Суб культуры. Введение. 1. Что такое субкультура 2 Причины возникновения субкультур. 3
Скачать 71.02 Kb.
|
СодержаниеВведение. 1 1.Что такое субкультура? 2 2. Причины возникновения субкультур. 3 3.Характеристика отдельных молодёжных субкультур. 6 3.1 Субкультура: Эмо. 6 3.2 Субкультура: Панки. 7 3.6 Субкультуры: Готы 12 3.7 Субкультуры: Диггеры и сталкеры 13 3.8 Субкультура: Воркаут 15 3.10 Субкультура: АУЕ 17 4. Исчезнувшие субкультуры 21 4.1 Субкультура хиппи 21 4.2 Субкультура: Люберы 22 5. Основные функции молодежных субкультур 23 5.1 Социализация. 23 5.2 Восстановление сил, снятие напряжения. 24 5.3 Компенсация. 24 Заключение 26 Введение.За последние годы в нашу речь влетело и укоренилось в ней теперь уже знакомое слово «неформалы». Пожалуй, именно в нем концентрируется ныне подавляющее большинство так называемых молодёжных проблем. Неформалы – это те, кто выбивается из обычной нашей жизни. Не вписываются в привычные правила поведения. Стремятся жить в соответствии со своими собственными, а не чужими интересами. В настоящее время эта тема крайне актуальна. Всё больше подростков каждый день во всех странах мира, становятся неформалами. Поэтому необходимо знать об этой культурной нише, понимать её и быть готовыми столкнуться с её представителями в реальной жизни. Эмо, готы, панки, стиляги и т.д., как много мы наслышаны про них, но мало кто знает, когда, почему, в какое время возникла та или иная культура, как субкультуры влияют на человека, как вообще люди относятся к необычным обществам! И поэтому свою работу я решил посвятить проблеме неформальных молодёжных организаций и рассмотреть их на примере нашего поселка. 1.Что такое субкультура?Особенностью неформальных объединений является добровольность вступления в них и устойчивый интерес к определённой цели, идее. Вторая особенность этих групп – соперничество, в основе которого лежит потребность самоутверждения. Молодой человек стремиться сделать что-то лучше, чем другие , опередить в чём-то даже самых близких ему людей. Это приводит к тому, что внутри молодёжные группы неоднородны, состоят из большого числа микрогруппировок, объединяющихся на основе симпатий антипатий. Они очень разнообразны – ведь многообразны те интересы и потребности, ради удовлетворения которых подростки тянутся друг к другу, образуя группы, течения, направления. Каждая такая группа имеет свои цели и задачи, иногда даже программы, своеобразные «правила членства» и моральные кодексы. Когда мы говорим «молодёжь», то вроде бы понимаем, о ком и о чём идёт речь. Но если бы вас попросили описать молодёжь, то оказалось бы, что это нечто такое, что не очень просто поддаётся объяснению. Молодёжь – это огромная часть людей нашего общества. Для неё важно быть оригинальной, непростой, такой, что бы на неё обращали внимание. Она создаёт свои особенные стили жизни, одежду, музыку, организации. Культура определённого молодого поколения, обладающего общностью стиля жизни, поведения, групповых норм, ценностей и стереотипов, получила название молодёжной субкультуры. 2. Причины возникновения субкультур.Характерные черты молодёжи – стремление ко всему новому, необычному, интерес к технике, желание быть «на ровной ноге» с взрослыми, стремление к активной деятельности. Именно в подростковом возрасте происходит ломка многого, из того, что являлось привычным, уже сложившимся у подростка. Это касается почти всех сторон его жизни и деятельности. Изменяется и отношение к окружающему: подросток уже не ребёнок и требует много к себе отношения. Подросткам свойственно стремление быть независимым от мнения взрослых (вспомним извечный конфликт «отцов и детей»). Они хотят быть самостоятельными, непохожими на других. В кругу своих сверстников подростки стремятся выделиться как по внешности, так и в выражении своих эмоций. В подростковом возрасте не всегда существующие в обществе правила, принципы морали воспринимаются адекватно. Подростки организовываются в группировки, и чаще всего во главе стоит антилидер. Быть неформалом – сегодня это возвышает подростка в кругу сверстников. Возникновение молодёжной субкультуры обусловлено целым рядом причин, среди которых наиболее значимыми представляются следующие: Молодёжь живёт в общем социальном и культурном пространстве, поэтому кризис общества не мог не отразиться на содержании и направленности молодёжной субкультуры. Какого общество – такова и молодёжь, следовательно и молодёжная субкультура. Кризис института семьи и семейного воспитания, подавление индивидуальности и инициативности ребёнка, подростка, молодого человека как со стороны родителей, так и со стороны педагогов, всех представителей «взрослого» мира. Это приводит, с одной стороны, к социальному и культурному инфантилизму, а с другой – к социальной неадаптированности и к проявлениям противоправного или экстремистского характера. Агрессивный стиль воспитания порождает агрессивную молодёжь. Стремление подростков быть самим собой. Это именно стремление при отсутствии умения быть самим собой. Подросток озабочен поиском смысла «Я», отделением себя «истинного» от себя «неистинного», определением своего предназначения в жизни – настойчиво увлекает на путь поиска чего-то необычного. А определить это необычное очень просто. Если взрослые не запрещают – это дело обычное и поэтому скучное. Если взрослые запрещают – вот он, тот самый сладкий плод. Стремление выделиться, обрести автономность и независимость, носит индивидуальный характер – одному выделиться трудно. А в группе – легче. Классификация молодёжных субкультур. Каждому из нас в каком-либо общественном месте удавалось хоть раз встретить человека, который отличался, прежде всего, необычным внешним видом. Это и есть неформал - представитель одной из современных субкультур. Человек-неформал - это попытка показать свою индивидуальность, бросить вызов миру с его бесконечными серыми буднями. Каждый неформал относится к одному из видов молодежных субкультур: музыкальные (альтернативщики, готы, металлисты, панки, рокеры, хип-хоп -рэперы, эмо); имиджевые (нудисты, стиляги, милитари); политические и мировоззренческие (антифашисты, неформалы, хиппи, скинхеды); по хобби (байкеры, райтеры, трейсеры, хакеры); по другим увлечениям (аниме, геймеры, футбольные хулиганы). Работая по данной теме, мы установили факторы, повлиявшие на появление субкультур. Главными из них являются: 1.Социально-экономические причины (безработица, скучная, малоинтересная работа). 2.Различия между поколениями. 3.Особенности возрастной психологии. Молодежь эмоциональнее, динамичнее, независимее. У большинства еще нет семьи, профессии, того круга многочисленных обязанностей и обязательств, в который с возрастом попадает всякий взрослый человек. 4.Стремление молодежи создать свой особый мир ценностей, обрести осмысленный и значимый досуг, круг единомышленников, возможности самовыражения. В рамках молодежной субкультуры принято выделять три направления: 1.Асоциальные молодежные объединения. Они стоят в стороне от социальных проблем, но не представляют угрозу обществу, примерами таких объединений являются панки, рокеры. Нередко они связаны с определенным музыкальным стилем. 2.Антисоциальные объединения. Их протест может принимать социально опасные, агрессивные формы. Они открыто противостоят органам власти. Примером таких объединений является движение скинхедов. Среди них немало приверженцев фашистской идеологии. Современные фашисты выступают против мигрантов, число которых в России резко возросло. Таким образом, существуют объективные проблемы, которые "подпитывают" движение скинхедов. Согласно социологическим исследованиям, в России сейчас не менее 35 тысяч скинхедов, которые выступают под лозунгом "Россия для русских". К ним примыкают подростки 14 - 16 лет, их лидерам не более 20 - 23 лет. 3.Просоциальные объединения. Они приносят пользу обществу. Члены этих объединений борются за сохранение окружающей среды от загрязнения и уничтожения, спасают памятники культуры. 3.Характеристика отдельных молодёжных субкультур.3.1 Субкультура: Эмо.Эмо-культура появилась в нашем городе сравнительно недавно. Название произошло от слова «эмоция», и сущность его связана с названием: «Когда эмо смеются – стены дрожат, когда эмо плачут, могут слезами затопить весь город». Эмо в нашей стране отличаются по внешнему виду: очень яркий макияж, яркая одежда с преимуществом розового цвета. Наличие цветных полосок, ленточек, бантиков в большом количестве и в одежде и в волосах, различных разноцветных побрякушек, цветные носочки. Обувь тоже желательно розового цвета, массивная по размеру. В остальном эмо не отличаются от других субкультур: это большое количество пирсинга, татуировок, яркий раскрас лица и тела. Основное время провождение – тусовки. Эмо не любят, когда на них обращают внимание, не хотят общаться с посторонними, не дают интервью и не отвечают на вопросы. Настораживает эмоциональная неустойчивость эмо, которую можно объяснить следующими причинами: Искусственное, напускное поведение «смех – слезы». Тогда здесь имеет место доля артистизма. Нагнетание подобного поведения принятием алкоголя и наркотиков. С нашей точки зрения, психически здоровый человек способен сдерживать свои эмоции, не будет плакать или смеяться по поводу и без повода. Есть даже пословица: «Смех без причины – признак дурачины». Настораживает факт, что среди подросткового суицида больший процент приходится на представителей эмо. Эмоциональным человек может быть только от природы. С одной стороны эмоциональный человек – сверхчувствительный (до слез) к чужому несчастью, в какой-то степени слабый: не умеет переживать неприятности. С другой стороны – это человек с повышенным чувством юмора, видит смешное там, где не видят другие. Вряд ли всех эмо можно отнести к тем или другим категориям людей. Нельзя сказать, что эмо-культура имеет принципиальное отличие от других неформальных объединений. 3.2 Субкультура: Панки.Место рождения – гараж Панки одна из последних по времени появления крупных субкультур рабочей молодежи. Среди панков очень высок процент безработных, а также наиболее неквалифицированных и низкооплачиваемых слоев. Появление панк-стиля - закономерная реакция части молодежи, оказавшейся в критическом положении. Пусть современный молодой безработный не испытывает наиболее тяжелых материальных лишений, но психологические последствия безработицы очень серьезны. Панк-стиль во многом продолжил и усилил тенденции, проявившиеся уже у хиппи. Низкий общеобразовательный и культурный уровень, традиционные маскулинные стереотипы, тесно связанные с агрессивным самоутверждением, однако, кроме этого, панк-стиль во многом строится именно как оппозиция традиционным моральным ценностям. Основное содержание панк-стиля - вызов, провокация, "шок эффекты" - прически «ирокез», необычная окраска волос, разностилье в одежде и демонстративное поведение на публике и на сцене. Данная субкультура появилась в России в середине 80 годов, и сразу же заняла ведущее место среди молодежи. Основой идеологии российских панков являлся протест против политического строя (тогда СССР), моды и поп-музыки. В данный момент, панк - направление распространено в его модифицированной форме. Музыка начала коммерциализироваться, протест перестал быть основным постулатом в идеалогии. У нас «одной из главных причин бодимодификаций, похоже, служит стремление досадить родителям и шокировать». Из всего сказанного следует: панковская субкультура может нанести вред неустойчивой психике подростка. Специалисты-медики утверждают, что бодимодификация.(прокалывание частей тела) опасна для здоровья, чревата попаданием инфекций. Несоблюдение гигиены ведет к различным заболеванием. Внешний вид панков не соответствует менталитету славянских народов. 3.3 Субкультура: Скинхеды. Скинхе́ды, разг. скины́ (англ. skinheads, от skin — кожа и head — голова) — собирательное название представителей молодёжной субкультуры. Считается, что 1969 год был пиком популярности этой субкультуры. Возникновение субкультуры (в первоначальном виде) произошло в Англии, в конце 60-х годов XX века, и тесно связано с другой английской субкультурой этого периода — модами, а так же с ямайской эмигрантской молодёжью и популярной в их среде музыкой того времени — реггей (и, в меньшей степени, ска). Различные источники дают противоречивые данные о том, как возникла субкультура скинхедов. Можно точно заключить лишь, что данная субкультура была распространена в Англии в конце 60-х годов. «Подтяжки» — неотъемлемая часть скинхэдовской одежды. Подтяжки носили уже в середине 60-х годов, вместе с высокими ботинками и укороченными джинсами еще до того, как прозвище «скинхэд» появилось на свет. Такая одежда называлась «working class style». Наличие подтяжек всегда означало принадлежность к рабочему классу. Нынешние представители скинхедов критикуют представителей классического (традиционного) скинхед-движения за их аполитичность. SHARP - скины — это "SkinHeads Against Racial Prejudice" ("скинхеды против расовых предрассудков"). Они появились в Нью-Йорке (США) в конце 80-х. Движения, в принципе, разделяющие их идеологию — это SCAR, SPAR, RASH, HARP и тэ пэ. Существуют китайские, гавайские, японские движения из других стран, чья идеология схожа с SHARP - скинами. Для этих бритоголовых, в принципе, ничего не имеет значения, они не чураются мелких человеческих радостей (лёгких наркотиков) и среди них можно встретить кого угодно: гея, негра, китайца... Их традиционный символ - нашивки "S.H.A.R.P." с троянской каской (тот самый оранжевый значок, который Trojan Records ставили на своих пластинках тридцать лет назад!). "Шарпы" гордятся тем, что и в их сердцах горит огонь, зажженный скинхедами первой волны в 1969 году. Активность данной субкультуры в России весьма значительна в наши дни. Причиной этому является масса национальных конфликтов (Чечня, Дагестан), в которые втянута Россия. В сознании современной молодежи зреет национальная ненависть, которая и служит основой появления субкультуры скинхедов в современной России. Основой идеологии скинхедов является модифицированный расизм, ненависть к другим субкультурам, агрессия. Это одна из самых криминальных субкультур, получила широкое распространение в крупных городах России. Отношения с обществом у данной субкультуры складываются затруднительно, т.к. скинхеды позиционируются себя обособленно, считают себя на порядок выше остальных, делят общество на «наших» и «не наших», последние, по их мнению, должны быть подвержены истреблению. 3.4 Субкультура: Стиляги. Молодые люди, ревностно следовавшие моде и предпочитавшие джазовую музыку, существовали ещё до войны. Фельетоны, карикатуры и критические статьи в прессе имели целью не только высмеять и выявить низменную сущность стиляг, но и показать их в качестве потенциальных врагов Советской власти: «Сегодня он играет джаз, а завтра Родину продаст». Одежда и сам образ жизни стиляг не был слепо скопирован с американского образца. В первые годы существования данного феномена облик стиляги был, скорее, карикатурен: широкие яркие штаны, мешковатый пиджак, шляпа с широкими полями, немыслимых расцветок носки, пресловутый галстук «пожар в джунглях». Описание стиляги из вышеуказанного фельетона Д. Г. Беляева: В дверях зала показался юноша. Он имел изумительно нелепый вид: спина куртки ярко-оранжевая, а рукава и полы зелёные; таких широченных штанов канареечно-горохового цвета я не видел даже в годы знаменитого клёша; ботинки на нем представляли собой хитроумную комбинацию из чёрного лака и красной замши. Юноша опёрся о косяк двери и каким-то на редкость развязным движением закинул правую ногу на левую. Обнаружились носки, которые слепили глаза, до того они были ярки… Вывод: Стиляги влияют на подростка. Именно со стиляг в своё время взяли красивые платья, колготки, а сейчас буквально каждого можно назвать стилягой по краскам внешнего вида! Но есть и минусы стиляг - не хотели работать, им нравилось только играть на саксофоне и проводить время в своё удовольствие, никакой ответственности. 3.5 Субкультуры: Рэперы Происхождение названия: Рэп от англ. rap — легкий стук, удар (намек на ритмичность рэпа). Дата появления: 1970-е г. Страна: Америка, район Нью-Йорка - Бронкс Стиль одежды: 80-е г. – мешковатая одежда, кроссовки Adidas, Puma и ботинки Fila, серьги, значки. Сейчас - каждый рэпер одевается модно и ярко. Поведение: Уверенные, строят из себя «крутых парней», часто думают, что «весь мир у их ног...», не употребляют алкоколь, но часто балуются наркотиками. Увлечения: Спорт, баскетбол, сочиняют музыку в стиле «рэп». Среди множества других субкультурных форм, основанных на музыкальных стилях, в России широкий размах получил рэп (англ. rap - легкий удар, стук). Увлечение подростка той или иной музыкальной культурой вовсе не значит начало его распада как личности. Совсем наоборот, это часто приводит к благоприятным последствиям. Например, повзрослев, ребенок сам становится рок или рэп-звездой, добивается больших успехов и признания. И в любом случае он получает необходимый, пусть иногда и негативный опыт. Так что, друзья, слушайте ту музыку, которая нравится именно вам, и не обращайте внимания, если вам говорят, что это вредно или неправильно! Музыка губит людей? Едва ли! Музыка спасет мир? Бесспорно! 3.6 Субкультуры: Готы1979 год считают годом рождения готической субкультуры. В ход пошла черная одежда и длинные волосы того же колора (черные волосы, чтобы не забывать о смерти, черные ногти и подводка на глазах – настоящий вампирский макияж). Девушки облачились в макси-юбки, корсеты, зашнуровали на ногах высокие ботинки, накрасили черным губы и ногти (корсет, юбка-макси – совсем как в Средние века; массивные ботинки – нужно всегда твердо стоять на своих позициях; шипы – защита от окружающего мира, есть в гардеробе любого гота.). Обвешались серебряными украшениями с египетской, христианской и кельтской символикой: крестами, распятиями, пентаграммами – символами смерти, вечной жизни, хаоса. Котировались летучие мыши, а также гробики, крестики, черепа. Разумеется, в виде изображений. Не так давно движение вспыхнуло с новой силой. Девиз по жизни: «Вся наша жизнь – подготовка к смерти» (Сенека). Времяпровождение – тусовки и групповые посиделки (зачастую на кладбищах). Готы часто бывают агрессивными и конфликтуют с другими субкультурами. Готическая субкультура не вписывается в окружающий мир: люди с разными чувствами сторонятся готов, оглядываются, если проходят готы. И готы это понимают: они не любят рассказывать о себе, не разрешают себя фотографировать. Из сказанного следует, что готическая субкультура небезобидна. Она не учит подростка добиваться цели в жизни, искажает действительность. Постоянные мысли о загробной жизни подавляют психику, порождают пессимизм, уныние, нежелание думать о будущем. Не находит место в этой субкультуре жизнелюбие, радость от достигнутого, мотивация к учебе и труду, удовлетворение от жизни, чуткое отношение к родным, близким, друзьям, бережное отношение к собственному здоровью. 3.7 Субкультуры: Диггеры и сталкерыДиггеры — это люди, исследующие любые подземные сооружения (бункеры, бомбоубежища, подземные водоводы, канализацию, метрополитен) ради интереса. Среди московских диггеров особой популярностью пользуется поиск таинственного «Метро 2», ряда стратегических подземных объектов, связанных с метрополитеном и ранее находившихся в ведении секретных служб. Название движения происходит от английского глагола «to dig», который переводится как «копать». Несмотря на английское происхождение, термин «диггеры» употребляется только на территории России и стран СНГ. Одна из версий происхождения названия движения гласит, что Вадим Михайлов, основатель и руководитель аварийно-спасательного отряда «Диггер-спас», а так же лидер международного и российского движения диггеров, искал в словаре слово, которым бы можно было обозначить свое увлечение. И остановился на слове «диггер», историческом названии одного из социально-политических английских движений. Поскольку диггерство — весьма небезопасное занятие, в России оно является незаконным, и поэтому диггеры держат в тайне места и время своих вылазок. А поскольку заброшенные подземные сооружения зачастую не ремонтируются и регулярно не проверяются, то есть опасность оказаться под завалами и погибнуть, не дождавшись помощи. В действующих сооружениях, например, канализационных коллекторах, диггер может надышаться скопившихся газов и тоже погибнуть. Или захлопнется дверь и человек не сможет ее открыть, как это произошло с одним диггером, тело которого нашли в служебном помещении московского метро 3 февраля 2011 года. Он пролежал там два месяца и мумифицировался. Желание везде залезть и все сфотографировать может привести диггеров и на скамью подсудимых, в лучшем случае они получат штраф, а в худшем лишатся свободы за разглашение государственной тайны. За границей к диггерам относятся более терпимо, единственные пожелания для них — не мешать другим и не разрушать объекты. Сталкеры под землю не лезут, их интерес — заброшенные объекты и места на поверхности. Название движения происходит от английского слова stalker — охотник, ловец, преследователь. В России термин получил распространение после выхода фантастического романа братьев Стругацких «Пикник на обочине» в 1972 году, главный герой которого как раз и занимался походами в заброшенные, аномальные зоны. В свою очередь, братья Стругацкие вдохновились термином из книги Редьярда Киплинга «Сталки и компания». В 2007 году вышла первая компьютерная игра из серии «S.T. A.L.K. E.R». — «S.T. A.L.K. E.R.: Тень Чернобыля». Впоследствии стали очень популярны книги по этой вселенной, написанные разными авторами. В связи с этим в массовом сознании российского человека сталкеры связываются с походами в Зону отчуждения Чернобыля, хотя это далеко не единственный объект, который их интересует. Расцвет движения сталкеров начался благодаря диггерам, которые были совсем не против обследовать заброшенные заводы, фабрики и просто населенные пункты. В 2002 году исследователей, которые интересуются именно заброшенными индустриальными строениями на поверхности, стали называть сталкерами. Отличительным знаком сталкеров является знак радиационной защиты на одежде. Это тоже довольно опасное увлечение, поскольку за заброшенными зданиями никто не присматривает, так что шанс получить серьезную травму или погибнуть там велик. Ко всему прочему, российские сталкеры стремятся как можно дольше сохранять в тайне местонахождение своих объектов, что тоже затрудняет оказание помощи в случае несчастья. Такое поведение сталкеров объясняется просто: заброшенный объект после обнародования местонахождения могут просто разграбить, и ходить туда станет не так интересно, поскольку главная цель таких исследований — съемка атмосферных фотографий и получение эстетического удовольствия. Как и диггеры, большинство сталкеров на фотографиях прячет или затеняет свои лица и лица товарищей, стараясь держать в тайне как информацию о точном местонахождении объектов, так и свои личные данные. Большинство представителей этих двух движений в силу их направленности — парни. Хотя некоторые девушки тоже не прочь побродить по таинственным местам. 3.8 Субкультура: ВоркаутВажным событием в физкультурном движении нашей страны стало введение в 1931г. физкультурно-спортивного комплекса «Готов к труду и обороне» (ГТО). С этого момента вырос интерес населения к использованию спортивных снарядов – турников и брусьев. Благодаря популяризации активного образа жизни и появлению ГТО, на улицах можно было увидеть людей, выполняющих упражнения, напоминающие современные воркаут-элементы: «Выход на две», различные перевороты, «Склепку» и т.д. Олимпиада в Москве, введение нормативов ГТО, массовая пропаганда ЗОЖ, физкультуры и спорта – все это способствовало развитию спортивного движения среди обычных людей. В каждом дворе возводились спортивные площадки со снарядами, сделанными из металлических труб, остатков сварочных работ. Однако в связи с распадом СССР и переходом России на рыночную систему экономики ситуация с развитием дворового спорта изменилась. Постепенно в России и мире укрепила свои позиции фитнес-индустрия. Люди увлеклись единоборствами и популярными направлениями фитнеса, открылись тренажерные залы, работающие на коммерческой основе. Когда в 2008 году популярность воркаута выплеснулась за пределы США и начала набирать обороты в мире, эту волну подхватили и в России. Увлеченные ребята объединялись в группы единомышленников и организовывали тренировки на площадках, оставшихся со времен СССР. Спустя короткое время, количество людей, занимающихся во дворах на турниках и брусьях, заметно возросло. Именно в России воркаут стали позиционировать как социальное общественное движение с открытыми тренировками, показательными выступлениями, активной работой с молодежью и популяризацией физической культуры и здорового образа жизни. В 2009 и 2010 году в Москве были проведены Первые Всероссийские сборы уличных атлетов и первые соревнования по воркауту. Сегодня, согласно статистике Федерации воздушно-силовой атлетики России (официальная Федерация, развивающая дисциплины воздушно-силовой атлетики – воркаут и воздушная атлетика – на территории России – прим.), воркаутом занимается более 1,5 млн человек по всей России. С 2008 по 2018 гг. было проведено более 700 крупных российских соревнований по воркауту, общее количество участников которых составило около 50 000 человек. Ежегодно по всей стране открываются воркаут-центры, клубы и секции. Активно развивающаяся спортивная инфраструктура (воркаут-площадки и спортивные кластеры) уже давно стали не просто местом проведения тренировок и соревнований, но и точкой коммуникации. На площадках регулярно можно видеть начинающих и опытных атлетов, спортивные семьи и даже людей старшего поколения. 3.9 Субкультуры: Байкеры Происхождение названия: от англ. bike - "мотоцикл" Дата появления: середина 1901 г. Страна: Америка Стиль одежды: Кожаные брюки, кожаные куртки и перчатки, темные очки, борода. Поведение: Всех их объединяет одна вера, и поклонение одному кумиру – Скорости. Байкер живет и умирает, стремясь к запредельному. Увлечения: Музыка в стиле «Рок», быстрая езда на мотоциклах. По нашему мнению байкеры несут свободу, проявляя её в полёте на таком транспорте, как мотоцикл, но не всегда такое проведение времени приводит к хорошему. Большинство байкеров умирает, попадая в аварии и что страшно, среди них есть подростки. 3.10 Субкультура: АУЕКриминальная субкультура-образ жизни, система идеологических, правовых, нравственных, философский, эстетических традиций, манера поведения, образ мышления и привычек лиц, совершивших преступления и отбывавших наказание в местах лишения свободы, оправдывающий и восхваляющий опыт преступного поведения. АУЕ – (дословно означает «Арестанский уклад един» или «Арестанское уголовное единство» )– молодежная субкультура, пропагандирующая антисоциальный (преступный) образ жизни и навязывающая стереотипы и модели поведения, характерные для представителей криминального мира, находящихся в местах лишения свободы. Носителями криминальной субкультуры являются представители криминального мира (чаще всего лица, имеющие рецидив преступлений), которые аккумулируют и стремятся передавать устойчивый преступный опыт новым поколениям преступников. Целями распространения идей «АУЕ» выступают: сбор средств для оказания материальной поддержки представителям криминального мира, находящимся в местах лишения свободы (пополнение «общака»); извлечение выгоды путем реализации товаров, произведенных в местах лишения свободы; вовлечение несовершеннолетних и молодежи в совершение преступлений, правонарушений и ведение антисоциального образа жизни; - использование несовершеннолетних и молодежи для участия в насильственных и незаконных протестных акциях. «АУЕ» в считанные годы распространилась почти по всей территории страны, массово внедряясь в школы, интернаты и ПТУ. Основной контингент – дети в возрасте от 10 до 17 лет – самая беззащитная часть населения, и главное – та её часть, которой в скором времени предстоит строить будущее. Основной посыл её идеологии отражён в названии – это фактически культ тюремных «понятий», тюремной романтики, стилизованный под молодёжную культуру. Это культ силы, воровства и тунеядства. Как отражается «деятельность» АУЕ на обычных школьниках? Участники группировок, активисты требуют мзду со своих же одноклассников - так называемые «гревы на зону». Почему на зону? Почти все денежные поборы уходят кураторам движения, что сидят в реальных тюрьмах, - криминальным авторитетам и идеологам АУЕ. Если школьники отказываются платить, «ауешники» пытаются вытребовать деньги с их родителей. Доходит до грабежей и вымогательств, в некоторых случаях это уже заканчивалось убийствами. Так, несколько лет назад в Казани представители АУЕ убили школьника, отказавшегося выплачивать им «дань», забили насмерть его отца, избили мать и ограбили квартиру. К счастью, их удалось задержать по «горячим следам», после чего подростки сознались ещё в нескольких убийствах. Собственно, масштабы, с которыми криминальная АУЕ проникла в российские школы, поражают. Особенно заметно это в интернете. В социальных сетях ежедневно появляются десятки специализированных групп, посвященных АУЕ. В них на сегодняшний момент зарегистрированы тысячи подростков. А число их подписчиков может дать фору количеству подписавшихся на любое СМИ в тех же сетях. Комментарии вроде «АУЕ – жизнь ворам!» или «Фарту масти АУЕ!» можно легко найти на многих интернет-форумах, в чатах и даже в многопользовательских онлайн-играх. Индикатором также могут служить тематические музыкальные композиции, популярные среди молодежи. Например, различные рэп-исполнители и коллективы, использующие криминальный жаргон в текстах, «блатная музыка» (тюремный шансон), как в традиционном исполнении, так и в современной обработке. Одним из символом служат знак «розы ветров»- наиболее популярного графического символа сторонников «АУЕ», который наносится под ключицу в качестве татуировки. Знак символизирует принадлежность к касте « лагерных авторитетов - воров в законе». Признаки распространения криминальных субкультур: -изготовление и распространение (Интернет, СМИ, ТВ) материалов, пропагандирующих идеологию «АУЕ» (например: словари криминального жаргона, создание музыкальных произведений, пропагандирующих криминальный образ жизни); изготовление и распространение материалов, содержащих непосредственные призывы присоединиться к субкультуре «АУЕ»; публичные призывы к проведению «акций» по сбору средств для осужденных; открытые предложения учащимся, преподавателям, воспитателям о создании объединений под эгидой идеологии «АУЕ» в образовательной организации; активное изучение и обсуждение обучающимися материалов, содержащих идеологию «АУЕ» (Интернет, ТВ). Картина, в общем-то, рисуется совсем не радужная. Итак, в России действует некое неформальное криминальное движение, ориентированное на молодёжь школьного возраста. Чтобы примкнуть к нему, ненужно никуда записываться – достаточно просто заявить о своей принадлежности к этой субкультуре и соблюдать её законы (фактически тюремные законы). А вот покинуть движение уже нельзя. Как говорят, сами представители АУЕ – «тюрьма не отпускает». Попробуешь дать задний ход – тут же начнутся проблемы. Даже бывшие заключенные далеко не все поддерживают АУЕ. Многие выступают против них, считая «что у этих малолеток совсем ничего святого». Члены АУЕ верят только в тот опыт, который они, рано или поздно, получат в тюрьме. А в том, что такой этап в их жизни случится – они даже не сомневаются. В случае выявления прямых или косвенных признаков распространения «АУЕ» в образовательной организации необходимо оперативно обратиться в органы внутренних дел (полиции), прокуратуры иные правоохранительные органы. Ключевой профилактической мерой противодействия криминальной субкультуре в образовательной организации, является создание образовательной среды, предполагающей: активное вовлечение несовершеннолетних и молодежи в культурную, спортивную и общественную жизнь; обеспечение доступности дополнительных общеобразовательных программ и создание условий в образовательных организациях для работы творческих объединений; осуществление мер по реализации программ и методик, направленных на формирование законопослушного поведения несовершеннолетних и молодежи; оказание психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи обучающимся, испытывающим трудности в освоении основных общеобразовательных программ; выявление несовершеннолетних, находящихся в социально-опасном положении, а также не посещающих или систематически пропускающих по неуважительным причинам занятия в образовательных организациях; выявление семей, находящихся в социально-опасном положении, и оказание им помощи в обучении и воспитании детей; постоянное изучение криминальной субкультуры в целях своевременного выявления в ней новых тенденций и установления степени их привлекательности для несовершеннолетних и молодежи. Кто-то управляет этой стаей, кто-то поддерживает её информационно, материально и идеологически. Кто-то из внушительных представителей криминального мира – некий авторитет, взявший на себя ответственность «за воспитание будущего поколения». К чему это приведёт – догадаться не сложно. Целое поколение будет потеряно. Даже хуже – не просто потеряно или уничтожено, а превращено в быдловатую агрессивную стаю, которая всеми силами будет вставлять палки в колёса нормальным работающим людям. 4. Исчезнувшие субкультуры4.1 Субкультура хиппиК одной из самых популярных некогда субкультур, а ныне исчезнувшей относятся хиппи. Большое развитие эта субкультура получила в США. В 60-ые гг. молодежь тысячами уходила из своих домов в коммуны. Совместное проживание (коммуны) – отличительная черта хиппи; в других субкультурах такая форма поведения не встречается. Идея хиппи о «свободной любви» стала толчком к сексуальной революции в 60-70х, как утверждают многие исследователи. В отличие от остальных неформальных движений, хиппи удалось создать свой мир и утвердить альтернативный образ жизни: его опорой выступала сеть флэтов (от англ. flat – квартира), разбросанных по всей стране. Флэт – это место, куда можно «вписаться», то есть получить место для ночлега, для временного проживания. Вот основные характеристики хиппизма: • Неприятие ценностей, господствующих в окружающем обществе; позиция наблюдателя, а не участника социальной жизни. • Бесструктурность движения, отсутствие фиксированных целей. • Экспрессивность и сексуальная свобода; осуждение сексуальной эксплуатации. • Пацифизм, отвращение ко всем формам агрессии (знаменитый лозунг «Make Love- Not War»). Начиная с середины 90-х годов, приток подростков в эту субкультуру почти иссяк, именно поэтому данная субкультура сохранилась в сильно размытом состоянии. 4.2 Субкультура: ЛюберыЕще одна субкультура, которой уже не существует, это люберы. Люберы — одна из молодежных групп криминального характера, получившая широкую известность (в основном через публикации в СМИ) как своего рода модель агрессивного поведения молодежи. В городе Люберцы близ Москвы эта группа сформировалась как спонтанное объединение молодежи младших возрастных групп, отсюда и название. Первоначально это было стихийное объединение подростков, боровшихся за 'оздоровление' общества: они 'перевоспитывали' бомжей, алкоголиков и т.д., преследуя и избивая их. В самом внешнем виде люберов, их одежде (например, многие носили штаны с вшитыми железными чашечками) выражалась готовность к немедленному физическому столкновению. Группы люберов появлялись в Москве, других городах, искали «врагов», устраивали побоища. Для их усмирения часто использовались специальные контингенты милиции. На фоне распространения в стране субкультур растет уровень преступности среди российской молодежи: по статистике, каждый пятый молодой человек в возрасте от 14 до 30 лет хотя бы раз совершил правонарушение или преступление. И это тоже связано со спецификой молодежных субкультур в России. Так, около 9% от всей численности подростковых группировок - наркоманы и токсикоманы. Но есть и молодежные объединения, которые получили название просоциальных: это объединения по защите природы, памятников архитектуры. Эти группы, цель которых - приносить пользу обществу, малочисленны, но активны. Также существуют неформальные группы художественного направления. Интересен и так называемый 'компьютерный андеграунд'. В этом мире существует свой особый сленг и стиль общения. Отсутствие постоянного контакта в 'реале' они компенсируют обменом электронными письмами, который стал их ритуалом. Конкретный набор ценностных ориентаций различен в каждой из неформальных групп, но имеет общий смысл существования - не ради будущего, а ради того, что происходит сейчас, в данный конкретный момент. 5. Основные функции молодежных субкультур5.1 Социализация.Субкультуры необходимы для социализации личности — это самая главная роль субкультуры в нашем обществе. У поклонников музыки, спорта появляется желание общаться друг с другом, вести переписку, встречаться и дружить. Возможно, такие знакомства продлятся не очень долго, но это будет хорошим опытом общения, пусть даже временами поверхностным и конфликтным. И, например, глядя на плакат кумира, девочка впервые ощущает себя девушкой — тем самым осваивая новую социальную роль. Субкультура учит ответственности — за себя и за младших друзей-неформалов. Подобные беседы старших с младшими неформалы ведут в интернете: на форумах и дневниках. Конечно, в основном они обсуждают любимые группы, впечатления от концертов или внешний вид друг друга, спорят, кто из них «тру» (настоящий неформал), а кто — «позер» (выпендрежник, пришедший в субкультуру лишь покичиться атрибутикой). Но еще они рассуждают о смысле жизни, о проблемах — и помогают друг другу, хотя бы советом и просто вниманием. Так подросток находит поддержку среди единомышленников, даже если эта поддержка — виртуальная. 5.2 Восстановление сил, снятие напряжения.Мы все живем в мире, где каждая минута на счету. В этом ритме приходится жить даже маленьким детям, тем более — подросткам. А вечная спешка, перенапряжение и попытка успеть буквально всё, чреваты нервным истощением. За работой или учебой обязательно должен следовать отдых. И очень важно, чтобы свободное времяпрепровождение было не только полезным (как хотят взрослые), но и приятным. Подросток, например, в рок-клубе отдыхает от проблем, накопившихся за день в школе, и просто с интересом проводит время. И этот отдых — хорошая альтернатива «отдыху» другому — с сигаретой и пивом у подъезда. 5.3 Компенсация.Взрослеющий ребенок иногда выбирает себе в кумиры человека с качествами, которых нет у него самого: сильного, уверенного, общительного, тем самым компенсируя свои «слабые места». И постепенно сам становится смелее, активнее, увереннее в себе. Лет с 10—12 подросток вполне понимает, что музыкант не призывает к войнам, насилию, агрессии — это метафоры, сарказм, а порой, увы, отражение суровой реальности. У рока большинство текстов до сих пор социально окрашено. В них отражаются зло и несправедливость, которые так видны честному взгляду подростка. И подростку становится легче, когда об этом знает и поет кто-то еще. В этих песнях он черпает силы, чтобы идти вперед, развиваться, даже когда очень трудно.Некоторым ребятам такие тексты помогают избавиться от фобий — например, страха смерти, одиночества, отверженности. Лирический герой песен попадает в суровый мир, но борется с трудностями и успешно преодолевает их. Это умение и перенимает юный неформал, и сам начинает бороться со своими страхами. А если герой погибает, это дает подростку шанс, сопереживая ему, стать мудрее, смелее. 4. Стимулирование творчества. Подросток, вдохновленный песней, сам начинает писать музыку, стихи, заниматься спортом или задумываться о своем месте на земле, искать смысл жизни. И даже если ребенок творит на любительском уровне, все равно умение мыслить креативно и добиваться хоть небольших, но успехов, пригодится в будущем. Подросток учится не просто создавать рисунки или рассказы, но начинает относиться к жизни, как к творчеству, находить в каждом дне что-то интересное. Многим подросткам новые увлечения добавляют друзей — и вместе они совершают новые открытия. В классе их начинают уважать, и даже появляется стимул учиться. Сначала, просто чтобы доказать окружающим: и мы, неформалы, кое на что способны. А потом желание учиться и совершенствоваться может закрепиться и остаться на всю жизнь. Поддерживайте эти творческие порывы в своем взрослеющем ребенке — и этим вы не только снизите стресс, но и поможете подростку самореализоваться и, возможно, найти профессию по душе. Однако не следует забывать, что субкультура кроме положительных функций зачастую несет в себе ряд негативных последствий. Проблемы могут возникнуть в том случае, если неокрепшая личность попадает в субкультуры, опасные даже для взрослых. Например, как бы ни были миролюбивы растаманы, их движение несет в себе пропаганду каннабиса, так называемой «травки». Вполне вероятно, что, посчитав курение «косячков» обязательным атрибутом субкультуры, молодежь попробует и это. Конопля проповедуется и многими «истинными» хиппи. То же относится и к панкам, если учитывать их нездоровый образ жизни, и ко многим другим музыкальным субкультурам. Субкультура байкеров очень опасна для жизни, не считая постоянных затрат на «железного коня», экстремальные виды спорта тоже опасны. Всегда находится какая-то отрицательная черта субкультуры, которую может перенять подросток. Опаснее всего секты. Например, секта сатанистов. Очень немногие «поступившие» туда, могут вернуться. Она действует словно гипнозом на своих последователей, губительно действует как на самого человека, так и на окружающих. ЗаключениеПри незначительных отличиях все субкультуры имеют общие позитивные стороны: стремление к самовыражению, самореализации; желание быть независимым от мнения других, обратить на себя внимание, быть непохожим, самоутвердиться в среде сверстников. Как указывалось, это - тенденция подросткового возраста, это нормально. В рамках толерантности эти субкультуры имеют право быть, если не преступают закон. С моей точки зрения, негативными сторонами субкультур являются: внешний вид, от которого шарахаются прохожие; использование модификаций тела: порезы, проколы, бугры, рубцы и т.д.; татуировки на теле; отсутствие желания трудиться; многочасовые тусовки; алкоголь и наркотики (нельзя сказать, что все неформалы являются алкоголиками или наркоманами, но ни в одной субкультуре это не возбраняется). Таким образом, молодёжные субкультуры так или иначе влияют на развитие подростков. История учит, всё повторяется. В 50-е годы были «стиляги», затем «хиппи», «панки», «металлисты», «рокеры», а сегодня «эмо», «готы». И каждый раз заявляя о себе, субкультура шокирует общество. Пройти мимо этого явления, не заметив его, нельзя. Ведь молодёжные субкультуры – это часть нашей общей культуры, нашего общества, нашей истории. Поэтому работать над этой темой мне было очень интересно. Подростки, мы просим вас будьте эмо, готы, панки да хоть кем, но не забывайте про семью, друзей, обязанности и главное, про свою жизнь и здоровье, не причиняйте себе боль. Жизнь одна и прожить её нужно достойно и остановиться вовремя! Жизнь только начинается, да, попробовать много что хочется, но главное, что бы любые перемены в жизни, не приносили вам вред. Думаю, что моя работа может принести пользу обществу, его можно применять на уроках обществознания, классных часах, родительских собраниях. Ведь и подросткам и взрослым нужно знать, что и кто находиться вокруг нас, особенно в современном обществе. Родителем важно знать , чем увлекается его ребёнок, ведь это может сказаться как положительно, так и отрицательно на его будущем. Взрослым необходимо понять, что подростку нужно определить границы своих реальных возможностей, узнать, на что он способен, утвердиться в обществе. Подтверждение этому может судить следующая цитата Эриксона: « Молодой человек должен, как акробат на репетиции, одним мощным движением опустить перекладину детства, перепрыгнуть и ухватиться за следующую перекладину зрелости. Он должен сделать это за очень короткий промежуток времени, полагаясь на надежность тех, кого он должен опустить, и тех, кто его примет на противоположной стороне» Молодёжь – она разная! Энергичная и пассивная, работоспособная и ленивая, целеустремлённая и инертная, креативная и ограниченная, толерантная и нетерпимая.Но это наше молодёжь! Это наше будущее! Это будущее нашей страны! Список использованной литературы Сайты: http://www.tokiohotel.ru/band/cat1/ http://trinixy.ru/2007/04/28/jemo_mir_jemo_kidz_109_foto.html http://www.amalgama-lab.com/songs/t/tokio_hotel/durch_den_monsun.html http://www.centrlan.ru/node/21914?page=1 http://emo-mir.narod.ru/ www.sub-culture.ru, www.subculture.narod.ru, www.subcult.s645.ru, http://pobegporusski.ru/ - всё о субкультурах: о разновидностях и истоках+ фото. «Теория моды». № 10, зима 2008—2009. Дик Хебдидж. Главы из книги «Субкультура: значение стиля» Левикова С. И. Молодежная субкультура: Учебное пособие. М.: ФАИР-ПРЕСС.2004. Омельченко Е. Нормальная молодежь: Пиво, тусовка, наркотики; /Под ред. Е. Омельченко. - Ульяновск, 2005. Омельченко Е. Субкультуры и культурные стратегии на молодежной сцене конца ХХ века: кто кого? Плаксий С. И. Молодежные группы и объединения: причины возникновения и особенности деятельности Слюсаревский Н.Н. Субкультура как объект исследования. |