Философия - 1. 1. философия, круг её проблем, метод, функции
Скачать 68.07 Kb.
|
ВВЕДЕНИЕФилософия - это поиски смысла жизни. Смысл жизни видится нам во всем, к чему мы прикасаемся. Вот прикоснулись к деньгам - и они превратились в наш смысл жизни. Наши прикосновения мы совершаем в мышлении и поэтому самые разные явления становятся в один ряд: небо, любовь, деньги, стремления к обладанию чем-то и т.д. Наша цель - сделать эти прикосновения физически реальными. Но когда это в конце концов происходит, они теряют смысл. Парадоксальность ситуации заставляет нас искать какую-то грань, какой-то компромисс, чтобы и ощущение не пропало, и чувствовалась легкая тяжесть в кармане. Это грань между нашим мышлением и реальностью. Как понять где кончается мышление и начинается реальность? Формально, наше мышление - это то, что находится в голове, а все что ее окружает - это уже объективная реальность. Но разве мы понимаем, что то, что мы видим - это только внешняя оболочка, образ, из которого мы строим нашу жизнь, наделяя смыслами и создавая свою собственную реальность? Мы видим образы, оболочки, наполняем их смыслом, собственным существованием, встраиваем в создаваемые нами концепции и в этом нашем мире рождаются смыслы, где-то здесь и бродит смысл нашей жизни, который объясняет зачем мы без конца рождаем смыслы и где среди всего этого реальная картина бытия. Философские теории, существуя в авторской, личностно-окрашенной форме, содержат универсалии культуры - характерные для нее формы выражения всеобщего. Поэтому в силу собственной жизненной позиции и социокультурного опыта, один может принимать философскую позицию непротивления злу насилием, которую излагали вслед за библейскими авторами Л. Толстой, Ганди, А. Швейцер, а другой предпочтет философию прагматизма, где истина измеряется пользой, или позицию активного переустройства мира меньшинством для большинства К. Маркса и В.И. Ленина. Осознанное понимание универсалий культуры через ее философию - путь самоопределения личности в культуре. 1. ФИЛОСОФИЯ, КРУГ ЕЁ ПРОБЛЕМ, МЕТОД, ФУНКЦИИ1.1. Характер философского знанияРазнообразие подходов к определению предмета и задач философии С момента возникновения философии, её смысл усматривался в поисках истины. Кроме Пифагора эту мысль разделял Гераклит (V-VI века до н.э.).
Философию таким образом различает разнообразие подходов к определению собственного предмета. Философию нельзя свести к какой-то одной системе. Она антидогматична. Особенности философского знания Во всех философских теориях можно найти ряд особенностей:
Философия, как мировоззрение. Исторические формы мировоззрения Философское знание имеет предельно общее содержание и стремится к отображению мира в целом. Это говорит о её мировоззренческом характере. Мировоззрение: совокупность воззрений, принципов, идей, норм и оценок, отражающих мир в целом, человека и его место в этом мире, его отношение к нему. Мировоззрение имеет два уровня:
Мировоззрение может быть не только философским. Историческими формами мировоззрения являются: мифология, религия, философия. Философское мировоззрение выражено специфическими средствами: категориями, принципами, законами. Категория: наиболее общее понятие, которое отражает наиболее общие связи, отношения и стороны бытия (материя и сознание, пространство и время, форма и содержание, система - структура - элемент). Философия возникла в борьбе с мифологическим и религиозным мировоззрением, как попытка рационально объяснить окружающий мир и человека. Если мифология и религия обращена к человеку, как способному верить, то философия обращена к способности человека мыслить. Философия выполняет функцию теоретического обоснования того типа мировоззрения, которое доминирует в обществе в данную эпоху или у данного народа. 1.2. Круг философских проблем и структура философского знания. Основной вопрос философииВсё разнообразие философских проблем можно свести к ряду больших групп:
Основной вопрос философии - является интегративным ядром всех философских проблем, вопрос об отношении материи и духовного, бытия и сознания, вопрос о возможности и достоверности человеческого знания. Основной вопрос философии имеет две стороны (два аспекта):
1.3. Проблема методов философии. Диалектика и метафизикаФилософский метод - это система наиболее общих принципов и приёмов теоретического и практического освоения мира, а также способ построения и обоснования самого философского знания. Задаёт общие принципы, ориентиры познания и деятельности (Ф. Бекон: "Философский метод - факел, освещающий путь") Философский метод выступает, как диалектический и метафизический. Диалектика - всеобщая связь и развитие мира, а также природы, общества, мышления. Историческими формами являются:
Диалектика может быть как материалистической, так и идеалистической. Гераклит был материалистом и его диалектика создаёт существенный материалистический компонент.
Метафизика - является противоположным диалектике методом познания. Её особенность в создании однозначной, статичной картины мира, в преувеличенном рассмотрении тех или иных моментов или фрагментов бытия. Примерами метафизического мышления выступают рассуждения: "либо да, либо нет", "либо белое, либо чёрное". Однако сам по себе способ рассмотрения вещей в статике, изолированно от других имеет право на существование. Это метод абстрагирования, т.е. отвлечения от второстепенного на данном этапе исследования. Для познания, однако, вредны преувеличение как покоя, так и движения: "нет покоя без движения и движения без относительного покоя". 1.4. Функции философииСпецифика философии проявляется в её функциях. Основными Функциями философии являются:
2. АНТИЧНАЯ ФИЛОСОФИЯ2.1. Периодизация античной философии
Это период оформления философии в VII-VI вв. до н.э. - до перелома в V веке до н.э., когда происходит переориентация от философии природы к философии человека и общества. Сюда относят милетскую школу (Фалес, Анаксимен, Анаксимандр), элеаскую школу (Парменид, Зенон..), Гераклита, Пифагора, Эмпедокла, Анаксагора...;
С середины V века до н.э., почти до конца IV века - Платон, Аристотель, Демокрит;
Конец IV века - II век до н.э. Возникновение ряда школ и направлений. Многие из них возникают под влиянием Платона и Аристотеля. Наиболее популярны - эпикуреизм, стоицизм;
I век до н.э. - V-VI вв. н.э. Это скорее этап сохранения греческого наследия, чем его продолжения. По прежнему наиболее влиятельны эпикуреизм и стоицизм. Формируются начала христианской философии, выходящей за рамки той духовной атмосферы. 2.2. Основные черты античной философии
2.3. Учение о бытииДемокрит Считал, что основой всего являются атомы и пустота. Атомы имеют бесконечное множество форм, они есть сущее, движение в пустоте. Пустота - это не сущее. Атомы имеют свою величину, порядок и положение, они (вместе с пустотой) являются причиной всех вещей. Атомы сами по себе неизменны, следовательно материя неуничтожима и несотворима (всегда существовала). Новым в античном мышлении является Демокритово понимание бесконечности, неуничтожимости и несотворённости вселенной, убеждённость в существовании бесконечного множества миров, которые возникают и гибнут. Проблему познания Демокрит решает с материалистической точки зрения. По его убеждению от вещей отделяются образы и помещаются где-то между вещью и сетчаткой глаза, т.е. гносеологический образ у Демокрита оказывается материальным. Демокрит - сторонник строгой необходимости. Развитие вселенной, порядка мира - определено движением атомов. "Причина всякого возникновения - вихрь, и этот вихрь - необходимость". Платон Первый последовательный идеалист античности. Его концепция сформировалась в процессе критики Демокрита и всей материалистической традиции. Лучше всего философия Платона представлена в работе "Закон", где его антологические, политические, этические и эстетические взгляды объединяются воедино. У Платона материальный мир, окружающий нас, является лишь тенью и производной от мира идей, т.е. материальный мир вторичен. Все явления и предметы материального мира преходящи - возникают, изменяются и гибнут, поэтому не могут быть подлинно сущим. Идеи неизменны, неподвижны и вечны. Именно эти их свойства придают им подлинное, действительное бытие. Бытие идей и является единственным предметом подлинного познания. Идея существования вне материального мира, не зависит от него и от сознания человека, т.е. объективна. Мир вещей занимает промежуточное положение между подлинным бытием (мир идей) и небытием (материя, как таковая, в себе). Мир идей согласно Платона расположен на планете Гиперурания. Ядро теории познания Платона - теория воспоминаний. Душа вспоминает идеи, которые познавала, находясь в царстве идей. Эти воспоминания тем сильнее и интенсивнее, чем больше душе удаётся отстраниться от телесности. Душа бестелесна, она не возникает одновременно с телом, но существует вечно. Тело подчиняется душе. Аристотель Если о Платоне можно сказать, что он обобщил в своих работах почти все идеалистические системы до него, то Аристотель логически завершил всю предшествующую философию. Поэтому его называют не только философом, но и энциклопедистом. Основная группа работ Аристотеля посвящена учению о бытии. Кроме того, Аристотель создал серию работ по вопросам философии и природы, по обществознанию, а так же по логике и методологии познания. Ядром философии Аристотеля является учение о бытии (антология). Основой всякого бытия он считал первую материю. Она принципиально не определима, её нельзя считать даже составной частью конкретной вещи или явления. Основой всего выступают огонь, земля, вода, воздух. Сами эти вещества - суть соединения первой материи и формы. Первая материя - лишь потенциальное бытие. Форма образует из потенциального бытия действительное, реальное бытие. Аристотель по новому решает отношение общего и единичного - как отношение двух сторон действительности. Форма имеет активный, деятельный характер, а материя пассивный. У Аристотеля находим и самые общие определения движения - это реализация осуществления сущего, это переход возможности в действительность, поэтому движение это универсальное свойство бытия. В философии Аристотеля важное место занимает категория причинности. Он различает четыре вида причин:
Для понимания и объяснения бытия необходимо познать все виды причин, ибо благодаря их воздействию существуют вещи. Познание формальной причины важнее, чем познание материальной, однако каждая вещь находит своё завершение в том назначении, в котором она возникла и существует. Таким образом познание конечной причины выступает целью познания. Аристотель впервые вводит в ясно осознанной форме проблему теологии (учение о целесообразности мира). 2.4. Проблема человека и общества в философии античности"Софисты" Первые обратили внимание на специфику человеческого бытия. Протагор: "Человек есть мера всех вещей". Софисты подготовили антропологический переворот, совершённый в античной философии Сократом. Сократ (470-399 гг. до н.э.) Попытался осмыслить своеобразие человека через рассмотрение специфики его деятельности, особенно в сфере нравственного поведения. В беседах с людьми он стремился выявить глубинные основания поступков, ведущих к достойному образу жизни. Добродетель, считал он - это знание, ибо нужно знать, что есть добродетель, для того, чтоб соответствовать этому. Таким образом, Сократ сделал философское открытие - основа деятельности человека - всеобщие понятия, которые по своей природе идеальны. Сократ первым отчётливо осознаёт принципиальное отличие деятельности человека от действия природных сил. Это отличие в том, что человек руководствуется общими понятиями. Платон Структуры космоса, государства, человеческой жизни полностью аналогичны. Их устройство тройственно:
В его философии мир - это всеобъемлющий космос, в котором отведено место общественной жизни, каждому человеку. Разумное постижение идей обеспечивает человеку добродетельную жизнь. Если в человеке преобладает яростная или вожделеющая душа - ему закрыт доступ к истинно человеческому удовлетворению жизнью. Человек - единство души и тела. Характеризуя взаимодействие человека и государства, Платон говорит, что им присущи одни и теже начала и их число одинаково, т.е. Платон показывает принципиальное тождество природы человека и общественного устройства жизни. Аристотель Трансформировал систему объективного идеализма своего учителя, в т.ч. его учение о человеке. Для познания причин существования вещей, человек, по Аристотелю, пользуется логикой, называя её органоном (чисто человеческим изобретением). Открытием Аристотеля было осознание качественного отличия общественной жизни от природного бытия и понимание человека, как существа общественного, существование которого возможно только в обществе. Государство, как высшее достижение общественной жизни, первично по отношению к человеку. Любой гражданин, индивид - есть подлинный человек в качестве гражданополиса - сообщества свободных граждан. Всякий человек, не являющийся Греком - не полноценный человек, варвар. "Варвар и раб по природе своей понятия тождественные". Проблемы человека и общества, а также государства приобретают большое значение в эпоху эллинизма (IV - I вв. до н.э.). Эпикур Человек - чувствующее существо и его чувства являются основным критерием морали. Высшим благом считал блаженство, наслаждение, как вытекающие из человеческой сущности. Общество - совокупность индивидов, которые договорились не вредить друг другу. Соблюдение этого договора - справедливость. Эпикур в определённой степени предвосхищает теорию общественного договора, возникшего в философии нового времени (XVII - XVIII вв.). Эпикур советовал мудрым избегать общественной деятельности. Замкнутость в частной жизни - типичное проявление индивидуализма. 3. СРЕДНЕВЕКОВАЯ ФИЛОСОФИЯ3.1. Социокультурные и мировоззренческие предпосылки возникновенияПервые века нашей эры характеризуются кризисом рабовладельческого строя и возникновением феодализма. Этот процесс сопровождается возникновением государства, ставшим ведущим явлением западного средневековья. Философия в эту эпоху развивается в рамках христианского мировоззрения. Христианское мировоззрение складывалось в борьбе с античным и отличалось главным образом по следующим позициям:
3.2. Учение о бытии в философии средних вековВажнейшая тема христианской антологии (учение о бытии) - тема отношения бога и сотворённого им мира. Схоластика (Греция, XI-XIV вв.) - философия, господствующая в школьном преподавании. Основная задача схоластики - обоснование, защита и систематизация религиозных догматов, абстрактным, логическим путём. Тем самым, в какой-то мере, признавалась роль разума в познании. У Аристотеля причина не порождает, а структурирует вещь, оформляет, т.е. причина у него не порождающий, а определяющий фактор. В христианской антологии причина и следствие понимаются, как два уровня бытия. До акта божественного творения, низший уровень отсутствует. Возникновение следствия (мира) никак не сказывается на причине - в средневековой антологии категория причинности разрабатывается в метафизическом понимании, которое в последствии было унаследовано естествознанием нового времени. Земная действительность, сотворённая богом, рассматривается как низшая реальность, не имеющая антологической ценности, а поэтому не являющаяся подлинным объектом познания (влияние Платонизма). В средневековой антологии, наряду с категорией причинности, по новому трактуются категории "возможность и действительность", "материя и форма", "общее и особенное" (единичное). Особый вклад в это направление внёс систематизатор схоластики Фома Аквинский (1225-1274). Его труды "Сумма теологии", "Сумма философии", "Сумма против язычников" опираются главным образом на труды Аристотеля. Бытие Аквинским рассматривается как возможное и как действительное. Материя - чистая потенциальность. Это слабейший вид бытия, который пассивно воспринимает воздействие извне. Ничто материальное без формы не существует. Форма - принцип порядка и чёткости, зависит от высшей формы - Бога. Бог - существо чисто духовное, сообщающее активность материи. Проблема соотношения общего и единичного рассматривается в средневековой философии с двух позиций:
Если реализм трактовал общее, как нечто идеальное и предшествующее единичным вещам, т.е. решал проблему связи общего и единичного идеалистически и метафизически, то номинализм был своеобразным материалистическим решением этого вопроса. Номинализм делает шаг вперёд в построении новой антологии: в соотношении общего и единичного акцент смещён в пользу единичного, которому даётся статус подлинной реальности. Общее - производное, вторичное. 3.3. Учение о познанииВ средневековой философии человеческие знания считались неизменными, божественным откровением. Источник и хранилище всех знаний - Библия. Таким образом процесс познания в основном сводился к процессу преподавания. Цель познания - перестройка души с помощью слова божьего. Характерная черта средневековой философии - теоцентризм - обращение к богу, как к началу и причине мира. Необходимость постоянной защиты и доказательства основных христианских догм и бытия бога обусловила преимущественное развитие логики, как философской дисциплины. 4. ФИЛОСОФИЯ ЭПОХИ ВОЗРОЖДЕНИЯ4.1. Мировоззренческие и методологические установки ВозрожденияС XV века в Европе начинает складываться новая картина мира. Главное в ней - новое понимание человека. Существенное значение в этом процессе имело искусство. Человеческая телесность, естественные потребности, впервые после 1000 лет средневековья, осознаются не как носители греховности, а как высшая ценность и подлинная реальность. Таким образом словесному миру религии и схоластики противопоставляется мир в его непосредственности, чувственном богатстве. Поэтому мировоззренческая установка Возрождения состояла в открытии самоценности человеческой личности и в гуманистической направленности познания. Эпоха создала идеал культурного индивидуализма, который имеет общечеловеческое значение. Ведь гуманистический индивидуализм эпохи направлен не на практическую экономическую деятельность, а на культурную. Методологическая установка Возрождения - переход от мёртвых абстракций и комментирования сочинений древних библейских пророков к живому наблюдению вещей. Потребность изображения человеческого тела не в символическом, а естественном виде дала толчок к развитию анатомии, интерес к оптике. Мир резко раздвинул свои границы. 4.2. Возрожденческий гуманизм и проблема унитарной индивидуальностиГуманисты - социальная группа, сложившаяся в Италии к эпохе Возрождения. Они утверждали новую систему духовных ценностей: приоритет личных достоинств, личного благородства над происхождением (учёность возвышает человека больше, чем происхождение, богатство, власть). Сущность возрожденческого гуманизма - индивидуальное совершенствование путём приобщения к культуре. Цель жизни - не спасение души, а творчество, познание, служение людям, а не богу. Для гуманистов античность предстаёт как "Золотой век", идеальный образец. Поэтому особую разработку получил неоплатонизм. Стремление возвысить человека возродило неоплатонистическую идею нисхождения божественного смысла в мир, идеи насыщенности мира, космоса божественным смыслом. Бог становится ближе к человеку, он слит с миром, одухотворяет мир - это пантеизм ("пан" - всё; всебгоие - Бог во всём). 4.3. Натурфилософия эпохи ВозрожденияРазвитие науки и технический прогресс обусловили возникновение философии природы. Зачастую она носила пантеистический характер. Представителями данной философии были Б.Телезио, П.Помпонации, Н.Коперник, Дж.Бруно, Н.Кузанский. Николай Кузанский (1401-1464) Как и большинство философов своего времени, ориентировался на неоплатонизм. Платон и неоплатоники противопоставляли единое (идея) не единому (вещи). Кузанский исходит из христианского принципа монизма, заявляя: "единому ничто не противопоставлено", "единое - есть всё". Это утверждение направлено против христианского теизма, отличающего творение (всё) от творца (единого). В этом состоит специфика возрожденческой антологии, по отношению к средневековой и неоплатонической. Человек, это тоже бог, но не в абсолютном смысле. Кузанский предугадывает гелиоцентрическое понимание мира. Николай Коперник (1473-1543) Возродил и обосновал античную идею гелиоцентризма, нанеся удар по религиозным представлениям, открыл новые пути для развития астрономии, физики, всего естествознания. Отныне утверждается новая точка зрения - не всё видимое достоверно, оно лишь перевёрнутое отражение скрытой за явлениями действительности. Несовпадение сущности и явления сделало основной задачей философии поиск и обоснование адекватного метода познания мира. Джордано Бруно (1546-1600) Философски обобщил теорию Коперника, высказал идею бесконечности Вселенной и множества миров. Природа - это бог в вещах, следовательно цель познания - телесная, материальная природа, а не сверхприродный бог. Оригинальность концепции Бруно - в объединении пантеизма с принципом индивидуализма, обобщённые в понятии монада (индивидуальная сущность, сочетающая в себе как духовное, так и материальное начало и выступающая, как основная единица бытия). Высшая субстанция - Бог - это монада монад. Как целое она проявляется во всём едином по принципу "всё во всём". Бруно сформулировал основное утверждение становящегося естествознания нового времени:
В целом философия Ренессанса является необходимым и естественным периодом от средневековых философских традиций к философии Нового времени. Её особенности:
5. ФИЛОСОФИЯ НОВОГО ВРЕМЕНИ5.1. Учение о методе. Рационализм и эмпиризмФилософия нового времени осуществила окончательный поворот к утверждению автономии человеческого разума, признанию его основой человеческого познания и деятельности. Основоположники: Ф.Бекон (1561-1626) и Р.Декарт (1596-1560). Мировоззренческие и методологические сдвиги, произошедшие в эпоху Возрождения, выдвинули задачи:
Поиск путей решения этих задач привёл к появлению эмпиризма и рационализма. 1. Эмпиризм Основан Ф.Беконом; Придавал исключительное значение наблюдениям, эксперименту. Критерий истинности - опыт. Познание - отображение внешнего мира в сознании человека (чувства, ощущение, опыт). 1620 г. - книга Бекона "Новый органон", или истинные указания для истолкования природы" - представлен метод получения общих знаний о мире, путём изучения многообразных единичных вещей. Роль разума - переработка данных, нахождение связей, открытие законов природы. Он критиковал "узких" эмпиристов, переоценивающих роль разума, а так же рационалистов, игнорирующих чувственное познание. Критикуя схоластику, Бекон заявлял, что новый метод требует освобождения разума от древних представлений:
2. Рационализм Основан Р.Декартом. В работе "Рассуждение о методах": источник знаний и критерий истины находится не во внешнем мире, а в разуме. Главное в познании - интуиция интеллекта или чистое умозрение. Все идеи он подразделил на:
Абсолютно достоверным методом, содействующим открытию является сомнение во всём существующем. Единственно достоверный факт - мышление "мыслю, значит существую", т.е. по Декарту критерий истины - это ясность и отчётливость наших представлений. Задача познания - "как могли быть созданы" вещи. Истина - не есть соответствие знания быта, а модель для создания быта, соответствующего этой истине. Он открывает для познания возможность технического приложения результата, возможность экспериментального создания бытия, не существующего в видимом природном мире (методологическое обоснование математического естествознания). Философами и естествоиспытателями, ориентированными на изучение природы были сформулированы следующие основные установки:
5.2. Французская философия XVIII века. Механический материализм, просвещениеТ.к. биология, химия и т.д. ещё только формировались, законы механики продолжали считать всеобщими. Ламери (1709-1751) "Человек-машина" - человек, это искусно построенный механизм. Материальный мир существует сам по себе, у него нет ни начала, ни конца. Душа - деятельность мозга, является двигателем тела, материальна. Отличие человека от животного - структура, объём мозга (количественное). Изучение механики тела должно привести к пониманию деятельности мозга. Познание сущности мира - невозможно. Поль Гольбах (1723-1789) "Система природы" - публично сожжена. Природа - совокупность веществ, действующих в силу собственной энергии, является причиной всего, ибо существуют благодаря самой себе, не богу. Все тела состоят из неизменных, неделимых атомов. Мир подчинён всеобщим законам (механики), где нет места для случайностей. Французское просвещение (вторая половина XVIII в.) Мощное движение, ориентированное на критику феодализма. Просветители возвышали разум над верой, боролись с предрассудками и суевериями и следовательно критиковали церковь. Человек должен стать властителем мира. Человек - ровня другому человеку, свободен в решениях и действиях; Разрабатывались меры по обеспечению гражданских и политических прав. Большинство просветителей в качестве гаранта этих прав видели доброго и просвещённого монарха. 5.3. Проблемы человека и общества в философии нового времениДля построения картины мира, философы нового времени использовали теорию механики.
Учение о роли среды в формировании личности - ценнейшее у французских мыслителей нового времени. Они считали, что человек от рождения равен и одинаков. Умственное и нравственное развитие порождается воспитанием и условиям жизни. Проблема материальных потребностей и интересов, занимает важное место у французских мыслителей. Гельвеций: материальные интересы лежат в основе всех исторических событий. Эгоизм и себялюбие - движущее начало развития. Уничтожить эгоистические страсти человека - уничтожить его. Французские философы рисовали будущее, как царство равенства (равенства граждан перед законом), разума, справедливости. Они полагали, что историю определяют великие люди. Проблема общественного строя - идеи свободы и равноправия; сочетание личных интересов с общественными, где общее благо - верховный закон. Концепция социального и исторического прогресса (Гердер, Лессинг, Кондорсе): прогресс, это естественное поступательное развитие, направленное на достижение высшего состояния - гуманности. Определяющее значение имеет культура, стимулирующая развитие общества, одновременно являясь результатом этого развития. 6. НЕМЕЦКАЯ КЛАССИЧЕСКАЯ ФИЛОСОФИЯ (XVIII-XIX вв.)Представлена творчеством Канта, Фихте, Шеллинга, Гегеля, Фейербаха. Каждый из них создал свою философскую систему, которые образуют значительный этап в развитии человеческой мысли. Является итогом 25-и вековой традиции европейской философии. Особенности:
Диалектика - основа немецкой классической философии. Даже Фейербах (критик Гегеля и диалектики), рассматривая явления в их связи и взаимодействии. Единство противоположностей считал источником развития
Всё это говорит о единстве гуманистических устремлений представителей немецкой классической философии. |