эссе цивилизация древнего востока. эссе история. 1. Черты традиционных цивилизаций Пути развития традиционных цивилизаций
Скачать 36.35 Kb.
|
Содержание: Введение 1.Черты традиционных цивилизаций 2.Пути развития традиционных цивилизаций 3.Древневосточные цивилизации 4.Человек Древнего Востока 5.Древневосточная экономика 6.Древневосточное государство 7.Этапы развития Древневосточной цивилизации 8.Возникновение ранних государств в Египте и Двуречье 9.Хараппская цивилизация 10.История античной культуры Древней Греции Введение С конца 4 тыс. до н.э. в истории человечества наступает новый этап – появление первых цивилизаций. Важнейшей чертой является появление государств. Появление древнего мира (4 тыс. до н.э. – середина 1 тыс. н.э.) включает историю стран Древнего Востока и Античности ( древней Греции и Рима). Первое государство появляется 4 тыс. лет до н.э. в Южной Месопотамии (Шумер). Понятие цивилизации является очень широким. Одним из первых данное понятие в научный оборот ввёл философ Адам Фергюсон, который подразумевал под термином стадию в развитии человеческого общества, характеризующуюся существованием общественных классов, а также городов, письменности и других подобных явлений. Ее определяют сообщество людей, составляющих определенный культурно-исторический тип. Речь идет об общности менталитета — мировоззрении, которое формирует основополагающие духовные ценности и идеалы, определяет стереотипы поведения отдельного человека и различных социальных групп в целом. Цивилизация — это и присущий какому-либо культурно-историческому типу способ организации, формирующий особые черты государственности, социальной жизни, экономики и культуры. Каждая цивилизация, ограниченная хронологическими и географическими рамками, уникальна и неповторима. Постоянно развиваясь, она проходит стадии зарождения, расцвета, разложения и гибели Специалисты выделяют три глобальных типа: — традиционные цивилизации; — индустриальная цивилизация; — постиндустриальная (информационная) цивилизация. Для восточных обществ характерен первый тип. Цивилизации Востока развиваются циклически - проходят фазы становления и упрочения единого государства, его упадка, а затем наступает катастрофа, связанная с распадом государства. На каждой новой ступени развития этот цикл повторяется. Для Западной Европы характерно поступательное развитие, то есть постоянное восхождение к более высоким формам развития общества. Таким образом, Европейская цивилизация прошла все три типа. Академик Б. С. Ерасов выделил следующие критерии, отличающие цивилизацию от стадии варварства: Система экономических отношений, основанная на разделении труда. Средства производства контролируемые правящим классом. Политическая структура, в которой доминирует слой общества, концентрирующий в своих руках исполнительные и административные функции. Рассмотрим общую характеристику цивилизаций Древнего Востока: К древневосточным относят цивилизации, сложившиеся в конце V — II тысячелетиях до н.э. в Северной Африке и Азии. Эти цивилизации, развивавшиеся, как правило, изолированно друг от друга, называют речными, так как их зарождение и существование были связаны с великими реками — Нилом, Тигром и Евфратом, Индом и Гангом, Хуанхэ и Янцзы. Древневосточные цивилизации возникли независ0имо друг от друга. Они создали первые системы письменности, открыли принципы государственности и нормы сосуществования людей, различавшихся этнически, социально, имущественно, профессионально и религиозно. Основой традиционной цивилизации является община. Постепенно существующие в ней родоплеменные связи замещаются этническими, хозяйственными, религиозными и какими-либо другими. Базой развития общества становится коллективизм — включенность человека в социальное, религиозное сообщество, призванное сохранить существующий порядок вещей. При этом интересы сообщества стоят над интересами отдельной личности, а ее собственностью распоряжается община. Интересы коллектива во многом ограничивают свободу личности. Такая система не терпит изменений и очень консервативна. Основой экономики традиционных цивилизаций является сельское хозяйство экстенсивного типа, которое направлено на овладение природными ресурсами. 1.Черты традиционных цивилизаций К традиционным относят древневосточные, античные и средневековые цивилизации. Эпоха их господства (преобладания) охватывает время с рубежа V—IV тысячелетий до Р.Х. по 1492 г. по Р.Х. и включает периоды древности и средневековья. Основой традиционной цивилизации является община. Постепенно существующие в ней родо-племенные связи замещаются этническими, хозяйственными, религиозными, профессиональными и т.п. Базой развития общества становится унаследованная от родо-племенного строя корпоративность — включенность человека в социальное, религиозное или профессиональное сообщество, призванное сохранить существующий порядок вещей. При этом интересы сообщества стоят над интересами отдельной личности, а ее собственностью распоряжается община. Интересы корпорации ограничивают свободу личности. Такая система не терпит изменений и очень консервативна. Для большинства традиционных цивилизаций характерна ксенофобия — неприятие и боязнь чужого, отождествляемого с враждебным. Основой экономики традиционных цивилизаций является сельское хозяйство экстенсивного типа, направленное на овладение природными ресурсами. Его эффективность мала, а получаемые излишки незначительны. Поэтому доминирует натуральное хозяйство, а рынок играет небольшую роль. Подавляющая часть населения проживает в деревне. Города являются центрами ремесла и торговли, но доля городского населения невелика. Политическую и культурную жизнь организуют традиции и обычаи. Верховная власть связана с владением землей и носит личностный характер. В результате этого складывается иерархическое устройство общества. Тип правления, характерный для традиционных цивилизаций Европы, основан на неизменности традиций, которые считались священными и неприкосновенными. Другой тип правления — харизматический (от греч. слова харизма — дар) — связан с особыми качествами, присущими или приписанными конкретному правителю. Характерный для восточных цивилизаций, в Европе он, как правило, складывался в эпохи социальных бедствий. Несмотря на развитые системы письменности, большинство людей в традиционных цивилизациях было неграмотно. Пути развития традиционных цивилизаций Развитие традиционных цивилизаций шло двумя путями. Первый связан с полным подавлением личной свободы и собственности и формированием на этой основе государства-общины. Этот путь характерен для относительно богатых природными ресурсами древневосточных обществ. По второму пути, основанному на корпоративном ограничении личной свободы и собственности, пошли античное и феодальное общества, сформировавшиеся в Европе, — регионе с более суровыми климатическими условиями. В эпоху античности ограничение свободы и собственности было связано с принадлежностью к гражданской общине; в феодальную эпоху эти явления по мере разрушения общины диктовались корпоративными интересами. Древневосточные цивилизации К древневосточным относят цивилизации, сложившиеся в конце V -- II тысячелетиях до н.э. в Северной Африке и Азии. Эти цивилизации, развивавшиеся, как правило, изолированно друг от друга, называют речными, так как их зарождение и существование были связаны с великими реками - Нилом, Тигром и Евфратом, Индом и Гангом, Хуанхэ и Янцзы. Древневосточные цивилизации возникли независимо друг от друга. Они создали первые системы письменности, открыли принципы государственности и нормы сосуществования людей, различавшихся этнически, социально, имущественно, профессионально и религиозно.. Человек Древнего востока Сознание человека Древнего Востока было мифологическим. Причинно-следственные связи виделись ему как личностные силы, наделенные сознанием и волей. В странах Древнего Востока Вселенная отождествлялась с государством. Сложившийся там идеал можно описать формулой «праведно жить, праведно мыслить и праведно действовать в нашей праведной общине». Идеалу соответствовал человек тихий — скромный, кроткий, смиренный, покорный установленному богами порядку вещей. Полная покорность богам (и обожествленному правителю) была основой моральных ценностей и стержнем идеального человека. Ему противопоставлялся человек высокомерный, гордый и строптивый. Наихудшим из грехов было непослушание богам. Труд земледельца и скотовода признавался одной из высших ценностей, усердие — единственной дорогой к благополучию. В бедности видели зло, но богатство, если оно не было взаимосвязано с бескорыстием и помощью нуждающимся, обычно не считалось абсолютным добром. Более значимым было, как правило, приобретение высшего блага — мудрости. Корпоративность древневосточных обществ делала семью одной из важнейших ценностей. Представления о норме семейной жизни были сопряжены с согласием между супругами, многодетностью и почитанием родителей. Древневосточная экономика На Древнем Востоке сложилась первая в истории командно-распределительная система экономики. Ее основой было земледелие (как правило, ирригационное), отделившееся от ремесла на начальном этапе складывания государства. Хозяйство носило натуральный характер. Ирригационная экономика, требовавшая трудоемких земляных работ, была Основана на восточной форме собственности; верховным собственником земли выступало государство в лице царя. Он был главным организатором работ по созданию и поддержанию в порядке системы ирригационных сооружений, ведал распределением воды и урожая. Проблема избытка рабочей силы решалась путём поголовного привлечения общинников к строительству грандиозных сооружений. Другой тип хозяйства- простое товарное производство - был Представлен городским ремеслом. Древневосточное государство Первые государства появились в районах поливного земледелия на берегах Нила, Янцзы и др. Поливное земледелие требовало проведения крупномасштаб-ных ирригационных работ, которые невозможно осуществить силами одной семьи или родовой общины. В ?VІІІ веке до н.э. вследствие завоевания Иньскими племенами другого племени образуется государство Древнего Китая. Основным занятием жителей Древнего Китая было земледелие. К тому же развитие земледелия у китайцев древности находилось на довольно высоком для того времени уровне. Они использовали такие сельскохозяйственные приспособления, как мотыга, плуг и др. Наряду с земледелием в Древнем Китае развивалось ремесло, торговля и даже существовало денежное обращение. Главой государства в Древнем Китае был император, опирающийся на разветвленный аппарат чиновников. Территория Древнего Китая была разделена на области и уезды. Каждым уездом и областью управляли два чиновника - военный и гражданский губернаторы. Уже во время правления династии Хань вводится продажа должностей и экзаменация чиновников перед вступлением в должность. В середине ІV века до н.э. чиновник Древнего Китая Шан Ян провел реформу, которая была попыткой разрушить родоплеменную общину. Семьям, проживающим в одном доме и ведущим общее хозяйство, было предписано расселиться. Реформа сохраняла круговую поруку. В связи с круговой порукой сельская община приводилась в следующую систему. Пять семей составляли «пятидворку». «Пятидворкой» руководил старейшина - он нес ответственность за всех членов «пятидворки». Пять «пятидворок» образовывали деревню, пять деревень образовывали клан и т.д. Нечто схожее с «пятидворкой» было введено в армии - за провинность одного солдата наказывались пять солдат. Рабовладение в Древнем Китае не получило столь широкого применения, как, например, в Древнем Египте, однако формально свободных общинников вряд ли можно считать действительно свободными людьми. Община находилась в бедственном положении. Нередки были крестьянские восстания. Реагируя на крестьянские выступления, правительство пыталось немного облегчить участь общинников. Особо в этой связи выделяется реформа Ван Мана. Данная реформа объявляла огосударствление земель, вследствие чего продажа земли запрещалась. Все безземельные крестьяне могли получить от государства земельный надел. Реформы Ван Мана не имели успеха и Этапы развития древневосточных цивилизаций Первый этап развития государств Древнего Востока связан с формированием первых очагов цивилизаций - номовых государств в Египте и городов-государств в Двуречье - и охватывает конец V-IV тысячелетие до н.э. Второй этап - эпоха централизованных царств - приходится на III-II тысячелетия до н.э. Возникшие в это время цивилизации Эгеиды, Закавказья, Иранского нагорья и Аравийского полуострова находились в теснейшем контакте с древними цивилизациями Ближнего Востока, тогда как современные им цивилизации Индии и Китая развивались изолированно. Для этой эпохи характерно господство натурального хозяйства. Становление двух форм собственности на землю, воду и полезные ископаемые - царско-храмовой и общинной - стало основой сосуществования двух секторов экономики - общинного и централизованного, государственно-храмового. Третий этап - первая половина I тысячелетия до н.э. - эпоха возникновения и гибели великих империй - таких, как Новоассирийская, Нововавилонская, Ахеменидская и Циньская. Ведущей тенденцией их развития была интеграция составляющих эти супергосударства регионов и выравнивание уровней их развития. Для этой эпохи были характерны рост роли товарного хозяйства и частной собственности. Древневосточные общества на Ближнем Востоке прекратили существование после походов Александра Великого (336-323 гг. до н. э). На Среднем и Дальнем Востоке древние цивилизации, в большей степени развивавшиеся изолированно, плавно вросли в цивилизации средневековые (заметно отличавшиеся от феодальной цивилизации Западной Европы). Возникновение ранних государств в Египте и Двуречье Первые государства появились в дельте Тигра и Евфрата (на рубеже V-IV тыс. до н.э.) и в долине Нила (в начале IV тыс. до н.э.) - в областях с сухим и жарким климатом. В это время там осваивались орудия труда из меди. Племена степи и лесостепи Евразии тогда только переходили к земледелию, а племена лесных и приполярных областей жили в условиях высокопродуктивного присваивающего хозяйства, основанного на охоте, рыболовстве и промысле морского зверя. В долинах Нила, Тигра и Евфрата основой земледелия была ирригация. Возникновение системы дамб и каналов в Египте диктовалось необходимостью подвести к полям и как можно дольше удержать там воду с плодородным илом во время разливов Нила. В болотистом Южном Двуречье с помощью каналов воду с полей отводили. Предки египтян появились в долине Нила, которую населяли родственные им по языку семитские племена, около 5000 г. до н.э. В первой половине IV тыс. до н.э. родовые общины в Египте состояли из больших патриархальных семей. Ее возглавлял патриарх, далее шли его сыновья и внуки с детьми и не отделившиеся родственники. Они совместно трудились на земле, бывшей собственностью общины. После появления дамб и каналов во второй половине IV тыс. до н.э. урожай вырос. Община получила излишки, достаточные для содержания нетрудоспособных и для освобождения ремесленников от обработки земли. Так как излишки были невелики, осталась потребность в их уравнительном распределении и в организации труда по поддержанию системы каналов. Эти задачи выполняли жрецы, осуществлявшие контакт общины с богами. К жрецам попали рычаги управления экономикой и, как следствие, власть над общиной. Кооперация родовых общин способствовала перерастанию их в номы - общины, где преобладали территориальные и соседские связи, основанные на совместном владении землей, на поддержании единой системой каналов и на почитании общих богов. Центром нома был храм, а его верховный жрец считался главой общины. Ему выделяли участок земли, который обрабатывали общинники. Со временем центры номов стали городами. Большие патриархальные семьи распались на малые. Они состояли из двух поколений - родителей, их неженатых сыновей и незамужних дочерей. Родовые связи уступили место соседским. Перемены в сельском хозяйстве и распад родовых связей внутри общины привели к появлению аппарата управления. Его содержали общинники. В результате войн между номами в Египте распространилось рабство, и появилась постоянная дружина, подчинявшаяся главе общины - жрецу. Номы (в Египте их было около 40), объединившие общины вокруг местной ирригационной системы, стали первыми государствами (иногда их называют протогосударствами). Центрами подобных политических образований был город с храмом верховного бога, вокруг которого селились ремесленники. Ном делился на податные округа. Подати шли на содержание правителя, аппарата управления и дружины. Процесс образования государства в Египте завершило объединение номов. В конце IV тысячелетия до н.э. 22 южных нома образовали Верхнее царство со столицей в Иераконполе. 20 номов на севере составили Нижнее царство со столицей в Буто. Аналогичным был процесс образования государств в Южном Двуречье. В конце V тыс. до н.э. его заселили шумеры - народ, чья прародина неизвестна, а язык не похож ни на один из существующих. Себя они называли черноголовыми. Позднее это стало самоназванием всех народов Двуречья. Хараппская цивилизация Хара́ппская цивилизация — третья по времени появления древневосточная цивилизация бронзы, после египетской и месопотамской. Из всех трёх она занимала наибольшую площадь, превосходя в 2 раза суммарную площадь двух остальных. Индская цивилизация относительно быстро пришла в упадок, пережив расцвет между 2600—1900 годами до нашей эры, что связывают с засухой 2200 года до н. э.. Хараппская цивилизация развивалась в долине реки Инд в 3300—1300 годах до нашей эры. Наиболее значительные центры — Ракхигархи (350 га), Мохенджо-Даро (300 га), Хараппа (150 га), Лотхал (60 га) и Дхолавира (47 га). Население в годы расцвета составляло около 5 миллионов человек и состояло из эламито-дравидов, без примеси индоевропейцев. Зрелый период развития Индской цивилизации шёл с 2600 до 1900 лет до нашей эры. Простиралась на территориях нынешних Афганистана, Пакистана и Северо-Западной Индии. В шумерских текстах хараппская цивилизация предположительно носила название «Мелухха». В течение III тысячелетия до нашей эры началась аридизация — постепенное истощение водных ресурсов региона, где находилось государство. Возможной причиной аридизации археологи называют возросшую урбанизацию в регионе и постепенное осушение почв и рек. В итоге это могло привести к упадку государства. При этом после упадка население ушло на Восток. История античной культуры Древней Греции Античная Греция не была отягощена азиатской традицией, хотя древним грекам и были знакомы достижения культуры народов Востока. Усвоив культурный опыт Египта и Вавилона, они определили свой собственный путь социально-политического развития, в философских поисках и в художественно-эстетическом осмыслении мира. Антропологическое противоречие духа и тела решено было античной культурой в пользу последнего, придав ей «телесный» стиль. Современные исследователи усматривают корни этой «телесности» в античном рабстве. В рабовладельческом обществе ни полноценность человека, ни сам человек не могли быть поняты, а потому человек и его духовная жизнь осмысливались по типу физических тел или вещей. Так конструируется все античное мировоззрение: наука, религия, философия, искусство, общественно-политическая жизнь. Античный гуманизм прославляет лишь физическое совершенство человека, но субъектность личности, ее духовные возможности еще не раскрыты. Эталоном гармонии было тело человека. Даже греческие боги -- прежде всего вечные совершенные тела. Отсюда вытекает соразмерность пропорций греческой архитектуры, расцвет скульптуры. Показательным выражением телесности античного гуманизма было исключительное положение физической культуры в системе воспитания. Однако в античном обществе признавалась биосоциальная природа человека, закрепленная в формуле Аристотеля: «Человек -- животное общественное». Тело осмысливалось как эстетический символ греческого города-государства, «полиса». Древние греки пытались через тело и благодаря ему воспитывать в себе соответственно гармонические духовные качества, усматривая в нем наличие чувства и ума в их взаимном единстве и противоречии, но слабое развитие индивидуальности личности не позволило греческой культуре отразить высоты проявления человеческой эмоциональности и духа. Возвеличивая тело, в целом античные искусство и культура, как и на Востоке, решали противоречие между личным и общественным в пользу последнего. Личность считалась полезной обществу лишь благодаря своим гражданским добродетелям. Противоречия объекта и субъекта как сторон человеческой личности можно назвать главным нервом античной культуры. Если во взаимоотношениях с социумом личность находила какой-то выход, то по отношению к судьбе и личность, и общество были лишь объектами, слепыми орудиями Рока. Идея неумолимости Рока тесно связана с античным рабством, ибо в античном мире свободные люди мыслили себя рабами общего мироустройства. Единичные прорывы человеческого духа в античной культуре не стали парадигмой античного мировоззрения, не выразили его сути. История Древней Греции является, пожалуй, наиболее захватывающей, величественной и интересной, знакомой нам еще со школьных времен. Образование греческой цивилизации относится к промежутку с VII по V вв. до н.э., к так называемой эпохе "культурного переворота". Известный французский историк XIX века Эрнест Ренан назвал появление и дальнейшее развитие древней цивилизации Эллады "греческим чудом". Да и не чудо ли это? Когда она появилась, великие цивилизации Египта и Вавилона измеряли историю своего существования уже тысячелетиями. Не чудо ли это, что такое, сравнительно молодое культурное образование, как Древняя Греция, открыла человека как прекрасное и совершенное творение природы, как меру всех вещей. Достаточно вспомнить великолепные образцы греческого гения в сферах духовной и социально-политической жизни: в поэзии, архитектуре, скульптуре, живописи, политике, науке и праве. Греки первыми сломали существующие стереотипы и создали науку, которую некоторые современные исследователи называют "мышлением по способу греков". Развитие Древней Греции делится на несколько этапов. Первым из них является так называемая микенская цивилизация, которая стоит у истоков европейской культуры. Одна из основных отличительных черт микенской цивилизации - наличие мощных архитектурных комплексов, дворцов-цитаделей в каждом из городских образований Древней Эллады, отвечающих за административный и культурный уклад данного региона. ("Дворец держал на строжайшем учете реальные и запланированные поступления, ведал организацией рабочей силы и военного дела"). Практически каждый древнегреческий город строился неподалеку от возвышенного участка - холма, на вершине которого располагалась окруженная стенами крепость - акрополь. Самой величественной и неприступной крепостью считается Акрополь города Афины, который греки построили в V-м веке до н.э. после победы над персами. Вслед за этим, в 440-430г.г. до н.э. началось строительство Парфенона, который представлял собой храм, окруженный со всех сторон колоннадой: с фасадных сторон по 8 колонн, с продольных по 17. Внутри помещение храма разделялось глухой стеной. В западной его части помещались первоначально предметы культа, а позже государственная казна, в восточной части находилось помещение со статуей богини Афины. Скульптурные изображения, украшавшие Парфенон, были выполнены крупнейшим скульптором Фидием или непосредственно под его руководством. Размещение статуй богинь и богов в крепости объясняется тем, что главными зданиями городов были дома божеств, покровителей городов, - храмы. Парфенон (пристанище целинных) был построен для того, чтобы разместить в нем огромную статую Афины, сделанную из слоновой кости и золота. В древние времена Греция делилась на полисы, что было отличительным политическим образованием Древней Греции. Полис - городское образование, имеющее свою крепость (акрополь) и являющееся политически независимым от соседних городов. И все же столь, казалось бы, разрозненные города, наряду с языком, объединяла и религия. Так, Афина была одинаково почитаемой у всех древних греков. Ее культ был распространен по всей материковой и островной Греции (Аркадия, Арголида, Коринф, Сикион, Фессалия, Беотия, Крит, Родос). Но особенно почитаема Афина была в Аттике, в Афинах (название города Афины греки связывали с именем богини - покровительницы города). Афина - в греческой мифологии богиня мудрости и справедливой войны. Ее рождение изображено с позиций героической мифологии периода патриархата, в которой особенно выделялось мужское организующее начало. Афина является как бы непосредственным продолжением Зевса, исполнительницей его замыслов и воли. |