лекции. лекция № 5 (1). 1. Этнокультурная компетентность
Скачать 1.26 Mb.
|
Межкультурная коммуникация, взаимовлияние культур. Целью освоения дисциплины «Поликультурное образование» является формирование у студентов следующей компетенции ОПК – 9 способностью вести профессиональную деятельность в поликультурной среде, учитывая особенности социокультурной ситуации развития. 1.Этнокультурная компетентность. Этнокультурная компетентность означает готовность к межэтническому взаимопониманию и взаимодействию, которая основана на полученных в повседневной жизни и на учебных занятиях знаниях о какой-либо этнической культуре. Высокий уровень этнокультурной компетентности достигается при прохождении следующих ступеней, соотносящихся с этапами возрастного развития: 1) элементарная грамотность в области собственной этнической культуры, а также этнических культур народов, проживающих в данной стране (дошкольный и младший школьный возраст 5- 10 лет); 2) функциональная грамотность в области своей и этнических культур народов своей маестности и элементарной грамотности в сфере этнокультур сопредельных стран ( подростковый возраст 11- 15 лет); 3) образованность в области этнокультур своей местности и проявление элементарной грамотности в сфере этнокультур мира ( юношеский возраст 15 - 18 лет). Необходимо отметить, что формирование этнокультурной компетентности продолжается на протяжении всей жизни человека. Формирование этнокультурной компетентности может и должно осуществляться в образовательном пространстве, представляющем сегодня форму существования и трансляции опыта и условие обучения и воспитания, посредством введения этнокультурного компонента в содержание образования. 2.Межкультурная сензитивность. Факторы межкультурного взаимодействия. Под межкультурной сензитивностью понимается способность индивида воспринимать, понимать, запоминать и структурировать культурно обусловленные характеристики других людей или группы, на основании чего прогнозировать их поведение и деятельность. Социальные психологи и социологии выделяют следующие группы взаимозависимых факторов, влияющих на межэтнического взаимодействие: • исторические • политические • социально – структурные • культурные • социально - психологические (или их выделяют как личностные) и ситуативные. 3.Поликультурное образование как средство развития этнокультурной компетентности. Основной задачей поликультурного образования становится развитие этнокультурной компетентности. Этнокультурная компетентность – это совокупность знаний о своей и других культурах, которая реализуется через навыки, установки, модели поведения. Обеспечивает эффективное взаимодействие с представителями различных культур. В современном мире этнокультурная компетентность становится главной составной частью социализации индивида. Успешная социализация должна ориентировать человека на постижение сложности поликультурного окружения и предлагает формировать способности к самостоятельному выбору (в том числе и идентичности), развитие вариативности поведения в разных культурных средах, повышение уровня толерантности к иным культурам. Это приводит к развитию этнокультурной компетентности. 6 стадий освоения этнокультурной компетентности: 1) Отрицание межкультурных различий. Абсолютный этноцентризм. 2) Защита от этнических различий в пользу своей группы. 3) Минимизация культурных различий. Представители культуры открыто признают различия культур, но не дают отрицательной оценки другим культурам. 4) Стадия принятия индивидом этнокультурных различий. На этой стадии этнокультурной компетентности различия принимаются и признаются как данность, люди ищут и исследуют различия (мы разные, и это здорово). 5) Стадия адаптации межкультурных различий. Человек осознаёт различия и способен вести себя по правилам чужой культуры, не испытывая дискомфорта. Сформирована этнокультурная компетентность. Критерием достижением данной стадии может быть то, что человек обнаруживая очередное межкультурное различие, видит в нём не новое препятствие к общению, а новую возможность взаимосвязи. 6) Интеграция – человек идентифицирует себя с какой – то культурой. У человека формируется бикультурная идентичность. Но есть опасность, что человек может уйти в состояние маргинальности. 4.Модели и типы обучения в системе поликультурного образования. 1) По методу обучения: - Дидактическая – даёт информацию, знания об истории, традициях, обычаях народа. - Экспериментальная – опыт (ролевые игры). 2) По содержанию обучения: - Общекультурная – даёт представление о том, что есть психологические барьеры. - Культурно-специфическая – специфика общения с одной культурой. 3) По сфере, в которой достигнуты результаты: - Когнитивная. - Эмоциональная. - Поведенческая. Типы обучающих программ: Поликультурное воспитание: 1) Просвещение – культурно-специфическое и общекультурное. 2) Инструктаж – обеспечивает широкий взгляд на проблемы и способы их решения. 3) Ориентирование – быстрое ознакомление с чужими культурными ценностями, представлениями, нормами. Поликультурное образование: 4) Тренинг – это наиболее перспективный тип программ поликультурного образования. Даёт возможность отработать поведенческие моменты. 5.Ассимиляторы как средство повышения межкультурной сензитивности. Работа с ассимиляторами. Культурные ассимиляторы – это техника повышения межкультурной синзетивности. Цель – научить смотреть на различные ситуации с точки зрения чужой группы, понимать их видение мира, при этом членов группы не побуждают отказываться от своей группы и полностью ассимилироваться (сливаться) с чужой. При подборе ситуаций учитываются взаимные стереотипы, различия в ролевых ожиданиях, обычаи, особенности невербального поведения и многое другое. Особое внимание уделяется ориентированности культуры на коллективизм или индивидуализм. Наиболее сложные задачи встают перед создателями культурного ассимилятора на этапе комплектации набора альтернативных объяснений – атрибуций. Сам по себе культурный ассимилятор является методом когнитивного ориентирования, но его часто применяют в тренинговых программах – в группе обсуждаются и сравниваются результаты участников, проводятся ролевые игры с использованием ситуаций культурного ассимилятора. В этом случае он является основой программы атрибутивного тренинга, так как задача обучаемых – выбрать ту интерпретацию каждой ситуации взаимодействия представителей двух культур, которая соответствует точке зрения чужой для него группы, т.е. подобрать изоморфную атрибуцию. Ситуация № 1. Вечером после работы Николай часто заходил с коллегами в бар. На следующий день после очередных посиделок Николай, будучи на работе, обратился к Майку с вопросом: «А помнишь, ты рассказывал, как вы устроили шикарную шумную вечеринку в прошлом году в баре?», на что получил от Майка совет заниматься своей работой. Николай был в недоумении, ведь вчера они активно обсуждали это, а сегодня Майк так грубо ответил ему. Как вы думаете, в чем причина такого резкого ответа Майка? 1) Майк - грубый, невоспитанный человек. 2) Майк убежден, что то, что было рассказано в частной беседе, не стоит предавать огласке. 3) Майк убежден, что во время работы не стоит говорить о посторонних вещах. 4) Майку неприятно вспоминать этот случай из своей жизни. Объяснения: 1) В данной ситуации нет никаких указаний на невоспитанность Майка. Напротив, Николай, давно с ним общаясь, был явно шокирован его резкостью. Выберите другой вариант. 2) Это вероятный вариант ответа, однако нет никаких указаний на то, что их беседу могли слышать посторонние люди. Выберите другой вариант. 3) Это правильный вариант ответа. Англичане стараются не смешивать понятия дружбы и рабочих отношений. Русский, нарушив эти правила, может прослыть бестактным и невежливым человеком. 4) Исключить такую возможность нельзя, и тогда негативная реакция понятна. Однако мы знаем, что еще вчера Майк обсуждал эту ситуацию без всякого стеснения. Выберите другой вариант. 6.Понятие толерантности. Толерантность как философское и социологическое понятие. Педагогика толерантности. Ненасильственное разрешение конфликтов как одна из задач педагогики толерантности. Толерантность – это готовность к принятию иных логик и взглядов, право отличия, непохожесть, инаковость, это фактор, стабилизирующий систему (личность, общество) изнутри. Толерантность рассматривается как ценность, установка и личностное качество. По направленности толерантности можно выделить: - внешнюю толерантность (к другим) – сформированное убеждение, позволяющее личности допускать наличие у других собственной позиции, способности рассматривать конфликтную ситуацию с различных точек зрения, учитывать различные аспекты и аргументы; - внутренняя толерантность (внутренняя устойчивость) – способность сохранять равновесие в конфликтной ситуации, принимать решение и действовать в этих условиях. Педагогика толерантности В отечественной педагогике и практике идеи толерантности реализуются в педагогике сотрудничества, педагогике переживания, диалоговой педагогике, педагогике успеха и др. существуют разные понимания педагогики толерантности: - она понимается как объединительный принцип всех прогрессивных педагогов, выступающих за права человека в образовательных учреждениях, ненасильственно разрешающих противоречия и конфликты в образовании, не приемлющих различных форм агрессии в организациях образовательной среды; - самостоятельное направление, организуемое рядом принципов: во- первых, определение методической базы терпимости и толерантности, где раскрывается суть терпимости и толерантности как гуманистические ценности, во-вторых, рассматриваются суть терпимости и толерантности, психологические условия их развития, определяются принципы терпимого и толерантного взаимодействия. Цель педагогики толерантности – воспитание подрастающего поколения на ненасильственной основе в духе толерантности, миролюбия, сотрудничества, уважения прав и свобод других людей. Отрицание насильственных методов разрешения внутриличностных, межличностных, межэтнических и межконфессиональных конфликтов – одна из важных задач педагогики толерантности. Важной задачей педагогики толерантности признается развитие умений ненасильственно разрешать конфликты посредством развития способности к терпению (выдержка, самообладание, самоконтроль) и принятию (понимание, эмпатия, ассертивность) при взаимодействии с «другими», «иными», «чуждым». Одна из задач педагогики толерантности – организация работы по переподготовке кадров руководителей образовательных учреждений, педагогов, всех, кто имеет отношение к образованию: развитие профессионально необходимых качеств и личностных свойств, специальных умений. 7.Поликультурное образование как фактор формирования толерантных отношений. Толерантность начинает выступать в качестве неотъемлемого элемента современного понимания свободы, являющейся высшей человеческой ценностью. Она же служит важной частью структуры творческого взаимодействия и творчества вообще. Но это, в свою очередь, означает, что принцип толерантности должен творчески применяться и во всех социальных отношениях. И, прежде всего, в образовательном процессе, во взаимоотношениях учителя и ученика. Среди конкретных задач поликультурного образования, как правило, называются следующие задачи: - глубокое и всестороннее овладение учащимися культурой своего собственного народа как непременное условие интеграции в иные культуры; - формирование у учащихся представлений о многообразии культур в мире и России, воспитание положительного отношения к культурным различиям, способствующим прогрессу человечества и служащим условиям для самореализации личности; - создание условий для интеграции учащихся в культуры других народов; - формирование и развитие умений и навыков эффективного взаимодействия с представителями различных культур; - воспитание учащихся в духе мира, терпимости, гуманного межнационального общения. Решение этих задач будет производиться путем соответствующего изменения содержания таких учебных курсов, как «Обществознание», «Всеобщая история», «Права человека», предметов естественнонаучного цикла, «Искусства», а также «Трудовое обучение», «Техника» и «Технология». Содержание общеобразовательных учебных курсов дает школьнику возможность усвоить такие основные понятия и категории поликультурного образования, как самобытность, уникальность, культурная традиция, духовная культура, культура межнационального общения, конфликт, культура мира, взаимопонимание, согласие, солидарность, сотрудничество, ненасилие, толерантность. Особое внимание в программе поликультурного образования уделяется обучению учащихся культуре мира и правам человека. Важной частью поликультурного образования являются различные системы свободного воспитания, базирующиеся на принципах многофакторности и полифункциональности педагогического процесса. Так, в настоящее время уже получили распространение школы вальдорфской педагогики, диалога культур, педагогики «нового гуманизма». На еще один немаловажный аспект трансформации образования обращает внимание Л.П. Буева. Она справедливо полагает, что в современных условиях система образования и его содержание не должны носить однозначно адаптационный характер, позволяя наличествовать «запасу свободы», создаваемому «поликультурностью и внутренней динамикой освоения как можно большего культурного пространства как расширения возможностей выживания» . В целом проблема перестройки «архитектуры педагогического пространства», дающая возможность получения и закрепления навыков толерантного отношения к «другому» является, пожалуй, проблемой номер один в современном российском образовании. Исследователи с тревогой отмечают наличие в сфере образования процессов, создающих условия для развития. 8.Этнические предрассудки и стереотипы учащейся молодежи. Этика толерантности и разделение труда. Одной из острейших проблем общества и молодежной среды, в частности, являются межнациональные отношения. Проблема имеет ряд уровней и аспектов, вот некоторые из них: • государственная национальная политика и социальная работа в области межнациональных отношений; • теории и концепции межнационального общения; • воспитательная работа образовательных учреждений и молодежных организаций; • бытовое восприятие; • поведение граждан. Исследования социологов показывают, что молодежь в сравнении с другими группами населения наиболее этноцентрична, т. е. проявляет неприязнь к одной или многим национальностям, нетерпимость, национализм. Многие молодые люди считают, что в России должны жить только русские. Ученые фиксируют, что к настоящему времени среди значительной части молодежи господствуют националистические убеждения. Это объясняют отчасти возрастными причинами, психологическими особенностями: молодой человек хочет быть сильным и успешным в жизни, склонен рассматривать мир упрощенно, как черно-белый, делит людей на своих и чужих по социальному и национальному признаку, хочет принадлежать к сильной группе. Социальная ситуация и возрастные психологические особенности обусловливают национальное самосознание молодежи, подталкивают молодых людей к крайним позициям, к национальной нетерпимости и экстремизму. Культура межнационального общения есть важнейший компонент гражданского воспитания и определяют приоритетными такие элементы содержания: ● формирование у школьников таких ценностей, как Родина, Отечество, Конституция, демократия, свобода, права человека, семья, гражданская и социальная ответственность, формирование чувства гражданина многонациональной России; ● приобщение учащихся к совокупности ценностей, отражающих общечеловеческое и национальное культурное богатство народов России, к их историческим, духовным, нравственным традициям, готовности продолжать и развивать их Необходимо в детских коллективах создавать гуманистическую среду, которая будет способствовать формированию навыков бесконфликтности, ненасильственному общению среди детей, вышедших из разных национальных, культурных, конфессиональных и социальных слоев общества. Следует вовлекать подростков в акции солидарности, сопереживания с теми, кто перенес страдания и нуждается в поддержке. Это поможет молодому человеку реально подготовиться к участию в жизни гражданского общества в правовом, демократическом государстве. 9.Особенности межгруппового восприятия в ситуации межэтнического взаимодействия. Межэтнические отношения — это такие отношения, в которых их участники выступают как представители своей этнической группы, народа. Межэтнические отношения могут осуществляться на личностном уровне, когда происходит взаимодействие между двумя личностями — представителями своего этноса, или на групповом уровне, когда во взаимодействие включены две и более этнические группы. Процесс межэтнического взаимодействия содержит в себе следующие компоненты: когнитивный, когда участники взаимодействия осознают и вос- принимают себя и других как представителей разных этнических групп и, используя такие механизмы, как категоризация, символизация и стереотипизация, строят на их основе определенные схемы поведения; эмоциональный, когда участники взаимодействия имеют определенное эмоциональное отношение к себе и к другим как представителям иных, "чужих" этносов, и это отношение может также строиться на основе механизмов категоризации, символизации и стереотипизации, рождая определенные установки, стереотипы и т. п.; поведенческий, когда созданная на основе специфики межгруппового восприятия схема поведения и сопутствующее ей эмоциональное отношение проявляются в конкретных поступках и действиях участников межэтнического контакта как представителей своих этнических групп. Можно выделить следующие ведущие механизмы межгруппового восприятия в межэтнических отношениях: этноцентризм; стереотипы и установки; атрибуции. Как механизм межгруппового восприятия в межэтнических отношениях этноиентризм имеет следующие характеристики. Может являться препятствием для межгруппового взаимодействия, но также и выполнять полезные для группы функции, среди которых можно выделить: • поддержание позитивной идентичности представителей той или иной этнической общности; • сохранение целостности, специфичности и самобытности этнической группы; • изначально не несет в себе враждебного отношения к другим группам и может сочетаться с терпимым отношением к межгрупповым различиям, и в этом случае выражается не как занижение уровня значимости и важности других групп, а как повышение значимости своей группы без отрицания и приниже- ния культур других, "чужих" этнических групп; • может иметь позитивную форму выражения, когда достаточно объективно оцениваются качества своей группы и при этом осуществляются попытки понять особенности чужой группы; • имеет тенденцию к дифференциации, под которой понимается стремление этнической группы к отделению себя от других этнических групп. Основными механизмами, выполняющими функцию межгрупповой дифференциации, являются атрибутивные процессы. На уровне межгрупповых отношений выделяются следующие виды атрибутивных процессов: стереотипизация — как особый случай атрибуции черт, когда индивиду приписываются характеристики исходя из его группового членства; социальная каузальная атрибуция — приписывание причин пове- дения и достижений индивидов на основании групповой принад- лежности. Социальные стереотипы, выработанные на их основе этнические стереотипы играют важную роль в межгрупповых отношениях, так как являются упрощенными, схематизированными образами социальных объектов и характеризуются высокой сте- пенью согласованности индивидуальных представлений. Стереотипы усваиваются в раннем детстве — обычно из вторичных источников, а не из непосредственного опыта — и используются детьми задолго до возникновения ясных представлений о тех группах, к которым они принадлежат. |