Главная страница
Навигация по странице:

  • 1) Теория ощущений или доктрина специфической энергии органов чувств. Удар по концепции единой бестелесной души.

  • Выдающийся вклад в физиологию

  • 2) Теория цветового зрения.

  • Давно доказано

  • 4) Резонансная теория слуха.

  • Рассмотрим психологический аспект

  • истори психологии. 1. Достижения ранней физиологии органов чувств и нервной системы


    Скачать 22.56 Kb.
    Название1. Достижения ранней физиологии органов чувств и нервной системы
    Дата17.09.2022
    Размер22.56 Kb.
    Формат файлаdocx
    Имя файлаистори психологии.docx
    ТипДокументы
    #681201

    1. Достижения ранней физиологии органов чувств и нервной системы.

    2. Роль физиологии в выделении психологии в самостоятельную науку.

    Во второй половине XIX в. создаются объективные условия для выделения психологии в самостоятельную науку. В зарубежной и отечественной науке все чаще встречается мысль о необходимости самостоятельного, отдельного от философии и естествознания, в рамках которых зародилась психологическая мысль, развития психологии: этого требует специфика психических явлений. Ориентация на естествознание отразилась прежде всего в понимании научности в психологии. Человеческое мышление, чувство, хотение и др. могут рассматриваться с разных точек зрения, но только одна из них имеет значение научной психологии. Было принято считать ненаучной психологию, которая старается понять душевную жизнь как связь значений, целей, пытается проникнуть в смысл душевных явлений. Научная психология рассматривает «душевные явления — восприятия, воспоминания, чувства и т. п. как объекты, перед которыми сознание стоит в роли размышляющего пассивного зрителя. Как и все объекты, они допускают лишь вопрос о том, каковы их составные части, как они связаны между собой, каковы их причины и вызванные ими действия». Научная психология строится как естественная наука.

    В разных областях исследователи описывали психологические факты. Физик Э. Мах в книгах «Анализ ощущений» (1886), «Познание и заблуждение». Очерки по психологии исследования» и др., химик В. Оствальд, профессор патологической анатомии, врач-невропатолог К.Г. Ланге (Дания) и др. рассматривали психологические факты, которые не являлись предметом этих наук. Возникла объективная необходимость в выделении психологических знаний из всех этих областей в самостоятельную область, т. е. возникла необходимость выделения психологии в самостоятельную науку.

    Рассмотрим важнейшие открытия в тех областях естествознания, которые имеют ближайшее отношение к психологии.

    1) Теория ощущений или доктрина специфической энергии органов чувств. Удар по концепции единой бестелесной души.

    Мюллер выдвинул доктрину специфической энергии органов чувств, которая является одним из самых крупных обобщений XIX в. в этой области физиологии. Доктрина включает десять законов. В соответствии с первым законом мы имеем сознание не объекта, но наших нервов, нервы — это посредники между воспринимаемыми объектами и умом и таким образом они навязывают уму свои собственные характеристики. По Мюллеру, ощущения складываются в чувствующем органе через посредство нервов, и в качестве результата от действия внешних причин дают знания некоторых качеств или условий не внешних тел, а самих сенсорных нервов. Непосредственными объектами восприятия наших чувств являются состояния, вызываемые в нервах и чувствуемые как ощущение либо самого нерва, либо чувствующего органа. Второй закон доктрины Мюллера состоит в принципе специфичности. Имеется пять видов нервов и соответствующих органов чувств, и каждый из них имеет свое специфическое качество или свою специфическую энергию, которую навязывает уму. Третий закон доктрины специфичности опирается на эмпирическую очевидность первых двух: одна и та же причина вызывает в различных органах чувств различные ощущения (зрительные, слуховые ощущения возникают и тогда, когда орган чувств раздражается необычным раздражителем, неадекватным для данного органа чувств, например, электрическим или механическим). Следовательно, и качество ощущений зависит от природы нерва, на который воздействует причина. Таким образом, хотя причиной ощущений является материальное воздействие, ощущение не воспроизводит его свойств. Внешнее воздействие высвобождает нервную энергию, которая дремлет в органе чувств и только ждет толчка для этого возбуждения. Как же мы приходим к уверенности в том, что воспринимаем объекты, а не состояние наших нервов? Мюллер отвечал так: нервы имеют определенное соотношение с внешними объектами. Ясно, что глаз воспринимает цвет, а не давление. Он может воспринимать и давление, но тогда он воспринимает его как свет. Поэтому мы воспринимаем действительно объект, в случае же действия на нас неадекватного стимула мы имеем иллюзию.

    Теория Мюллера не является случайным явлением в развитии физиологических знаний. В физиологии, развивавшейся в русле механического материализма, к XIX в. накопились такие факты, которые свидетельствовали о больших трудностях в объяснении специфики деятельности именно живого организма: работы органов чувств, нервной системы, мышечной ткани и т. д.

    Выдающийся вклад в физиологию, а также в психологию восприятия и ощущения сделал Герман фон Гельмгольц (1821 — 1894). В 1850 г. в статье «Скорость распространения нервного возбуждения» он опубликовал результаты экспериментальных исследований. Опыты Гельмгольца касались не только важной физиологической проблемы. Они имели непосредственное отношение к психологии. С выводом о неотделимости психики от нервной системы соединялся другой: процессы в нервной системе, как и все другие физиологические процессы, протекают с определенной, доступной опытному изучению скоростью. Оба этих вывода означали, что психические процессы, будучи неотделимы от нервных, совершаются во времени и пространстве. Физиология нанесла ещё один удар по концепции единой бестелесной души».

    2) Теория цветового зрения.

    В начале XIX в. английский врач и естествоиспытатель Томас Юнг продолжил эксперименты Ньютона по смешению цветов и выявил, что ощущение любого цвета можно получить смешиванием трех основных цветов. Юнг, опираясь на физическое учение Ньютона о природе цвета, пытался применить его к человеческому зрению. В 1802 г. он писал: «Невозможно представить, чтобы каждая чувствительная точка сетчатки, которая содержит бесконечное число частиц, была бы способна вибрировать в унисон с каждым возможным волнообразным движением; в связи с этим становится возможным предположить, что существует ограниченное число — к примеру, три — цветов: красный, зелёный и синий... и каждое чувствительное волокно нерва может состоять из трех частей, каждая для одного из основных цветов». Таким образом, дело не в самом свете, а в способности глаза избирательно и в широком диапазоне на него реагировать.

    Именно эта версия теории Юнга получила свое развитие в трудах Германа фон Гельмгольца. Гельмгольц в 1866 г., проанализировав взгляды Юнга относительно природы цветового зрения, согласился с фундаментальным положением Юнга о наличии трех основных цветов, сочетая которые можно получить различные цветовые оттенки, включая белый.

    Давно доказано, что цвета не только оказывают непосредственное влияние на человеческую жизнь, но еще и делают это по-разному. В психотерапии широко известен метод лечения, называемый «цветотерапией». На человека воздействуют преломленным светом в той иной гамме, чтобы получить нужный результат, а для изучения состояния используются разнообразные цветовые тесты. Цвета влияют не только на эмоции и общее психологические состояние человека, но даже позволяют бороться с целым спектром заболеваний тревожно-депрессивного спектра: депрессией, тревожными расстройствами, нарушениями сна, паническими атаками. При других заболеваниях лечение цветом — идеальное дополнение к медикаментозным препаратам. Также давно выявлено, что выбор любимого цвета обусловлен особенностями характера и темпераментом личности. В зависимости от того, какую палитру предпочитает человек, можно судить не только о текущем состоянии его психики, но и о личности в целом.

    4) Резонансная теория слуха.

    Из большого числа различных теорий слуха наиболее прочное положение занимает резонансная теория слуха, выдвинутая Г. Гельмгольцем.

    Согласно этой теории, основным органом слуха является улитка, функционирующая как набор резонаторов. Отдельные волокна основной мембраны являются как бы струнами, настроенными на различные тОны в пределах от нижней до верхней границы слуха. Гельмгольц сравнил их со струнами музыкального инструмента — арфы. Более короткие волокна, лежащие у основания улитки, должны воспринимать высокие ноты; более длинные волокна, находящиеся у вершины ее, — низкие. Поскольку волокна мембраны легко отделяются друг от друга в поперечном направлении, они легко могут колебаться изолированно. Кроме анатомических данных резонансная теория подтверждается также наблюдениями клиники. Явления, называемые пропуском тонов и островами тонов, заключаются в том, что в первом случае выпадают ощущения большей или меньшей области тонов как если бы были разрушены отдельные резонаторы, или же из области тонов остаются только небольшие «островки», т. е. способность слышать звуки только определенной высоты; заболевание верхушки улитки влечет за собой глухоту к басу, т. е. нечувствительность к низким тонам, как если бы большинство резонаторов было уничтожено.

    Рассмотрим психологический аспект слуха и важность теории Гельмгольца.

    Все большее число фактов свидетельствует о том, что потеря слуха ускоряет неуклонное снижение когнитивных навыков (память, внимание, пространственная ориентация, мыслительная деятельность, речь, способность рассуждать и т.д.). Как показало исследование, проведенное учеными из Университета Джона Хопкинса, у пожилых людей, страдающих тугоухостью, снижение когнитивных функций было выражено на 41% сильнее, нежели у их ровесников с относительно нормальным слухом.

    Распознавание человеческой речи требует умственных усилий и является составной частью когнитивной (познавательной) нагрузки. При наличии тугоухости в головной мозг поступают ослабленные и/или искаженные звуковые сигналы, что требует от него гораздо больших усилий для их корректной обработки. Таким образом, происходит перераспределение ресурсов головного мозга, из-за чего страдают такие его функции, как память и мыслительная деятельность.

    …………………………………..с.Мембрана Базилярная (Basilar Membrane) () мембрана в улитке внутреннего уха разделяющая два из трех каналов лестниц которые тянутся вдоль всей длины спирали улитки улитковый проток и барабанную лестницу. Спиральный кортиев орган осуществляющий восприятие звуков расположен на базилярной мембране внутри средней лестницы улиткового протока………………………………………………

    5) Теория восприятия Гельмгольца.

    Общий подход Г. Гельмгольца к проблеме восприятия сугубо естественно-научный. Отдавая должное собственно психологическим методам исследования (методу анализа и описаний данных самонаблюдений), он не использовал их в своей работе, «поскольку с этим связана необходимость отхода от методов, основанных на достоверных фактах и общепризнанных и ясных принципах». Восприятиями Г. Гельмгольц называл чувственные представления о существовании, форме и положении внешних объектов. Основу восприятий, его чувственный материал составляют ощущения, которые и должны быть основной целью изучения. Методы исследования — методы естественных наук. В качестве одной из общих закономерностей формирования зрительных чувственных образов Г. Гельмгольц выделял первое общее правило: при любых воздействиях на органы чувств, пусть даже необычных, «мы всегда видим объекты в поле зрения так, как видели бы их при обычных условиях, если бы получили то же впечатление».

    Это правило означает, что причиной наших ощущений являются только внешние физические воздействия на соответствующие рецепторы органов чувств. Сформулированное для зрения, это правило является общим для всех видов чувствительности. Другой пример действия этого же правила Г. Гельмгольц приводил, интерпретируя причину возникновения фантомных болей после ампутации конечности: ощущения от отсутствующей ноги или руки в своей основе имеют раздражение остатков нервных волокон. На основе этого правила Г. Гельмгольц также объяснял причину появления иллюзий восприятия: иллюзии возникают не по причине неправильного функционирования органов чувств, а вследствие неправильной интерпретации содержания чувственных ощущений.

    Каким же образом из соответствующих определенным органам ощущений возникают целостные образы восприятия? Ответ Г. Гельмгольца ясен и конкретен: восприятия появляются как результат неосознаваемой психической деятельности и по своей форме напоминают умозаключение. Таким образом, механизмом формирования образа восприятия являются бессознательные умозаключения. С помощью этого психического механизма по результатам возбуждения чувствительных нервов восстанавливаются особенности внешнего объекта. Бессознательные умозаключения по своей сути не являются произвольными актами, мы не можем никак влиять на их результат — образ восприятия, поэтому Г. Гельмгольц, подчеркивая их непроизвольный характер, писал, что они непреодолимы.

    Такой непроизвольный или непреодолимый характер чувственных образов может наводить на мысль о том, что есть строгая и однозначная связь между ощущениями и восприятием некоторого объекта, т.е. в восприятиях нет ничего, чего бы не было в соответствующих ощущениях. Г. Гельмгольц однозначно утверждал: связь ощущений и восприятий «в значительной степени основана на приобретенном опыте, т.е. на психической деятельности». Из этого следовало, что на восприятие большое влияние оказывают опыт, тренировка, привычка.

    Второе общее правило, сформулированное Г. Гельмгольцем, следует из опосредованности содержания образа восприятия прошлым опытом субъекта. Не все ощущения входят в осознаваемый нами образ восприятия, а только те, которые имеют особое значение для восприятия внешних объектов. В правиле содержится очень важная мысль о том, что образ восприятия — это всегда обобщенный образ внешнего объекта, а не детализированный набор всех ощущений. Из этого правила следует то, что образ восприятия имеет предметный характер, поскольку в нем отражаются существенные свойства объекта. Из него также следует, что далеко не весь субъективный опыт нами осознается, некоторая его часть не входит в образ восприятия.

    Таким образом, Г. Гельмгольц достаточно определенно ставил вопрос о двойственности восприятия, о чувственной основе и предметном содержании перцептивного образа. В его работе, пожалуй, впервые была четко сформулирована мысль, что «хотя, как будто нет ничего легче осознания своих собственных ощущений, опыт показывает, что для их обнаружения нередко нужен особый талант». Привлечь свое внимание к ощущениям — особое дело, для этого необходимо отвлечься от предметного содержания чувственного образа, например, введя фактор необычности при восприятии чего-либо. И Г. Гельмгольц дал прекрасный совет, которым в дальнейшем воспользуются многие психологи-экспериментаторы: чтобы увидеть мир более детально и менее обобщенно, нужно посмотреть на него через линзы, переворачивающие изображение. Например, воспользуемся астрономическим телескопом, направив его на идущих вдали людей. Вместо плавных и слитных движений мы увидим странные скачки и колебания и многие другие особенности индивидуальной походки. «И все это лишь потому, что наблюдение стало необычным». И наоборот, в перевернутом изображении мы не увидим предметных характеристик зрительного образа — стало «не так легко определить характер походки: легкая она или тяжелая, чинная или грациозная». Таким образом, в обычных условиях восприятия достаточно трудно определить, что в нашем образе от его чувственной основы — ощущений, а что привнесено опытом.



    написать администратору сайта