|
2.2_Проектирование учебного занятия на основании примерной рабоч. 1. Цели и задачи учебного занятия Знать дымковскую, филимоновскую, каргопольскую игрушки. Уметь передавать единство формы и декора в игрушке
Проектирование учебного занятия на основании примерной рабочей программы, УМК по предмету.
Предмет, тема, класс
| Изобразительное искусство, Древние образы в современных народных игрушках, 5 класс
| 1. Цели и задачи учебного занятия
| Знать дымковскую, филимоновскую, каргопольскую игрушки. Уметь передавать единство формы и декора в игрушке.изучения учебного предмета ПРП
| 2. Планируемые результаты обучения
| Личностные
| ценностно-смысловые ориентации и установки, отражающие индивидуально-личностные позиции и социально значимые личностные качества; духовно-нравственное развитие обучающихся;
мотивацию к познанию и обучению, готовность к саморазвитию и активному участию в социально-значимой деятельности; позитивный опыт участия в творческой деятельности; интерес к произведениям искусства и литературы, построенным на принципах нравственности и гуманизма, уважительного отношения и интереса к культурным традициям и творчеству своего и других народов.
| Познавательные метапредметные
| характеризовать форму предмета, конструкции;
выявлять доминантные черты (характерные особенности) в
визуальном образе; сравнивать плоскостные и пространственные объекты по заданным основаниям;
находить ассоциативные связи между визуальными образами разных форм и предметов;
сопоставлять части и целое в видимом образе, предмете, конструкции;
анализировать пропорциональные отношения частей внутри
целого и предметов между собой;
обобщать форму составной конструкции;
выявлять и анализировать ритмические отношения в пространстве и в изображении (визуальном образе) на установлен-
ных основаниях;
абстрагировать образ реальности при построении плоской
композиции;
соотносить тональные отношения (тёмное — светлое) в пространственных и плоскостных объектах;
выявлять и анализировать эмоциональное воздействие цветовых отношений в пространственной среде и плоскостном изображении.
| Коммуникативные метапредметные
| понимать искусство в качестве особого языка общения — межличностного (автор — зритель), между поколениями, меж-
ду народами; вести диалог и участвовать в дискуссии, проявляя уважи-
тельное отношение к оппонентам, сопоставлять свои суждения
с суждениями участников общения, выявляя и корректно от-
стаивая свои позиции в оценке и понимании обсуждаемого явления; находить общее решение и разрешать конфликты на основе
общих позиций и учёта интересов в процессе совместной худо-
жественной деятельности; демонстрировать и объяснять результаты своего творческого, художественного или исследовательского опыта;
анализировать произведения детского художественного творчества с позиций их содержания и в соответствии с учебной
задачей, поставленной учителем; признавать своё и чужое право на ошибку, развивать свои способности сопереживать, понимать намерения и переживания свои и других людей; взаимодействовать, сотрудничать в процессе коллективной работы, принимать цель совместной деятельности и строить действия по её достижению, договариваться, выполнять поручения, подчиняться, ответственно относиться к своей задаче по достижению общего результата.
| Регулятивные метапредметные
| соблюдать последовательность учебных действий при выполнении задания; уметь организовывать своё рабочее место для практической
работы, сохраняя порядок в окружающем пространстве и бережно относясь к используемым материалам; соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата.
| Предметные
| формирование основ художественной культуры, умения самостоятельного получения и применения новых знаний по предмету, приобретение опыта работы различными художественными материалами, формирование устойчивого интереса к творческой деятельности;
| 3. Краткое учебное содержание
| Орнаменты разных народов. Подчинённость орнамента форме и назначению предмета, в художественной обработке которого он применяется. Особенности символов и изобразительных мотивов в орнаментах разных народов. Орнаменты в архитектуре, на тканях, одежде, предметах быта и др.
Мотивы и назначение русских народных орнаментов. Деревянная резьба и роспись, украшение наличников и других элементов избы, вышивка, декор головных уборов и др. Орнаментальное украшение каменной архитектуры в памятниках русской культуры, каменная резьба, росписи стен, изразцы. Народный костюм. Русский народный праздничный костюм, символы и обереги в его декоре. Головные уборы. Особенности мужской одежды разных сословий, связь украшения костюма
мужчины с родом его занятий. Женский и мужской костюмы в традициях разных народов. Своеобразие одежды разных эпох и культур.
| 4. Виды организации учебной деятельности
| Исследовать и сделать зарисовки особенностей, характерных для орнаментов разных народов или культурных эпох.
Показать в рисунках традиции использования орнаментов в архитектуре, одежде, оформлении предметов быта выбранной народной культуры или исторической эпохи.
Исследовать и показать в практической творческой работе орнаменты, характерные для традиций отечественной культуры.
Исследовать и показать в своей творческой работе традиционные мотивы и символы русской народной культуры (деревянная резьба и роспись по дереву, вышивка, декор головных уборов,орнаменты, характерные для предметов быта).
Создать изображение русской красавицы в народном костюме.
Исследовать и показать в изображениях своеобразие представлений о красоте женских образов у разных народов.
Изобразить особенности мужской одежды разных сословий, демонстрируя связь украшения костюма мужчины с родом его занятий работа.
| 5. Учебные задания для разных этапов учебного занятия
| Узнать о создании глиняной и деревянной посуды, о Гжели, Хохломе — народных художественных промыслах.
Выполнять красками некоторые кистевые приёмы создания орнамента.
Выполнять эскизы орнамента, украшающего посуду (по мотивам выбранного художественного промысла).
Стараться увидеть красоту, анализировать композицию, особенности применения сетчатых орнаментов (а также модульных орнаментов).
Рассуждать о проявлениях симметрии и её видах в сетчатом орнаменте.
Осваивать техники печатных штампов или трафаретов для создания раппорта (повторения элемента узора) в орнаменте.
| 6. Диагностические материалы для оценивания результатов обучения
| 1. Уровень знаний полученных учащимися при изучении изобразительного искусства.
2. Умение правильно пользоваться приёмами рисования.
3. Качество выполняемых работ.
4. Степень самостоятельности при работе.
5. Соблюдение правил техники безопасности при работе.
Умение сочинять графические, живописные, декоративные и оформительские, дизайнерские композиции с использованием различных техник, приемов, средств художественно-образной выразительности;
Время, затраченное на выполнение работы.
Результаты контроля служат основанием для корректировки образовательной программы, прогнозирования результатов образования, поощрения обучающихся и др. По результатам контроля производится процесс оценивания.
Виды контроля
Предварительный или вводный контроль – проводиться в первые дни обучения и имеет своей целью выявить уровень подготовки учащихся, определить направление и формы индивидуальной работы и получить информацию для усовершенствования образовательной программы.
Используемые методы: собеседование, наблюдение, анкетирование и тестирование учащихся, конкурс рисунков, итоговая выставка рисунков, проект, викторина.
Периодический контроль – в нём учитываются данные текущего контроля, данный вид контроля помогает определить степень усвоения детьми учебного материала и уровень сформированности умений и навыков, повысить ответственность и заинтересованность обучающихся в усвоении материала, своевременно выявить отстающих.
Итоговый контроль проводится 2 раза в год с целью определения степени достижения результатов обучения, закрепления знаний, полученных в течение года, ориентации учащихся на дальнейшее самостоятельное обучение; и получение сведений для совершенствования образовательной программы и методики обучения. Итоговый контроль предусматривает оценку самостоятельной работы ученика, её защиту, организацию выставок, на которых представлены работы, выполненные обучающимися в различных техниках рисования. Участие в выставке является и инструментом поощрения учащихся. Опыт использования подобной формы показывает, что при наличии принятых учениками критериев оценки работ, самооценка ребят легко согласуется с оценкой педагога и служит не столько оценкой личных качеств ученика, сколько средством и ориентиром его самосовершенствования.
Формы контроля
Формы педагогического контроля самые разнообразные. Это зачёт, собеседование, устный опрос учащихся (вопрос - ответ), письменный опрос, самостоятельная работа, конкурсы, выставки, тестирование.
| |
|
|