Главная страница
Навигация по странице:

  • Антинозологизм

  • Необходимая комплексность в изучении проблем управления сложными структурами обеспечивается системным подходом.

  • . Проблема сознания и психической деятельности в норме и патологии. Соотношение физиологического и психологического в медецине. Ответ

  • Бихевиори́зм

  • Теория тождества

  • 14. Проблемы критерия истины в философии и медицине.

  • 15. Диагностика как особый познавательный процесс. Ответ

  • Принцип индивидуального подхода

  • Причины диагностических ошибок

  • философские проблемы медицины. 1. Философия как мировозренческая и общеметодологическая основа медицины


    Скачать 113.46 Kb.
    Название1. Философия как мировозренческая и общеметодологическая основа медицины
    Анкорфилософские проблемы медицины.docx
    Дата18.09.2017
    Размер113.46 Kb.
    Формат файлаdocx
    Имя файлафилософские проблемы медицины.docx
    ТипДокументы
    #8614
    страница4 из 6
    1   2   3   4   5   6

    Ответ: В настоящее время патологический процесс трактуется как «закономерно возникающая в организме последовательность реакций на повреждающее действие патогенного фактора».

    Патологический процесс — реакция, быстро развивающаяся во времени. Медленно развивающийся патологический процесс представляет собой «патологическое состояние», например, состояние организма при развитии соединительнотканного рубца, после утраты части тела. В отличие от болезни патологический процесс и патологическое состояние имеют местное (локальное) значение, так как при этом еще (или уже) отсутствует реакция всего организма на патогенный фактор.

    Т.о. болезнь представляет собой как субъективно, так и объективно проявляющуюся (т. е. клинически выраженную) совокупность симптомов (признаков) активности механизмов сохранения гомеостаза организма при их функционировании за пределами нормы. Для клинициста «болезнь» — понятие функциональное, отражающее состояние функции адаптивных механизмов регуляции организма.

    НОЗОЛОГИЯ (греч. nosos болезнь + logos учение) - учение о болезнях, их классификации и номенклатуре. Базисным понятием нозологии является нозологическая единица (нозологическая форма) - определенная болезнь, которую выделяют в качестве самостоятельной единицы на основе установленных причин, механизмов развития и характерных клинико-анатомических проявлений, отражающих преимущественное поражение тех или иных органов и систем организма. Представление о нозологических единицах не является стабильным; оно изменяется по мере уточнения этиологии и патогенеза болезней, под влиянием прогресса микробиологии, иммунологии, генетики, патологической анатомии и физиологии и др. При этом появляются новые нозологические формы, а некоторые из существовавших ранее могут утрачивать значение нозологических форм.

    Антинозологизм (antinoso-logismus; анти- + греч. nosos - единица, болезнь) - направление в биологии, отрицающее существование отдельных нозологических форм.

    11. Категория целое и частное, структура и функция в медицине

    Ответ: Медицина — самостоятельная наука, обладающая всеми признаками специфической области знания. Помимо собственного предмета, она имеет и свои методы изучения, и сферу практического приложения, а именно профилактику болезней, лечение больных и укрепление здоровья здоровых. Через предмет исследования медицина связана с общественными дисциплинами. Такие отрасли медицины, как гигиена труда, питания, жилища и отдыха, тесно связны с рядом общественных дисциплин.

    На протяжении многих веков медицину рассматривали как науку о болезнях человека. Это соответствовало буквальному значению термина «медицина» (лат. medicina, medicos- лечебный, врачебный). Проявления подобного патологоцентрического взгляда на медицину не изжиты и до настоящего времени. Это выражается в том, что в центре внимания практической и теоретической медицины ставится болезнь, а укреплению здоровья здоровых, созданию условий, предотвращающих их переход в категорию больных, уделяется мало внимания.

    Одним из первых объектов научного познания человеком-субъектом, по вполне понятным причинам, стал его собственный организм, т.е. объектная сторона его собственного существования.

    И поскольку этот объект с достаточным постоянством доставлял и доставляет своему субъекту различного рода неприятности – от легких недомоганий до болевых ощущений, интенсивность которых может подавлять даже инстинкт самосохранения, познание объектной стороны своего собственного бытия оказалось связанным, прежде всего, с познанием этих страданий для избавления от них. Т.е. предметом соответствующей науки – медицины изначально стали и остаются по сей день страдания (болезни) человека и способы избавления от них.

    Замена болезни как предмета медицины на больного человека, что иногда представляется как принципиально иной подход к лечебному делу (вспомните сакраментальное требование классиков медицины "лечить не болезни, а больного"), ничего не меняет по существу, т.к. в обоих случаях предмет дисциплины – это частное проявление жизнедеятельности человеческого организма. Только в первом случае оно взято как обобщение аналогичных проявлений у разных людей, а во втором – как состояние конкретного человеческого организма. Любой же частный случай не может быть достаточным основанием для формулировки даже своих собственных закономерностей.

    Болезнь, как предмет медицины, до сих пор не имеет корректного и содержательного определения, хотя попытки сформулировать его предпринимались и предпринимаются с античности до наших дней.

    Эти многочисленные формулировки, отличаясь деталями, сходятся в одном. Болезнь "определяется" как состояние, возникающее у здорового человека под действием определенных болезнетворных факторов, т.е. болезнь – это состояние, альтернативное другому состоянию – здоровью, которое, в свою очередь "определяется" как состояние полного физического и духовного благополучия. В итоге, все они явно или неявно сводятся к утверждению: "Болезнь есть нарушение здоровья, вызванное действием определенных (болезнетворных) факторов (причин)".

    Медицина как наука о "жизни" человеческого организма – это наука об уровнях и состояниях его здоровья, одним из которых и является состояние болезни, принципиально отличающееся от своих альтернатив только динамикой нормированной по времени вероятности гибели.

    Чтобы говорить о системном подходе, надо сначала сказать о том, что такое система. Система — это совокупность элементов и связей между ними. Причём, слова «…и связей между ними» являются определяюще важными: из-за того, что элементы взаимодействуют друг с другом, система не является аддитивной, или, иначе говоря, общие свойства системы не определяются простой суммой свойств её элементов.

    Необходимая комплексность в изучении проблем управления сложными структурами обеспечивается системным подходом. Основная идея, которого состоит в том, чтобы рассматривать эти объекты не как простую совокупность отдельных элементов, но как систему в целом, с учетом их интегративных свойств как нового качества, возникающего при объединении в систему большого числа элементов.

    13 (19). Проблема сознания и психической деятельности в норме и патологии. Соотношение физиологического и психологического в медецине.

    Ответ: Проблема человека — одна из самых важных для всей философии. Но особенно актуальна она в переломные периоды развития истории, когда наиболее остро встает вопрос о смысле и цели существования не только отдельного индивида, но и всего общества. Именно такой период переживает отечественная история. Однако чтобы полнее осознать сегодняшнее состояние философской антропологии, необходимо ознакомиться с историческим очерком ее развития и теми результатами, которые были достигнуты в рамках истории философии.

    Первые представления о человеке возникают задолго до самой философии. На начальных этапах истории людям присущи мифологические и религиозные формы самосознания. В преданиях, сказаниях, мифах раскрывается понимание природы, предназначения и смысла человека и его бытия. Возникают первые учения о человеке в государствах Древнего Востока.

    Философия Древнего Китая создала также самобытное учение о человеке. Один из наиболее значительных ее представителей — Конфуций разработал концепцию «неба», которое означает не только часть природы, но и высшую духовную силу, определяющую развитие мира и человека. Но в центре его философии находится не небо, не природный мир вообще, а человек, его земная жизнь и существование, т.е. она носит антропоцентристский характер.
    Обеспокоенный разложением современного ему общества, Конфуций обращает внимание, прежде всего на нравственное поведение человека.

    Для Сократа основной интерес представляет внутренний мир человека, его душа и добродетели. Он впервые обосновывает принцип этического рационализма, утверждая, что «добродетель есть знание». Поэтому человек, познавший что такое добро и справедливость, не будет поступать дурно и несправедливо. Задача человека как раз и состоит в том, чтобы всегда стремиться к нравственному совершенству на основе познания истины. И прежде всего она сводится к познанию самого себя, своей нравственной сущности и ее реализации.

    Платон стоит на позиции антропологического дуализма души и тела. Но именно душа является субстанцией, которая делает человека человеком, а тело рассматривается как враждебная ей материя. Поэтому от качества души зависит и общая характеристика человека, его предназначение и социальный статус. На первом месте в иерархии душ находится душа философа, на последнем — душа тирана. Это объясняется тем, что душа философа наиболее мудра и восприимчива к знанию, а это и является главным в характеристике сущности человека и его отличия от животного.

    В концепции Аристотеля человек рассматривается как существо общественное, государственное, политическое. И эта социальная природа человека отличает его и от животного, и от «недоразвитых в нравственном смысле существ», и от «сверхчеловека». По этому поводу он пишет, что «тот, кто не способен вступать в общение или, считая себя существом самодовлеющим, не чувствует потребности.

    В средние века человек рассматривается прежде всего, как часть мирового порядка, установленного Богом. А представление о нем самом, как оно выражено в христианстве, сводится к тому, что человек есть «образ и подобие Бога».

    Бихевиори́зм (от англ. behaviour — «поведение) — направление в психологии, объясняющее психические процессы физическими явлениями. Опирается на основы позитивизма, т.е все позитивные явления д.б. выделены из наблюдаемых фактов. Любое психическое явление можно заменить психическим термином.

    Теория тождества – отождествляют психические явления с нейрофизиологическими явлениями.

    Функционализм [лат. functio – исполнение] – направление, считающее предметом психологического исследования функции, различные формы активности сознания, а не его содержание. Ф. не может объяснить субъективный характер переживаний.

    Дуализм – все телесные объекты относятся к материальной субстанции, духовные объекты к идеальной субстанции и взаимодополняют друг друга. Основоположниками являются Аристотель и Декарт.

    14. Проблемы критерия истины в философии и медицине.

    Вряд ли первобытный человек, живя в пещерах и постоянно охотясь за животными, не имея в своем распоряжении никаких “благ цивилизации” (сейчас я имею ввиду не то, что подразумевают обычно под благами цивилизации, но к своему сожалению не могу найти достойный эквивалент этому), был способен философствовать. И дело здесь не только в его недостаточно адаптированном для этого мозговом аппарате.

    И наоборот, наука (настоящая наука) без философии невозможна вдвойне, так как научные открытия (да и просто научную работу) необходимо осознавать, осмысливать, переживать, иначе это не будут открытия, а будет простая механическая работа по добыванию, отниманию у Природы новых, мертвых знаний. Мертвое же знание не может дать человеку ничего хорошего. Именно поэтому настоящий ученый должен быть, прежде всего, философом, а лишь затем естествоиспытателем, экспериментатором, теоретиком.

    Разумеется, то, что наука не мыслит разумно, должно приводить к различиям в истинах: Истине философской и Истине научной. Истина научная являет собой объективное знание. Она делает человека богаче в материальном плане, сильнее, здоровее, может быть даже повышает его самооценку. То есть она сугубо материальна в своих проявлениях. Философская же истина даже по проявлениям нематериальна, так как она есть, прежде всего, некий продукт деятельности человеческого сознания, причем именно разумно-нравственной его сферы. Мне кажется, что следующее высказывание, с которым я согласен, действительно отражает философскую истину: “…Поскольку деятельность разумной мысли, направленной на вещь, на предмет, приводит к пониманию этой вещи, этого предмета, то понимание и выступает истиной деятельности разума. Далее, поскольку разумность накрепко связана со своей “чувственной плотью”, с деятельностью нравственного чувства, то продуктом деятельности сознания, определенного этим чувством, является добро. Стало быть, философская истина есть еще и добро. Поскольку разумность и нравственность едины в своем сознании, то истиной последнего, стало быть, является доброе ПОНИМАНИЕ, или понимающее ДОБРО.”

    Медицина в системе наук представляет собой некое проблемное поле естествознания, обществоведения и гуманитарных наук, прежде всего философии. Последняя способствует совершенствованию понятийного аппарата всего практического здравоохранения. Более того, она развивает научно-мировоззренческие взгляды врача и эвристический (творческий) потенциал в целостной системе материальной и духовной культуры медиков. И вообще, как показывает практика, без философии имидж самой медицины как важнейшей сферы общечеловеческой культуры заметно тускнеет. Медицина совместно с философией постигает сложный мир жизни человека, управляет его здоровьем. При этом она и сама становится объектом специального философского познания. Общие контуры медицины в критериях античной философии обозначил еще великий Гиппократ. Оформление медицины в самостоятельную естественнонаучную и гуманитарную сферу воздействия на человека относится к Новому времени, когда она стала органично связываться с философскими концепциями жизни философии Ф.Бэкона, И.Канта и других мыслителей.

    Научно-медицинское (теоретическое) познание исторически зарождалось вместе с философскими учениями древних греков. Начиная с пробуждения интереса у мыслящих врачей к философскому постижению первопричин мира, места и роли человека в нем, медицина стала активно насыщаться философским смыслом. Немного позже у медиков появилась и устойчивая мыслительная потребность в целостном (объемном) взгляде на системную телесно-духовную сущность человека. В конце концов естественным образом сформировалась диалектическая взаимосвязь между философским осмыслением природы, роли и назначении человека и зарождающимся клиническим мышлением, стремящимся объяснить порой парадоксальные явления в человеческой жизнедеятельности.

    Философия активно помогает медикам на многие известные им вещи смотреть иначе, видеть невидимое, то есть понимать внутренний смысл предметов и явлений. «Исследовать в медицине», - считал канадский патофизиолог и эндокринолог Ганс Селье, - это видеть то, что видят все, но думать так, как не думает никто».

    Данной способностью медицина обязана философии, снабдившей ее специальным (предметно-понятийным) методом клинического мышления. Развиваться полноценно они могли лишь совместно. У них один объект познания (человек) и один и тот же практический интерес- состояние здорового образа жизни как результата действия многих субъективных и объективных факторов. Без медицинских и философских знаний сегодня в принципе не могут нормально функционировать и совершенствоваться такие общественные сферы жизни, как экономика и политика, система образования и спорт, культура и так далее. Медицинское знание есть связующее звено между культурой, человеком и его жизнедеятельностью.

    15. Диагностика как особый познавательный процесс.

    Ответ:. До сих пор практическое здравоохранения ориентировано на медицину тиражированную, т.е. имеющую в своей основе единый алгоритм лечебной тактики для всех пациентов. Принцип индивидуального подхода базируется на совершенно ином концепте: болезнь у каждого индивидуума сформировалась единственным, уникальным путем, несмотря на унифицированные механизмы патогенезе, поэтому общие подходы не могут быть абсолютно эффективными. Заболевание может быть либо понято полностью, либо не понято, промежуточные варианты — паллиатив с переходом в хроническое течение либо смерть. Основная его цель — построение персональной картины болезни, т.е. расшифровка той единственной и уникальной патогенетической цепи, которая привела к фактическому состоянию здоровья данного пациента в данный момент времени. Только такое научное и диагностическое представление дает достаточную информацию для формирования алгоритма восстановительного лечения, т.е. трансформации диагноза в последовательность терапевтических задач, стоящих перед лечащим врачом.

    Если воспользоваться аналогиями, то формирование индивидуального портрета пациента, – это вычерчивание на карте того маршрута, которым пациент пришел к своему сегодняшнему состоянию. Тогда задача лечения – провести пациента обратным путем, стереть след, уводящий от здоровья. Эта задача ставит перед современной медициной целый ряд новых вопросов, не только лечебно-диагностического уровня, но и социально-экономического, требующих своего решения уже в ближайшие годы.

    Причины диагностических ошибок

    Диагностика – одна из трёх основных функций медицины. Успешность в лечении зависит от точности диагностики, ибо при неточном или ошибочном диагнозе не может быть правильного лечения. Диагностика – это распознавание болезни на основе обследования пациента и образов патологических процессов, имеющихся в памяти врача. Диагноз ставится на основе сравнения симптоматической картины данного пациента с симптоматическими картинами известных врачу болезней. Имеется особый случай лёгкой диагностики – диагностика заболеваний с патогномичным симптомом – симптомом, который бывает только при данном заболевании. Например, наличие палочки Коха в мокроте больного – патогномичный симптом туберкулёза. В таком случае для постановки диагноза достаточно зафиксировать этот особый симптом. Однако таких болезней очень мало. Подавляющее число болезней имеют общие, пересекающиеся симптомы. Например, повышенная температура, лейкоцитоз – симптомы очень большого числа заболеваний.

    В большинстве случаев процесс диагностирования включает в себя 4 основных этапа. Первый из них – обследование больного, фиксация симптомов, составление анамнеза – описания начала болезни и её развития. На этом тапе врач расспрашивает пациента о его заболевании, условиях жизни, перенесённых ранее болезнях, болезнях родственников. Он производит также осмотр больного, осуществляет аускультацию, пальпацию, знакомится с результатами лабораторных анализов и физических методов обследования. Хотя на любом этапе познавательная деятельность врача включает в себя чувственное, рациональное и интуитивное познание, но на 1-м этапе определяющую роль в диагностики играет чувственное познание врача.

    Второй этап – предварительная постановка диагноза. На этом этапе врач осмысливает симптомы и с помощью умозаключений делает вывод, какими заболеваниями может страдать пациент. Предварительная постановка диагноза обусловлена тем, что картина симптомов может отвечать нескольким болезням. Например, врач зафиксировал 4 симптома и установил, что эти симптомы могут быть при заболеваниях А, Б и В. Данных проведённого обследования недостаточно для точного установления болезни. Поэтому возникает необходимость дополнительного обследования. На этом этапе определяющую роль играет рациональное и интуитивное познание врача.

    А это и будет 3-й этап – этап окончательной постановки диагноза. На этом этапе врач должен дифференцировать предполагаемые болезни и выявить истинную их них. Дифференцирование основано на признании того, что болезни могут иметь ряд совпадающих симптомов, но полностью симптоматическая картина одной болезни не может совпадать с картиной другой. Если явления полностью одинаковы, то одинаковы и сущности, т.е. при полном совпадении симптомов мы бы имели дело не с двумя, а с одной и той же болезнью.

    Для дифференцирования вероятных болезней врач вспоминает, какие ещё симптомы, кроме зафиксированных 4-х, должны быть при болезни А. Проводит дополнительное обследование – ищет эти симптомы, допустим, не обнаруживает их, и тогда делает вывод, что болезни А нет. Далее то же самое проделывает в отношении болезни Б и, допустим, тоже её не обнаруживает. Можно уже заключить, что у пациента болезнь В, но всё же надо проверить. Проводится поиск дополнительных симптомов для болезни В. Предположим, эти симптомы обнаруживаются, и тогда врач делает заключение, что у пациента болезнь В. А с чем мы имеем дело, если при всех произведённых обследованиях симптоматическая картина не соответствует ни одной из известных болезней? В этом случае происходит открытие новой, до того неизвестной, болезни. И здесь диагностика переходит в научное открытие3. На третьем этапе диагностики снова доминирующую роль играет рациональное и интуитивное познание врача, хотя чувственное познание тоже имеет место: врач воспринимает симптомы органами чувств, но поиск симптомов направляется разумом и интуицией 4.

    Четвёртый этап диагностики. После выявления характера болезни пациенту назначается лечение и вместе с этим составляется прогноз - сценарий дальнейший изменений состояния пациента.5 Точность прогноза зависит от точности диагноза и от адекватности назначенного лечения. Поскольку на ход болезни и выздоровления влияют огромное количество внешних и внутренних факторов (особенностей организма и личности), которые все невозможно учесть, то прогнозирование всегда имеет не однозначный, а вероятностный характер, даже если врач располагает всей полнотой знаний на данном этапе развития медицины. То есть прогноз – это наиболее вероятный вариант протекания патологического процесса, возможного выздоровления, либо хронического течения болезни, либо повышения степени тяжести состояния пациента или даже его смерти. В дальнейшем совпадение прогноза с реальным ходом лечебного процесса будет свидетельствовать о правильности диагностики и лечения. Такое полное совпадение бывает редко из-за упомянутой многофакторности влияний на состояние пациента. А расхождения прогноза с реальностью служат для коррекции диагностики и лечения.
    1   2   3   4   5   6


    написать администратору сайта