история зачет. 1. Цивилизация и культура теория культурноисторических типов Н. Я. Данилевского
Скачать 219.64 Kb.
|
1. «Цивилизация и культура: теория культурно-исторических типов Н.Я. Данилевского» ЦИВИЛИЗА́ЦИЯ - Ступень общественного развития и материальной культуры, характерная для той или иной общественно-политической формации. КУЛЬТУ́РА – разностороннее понятие. Это все то, что создается человеком и при этом само создает человека. Литература, искусство, философия есть в этом смысле наиболее бесспорные компоненты культуры. Данилевский разработал концепцию культурно-исторических типов в книге «Россия и Европа», сущность которой заключается в утверждении идеи обособленного и цикличного развития социально-культурных систем. Данилевский не соглашался с подходом к истории как совокупности исторических явлений. Вместо этого он доказывал необходимость различения культурно-исторических типов. Согласно теории Данилевского, культурно-исторический тип составляет основу цивилизации. Главной предпосылкой для перехода культурно-исторического типа в цивилизацию является политическая независимость и образование государственности. В развитии культур, которые уподоблялись в рассматриваемой теории живым организмам, выделялись определенные стадии: детство, юность, зрелость, старость и дряхлость. К числу основных культурно-исторических типов или цивилизаций Данилевский относил египетский, китайский, ассирийско-вавилоно-финикийский, индийский, иранский, еврейский, греческий, римский, ново-семитический, или аравийский и германо-романский, или европейский. К этому перечню добавлялись еще два типа — мексиканский и перуанский, погибшие насильственной смертью. Данилевский выдвинул свою теорию культурно-исторических типов для того, чтобы объяснить, почему Европа (Запад) относится к России враждебно. Он считал, что причина этой враждебности кроется в том, что Россия и Европа принадлежат к различным культурно-историческим типам. Европа относится к романо-германскому типу, а Россия — к славянскому. В основе каждого культурно-исторического типа Данилевский рассматривал четыре вида деятельности: религиозный, политический, культурный и экономический. По каждому из этих видов он отмечал различия между романо-германским и славянским типами. Романо-германский тип основан на католичестве и протестантстве, а славянский — на православии. Не существует понятия «общечеловеческой цивилизации». Развитие человечества происходит посредством самобытных культурных типов, и не в одном типе. ____________________________ Концепция культурно-исторических типов (Разработана Данилевским) - утверждение идеи обособленного и цикличного развития социально-культурных систем. Данилевский доказывал необходимость различения культурно-исторических типов. Теория Данилевского Основа цивилизации - культурно-исторический тип Главная предпосылка этого типа для перехода в цивилизацию - полит. независимость и образование государственности Стадии развития культур по Данилевскому: детство юность зрелость старость дряхлость Основные цивилизации по Данилевскому: египетская, китайская, ассирийско-вавилоно-финикийская, индийская, иранская, еврейская, греческая, римская, германо-романская (европейская). Цель выдвижения теории Объяснение враждебности между Европой(Западом) и Россией Причина по Данилевскому Принадлежность к различным культурно-историческим типам: Европа - романо-германский тип, основанный на католичестве и протестантстве Россия - славянский тип, основанный на православии Виды деятельности в основе каждого культурно-исторического типа по Данилевскому религиозный политический культурный экономический Не существует понятия «общечеловеческой цивилизации». Развитие человечества происходит посредством самобытных культурных типов, и не в одном типе. 2. «Общая характеристика цивилизаций Древнего Востока» Цивилизации Востока развиваются циклически - проходят фазы становления и упрочения единого государства, его упадка, а затем наступает катастрофа, связанная с распадом государства. К древневосточным относят цивилизации, сложившиеся в конце V — II тысячелетиях до н.э. в Северной Африке и Азии. Эти цивилизации, развивавшиеся, изолированно друг от друга, называют речными, так как их зарождение и существование были связаны с великими реками — Нилом, Тигром и Евфратом, Индом и Гангом, Хуанхэ и Янцзы. Древневосточные цивилизации возникли независимо друг от друга. Они создали первые системы письменности, открыли принципы государственности и нормы сосуществования людей, различавшихся этнически, социально, имущественно, профессионально и религиозно. Основой традиционной цивилизации является община. Постепенно существующие в ней родоплеменные связи замещаются этническими, хозяйственными, религиозными. Базой развития общества становится коллективизм — включенность человека в социальное, религиозное сообщество, призванное сохранить существующий порядок вещей. При этом интересы сообщества стоят над интересами отдельной личности, а ее собственностью распоряжается община. Такая система не терпит изменений и очень консервативна. Основой экономики традиционных цивилизаций является сельское хозяйство экстенсивного типа, которое направлено на овладение природными ресурсами. Но его эффективность очень мала, а получаемые излишки незначительны, поэтому преобладает натуральное хозяйство. Подавляющая часть населения проживает в деревне. Города являются центрами ремесла и торговли, но доля городского населения невелика. Политическую и культурную жизнь организуют традиции и обычаи. Верховная власть связана с владением землей и носит личностный характер. В результате этого складывается иерархическое устройство общества. Тип правления основан на неизменности традиций, которые считались священными и неприкосновенными. Основой порядка была ничем не ограниченная и никем не контролируемая власть царя — живого бога или главного жреца. Он был верховным собственником земли, верховным главнокомандующим, высшей инстанцией в суде. Опорой власти царя был бюрократический аппарат, управлявший от его имени. Такой тип государственности является деспотическим (от греческого слова деспот — повелитель). В общественном сознании царило единомыслие. Другой тип правления — харизматический (от греч.слова харизма — дар) — связан с особыми качествами, присущими или приписанными конкретному правителю. Несмотря на развитые системы письменности, большинство людей в традиционных цивилизациях было неграмотно. На вершине иерархии стояли царь и высший слой знати, состоявшей из родовой, управленческой и военной аристократии и жречества. К средним слоям принадлежали чиновники, бюрократический аппарат контролировал все сферы жизни. Низ общественной иерархии составляли ремесленники и свободные общинники-земледельцы. В ряде стран Древнего Востока население делилось на касты, отличавшиеся от сословий полной изолированностью друг от друга. ________________________ Фазы циклического развития цивилизации Востока становление и упрочение единого государства - его упадок - катастрофа,связанная с распадом гос-ва. Древневосточные цивилизации сложились в конце 5 - 11 тысячелетии до н.э. в Северной Африке и Азии изолированно и независимо друг от друга. Эти цивилизации - речные, т.к. зарождение и существование связано с Великими реками - Нилом, Тигром и Евфратом; Индом и Гангом; Хуанхэ и Янцзы. Этими государствами: созданы первые системы письменности открыты принципы государственности и нормы существования людей, различавшиеся: этнически, социально, имущественно, профессионально и религиозно Основа традиционной цивилизации - община База развития общества - коллективизм Интересы общины - выше интересов отдельной личности Община распоряжается всей собственностью Система - консерватизма (не терпит изменений) —------------ Основа экономики традиционной традиционной цивилизации - экстенсивное сельское хозяйство (направлено на овладение природными ресурсами) Эффективность: мала; излишки - незначительны Преобладает натуральное хозяйство Подавляющая часть населения - проживает в деревне Города - центр ремесла и торговли Политическая и культурная жизнь - организована обычаями и традициями Устройство общества - иерархическое Основа правления - неизменность священных и неприкосновенных традиций Первый тип правления- деспотический Основа порядка - неограниченная власть царя Царь: верховный собственник земли, верховный главнокомандующий, высшая инстанция в суде Опора власти царя - бюрократический аппарат от его имени В обществе - единомыслие Второй тип правления — харизматический Правитель обладает особыми присущими и приписанными качествами Высший слой - царь, высший слой знати, состоявшей из родовой, управленческой и военной аристократии Средний слой - чиновники Низший слой - ремесленники и свободные общинники-земледельцы Большая часть населения - неграмотна Бюрократический аппарат - контролирует все сферы жизни Соц.стратификация - касты 3. «Имперская власть и общество Византийской империи» От Римской империи Византия унаследовала остатки республиканского строя. Первоначально в Византии сохранялись сенат, государственный совет и организации свободных горожан - димы. Именно благодаря этим органам в эпоху поздней античности общество могло корректировать действия императорской власти и придавать им силу законности. Сенат подготавливал проекты законов, обсуждал вопросы внешней и внутренней политики. В V-VI вв. довольно большие права получили димы: во время зрелищ в цирке, очень популярных в Константинополе, можно было предъявить требования императорам и высшим чиновникам, одобрить или покритиковать их действия. Димы участвовали в официальных церемониях, в провозглашении нового императора: формально он выбирался сенатом, армией и народом, хотя на деле императора выдвигали сенат и военная верхушка. Однако такая ситуация продолжалась недолго, К VI-VII вв. постепенно снизилась роль сената. В конце VII в. стали утрачивать свои позиции димы. Своего рода символом отказа от прежних демократических обычаев было изменение обряда вступления на престол: раньше нового императора провозглашал народ на ипподроме - теперь его венчали на царство как Божьего избранника в храме святой Софии. Таким образом, власть ориентировалась на прошлое и, кроме того, была в большой степени изолирована от общества. С другой стороны, не успевая за развитием страны, власть часто использовала свою силу, чтобы сдерживать его, препятствовать появлению нового. Общество также имело свои особенности. Например, феодалы, оказавшиеся в сильной зависимости от власти, так и не оформились в Византии в сословие. Положение аристократии, несмотря на богатство, было весьма неустойчивым. Проникнуть в элиту можно было благодаря не столько происхождению, сколько личным заслугам или расположению императора. Однако был возможен и противоположный путь - сверху вниз. Ссылка, конфискация имущества, тюрьма грозили вельможе так же, как и всякому другому. Сложными были отношения церкви и государства. Духовенство, по крайней мере до ХII в., практически полностью было отстранено от участия в административной деятельности, так как в Византии было запрещено сочетать духовную и светскую службу. Своих особых доходов у византийской церкви в отличие от западной не было. Двойственным было положение купечества и ремесленников. В соответствии с римским правом в Византии сохранялись законы, которые содействовали товарному обращению, но купцы и ремесленники находились под сильным контролем государства. Это давало определенные преимущества: ремесленники, например, имели гарантированные заказы от армии, двора и вельмож, но они не были защищены от произвола властей. В результате в Византии торгово-ремесленное население городов так и не сформировалось в сословие, не добилось признания своих прав на общегосударственном уровне. Итак, государственная власть в Византии подавляла активность самых различных социальных слоев и таким образом сдерживала многие важнейшие процессы в стране. Сила монархии оборачивалась слабостью, раздробленностью общества, в котором человек был мало связан со своей социальной группой. _______________________ Республиканский строй - унаследованные Византией остатки от Римской империи Органы в эпоху поздней античности, корректирующие действия императорской власти и придающие им силу законности : Сенат Гос. совет Димы Сенат - совокупность членов высшего сословия Константинополя; подготавливал проекты законов, обсуждал вопросы внешней и внутренней политики Димы - организации свободных горожан Димы: предъявляли требования императорам и высшим чиновникам, одобряли/критиковали их действия участвовали в официальных церемониях провозглашения императора (формально он выбирался сенатом, армией и народом, хотя на деле только сенатом и военной верхушкой) 6-7в - роль сената постепенно снизилась конец 7в - то же самое с димами Символ отказа от прежних демократических обычаев - изменение обряда на престол Раньше: императора провозглашал народ на ипподроме Позже: венчали на царство как божьего избранника в храме святой Софии Особенности власти: ориентация на прошлое изолирована от общества не успевала за развитием страны применяла силу, чтобы препятствовать появлению нового Особенности общества: феодалы в сильной зависимости от власти положение аристократии весьма неустойчиво проникнуть в элиту можно было благодаря личным заслугам и расположению императора Отношения церкви и государства - сложные Духовенство - до 7в практически полностью было отстранено от участия в административной деятельности, т.к. запрещено совмещать духовную и светскую службу Отличие византийской церкви от западной - отсутствие особых доходов Купечество и ремесленничество законы содействовали товарному обращению, но купцы и ремесленники находились под сильным контролем государства торгово-ремесленное население не добилось признания своих прав на общегосударственном уровне Гос. власть подавляла активность различных соц. слоев сдерживала важнейшие процессы в стране сила монархии оборачивалась слабостью, раздробленностью общества 4. «Основные черты западной цивилизации» Цивилизация - уровень общественного развития материальной и духовной культуры. Западная цивилизация - определённый круг наций и государств, чаще всего включающий в себя западную часть Европы, Австралазию и Америку. + Западная цивилизация – это цивилизация интенсивного развития. Для нее характерна идеология индивидуализма. Основные черты западной цивилизации. 1. Антропоцентризм. Во главу угла ставится отдельная личность и ее притязания. 2. Инновационный характер. Ориентация на изменение привычного образа жизни и образа мыслей, внесение подвижности в экономический порядок, более высокий уровень риска. 3. Полицентризм властей. Рассредоточение власти в обществе, включает как относительную самостоятельность различных форм власти, так и ее ограничение на различных уровнях с учетом определенной автономии местной власти. 4. Европеизм. Европейский тип мышления - это такое мышление, когда каждая проблема рассматривается в европейском контексте: воля к объединению наций и культур. 5. Христианский характер европейской культуры. Другими словами (кто-то может только это запомнить): Можно выделить 7 таких основных ценностей западного типа цивилизации (по М. Веберу): 1. динамизм, ориентация на новизну; 2. утверждение достоинства и уважения к человеческой личности; 3. индивидуализм, установка на автономию личности; 4. рациональность; 5. идеалы свободы, равенства, терпимости; 6. уважение к частной собственности; 7. предпочтение демократии всем другим формам государственного управления. Вестернизация – термин, означающий перенос структур, технологий и образа жизни западных обществ в незападные. 5. Цивилизация средневековой Руси. В средние века определились в основном границы государства заложены этнокультурные основы будущих наций и национальных языков сформировались православно-христианские общественные идеалы и базовые ценности сложилась богатейшая культура В истории средневековой Руси прослеживаются три периода: I– древнейшая история Русского государства со второй половины 9 в. до 30-х годов 13 в. II – вторая половина 13-15 в. III – начало 16-17 в | период - длительное «собирание» восточнославянских земель и их объединение - Киевская Русь вобрала балтские, финно-угорские племена - Генезис феодализма, формирование феодальной земельной собственности, соц.-классовой структуры - Принятие Христианства - Христианство становится общественной идеологией, определяющей психологию и социальное поведение людей || период - демографический кризис, замедление социально-экономического развития с 40-х годов 13 века по начало 14 века - В 14 веке преодолевается кризис - Развиваются феодальные отношения - Складываются политические центры - Первые попытки освобождения от иноземного ига - В 15 веке быстрый рост производственных сил - Укрепляются города - К концу 15в образовалось государство типа сословной монархии - Московское государство, полностью освобожденное от монголо-татарской зависимости - Предпосылки формирования новых народностей ||| период - Генезис капиталистических отношений - Изменение государственного устройства от сословно-представительной монархии в абсолютистскую монархию - Кризис религиозной идеологии и церковной организации - 16-17 века - поворот от культуры Древней Руси к Культуре России нового времени 6. Основные факторы и этапы становления российской государственности. Россия за всю историю прошла пять основных периодов государственного развития: Древнерусское государство - Московское государство - Российская империя - Советское государство - Российская Федерация. Древнерусское государство (9 в. - 15 в.) - Возникло в середине 9 в. в Киеве и существовало до середины 15 в. - Возрастание военно-политического и международного влияния государства - Утрата централизованного управления - Основатель (а так же духовный отец) - Владимир Святославович - К концу 12 в. на Руси формируется ряд самостоятельных государств - В 14 в. Древняя Русь как государственная общность прекращает своё существование - С 15 в. Московское княжество становится центром «собирания русских земель» - Москва закрепляет свою роль как организующий и духовный центр формирующегося Российского государства Московское государство (15 в. - 19 в.) - Окончательное освобождение русских земель от вассальной зависимости Золотой Орды - Произошло оформление основных государственно-политических, социально-экономических и культурных начал российского самодержавия - Венчание Ивана IV (Грозный) на царство в 1547г. - Реформы гос.управления, судебной системы, армии, церкви. - Централизация государства и активация внешней политики - Образование великорусской нации - Конец 16 - начало 17 века «Смутное время» Российская империя (конец 17 - до начала 20 в.) - В эпоху Петра | - реформы, направленные на максимальную централизацию в управлении государством при его решающем влиянии на жизнь всех слоев общества и жёсткая регламентация всех ее сторон - Дворцовые перевороты с 1725 по 1762 - Правление Екатерины II - декларированная политика «просвещенного абсолютизма» - В 19 в. имперское могущество, нарастающие внутриполитические и социальные проблемы - Правление Александра | (1801-1825) - Отечественная война 1812г - Декабристское движение ставшее вооружённым восстанием в 1825 - демонстрация оппозиции центральной власти со стороны дворянской интеллигенции - Николай I (1825-1855) - Александр || (1855-1881) - Отмена крепостного права в 1861г - Александр ||| (1881-1894) - Вступление на престол последнего самодержца Николая || (1895-1917) - Революционное движение в России и крах монархического строя Советское государство (1917-1991) - Кризис центральной гос. власти - Разложение этнополитического единства страны - Революция, большевики во главе с Лениным - Гражданская война, в ходе которой большевизм, ставший идеологическим строем нового строя, сформировал Союз Советских Социалистических Республик, который восстанавливал политическое и территориальное единство большей части бывшей Российской империи - Иосиф Виссарионович Сталин - глава партийно-номенклатурной верхушки авторитарно-тоталитарного государства в течение 30 лет (1920-1953) - Советское государство в кратчайшие сроки приобрело могучий экономический потенциал и стало мощной индустриальной державой, что позволило СССР не только выстоять, но и разгромить фашизм в годы Великой Отечественной войны (1941 -1945 гг.) - Соперничество СССР и США на международной арене - Распад СССР Российская Федерация (с декабря 1991г по сей день) - Конституция РФ 1993г - Демократическая политическая система - Многопартийность - Президент 7. «Принятие христианства на Руси» Христианство принято в качестве государственной религии в конце 10в. киевским князем Владимиром Святославичем 988г Причины: 1. Требовалась единая идеология (один Бог на небе, один помазанник божий на земле — Великий князь) 2. Русь рисковала остаться в глазах европейских государств «варварской» страной, т.к. они уже находились в лоне единой христианской церкви 3. Христианское учение - это гуманное отношение ко всему живому и четкие представления о рамках дозволенного 4. Идеология объясняла неравенство между бедными и богатыми как богоустановленный порядок: Бог дал - Бог взял, все под Богом ходим, для создателя - мы все едины Христианство могло утешить человека, простить ему грехи, очистить душу и подарить надежду на вечную жизнь. Всё это, вместе взятое, служило нравственному очищению общества, поднимало его на новую ступень развития. Принятие христианства: объединило разрозненные удельные княжества укрепило центральную власть повысило обороноспособность экономической и культурной революции наладило торговые и дипломатические связи подняло престиж страны на международной арене. 8. «Цивилизации Западной Европы в период классического средневековья (XI-XIV вв.)» В XI—XII вв. (с так называемой папской революции), когда римские папы начинают претендовать на руководство всем христианским миром, римско-католическая церковь превращается в своеобразную монархию.Она создала к этому времени свои политические, финансовые и судебные органы. Наибольшего могущества в качестве самостоятельного политического института в западноевропейском обществе католическая церковь добивается в XIII в. При папе Иннокентии III (1198—1216 гг.), установившем порядок, при котором коронация европейских монархов должна была осуществляться актом римского папы. В это же время развернулась острая политическая борьба римского престола за отмену духовной инвеституры, т.е. права светской власти утверждать выборы высших церковных лиц (епископов, аббатов) и вручать им символы духовной власти (кольцо и посох). В борьбе с европейскими монархами за политическое влияние римские папы прибегали и к таким сильнодействующим средствам, как наложение интердикта, т.е. запрета совершать богослужение и религиозные обряды в пределах указанного государства, и даже к прямому отлучению от церкви «провинившегося» монарха. Так, при Иннокентии III были отлучены от церкви германский император, английский и французский короли. Учитывая все возрастающий экономический и политический потенциал городов, королевская власть, особенно в XI—XIII вв., искала у них политическую поддержку и финансовую помощь. История средневековых городов — это борьба городского населения как за личную свободу и иные вольности и привилегии, так и за политическое самоуправление, а в ряде случаев и за полную независимость. Эта борьба особенно характерна для XI—XIII вв. Политическая автономия городов в феодальном мире достигалась разными средствами: от вооруженной борьбы до простой покупки права самоуправления. Политико-правовой статус городов в разных странах в зависимости от конкретных исторических условий, от силы королевской власти отличался многообразием форм и видов. Наибольшую степень политической автономии в средневековом государстве имели городские общины, приобретавшие статус коммуны, т.е. полного самоуправления. Отдельным городам, особенно при слабости центральной государственной власти, например в Италии, удалось приобрести статус самостоятельного государства-города. В таких городах-государствах устанавливалась обычно форма городской республики (Венеция, Флоренция, Генуя и т.д.). Эти государства, несмотря на свои малые размеры и несложную систему управления, суда и т.д., занимали важное место в международной торговле и тем самым приобретали все больший политический вес на европейской арене. Несмотря на характерную, особенно для определенных периодов западноевропейского средневековья, рассредоточенность политической власти, главным институтом в политической системе все в большей степени становилось государство. Его политическое значение и вес определялись тем, что королевская власть, даже в эпоху глубокой феодальной раздробленности, являлась единственным общепризнанным представителем страны и народа в целом. 9. «Европейская цивилизация в эпоху зарождения капиталистических отношений (XV-XVII вв.)» Великие географические открытия в огромной степени стимулировали развитие капиталистических отношений, процессы первоначального капиталистического накопления, формирования единого мирового хозяйства.Результатом притока огромных количеств золота и серебра из вновь открытых территорий было усиление государств, снаряжавших первопроходцев. В скором времени Европу поразила «революция цен», их рост на большинство промышленных и продовольственных товаров. Это привело к разорению социальных слоев с фиксированными доходами, не обладавших ресурсами. Обеднение дворян, крестьян, ремесленников сопровождалось обогащением промышленников, мануфактуристов и купцов.Великие географические открытия стимулировали развитие товарно-денежных отношений. В европейских государствах получает развитие кредит, преобразуется денежная система (возникает торговля ценными бумагами), создаются товарные и фондовые биржи, развивается купеческий и ростовщический капитал.Важным источником накопления средств становится расширение масштабов подневольного труда. В Англии в связи с ростом спроса на шерсть продолжалось наступление на права крестьянства. У крестьян отбирали земли, которые огораживались для выпаса овец. Крестьяне оставались без средств к жизни, продавали свой труд за пропитание или погибали.Испанцы и португальцы хозяйничали в Центральной Америке. В 1607 г. Была основана первая колония в Северной Америке — Виргиния. В новые земли не только ехали колонисты, но и вывозились черные рабы. В 1512 г. Завоз чернокожих рабов из Африки в Новый Свет официально одобрило испанское правительство. В 1562 г. Англичане начали торговать рабами в Америке. С середины XVII в. Работорговля приобрела популярность. Христианская мораль вполне уживалась с истреблением миллионов индейцев и вывозом миллионов африканцев для работы в американских владениях европейских монополий. Ограбление туземных территорий, уничтожение и жесточайшая эксплуатация, пот и кровь колоний были важными источниками первоначального накопления капитала, прогресса европейских государств.Европейские страны в своих колониях проводили схожую экономическую политику. Испания, Португалия, Голландия, Франция, Англия первоначально переносили в свои колониальные владения проверенные феодальные структуры. В колониях создавались плантационные хозяйства, которые работали на внешний рынок, но с применением полурабского труда туземного населения 10. «Исторические условия, факторы и предпосылки образования Древнерусского государства «Киевская Русь» Момент возникновения древнерусского государства нельзя датировать с достаточной точностью и определенностью. Очевидно, что имело место постепенное перерастание политических образований в феодальное государство восточных славян – Киевскую Русь. В литературе это событие датируется по разному, однако большинство авторов сходится на том, что возникновение государства следует относить к IX в. (882 г.). Под государством следует понимать систему органов и права, распространяющуюся на определенную территорию. Образование государства – закономерный этап в развитии общества. Создание древнерусского государства было результатом процессов, происходивших внутри славянского общества. Государство у восточных славян возникает в тот момент, когда усложнение социально-экономической, духовной жизни и противоречий внутри славянского общества, требует регулирования личностных, межличностных, групповых и социальных связей. На процесс возникновения государства влияло множество факторов. Внутренние предпосылки возникновения государства у славян: 1. Переход к пашенному земледелию, отделение ремесла от земледелия, развитие ремесла и торговли; 2. Наличие элементов государственности, потребности родоплеменной знати в аппарате защиты своих привилегий и захвате новых земель; 3. Смена родовой общины на соседскую, возникновение социального неравенства, необходимость регулирования внутренних социальных отношений; 11. Характерные черты Древнерусского государства «Киевская Русь» Для Древнерусского государства характерны: 1) разложение первобытно - общинного строя; 2) формирование феодальных общественных отношений (основным экономическим ресурсом являлась земля, и находилась она в собственности феодалов); 3) становление государственного и общественного строя Древнерусского государства с характерными чертами раннефеодального государства; 4) возникновение и развитие ранних государственно-правовых институтов; 5) принятие нормативных актов, которые касались основных сторон жизни государства и общества (Русская правда); 6) укрепление внешнеполитических связей Древнерусского государства; 7) принятие христианства. Во второй половине стали образовываться Киевское, Черниговское и Переяславское княжества, которые на тот момент были достаточно устойчивыми полугосударствами. Основной причиной возникновения Киевского государства называют необходимость защиты территории вооруженными силами и потребность в государственном аппарате. Киевская Русь была государством раннефеодального типа, так как процесс образования классов еще не завершился, феодальное землевладение только возникало. В то же время уже формируется боярское землевладение, общинные земли захватываются князьями и боярами, дарятся и раздаются вместе с самими общинниками, которые должны платить оброк хозяину-феодалу. Форма правления в Киевской Руси — раннефеодальная монархия. Во главе монарх — киевский великий князь, который опирался на дружину и совет старейшин. Он являлся старшим по отношению к местным князям. В других городах власть осуществляли наместники. Признаки раннефеодальной монархии: - переход законодательно не закрепленной власти в порядке наследования; - отсутствие юридической ответственности правителя; - отсутствие институтов власти; - отсутствие регламентации деятельности совета при князе; - вече не было постоянным представительным органом; - ограничение власти постоянно действующим городским собранием. 12. «Духовная жизнь и культура страны в IX-XII вв» Принятие Русью христианства является важнейшим событием культурной жизни того периода (988г). Решающим фактором явились традиционные политические, экономические, культурные связи Киевской Руси с Византией. Около 988 г. Владимир крестился сам, крестил свою дружину и бояр и под страхом наказания заставил креститься киевлян и всех русских вообще. Крещение остальной Руси заняло длительное время. Принятие христианства Русью имело прогрессивное значение, оно способствовало развитию феодальных отношений в древнерусском обществе; сама церковь превратилась в крупного землевладельца. Христианство привнесло в мораль и нравы древнерусского общества гуманистические ценности («не убей», «не укради», «возлюби ближнего своего как самого себя»). Принятие христианства укрепило единство страны и центральную власть. Создание славянской азбуки связывают с именами византийских монахов Кирилла и Мефодия. Кириллом во второй половине IX века был создан глаголический алфавит (глаголица), на котором были написаны первые переводы церковных книг для славянского населения Моравии и Паннонии. На рубеже IX—X веков на территории Первого Болгарского царства в результате синтеза издавна распространённого здесь греческого письма и тех элементов глаголицы, которые удачно передавали особенности славянских языков, возникла азбука, получившая позже название кириллица. В дальнейшем этот более лёгкий и удобный алфавит вытеснил глаголицу и стал единственным у южных и восточных славян. После крещения Руси из Византии пришли новые виды монументальной живописи — мозаика и фреска, а также станковая живопись (иконопись). Наиболее ранние из сохранившихся произведений древнерусской живописи были созданы в Киеве. Уникальным памятником светской живописи Древней Руси являются росписи стен двух башен Киевской Софии. На них изображены сцены княжеской охоты, цирковых состязаний, музыканты, скоморохи, акробаты, фантастические звери и птицы, что несколько отличает их от обычных церковных росписей. Среди фресок Софии — два групповых портрета семьи Ярослава Мудрого. Русская литература родилась в первой половине XI в.. Ведущую роль в литературном процессе играла церковь. Материалом для письма служили пергамент, телячья кожа и береста. Бумага окончательно вытесняет пергамент только в XV-XVI вв. Писали чернилами и киноварью, используя гусиные перья. В 11 в. на Руси появляются роскошные книги с киноварными буквами и художественными миниатюрами. Их переплет оковывался золотом или серебром, украшался жемчугом, драгоценными камнями. В основе литературного языка – живой разговорный язык Древней Руси. Одним из жанров древнерусской литературы была летопись – погодное изложение событий. Летописец не только описывал исторические события, но и должен был дать им оценку, отвечающую интересам князя-заказчика. В конце 12 в. было создано самое знаменитое произведений древнерусской литературы – «Слово о полку Игореве», основой сюжета стало описание неудачного похода против половцев новгород-северского князя Игоря Святославича. С приходом на Русь христианства широко начинается строительство культовых зданий и монастырей. Одним из первых центральных монастырей был Киево-Печерский, основанный в сер. 11 в. Антонием и Феодосием Печерскими. В конце 10 в. на Руси началось каменное строительство. Одним из первых каменных строений Киева была Десятинная церковь Успения Богородицы, возведенная греческими мастерами и разрушенная во время нашествия Батыя в 1240г. В Киевской Руси были высоко развиты ремесла: гончарное, металлообработка, ювелирное, бортничество и др. В X в. появляется гончарный круг. К середине XI в. относится первый известный меч с русской надписью: «Людота ковал». С этого времени русские мечи встречаются в археологических раскопках в Прибалтике, Финляндии, Скандинавии 13. «Русь в период удельной (феодальной) раздробленности: причины раздробленности, характерные черты и последствия» Причинами феодальной раздробленности стали: |