семинар Введение в философию_1642837549. Введение в философию
Скачать 38.81 Kb.
|
Введение в философию Понятие о мировоззрении: структура, роль, типология, 2 уровня. Миф, как первая историческая форма мировоззрения. Религия, как вторая историческая форма мировоззрения. Зарождение философии (факторы, новизна явления, значение, идейные истоки). Черты философии как новой (третьей) исторической формы мировоззрения. Черты философии, общие с наукой. Черты философии, отличные от науки. Философия как синтез и осмысление эпохи: социальная характеристика. Тема. Понятие о мировоззрении Что такое философия – это мировоззрение, (это лишь родовой признак), ближайший род – быт мировоззрения. (Мировоззре́ние — система взглядов, оценок и образных представлений о мире и месте в нём человека, общее отношение человека к окружающей действительности и самому себе, а также обусловленные этими взглядами основные жизненные позиции людей, их убеждения, идеалы, принципы познания и деятельности, ценностные ориентации.) Помимо философии существуют еще другие виды или формы мировоззрения. Выделяют обыденное мировоззрение, научное, философское, религиозное. С точки зрения исторического процесса выделяют следующие ведущие исторические типы мировоззрения: мифологическое, религиозное и философское. Структура мировоззрения состоит из трех основных элементов: Система знаний, взглядов на мир, картина мира (совокупность основанных на мироощущении, мировосприятии, миропонимании и мировоззрении, целостных и систематизированных представлений, знаний и мнений человека (мыслящего субъекта) о мире и мироздании, смысле жизни и месте человека в нём). Место и роль человека в представленной картине, т.е. сущность человека, а не пространственная его характеристика. Составив определенную картину делается вывод что есть человек и делается вывод о том какова его роль. Ряд ценностей, важных для человека: идеалы, ориентации, предпочтения, убеждения, смыслы или отдельные ценности. Роль мировоззрения – ориентирующая (ориентирует человека в жизни общества). Это назначение мировоззрения не является безразличным для общества, поскольку это та основа которая ориентирует человека поэтому общество на любом своем этапе развития вырабатывает свои формы (исторические типы) мировоззрения. Существуют три исторические формы мировоззрения: Миф, Религия, Философия. Последовательность их перечисления = последовательность их возникновения. Миф как мировоззрение Миф — это самая древняя форма мировоззрения. Начало этого мировоззрения в хронологическом плане определить нельзя. Характерно для первобытного общества. Главная отличительная особенность мифа как способа объяснения мировоззрения – это фантастические, нереальные способы объяснения. Изначально допускается существование неких фантастических существ, напр. Боги и богини, полубоги = герои, духи, нечистые силы – эти и другие существа объясняют происхождение окружающего мира. Фантастическое объяснение основано на аналогии, на олицетворении, человек прибегает к способу олицетворения – поскольку он не отличает себя от природы, отсутствие этого отличия объясняется очень низким уровнем развития его экономической деятельности. Занимаясь охотой и собирательством первобытный человек ничего не меняет в действительности, а, следовательно, нет и базы чтобы выделить свое отличие. Постепенно первобытный человек развивается (орудия труда и тп) и достигает того уровня, когда он начинает себя отличать от природы, он уже видит свое отличие, при этом миф не считается за реальность и теряет свое первоначальное значение, теперь он считается сказкой. В наши дни миф ушел, но многие его элементы используются и по сей день, напр., прием олицетворения (обыденная речь, пословицы и поговорки, худ. лит-ра, стихотворения, дошкольная психология, время идет, облака бегут, молоко сбежало, т.е. наделение элементов природы качествами человека; пуп земли, стать во главу стола; фольклор – напр. У стен есть уши; и как ни странно, в понятийном языке самых точных наук: в физике: сила тока, инерции, воды… это ведь характеристика человека, а не явлений природы; в астрономии: парад планет; химия: благородные металлы; техника: усталость металла, конструкции). Выводы: как для первобытного, так и для современного ч-ка миф как форма объяснения реальности исчерпал себя, тогда как некоторые его элементы используются широко. Религия как мировоззрение Религия — вторая историч. форма мировоззрения – это более молодое социальное явление в сравнении с мифом. Ему около 50 тыс лет. Сложилась религия на основе мифа, уже после мифа, но не сводится к мифу – отличается от него. Главная особенность религии как способа объяснения – сверхъестественная: ничего нет кроме этой сверхъестественной силы – созидательной силы, которая и создала все что нас окружает. Согласно библии мир был создан за определенное время и в определенной последовательности. Здесь присутствует первый структурный элемент: рисуется картина откуда что взялось. Согласно библии существует два мира – мир небесный и мир земной. Земно мир является миром созданным, а небесный – вечный, там, где пребывает сверхъестественная сила. В библии также находится признак второго структурного элемента – место и роль ч-ка. Поскольку существует два мира то у человека есть две сущности – что есть человек по отношению к сверхъестественной силе (сын божий, создание) и что есть ч-к по отношению к созданному, земному миру (хозяин). Исходя из этих двух сущностей библия отвечает на вопрос о роли ч-ка. По отношению к богу – верить, прославлять, чтить, молиться, просить. Относительно мира земного – ч-к должен пользоваться им (сохранить, преумножить, улучшить). Вывод: в религии есть оба структурных элемента. Что касается третьего элемента – в религии он также присутствует, напр. не создавать себе идола, 10 заповедей – ценности и ориентир как жить, или же в христианстве разделение всего населения мира на верующих и язычников, в мусульманстве – на верных и неверных. Вывод: в религии присутствуют все три структурных элемента, что подтверждает тот факт, что религия есть мировоззрение. Современное состояние религии: более 80 % населения продолжают верить в сверхъестественную силу. Идея бога не преодолена человечеством и продолжает быть мировоззренческой ценностью для большинства. С этих позиций объясняются вещи, явления. Миф преодолен, а религия нет. За время существования религии в мире появилась новая форма мировоззрения – философия. Т.е. мы имеем сосуществование двух мировоззрений и выявились их разные формы отношений на протяжении 2, 5 тыс лет – взаимное отвержение, характерное для античности, или эпохи средневековья, когда религия отвергает философию и полностью подчиняет ее себе. Существовали две истины – невмешательство в дела друг друга. Это характерно для конца средневековья и начала средних веков. Тогда религия ослабла, потеряла свое доминирующее положение в обществе, и не могла подчинить себе философию, которая наоборот возмужала, но не настолько чтобы полностью искоренить религию. Они не могут воздействовать др на др. и выбирают сосуществование, сотрудничество, напр. Видим это в религиозной философии (совмещение), религия использует идеи философии для самосовершенствования. Сколько это сосуществование будет длиться не известно. Зарождение философии Философия сложилась 2,5 тыс лет назад около 7-6 века до н э. центры, где появилось это явление географически отдалены др от др – разные концы света древний Китай, древн. Индия, древн. Греция – в разных концах, но почти одновременно. Ученые пришли к выводу, что в этих концах света имеются сходные историч условия которые и стали основой для появления Ф. – то есть появление цивилизации (речные цивилизации, сложившиеся у больших рек). Признаки цивилизации: деление населения по экономической деятельности и появление соц слоев : крестьяне, ремесленники, купцы и люди интеллектуальной деятельности. Другой признак – деление общества на богатых и бедных, появление города и государства, письменность, грамотность, наука (характерные черты цивилизации, условия в совокупности которых появилась цивилизация). Новизна этой формы мировоззрения: 1 отличие – способ объяснения: миф объясняет фантастически, религия –сверхъестественно, а философия использует принципиально новых способ объяснения - естественно, т.е. объяснять вещи исходя из них самих, изначально исключая как фантастическое, так и сверхъестественное. Подобное объяснение характерно и философии и науке. Изначально они не различались: чел. занимавшийся наукой это мудрец. Второе отличие – основа этого объяснения (на чем оно основывается) – сравнение: мифологическое объяснение основано на фантазии, религиозное основано на вере, а философское основано на знании, на науке; если исчезнет наука – исчезнет и философия. Значение появления философии. Появление философии означает начало перехода от фантастического и религиозного объяснения к естественному. Этот переход фактически означает революцию в духовном развитии человечества. Эта революция не закончена – это лишь начало. Очень много вещей объяснены естественно, но большая часть населения продолжает все объяснять с религиозной точки зрения. Само общество пока не ориентировано на естественное объяснение, ему проще объяснять с религиозной точки зрения. Веками философия была предметом изучения у элиты, и только к концу 19, началу 20 века в результате индустриальной революции в Англии (переход от ручного труда к машинному) имевшей культурное значение, которая требовала поднять культурный уровень образованности, стал возможен переход философии к преподаванию ее в массах. С учетом вышесказанного, философия — это мировоззрение, НО только цивилизованного общества, философия представляет собой естественное объяснение и основано на науке и знаниях. Черты философии как мировоззрения: 1 Рациональное объяснение - рациональный тип мировоззрения 2. теоретический тип мировоззрения 3. Универсализм 1. объяснить рационально – это: 1) объяснять естественно, т е объяснять вещи исходя из них самих, не за пределами, исключая фантастическое, нереальное. Этот способ объяснения характерен не только философии, но и наукам, поскольку изначально философия развивалась наряду с наукой, синкретично – объединение в одно целое. 2) использование понятийного языка. Все науки имеют свои понятия – понятийный язык выделяет только существенные черты. Такой язык характерен не только наукам, но и философии. И философия, и науки были вынуждены выработать такой язык чтобы формулировать естественное объяснение. Назначение этого языка обеспечить естественность объяснения. 3) полное подчинение содержания /идей философии правилам и требованиям логики. Логика — это наука о правильном мышлении, т е о мышлении по правилам. Мышление — это оперирование понятиями, составление суждений, осуществление умозаключений, это работа не с вещами, а их заменителем – словом. Логика ориентирует как правильно соединять меж собой слова чтобы формулировать умозаключения и суждения, чтобы они соответствовали действительности. По отношению к наукам и философии логика является средством проверки и контроля, поэтому люди изучающие науки должны изучать и логику, т.к. одно без другого не существует. Основное назначение логики и ее специфика как наука. Т.о. объяснить рационально - объяснить естественно, исключая допущение сверхъестественных фантастических сил, используя при этом понятийный язык, который строится и проверяется с помощью правил логики. Логика вовсе не используется за пределами философии или науки, напр. в мифе или религии, т к логика — это явление науки, связанное с возникновением естественного способа объяснения. 2. Философия мировоззрения теоретического типа – теоретическое объяснение: Теория – это оперирование сутью, сущностью вещей, а не ими самими. Преимущества, достоинства теоретического мышления: Оперируя сутью вещей и существенными связями вещей, т е отвлекаясь от множества конкретных свойств и характеристик, т.е. неглавных, несущественных черт, можно прийти к открытию новых сущностей вещей задолго до их открытия на практике. Преимущество теоретического мышления – в предвидении. Пример: солнечная система, 9 планет, не все знают, как были открыты последние две – Плутон и Нептун. Они были открыты оч поздно – в 1 половине 19 века, и открыты они были теоретическим мышлением, т е не из наблюдения, а исходя из сути вещей. В 19 веке началось применение математики в области астрономии, в частности хотели составить количественную характеристику (картину) планет солнечной системы, все шло хорошо до момента, когда подошли к этим двум планетам, оказалось, что аппарат математики недостаточен, или были допущены ошибки, перепроверив сошлись на мнении что возможно в этом пространстве находятся космические тела пока неизвестные. Перепроверка заняла оч много времени, но ответ был положительный – в этом районе есть неизвестные объекты, получается, что открыты они были теоретически. Дисциплины, которые относятся к теоретическим: философия (изначально сложилась как теоретическая), математика, теоретическая физика, теоретическая лингвистика, теоретическая биология. Примеры понятий где присутствует теоретическая суть вещей: время, пространство, движение. Философия оперирует не их количественными характеристиками, а их сутью (что это такое вообще? Какова их суть?) *** Должен быть такой язык с таким содержанием, который позволил бы применить его ко сем этим явлениям. Философия как наука. Философия и наука развивались совместно, общность их структурных черт: естественный способ объяснения, использование понятийного языка, наличие областей изучения, наличие предметов изучения, методы изучения, структура и функции. Области изучения – большие части реальности (природа общество человек или духовные явления), эти части реальности служат для классификации наук (напр., социальные науки – общее у них – изучение общества, антропологические науки – науки о человеке, реальные науки – о разных сторонах природы). Для философии характерны четыре области изучения: природа, общество, человек и духовные явления=мышление). Эти области сложились в философии не сразу: природа, потом частично человек и общество и немного о духовном, а все четыре сложились довольно поздно. Относительно наук – у них в основном одна область обучения, почему же философии нужны все четыре области изучения, в то время как наукам достаточно одной. Кроме области изучения и философия и науки имеют предмет изучения – грань, сторона, аспект области изучения, напр., социальные науки – область изучения – общество, но при этом содержание этих наук не повторяется, потому что у них разные предметы изучения. Методы изучения. У науки и у философии есть общие методы, это наблюдение, описание, характеристика, анализ, синтез, - это встречается и в науке, и в философии. Есть методы, которые типичны только наукам или только философии. Напр., самые общие, базовые методы в философии – метафизика и диалектика. Метафизика – такой метод ассоциируется с односторонним рассмотрением – в результате такого рассмотрения вещи предстают в статике, лишенные изменения, развития. Здесь в учет не берется взаимосвязь явлений. На этом принципе рассмотрения по отдельности строится учеба. Диалектика – метод противоположный метафизике, т е многосторонний. Анализ вещей с точки зрения такого метода приводит к тому что вещи предстают в развитии в изменении – в динамике, тут специально исходят из взаимодействия и взаимовлияния явлений и предметов. Но этот подход может быть использован только после применения метода метафизики. Структура – это составные части, которые можно выделить и в науке и философии. Самая общая структура и той и другой – это деление на такие части как история (появление, эволюция, видоизменение в зависимости от времени, регионов, народов, как менялась) и теория. Теория философии подразделяется на ряд разделов, представляющих особый интерес области философии – это область существования (онтология), область познания. *** философская антропология – наиболее общие вопросы, связанные с появлением и развитием человека. Функции / роль философии – поскольку философия — это очень многогранное явление, у нее оч много функций. Наиболее часто называемые функции – познавательная (гносеологическая), мировоззренческая, ориентирующая (методологическая), оправдательная (идеологическая), но базовой является гуманистическая функция философии – это идейная поддержка человека. Поскольку особенность философии – объяснять естественно исключая сверхъестественные силы, то человек остается один на один с миром, а т к мир, как и человек, очень сложен и неоднозначен, философия поддерживает стремление человека познать или изменить рассматриваемые явления. Это черты философии близкие к науке, которые дают основания подтверждать, что философия — это наука. 24.11.21 7. Черты философии, отличные от науки У философии и науки оч много структурных черт, тем не менее философию нельзя называть наукой в строгом смысле этого слова. Если назвать ее наукой, то нужно добавлять прилагательное «особая». Черты философии как «особой» науки, или как отличающейся от науки как таковой: 1 ЧЕРТА – МИРОВОЗЗРЕНЧЕСКАЯ НАПРАВЛЕННОСТЬ Это главная, определяющая черта. Главное отличие Ф от любой науки – это ее мировоззренческая направленность, ценностная ориентация, выделение ценностных моментов, о чем бы в Ф ни говорилось, в конченом итоге будут делаться ценностные выводы, будут выделяться моменты, ценности, важные для человека. Подобной направленности в науках нет. Науки рассматривают явления сами по себе, безотносительно к человеку. Это познавательная специализация. Она имеет свои достоинства – позволяет выделить закономерности и существенные черты, что можно использовать в практической деятельности. Такое отсутствие у наук ценностной ориентации отличает их от философии. *** Природа общество человек, или явления духовные – мышление. Это наличие предметов, областей изучения есть в обеих формах деятельности. У наук как правило одна область изучения, а у философии 4. Почему же ей нужно 4, тогда как наукам достаточно одной? Ответ на этот вопрос: философия делает выводы о человеке, выводы ценностного порядка, делать такие выводы беря во внимание только одну область изучения не достаточно. Напр., данных только о природе не достаточно чтобы сделать выводы о человеке. Для того чтобы делать выводы ценностного характера относительно человека нужно учитывать все четыре области, чтобы приблизиться к целостному рассмотрению человека и выделения от тех моментов которые принято считать важными для него. При этом для науки достаточно одной области изучения поскольку в науке не делается выводов относительно ценностных моментов важных для человека, и поэтому ей достаточно одной области. Вывод: для Ф необходимы 4 области изучения из-за необходимости делать выводы ценностного порядка относительно человека. 2 ЧЕРТА – РАЗЛИЧИЕ ЧЕРТ, СЧИТАЮЩЕЕСЯ ОБЩИМИ ДЛЯ ФИЛОСОФИИ И НАУКИ Понятийный язык есть и в науке, и в философии, но вместе с тем понятийный язык философии оч сильно отличается от понятийного языка науки. Универсализм – это характеристика содержания понятий. Понятия философии, их содержание должно быть универсальным, т е чтобы возможно было использовать эти понятия для характеристики всех явлений действительности (природы, человека, духовных явлений). Для чего же философии такой язык? Это связано с первой чертой, т е с необходимостью делать выводы ценностного порядка относительно человека, для этого нужно иметь такой язык который будет применим к любому явлению независимо от его специфики, отличия. Отличительная характеристика понятийного языка науки: любая наука изучает какие-то стороны действительности. У каждой науки своя область обучения (соц, реальн, психологические науки, антропологические), и язык наук точно так же подразделяется по таким же областям. Кроме того, язык науки отличается и по предмету изучения, напр., реальные науки – физика, химия, математика, география – у них свой язык, который нельзя использовать в других науках, т е он ограничен и областью и предметом изучения (два ограничения) – это главное отличие от философского универсального языка. 3 ЧЕРТА – НЕВОЗМОЖНОСТЬ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ЭКСПЕРИМЕНТА В ФИЛОСОФИИ (для проверки идей, разных положений) Как любая или большинство наук проверяются с помощью эксперимента, так же можно проверить и философию? – Нет, философия не проверяется с помощью эксперимента. Причины: первая причина это обширность областей исследования. У философии их 4 (природа, общество, человек, мышление). Если выдвигать идею о том, чтобы проверять идеи философии с помощью эксперимента, то в таком случае надо создать такой эксперимент, который мог бы охватить хотя бы три из этих областей изучения, но подобных экспериментов не существует, их даже не пытались создать, и более того не возможно создать эксперимент который охватил бы все области, показал бы верность истинность положений нескольких наук одновременно – это невозможно. Вторая причина – это теоретический характер философского знания. Теория – это сущность, суть вещей. А суть вещей нельзя проверить с помощью эксперимента, потому что суть вещи, явления, не отделена от самого предмета, суть только в нашей голове, а не располагается рядом с предметом, по этому в любой науке теоретического плана экспериментально не проверяемо в силу этой особенности, поскольку суть не существует отдельно от предмета, а эксперимент применяют к предметам а не их сути. Но то что философию нельзя проверить экспериментом вовсе не значит что ее идеи не проверяемы вообще. Существуют другие формы проверки: логика, оч жесткая проверка, вторая форма - идеи философии проверяются с помощью достижений наук из разных областей. (про атом говорили раньше). Следующая третья форма проверки – через практику, деятельность широких народных масс. Это достижение в области сельского хозяйства, промышленности. Подобная практика служит для проверки социальных наук и социальной философии в частности, поскольку в них этический аспект не отделим от религиозного, а значит эксперимент в них тоже не подходит. В конечном счете они должны найти подтверждение через те действия широких народных масс и тогда все становится на свои места. 8. Философия как синтез и осмысление эпохи: социальная характеристика философии Философия с точки зрения общества. Какую роль играет философия в обществе. Выполняет функцию синтеза, обобщения и осмысления эпохи. Тут также можно выделить ряд черт: 1 черта – особенность философского изучения действительности Философия очень своеобразно, особым образом изучает действительность, опосредованно, между Ф и действительностью есть еще один элемент – культура. Т.е. Ф изучает действительность посредством данных, полученных в культуре (т е достижения в различных областях: в науках, в искусстве, в области практической деятельности, такой как промышленность, сельское хозяйство, медицина, спорт). Философия изучает действительность, используя данные полученные другими формами деятельности - науками, искусством или в ходе практической деятельности в готовом виде. Поему же философия сама не изучает действительность непосредственно. Во-первых из-за обширности областей изучения (не может быть человек специалистом во всех науках, искусствах, практических формах деятельности), по этому философии только остается брать данные о действительности разработанные другими формами деятельности. Философия берет эти данные не все подряд, а выборочно, она использует данные других форм деятельности выборочно, отбирая те данные, которые способствуют помогают составить общую картину мира или какого-то фрагмента части этой картины. Составление этой картины есть не что иное как синтез, обобщение данных. Но все использованные данные принадлежат *** синтез можно назвать синтезом эпохи, т е определенного времени. 2 черта - синтез эпохи 3 черта - осмысление эпохи Синтез или обобщение в философии не делается ради самого обобщения, а с определенной целью, а именно выделить ценностные моменты. Это идеалы, предпочтения, ориентации, убеждения, смыслы, - осмысление, ищется то важное, ценное для человека – смысл, но данные осмысления были получены на основе данных, информации, принадлежащих определенному времени, но в таком случае и осмысление можно определить, как осмысление определенной эпохи. Философия в любом обществе в любые эпохи делает синтезы (обобщение) и осмысление. Почему получается одна и та же функция, потому что те данные которые используются для составления картины всегда разные, а значит и картина всегда будет разная, а выводы не похожи на предыдущие. Роль философии в обществе – обобщение и осмысление. Исходя из всех пройденных тем даем характеристику философии. Философия – это мировоззрение, но лишь цивилизованного общества, отличается от мифа и религии тем, что объясняет естественно изначально исключая фантастическое, сверхъестественное. Ф. – это рациональное, теоретическое объяснение, язык этого мировоззрения универсальный, у нее оч много общих черт с наукой, вместе с тем она существенно отличается от наук. Ф выполняет в обществе роль обобщения и осмысления эпохи. Эссе – мое представление о философии. Фамилия, группа д/з на след урок 5. Черты философии как новой (третьей) исторической формы мировоззрения. 6. Черты философии, общие с наукой. 7. Черты философии, отличные от науки. 8. Философия как синтез и осмысление эпохи: социальная характеристика. |