СРС №4 Философия. 1. Философская мысль в России развивалась под воздействием следующих факторов социальнокультурного
Скачать 19.57 Kb.
|
Задание 1 1. Философская мысль в России развивалась под воздействием следующих факторов социально-культурного характера природного фактора. 2. Истоками русской философской мысли является немецкая философия. 3. Первыми свидетельствами, что философские рассуждения были неразрывно связаны с политическими, религиозными идеями, с житейской практикой, были древние греки. 4. Своеобразным философско-нравственным кодексом Древней Руси стало произведение Владимира Мономаха «Поучение». 5. Идеологема «Москва – III Рим» появилась в XV веке, ее оформил Филофей, старец псковского Елеазарова монастыря. 6. Основной идеей ее была идея о том, что Москва - третий Рим, а четвёртому миру не быть. Если падёт Москва и Россия, то это будет знак о скором конце света. 7. «Философское пробуждение» России относят к XVIII веку – веку эпохи Просвещения 8. Первым философом на Руси, в точном смысле этого слова, «русским Сократом», В. В.Зеньковский (историк русской философии) назвал Сковорода Григория Саввича. 9. У истоков материалистической традиции русской философии стоял А.И. Герцен 10. М. В. Ломоносов, говоря о Боге, называл его «великим архитектором», создавшим мири его законы. После чего мир развивается согласно этим законам самостоятельно. Здесь зафиксирована позиция атеизма 11. Специфическими чертами русской идеалистической философии являются религиозное влияние, роль проблем морали и нравственности. 12. Сторонниками особого пути России, который якобы обусловлен религиозностью ее народа, общинным характером собственности и быта, тягой к нравственным ценностям, были Юрий Фёдорович Самарин, Фёдор Иванович Тютчев, Николай Яковлевич Данилевский , Николая Николаевич Страхов 13. Принцип устроения бытия, сформулированный кратко в суждении: «Единство во множестве», называется триединство. 14. Впервые его сформулировал Бенедикт Спиноза. 15. Истина, наполненная нравственным смыслом и идеей естественного права, есть определение. 16. Национальная идея русского народа, определяющая цели его исторического развития и задачи – дух народа. 17. Историософская идея, согласно которой русский народ должен выполнить какую-то важную роль в мировой истории - «Древлее любомудрие» 18. В русской идеалистической философии мудрость мира, принявшая форму духовной ткани бытия, возникающая одновременно с Богом и участвующая в творении мира, есть София 19. Книга В. С. Соловьева «Оправдание добра» посвящена вопросам нравственности. 20. Направление в отечественной философии, рассматривающее мир как саморазвивающуюся систему, не нуждающуюся для своего существования ни в каких потусторонних силах – диалектический материализм. 21. Назовите его представителей .Э. В. Ильенков, А. А. Зиновьев, М. К. Мамардашвили 22. Проблема богочеловечества разрабатывалась в русской философии с конца XIX - начала XX века. 23. Главная идея философии и жизненное кредо Н. А. Бердяева. «Философия неравенства» Я бы хотел в вечной жизни быть с животными, особенно с любимыми. 24. «Философические письма» и «Апология сумасшедшего» принадлежат перу П.Я.Чаадаева 25. Философию ненасилия обосновал и развил в русской общественно-политической и этической мысли А.А.Гусейнов. Задание 2
Задание 3 «Основание западноевропейской философии — ratio. Русская философская мысль, развивавшаяся на основе греко-православных представлений, в свою очередь во многом заимствованных у античности, кладет в основание всего Логос. Ratio есть человеческое свойство и особенность; Логос метафизичен и божественен» (А. Лосев). Отличия русской философии по А.Ф. Лосеву «Если мы теперь возьмёмся кратко сформулировать общие формальные особенности русской философии, то можно выделить такие пункты: 1. Русской философии, в отличие от европейской, и более всего немецкой философии, чуждо стремление к абстрактной, чисто интеллектуальной систематизации взглядов. Она представляет собой чисто внутреннее, интуитивное, чисто мистическое познание сущего, его скрытых глубин, которые могут быть постигнуты не посредством сведения к логическим понятиям и определениям, а только в символе, в образе посредством силы воображения и внутренней жизненной подвижности (LebensDynamik). 2. Русская философия неразрывно связана с действительной жизнью, поэтому она часто является в виде публицистики, которая берет начало в общем духе времени, со всеми его положительными и отрицательными сторонами, со всеми его радостями и страданиями, со всем его порядком и хаосом. Поэтому среди русских очень мало философов parexellence: они есть, они гениальны, но зачастую их приходится искать среди фельетонистов, литературных критиков и теоретиков отдельных партий. 3. В связи с этой «живостью» русской философской мысли находится тот факт, что художественная литература является кладезем самобытной русской философии. В прозаических сочинениях Жуковского и Гоголя, в творениях Тютчева. Фета. Льва Толстого. Достоевского, Максима Горького часто разрабатываются основные философские проблемы, само собой в их специфически русской, исключительно практической, ориентированной на жизнь форме. И эти проблемы разрешаются здесь таким образом, что непредубеждённый и сведущий судья назовет эти решения не просто «литературными» или «художественными», но философскими и гениальными». |