентными качествами, не даёт возможности измениться стилю руководства. Однако авторитарный стиль руководства часто оказывается неэффективным, формы решения становятся коллективистскими. Возникший в начале 20 века ДИФФУЗИОНИЗМ объяснял развитие культур отдельных народов не их самостоятельной эволюцией, а заимствованиями культурных достижений других народов (при миграциях и т. п.). Механическое перенесение культурных форм общения и жизни невозможно. Национальная культура- это пластическое целое, изменяющееся как целое эволюционным образом. 4. Язык и нация Формирование любой национальной культуры нельзя рассматривать без языка, как основы взаимоотношений между отдельными индивидами и развития традиций и верований. Именно язык играет ключевую роль в становлении определенного этноса, так как способен объединять даже очень большие группы людей. Яркий пример влияния языка на сохранение этноса можно привести с русскими. Люди, говорящие на русском языке, будут считаться членами именно этого этноса, вне зависимости от страны проживания и гражданства. При этом язык, в отличие от этноса, нельзя назвать статичной единицей. В традиционном языкознании принято считать, что лексика и даже грамматика могут постепенно меняться под воздействием войн, отношений с другими народами, глобализации и миграции. Однако некоторые характерные черты определенного языка все же сохраняются и играют важную роль в формировании национальной культуры. 5. Основные компоненты национальной культуры Национальная культура включает несколько отличительных компонентов, которые и отражаются на ее основных чертах. В первую очередь принято рассматривать духовный аспект, включающий в себя язык, религию, нравственные нормы и художественные обычаи и культуру. Однако не стоит забывать и о социально-политическом и материалом компонентах, которые играют важную роль в формировании национальной культуры вне зависимости от внешних факторов и исторического периода. В последнее время важная роль отводится и так называемому современному компоненту, который имеет свои особенности. В данном случае создается определенное состояние, противоположное традиционному. Данные тенденции отлично просматриваются в современном обществе, когда традиции и обычаи предков постепенно уступают более глобальным нормам поведения и мышления. 6. Способы сохранения национальной культуры Процесс развития любой национальной культуры нельзя назвать простым, причем ее сохранение сопряжено с определенными проблемами. С одной стороны, представители любой культуры стремятся сохранить свои характерные традиции, символику и другие черты, характерные для определенного этноса. С другой – такая культура со временем отбрасывает некоторые стереотипы и элементы, считающиеся устаревшими в современном мире. В данном случае важно придерживаться «золотой» середины: не забывать о своих корнях под влиянием глобализации и популяризации, одновременно соответствуя требованиям современного мира. На самом деле, защита любой национальной культуры – не выдумка, а вполне выполнимая задача. Учитывая основные ее составляющие, важно защищать такие важные для любой культуры качества, как язык, традиции и моральные качества. При этом сохранение и возрождение возможно лишь в том случае, если представители данной культуры будут считать ее по-настоящему важной. В современном мире глобализации вопрос сохранение национальной идентично стоит очень остро. С одной стороны люди совершают различные миргации и переселения. Переезжая на новое место, в другую страну они максимально ассимелируются в новых условиях. При этом посольства и диаспоры плотно работают над тем, чтобы эмигранты имели возможность сохранить свою национальную идентификацию и передать её своим детям. 7.Заключение По итогам проведенного исследования приходим к выводу , что для сохранения и прогресса национальной культуры нужно что б в каждой стране была налажена система с развитием каждой нации. Это государственная концепция по сохранению материального культурного наследия народов, это создание законодательной базы в сфере сохранения и государственной поддержки нематериальной культуры народов, нормативно-правовой базы по защите ее культурного наследия, авторских прав носителей народных художественных традиций. Это грантовая поддержка творческих коллективов и проектов на федеральном и региональном уровнях. Это укрепление материально-технической базы учреждений культуры, фольклорно-этнографических и национальных культурных центров. 8. Библиографический список 1. Соловьёва, А. Н. Культура «своя» и «чужая»: проблемы объективизации в научном и политическом дискурсе / А. Н. Соловьёва // Вестник Поморского университета. — 2008. — № 3. — С. 67-71. 2. Козелько, В. Н. Национальная культура: сущность, структура, компоненты / В. Н. Козелько // Новые технологии. — 2008. — № 5. — С. 136 — 139. 3. Теувежева, И. Р. Историческая роль культуры и традиций в социальном пространстве полиэтничного региона / И. Р. Те-увежева // Вестник Адыгейского гос. ун-та. — 2008. — № 8. — С. 66 — 72. 4. Казанов, Б. Х. Традиции и новации в национальной культуре / Б. Х. Казанов // Вестник Адыгейского государственного университета. — 2007. — № 1. — С. 403 — 404. 5. Соблиров, Х. Х. Исторический дискурс о России: «Многонациональная империя» или «Национальное государство» / Х. Х. Соблиров // Научные проблемы гуманитарных исследований. — 2009. — № 10 — 2. — С. 100 — 104. 6. Сикевич, З. В. Социология и психология национальных отношений : учеб. пос. / З. В. Сикевич. — СПб. : Михайлов, 1999. — 203 с. 7. Ишмуратова, И. Особенности процессов самоидентификации личности в современном мире / И. Ишмуратова // Вестник Казанского гос. ун-та культуры и искусств. — 2005. — № 83. — С. 16—19. 8. Пегенеева, И. А. К проблеме этнической идентичности современной студенческой молодежи / И. А. Пегенеева // Вестник Казанского государственного университета культуры и искусств. — 2005. — № 82. — С. 19 — 21. 9. Мнацаканян, М. О. Нации и национализм: социология и психология национальной жизни / М. О. Мнацаканян. — М. : ЮНИТИ, 2004. — 367 с. 10. Малыгина, И. В. Этнокультурная идентичность: структура и историческая динамика / И. В. Малыгина // Фундаментальные проблемы культурологии. В 4 т. Т. 4. Культурная политика. — СПб. : Алетейя, 2008. — С. 131 — 145. 11. Астафьева, О. Н. Межкультурный диалог в условиях глобализации: проблемы теории и практики / О. Н. Астафьева // Фундаментальные проблемы культурологии. В 4 т. Т. 4. Культурная политика. — СПб. : Алетейя, 2008. — С. 354 — 378. 12. Гениева, Е. Ю. Библиотека как центр межкультурной коммуникации / Е. Ю. Гениева. — М. : РОССПЭН, 2005. — 208 с. |