философия. Философия. 1. Философия, ее проблемы, роль в жизни человека и общества Вопрос Предмет философии, ее основные проблемы и направления
Скачать 106.31 Kb.
|
© Борисова Е.М., Осин Р.С., 2015 © Московский финансово-промышленный университет «Синергия», 2015 Содержание Тема 1. Философия, ее проблемы, роль в жизни человека и общества Вопрос 1. Предмет философии, ее основные проблемы и направления. Вопрос 2. Исходные философские категории: бытие, материя, сознание, познание. Функции философии. Тема 2. Основные этапы и направления развития философии Вопрос 1. Философия Древнего мира, Европейского Средневековья, Эпохи Возрождения и Нового времени. Вопрос 2. Философия XVIII–XX вв. (немецкая классическая философия, русская религиозная философия, Западная философия). Тема 3. Диалектика: понятие и основные исторические формы Вопрос 1. Диалектика и ее исторические формы. Вопрос 2. Законы диалектики. Вопрос 3. Категории материалистической диалектики. Вопросы для самопроверки: Тема 4. Общество: основы философского анализа Вопрос 1. Теоретические модели общества и их философские основания. Вопрос 2. Формационная и цивилизационная концепции общественного развития. Дискуссионные проблемы формационного анализа общества. Тема 5. Общество как саморазвивающаяся система Вопрос 1. Социальная система и ее характерные особенности. Материально-производственная и социальная сфера как подсистемы общества. Вопрос 2. Политическая сфера общества, ее основные элементы. Духовная сфера и ее структура, роль в обществе. Тема 6. Движущие силы и субъекты социального развития. Человек и исторический процесс Вопрос 1. Социальная система и ее характерные особенности. Материально-производственная и социальная сфера как подсистемы общества. Вопрос 2. Личность как субъект социального развития. Роль исторических личностей. Тема 1. Философия, ее проблемы, роль в жизни человека и общества Вопросы темы: 1. Предмет философии, ее основные проблемы и направления. 2. Исходные философские категории: бытие, материя, сознание, познание. Функции философии. Цели и задачи изучения темы. Цели и задачи изученияданной темы – получение самых общих знаний о философии как особой форме мировоззрения и одной из древнейших областей человеческого знания на фоне различных представлений, сложившихся о ней на протяжении многовековой истории и многочисленных дискуссий в культуре XX века. Серьезное и целенаправленное изучение первой темы поможет студентам в выработке собственной мировоззренческой позиции, познакомит их с основными направлениями в философии и различными точками зрения на возможности научного познания, а также введет в предмет данной дисциплины и область используемых в рамках философского знания понятий и категорий. Изучив данную тему, студенты должны: Знать,что представляет собой философия как особая форма мировоззрения и что отличает ее от религии и мифологии; должны знать основные проблемы и составляющие философского знания (онтологические, гносеологические и методологические); сущность философских категорий: бытие, материя, сознание, истина. Уметь пользоваться основными философскими терминами и понятиями при раскрытии содержания данной темы и уметь аргументировано объяснить причины существования различных философских направлений и их главные отличияохарактеризовать основные функции философии в современном мире, выработать собственную мировоззренческую позицию. Изучив данную тему, необходимо акцентировать внимание на следующих понятиях: мировоззрение; миф; религия; обыденное мировоззрение; онтология; гносеология; материализм; монизм; дуализм; агностицизм; субъективный идеализм; объективный идеализм; диалектика; метафизика; бытие; материя; сознание; познание; истина; движение; пространство; время; чувственное познание; рациональное познание. Теоретический материал по теме Вопрос 1. Предмет философии, ее основные проблемы и направления. Философия – одна из древнейших областей человеческого знания, духовной культуры. Наиболее известные дошедшие до нас философские системы возникли около 2,5 тыс. лет назад в странах Древнего Востока (Индия, Китай), но наивысшего развития философия достигла в Древней Греции. Само понятие «философия», означающее «любовь к мудрости», впервые объяснил древнегреческий мыслитель и математик Пифагор, а в качестве названия особой науки употребил впервые древнегреческий философ Платон. В своем развитии философия проходит длительный путь становления. Человек в процессе эволюции начинает выделять себя из окружающего мира природы и тем самым осмысливать как свою уникальность, так и уникальность окружающего мира, противостоящего ему и отличающегося от него. Изменяется и понимание предмета философии. Так, смысл философии Пифагор и другой древнегреческий философ Гераклит видели в поиске истины, Платон – в познании вечных и абсолютных истин, по мнению его ученика древнегреческого философа Аристотеля, задача философии – постижение всеобщего, первоначал и первопричин бытия. При всем многообразии подходов к определению предмета философии можно выделить то общее, что свойственно философскому знанию вообще. Философию можно определить как учение об общих, универсальных принципах бытия и познания, сущности человека и его отношении к окружающему миру. Это и определяет основные проблемы, находящиеся в центре философского осмысления. Внутреннее деление философской проблематики намечено еще в античности (правда, там она включает всю область современного гуманитарного знания, а также знания, позднее отошедшие к естественным наукам). Основные части – онтология, или учение о бытии, гносеология (эпистемология) – учение о познании, логика – учение о формах мышления. Позднее добавляются социальная философия, аксиология – учение о ценностях, история философии, этика и эстетика. Отличительная особенность философии в том, что она ставит и решает проблемы мировоззрения. Мировоззрение – это совокупность наиболее общих взглядов на мир и место человека в нем, а также основанные на них чувства, убеждения, идеалы, оценки, определяющие принципы поведения человека. Как разноуровневое духовное образование оно включает мироощущение (эмоциональный момент), мировосприятие (рациональная сторона) и отношение человека к миру и самому себе. Мировоззрение – своего рода духовный каркас и личности, и общества, поскольку определяет принципы поведения и деятельности, формирует идеалы и ориентации. Исторически сложились такие формы мировоззрения, как мифологическое, религиозное, обыденное, философское. Мифологическое мировоззрение как первая попытка объяснить явления окружающего мира характерно для ранних этапов первобытного общества и представляет собой фантастическое отражение действительности в эмоционально-образной форме. Религиозное мировоззрение характеризуется верой в сверхъестественные силы, которые играют главенствующую роль в жизни людей и мироздании, раздвоением мира на земной и небесный и поклонением сверхъестественным силам. Обыденное мировоззрение проявляет себя в форме здравого смысла и направлено прежде всего на практические вопросы. Играя значительную роль в жизни людей, в то же время оно не является достаточно подуманным, последовательным, систематизированным, не лишено ошибок и заблуждений, испытывает затруднения при решении сложных проблем, когда требуются фундаментальные знания, в том числе и в области философии. Философское мировоззрение как высший тип мировоззрения представляет собой рациональное объяснение мира, основанное на теоретическом и логическом анализе. В отличие от других типов мировоззрения для философии характерны доказательность, логическая обоснованность, аргументированность, системный характер знаний. Философия, формируя целостное понимание мира, является ядром мировоззрения, его теоретической основой. Философия как сложившаяся система знаний включает целый ряд проблем, которые она призвана решать. Но центральная мировоззренческая проблема – отношение человека к миру – конкретизируется в философии в основном вопросе: как относится мышление к бытию, сознание к материи, идеальное к материальному. Основной вопрос философии имеет сложную структуру, что обусловливает многообразие уровней философского мировоззрения. При рассмотрении первого, наиболее общего и фундаментального уровня основного вопроса философии различают две стороны. Первой стороной вопроса об отношении сознания к материи является вопрос о том, что является первичным – материя или сознание, какая из двух фундаментальных типов реальности – материальная или идеальная – является определяющей и порождает другую, лежит в основе мира. При решении этого вопроса возможны два подхода: монистический (от греческого monos – один, единственный), который кладет в основу мира одно из двух начал, материю или сознание, и дуалистический (от латинского dualis – двойственный), принимающий оба начала как равнозначные. Тем не менее, последний подход был распространен в философии слабо, и наиболее видными его представителями являются французский философ XVII в. Р. Декарт и немецкий философ XVIII в. И. Кант. В рамках монистического подхода выделяют такие философские направления, как материализм и идеализм. С точки зрения материализма материя является первичной, а сознание производно от нее. Он объясняет окружающий мир из него самого как существующий объективно, независимо от чьего бы то ни было сознания. В своем развитии материализм прошел ряд этапов – от стихийного материализма античности (Гераклит, Демокрит и др.) к метафизическому, механистическому материализму 17–18 вв. (Ф. Бэкон, Д. Локк, К. Гельвеций и др.) и впоследствии к диалектическому материализму (К. Маркс и Ф. Энгельс). Идеализм считает, что развитие мира определяется духовным началом. Он существует в двух формах – объективного и субъективного идеализма. Объективный идеализм ведет свое начало со времен античной философии. Он признает существование объективного мира вне человеческого сознания, но утверждает, что мир является порождением и проявлением некоего объективного сознания, не зависящего от человека – бога, духа, мирового сознания (Платон, Гегель). Субъективный идеализм считает первичной реальностью человеческие ощущения и тем самым первичным индивидуальное сознание (английский философ XVIII в. Д. Беркли). Следует подчеркнуть, что противоположность материализма и идеализма в решении основного вопроса философии не означает их несовместимости в решении других проблем. Более того, не всякое философское направление можно отнести либо к материализму, либо к идеализму. Но в каждом философском учении можно обнаружить рациональное содержание. Другая сторона основного вопроса философии – вопрос о том, можно ли адекватно познать окружающую человека действительность, объективные законы ее существования и функционирования. Часть философов признают безусловную познаваемость мира для человека. Существуют философские направления, представители которых в принципе отвечают на этот вопрос отрицательно. Философское учение, считающее, что мир принципиально непознаваем, называется агностицизмом (от греческого a – не, gnosis – знание) (Д. Юм, И. Кант). Деление философов по вопросу познаваемости мира не совпадает с их размежеванием на материалистов и идеалистов, ибо часть идеалистов признавала познаваемость мира. Тем не менее последовательный материализм неразрывно связан с признанием познаваемости мира. Кроме того, незначительная часть философов является скептиками, отказываясь однозначно ответить на вопрос о познаваемости мира. Вопрос об отношении мышления к бытию является основным вопросом философии, так как в конечном счете именно тот или иной ответ на него обусловливает принципы решения всех философских проблем, среди которых такие, как проблема истины, проблема метода познания, проблемы онтологии, а также мировоззренческие, общетеоретические основы конкретных наук, пытающихся проникнуть в сущность мироздания. Задания для самопроверки: 1. Определите специфику философского мировоззрения. 2. Назовите основные понятия, выражающие сущность философского знания. 3. Охарактеризуйте основной вопрос философии. Вопрос 2. Исходные философские категории: бытие, материя, сознание, познание. Функции философии. Основные понятия, выражающие сущность философского знания: бытие, материя, сознание, познание. Бытие, понимаемое традиционной философией как существование, включает следующие формы: бытие вещей, бытие человека, бытие духовного и бытие социального. Материя как объективная реальность, существующая независимо от человеческого сознания, неразрывно связана с такими атрибутами (всеобщими формами бытия) как движение, пространство и время. Движение – понятие, охватывающее все типы изменений и взаимодействий (механические, физические, химические, биологические, социальные), качественная трансформация которых может иметь двоякую направленность: прогресс (переход к более совершенным формам) и регресс (возврат объекта к ранее пройденным этапам). Всеобщими формами движения материи являются пространство – свойство объектов быть протяженными и время, выражающее скорость развертывания процессов, их ритм и темп. Сознание как субъективная реальность – это особое состояние, свойственное только человеку. По своей сущности оно идеально, а с точки зрения носителя выступает в двух основных формах: индивидуальной и общественной. Процесс познания – это творческая деятельность субъекта, направленная на получение достоверных знаний о мире, на постижение истины(соответствия нашего знания объективной реальности), в котором выделяют два уровня: чувственный (опущение, восприятие, представление) и рациональный (понятие, суждение, умозаключение). На уровне бессознательных структур психики особую роль в познании играет интуиция. Особое место в философии занимает исследование форм и методов познания, всеобщими из которых являются диалектика и метафизика. Диалектика – учение о всеобщий связи и развитии всех форм бытия, осуществляемом через борьбу противоположных начал. Система диалектики включает основные законы (единства и борьбы противоположностей; переход количественных и качественных изменений; закон отрицания отрицания), принципы (связи всех форм бытия; развития, изменчивости всего существующего) и идею противоречивости бытия как причины и условия его существования. Метафизика, в отличие от диалектики, сводит все изменения только к количественным, отрицает внутренний источник развития и переносит его «во вне», за пределы процесса или явления. Формы проявления метафизики: догматизм, релятивизм, эклектика, софистика. Следовательно, своеобразие философии состоит в том, что она проявляет себя как общее учение о методе и как совокупность наиболее общих методов познания и освоения действительности, что дает основание говорить о значении философии для других наук, о ее основных функциях. Прежде всего, философия выполняет мировоззренческую функцию, вооружая людей знанием мира и человека как целостной сложной системы. Являясь понятийным объяснением мира, она служит основой его правильного осмысления, ориентируясь на раскрытие самых общих вопросов. Не случайно немецкий философ XIX в. Гегель назвал философию эпохой, схваченной в мысли, «духовной квинтэссенцией эпохи». Методологическая функция (от греч. – путь познания) заключается в том, что философия вырабатывает систему способов и приемов объяснения, изучения мира и его изменения. В отличие от методов других наук, философия выступает в качестве наиболее общей методологии, т.е. формулирует общие принципы познания и освоения мира. Эти методы характерны и для научной деятельности, поэтому философия является общей методологией для частных наук. Ф. Бэкон, английский философ XVIII в., сравнивал философию с факелом, освещающим дорогу в пути. Аксиологическаяфункция (от греч. – ценный) предполагает оценку существующего с точки зрения различных ценностей (социальных, нравственных, идеологических). Особенно важна эта функция в переломные периоды развития общества, когда решается проблема выбора пути и системы ценностей, что актуально для современного этапа развития российского общества. Критическая функция философии связана с аксиологической, т.к. утверждая определенные ценности, любая философская система подвергает критике существующие ценности, господствующие порядки. Принцип «подвергай все сомнению» был характерен для всей истории философии. Философия выполняет и прогностическую функцию, формулируя гипотезы об общих тенденциях развития человека и мира, материи и сознания. Достаточно вспомнить атомистическую теорию древнегреческого философа Демокрита. В XX в. именно философия впервые привлекла внимание к глобальным проблемам современности и наметила пути их решения, обратилась к идее гармонизации взаимодействия природы и человека как средства решения экологической проблемы. Философия XX в. сформулировала целый ряд новых для философии проблем (в частности, техника и человек, человек и природа, глобальное моделирование), что стимулировало рождение ряда наук – математическая логика, математическая лингвистика, экофилософия, биосферная концепция культуры, имеющих непосредственный выход на практическую деятельность современного человека. Философия, как часть общей культуры человечества, выполняет и интеллектуальную функцию, развивая способности человека к теоретическому мышлению, формируя интеллект, способствует становлению собственного мировоззрения. Каждое новое поколение, вступая в жизнь, вновь решает вечную проблему «человек и окружающий мир». Философия предложила различные варианты ее решения в соответствии с особенностями той или иной исторической эпохи, культуры. Последующее рассмотрение истории развития философии даст возможность подробнее познакомиться с этими вариантами. Задания для самопроверки: 1. Охарактеризуйте основные формы бытия. 2. Покажите различия диалектики и метафизики как методов познания. |