Главная страница

Массовая культура в современном обществе


Скачать 22.7 Kb.
НазваниеМассовая культура в современном обществе
Дата03.05.2022
Размер22.7 Kb.
Формат файлаdocx
Имя файла-massovaya-kultura-v-sovremennom-obshchestve.docx
ТипДокументы
#509920

Массовая культура в современном обществе.

Если такова первая двадцатка хит-парада,

страшно представить себе, как звучат последние пять номеров.
Ч. Стрит

Самый публикуемый писатель мира – не Лев Толстой, не Шекспир и даже не Дюма-отец. В 1997г. в Книгу рекордов Гинесса было занесено имя английской писательницы Барбары Картленд, которая написала за свою долгую жизнь 623 книги, которые были распроданы во всем мире в количестве 650 млн экземпляров. По тиражам с произведениями леди Барбары может сравниваться только одна книга - Библия. Картленд - автор так называемых «розовых романов», небольших или средних по объему книг о романтической любви со счастливым концом. На книжном рынке США произведения данного жанра насчитывают 90% всех продаваемых книг. В нашей стране они также очень популярны и постоянно входят в список «бестселлеров» - самых продаваемых произведений литературы. Многие могут сказать – это ни литература. И будут не правы. Это литература, только особого рода - массовая. В свою очередь, массовая литература - одна из ветвей мощного дерева, которое называется - «массовая культура». Массовая культура является важнейшим социальным явлением современного общества. Ее продукты, начиная от серийно изготовленных вещей и предоставляемых услуг и заканчивая шлягерами (песни или мелодии, которые пользуются в данное время особой популярностью), бестселлерами (книга – лидер продаж), блокбастерами (фильмы с большим бюджетом, дорогими актерами, лучшими декорациями) вошли в повседневную жизнь каждого человека.

Одна из причин возникновения массовой культуры связана с переходом к массовому производству. С одной стороны, для работы на предприятиях потребовалось множество людей выполняющих стандартные, рутинные трудовые операции; с другой – продукция, производимая с помощью машин, также стала похожей стандартной, предназначенной для множества потребителей. Люди использовали в своем быту абсолютно одинаковые вещи, что конечно же не могло не повлиять на их образ жизни и сознание. Культура становится «массовой», когда ее продукты стандартизируются и распространяются широкой публике. Отличительный признак массовой культуры – получение коммерческой прибыли, массового спроса. Сегодня мы каждый день сталкиваемся с массовой культурой.

Часто слова «массовая культура» у нас ассоциируются со словами «плохая культура». Но это неправильно. Это культура, рассчитанная прежде всего на массовое восприятие. Произведения массовой культуры могут быть хорошими, и средними, и совсем убогими. В массовой культуре есть свои вершины - например, фильмы Чарли Чаплина, музыка «Битлз», песни Эдит Пиаф. Своего рода классикой массовой культуры стали книги «Унесенные ветром». Так что если кому – то нравятся песни Аллы Пугачевой, Иосифа Кобзона, кинофильмы с участием Любови Орловой, кинокомедии Леонида Гайдая, то это не говорит о том, что у человека плохой вкус. Ведь эти произведения и создавались для того, чтобы нравиться многим.

Другое дело, когда на рынок массовой культуры поставляется огромное количество некачественной продукции, которую не всегда можно сразу распознать, особенно если она красиво «упакована» и разрекламирована. Но в то же время история массовой культуры знает множество примеров, когда, несмотря на большие финансовые затраты, попытки «создать» популярного исполнителя провалились. Кроме того, долго удержатся в центре внимания массовой аудитории удается, как правило, очень немногим.

Итак, массовая культура – закономерный этап развития человеческой культуры, она ни плоха и ни хороша сама по себе, в ней есть вершины и свои «точки падения». В таком случае часто встречающиеся утверждения об опасности массовой культуры можно считать абсолютно беспочвенными? Нет, определенные основания для такого вывода есть.

Прежде всего, массовая культура избегает сложностей, она предполагает самые простые схемы взаимоотношений людей, самые элементарные модели поведения, часто не соответствующие жизненным реалиям. Если женщина при выборе спутника жизни и впрямь и возьмет за образец героя любовного романа, то ее ждет, скорее всего, жестокое разочарование. Мира массовой культуры – это мир иллюзии мифа, сказки.

Необходимо также понимать, что массовая культура - коммерческое предприятие. Она создается как продукт для продажи и ориентируется на массовый спрос. Обращаясь только к произведениям массовой культуры, интеллектуально развитой личностью никогда не будешь.

Кроме того, произведения массовой культуры - потребительский продукт. Чтение, слушание, просмотр произведений – это фактически потребление. А в потреблении отсутствует творческое начало, ведь потребляя, не надо интеллектуально трудиться, «достраивать» купленное благо собственными чувствами, размышлениями. Продукты массовой культуры уже достроены, они абсолютно закончены и понятны: влюбленные обязательно поженятся, простой парень спасет мир, деревенская девушка в одночасье станет всемирно известной актрисой. «Достроить» можно разве что дальнейшую сказочную жизнь каждого из героев: какой у них будет дом, на какой машине они будут ездить, куда отправятся отдыхать. Именно отсутствием необходимости в интеллектуальной работе и привлекают людей произведения массовой культуры, они ведь предназначены, прежде всего для досуга, для отдыха от работы.

Итак, нельзя бояться массовой культуры, но сидеть только на ее «скудном пайке» - значит лишать себя возможности творчески развиваться, постигать мир во всем его сложном многообразии.

Массовая культура.

Слайд 3

Характерные черты массовой культуры. 2. Что привело к появлению массовой культуры. 3. Средства массовой информации и массовая культура. 4. Симптом вырождения общества или условие его здоровья . Цели1 ) познакомить с формами культуры, показать основные черты массовой культуры, причины ее появления, проанализировать современный этап массовой культуры; 2) развивать умения осуществлять информационный поиск, сопоставлять, анализировать, делать выводы, рационально решать познавательные и проблемные задачи, раскрывать на примерах важнейшие теоретические положения и понятия социально-гуманитарных наук, участвовать в дискуссии, работать с документами; 3) формировать отношение к массовой культуре, «человеку массы».

Слайд 4

Кич культура, или низшая культура. Один из признаков: низкопробность, доходящая до вульгарности. По мнению некоторых исследователей, слово «кич» произошло от немецкого слова КИзоН, в музыкальном жаргоне и в переводе означавшего «халтура». Это не только примитивизация, отход от этических, эстетических и других ценностей. Кич-культура предлагает продукт, не требующий ни размышлений, ни исканий. Кроме того, экспансия этой разновидности массовой культуры связана с предельно упрощённой подачей проблем, встающих перед человеком, опорой на стереотипы. Главное в киче -это зрелищность, привлекающая не слишком образованного обывателя, чья жизнь протекает скучно и однообразно;

Слайд 5

Мид-кулыпура, или культура «средней руки», иногда её ещё называют посредственной культурой. Она не приносит особого вреда человеку, её потребляющему, но и не зовёт «в даль светлую»;

Слайд 6

Арт-кулътура, приближающаяся к высокой культуре, не лишённая художественного содержания, эстетического вкуса. Этот уровень рассчитан на людей с достаточно высоким образованием, чурающихся абсолютного примитива. Стоит указать на то, что потребителями массовой культуры в наши дни являются практически все жители планеты. Отмечая демократичность массовой культуры, американский филолог М. Белл писал, что она «адресована всем людям без различия классов, наций, уровня бедности и богатства».

Слайд 15

Массовая культура «за» и «против» «За» «Против» 1 . В массовой культуре наряду с действительно низкопробной продукцией, есть свои вершины, произведения, отвечающие высоким эстетическим и этическим критериям. 2. В доступности этой культуры можно увидеть проявления подлинного демократизма. 3. Массы могут сами оценивать произведения искусства и испытывать коллективное наслаждение. 4. Массовая культура способна знакомить опосредованно с произведениями элитарной культуры 5. Массовая культура создает высокую эмоциональную атмосферу 1. Массовая культура, тиражируя образцы элитарной и народной культуры, девальвирует их истинную ценность. 2. Благодаря огромным возможностям СМИ массовая культура агрессивно проникает в различные слои общества, сужает аудиторию «качественной» культуры и в целом резко снижает культурный уровень развития общества. 3. Массовая культура нацеливает аудиторию на духовное потребительство, пассивное восприятие культурного продукта. 4. Массовая культура насаждает ложные жизненные ценности. Среди них: приоритет материального благополучия, надежда на случайное обогащение (отсюда многочисленные телешоу с денежными призами), оценка человека не по уровню его образования, культуры, профессионализма, а по размерам его богатства. 5. В основе массовой культуры лежит идеология коммерческого успеха: нужно делать то, что будет лучше всего продаваться. А востребованы «человеком массы» такие фильмы, музыка, литература, изобразительное искусство, которые пробуждают низменные чувства, примитивные желания и даже порочные наклонности Массовая культура «за» и«против»


написать администратору сайта