1. Естествознание как особая форма освоения объективной реальности. Статус естествознания в современном мире
Скачать 112.74 Kb.
|
1. Естествознание как особая форма освоения объективной реальности. Статус естествознания в современном мире. Естествознание как особая форма освоения объективной реальности. Естествознание, как научная дисциплина, изучает: различные виды материи и формы их движения, проявляющиеся в природе; связи и закономерности различных видов материи живой и неживой природы. Оно оказывает прямое или опосредованное влияние на другие научные дисциплины, формируя единое знание о природе. Как научная дисциплина современное естествознание решает следующие основные задачи: 1) поиск законов природы и областей их применимости; 2) формирование взглядов на целостность и единство материального мира; 3) выявление примеров развития объектов, явлений и процессов природы; 4) формирование научного мировоззрения человека; 5) изучение истории развития научного знания. Рассмотрим, как решаются эти задачи в естествознании по ходу его развития и превращения в современное естествознание. Определяющую роль в основополагающих законов природы сыграла физика. Первые законы естествознания естествознании, в формировании установлены древнегреческим физиком Архимедом (287-212 г.г. до н.э.): законы рычага, гидростатики (закон Архимеда). В последующем в физике выявлены законы механики (свободного падения тел, сохранения количества энергии, преломления светового луча, всемирного тяготения и др.), на основе которых была сформирована в естествознании существовавшая вплоть до начала XX века механистическая картина мира. На основе накопления опытных фактов и их описания в рамках физики создавался понятийный аппарат естественнонаучных знаний, выдвигались гипотезы и проверялись их следствия. На основе гипотез появлялись законы природы: механики, динамики, термодинамики и др. Совокупность законов, сложившихся на определенном временном промежутке, позволяла получать достоверное знание о природе, формировать теорию. Но с течением времени появлялись новые факты и знания о природе, формировались новые гипотезы, выводилась новая теория, которая обобщала известные к тому времени законы природы. На примере развития естествознания и становления современного естествознания можно проследить своего рода цикличность в формировании и становлении научной теории. С именами Г. Галилея (1564-1642г.г.), И.Кеплера (1571-1630г.г.), И. Ньютона (1643-1727г.г.) связывают возникновение аналитического естествознания (приблизительно начало XVII века). В этот период природе начали задавать вопросы. В конце XIX – начале XX века о естествознании говорят как об эмпирическом естествознании. В этот период отправной точкой научных исследований стали эмпирические факты. Все науки, составляющие естествознание, прошли этот путь формирования эмпирических обобщений. Они накапливали опытные факты, описывали их. Создавались представления о происходящих явлениях, формулировался понятийный аппарат. Появлялись гипотезы, всегда выходящие за пределы эмпирических фактов и требующие экспериментальной проверки, проверялись следствия гипотез. Из гипотез появлялись законы природы, от эмпирического естествознания совершился переход к теоретическому естествознанию. Совокупность законов, сложившихся в естествознании, складывались в теорию. Теория казалась отражающей гармонию природы, но появлялись новые факты, рождались новые гипотезы, которые выводили на новую теорию, обобщающую все известные к тому моменту времени законы природы. Вновь возникала гармония природы. Согласно формулировке американского философа и историка науки Томаса Куна (род. 1922г.), схема динамики науки такова: «Старая парадигма (от греч. paradeigma – пример, образец) – нормальная стадия развития науки – революция в науке – новая парадигма». По этой схеме развивалось и естествознание. Постепенно дифференциация (от лат. differentia – разность, различие) наук углублялась, в каждой отдельной науке в соответствии со своим предметом исследования возникали свои новые методы исследования и измерений. Лидером в естествознании всегда являлась физика. В ней были выявлены законы механики, которые привели к формированию в естествознании механистической картины мира. Образ устойчивого мира, связанный с детерминизмом механики, до XX века был идеалом теоретической физики и всей науки. Законы динамики И. Ньютона (1643-1727г.г.), которые дополнили французский физик, математик и астроном Пьер Симон Лаплас (1749-1827г.г.), французский механик и математик Жозеф Луи Лагранж (1736-1813г.г.), ирландский математик Уильям Роуан Гамильтон (1805-1865г.г.) представлялись средством, позволяющим дать ответ на любой вопрос. Значительную роль в становлении единства материального мира сыграл открытый И. Ньютоном закон всемирного тяготения. Он был применен к телам солнечной системы: планетам, кометам, астероидам. Единство природы и универсальность используемых для ее изучения законов наиболее широко проявляются в колебательных и волновых процессах. Физика предоставила в распоряжение человека теорию колебаний и волн, которая легла в основу дискретного и непрерывного описаний явлений природы. Все естествознание объединил закон сохранения и превращения энергии, применяемый количественно правда пока только в физике и химии. Появление в физике теории электромагнитного поля привело к пересмотру существующих представлений о природе взаимодействий, что, в свою очередь, привело к созданию специальной и общей теории относительности (А. Эйнштейн (1879-1955г.г.), формированию электромагнитной картины мира. Возрастало значение математики в формулировке законов физики, значительный статус в описании природы приобрели законы сохранения (энергии, массы), принципы симметрии. Если механика Г. Галилея описывала процессы на поверхности Земли, то И. Ньютон распространил это описание на все тела, движущиеся в инерциальных системах отсчета. Впоследствии А. Эйнштейн расширил сферу применимости законов физики и на ускоренные системы отсчета вплоть до скоростей, близких к скорости света. В 30-ые годы XX века в физике возникла квантовая механика, как особая механика микромира. Необходимость вероятностного подхода к описанию микрочастиц и процессов в микромире являются отличительной чертой квантовой теории.Долгое время в физике второе начало термодинамики, определяющее направление процессов, происходящих в природе (закон возрастания энтропии), связывалось со стремлением к молекулярному хаосу, которому соответствует состояние равновесия или состояние с минимальной вероятностью. Тем самым эволюция и необратимость, т.е. характеристика изменений, при котором не происходит возврата в начальное состояние, связанные с пониманием времени, входили в науку в связке со сложностью коллективных взаимодействий в системах, состоящих из достаточно простых объектов. К настоящему времени ясно, что микрообъекты сами сложны, они могут распадаться и рождаться, поэтому концепция представления сложного из простого, появившаяся во время становления европейской науки, устарела. Изменилась и роль необратимых процессов, воспринимаемая ранее как некоторое дополнительное приближение к законам динамики, т.е. понимаемая различно в физике, биологии, социологии. В естествознании долгое время существовали (существуют и сейчас) различные понимания концепции времени: -время в динамике – это все связанное с движением; -время в термодинамике – все связанное с необратимостью; -время в биологии (и в социологии тоже) – это исторический промежуток. Естествознание взяло на себя функцию соединения и выяснения условий перехода от одного представления времени к другому. Бельгийский физик и физико-химик Илья Пригожин (1917-2003), один из основоположников термодинамики неравновесных процессов, назвал этот переход «расцветом происходящей сейчас научной революции». К середине XX века физический мир охватывал и элементарные частицы, и окружающие нас тела, и планеты, и саму Вселенную. Аналогичные пути прошли и химия и биология. В настоящее время естествознание – это: а) совокупность естественнонаучных дисциплин: физика, химия, биология, психология, физическая химия, биофизика, биохимия, космология, генетика, цитология, радиобиология, астрономия, геология, география и др. науки; б) единая наука о природе, которая исследует природу как единое целое и имеет цель: выявление законов природы с общей естественнонаучной позиции. 2. Панорама современного естествознания и тенденции развития. Естествознание – наука о природе как единая целостность. Предметом изучения естествознания явл. окружающий нас мир, а также различные виды материи и формы их движения и характер. Естествознание делится на неорганические (не живая природа) и органические (это природа жизни). Культура, принятая в данном обществе ориентиров, позволяющая человеком определить свое место и роль в мире, оценить свершившееся и выбрать образ действия на будущее. Естествознание – является одним из полюсов культуры; вторым гуманитарно-художественная культура. Эти два полюса должны дополнять друг друга. Становление естествознания в современном его понимании, по мнению историков науки, прошло три стадии и в конце ХХ в. вступило в четвертую стадию.
3. Характерные черты науки и динамика ее развития. Наука решает частные проблемы и дает относительные ответы на частные вопросы, которые подтверждаются опытом. При этом в науке никогда не имеется достаточных оснований для уверенности в том, что достигнута истина. Как сфера человеческой деятельности наука имеет специфические черты. Универсалъностъ – сообщает знания, истинные для тех условий, при которых они получены. Обезличенностъ – конечные результаты научного познания не зависят от национальности ученого, от места его проживания или индивидуальных особенностей. Систематичностъ – наука имеет определенную взаимосвязанную структуру, а не является бессвязным набором частей. Фрагментарностъ – наука делится на отдельные дисциплины, поскольку изучает не бытие в целом, а различные фрагменты реальности и ее параметры. Общезначимостъ – научные знания могут быть использованы всеми людьми. Наука оперирует единым языком терминов и понятий. Незавершенностъ – процесс научного познания бесконечен, так как научное знание не может достичь абсолютной истины. Преемственностъ – новые знания определенным образом соотносятся со старыми знаниями. Критичностъ – всякое знание относительно, любые результаты могут быть поставлены подсомнение и пересмотрены. Достоверностъ – любые научные выводы основаны на результатах, прошедших разностороннюю проверку. Внеморалъностъ – научные истины нейтральны в морально-этическом плане. Нравственные оценки могут относиться либо к деятельности по получению знания, либо к деятельности по его использованию. Рационалъностъ – разработка теорий, выходящих за рамки эмпирического уровня, на основе законов логики. Чувственность – научные результаты признаются достоверными только после того, как они эмпирически проверены с использованием чувственного восприятия. 4. Эволюция и место науки в системе культуры. Значение науки в эпоху НТР. Составными частями НТР являются наука, техника, технология, производство, управление. Чрезвычайно важным экономическим показателем эпохи НТР становятся затраты на НИОКР (научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы). Огромная доля их приходится на развитые страны: США, Японию, Великобританию, ФРГ, Францию. При этом расходы США значительно превышают расходы других стран. В России расходы на НИОКР значительно ниже, чем не только в США, но и в других странах, что, естественно, является следствием низкого технического уровня производства. Очевидно, что развитие науки не может происходить без современной системы образования. Значительные успехи Японии в развитии наукоемких производств и во внедрении результатов НТР в промышленность напрямую связаны с системой образования — одной из лучших в мире. НТР влияет на отраслевую структуру материального производства, при этом в ней резко увеличивается доля промышленности, так как от нее зависит рост производительности труда в других отраслях хозяйства. Сельское же хозяйство в эпоху НТР приобретает индустриальный характер. В самой промышленности возрос удельный вес обрабатывающей отрасли, на которую приходится 9/10 стоимости всей продукции.Среди отраслей промышленности стали выделяться химическая, электроэнергетика, от которой в первую очередь зависит научно-технический прогресс, и машиностроение. О современном состоянии НТР обычно судят по тому, какова доля продукции наукоемкого машиностроения в общем объеме производства. НТР внесла большие изменения в транспорт. Доля железнодорожного транспорта в общем объеме перевозок сократилась, так как уменьшилась его роль. Большую часть международной торговли обеспечивает морской транспорт, но он почти не участвует в пассажирских перевозках, которые «передоверены» воздушному. Особое значение в эпоху НТР приобретает проблема управления современным производством. Управление производством необыкновенно усложнилось и связано с координацией развития науки, техники и технологии и производства. Управление в эпоху НТР требует специальной подготовки. Особенно широко они представлены в США и Японии. Выпускники этих школ — руководители производства – называются менеджерами. Подготовка их в последние годы начата и в России. 5. Естественная и гуманитарная культура. Отличие науки от других областей культуры. Для отдельного человека вопрос различения гуманитаристики и натуралистики оборачивается, главным образом, проблемой выбора рода занятий, профессии, формирования культурных навыков и привычек. Для общества в целом проблемы выбора, разумеется, не; но есть проблема совмещения, взаимосогласованности и гармонии ценностей двух типов культур – естественно-научной и гуманитарной. Культура-это совокупность созданных человеком материальных и духовных ценностей, а также сама человеческая способность эти ценности производить и использовать. С помощью данного понятия обычно подчеркивают надприродный, чисто социальный характер человеческого бытия. Культура-это все, что создано человеком как бы в добавление к природному миру, хотя и на основе последнего. Мир человеческой культуры существует не рядом с природным, а внутри его. И поэтому неразрывно с ним связан. Следовательно, всякий предмет культуры в принципе можно разложить как минимум на две составляющие – природную основу и его социальное содержание и оформление. Именно эта двойственность мира культуры и является в конечном счете основанием возникновения двух ее типов, которые принято считать естественно-научным и гуманитарным. Предметная область первого – чисто природные свойства, связи и отношения вещей, работающие в мире человеческой культуры в виде естественных наук, технических изобретений приспособлений, производственных технологий и т.д. Второй тип культуры – гуманитарный – охватывает область явлений, в которых представлены свойства, связи и отношения самих людей как существ, с одной стороны, социальных, а с другой – духовных, наделенных разумом (философия, социология, история). Наличие в единой человеческой культуре двух разнообразных типов (естественно-научного и гуманитарного) стало предметом философского анализа еще в 19в. В 20 веке возник растущий разрыв естественно-научной и гуманитарной культур. Они перестали понимать друг друга. Почему, например, конфронтация естественно-научной и гуманитарной культур обострилась именно в 20-е годы. Это время отмечено успехами естествознания и практических его воплощений. Создание атомных реакторов, телевидения, компьютеров, выход человека в космос, гуманитарная же культура предъявить что-нибудь равноценное не смогла. Ясно, что как бы гуманитарные науки ни старались, достичь точности, строгости и доказательности наук естественных им не дано. Основная проблема их различия, заключается не в том, кто главнее или нужнее. А в том, почему стандарты научности естествознания слабо применены в гуманитарных областях. К настоящему моменты уже сложилась устойчивая традиция достаточного строго различения гуманитарного и естественно-научного знания по принципиально не сводимым к общему знаменателю особенностям их объектов, методов и образцов научности. |