Главная страница
Навигация по странице:

  • 2.Источники по изучению Отечественной истории. Методы.

  • 3. Труды дореволюционных историков как исторический источник (В.Н.Татищев, Н.М. Карамзин, С.М.Соловьев, В.О.Ключевский).

  • Василий Никитич Татищев (1686—1750)

  • «Русскую правду»

  • Ивана Грозного

  • Сергея Михайловича Соловьева (1820 - 1879)

  • Рюрика

  • Василий Осипович Ключевский (1841 -1911)

  • 4.Современная историография Отечественной истории

  • 5.Славянские племена в VI - IX вв., этногенез славян.

  • 6.Образование древнерусского государства. Деятельность первых киевских князей (Олега, Игоря, Ольги, Святослава).

  • 7. Киевская Русь при Владимире 1и Ярославе Мудром.

  • 8. Земли и княжества Руси Х II – Х III веков:. политическая организация, хозяйство, культура.

  • I столетия резко усиливается политическая раздробленность

  • 1. Функции и значение исторической науки


    Скачать 118.58 Kb.
    Название1. Функции и значение исторической науки
    Анкор1 (1).docx
    Дата24.04.2017
    Размер118.58 Kb.
    Формат файлаdocx
    Имя файла1 (1).docx
    ТипЗакон
    #4752
    страница1 из 6
      1   2   3   4   5   6

    1.Функции и значение исторической науки.

    Предметом изученияОИ являются закономерности политического и социально-экономического развития РГ и общества как части мирового процесса истории человечества. ИР рассматривает общественно-политические процессы, деятельность различных политических сил, развитие политических систем и государственных структур.

    Выделяются следующие функции исторического знания:

    1) познавательная– исходит из познания исторического процесса как социальной отрасли научного знания, выявления главных тенденций общественного развития истории и как итог – теоретического обобщения исторических фактов;

    2) практическо-политическая– выявляя закономерности развития общества, помогает разработать научно обоснованный политический курс. Вместе с тем знание истории способствует формированию оптимального варианта политики по руководству массами;

    3) мировоззренческая– при изучении истории в значительной степени определяет формирование научного мировоззрения. Это происходит потому, что история, опираясь на различные источники, дает документально точные данные о событиях прошлого. Люди обращаются к прошлому для того, чтобы лучше понять современную жизнь, заложенные в ней тенденции. Таким образом, знание истории вооружает людей пониманием исторической перспективы.

    4) воспитательная– состоит в том, что знание истории активно формирует гражданские качества личности, позволяет разобраться в достоинствах и недостатках современной общественной системы.

    Принципы научного исследования истории:

    1. Принцип объективностиобязывает рассматривать историческую реальность независимо от желаний, стремлений, установок и пристрастий субъекта.

    2. Принцип историзмагласит, что любое историческое явление должно изучаться с точки зрения того, где, когда и почему это явление возникло, каким оно было вначале, как затем развивалось, какой путь прошло, какие оценки ему давались на том или ином этапе развития, что можно сказать о его перспективах.

    3. Под принципом социального подходапонимают проявление определенных социальных и классовых интересов, всей суммы социально-классовых отношений.

    4. Принцип всесторонности изучения историиподразумевает необходимость не только полноты и достоверности информации, но и учета всех сторон и взаимосвязей, влияющих на политическую сферу жизни общества.


    2.Источники по изучению Отечественной истории. Методы.

    1) хронологический– состоит в том, что явления истории изучаются строго во временном (хронологическом) порядке. Применяется при составлении хроник событий, биографий;

    2) хронологически-проблемный– предусматривает изучение истории России по периодам, а внутри них – по проблемам. Применяется во всех общих исследованиях, в том числе и в различных курсах лекций по истории;

    3) проблемно-хронологический– применяется при изучении какой-либо одной стороны деятельности государства, общества, политического деятеля в ее последовательном развитии. Такой подход позволяет полнее проследить логику развития проблемы, а также наиболее эффективно извлечь практический опыт;

    Источники изучения отечественной историивесьма значительны и сложны. Точных границ круга источников, как представляется, не существует в силу целостности и неделимости исторического процесса, взаимосвязанности деятельности людей на различных этапах историко-политического развития. Примерная классификация источников:1) археологические источники; 2) летописи и летописные своды; 3) этнографические источники; 4) архивные документы 5) документы государственных органов и общественных организаций Российского государства; 6) документы политических партий и движений России 7) произведения государственных и общественных деятелей России; 8) периодическая печать; 9) мемуарная литература; 10) музейные документы; 11) фото-, фоно– и кинодокументы; 12) электронные средства информаци


    3. Труды дореволюционных историков как исторический источник (В.Н.Татищев, Н.М. Карамзин, С.М.Соловьев, В.О.Ключевский).

    С образованием Российского государства с центром в Москве появилась потребность определить его место среди других стран. Предпринимается попытка обосновать происхождение царского самодержавия, доказать его незыблемость и вечность. В 1560-63 гг. появилась «Степенная книга», в которой история страны изображена как серия сменяющих друг друга княжений и царствований.

    Обоснование сильной государственной и монаршей власти потребовалось и в период образования империи при Петре I Он прямо заявил о необходимости всем его подданным «ведать Российского государства историю». Реализуя это пожелание, один из «птенцов гнезда Петрова» — Василий Никитич Татищев (1686—1750) в своем труде «История Российская с самых древнейших времен» — предпринимает первую попытку создания обобщающей работы по истории России. Он рассматривает политическое развитие России под углом борьбы монархии с аристократией, доказывает полезность самодержавия и вред аристократического правления, убеждает читателя в благости «монар­шего правления», воспитывая подданных в духе покорности царю. В. Н. Татищев ввел в научный оборот много новых источников: «Русскую правду» (свод древнерусского феодального права), «Судебник 1550 г.», ряд летописей.

    История В. Н. Татищева содержит обзор событий от скифских времен до конца XVI в. — правления Ивана Грозного.

    Еще одним представителем является русский писатель, историк.Николай Михайлович Карамзин (1766—1826) свой главный труд посвятил истории («История государства Российского» в 12-ти томах). История, по мнению Карамзина, должна была учить и царей. На примерах

    правления русских монархов - положительных и отрицательных - он хотел учить царствовать. Для этого он, вслед за Монтескье, дает определение самодержавия, подчеркивая его обязанности перед народом. «Предмет самодержавия есть не то, чтобы отнять у людей естественную свободу, но чтобы действия их направить к величайшему благу».

    Сергея Михайловича Соловьева (1820 - 1879). Самым значительным по содержанию и обилию использованных источников является его труд «История России с древнейших времен» в 29-ти томах, где рассматривается развитие российской государственности от Рюрика доЕкатерины II. Соловьев считал государственность основной силой общественного процесса, необходимой формой существования народа, который немыслим без государства. Однако успехи в развитии государства он не приписывал царю и самодержавию. Его мировоззрение сформировалось под влиянием гегелевской диалектики, которая признавала внутреннюю обусловленность и закономерность исторического процесса.

    В отличие от предшественников Соловьев придавал значение в истории природе, географической среде.

    Последователем идей Соловьева был Василий Осипович Ключевский (1841 -1911). В «Курсе русской истории» в пяти томах В. О. Ключевский первый среди российских историков отошел от периодизации по царствованиям монархов. По Ключевскому - история делится на периоды, исторические вехи: Днепровский, Верхневолжский, Московский или Великорусский, Всероссийский.

    Труд Ключевского привлекает яркими характеристиками исторических деятелей, оригинальной трактовкой источников, широким показом культурной жизни русского общества.

    4.Современная историография Отечественной истории

    Термин “историография” неоднозначен как в предшествующей, так и в современной научной традиции. Само понятие происходит от греческих слов, которые переводятся как - описание расследования. Долгое время историографом называли историка, занимающегося историописанием.

    В современной литературе часто под историографией понимают:

    -либо историческую науку вообще,

    -либо круг литературы по определенной теме.

    Однако, в середине ХХ века окончательно оформилось и сложилось новое науковедческое наполнение этого термина: историография - это история исторической науки.

    В современном сообществе историографов наблюдается тенденция понимания предмета историографии в более широком, междисциплинарном поле. Историография как наука осмысливается на стыке науковедения, истории культуры, социальной истории. В связи с этим, обращается внимание не только на производство научного знания, но и на потребление и распространение его.

    Сегодня мы пришли к пониманию того, что историография как история исторической науки, безусловно, является частью интеллектуальной истории, которая демонстрирует в ретроспективе сложный, противоречивый, часто прерываемый процесс познания национальной истории.

    5.Славянские племена в VI-IX вв., этногенез славян.

    Этногенез– весь процесс существования и развития этнической системы от момента ее возникновения до исчезновения.

    На территории России было обнаружено значительное количество археологических памятников каменного века. Полагают, что славяне как вид образовались на территории Восточной Европы в IV–II тысячелетии до н. э. Они населяли лесные области между Одером и средним Днепром, от Балтийского моря до Днестра. Главными отраслями их хозяйства являлись земледелие и скотоводство.

    В середине I тысячелетия до н. э. среди славян началось распространение железа. Примерно в это время единая славянская общность разделилась натри ветви: восточную (будущие белорусский, русский и украинский народы), западную (поляки, чехи, словаки и др.) и южную (болгары, сербы, хорваты и др.).

    Во II в. н. э. в северное Причерноморье из низовьев Вислы пришли германские племена готов. Под их главенством здесь сложился военно-племенной союз, в который вошла и часть славянских племен. С конца IV в. племена Восточной Европы оказались вовлечены в крупные миграционные процессы – так называемое Великое переселение народов.

    Сложные природно-климатические условия побуждали наших предков к объединению в рамках общины, ведению коллективного хозяйства.

    6.Образование древнерусского государства. Деятельность первых киевских князей (Олега, Игоря, Ольги, Святослава).

    Начальную форму государственности представляли собой восточнославянские союзы племен. Одним из таких объединений был, по-видимому, союз племен во главе с князем Кием (VI в.).

    Согласно «Повести временных лет», русская княжеская династия берет свое начало в Новгороде.

    Датой образования Древнерусского государства условно считается 882 г., когда князь Олег, захвативший после смерти Рюрика власть в Новгороде, предпринял поход на Киев. В связи с тем, что столица была перенесена из Новгорода в Киев, это государство принято называть в литературе Киевской Русью.

    Утвердившись в Киеве, Олег начал покорять славянские и финские племена. Захватив обширные пространства, расположенные по обе стороны великого водного пути, Олег осуществил объединение новгородского севера и киевского юга под одной властью и явился таким образом основателем великого княжества Киевского - первой формы общерусского государства.

    Утвердив свою власть в Поднепровье, Олег в 907 г. собрал огромное разноплеменное войско из славян и финнов и предпринял свой знаменитый поход на Царьград. Война закончилась заключением мирного договора, главной целью которого было урегулирование торговых отношений между Русью и Византией. В 912 году Олег умер. Его преемником стал Игорь, сын Рюрика, опекуном которого являлся Олег. Это был менее талантливый князь.

    В 945 г. сбор дани в Древлянской земле закончился убийством Игоря и его приближенных. Вдова Игоря, великая княгиня Ольга, которую киевское предание считало мудрейшей из всех мудрых, хитро и жестоко отомстила древлянам за убийство мужа.

    Ввиду малолетства своего сына Святослава Ольга более десяти лет самостоятельно управляла государством.

    Победив древлян, Ольга провела налоговую реформу: утвердила точный размер платежей Киеву - «уставы» и «уроки» - и создала систему административных центров - погостов, где останавливались князья и княжеские дружины для сбора дани и административно-судебного управления. Собрав дань, князь возвращался в Киев.

    Но главной исторической заслугой Ольги является принятие ею христианства: в 957 г. она посетила Царьград и крестилась там в православную веру.

    Святослав Игоревич, когда он вырос, оказался храбрым и талантливым полководцем. Он предпринял ряд удачных походов на восток, подчинил себе племя вятичей, которые до тех пор платили дань хазарам.

    После смерти Ольги Святослав посадил своего старшего сына Ярополка на престол в Киеве, Олега - в земле Древлянской, несовершеннолетнего Владимира с дядей отпустил в Новгород, а сам снова отправился на Балкан в 970 г. Но византийский император Иоанн Цимисхий выступил против него с большим войском. По дороге на его дружину напали печенеги. Святослав был убит (972 г.).

    7. Киевская Русь при Владимире 1и Ярославе Мудром.

    Владимир проводил последовательную политику усиления власти Киева. Он посадил по княжествам в качестве воевод своих сыновей. В результате практически все княжества оказались в руках семейства князя Владимира.

    Для укрепления единства государства Владимир предпринял попытку реформировать язычество путем утверждения культа главного дружинного бога Перуна. Однако такая реформа не могла вытеснить местных верований. Требовался полный отказ от язычества и утверждение единобожия. В 988 г. Владимир объявил единственной общерусской религией православное христианство.

    Принятие христианства:

    -укрепило единство Руси;

    -способствовало установлению более тесных отношений со странами Европы;
    -оказало положительное влияние на культуру, быт и нравы древней Руси.

    При князе Владимире завершается объединение восточных славян в едином государстве. Время правления Владимира было периодом подъема Киевской Руси.

    В 1015 г. один из сыновей Владимира - Святополк, захватил власть в Киеве. При этом были убиты его братья.

    В ходе междоусобной борьбы власть утвердилась в руках Ярослава Владимировича. При Ярославе Мудром Русь стала одним из сильнейших государств Европы. Международный престиж Руси подтверждают династические браки киевского княжеского дома с царствующими домами Византии, Польши, Германии, Франции, Швеции, Норвегии, Венгрии.

    В 1036 г. русские войска под стенами Киева наголову разбили печенегов, после чего их набеги на Русь прекратились.



    8. Земли и княжества Руси ХII – ХIII веков:.

    политическая организация, хозяйство, культура.

    Русские земли в ХIII веке В 1237-1241 гг.русские земли подверглись удару со стороны Монгольской империи .После походов на Северо-Восточную и Южную Русь, соответственно в 1237-1238и в 1239-1240 гг объединенного монгольского войска под командованием внука основателя империи Чингисхана – Батыя. Установилось так называемое монголо-татарское иго. Русские княжества не вошли непосредственно в территорию Золотой Орды.

    Киевская земля после нашествия окончательно утратила свое былое значение. Киев был взят татарами в 1240 г. в разгар борьбы за него между соперничающими князьями. В 20-е годы XIV века Киевская земля попала в зависимость от Великого княжества Литовского, а в начале 60-х годов окончательно вошла в его состав. В Черниговской земле во второй половине XIII столетия резко усиливается политическая раздробленность, формируется большое количество княжеств.

    В Новгородской земле во второй половине XIII-XIV в. Укрепляются республиканские формы правления. Присоединение к Москве в 1478 году происходит относительно легко.

    После монголо-татарского нашествия судьбы различных земель разошлись. Из четырех сильнейших в первой половине XIII в. княжеств, Черниговское, Галицко-Волынское и Смоленское теряют свой суверенитет и входят в состав Литвы и Польши. На территории четвертого - Владимиро-Суздальского - начинается формирование нового единого русского государства.

    Таким образом перестала существовать старая политическая структура, для которой были характерны самостоятельные княжества - земли управляемые различными ветвями рода Рюриковичей. Непосредственное воздействие на экономику выразилось, во-первых, в разорении территорий во время ордынских походов и набегов, особенно частых во второй половине XIII в. Во-вторых, завоевание привело к систематическому выкачиванию значительных материальных средств в виде ордынского выхода и других поборов, что обескровливало страну. После нашествия XIII в. Усилилась разобщенность русских земель

    В области духовной культуры прослеживается заметное непосредственное воздействие монголо-татарского нашествия, гибель значительных культурных ценностей, временный упадок каменного строительства, живописи, прикладного искусства, утрата секретов ряда ремесел, ослабление культурных связей с Западной и Центральной Европой. Таким образом, монголо-татарское завоевание оказало значительное влияние на древнерусское общество.

    Наиболее подверженными деформации оказались социально-экономическая и политическая сферы, т.е. те, которые в большей или меньшей степени скрыты от общественного сознания.


    9.Золотая Орда и система управления покоренными землями.

    Экономическая зависимость от Орды Северо-Восточной и Северо-Западной Руси выражалась в уводе ремесленников, в уплате весьма обременительной регулярной дани («ордынского выхода»), разорительных дополнительных поборах, а также в существовании особой служебной организации непосредственных производителей, которые должны были обеспечить все нужды приезжавших от хана на Русь послов, гонцов, специальных представителей. Политическая зависимость проявлялась, прежде всего, в том, что решающим условием легитимности было ханское пожалование (ярлык).

    Исторически изменчивыми были формы ордынского контроля. Первой, существовавшей сравнительно недолгое время, был институт непосредственных представителей хана («баскаки»). Затем на вооружение был взят способ опосредованного контроля. На протяжении большей части XIV в. Владимирское великое княжение стало объектом ожесточенного соперничества московских, тверских, а затем и нижегородско-суздальских княжеских династий. Победа московских Рюриковичей (они соединили в своих руках территории Московского и Владимирского великих княжеств) стала причиной последнего изменения: с конца XIV в. все великие и самостоятельные княжения Северо-Восточной Руси стали непосредственно сноситься с Ордой и по поводу уплаты дани, и для получения ханских ярлыков, и по другим вопросам.

      1   2   3   4   5   6


    написать администратору сайта