Главная страница
Навигация по странице:

  • 3

  • Предназначение и смысл философии.

  • 5-Философия в системе культуры.

  • 2.1-Своеобразие античной философии. Космоцентризм.

  • 2.2-Досократическая философия: основные школы и имена ( Пифагор, Гераклит, Милетская школа, элеаты).

  • 2.3-Зрелая афинская философия: Сократ, Платон, Аристотель. Платон

  • 2,4-Эллинистическая философия ( киники, скептики, стоики, эпикурейцы).

  • В истории средневековой схоластики выделяют три периода

  • философия. философия кр. 1. Что такое философия Природа философских проблем


    Скачать 0.86 Mb.
    Название1. Что такое философия Природа философских проблем
    Анкорфилософия
    Дата29.10.2022
    Размер0.86 Mb.
    Формат файлаodt
    Имя файлафилософия кр.odt
    ТипЗакон
    #761000

    1. Что такое философия? Природа философских проблем.

    Философия – это особая форма познания, стремящаяся понять фундаментальные принципы бытия и ответить на вопросы об отношениях человека и мира.
    Философия всегда была обширной наукой, изучающей всеобщие законы устройства мира и общества, процессы познания и мышления, принципы нравственности и морали. Также она всегда пыталась отвечать на мировоззренческие вопросы. В качестве наиболее очевидных примеров можно привести такие философские вопросы как: «Есть ли Бог?», «Что есть Добро, а что – Зло?»
    1-Всеобщность. Содержат универсальные вопросы бытия. Бытие мышление. Ориентиры человеческой жизни. Жизненные установки. Пути выхода из жизненных противоречий.
    2-Вечность. Вечно актуальные вопросы человеческого существования. Всегда значимые для человека. Открытые, обращённые в будущее. Каждая эпоха переоткрывает их для себя (перепостановка).
    3-Кажущаяся общедоступность. Включает повседневное бытие человека. Философия должна быть интересной, популярной (Герцен).Философия открывает мир, который все видят, но ещё не осознают.
    4-Преемственность. «Снятие» - одна из форм преемственной связи. Но, не всегда «снятие»10 в философии возможно.
    2. Философское понимание мира и его особенности.

    Сущность мира состоит в продолжение политики ненасильственными средствами. Мир как отсутствие войны, мир как система международных отношений, которая обеспечивает избавление от войн и т.д
    Содержание мира отражает определенное состояние внутриобщественных и межгосударственных отношений, а также деятельность по предотвращению, прекращению или искоренению войны.
    3-Исторические типы мировоззрения. Философия как мировоззрение.



    Философия выполняет следующие основные функции: мировоззренческая функция формирует целостную картину мира, представления об устройстве окружающего мира, о месте человека в нем и определяет принципы взаимодействия человека с окружающим миром;

    4-Предназначение и смысл философии.

    Смысл: по Пифагору буквальный перевод, это любовь к мудрости. Мудрость - это умение владеть знаниями, умение выявлять типологию мира и обнаруживать в нем порядок и связь. По Платону философия представляет собой активное вопрошание о месте человека в мире. Она требует свежего взгляда на мир и на место в нем человека. Философия - это наука, которая изучает наиболее общие законы развития природы, общества, сознания.

    Предназначение:

    - рассматривает наиболее важные связи в системе «мир-человек».

    - ищет причину внутренней связанности мира.

    - призвана вскрывать рациональный смысл и всеобщие закономерности существования и развития мира и человека.

    - заключается в стремлении к духовной цельности человеческого существования

    - поиск удела человека, обеспечение его бытия в причудливом мире, а в конечном счете в возвышении человека, в обеспечении его совершенствования.

    -она учит видеть альтернативы, выявляя предпосылки рассуждений, она способствует усилению мышления.

    5-Философия в системе культуры.

    Философия в отличии от специальных наук, религии, искусства не ограничивается одним предметом и сферой деятельности и пытается охватить весь мир.
    Философию можно определить как специфическую форму , которая пытается различными способами охватить, описать и понять в наиболее общих чертах мирозданье и самого человека

    2.1-Своеобразие античной философии. Космоцентризм.

    Ярко выраженный космоцентризм; Повышенное внимание к проблеме объяснения явлений окружающей природы; Поиск первоначала, породившего все сущее; Гилозоизм - философская концепция, признающая одушевленность всех тел, космоса, материи, природы.; Недискуссионный характер философских учений.

    Космоцентризм античной философии – это первый этап развития мировой философской мысли, который длился с 6 века до нашей эры по шестое столетие нашей эры. Космоцентризм античной философии рассматривает космос как центр мироздания, в основе которого лежит природная естественная гармония.

    Главным был вопрос о происхождении мира – из чего, из какой материи, каким образом зародилась жизнь. Философы-«физики» находили ответ в природных явлениях, а источником порядка и гармонии они считали природу. В древнегреческом языке слово «природа» являлось противоположностью слова «хаос».

    Основной задачей своих раздумий мыслители ставили поиск первоосновы бытия, некой материи, из которой смог зародиться не только весь видимый мир, но и разумные одушевленные существа.

    2.2-Досократическая философия: основные школы и имена ( Пифагор, Гераклит, Милетская школа, элеаты).

    Если задать себе вопрос "философской направленности Пифагора то, кажется, можно с полной уверенностью сказать, что это была прежде всего философия числа, этим оно резко отличалось от ионийской натурфилософии, стремившейся свести все существующее к той или иной материальной стихии с подчеркиванием ее качественного своеобразия (вода, воздух, огонь, земля)".

    Если пифагорейцы рассматривали мировой порядок исключительно с его количественной стороны, в противоположность им в 6 веке выступают направления, которые подобно древним ионийским мыслителям, понимают идею мирового единства качественно, однако, видят при этом мировое единство не в едином мировом веществе, а в едином правящем мировом принципе, в едином понятии, господствующем над сменой всех явлений. Для элеатов (Ксенофан, Парменид, Зенон и Мелисс) таким понятием служит бытие, которое остается постоянным при всяком изменении вещей. Так яркий представитель элеатов, Парменид развил учение о бытии, о соотношении бытия и мышления, он метафизик.

    Для Гераклита - течение вещей, само непрерывное изменение, постоянство же для него есть простой призрак. Интересно отметить, что элеит Парменид представляет покоящееся бытие в образе в себе замкнутого мирового шара, а Гераклит принцип возникновения - под видом подвижного все пожирающего огня".

    Идея мирового единства мыслилась как единый закон вещей, как мировое вещество, как мировой порядок, что имело макрокосмическийхарактер. Взгляд данных мыслителей (Фалеса, Парменида, Гераклита…) направлялся на мир, как целое, отдельное же явление имело для них значение только в связи с целым.

    Однако уже в 5 веке в самой Греции появляются мыслители, которые пытаются понять не отдельное явление из целого, но, наоборот, целое из отдельных вещей, явлений: место макрокосмического занимает микрокосмическое исследование. Это явление представлено атомистической школой Левкиппа и Демокрита и позднейшей школой ионийских физиков Эмпедокла и Анаксагора.

    Так Эмпедокл из Агригента установил четыре независимых качественно различных элемента: огонь, воздух, воду и землю, которое, позднее, благодаря Аристотелю, на многие века заняли господствующее положение среди других элементов.

    Второй период греческой философии (5 6 в. до Р.Х.) в противоположность одностороннему космоцентрическому направлению предшествующей философии, начинается также односторонне, а именно постановкой антропологических проблем. Натурфилософское мышление достигло границ, за которые оно в то время не могло выйти. Данный период представлен софистами и Сократом и сократиками. Различие Сократа от софистов в том, что мерилом при оценке поступков для него служит соображение, какими мотивами определяется решение, что полезно и что вредно.

    В своей философской деятельности Сократ руководствовался двумя принципами, сформулированными оракулами: "необходимостью каждому познать самого себя и тем, что ни один человек ничего не знает достоверно и только истинный мудрец знает, что он ничего не знает".

    Сократом завершается натурфилософский период в истории древнегреческой философии и начинается новый этап, связанный с деятельностью Платона и Аристотеля.

    Платон далеко переступает за границы сократовского духа. Платон - сознательный и последовательный объективный идеалист. Платон первым среди философов поставил основной вопрос философии, вопрос о соотношении духа и материи. Строго говоря, о философии в Древней Греции со значительной степенью определенности можно говорить, только начиная с Платона. Платон является первым древнегреческим философом, о деятельности которого можно судить по его собственным произведениям.

    2.3-Зрелая афинская философия: Сократ, Платон, Аристотель.

    Платон (427-347 гг. до н.э.) – представитель афинской аристократии, ученик Сократа. Его подлинное имя – Аристокл; Платон много путешествовал, активно участвовал в политической жизни.

    Платон оставил обширное философское наследие («Апология Сократа», «Законы», «Государство») В сочинениях Платона содержится упоминание об Атлантиде. Его сочинения считаются образцом стилистики. Платон основал первую в мире Академию (в Афинах).

    Платон – один из крупнейших объективных идеалистов. Он создал «теорию идей». Согласно этой теории, первичен, неизменен и совершенен мир идей. Материальный же мир, который мы познаем своими чувствами, является лишь «тенью» мира идей, т.е. вторичен. Мир теней преходящ, мир идей вечен.

    Платон в своих общих взглядах на мир близок к идеям пифагорейцев, с которыми поддерживал личные связи. Мистика чисел не была ему чужда. Он верил в реинкарнацию, переселение душ. На этой основе им была создана оригинальная теория познания, или «теория воспоминаний». Согласно этой теории, чувства только мешают познанию, а потому следует закрыть глаза и заткнуть уши и дать возможность предаться многоопытной душе воспоминаниям. Мораль, искусство, воспитание Платон подчиняет потребностям государства.

    Аристотель родился в 384 г. до н.э. в гор. Стагире (Македония). В 17 лет он уходит в Афины, где становится учеником Платона. Здесь он пробыл почти 20 лет, но правоверным последователем Платона не стал, даже критиковал его «теорию идей», развил собственные воззрения («Платон мне друг, но истина дороже»), покинул Афины и в Македонии становится учителем сына правителя Македонии – Александра.

    Аристотель создал самую обширную научно-философскую систему из всех существовавших в античности. Им были созданы новые научные направления, он вместе со своими учениками систематизировал накопленное знание. Он написал более 150 научных трудов и трактатов. Среди них – «Метафизика» «Эвдемова этика», «Риторика», «Поэтика», «Органон»

    В учении о сознании Аристотель придерживается взгляда о том, что в человеке взаимодействуют душа и тело. Душа, как он считает, имеет три уровня: вегетативный (душа растений), эмоциональный (преобладающий у животных) и разумный, присущий лишь человеку. Познание Аристотель рассматривает как развивающийся процесс с такими уровнями, как ощущение, представление, опыт (усиленный памятью), искусство и наука (вершины познания)

    Человека Аристотель рассматривает как общественное существо. Естественной сущностью человека он считает жизнь в государстве. Рабовладение, по Аристотелю, также является естественным, люди в государстве не равны. «В каждом государстве, – пишет он, – мы встречаем три класса граждан: очень зажиточные, крайне неимущие и третьи, стоящие в середине между теми и другими».

    Много внимания Аристотель уделил морали. Он отверг взгляд Сократа на тождество знания и добра. Он показал, что соединить знания и зло вполне реально; злой гений («дейнос») реально существует.

    2,4-Эллинистическая философия ( киники, скептики, стоики, эпикурейцы).

    Эпикуризм. Это учение и образ жизни, исходящий из идей Эпикура и его последователей, отдающих не задумываясь, предпочтение материальным радостям жизни. Основателем является Эпикур. Эпикурово понимание, случайности не исключает. У человека есть свобода выбора. В учении о душе Эпикур отстаивает материалистические взгляды. Согласно Эпикуру, душа - это не нечто бестелесное, а структура атомов, тончайшая материя, рассеянная по всему организму. В области теории познания Эпикур - сенсуалист. Большое внимание уделял и понятиям. Ясность и точность употребляемых понятий он считал основой любых рассуждений. Эпикуреизм представлял собой в греческой философии III - I века до нашей эры наиболее четко выраженное материалистическое направление и сыграл положительную роль



    Скептицизм. Сформировался в конце IV века до нашей эры. Основатель - Пиррон из Элиды. Как и Сократ излагал свои идеи устно. Поэтому все сведения о нем идут из трудов его ученика Тимона. В эллинистическую эпоху складываются его принципы, ибо скепсис определялся не методическими установками и возможности дальнейшего познания, а отказом от возможности дойти до истины. И этот отказ становится программой. Так же делали акцент на субъективизм познания человека. Исходя из принципа «ни чего не утверждать», скептики отвергали любые попытки познания причин и отбрасывали любые доказательства. Достижение счастья по Пиррону - достижение атараксии (спокойствия, невозмутимости). Хотя скептицизм во многом критически постигает реальную проблематику сложности развития познания, его основной чертой безнадежность и отказ, ведущие к ангостицизму.

    3.1Бог, человек и мир в христианской философии. Теоцентризм.





    3.2Философия Августина Блаженного.

    Аврелий Августин (Блаженный)— христианский теолог, заложил основы католицизма как главного в то время направления христианства. Был одним из основателей ранней схоластики.

    основные положения философии Августина Блаженного:

    • ход истории, жизнь общества — это борьба двух противоположных царств — Земного (грешного) и Божественного;

    • Земное царство воплощается в государственных учреждениях, власти, армии, бюрократии, законах, императоре;

    • Божественное царство представлено священнослужителями — особыми людьми, наделенными благодатью и близкими к Богу, которые объединены в христианскую Церковь;

    • Земное царство погрязло в грехах и язычестве и будет рано или поздно побеждено Божественным царством;

    • в связи с тем, что большинство людей грешны и далеки от Бога, светская (государственная) власть необходима и будет существовать далее, но будет подчинена духовной власти;

    • короли и императоры должны выражать волю христианской Церкви и подчиняться ей, а также непосредственно Папе Римскому;

    • Церковь — единственная сила, способная объединить мир;

    • бедность, зависимость от других (ростовщиков, землевладельцев и т. д.), подчинение не угодны Богу, но, пока эти явления существуют, с ними надо смириться и терпеть, надеяться на лучшее;

    • высшее блаженство — счастье человека, которое понималось как углубление в себя, ученость, понимание истины;

    • после смерти праведники в награду от Бога получают загробную жизнь.

    Особое место в философии Августина Блаженного занимают размышления о Боге:

    • Бог существует;

    • главными доказательствами существования Бога являются его присутствие во всем, всемогущество и совершенство;

    • все — материя, душа, пространство и время — является творениями Бога;

    • Бог не только сотворил мир, но и продолжает творить в настоящее время, будет творить в будущем;

    • знания (чувства, мысли, ощущения, опыт) реальны и самодостаточны (самодостоверны), однако высшее, истинное, неопровержимое знание достигается только при познании Бога.
    3.3Средневековая схоластика. Спор номиналистов и реалистов об универсалиях.

    Схоластика (греч. scholastikos – ученый, школьный) – этап в развитии христианской философии ХIII –XIХ вв., когда основные религиозные догматы были уже сформулированы «отцами церкви» и освящены решениями церковных соборов. Поскольку пересмотр основ вероучения уже не допускался, богословы – «ученые схоласты» (так их называли в этот период) занимались главным образом их уточнением, истолкованием и комментированием.

    В истории средневековой схоластики выделяют три периода:

    1) ранняя схоластика (IX –XII вв.), наиболее яркими представителями, которой были Иоанн Скот Эриугена (815 – 877), Петр Дамиани (1007 – 1072), Ансельм Кентерберийский (1033 – 1109), ПьерАбеляр (1079 – 1142);

    2) зрелая, или «высокая» схоластика (XIII в.); наиболее значимые мыслители этого периода - Роджер Бэкон (ок. 1214 – 1294) и Фома Аквинский(1226 – 1274);

    3) поздняя схоластика (XIV –XV вв.); самый крупный представитель – Уильям Оккам (1285 – 1349); этот период принято считать началом упадка данного типа религиозной философии, который продолжался уже за пределами Средневековья, в эпоху Возрождения и Нового времени.

    Несмотря на принцип приоритета веры над разумом, схоласты отвергали мистику, «сверхчувственные озарения» и видели основной путь постижения Бога через логику и философские рассуждения.


    3.4-Философский синтез Фомы Аквинского.

    Фома Аквинский попытался создать универсальную систему философии в рамках схоластики и религиозного мировоззрения. Он пытался найти основания для единства веры и разума, религии и философии, религии и науки, особенно в условиях возрастания значение науки и научного знания. И сделать это так, чтобы вера и религия оказались выше, не принижая позитивного значения философии и науки.

    Во-первых, он говорит, что универсум проявляется трояко:

    - Бог существует до вещей (идеи вещей существуют в божественном разуме).

    - Бог проявляется как вещи (как субстанциональное начало).

    - Бог существует после вещей (отражение вещей в понятиях и в чел. разуме).

    Док-во сущ. Бога по Фоме.

    1)док-во от движения. Все, что движимо чем-то другим. Но это ряд нельзя продолжать до бесконечности, ибо не сущ бы первичного двигателя. След-но, и того, что им движимо. Если мы нуждаемся в первичном двигателе, то Фома по сути утверждает, что мир конечен.

    2)Док-во от производящей причины, каждое явление имеет свою причину. Мы должны признать наличие 1-ой действ. Причины, кот-ой яв-ся бог.

    3) от необходимости и случайности. Все предметы в конечном счете яв-ся случайными, т.к. они не вечны—возникают и уничтожаются. Но случ всегда зависит от необходимого. Поэтому сущ-ет 1-ая необ-ость—Бог.

    4) от степени совершенства. Наивысшая степннь совершенства—Бог.

    5)теологическое док-во(учение о целесообразности)сущ-ет некое разумное сущ-во, который направляет все предметы к некой цели—Бог.


    написать администратору сайта