Главная страница
Навигация по странице:

  • 2.Исторические типы мировоззрения: мифология, религия, философия

  • 3.Предмет философии и его историческая динамика. Основные области философского знания Философия

  • 4.Специфика философского мышления. Основные функции философии

  • Основные функции философии Мировоззренческая функция

  • Методологическая функция

  • К основным положениям философии Древней Индии относят

  • К неортодоксальным школам Древней Индии относят

  • К ортодоксальным школам относятся:  Ньия

  • 6.Философия Древнего Китая

  • 7.Ранняя греческая философия. Античный атомизм

  • 8.Философские идеи Сократа и Платона

  • философия. 1. Философия и мировоззрение. Структура мировоззрения и его уровни


    Скачать 67.79 Kb.
    Название1. Философия и мировоззрение. Структура мировоззрения и его уровни
    Дата14.01.2021
    Размер67.79 Kb.
    Формат файлаdocx
    Имя файлафилософия.docx
    ТипЗакон
    #168244
    страница1 из 4
      1   2   3   4

    1.Философия и мировоззрение. Структура мировоззрения и его уровни

    Философия – система теоретических представлений о сущности и общих закономерностях развития природы, общества, человеческого познания, о месте человека в мире.

    Мировоззрение – система взглядов человека на мир, выражающая отношение человека к миру и систему его ценностей. Мировоззрение является целостным образованием, поэтому особенности связи его компонентов играют важную роль.

    Мировоззрение связывает мир и человека в субъективно-объективную систему

    В мировоззрении присутствуют знания о мире, а также ценностная оценка происходящего и того, как реализована связь человека и мира, какое место человек занимает в мире. Сознание человека отражает мир, при этом возможна разная глубина и индивидуальность преломления получаемой информации. Соответственно структура мировоззрения включает три уровня:

    1. Мироощущение: На этом уровне сознание человека отмечает проявления бытия как отдельные, зачастую разрозненные, внешние фрагменты мира явлений, но не сущностей.

    2. Мировосприятие: На этом уровне очерчивается взаимосвязь процессов и явлений, при помощи чувственного опыта фиксируется их тождество и различия.

    3. Миропонимание: На этом уровне человек осознает мир в системе понятий, разумно его объясняет.

    2.Исторические типы мировоззрения: мифология, религия, философия

    Основными историческими типами мировоззрения являются мифология, религия, философия.

    Мифология  - тип сознания, способ понимания мира, характерный для ранних стадий развития общества. Многие мифы посвящены происхождению и устройству космоса. Миф объясняет существующую систему общественной жизни народа, его связь с природой и отвечает на вопросы о происхождении мира и человека, о значимости исторических событий, дает понимание будущего человека и мира

    Религия – вера в сверхъестественное и поклонение ему. Одной веры в сверхъестественное недостаточно. В общем виде для религии характерно удвоение мира на сверхъестественный и естественный и подчинение второго первому. Функция объяснения отходит на второй план, а на первом – культ. Всякая религия является фантастическим отражением в головах людей тех внешних сил, которые принимают форму внеземных сил (не всяких сил, а тех, которые господствуют над людьми). Главное, что речь идет о силах, которые господствуют в повседневном обиходе.

     философия теоретична, отражает мир через категории и понятия, т.е. абстрактно, засчет этого выявляет самые глубокие ее черты, принципы, основания;Претендует на объективно-истинное отражение реальности;- рефлексивно и критично;- ценностно нагружено;- имеет всеобщий, универсальный охват реальности.

    3.Предмет философии и его историческая динамика. Основные области философского знания

    Философия– это учение об общих принципах бытия и познания, об отношении человека к объективному миру и его место в этом мире.

    Объект философии – мир как единое целое.

    Предмет философии – законы, свойства и формы бытия, действующие во всех областях знания и действительности.

    Предмет претерпевает значительные изменения в процессе исторического развития философии и культуры.

    Предмет:

    Древняя философия – космоцентризм (человек – часть космоса, он сам микрокосмос)

    Средневековая философия – теоцентризм (причина всего сущего – Бог)

    Философия эпохи Возрождения – гуманистический антропоцентризм (человек – центр вселенной)

    Новоевропейская философия – наукацентризм

    Постклассическая философия – эклектична(соединение разнородных идей, взглядов, игнорирование логических связей и обоснований).

    Основные области философского знания:

    • онтология - учение о бытии, о первоначалах всего сущего, о критериях, общих принципах и закономерностях существования;

    • гносеология - раздел философии, в котором изучаются проблемы природы познания и его возможностей, отношение знания к реальности, выявляются условия его достоверности и истинности;

    • аксиология - учение о природе и структуре ценностей, их месте в реальности, о связи ценностей между собой;

    • праксеология - учение о практическом отношении человека и мира, активности нашего духа, целеполагании и действенности человека;

    • антропология - философское учение о человеке;

    • социальная философия - раздел философии, описывающий специфические особенности общества, его динамику и перспективы, логику социальных процессов, смысл и предназначение человеческой истории.

    4.Специфика философского мышления. Основные функции философии

    Основные особенности философского мировоззрения:

    1. Рефлексивность. (р. – приобретенная способность сознания сосредоточиться на самом себе). Философское мышление представляет собой рефлексию над всеми сферами жизни общества, благодаря чему выявляются основные законы его развития. Оно функционирует и развивается на основе анализа характера и значения других форм мышления (обыденного, научного, политического, художественного, экономического и др. ) и выступает в качестве мышления о самом мышлении.

    2. Целостность – направленность на объединение, многообразие человеческой жизни (личной, социальной, духовной). философское мышление отличается наивысшей степенью полноты воспроизведения в сознании общих условий существования любого явления, высшей степенью (предельным масштабом) абстрактности (теоретичности) своих идей, положений, выводов (знаний), наиболее глубоким, целостным и полным познанием истины.

    3. Критичность. Философское мышление критично по своей сути. Представляя собой эпоху, схваченную в мысли, философия в лице своих творцов осмысливает и содействует преодолению образцов культуры, ее доминирующих стереотипов, утративших свое значение для современности, обосновывает и распространяет новые ценности жизни.

    Основные функции философии

    Мировоззренческая функция способствует формированию целостности картины мира, представлений об его устройстве, месте человека в нем, принципов взаимодействия с окружающим миром.

    Критическая– Критика заложена в самом философском отношении к миру. философия критически анализирует знание для того, чтобы выделить более высшие понятия и соответственно отсеять более обыденное.

    Гносеологическая – одна из основополагающих функций философии – имеет целью правильное и достоверное познание окружающей действительности (то есть механизм познания).

    Аксиологическая– оценивает вещи и различные явления окружающего мира. Роль возрастает в переломные моменты истории. Оценка проводится с точки зрения идеологических, этических, религиозных, моральных и др. ценностей.

    Методологическая функциязаключается в том, что философия вырабатывает основные методы познания окружающей действительности.

    5.Философия Древней Индии

    К основным положениям философии Древней Индии относят:

    • совершенствование внутреннего мира человека;

    • желание предостеречь от ошибок, которые в будущем могут стать причинами страданий;

    • искренняя вера в неизменное нравственное устройство Вселенной;

    • восприятие Вселенной как благодатного поля для нравственных поступков;

    • неведение – источник всех человеческих страданий, в то время как знание – обязательное условие спасения каждого;

    • постижение знаний путем длительного сознательного погружения;

    • подчинение слабостей и страстей разуму, который является единственным путем к спасению.

    Главным источником древнеиндийской философии считаются веды (т.е. «знания») — священные книги. Веды содержат наиболее значимые идеи и категории философии Древней Индии.

    С VI в. до н. э. начинается время классических философских систем. Принято различать ортодоксальные системы мысли, признающие авторитет Вед как Откровение, и неортодоксальные системы, отрицающие единственность авторитета ведических текстов. К неортодоксальным системам причисляют буддизм и джайнизм.

    Главной целью всех философских школ Древней Индии было достижение нирваны – состояния полной гармонии со Вселенной, утрата всех земных ощущений, растворение в Космосе.

    К неортодоксальным школам Древней Индии относят:

    • Джайнизм – учит тому, что все существа, населяющие планету, состоят из одинаковых атомов, а потому равны перед Вселенной. Нанесение вреда живому – страшный грех. Достичь просветления в джайнизме невероятно трудно. Для этого нужно полностью заменить привычную пищу на солнечную энергию, никогда не отвечать на зло насилием и не причинять даже малейшего вреда ни одному живому существу.

    • Буддизм – согласно этому философскому учению, конечной целью жизни каждого человека должно быть уничтожение всех земных желаний, которые неизменно ведут к страданиям. Важнейший принцип поведения личности – непричинение вреда окружающим.

    К ортодоксальным школам относятся:

    Ньия – самая первая ортодоксальная школа, согласно которой мир может быть познан человеком только при помощи его органов чувств. В основе данной философской системы лежит исследование метафизических проблем, не чувственным, а логическим путем.

    Вайшешика – проповедовала вечный круговорот жизни, состоящий из цепи многочисленных превращений и смены одной телесной оболочки на другую. Это так называемая сансара – колесо вечного перевоплощения. Вследствие реинкарнации душа находится в постоянном движении и поиске гармонии и идеала.

    Йога – философия практического характера, направленная на познание окружающего мира и своего места в нем. Согласно положениям этого учениям, только гармоничная личность способна управлять собственным телом при помощи силы духа. Главная задача – полное подчинение тела мозгу.

    6.Философия Древнего Китая

    Центральной темой древнекитайской философии является идея гармонии с природой и общей взаимосвязи человека с космосом. По мнению китайских философов, в основе всего сущего лежит триединство Вселенной, включающее в себя небо, землю и человека. При этом вся энергия пронизана энергией «Ци», которая делится на два начала – женское инь и мужское ян.

    Древнекитайская философия базировалась на нескольких учениях, которые имели много общего, и отличались лишь в деталях мировоззрения. Наиболее важными и значимыми в культуре Древнего Китая стали два направления – конфуцианство и даосизм.

    • Конфуцианство. Одно из важнейших направлений философии Древнего Китая, которое не утратило своей актуальности и по сей день. Основателем этой школы стал великий китайский мыслитель Конфуций, который видел смысл жизни в проявлении гуманизма, человеколюбия, благородства, а также в неукоснительном соблюдении ритуалов и правил поведения. В центре его учения находился человек, его поведение, нравственное и умственное развитие. Конфуцианство затрагивало и управление государством. Древний мыслитель крайне негативно относился к насаждению строгих законов, полагая, что они все равно будут нарушаться. Разумное правление может осуществляться только на основе личного примера.

    • Даосизм. Популярное древнекитайское учение, основателем которого стал философ Лао-Цзы. Дао – это путь, всеобщее начало и всеобщий конец. Согласно учению Лао-Цзы, вселенная является источником гармонии, и благодаря этому каждое живое существо прекрасно только в своем естественном состоянии. Основная идея даосизма – это не-деяние. Человек только тогда обретет свободу и счастье, когда будет жить в гармонии с природой, вдали от мирской суеты, отказавшись от материальных ценностей и живя в простоте.

    • Легизм. Основателем учения считается китайский мыслитель Сюнь-Цзы. Согласно его учениям, управление человеком, обществом и государством возможно только на основе тотального порядка и контроля. Лишь таким образом можно подавить в человеке его темное начало и определить правильное существование в социуме.

    • Моизм. Школа получила свое название в честь учителя Мо-Цзи. В основе моизма лежит идея любви, долга, взаимной пользы и равенства всех людей. Каждый человек должен стремиться не только к собственному благу: он должен всячески помогать достигнуть его своим ближним.

    Культ предков. Китайцы верили, что умершие оказывают большое влияние на судьбы живущих людей. При этом их воздействие имело положительный характер, поскольку в задачи духов входила искренняя забота о здравствующих.

    7.Ранняя греческая философия. Античный атомизм

    В ранней греческой философии центральной проблемой является поиск первоначала. Что лежит в основе мира?  Для мировоззрения древних греков характерен космоцентризм - представление о космосе как гармонично устроенном живом организме, в котором личность, живущая по его законам, полностью растворяется. Выявив первоначало, можно сформулировать и стратегию поведения человека, соответствующую особенностям мироздания.

    Милетская школа - представители: Фалес, Анаксимандр, Анаксимен. Они первые попытались найти первоосновы всего существующего, стремились понять природу в целом, выяснить, что остаётся неизменным, несмотря на изменчивость форм. На первом месте для них - поиск причины. Фалес - причина всего сущего - вода, так как все материальные вещи связаны с водой. Анаксимандр - за первоначало брал некое бескачественное первовещество (апейрон), которое не имеет границ, но из него обособляются тёплое и холодное - качественные противоположности, которые дали начало всем веществам. Анаксимен - в качестве первоначала брал воздух. Школа не сделала никаких научных открытий - материалисты, диалектики.

    Школа Пифагора - представители занимались философско-математическими изысканиями, считая, что число есть существо и ядро реальной вещи (является субстанцией). Ими было положено начало полярно - диалектическому мышлению, идеализму и мистике. Они пытались сформулировать законы развития мира на основе математики - материалисты, метафизики

    Античный атомизм – вершина развития материализма в античной философии. Его трудно отнести к какому-либо одному периоду, поскольку в разработке атомистического учения принимали участие мыслители различных эпох античности.

    Первую философскую систему с уклоном на материализм создал Демокрит, опиравшийся на идеи Левкиппа. Она была довольно последовательна, поэтому логично, что итогом стал античный атомизм как вершина античного материализма.

    Основа мира – это пустое пространство с вращающимися в нем неделимыми атомами. Вот главная идея, которую провозглашает античный атомизм и его основоположник Демокрит. Философ считал, что атомы неизменны сами по себе, но постоянно находятся в состоянии движения. Атомы разные по форме, размерам и своему положению в пространстве. Их бесконечно много.

    Многообразие атомов и их свойств античный атомизм объясняет тем, что природные вещи и явления так же многообразны и многокачественны. Разъединение атомов приводит к тому, что материальные тела разрушаются и гибнут, а если атомы соединяются, то наблюдается картина возникновения нового явления.

    Что касается души человека, то она тоже состоит из неких частиц. Они так и называются – «атомы души». Этими частицами наполнено все в окружающем мире: земля, воздух, камни и все прочее. Демокрит исповедовал позицию гилозоизма. Он считал, что природа наделена одухотворенностью.

    8.Философские идеи Сократа и Платона

    Сократ хочет понять мир, двигаясь от событий к их смыслу, а не к другим событиям. Как приобрести знание? Для этого С. разработал диалектику, состоящую из иронии и майевтики, т. е. рождения мысли, родового понятия. Ирония в том, что обмен мнениями дает результат «Я знаю, что ничего не знаю». Но в конечном итоге обсуждение позволяет достичь новых мыслей. для него рассуждение о прекрасном (все прекрасные вещи имеют нечто общее – прекрасное как таковое, это их общая идея, эйдос).

    Он заложил основы идеализма, утверждая, что существует родовое, общее, что можно обнаружить лишь умом, что объяснение мира событий надо начинать с родового. Главная идея – идея блага. Для Сократа нет ничего выше этического. Добродетель состоит в знании добра, ведь дурные поступки порождаются только незнанием и никто не бывает злым по доброй воле.

    Платон стремится развить сократовские представления. Для каждой вещи фиксируется ее смысл, идея, которая для каждой вещи данного класса одна и та же и обозначается одним именем, общая сущность. Каждая идея представляет собой в совершенстве то, к чему стремятся отдельные предметы. (сама красота есть совершенная красота, отдельные же предметы красивы лишь относительно, не могут быть совершенны в своей красоте).

    Платон считает, что идеи объективны, существуют без человека, без сопричастности к ним вещей. Возможно, они есть на небе! Итак, П. признавал существование двух обособленных друг от друга миров: мира бытия и мира вечных, неизменных идей.

    Космос, по Платону, – одаренное разумом живое существо. Структура мира такова: божественный разум создает из смеси идей и материи мировую душу, из нее – стихии: огонь, воздух, землю, из них же – мировое тело. Все происходящее, временное, равно как и само время, есть образ вечного, идей. Знание об идеях сохраняется в душе, как воспоминание об увиденном ею в потустороннем мире. На земле эти воспоминания забываются, но потом они оживают. Космос одушевлен, гармоничен, в нем на каждом шагу встречается бож. разум. Душа бессмертна т. к. существует до воплощения в тело, является простой не способной к распаду и в ней воплощена идеяжизни
      1   2   3   4


    написать администратору сайта