курсовая. этика. 1. Этика как наука о морали предмет, структура, функции
Скачать 133.5 Kb.
|
СОДЕРЖАНИЕ 1.Этика как наука о морали: предмет, структура, функции 11.Понятие и виды профессиональной этики. 21.Принципы справедливости и гуманизма и их воплощение в нормах, регламентирующих поведение государственного служащего Российской Федерации. Список использованных источников 1.Этика как наука о морали: предмет, структура, функции Этика возникла более двух с половиной тысяч лет назад, когда в результате общественного разделения труда познавательная теоретическая деятельность отделилась от непосредственного практического нравственного сознания. Возникновение термина «этика» как особой философской дисциплины связано с именем Аристотеля. Понятие «этический», от которого происходит этика, образовано Аристотелем на основе слова «этос», что означало привычки, обычаи, нравы. Человек и человеческое общество возникли тогда, когда человек научился себя ограничивать. Первыми законами были законы, запрещающие браки между родственниками - между родителями и детьми, между братьями и сестрами, вообще между ближними родственниками. Люди заметили, что подобные браки ведут к кровосмешению и вырождению. У животных таких ограничений нет. Потом появились законы, запрещающие убийство, воровство, насилие. Это не означает, что в обществе больше нет подобных явлений - сколько угодно убийств, насилия, унижения человеческого достоинства, воровства, предательства. Но людьми все эти вещи осуждаются. Без подобных ограничений человеческая жизнь была бы невозможна. Человек, следовательно, возникает вместе с появлением морали. Греческое слово «ethos» было переведено римским мыслителем Цицероном латинским словом «mores» (нравы), на его основе было образовано прилагательное «moralis» (моральный). В последующем от прилагательного «моральный» было образовано существительное «мораль» (moralitas), которое и является латинским эквивалентом древнегреческого термина «этика». Таким образом, следуя этимологии, слова «этика», «нравственность», «мораль» в обыденной речи употребляются как синонимы. Однако в философии сложилась традиция различения этих понятий. Термины «нравственность», «мораль» означают определенные сферы духовной культуры, а под термином «этика» понимается исследование, изучение морали, нравственности и их обоснование. Следовательно, мораль и нравственность являются предметами изучения этики, точнее, учением о морали и нравственности. Этика как теория морали устанавливает логическую связь между моральными оценками, выявляет законы, в соответствии с которыми вырабатываются суждения, призванные руководить поступками людей. Это не значит, что этика вырабатывает конкретные рекомендации, как поступать в том или ином случае, она вырабатывает средства, как осмысливать поступки, осознавать и оценивать их последствия, влияние на окружающий мир. Она формулирует лишь общие абстрактные принципы, на которых могут быть построены конкретные оценки и рекомендации. Мораль - это социально сформированная совокупность норм, правил поведения, моральных законов, обычаев, которая призвана регулировать взаимоотношения людей в конкретном обществе (отношения между индивидами, группами индивидов, человеком и обществом и т.д.). Мораль требует от человека быть именно человеком, не опускаться до животного состояния, уважать других людей. По мере развития цивилизации в обществе появляются право и закон, нарушение которых преследуется наказанием - уголовным или административным. Под юрисдикцию права подпадают только некоторые поступки людей, прежде всего те, которые несут опасность человеку или обществу в целом. К сфере морали относятся все поступки, поскольку они могут быть морально оценены. Нарушение юридических законов карается обществом или государством, нарушение моральных норм или законов карается моральным осуждением. И часто моральное осуждение для человека страшнее уголовного преследования. Нормы и правила могут быть укоренены в обычаях и привычках населения (определяя уровень регуляции поведения на обыденном уровне) и могут быть закреплены в официальном законодательстве. В систему моральной регуляции входят нормы (предписания, правила поведения, объединенные в кодекс), ценности (добро, справедливость и т.д.), принципы (универсальные формулы поведения людей, которые четко формулируются и могут быть связаны с идеологией, выражать интересы какой-либо социальной группы). Моральная регуляция опирается на общественное мнение и распространяется на все сферы жизни общества, в которых присутствуют взаимоотношения субъектов. Особое значение имеет моральная регуляция в области права, которая выражается в том, что некоторые моральные нормы закреплены законом. Отсюда появляется возможность государственного принуждения следовать этим нормам; кроме того, происходит взаимодействие морали и права - к примеру, либерализация морали влечет либерализацию права. Большое значение в настоящее время приобретает моральная регуляция исследований в науке (например, в медицине в связи с проблемами эвтаназии, клонирования). Учащающиеся техногенные катастрофы указывают на важность морального регулирования и в таких, казалось бы, далеких от философии сферах, как технология и производство, в силу возрастания в них значимости влияния человеческого фактора. В целом можно сказать, что нормы морали указывают границы дозволенного. Поведение человека считается аморальным, если он игнорирует эти нормы, и внеморальным, если он с ними не знаком. Мораль, в отличие от права, не имеет степенных градаций. Согласно нормам права, если человек украл деньги, его осуждают по одной статье, а если он убил человека - по другой, и наказание во втором случае неизмеримо больше. Согласно нормам морали, украсть и убить одинаково безнравственно, мораль одинаково осуждает и вора, и убийцу. Мораль относится к сфере должного, она показывает человеку, каким он должен быть, и в этом смысле она не наука, она ничего не изучает, она лишь научает человека быть человеком. Мы признаем, писал великий немецкий философ И. Кант, что вряд ли можно найти абсолютно чистую землю, чистую воду, чистый воздух и т.п. Тем не менее эти понятия, которые создал разум, необходимы, без них не было бы никакой науки. Мало кто живет в мире, не нарушая законов любви и совести, как этого требует мораль цивилизованного общества. Но это не значит, что подобные законы утопичны. Если бы их не было, если бы они не обращались к каждому человеку, общество быстро перестало бы быть человеческим, шла бы непрерывная война всех против всех, в которой выживали бы самые сильные, агрессивные и безжалостные. В истории человеческой культуры существовали разные точки зрения на сущность морали: одни мыслители считали, что человек по своей природе добр, а злым и агрессивным его делают неправильное воспитание или уродливая окружающая среда (П. Гольбах, Гельвеций), другие полагали, что человек по природе зол и агрессивен, как животное, а добрым его делают воспитание, культура (Ж.-Ж. Руссо). На самом деле, видимо, человек не добрый и не злой. Сам человек – это его «усилие» быть человеком: как только я перестаю осуществлять это усилие, я опускаюсь до животного состояния. Мораль соответствует глубинным законам человеческого бытия. Но человек - не только объект общественного регулирования, не просто машина, реагирующая на внешние воздействия. Человек гораздо более сложен. Чаще всего - это личность, обладающая и так называемым нравственным самосознанием: убеждениями, склонностями, чувствами, совестью. Это осознание и оценка человеком самого себя как личности, своего нравственного облика и интересов, ценностей, мотивов поведения. Таким образом, следует учитывать и глубинные мотивационные побуждения человека. И поиск их оснований ведет к понятиям, используемым в религиозной этике («от Бога» или «от Космоса»), к анализу движущих сил в человеке как проявлений некой Абсолютной Идеи или «вещи – в – себе» (это уже философская этика). Глубинные мотивационные побуждения человека можно увязать и с унаследованием социального опыта в филогенезе, с его укорененностью в наследственности многих поколений (теория интериоризации Г. Спенсера в эволюционной психологии). Интериоризация – процесс «присвоения» человеком нравственных ценностей, перевода их в личностно значимые, собственные (а не навязанные извне) ценностные ориентации. Наряду с моралью, как уже отмечалось, употребляют слово «нравственность». Одни исследователи полагают, что мораль и нравственность — это синонимы, другие видят между ними определенную разницу, полагая, что мораль, опираясь на нравы, существующие в том или другом обществе, являются массовым поведением, имеющим моральное значение. Нравы лучше определить как совокупность обычаев, принятых тем или иным народом, контролируемых всеми членами общества, а нравственность как область практических поступков, обычаев, нравов, сфер нравственной свободы личности, когда общественные и общечеловеческие требования совпадают с внутренними мотивами. Нравственность отображает, прежде всего, глубинные установи сознания индивида, включающие в себя и рефлексию (раздумья), и интуитивно-нравственные переживания. Рефлексия – способ мышления, направленный на самопознание, осмысление специфики духовного бытия человека. Например, Г.В.Ф. Гегель всегда проводил концептуальное различие между понятиями «мораль» и «нравственность». Мораль для него - это сфера реальной свободы, связанная с «самоосознанием направленности к добру», с совестью, практическая свобода. Непосредственными проявлениями нравственности, по Гегелю, являются семья, гражданское общество, государство. В отечественной этической литературе также предпринимались попытки смыслового разделения понятий «мораль» и «нравственность», во многом близкие гегелевскому. Например, под нравственностью могут пониматься: - нравы как практикуемые формы поведения; - мораль, закрепленная традицией и вековой привычкой; - мораль на уровне ее общественных проявлений, выражающая общественную точку зрения, в отличие от морали как феномена культуры, формы мотивации индивидуального поведения, личностной установки, совокупности объективных и безусловных норм и т.д. У некоторых народностей при встрече принято плеваться друг в друга, а у других - улыбаться и пожимать руки, в Индии люди сжигали и сжигают своих мертвых, а в Персии это считалось величайшим кощунством. Исследователь архаических обществ М. Элиаде писал, что первобытные земледельцы, чтобы обеспечить плодородие растительного мира, подвергали мучениям жертвы, приносимые богам для увеличения урожая, предавались сексуальным оргиям и каннибализму, охотились за головами врагов. Человек был обречен убивать и работать, чтобы иметь возможность прокормить себя. Но это обязывает его принять жестокость и убийство как неотъемлемую составную часть своего существования. Таковы были нравы архаического общества, и никакое моральное осуждение этих нравов было неуместно. Нравственные убеждения могут не только не совпадать с общепринятой моралью, но даже противопоставляться ей. В этом случае человек сам контролирует свои поступки и мышление (совесть), а нравственные нормы соблюдаются добровольно, без принуждения извне. Нравственность в полной мере, как правило, проявляется, актуализируется в ситуации выбора свободного личного поступка. Нравственный выбор — это акт моральной деятельности и личной ответственности за этот единственный и уникальный поступок. Вне личности нравственность существовать не может. На протяжении многих веков люди стремились понять природу нравственных ценностей, научиться ориентироваться в жизненных ситуациях, обрести устойчивые жизненные цели. Моральные нравственные ценности - одна из форм проявления моральных отношений общества: общественное значение, достоинство личности и ее поступков или нравственные характеристики общественных институтов; представления, относящиеся к области морального сознания, - моральные нормы, принципы, идеалы. Значительный вклад в духовные искания человека на этом пути вносят религия и искусство, накопившие огромный нравственный опыт. Однако только этика стремится к теоретическому осмыслению ценностных поведенческих и смысло-жизненных проблем человека: как и во имя чего нужно жить, на что ориентироваться, во что верить и к чему следует стремиться. Предметом этики, следовательно, в самом общем плане является поле морального выбора человека, изучение арсенала тех средств, с помощью которого он совершается. При этом к арсеналу средств можно отнести как объективные общественно канонизированные условия совершения выбора, это, прежде всего моральные нормы, так и личные ресурсы его совершения, это эмоционально-волевые качества индивида. Последние, однако, хотя и являются субъективным достоянием каждой отдельной личности, не существуют без поддержки со стороны общественного сознания в том смысле, что они сами развиваются под влиянием определенных нравственных идей, оказываются направленными на реализацию этих идей. В этом смысле они невозможны без рациональных представлений о надлежащем моральном поведении человека, что уже, несомненно, составляет предмет теоретической этики. Предмет представляет те стороны, свойства реальности, которые выявляются в связи со специфическими целями изучения. Что же касается объекта этического знания, то он в силу практической ориентации этики имеет двоякое значение. С одной стороны, это та общественная реальность, которая подвергается наблюдению и изучению для формулирования положений самой теоретической этики. В таком ракурсе объектом этического знания являются реально существующие нравы, поведение людей. С другой стороны, в качестве объекта воздействия этического знания выступает сам человек, его нравственное просвещение, развитие у него положительных нравственных качеств. В данном аспекте этическое знание соединено с воспитательной функцией, так или иначе представленной в культуре каждого общества. Для этики объектом изучения является поведение людей. Но оно изучается различными науками: психологией, социологией, правом... Этика же изучает поведение, развивающееся на основе моральных мотивов, выявляет причины, порождающие такие мотивы, общественные условия их воспроизводства, то есть те факторы, которые позволяют с определенной степенью уверенности говорить о том, что моральные мотивы имеются не у какого-то одного человека, а у многих людей, что в обществе существуют и воспроизводятся устойчивые нравственные отношения. Объектом воздействия этического знания становится также вся система существующих в обществе социальных норм, содержание которых может уточняться, получать более точную вербальную формулировку за счет работы этической мысли, если речь идет о собственно моральных нормах. Это особенно касается разработки различных этических кодексов, в частности - кодексов профессиональной морали, интенсивно развивающихся в современном обществе. Этический кодекс (от лат. codex – книга) - свод нравственных норм, предписываемых к исполнению. Что же касается влияния этической мысли на другие социальные нормы, прежде всего на нормы права, то здесь этика выполняет функцию поддержки, усиления таких норм или же, наоборот, функцию их социальной критики. Она оценивает существующие нормы с точки зрения общих представлений о социальной справедливости, поддерживает их или подвергает критике, выступая за необходимость утверждения новых норм. В свою очередь и правовые нормы могут поддерживать, усиливать практическую действенность некоторых этических принципов. Этический принцип (от лат. principium – действие, практика) - одна из форм нравственного сознания, в которой моральные требования выражаются наиболее обобщенно. Предмет любой науки требует специфических методов своего изучения. Но что значит выявить метод исследования для этики и, вообще, для философии? Фактически для того, чтобы рассмотреть какое-то явление философски, необходимо дать всю культурно-историческую характеристику эпохи. Этика возникла более двух с половиной тысяч лет назад, когда в результате общественного разделения труда познавательная теоретическая деятельность отделилась от непосредственного практического нравственного сознания. Понятие «этический», от которого происходит этика, образовано на основе слова «этос» обозначавшего некогда привычное место обитания, а потом уже просто «привычка», «нрав», «обычай». Оно выделяло тот особый срез человеческой реальности (определенный класс индивидуальных качеств, соотнесенных с определенными привычными формами общественного поведения), который составляет предметную область этики. Этика - это раздел философии, изучающий феномен морали, то, как складывались моральные нормы и законы, какова структура морали, как соотносится мораль с другими формами и видами человеческой деятельности. Можно сказать, что мораль — это практика человеческой жизни, а этика — это теория морали. Главным предметом этики являются не только моральные законы и категории, но и сам человек, каким он должен быть в свете этих законов и категорий. Родоначальником этики в Европе считается Аристотель, который первым применил термин «этика» для обозначения особого класса человеческих качеств, таких как умеренность, мудрость, щедрость и др. Они существенно отличаются от качеств ума (например, памяти) и от проявлений телесной природы (например, ярости). Этика тесно соприкасается с целым рядом других гуманитарных дисциплин: психологией и педагогикой, социологией и экологией, с профессиональной деятельностью человека в различных сферах (наука, техника, хозяйственная деятельность). Педагогика в разделе воспитания основана исключительно на данных этики. Соответственно, в каждом обществе существуют эталоны личности как комплекса формируемых психологических свойств и качеств. Но как их формировать? Тут уже требуется помощь со стороны психологической науки, которая обосновывает наиболее эффективные методы формирования необходимых умственных и эмоционально-волевых качеств. Совместно с этикой и психологией педагогика решает и проблемы мотивации деятельности человека в различных ситуациях. На стыке с социологией решаются вопросы нормативного поведения человека в обществе, регуляции этого поведения, его формирования. Проводятся конкретные социологические исследования в различных социальных группах (их результаты отражает так называемая дескриптивная (описательная) этика). Ну, и конечно, на стыке с экологией исследуются, решаются проблемы поведения человека во взаимодействии с окружающей средой. Экологическая кризисность - результат поведения самого человека, так как именно на нем лежит ответственность за негативное воздействие на внешнюю среду, за ее критическое состояние. Стремление человека и отдельных социальных групп к обогащению, комфорту и безопасности оборачивается обострением экологических проблем современности, что ведет к дискомфорту уже всего человечества, угрозе самой жизни на Земле. Поэтому сегодня все громче звучат голоса о выработке кодекса общечеловеческой морали, о необходимости соблюдения этого кодекса всеми без исключения людьми и социальными группами на Земле. Столь многообразное содержание самого предмета этики — морали, конечно, порождает разнообразные представления. Особенно, когда человек задумывается о своей нравственной жизни, о взаимоотношениях с другими людьми. Когда говорят об этике, у многих возникают самые разные представления: кто-то считает, что этика это этикет, правила вежливого, уважительного отношения к другому; кто-то — что это наука об определенных желательных чертах характера, добродетелях (умеренность, мужество, мудрость, справедливость); у кого-то возникают образы грызущей совести, воспоминания о сильных нравственных переживаниях; другие, возможно, задумываются о справедливости или несправедливости каких-то явлений общественной жизни, долге и обязанностях. Каждое из названных представлений действительно отражает какие-то стороны морали и что еще более важно — раскрывает определенные способы построения системы этического знания. Эти способы проявляют себя в конкретных исторических условиях как определенные приоритеты теоретической мысли. Так, античная этика в основном была этикой добродетелей. В Средние века действующая мораль во многом была основана на жесткой регламентации правил жизни различных сословий, внешне поддерживаемой правилами этикета. В Новое время возникает необходимость разработки такой морали, которая могла бы быть одинаковой для всех, несмотря на реальные различия видов деятельности, осуществляемой каждым человеком. Это делает актуальным разработку принципов этики долга, хотя они проявляют себя и в христианской этике в Средние века. В современную эпоху в связи с усиленным вниманием общества к правам человека, к обеспечению условий для самовыражения каждой личности в этике становится крайне актуальной тема справедливости. Этикет – это совокупность правил поведения, регулирующих внешние проявления человеческих взаимоотношений. Сказанное, однако, не означает, что теоретики этической мысли занимались только вопросами истории этической мысли, и их приоритеты были жестко распределены по эпохам. Любой способ построения нравственной системы, какая бы категория ни была взята в нем за исходную и какие бы в нем ни были сделаны приоритеты, все равно предполагает использование различных понятий, описание с помощью этих понятий разных сторон человеческой жизни. Можно отметить следующие, отражающие фундаментальные стороны жизни человека разделы этики: аретология — учение о добродетелях; деонтология — учение о долге; аксиология — учение о ценностях; фелиология — учение о счастье; танатология — учение о смерти. В ряде случаев это перекрещивающиеся понятия и отражают свои специфические подходы к исследованию моральной реальности. Существует три функции этики: она описывает мораль, объясняет мораль и учит морали. Соответственно этим трем функциям этика делится на: эмпирически-историческую (описательную), философски-теоретическую и нормативную этику. Каждой из них должна соответствовать своя модель: абстрактная система понятий, проблем, структур, функций. Какова (в общих чертах) модель нормативной этики, то есть чем она занимается, каковы ее функции, понятия, какие проблемы она ставит, на каких методологических предпосылках строится? Нормативная этика - это моральная рефлексия, рационализированное моральное сознание. Рационализация, в чем бы она ни выражалась, не имеет здесь самостоятельного значения, она всегда подчинена нормативности. Нормативная этика - и это ее определяющий признак - всегда что-то «оценивает» (с моральных - в широком смысле слова - позиций) или что-то «предписывает» (в том же моральном смысле), - причем эти оценки и предписания совершаются как в явной форме, так и (очень часто) имплицитно. В этом последнем случае она выглядит вполне научно, как объективно-бесстрастное рассуждение о морали, и только тщательный анализ может показать скрытую нормативность таких рассуждений, (например, философ классифицирует добродетели, выполняя, казалось бы, научно-систематизаторскую задачу, однако само отнесение каких-либо человеческих качеств к «добродетелям» уже говорит о применении ценностных критериев, предшествующих данной классификации; само слово «добродетель» является оценочным). Нормативная этика выполняет определенные функции: а) прокламирование некоторых «жизненных» («моральных») ценностей и защита (обоснование) их; б) рационально-понятийное оформление и кодификация норм поведения и нравственных качеств человека; в) формирование нравственных убеждений, перевод внешнего (социального) императива во внутренний (личностный) импульс. Проблематика нормативной этики охватывает такие вопросы, как: а) что именно является «хорошим» (добрым, должным, ведущим к счастью и т.д.)? б) какие именно ценностные ориентиры являются предпочтительными? в) в чем и как обосновать определенные ценностные ориентиры? г) как себя вести в ситуациях определенного типа? и т.д. Структура нормативной этики. В структуру (состав) нормативной этики входят: а) набор (или система) определенных ценностных положений (принципов, норм, оценок), б) набор (или система) доводов, аргументов в защиту данных ценностных положений, в) философская (или религиозная, или научная) картина мира и человека как основание для такого рода аргументации. К понятиям нормативной этики относятся: «добро», «зло», «долг», «справедливость», «любовь», «ненависть», «ложь», «лицемерие», «смысл жизни» и т.д. — в их нормативно-оценочной функции. К функциям теоретической этики относятся: описание морального феномена и объяснение его и выработка знаний, которые могут быть использованы для целенаправленного формирования нравственных ориентаций людей (через теорию нравственного воспитания и др.). Проблематика теоретической этики охватывает такие задачи, как специфика, происхождение, структура, функции, понятия морали, ее эпис-темологические, психические, логические механизмы, содержание принципов и норм морали в их социально-исторических модификациях и т.д. В структуру (состав) теоретической этики входят: а) эмпирические описания реальных нравов, обычаев, нормативных кодексов, 6) метафизические и научные концепции, объясняющие мораль, в) методологические принципы, определяющие направление и ход теоретико-этического исследования (принципы социального, биологического, психического детерминизма, индетерминизма, когнитивизма, антикогнитивизма и пр.). К понятиям теоретической этики относятся такие, как: «мораль», «нравы», «нравственность», «норма», «императив», «оценка», «свободная воля», а также: «добро», «зло», «долг», «справедливость», «любовь», «ненависть» и пр. в их номинальной функции (то есть как вербальное обозначение соответствующих ценностных позиций, чувств и пр.). Применив эти две модели — нормативно-этичсскую и теорстико-этическую — к «эмпирии» этических концепций прошлого, мы получим два относительно самостоятельных классификационных ряда. Так, нормативно-этические концепции можно классифицировать в соответствии с тем, какой именно способ обоснования морали они применяют, а теоретико-этические — в соответствии с принятым ими способом объяснения. При этом известные, узаконенные традицией направления и школы в этике окажутся расчлененными, вписанными частично в нормативно-этическую, а частично — в теоретико-этическую классификацию. Например, этический натурализм в нормативно-этическом контексте — это определенная жизненная (ценностная) позиция, обоснованная через «естественные» ценности или «естественную» картину мира; в теоретико-этическом контексте натурализм — это способ объяснения морали через «естественные» причины (в этом случае натуралистическая концепция не имеет нормативной направленности). Точно так же противостояние автономной и гетерономной этики может иметь две разные интерпретации. В качестве нормативной концепции автономная этика — это ценностная позиция, исходящая из необоснованности, самодостаточности морали; в качестве же теоретической концепции автономная этика — это точка зрения, согласно которой мораль необъяснима через что-то другое (то есть через внеморальные причины). Можно быть сторонником автономной этики в ее нормативном аспекте (то есть полагать, что нравственные принципы не нуждаются в обосновании) и в то же время отвергать теоретический вариант автономной этики (то есть признавать, например, социальную или биологическую детерминированность морали). Применение двух моделей — нормативной и теоретической — к эмпири-ко-историческому материалу требует дифференциации и уточнения также многих традиционных для этики понятий. Дефиниция одного и того же слова может быть и нормативной, и теоретической. Нормативная дефиниция выражает (явно или неявно) некоторую ценностную позицию, поскольку либо само определяемое слово, либо определяющие слова употреблены в нормативно-оценочном смысле. В теоретической же дефиниции раскрывается информативный смысл слова (при необходимости — с его этимологией и историческими модификациями); при этом, если дефинируется ценностное понятие, то оно само рассматривается теоретиком как объект исследования, и дефиниция включает в себя не только изложение заключенного в нем содержания, но и указание на выполняемые им функции (в том числе нормативную функцию). В зависимости от приверженности той или иной этической школе, от задач, стоящих перед этикой как наукой и учебной дисциплиной, этика структурируется по-разному. Выделяют ряд блоков: - история этики и морали, описывающая процесс развития этических учений, а также генезис и эволюцию морали с глубокой древности до наших дней; здесь можно выделить также дескриптивную этику, выявляющую социально-исторические типы морали (рыцарская мораль, буржуазная мораль и др.); - теория морали — учение о сущности морали, ее основных принципах и категориях, структуре, функциях и закономерностях, объясняющее эволюцию и механизм действия морали; - нормативная этика — обоснование моральных принципов и норм, которые выступают как теоретическое развитие и дополнение морального сознания общества и личности, базируются на высших моральных ценностях и предписывают человеку с позиций долженствования (деонтологии) определенные правила поведения во взаимоотношениях и общении людей, помогая ему выработать общую стратегию «правильной жизни» - прикладная этика — совокупность принципов, норм и правил, выполняющих практическую функцию научения людей должному поведению. - экологическую этику, рассматривающую нормы поведения человека как части экосистемы по отношению к окружающей среде; - этику гражданственности, разрабатывающую нормы поведения человека как гражданина по отношению к обществу; - ситуативную этику, в которой разрабатываются практические рекомендации применительно к конкретным ситуациям и сферам человеческой жизнедеятельности — как к публичным (этика политических действий), так и к интимным (этика семейных отношений); - профессиональные этики — системы моральных принципов, норм и правил поведения специалистов разного профиля с учетом особенностей их профессиональной деятельности и конкретной ситуации; - этику делового общения, выступающую как в роли самостоятельной профессиональной этики (для менеджеров и предпринимателей), так и в качестве ситуативного элемента этики других профессий (педагога, юриста, инженера). 11.Понятие и виды профессиональной этики Профессиональная этика регулирует нравственные отношения людей в основной сфере общественной жизни – трудовой деятельности. Общество может нормально функционировать и развиваться только в результате непрерывного процесса производства материальных и духовных ценностей, и от того, какими по своим общественным целям и содержанию являются отношения людей в обеспечении этого процесса, во многом зависит благополучие субъектов труда и общества. Профессиональная этика есть совокупность моральных норм, определяющих отношение человека к своему профессиональному долгу, а посредством его к людям, с которыми он связан в силу характера своей профессии, и, в конечном счете, к обществу в целом. Содержанием профессиональной этики являются: - кодексы поведения, предписывающие определенный тип нравственных взаимоотношений между людьми, которые представляются оптимальными с точки зрения выполнения им своей профессиональной деятельности; - способы обоснования данных кодексов, социально-философское истолкование культурно-гуманистического назначения данной профессии. Профессиональная этика изучает: - отношения трудовых коллективов и каждого специалиста в отдельности к обществу; нравственные качества специалиста, обеспечивающие выполнения профессионального долга; - специфику нравственных отношений специалистов и людей, являющихся непосредственным объектом их деятельности; - взаимоотношения внутри профессиональных коллективов и те специфические для данной профессии нравственные нормы, которые выражают эти отношения; - профессиональную деятельность как нравственное качество личности. Профессиональная этика не является следствием неравенства в степени моральности различных профессиональных групп. Но к некоторым видам профессиональной деятельности общества предъявляет повышенные моральные требования. Уделяются особое внимание моральным качествам работников тех профессий, которые связаны с правом распоряжаться жизнью людей, некоторых профессий из сферы услуг, здравоохранения, воспитания и т.д. Трудовая деятельность этих профессий, более чем каких-либо других, не поддается предварительной регламентации, не умещается в рамках служебных инструкций, технологических шаблонов. Она по своему существу является творческой. Особенности труда этих профессиональных групп существенно усложняют моральные отношения и к ним прибавляют новый элемент: взаимодействия людьми – объектами деятельности. Поскольку их деятельность означает «вторжение» во внутренний мир человека, то нравственная ответственность приобретает здесь решающее значение. Это относится к профессиональной деятельности врачей, учителей, юристов. Общество рассматривает нравственное качества работника, как один из ведущих элементов его профессиональной пригодности. Общеморальные нормы должны быть особым образом конкретизированы в его трудовой деятельности с учетом специфики труда, структуры моральных отношений, характерных эля этого типа профессий. Таким образом, профессиональная мораль должна рассматриваться в единстве с общепринятой системой морали. Только на основе принципов и норм общей морали возможно обобщение нового морального опыта в сфере труда, определение новых норм и запретов в профессиональной морали, преодоление отживших нравственных правил и оценок. Развитие общества сопровождается постоянным усложнением и углублением специализации производства, дифференциации условий труда и профессиональной деятельности. Это влечет за собой соответственно конкретизацию профессиональных обязанностей и порождает систему специфических моральных требований. Профессиональные отношения и обязанности становятся одновременно и профессионально-этическим отношениями. Каждому роду человеческой деятельности соответствуют определенные виды профессиональной этики. Профессиональные виды этики — это те специфические особенности профессиональной деятельности, которые направлены непосредственно на человека в тех или иных условиях его жизни и деятельности в обществе. Для каждой профессии особое значение приобретают те или иные профессиональные моральные нормы. Профессиональные моральные нормы – это руководящие начала, правила, образцы, порядок внутренней саморегуляции личности на основе этико-гуманистических идеалов. Определенность моральных профессиональных норм задается диспозициями, санкциями и условиями действий. Формой выражения требований профессиональной этики является также общественное мнение данной социальной группы лиц, принадлежащих к одной профессии. Основными видами профессиональной этики являются врачебная этика, педагогическая этика, этика ученого, актера, художника, предпринимателя. Каждый вид профессиональной деятельности определяется своеобразием профессиональной деятельности и имеет свои специфические аспекты в реализации норм и принципов морали и в совокупности составляет профессиональный кодекс морали. Так, например, во врачебной этике все нормы, принципы и оценки ориентированы на здоровье человека, его значение и сохранение. Этика ученого предполагает в первую очередь такие моральные качества, как научная добросовестность, личная честность, гражданское мужество. Профессиональная этика военнослужащего требует выполнения служебного долга мужества, дисциплинированности, стойкости, выносливости, преданности Родине и т.д. 21.Принципы справедливости и гуманизма и их воплощение в нормах, регламентирующих поведение государственного служащего Российской Федерации Законность – политико-правовой режим или принцип реального действия права в государстве, при котором государственные и муниципальные органы, должностные лица и граждане строго соблюдают правовые нормы и в первую очередь законы. Ни одно общество не может быть стабильным и гармонично развивающимся, если в нем бездействует и нарушается закон, господствует несправедливость, не уважается и не защищена личность, царствует произвол. Без соблюдения принципов законности, справедливости и гуманизма невозможны никакие гражданское согласие, консолидирующая роль государственной и муниципальной службы или эффективное государственное и муниципальное управление. Нарушение этих принципов неизбежно влечет за собой проявления бюрократизма, несправедливости, произвола и безнравственности. В реальной жизни эти негативные явления, связанные с деформацией морального сознания служащих аппарата государственной и муниципальной власти, сплошь и рядом обнаруживаются в безразличии чиновников к социальному назначению и социальным последствиям своей служебной деятельности, в безответственности, преследовании узко корпоративных целей и интересов. Одним из приоритетных для государственной и муниципальной службы, бесспорно, является принцип законности в деятельности государственных и муниципальных служащих. С точки зрения современного демократического правового государства, законность означает установленный государством порядок и принцип жизнедеятельности, в соответствии с которыми все правоотношения и действия государственных органов, органов местного самоуправления, общественных институтов и граждан осуществляются в рамках закона. Последнее обстоятельство особенно важно иметь в виду, когда речь идет о России, для большинства населения которой были всегда характерны правовой нигилизм, противопоставление морали праву (на Западе – "право", у нас – "правда"). Принцип законности включает в себя целый ряд исходных положений, которые лежат в основе требований к поведению субъектов правовых отношений в первую очередь таких как: 1) верховенство закона (что обеспечивает иерархическую стройность системы нормативных актов, когда подзаконные правовые акты не противоречат закону); 2) единство законности (предполагает ее действие на всей территории государства); 3) всеобщность законности (подразумевает ее действие на всех лиц); 4) целесообразность законности (способствует достижению целей государства и общества, которые выражаются в праве, законе); 5) равенство перед законом (предполагает предоставление одинаковых прав и предъявление единых требований ко всем гражданам); 6) гарантированность основных прав и свобод граждан (означает всеобщую защиту индивида и необходимость обеспечения приоритета общегуманитарных ценностей); 7) неотвратимость наказания за совершенное правонарушение (что характеризует юридическую природу законности); 8) взаимосвязь законности и культурности (характеризует нравственную природу законности, в соответствии с которой без достижения определенного уровня правовой культуры всеми субъектами права, населением страны в целом, невозможно обеспечить должный уровень законности). Для государственных и муниципальных служащих необходимость соблюдения принципа законности диктуется множеством обстоятельств. Как служащие аппарата государственных и муниципальных органов, они осуществляют многогранную исполнительно-распорядительную деятельность, осуществляют правоприменение, распоряжаются материальными, финансовыми, трудовыми ресурсами. Кроме того, органы исполнительной власти, их должностные лица вправе осуществлять внесудебное принуждение, юрисдикционную деятельность, они наделены дискреционными полномочиями, свободой усмотрения, служащей одним из средств выполнения государственными и муниципальными органами возложенных на них задач и полномочий. Поэтому мы полагаем, что стоит согласиться с теми учеными, которые считают, что состояние законности в государстве зависит в первую очередь от уровня законности в государственно-административном управлении, в системе государственной и муниципальной службы. Самая совершенная правовая система, правосудие и прокурорский надзор не изменят положения, если государственные и муниципальные служащие берут взятки за лицензирование, за предоставление квартир, работники милиции незаконно задерживают граждан, изымают у них имущество, если правит протекционизм и ориентация на личную преданность, если государственные и муниципальные должности становятся предметом распределения и средством усиления личной власти. Не может быть никакого сомнения, что деятельность государственной и муниципальной службы должна базироваться на идеях правопорядка и уважения к закону. В основе такого правопорядка лежат выработанные мировой общественной мыслью и практикой положения, к которым следует отнести: 1) рациональный подход к вопросам государственного устройства, признание права власти и права народа величинами одного порядка; 2) естественные права человека доминируют над законами государства, служат основой для их выработки; законы государства создаются властями при наличии согласия между людьми относительно их соответствия естественному праву; 3) главенство закона; власть основана на законе, а не закон "даруется" властью; все граждане равны перед законом; 4) ограничение власти, правительства принятым в обществе основным сводом правил и законов, которые способны предотвратить произвол власти, а также обезопасить общество от меняющегося настроения большинства, способного привести к непродуманным действиям; 5) ответственность должностных лиц государства перед народом, закрепленная законодательно; цель власти – служить обществу, его процветанию. Как видно из содержания приведенных выше положений, которые и сегодня составляют основу правового государства, основополагающей здесь является идея равного уважения к закону как со стороны населения, так и со стороны самой власти. С этой точки зрения, правовое государство – не только политико-правовое, но и этическое понятие, напрямую связанное с понятием справедливости, ставящее личность вровень с власть предержащими. Принцип законности, отражая уровень правовой культуры государственных и муниципальных служащих, требует от работников аппарата государственной муниципальной власти строгого соблюдения Конституции и законов государства. В Законе о реформе гражданской службы США говорится, что государственные чиновники обязаны "защищать Конституцию, законы и постановления США и всех правительственных органов и никогда не нарушать их и не уклоняться от их выполнения". Это положение закреплено и в федеральных законах "О государственной гражданской службе в Российской Федерации", "О муниципальной службе в Российской Федерации" и в Федеральном законе от 06.10.2003 № 131-Φ3 "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", выдвигающих в качестве основы деятельности служащих государственных и муниципальных органов принцип законности, верховенства Конституции РФ и федеральных законов над иными нормативными актами. При этом речь в данном случае, по мнению ученых, должна идти не только о том, чтобы в государстве существовали законы, и они исполнялись, а прежде всего о том, чтобы они соответствовали праву, императивам свободной жизнедеятельности общества, гуманизму общественных отношений, социальной справедливости. Характерно, что наряду с разрешением моральных коллизий в органах государственной и муниципальной власти и этическим обучением персонала, одной из главных задач этических комитетов и комиссий, действующих сегодня в большинстве стран, является также наблюдение за тем, как осуществляется экспертиза принимаемых в государстве законов с точки зрения возможных конфликтов интересов. Принцип справедливости является еще одним фундаментальным принципом этики государственной и муниципальной службы, поскольку он прямо связан с проблемой уважения населения к государственной и муниципальной власти, к служащим государственного аппарата. Всякая несправедливость, допускаемая чиновниками, наносит моральный ущерб авторитету власти в целом. С точки зрения задач государственной и муниципальной службы принцип справедливости означает законное и рациональное использование властных полномочий, защиту прав и законных интересов граждан, удовлетворение их социальных ожиданий. Этический принцип справедливости в государственной и муниципальной службе конкретизируется в ряде этических норм: никогда не дискриминировать одних путем предоставления льгот другим, не допускать субъективизма в оценке личностно-деловых качеств людей и др. Федеральные законы "О государственной гражданской службе в Российской Федерации" и "О муниципальной службе в Российской Федерации" в качестве приоритетного принципа ставят на первое место приоритет прав и свобод человека и гражданина. Гуманизм (от лат. humanus – человеческий, человечный) – система мировоззрения и мировосприятия, в основе которой лежит признание ценности человека как личности, его права на свободу, счастье, развитие и проявление своих способностей. В ст. 15 Федерального закона "О государственной гражданской службе в Российской Федерации" и ст. 12 Федерального закона "О муниципальной службе в Российской Федерации" в качестве одной из основных обязанностей государственного и муниципального служащего определяется требование "соблюдать при исполнении должностных обязанностей права и законные интересы граждан и организаций". Третьим важнейшим принципом административной этики является принцип гуманизма, который во многих странах составляет основу современной деловой этики. Этот принцип вытекает из главного требования к государственной и муниципальной службе (служить людям, заботиться об их благе) и конкретизируется в таких этических нормах, как: 1) доброжелательность, чуткость, отзывчивость, уважение к каждому человеку; 2) внимание к проблемам людей; 3) признание суверенитета личности и ее достоинства. Список использованных источников Кузнецов, А. М. Этика государственной и муниципальной службы: учебник и практикум для прикл. бакалавриата / А. М. Кузнецов. – М.: Юрайт, 2016. – 407 с. Лебедев, С. Г. Профессиональная этика: учебно-методическое пособие для обучающихся очной и заочной форм обучения по направлениям подго- товки 280705.65 «Пожарная безопасность», 280700.62 «Техносферная безопасность», 081100 «Государственное и муниципальное управление» (про- филь «Управление в системе МЧС») / С. Г. Лебедев. – Иваново, 2013. Профессиональная этика и служебный этикет сотрудников ОВД: учебник для студентов вузов / [И. И. Аминов и др.]. – М.: ЮНИТИ-ДАНА: Закон и право, 2016. – 271 с. Психология и этика делового общения: учебник и практикум для академического бакалавриата / под ред. В. Н. Лавриненко, Л. И. Чернышовой. – М.: Издательство Юрайт, 2015. – 408 с. |