Проблема сущности и природы человека в философии. Контрольная работа по дисциплине Философия Перфильев С. Е группа мбт22 Вариант 16 Проверила Решетникова Е. В
Скачать 16.8 Kb.
|
Министерство цифрового развития Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение профессионального образования Сибирский государственный университет телекоммуникаций и информатики Межрегиональный центр переподготовки специалистов КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА по дисциплине «Философия» Выполнил: Перфильев С.Е Группа: МБТ-22 Вариант: 16 Проверила: Решетникова Е.В. Новосибирск 2022 Задание1. Вопросы к Лекции 1. Понятие человека и его сущности: В чем, по мнению Аристотеля и Маркса, заключается сущность человека, какие можно выделить общие черты и существенные различия? В чем проявляется философское осмысление понятий «сущность человека» и «природа человека»? Задание 2. Статьи на тему: Некрасова, С.И. Поиски сущности человека и его способностей в русской философии / С.И. Некрасов С.И., Н.А. Некрасова, А.С. Некрасов // Научные ведомости Белгородского государственного университета. – 2019 - № 1.- С. 64-70. Режим доступа https://www.elibrary.ru/download/elibrary_38487547_62099587.pdf (Дата обращения: 12.11.2022) Старикова, А. В. Сущность человека как объекта философского знания/ А.В. Старикова, Е.Е. Пойда // Наука и образование: опыт, проблемы, перспективы развития. – 2022. – № 1. – С. 782-784.Режим доступа: https://www.elibrary.ru/download/elibrary_49523906_64918954.pdf (Дата обращения: 12.11.2022). Бязрова, ДЖ.Б. К вопросу о соотношении понятий «природа» и «сущность» человека / ДЖ.Б. Бязрова //Международный научно-исследовательский журнал. – 2020. – № 8-3(98). – С.104-107.Режим доступа:https://www.elibrary.ru/download/elibrary_43818221_89334695.pdf (Дата обращения: 12.11.2022). Задание 3. Написание эссе: «Проблема сущности и природы человека в философии» Человеческая сущность природы существует только для общественного человека: ибо только в обществе природа является для человека звеном, связывающим человека с человеком. (Карл Маркс) Начиная с самых ранних этапов своего становления, философская мысль была устремлена к познанию сущности и природы человека. Сущность и назначение человека старались найти практически все великие умы и ученые философы. Проблема человека, его действительной сущности, особенностей его природы – центральная проблема философии во все времена. Рассматривая проблему сущности человека, становиться очевидной непосредственная связь между его деятельностью и сущностью, которая выступает как высшее проявление движения на социальном уровне, т.к человек - существо социальное, а это значит, что существовать отдельно от общества людям невозможно. Сущность человека - это производство самого себя, своего бытия и сущности. Человек - единственное в мире бытие и сущность, творящее самое себя. Человек преобразует природу, производя тем самым собственное бытие и сущность человека – это его главная черта. Тем временем, рассматривая понятие природы человека, можно сказать, что это – совокупность стойких, неизменных черт, присущих только человеку во все времена и в любом обществе и отличающих его от других живых существ. Классическое определение «сущности» сопрягается с понятием «явление» и понимается как результат длительного процесса познания. Сущность скрыта, на эмпирическом уровне она проявляется в совокупности явлений. Это относится и к человеческой сущности. Сущность – есть то, что составляет суть вещи, совокупность существенных свойств, субстанциональное ядро самостоятельно существующего сущего, иногда это ядро рассматривается как самостоятельное сущее. Актуальность рассматриваемой темы объясняется тем главной проблемой философии является представление о сущности и природы человека, а формируемые философией представления о сущности и природы человека на различных этапах становления, работают на будущее человечества. Античная философия по-своему определяет природу и сущность человека. Если досократики (Анаксимандр, Фалес, Гераклит) мыслят природу в единстве с чело веком, как части единого Космоса, то в дальнейшем, благодаря философии Сократа, человек становится отдельной проблемой. Античность осмысливала сущность человека в связи с лежащим вне его началом. Платон ставил существование и сущность человека в зависимость от мира идей. В философии Аристотеля человек предстаёт, в первую очередь, как общественное и политическое существо. Одной из главных особенностей человека, Аристотель считал его способность к различению понятий добра и зла. Главная особенность человека – его нравственная составляющая. Аристотель развивал идею, согласно которой человек рождается политическим существом и обладает инстинктивным стремление к жизни в обществе. Каждый человек занимает определённо место в обществе благодаря своим врождённым способностям. Аристотель объяснял общественные формы – семью, государство – социальным инстинктом, которым наделены только греки, а более узко – лучшие из них. Но по смыслу своей природы социальное в форме семьи и государства Аристотель мыслил как организующую форму, существующую до человека. Рассмотрим сущность человека с позиции марксистской философии. Попытка истолковать сущность человека в русле материалистического понимания истории, связать природу человека с развитием общества была предпринята в марксистской философии. В работе «Тезисы о Фейербахе» Карл Маркс отмечал, что «сущность человека не есть абстракт, присущий отдельному индивиду. В своей действительности она есть совокупность всех общественных отношений». Данный подход получил широкое признание, но и критику, как в европейской, так и в отечественной философии. Этот подход позволил отойти от поисков «вечной» природы и сущности человека, а рассматривать последнего в контексте общественного развития. Поскольку человек есть часть самой природы, ему необходимо удовлетворять свои естественные потребности. Согласно идеям Карла Маркса, человек – это деятельное существо. Лишь сам человек может творить и преобразовывать среду вокруг себя, а вместе с ней и свою природу. Отталкиваясь от этого, К. Маркс полагал, что проблема человеческой сущности не может быть разъяснена лишь натуралистическим подходом. Доказывая данное утверждение, К. Маркс показал, что биологическое единство человека, то есть его общие анатомические и физиологические черты подобия «другим», не будут играть значимой роли на протяжении всей истории его развития. Человек, прежде чем потребить, изменяет природное вещество вне своего организма. Человек извлекает из себя и отделяет свои внутренние силы, потенции, т.е. знания, умения, навыки, эмоции, способности, волю, все то, что составляет его сущность. Принадлежащие человеку потенции вносятся в объект и опредмечиваются, застывают в нем, превращая одни предметы в другие, которые содержат опредмеченную сущность человека. Природа человека определяется как «существенное для каждого сущего с самого его возникновения» и что противополагается духу «во всех формах его проявления, в частности в форме культуры или цивилизации». Именно это единство природы и духа в человеке и составляет его человеческую сущность, позволяет ему отделить себя от природы (и от своей собственной жизненной сферы), исправлять природу и самого себя в соответствии со своими материальными и духовными потребностями. Природа определяется как изначальная данность, которая во взаимодействии с духом образует сущность. Природа и сущность в человеке взаимосвязаны, что не предполагает их тождественности. Указывая на природу человека, рассматривают его общность с миром - либо природным, либо божественным. Указать на сущность человека - значит выявить его специфические свойства, то, чем он отличается от других элементов мироздания. Речь идёт не о сущности отдельных индивидов, а о сущности человеческого рода в целом - о родовой сущности человека. Эта родовая сущность проявляется не просто в отличии человека от других элементов мира, а в общем способе бытия человека, во всеобщем основании человеческой жизни. Сущность человека трактуется как историческая совокупность общественных отношений. Человек наследует эти отношения, созданные предшествующими поколениями, и изменяет их, изменяясь сам. Таким образом, понятие «природа человека» указывает на биологический «материал», из которого человек «создан», а понятие «сущность человека» отражает законы, нормы, которые формируют человека и формируются им сущность человека и в том, что человек наделен сознанием, и в том, что человек способен трудиться, и в том, что человеку присущи общественные отношения. Природа и сущность являются не сводимыми друг к другу понятиями, а человек, главная загадка для философского осмысления, проблемы которого, решаются с античных времен, и при каждом новом обсуждении открываются новые проблемные вопросы. |